Описание : На основе отечественного и зарубежного опыта предлагаются эффективные подходы к работе с персоналом в современных условиях (командный менеджмент, контрактация ответственности, антикризисное управление). Рассматриваются основы организации управления, концепции управления персоналом, стратегии управления персоналом, технологии и методы управления персоналом. Проблемы управления персоналом рассматриваются с учетом специфики организационной культуры, фаз жизни организации.
Второе издание (1-е изд. - ЮНИТИ, 1998) дополнено конфликтологическими основами кадрового менеджмента и корпоративным PR.
===================================================== =======
ЧАСТЬ I КАДРОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ПРОФЕССИЯ
Глава 1. Генезис профессиональной культуры кадрового менеджмента
1.1. Три профессиональные революции и миссия менеджера по персоналу
1.2. Эволюция форм совместной деятельности и становление кадрового менеджмента
1.3. Основные типы профессиональной культуры кадрового менеджмента
Глава 2. Эволюция кадрового менеджмента
2.1. Модели и особенности кадрового менеджмента
2.2. Кадровый менеджмент: вызовы XXI в.
Глава 3. Профессиональный профиль менеджера по персоналу: этическое измерение
3.1. Основные профессиональные роли менеджера по персоналу
3.2. Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу
Глава 4. Деловая этика — архитектоника кадрового менеджмента
4.1. Корпоративный этический кодекс
4.2. Неформальные уровни моральной регуляции поведения работников
ЧАСТЬ II ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОНТЕКСТ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Глава 5. Организация как феномен
5.1. Организация как «имплицитная» модель
5.2. Элементы внутренней среды организации
Глава 6. Жизненные стадии и циклы организации
6.1. Жизненный цикл организации
6.2. Стадии и циклы развития
ЧАСТЬ III КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Глава 7. Основные подходы к управлению персоналом
7.1. Экономический подход
7.2. Органический подход
7.3. Гуманистический подход
7.4. Организационные культуры как объект управленческой деятельности
Глава 8. Концепция «человеческого капитала»
8.1. Теория человеческого капитала
8.2. Концепция «Анализ человеческих ресурсов»
8.3. Модели измерения индивидуальной стоимости работника
ЧАСТЬ IV СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Глава 9. Кадровая политика
9.1. Типы кадровой политики
9.2. Этапы проектирования кадровой политики
9.3. Кадровые мероприятия и кадровая стратегия
9.4. Условия разработки кадровой политики
Глава 10. Кадровый менеджмент на разных стадиях развития организации
10.1. Исторический экскурс в конфликтологию
10.2. Стадия интенсивного роста
10.3. Стадия стабилизации
10.4. Стадия спада (ситуация кризиса)
ЧАСТЬ V МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Глава 11. Методы формирования кадрового состава
11.1. Исторический экскурс в конфликтологию
11.2. Планирование потребности в персонале
11.3. Анализ кадровой ситуации в регионе
11.4. Анализ деятельности. Должностные инструкции
11.5. Привлечение кандидатов на работу в организацию
11.6. Оценка кандидатов при приеме на работу
11.7. Адаптация персонала
Глава 12. Методы поддержания работоспособности персонала
12.1. Повышение производительности и нормирование труда
12.2. Оценка рабочих мест
12.3. Обеспечение качества труда
12.4. Оценка труда: уровни, подходы, методы
12.5. Аттестация персонала
12.6. Формирование кадрового резерва
12.7. Планирование карьеры
12.7. Разработка программ стимулирования труда
Глава 13. Методы реформирования организации
13.1. Процессы реорганизации
13.2. Организационно-кадровый аудит
13.3. Недирективные методы сокращения персонала
ЧАСТЬ VI ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ОРГАНИЗАЦИИ
Глава 14. Кадровое консультирование
14.1. Концепция кадрового консультирования как средства развития организации
14.2. Инструментарий кадрового консультанта
Глава 15. Центр оценки как технология кадровой работы
15.1. Подготовка программы центра оценки
15.2. Реализация программы центра оценки
Глава 16. Конкурс как технология привлечения персонала
16.1. Организация и проведение конкурса
16.2. Этапы конкурса
Глава 17. Внутрифирменное обучение как технология развития кадрового потенциала организации
17.1. Внутрифирменное обучение как процесс непрерывного образования и его особенности
17.2. Требования к кадровому обеспечению учебных программ и особенности обучаемых
Глава 18. Командообразование как технология формирования управленческого потенциала организации
18.1. Команда как организационная форма коллективного управления
18.2. Этапы командообразования и методы формирования команд
Глава 19. Кадровая психодиагностика
19.1. Кадровая психодиагностика: этапы и методологические основы теста
19.2.Требования к психодиагностическим методикам
19.3. Требования, предъявляемые к кадровому психодиагносту
ЧАСТЬ VII КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Глава 20. Конфликт как инструмент развития
20.1. Исторический экскурс в конфликтологию
20.2. Что же такое конфликт?
20.3. Формально-логические модели конфликтов
20.4. Основные понятия
20.5. Как быть с деструктивностью?
20.6. Когда начинается конфликт?
20.7. Что делать с конфликтом?
Глава 21. Конфликт в организации
21.1. Конфликтность организационной структуры
21.2. Межгрупповые конфликты
21.3. Межличностные конфликты
ЧАСТЬ VIII КОРПОРАТИВНЫЙ PR
Глава 22. PR — управление коммуникацией в конфликте: (методологические основы)
22.1. PR: проблема определения в мире заблуждений
22.2. PR, пропаганда и математические обоснования
22.3. PR и маркетинг: эволюция развития конфликта между потребителем и производителем
Глава 23. PR-менеджмент: технологические основы
23.1. PR: технологичная работа по формированию адекватного имиджа
23.2. PR: и проект
Словарь понятий
Литература
Размер архива 3,14 МВ
неоконченное высшее: Ташкентский государственный университет им. В.И. Ленина, факультет: психологии, специальность «Психология»
Деловые игры, управление персоналом в условиях кризиса, методическое обеспечение обучения взрослых, психология лидерства, формирование и развитие управленческих команд.
Победитель Национального психологического конкурса «Золотая психея» в номинации «Личность года в психологической практике» (2005 г.).
Победитель Национального психологического конкурса "Золотая психея" в номинации "Проект года в психологическом образовании" (2015 г.)
Подготовил 11 кандидатов и 2 докторов психологических наук
С 2017 г.: член редколлегии журнала «Психопедагогика в правоохранительных органах».
С 2011 г.: член редколлегии журнала «Организационная психология».
С 2005 г.: член редколлегии журнала «Вестник Московского университета. Серия 14: Психология».
С 2005 г.: член редколлегии журнала «Психология. Журнал Высшей школы экономики».
Книга Леонова А. Б., Базаров Т. Ю. , Абдуллаева М. М., Базарова Г. Т. , Барабанщикова В. В., Блинникова И. В., Качина А. А., Кузнецова А. С., Летуновский В. В., Липатов С. А., Лузянина М. С., Мотовилина И. А., Широкая М. Ю., . М. : НИЦ Инфра-М, 2019.
Книга Леонова А. Б., Базаров Т. Ю. , Абдуллаева М., Базарова Г. Т. , Барабанщикова В., Блинникова И. В., Качина А. А., Кузнецова А. С., Летуновский В., Липатов С. А., Лузянина М., Мотовилина И., Широкая М., . М. : ИНФРА-М, 2016.
Статья Колантаевская А. С., Гришина Н. В., Базаров Т. Ю. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2016. № 4. С. 51-62.
Статья Базаров Т. Ю. , Пронин Р. О., Турсунова Ю. Т. // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2015. № 1. С. 78-93.
Глава книги Bazarov T. , in: Psychology in Russia: State of Art Vol. 5. M. : Russian psychological society, 2012. P. 271-288.
Статья Базаров Т. Ю. , Туманян Д. // Национальный психологический журнал. 2012. Т. 2. № 8. С. 116-123.
Статья Базаров Т. Ю. , Коняева А. П. // Организационная психология. 2012. Т. 2. № 1. С. 42-57.
Статья Базаров Т. Ю. , Шевченко Ю. С. // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2012. № 1. С. 106-114.
Статья Базаров Т. Ю. , Сычева М. // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012. Т. 5. № 25. С. 12-22.
Статья Базаров Т. Ю. , Чиннова А. С. // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012. Т. 5. № 23. С. 11-21.
Глава книги Базаров Т. Ю. , Чиннова А. С. // В кн.: Кадровый менеджмент: теория и практика управления человеческими ресурсами / Отв. ред.: . Вып. 4. М. : Институт практической психологии НИУ ВШЭ, 2012. С. 40-52.
Глава книги Базаров Т. Ю. , Сычева М. // В кн.: Кадровый менеджмент: теория и практика управления человеческими ресурсами / Отв. ред.: . Вып. 4. М. : Институт практической психологии НИУ ВШЭ, 2012. С. 22-39.
Глава книги Базаров Т. Ю. // В кн.: Социальная психология: Хрестоматия / Сост.: Е. П. Белинская , О. А. Тихомандрицкая . Издание 2-е, испр. и доп.. М. : Аспект Пресс, 2012. С. 396-407.
Статья Крымчанинова М. В. , Базаров Т. Ю. // Управление корпоративной культурой. 2010. № 4. С. 240-254.
Статья Базаров Т. Ю. , Шевченко Ю. С. // Национальный психологический журнал. 2010. № 1 (3). С. 80-86.
Статья Сычева М. , Базаров Т. Ю. // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2010. № 1 (6). С. 39-48.
Статья Сычева М. , Базаров Т. Ю. // Социосфера. 2010. № 1. С. 15-26.
Декабрь 2013
Ноябрь 2013
Октябрь 2013
Сентябрь 2013
Июнь 2013
Май 2013
Апрель 2013
Март 2013
Ноябрь 2012
Октябрь 2012
Сентябрь 2012
Июль 2012
Июнь 2012
Май 2012
Апрель 2012
Февраль 2012
Январь 2012
Декабрь 2011
Июнь 2011
Май 2011
Апрель 2011
Март2011
Февраль 2011
Февраль – март 2011
Ноябрь 2010
Октябрь 2010
Сентябрь 2010
Июнь 2010
Март 2010
Февраль 2010
Январь 2010
Декабрь 2009
Ноябрь 2009
Преподавательская деятельность:
1994 - по настоящее время - кафедра социальной психологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.
Курсы: "Психология менеджмента", "Лидерство и построение команд в бизнесе"
Спецкурсы: "Психология управления персоналом", "Социально-психологические основы переговоров"
Спецпрактикумы: "Управленческое мышление", "Оценка управленческого персонала", "Ассессмент центр", "Ролевой репертуар психолога-переговорщика".
С 1994 - 2012 - Исполнительный директор Российского психологического общества
С 1996 - 2006 - Заведующий кафедрой управления персоналом ИПК ГС РАГС при Президенте РФ
С 2003 - 2007 - Вице-президент Российского психологического общества
С 2003 - Заместитель главного редактора «Российского психологического журнала»
С 2002 - 2012 - Член Ученого Совета МГУ имени М.В.Ломоносова
С 2004 - Член редколлегии журнала «Психология. Журнал Высшей школы экономики»
С 2007 - Научный руководитель Института практической психологии НИУ - Высшая школа экономики
С 2012 - Член Президиума, председатель экспертного совета РПО
Участвовал в организации и проведении съездов РПО (Москва - 1994 г., Ярославль - 1998 г., Санкт-Петербург – 2003 г., Ростов-на-Дону 2007) и Всероссийских конференций Российского психологического общества (Москва – 1996 г., Ростов-на-Дону - 1998 г., Казань - 2000 г., Москва – 2002 г., Ярославль – 2006 г., Ростов-на-Дону, 2007 г.).
В 1981 г. под руководством проф. Г.М.Андреевой защитил кандидатскую диссертацию («Социально-психологическая ориентировка непосредственного руководителя трудового коллектива»), в 1999 г. – докторскую диссертацию по теме «Социально-психологические методы и технологии управления персоналом организации». В работе предложены и апробированы социально-психологические методы и технологии управления персоналом, имеющие целью диагностику, комплексную оценку и совершенствование человеческих ресурсов организации. Обоснована социально-перцептивная модель организации как развивающейся системы. Проведена систематизация и адаптация социально-психологических методов управления персоналом организаций, определены критерии их валидности. Разработана ситуационно-системная концепция кадрового консультирования, реализующегося посредством экспертных и процессуальных технологий: ассессмент-центр, конкурс, кадровая психодиагностика, внутрифирменное обучение. Выявлена специфика методов и технологий работы с персоналом организаций, находящихся на разных стадиях развития и в кризисной ситуации. Создано программно-методическое обеспечение подготовки специалистов по управлению человеческими ресурсами организации, способствующее институционализации кадрового менеджмента как области профессиональной деятельности. Предложенная ситуационно-системная концепция кадрового консультирования позволила обнаружить ряд закономерностей групповой динамики (преимущественная детерминация феномена командности типом совместной деятельности и личностными особенностями лидера), межличностного восприятия (установка лидера на подчиненных как фактор групповой эффективности), организационного поведения (социально-перцептивная модель организации как развивающейся системы).
13-е изд., перераб. и доп. - М.: 2015. - 320с.
Учебник может быть использован при изучении общепрофессиональной дисциплины или профессионального модуля «Управление персоналом», в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по укрупненной группе специальностей «Экономика и управление». Раскрыта специфика управления персоналом в зависимости от стадии жизненного цикла организации. Особое внимание уделено типам организационных культур современных предприятий. Рассмотрены вопросы планирования численности персонала, конкурсного набора, оценки труда и аттестации, формирования кадрового резерва, стимулирования труда, а также особенности кадрового менеджмента в ситуации кризиса. Для студентов учреждений среднего профессионального образования.
Формат: pdf
Размер: 11,5 Мб
Скачать: drive.google
Оглавление
Предисловие 4
Глава 1. Организационный контекст управления персоналом 7
1.1. Основные подходы к управлению персоналом 8
1.2. Организация как феномен 21
1.3. Жизненный цикл организации 36
1.4. Деятельность менеджера по персоналу 42
Глава 2. Управление персоналом на стадии формирования организации 58
2.1. Формирование кадровой стратегии 58
2.2. Планирование потребности и расчет численности персонала 64
2.3. Анализ деятельности и формирование критериев оценки кандидатов 77
2.4. Анализ критериев оценки кандидатов. Разработка модели компетентностей 81
Глава 3, Управление персоналом на стадии интенсивного роста организации 86
3.1. Формирование кадровой службы 86
3.2. Привлечение и набор кандидатов 91
3.3. Оценка кандидатов при приеме на работу 96
3.4. Адаптация новых сотрудников 112
Глава 4. Управление персоналом на стадии стабильного функционирования
организации 118
4.1. Оценка производительности труда 118
4.2. Создание системы аттестации персонала 126
4.3. Работа с резервом и планирование карьеры 130
4.4. Обучение персонала, 150
4.4.1. Непрерывное обучение и образование 150
4.4.2. Обучение и организационное развитие 153
4.5. Разработка программ стимулирования труда 170
4.5.1. Структура заработной платы 170
4.5.2. Участие работников в прибыли 173
4.5.3. Нетрадиционные способы мотивации 177
4.5.4. Ключевые показатели эффективности 1В0
Глава 5. Управление персоналом на стадии спада (в ситуации кризиса) 184
5.1. Природа производственных конфликтов 187
5.2. Формирование рациональной кадровой политики в условиях системного кризиса
190
5.3. Основы управления персоналом кризисного предприятия 194
5.4. Методы сокращения персонала 206
Глава 6. Лидерство и управление персоналом 223
6.1. Понятие лидерства 223
6.2. История изучения лидерства 224
6.3. Типологии лидерства 229
6.4. Построение управленческих команд 236
6.5. Типы лидерства Myers Briggs Type Indicator {D.Keirsey) 245
6.6. Биографии выдающихся личностей 249
Приложения 268
Типологии организационных культур 268
Описание групповых ролей 275
Методы проведения работ по анализу деятельности 277
Организационные этапы привлечения персонала 283
Затраты на поиск и привлечение персонала 284
Оценочная беседа (оценочное интервью) 285
Этапы организации внутрифирменного обучения 287
Теории мотивации 288
Список литературы 309
Базаров Тахир Юсупович, Москва
Доктор психологических наук, профессор.
Профессор кафедры социальной психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Заместитель руководителя филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Ташкенте (с 2006). Преподаватель Высшей школы управления и инноваций МГУ. Научный руководитель Института практической психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (с 2007).
Член Президиума и Президенсткого совета Российского психологического общества.
Заместитель главного редактора «Российского психологического журнала», член международного редакционного совета журнала «Вестник МГУ. Серия 14. Психология», член редколлегии «Психология. Журнал Высшей школы экономики», «Организационная психология. Электронный журнал».
Окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1977), аспирантуру по кафедре социальной психологии (1980).
Кандидатская диссертация на тему «Социально-психологическая ориентировка непосредственного руководителя трудового коллектива» (1981).
Докторская диссертация на тему «Социально-психологические методы и технологии управления персоналом организации» (1999).
Служил в системе Академии МВД на научных и педагогических должностях (до 1990). Затем работал в ряде консультационно-образовательных учреждений и в аппарате Правительства РФ. С 1994 г. – доцент, а с 2000 г. – профессор кафедры социальной психологии. Заместитель декана (2000-2005). Член Ученого Совета МГУ (2002 - 2012).
Вице-президент, исполнительный директор Российского психологического общества (1994–2012).
Победитель по итогам 2004 года в номинации «Личность года в психологической практике».
Педагогическая деятельность: на факультете психологии МГУ Т.Ю.Базаров читает курс «Психология менеджмента», спецкурсы «Социальная психология управления», «Психология управления персоналом», «Психология переговоров», ведёт учебную программу профессиональной переподготовки «Управление персоналом», а также спецпрактикумы «Технология центров оценки персонала» и «Ролевой репертуар психолога-переговорщика». Им подготовлено 11 кандидатов и 1 доктор психологических наук.
Научно-практическая деятельность (реализованные проекты). Консультационно-исследовательские проекты (более 70), в т.ч.:
Область научных интересов: психология управления и лидерства, развитие организаций, феномен организационного доверия, кооперативные и конкурентные стратегии групповой активности, формирование управленческих команд, подготовка и сопровождение организационных изменений, оценка и отбор управленческого персонала, социально-психологический тренинг, деловые игры, управление персоналом в условиях кризиса, методическое обеспечение обучения взрослых, ролевой репертуар психолога-переговорщика.
Опубликовано более 100 работ. Среди них – учебные пособия «Технология центров оценки для государственных служащих» (1995), «Управление персоналом развивающейся организации» (1996), «Социально-психологические методы и технологии управления персоналом организации» (2000), «Управление персоналом» (2002, 2007), «Психологические грани изменяющейся организации» (2007), «Управление персоналом. Практикум» (2009), «Технология центров оценки персонала: процессы и результаты» (2011). В соавторстве им опубликованы учебные и учебно-методические пособия «Методы эффективного обучения взрослых» (1998, 2001), «Психологическая диагностика в управлении персоналом» (1999), «Психологические аспекты управления персоналом в системе государственной службы» (2002). Под его руководством подготовлен и издан учебник для студентов вузов страны «Управление персоналом» (1998, 2001). Под его научной редакцией издано учебное пособие для вузов «Управление человеческими ресурсами» (2003) и учебник для вузов «Введение в социальную психологию. Европейский подход / М.Хьюстон, В. Штрёбе (2004).
mstone.ru - Творчество, стихи, подготовка к школе