Разделы возрастной психологии кратко. Н. А. ЛощенковаВозрастная психология. Шпаргалка. Структура возрастной психологии

1 ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ И РАЗДЕЛЫ

Возрастная психология – это одна из областей психологии. Предметами возрастной психологии являются изучение и формирование представлений о психическом развитии детей каждого возрастного этапа и переходе из одного возраста в другой. Составляются психологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей. Каждая возрастная стадия имеет свои неповторимые характеристики и внутренние условия развития. Возрастная психология занимается изучением динамики процессов психики. Для возрастной психологии интересно понятие «возраст», которое Л. С. Выготский описал как некий цикл в развитии человека, который имеет собственную структуру и динамику. В процессе каждого цикла развития происходят психологические и физиологические изменения, которые не зависят от индивидуальных отличий и присущи всем людям (учитывая норму их развития).

Разделами возрастной психологии являются следующие:

1) детская психология – отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Она занимается исследованием деятельности детей, особенностей этого процесса. Сюда входят детские игры, овладение трудовыми навыками, особенности обучения;

2) психология юности – отрасль психологической науки, занимающаяся изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, исследованием жизненных позиций детей, их стремлений к самоопределению;

3) психология зрелого возраста изучает закономерности механизмов развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, т. е. данный раздел возрастной психологии занимается изучением особенностей личности, характерных для данного периода, а также исследованием кризисов зрелого возраста;

4) геронтопсихология – отрасль психологической науки, изучающая психические явления и процессы, связанные со старением организма, выявляющая инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости, исследующая условия личностной сохранности пожилых людей, психологическую помощь.

Понятие «возраст» разделяют на психологический и хронологический. Хронологическим называют паспортный возраст, т. е. зафиксированную дату рождения. Он является неким фоном для процессов психического развития и становления человека как личности. Психологический же возраст не связан с датой рождения, его не определяет количество психологических процессов. Он зависит от внутреннего содержания, от того, какие чувства, стремления, желания испытывает человек.

2 ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В развитии возрастной психологии выделяется ряд проблем.

1. Развитие психики и поведения ребенка, обусловленное внешней средой и физиологическим созреванием. Анатомо-физиологиче-ское состояние организма имеет большое значение для развития психики ребенка. Без сформированных физиологических процессов нельзя говорить о личностном росте. Учитывая органические поражения или перенесенные в раннем возрасте заболевания, влияющие на развитие психики либо задерживающие ее процессы, становится понятно, что без органического созревания невозможно развитие психики. Некоторые ученые считают влияние внешней среды более значимым, чем развитие организма. Но точный ответ на вопрос, что и в какой период в большей степени влияет на психическое развитие ребенка, не найден.

2. Влияние на развитие психики ребенка обучения и воспитания, причем как спонтанного, стихийного, так и специально организованного. На данный момент ученые не могут ответить на вопрос, что же в большей степени влияет на психическое развитие детей: специально организованный процесс воспитания и обучения или процесс стихийный, складывающийся в повседневной жизни. Под организованными понимают специально созданные процессы (семейное воспитание, обучение в детских садах, школах, институтах), под стихийными – процессы, возникающие сиюминутно при взаимодействии с социумом.

3. Проблема, обусловленная возможностями ребенка, наличием у него задатков и способностей. Каждый человек рождается с определенными задатками. Зависит ли в дальнейшем их наличие на развитие у ребенка определенных способностей? Чем являются задатки, и обусловлены ли они генетически? Можно ли к ним присоединить те психические качества, которые человек приобретает? У ученых нет ответов на эти вопросы.

4. Сравнение и выявление наиболее влияющих на психическое развитие ребенка изменений (эволюционного, революционного, ситуационного). Пока не найден ответ на вопрос, что в большей степени определяет психическое развитие ребенка: процессы, протекающие медленно, но имеющие обратимый характер (эволюционные); процессы, возникающие достаточно редко, но проходящие ярко и глубоко (революционные), или процессы, не имеющие постоянной формы, но воздействующие постоянно (ситуационные).

5. Выявление основной определяющей психического развития. Что это: изменение личности или развитие интеллекта? Что в большей степени влияет на психическое развитие: личностный рост или интеллектуальное развитие? Может быть, эти процессы сами зависят друг от друга? Ответы на эти вопросы учеными пока не найдены.

3 РАЗДЕЛЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В возрастной психологии выделяется несколько разделов:

1) детская психология;

2) психология юности;

3) психология зрелого возраста;

4) геронтопсихология.

Детская психология – отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Детская психология занимается исследованием деятельности детей, особенностями этого процесса. Этот раздел включает в себя исследование детей с момента рождения до наступления юности, т. е. детей до 14–15 лет. Детская психология изучает формирование и становление ребенка как личности, его развитие в раннем детстве, дошкольном, начальном школьном, подростковом периодах. Она также исследует кризисы развития на разных этапах, занимается изучением социальной ситуации развития, ведущих видов деятельности, новообразований, анатомо-физиологических изменений, особенностей развития психических функций, эмоциональной и мотивационной сфер личности, а также комплексов и путей их преодоления.

Психология юности занимается изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, а также исследованием жизненных позиций детей, их стремления к самоопределению. Она изучает но вообразования этого возраста, социальную ситуацию развития, особенности познавательной и эмоциональной сфер, общение, процессы развития самосознания и формирования мировоззрения. Психология юности охватывает период от 14 до 20 лет.

Психология зрелого возраста занимается изучением особенностей личности и кризисов, свойственных данному этапу. Этот период охватывает возраст от 20 до 50–60 лет. Так же как и первый раздел, он разделен на ряд возрастных этапов, имеющих свои особенности и отличия. Психология зрелого возраста занимается изучением особенностей познавательных процессов, эмоциональной сферы, становления «я-концепции» и самоактуализации, особенностей сферы человеческой активности, противоречий индивидуального развития, социализации нравственного поведения, развития потенциала личности.

Геронтопсихология выявляет инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости. Она также исследует условия личностной сохранности пожилых людей, психологическую помощь и охватывает период от 60–70 лет до смерти. Геронто-психология занимается и исследованием особенностей поведения людей в пожилом возрасте: их страхов и тревог, оценки собственной жизни, активности и профессиональной деятельности, семейных отношений.

4 СВЯЗЬ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Общая психология, изучая человека, исследует его личностные особенности и познавательные процессы (а это все психологические функции, такие как речь, мышление, воображение, память, ощущения, внимание, восприятие), благодаря которым человек познает окружающий его мир, получая и осваивая всю поступающую информацию. Познавательные процессы играют большую роль в формировании знаний.

Личность включает в себя свойства, которые определяют дела, поступки человека, эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивации, темперамент, характер и волю. Теоретические и практические знания о воспитании и обучении детей неразрывно связаны со всеми отраслями психологии, такими как:

1) генетическая психология;

2) психофизиология;

3) дифференциальная психология;

4) возрастная психология;

5) социальная психология;

6) педагогическая психология;

7) медицинская психология. Генетическая психология занимается исследованием механизмов психики и поведения, унаследованных от родителей, изучает их обусловленность генотипом. Дифференциальная психология занимается изучением индивидуальных особенностей человека, отличающих его от других. В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Социальная психология исследует взаимоотношения людей в социуме: на работе, дома, в институте, в школе и т. д. Знания социальной психологии очень важны для организации результативного процесса воспитания.

Педагогическая психология занимается изучением процессов воспитания и обучения, созданием их новых методов, учитывая особенности каждого возраста.

Медицинская психология (а также патопсихология и психотерапия) изучает возникающие отклонения в психике и поведении человека от принятой нормы.

Главными целями этих отраслей психологии являются исследование и объяснение причин возникновения различных психических нарушений и отклонений, а также создание методов по их предотвращению и коррекции (лечению).

Существует еще одна отрасль в психологии – юридическая, которая имеет большое значение в воспитании. Она исследует возможности человека усваивать правовые нормы и правила.

Сама возрастная психология делится на несколько разделов: детская психология, психология юности, психология зрелого возраста и геронтопсихология.

Все эти отрасли психологии тесно взаимосвязаны, так как незнание или непонимание одной из них является большим недостатком в процессе формирования обучения и воспитания. Психологические процессы каждого возраста имеют свои особенности, и, для того чтобы избежать или грамотно устранить возникающие проблемы, необходимы знания иных отраслей психологии.

5 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Методами исследования возрастной психологии являются:

1) наблюдение;

3) эксперимент;

4) моделирование.

Наблюдение бывает внешним и внутренним. Внешнее наблюдение осуществляется посредством наблюдения за субъектом, а получаемые результаты фиксируются. Внутреннее наблюдение – это самонаблюдение, когда психолог исследует явления, происходящие в его собственном сознании. Подобный метод используется вслучае возникновения ненадежных внешних факторов, влияющих на проведение исследования. Метод наблюдения предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения. По объективным внешне выраженным показателям психолог судит об индивидуальных особенностях протекания психических процессов, психическом состоянии ребенка, чертах его личности, темпераменте, характере. Характерная особенность метода наблюдения состоит в том, что изучение внешних проявлений психики человека происходит в естественных жизненных условиях. Наблюдения следует проводить систематически и по определенному плану, схеме или программе, что обеспечит наблюдателю изучение именно тех вопросов и фактов, которые он ранее наметил.

Опрос проводят с целью изучить ответы на ряд задаваемых вопросов. Существует несколько разновидностей опросов: устный опрос и письменный опрос-анкета. Применяя тесты, получают количественный и качественный результаты. Есть два вида тестов – это тест-опросник и тест-задание. В экспериментальном методе исследования для наиболее яркого проявления тех или иных качеств, необходимых для исследователя, ситуации создаются искусственно (в них и проходит эксперимент).

В эксперименте экспериментатор проводит опыт, осуществляет наблюдение за психическими явлениями, процессами испытуемого. Если при наблюдении исследователь пассивно ждет проявления интересующих его психических процессов, то в эксперименте он, не дожидаясь, пока наступят интересующие его процессы, сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы у испытуемого. Существуют две разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Важное преимущество эксперимента заключается в том, что для контроля можно многократно повторять опыт, а также вмешиваться в протекание психических процессов. Экспериментатор может варьировать условия проведения опыта и наблюдать последствия такого изменения, что дает возможность находить более рациональные приемы в учебно-воспитательной работе с учащимися.

Метод моделирования применяют в случае недоступности проведения иных методов исследования.

6 ПОНЯТИЕ РАЗВИТИЯ В ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Согласно диалектическому пониманию развитие не есть процесс только количественных изменений (увеличения или уменьшения каких-либо психических проявлений, свойств и качеств).

Соответственно, и психическое развитие нельзя целиком сводить к тому, что с возрастом что-то увеличивается (словарный запас, объем внимания, количество запоминаемого материала и т. д.) или уменьшается (детская фантазия, импульсивность в поведении и т. д.). Развитие связано с тем, что в определенные возрастные периоды в психике появляется нечто качественно новое – это так называемые новообразования.

К таким новообразованиям относятся, например, субъективная готовность к школьному обучению детей семилетнего возраста, чувство взрослости у подростков. В возрастной психологии само понятие «развитие» применяется относительно психики человека. Возрастное психическое развитие – это процесс становления психики (ее роста, развития) ребенка от момента рождения до созревания его как личности, наступления его социальной зрелости. Развитие отличается качественными преобразованиями, различными изменениями, возникновением совершенно иных механизмов, структур и процессов.

Детское развитие – это удивительный и даже уникальный процесс. Его особенность заключается в том, что начинается он сверху под влиянием деятельности, а не снизу. Эту практическую деятельность задает уровень общественного развития. Конкретных определенных форм детское развитие не имеет, так же как и заданной конечной формы.

В социуме не существует процессов развития, которые действуют по уже имеющемуся, т. е. сложившемуся, образцу (за исключением процессов развития в онтогенезе).

Следовательно, процесс развития человека не подчинен биологическим законам, действующим у животных, а подчинен законам общественно-историческим. Рождаясь, человек не имеет сформированных форм поведения, они складываются с течением времени, благодаря воздействию социума и сложившихся в нем законов.

Возрастная психология занимается изучением движущих сил, условий и законов самого психического развития.

Движущими силами в психическом развитии выступают те факторы, которые и обусловливают развитие ребенка. Они заключают в себе побуждающие источники развития и направляют сам его процесс.

Необходимыми условиями являются внешние и внутренние факторы, всегда присутствующие и воздействующие. Законами психического развития называют закономерности. С их помощью описывают процесс психического развития людей и управляют им.

7 ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Различные возрастные классификации могут быть разделены на две группы:

1) частные классификации, посвященные отдельным отрезкам жизни, чаще детским и школьным годам;

2) общие классификации, охватывающие весь жизненный путь человека.

К частным относят классификацию интеллекта Ж. Пиаже, который выделяет 2 основных периода становления с момента рождения и до 15-летнего возраста:

1) период сенсомоторного интеллекта (от 0 до 2 лет);

2) период организации конкретных операций (от 3 до 15 лет). В этом подпериоде он различает стадии:

а) 8-11 лет – конкретные операции;

б) 12–15 – период формальных операций, когда подросток может успешно действовать в отношении не только реально окружающей его действительности, но и в отношении мира абстрактных (словесных) предположений.

В классификации Д. Б. Эльконина, относящейся к первой группе, рассматриваются три периода жизни:

1) раннее детство;

2) детство;

3) подростковый возраст. Также Д. Б. Эльконин выделил ряд сменяющихся видов деятельности: непосредственно эмоциональное общение (младенчество), пред-метно-манипулятивная деятельность (раннее детство), ролевая игра (дошкольный возраст), учебная деятельность (младший школьный возраст), интимно-личностное общение (младший подростковый возраст), учебно-профессиональная деятельность (старший подростковый возраст).

Общая классификация Д. Биррена включает фазы жизни от младенчества до старости. Согласно этой классификации юность – 12–17 лет; ранняя зрелость – 18–25 лет; зрелость – 51–75 лет; старость – от 76 лет.

Э. Эриксонописал 8 стадий жизни человека (от рождения до старости), основанных на развитии человеческого «я» на протяжении всей жизни, на изменении личности по отношению к социальному окружению и к себе. Эти стадии включают как позитивные, так и отрицательные моменты:

1) первые 12 месяцев жизни – начальная стадия, характеризующаяся доверием и недоверием;

2) 2-3-й годы жизни – вторая стадия, характеризующаяся самостоятельностью в сочетании с нерешительностью;

3) 4-5-й годы жизни – третья стадия, отличающаяся появлением предприимчивости и чувства вины;

4) 6-11-й годы жизни – четвертая стадия, где появляется ощущение неполноценности и формируются умения;

5) 12-18-й годы жизни ребенок начинает осознавать себя как личность, путая социальные роли;

6) начало зрелого возраста. Эта стадия отличается ощущениями близости с другими и одиночества;

7) зрелый возраст – человек поглощен собой и социумом;

8) пожилой возраст – человек сформировывается как цельная личность, но появляется чувство безнадежности.

Выделены следующие разделы возрастной психологии:

Психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология среднего возраста, психология старости (геронтопсихология).

Роль возрастной психологии весомо и в теоретическом плане. Проведение исследований психологии ребенка является источником к постижению психологии зрелого человека. Л.С. Выготский отводил детской психологии фундаментальное значение в заключение вопроса сотворения «новой» психологии, подчеркивая, что «исключительно верный путь -- подходить в прохождении психики от ребенка к взрослому». Дорога реорганизации психологии -- «из описательной и фрагментарной, констатирующей психологии в научно-объяснительную, обобщающую организацию сведения о поведении человека, о устройствах его течения и формирования, о воспитательном управлении движениями его вырабатывания, развития и роста».

Практическое значение возрастной психологии связано в первую очередь с научной разработанностью задач о нормативном воспитании здорового ребенка, о характерных возрастных проблемах, линиях и методах их ответа, этапах становления взрослой значительной личности, гражданина, профессионала, родителя.

Возрастная психология близко сплочена с иными областями психологической науки. Она основывается на мнения о психике человека, разработанные в общей психологии, применяет организацию главных взглядов совместной психологии. В то же время изучение происхождения и первых этапов становления высших психических функций повергает к более совершенному осмыслению раскрученных форм сложных психических течений.

Проведение исследования преобразования психических процессов у детей выдвигается как своеобразный способ постижения устройств - генетический метод. Психическое развитие человека происходит внутри разнообразных социальных единств: семьи, группы сверстников во дворе или в детском саду, в школьном классе. Соотношение рядового и персонального, общего и оригинального, обычного и аномального, отходящего рядов формирования организовывает совместные поля для возрастной психологии и психологии сравнительной, дифференциальной, патопсихологии и клинической психологии. В книге Эриксона «Детство и общество» (Erikson, 1963) показана его модель «восьми возрастов человека». По мнению Эриксона, все люди в своем формировании осваивают через восемь кризисов, или конфликтов. Психосоциальная адаптация, достигаемая человеком на каждой стадии вырабатывания, в более позднем возрасте может изменить свой характер, иногда -- коренным образом. (см. Приложение А)

В соответствие с делением онтогенеза на возрастные периоды, выделяют следующие разделов возрастной психологии:

    Детская психология;

    Подростковая психология (психология отрочества);

    Юношеская психология;

Часто эти два раздела объединяют в один – подростковая и юношеская психология.

    Психология взрослого человека (психология зрелости) включает также акмеологию (отрасль науки, изучающая вершину жизни, период расцвета личности, которая приходится на период зрелости);

    Геронтопсихология (часть геронтологии – науки о старении и старости, изучающая психологические особенности пожилых людей).

Раньше считалось, что существенные сдвиги в психике человека происходят до периода юности (развитие, прогресс) и в старости (регресс); зрелость считалась стабильным периодом с неизменными личностными качествами. Поэтому целесообразным считалось изучать детство, отрочество и юность и именно в этих разделах возрастной психологии накоплено больше всего информации. В последнее время считается, что личностные изменения происходят в течение всей жизни. Балтес предлагает всевозрастной подход в психологии развития, т.е. исследование изменчивых и неизменных компонентов на протяжении всей жизни человека. Его основами служат работы Э. Эриксона, Ш. Бюлер, К. Юнга, а причинами начала эмпирических исследований в последние десятилетия являются:

    Демографические изменения в мире и особенно в развитых странах (происходит постарение населения этих стран, т.е. растет доля пожилых людей в общем числе населения);

    Возникновение геронтологии;

    «Постарение» испытуемых лонгитюдных исследований детского развития начал и середины XX века.

Принципы всевозрастного подхода:

    Всевозрастность развития (подразумевает продолжение развития в течение всей жизни).

    Многонаправленность развития или вариативность в направленности изменений (утверждается, что в процессе онтогенеза некоторые системы совершенствуются, другие регрессируют).

    Развитие как «приобретения-потери» (включает в понятие «развитие» не только прирост, приобретения, но и регресс, потери).

    Пластичность развития (в зависимости от условий и опыта развитие может принимать разные формы, следовательно, нужно исследовать степень и ограничения пластичности).

    Исторически-культурная обусловленность развития (приводит к необходимости исследований влияния типа социо-культурных условий на развитие).

    Контекстность как парадигма (означает учет при исследовании развития трех взаимодействующих групп факторов: возрастных, исторически-культурных и индивидуальных).

    Развитие как междисциплинарный объект (каждая из наук – антропология, биология, социология, различные направления психологии – лишь частично раскрывают закономерности развития).

В связи с широкомасштабным введением всевозрастного подхода в практику исследований началось интенсивное изучение людей зрелого и пожилого возраста.

1.5. Связи возрастной психологии с другими науками

В последние десятилетия возрастная психология изменилась как по своему содержанию, так и по междисциплинарным связям. С одной стороны, она оказывает влияние на другие научные дисциплины, а с другой - сама испытывает влияние с их стороны, ассимилируя все то, что расширяет ее предметное содержание.

Биология, генетика, физиология развития. Эти дисциплины важны, прежде всего, для понимания пренатального развития и последующих этапов онтогенеза с точки зрения его ранних осно­ваний, а также для оценки влияния физиологических изменений на социально-психологические особенности в подростковом возрасте и старости. Они играют значительную роль при анализе адаптивных воз­можностей новорожденных, а также общего физического и мотор­ного (двигательного) развития, особенно в его отношении к после­дующим изменениям поведения и переживания. Особый интерес имеет здесь развитие центральной нервной системы, органов чувств и эн­докринных желез. Кроме того, открытия биологии имеют особое зна­чение для понимания проблематики «субъект-среда», т.е. объясне­ния сходства и различий в развитии разных индивидов.

Этология. Значение этологии, или сравнительного изучения по­ведения, значительно возросло в последние годы. Она показывает биологические корни поведения, поставляя информацию о взаимо­действии среды и индивида (например, изучение импринтинга). Не менее ценной является методическая возможность проводить наблю­дения и эксперименты на животных, и особенно в тех случаях, когда их проведение на человеке запрещено из этических соображений. Возможность переноса на человека результатов, полученных на жи­вотных, чрезвычайно важна для понимания человеческого развития.

Культурная антропология и этнология. Предметом изучения культурной антропологии и этнологии являются надкультурные универ­салии и межкультурные различия в поведении и переживании. Эти дисциплины позволяют, с одной стороны, проверить закономерности, выявленные в американо-европейской культурной среде, на дру­гих культурах (например, восточно-азиатской) и, с другой - благо­даря расширению культурной среды – выявить межкультурные разли­чия, обусловливающие разное протекание процессов развития. Осо­бое значение в последние годы приобретает изучение детского фольклора (субкультуры).

Социология и социальные дисциплины. Эти науки обретают свое значение для возрастной психологии как за счет определенных теорети­ческих посылок (ролевая теория, теория социализации, теории обра­зования установок и норм и т.д.), так и за счет анализа процессов социального взаимодействия в семье, школе, группе однолеток, а так­же за счет исследования социально-экономических условий развития.

Психологические дисциплины. Науки психологического цикла наи­более тесно связаны с возрастной психологией. Общая психология рассматривает понятия, используемые затем в возрастной психологии, а также позволяет лучше понять психичес­кие процессы мотивации, эмоций, познания, научения и т.д. Педагогическая психология замыкает психологию развития на педагогичес­кую практику, процессы обучения и воспитания, вне которых не может происходить развития, и которым, в свою очередь, возрастная психология предоставляет знания для их оптимизации. Клиническая (меди­цинская) психология помогает понять развитие детей с нарушениями различных сторон психики и смыкается с психологией развития по линиям детской психотерапии, психопрофилактики, психогигиены. Психодиагностика идет рука об руку с психологией развития в обла­сти адаптации и применения диагностических методик в сравнитель­ном анализе интеллектуального, личностного и т.д. развития и для определения возрастных норм развития. Можно обнаружить связи психологии развития с психологией творчества и эвристических процессов (по линии одаренных и опережающих норму развития детей); психологией индивидуальных различий и др. В последние годы нара­стает объем взаимодействия психологии развития с патопсихологией (олигофренопсихология, детские неврозы) и дефектологией (работа со слабослышащими и слабовидящими детьми, детьми с задержка­ми психического развития и т.д.).

Можно обнаружить пересечение возрастной психологии с психогенетикой, психолингвистикой, психосемиотикой, этнопсихологией, демографией, философией и др. Почти все прогрессивные и интерес­ные работы в возрастной психологии, как правило, выполняются на стыке дисциплин.

Выводы:

    Предметом исследования возрастной психологии являются возрастная динамика, закономерности и движущие силы развития психических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизненного пути. Развитие на разных этапах становления этого понятия рассматривалось как рост, созревание, совершенствование, дифференциация, научение, запечатление, социализация.

    Теоретическими задачами возрастной психология являются описание, объяснение, прогноз и коррекция процессов развития. Практическое применение знаний по психологии развития свя­зано с решением шести основных задач: ориентация в жизнен­ном пути; определение условий развития и изменений; прогноз стабильности и изменчивости свойств личности; объяснение це­лей развития и коррекции; планирование коррекционных ме­роприятий; оценка коррекции развития.

    Основными принципами возрастной психологии являются принцип детерминизма, принцип системности и принцип развития.

    Возрастная психология делится на детскую, подростковую, юношескую психологию, психологию зрелости и геронтопсихологию.

    Возрастная психология имеет многочисленные связи с другими науками и содержит множество работ, выполненных на стыке дисциплин.

Обратимся к возрастной психологии, науке, изучающей возрастную динамику развития личности, ее психических процессов и особенностей от рождения до старости. В соответствии с эпохами жизни в возрастной психологии выделяют ряд составляющих этой науки: детскую психологию, психологию младшего школьника, психологию подростка, психологию юности, зрелости и геронтопсихологию (психологию лиц пожилого и старческого возраста).

Таким образом, детская психология охватывает первый, самый значимый в жизни человека этап, в котором происходит интенсивное физическое, познавательное и личностное развитие ребенка - период развития от рождения до поступления в школу. В этот период в психике ребенка происходят грандиозные изменения.

Новорожденный ребенок беспомощен. У него еще нет четких образов окружающих предметов, его эмоции связаны в основном с удовлетворением естественных потребностей. Новорожденные малыши отличаются друг от друга - одни спокойны, другие, напротив, крикливы и подвижны. Но в этом возрасте еще нельзя говорить об индивидуальных особенностях ребенка - это физиологические различия, обусловленные свойствами нервной системы.

Но к 7-8 годам ребенок становится совершенно иным: он достаточно самостоятелен, владеет довольно сложными видами деятельности, осознает свои желания, умеет подчинять свое поведение определенным требованиям. У него складываются конкретные индивидуальные психологические качества, формируются свойства личности.

Непрекращающееся движение вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности, воображения и многое другое - всё это факты, характеризующие развитие ребенка. Они служат тем материалом, который использует для своих выводов детская психология.

Дети одного возраста имеют индивидуальные различия: одни спокойны, медлительны, их отличает сосредоточенность в деятельности, другие чересчур подвижны, непоседливы, неусидчивы, не могут длительное время концентрировать свое внимание на выполняемой деятельности. Однако во всех детях есть нечто общее - все они проходят определенные этапы или стадии развития, которые характеризуются определенными психологическими особенностями.

Если проследить развитие детей, можно заметить определенные изменения, наблюдаемые у каждого из них в том или ином возрасте.

В первый год жизни дети овладевают различными движениями и действиями - ползанием, ходьбой, хватанием, простейшими действиями с предметом и др.; в определенной последовательности развиваются предпосылки речи - от гуления к лепету, а затем к самостоятельному произнесению отдельных слов.

На протяжении двух последующих лет (1-3 года) дети активно осваивают родную речь, возрастает их самостоятельность в удовлетворении отдельных потребностей, например органических (прием пищи, отправление естественных надобностей и др.), появляется осознание себя как субъекта, как отдельного человека и др.

У дошкольников (3-8 лет) формируется способность согласовывать свои действия с действиями других людей, способность оценивать свои поступки и поступки окружающих, сдерживать свои непосредственные побуждения. Дети этого возраста имеют достаточно большой объем знаний об окружающей действительности, познавательные процессы дошкольников приобретают относительную произвольную управляемость.

Изменения, наблюдаемые на разных возрастных этапах, носят не случайный, а закономерный характер. Детская психология изучает психологические особенности детей каждого возраста, изменения, происходящие внутри конкретного возрастного периода. Кроме того, детскую психологию интересует то, как происходит переход от одной стадии развития к другой, в первую очередь те новообразования, которые появляются в психике ребенка на границе периодов. При этом выделяются особенности, которые типичны, свойственны большинству детей этого возраста. Таким образом, детская психология изучает факты, но более важно исследование закономерностей психического развития ребенка.

Итак, предметом детской психологии является изучение закономерностей психического развития ребенка от рождения до 8 лет.

Объектом детской психологии является психическое развитие ребенка, которое включает три стороны: развитие деятельности, психических процессов и формирование личности.

Развитие деятельности. Ребенок в процессе развития осваивает разнообразные виды деятельности. Так, в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155:

в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

На каждом возрастном этапе один вид деятельности становится ведущим, определяющим изменения в психике ребенка. В процессе развития происходит не просто освоение деятельности, но и совершенствование психики в деятельности.

Развитие психических процессов. Ребенок, как известно, не рождается с уже готовыми психическими процессами: по мере его развития происходит возникновение, изменение, совершенствование внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи, чувств, воли ребенка. Психические процессы становятся все более произвольными.

Итак, детская психология - это наука, изучающая факты и закономерности психического развития ребенка от рождения до поступления в школу: развития его деятельности, психических процессов и качеств, формирования его личности.

В настоящее время делаются попытки расширить предмет детской психологии за счет введения в поле исследования периода внутриутробного развития. О.А. Шаграева приводит в качестве доказательства необходимости такого шага исследование Г.Г. Филипповой. В этой работе объектом исследования служит система психического взаимодействия «мать-ребенок» и автор считает, что элементом данной системы ребенок является с момента возникновения у него психического отражения в перинатальном (внутриутробном) развитии. Аналогичной позиции придерживается ряд зарубежных психологов, о чем свидетельствует введение в классификацию возрастов периода внутриутробного развития (А. Валлон, Д. Бромлей и др.). Вероятно, такая точка зрения имеет право на существование, однако, на наш взгляд, внутриутробное развитие ребенка подчинено иным и, прежде всего, биологическим закономерностям, тогда как развитие ребенка после рождения с самого момента его появления на свет происходит в социальных условиях, в объективном взаимодействии не только с матерью, но и с более широким кругом людей.

Задачи детской психологии:

1. Накопление фактов, характеризующих психическое развитие ребенка.

Необходимость получения новых фактов определяется тем, что психическое развитие находится в зависимости от условий жизни и воспитания детей. Изменение этих условий, соответственно, делает эту задачу достаточно актуальной.

2. Прослеживание изменений, происходящих в психике ребенка на протяжении периодов онтогенеза и на границе возрастов, и раскрытие закономерностей психического развития.

3. Изучение развития психических процессов ребенка. В области исследования психических процессов, особенно познавательных, имеется очень большое число работ. Вместе с тем остается ряд актуальных проблем, например выявления особенностей развития творческого воображения и творческого мышления, диалектичности детского мышления, качеств мыслительной деятельности ребенка и др.

4. Исследование влияния деятельности на психическое развитие ребенка. Вопросы влияния различных видов деятельности, которыми овладевает ребенок, постоянно находятся в центре внимания ученых, однако в связи с научно-техническим прогрессом происходит расширение сфер человеческой деятельности, что находит отражение и в жизнедеятельности ребенка.

5. Изучение формирования личности в онтогенезе. По-прежнему важным является исследование того, как формируется в детстве направленность личности, каковы содержание и формы активности ребенка, какие качества личности развиваются на каждом возрастном этапе и т. п.

6. Контроль за процессом развития психики детей. Эта задача возникла в связи с появлением новой сферы практики детской психологии в результате широкого распространения системы оказания психологической помощи детям. Подобно тому, как педиатр следит за физическим здоровьем детей, детский психолог должен следить за ходом психического развития ребенка: правильно ли он развивается, соответствует ли его развитие возрастным параметрам, если не соответствует, то в чем состоят трудности развития и как их следует корригировать.

1.2. Связь детской психологии с другими науками

Детская психология опирается на те знания о психике человека, которые дает общая психология. Например, выделение таких сторон психологического изучения ребенка, как его деятельность, психические процессы и состояния, свойства личности, стало возможным благодаря тому, что эти стороны были выделены и описаны в общей психологии. В свою очередь, общая психология, имеющая дело со взрослым человеком, не может обойтись без знания того, как возникают и развиваются его психические свойства. Многие закономерности психики взрослого вообще нельзя понять, если не изучить их происхождения. Например, зрительное восприятие предметов и явлений происходит очень быстро, и сам человек совершенно не осознает, что он делает для того, чтобы увидеть и определить форму или величину предмета.

Детская психология постоянно использует достижения возрастной анатомии и физиологии, особенно данные о развитии нервной системы и высшей нервной деятельности ребенка. Нормальное созревание и функционирование нервной системы составляет важнейшее условие психического развития. Без совершенствования работы мозга, являющегося органом психики, психическое развитие оказалось бы вообще невозможным.

Знания в области детской психологии входят в состав научных основ педагогики. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, - писал К.Д. Ушинский, - то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Основная задача педагогики - обеспечить всестороннее развитие детей. Но чтобы разрешить эту задачу, необходимо знать общие закономерности развития, влияние, которое оказывают на него разные условия, применяемые педагогом средства и методы воспитания.

Знание детской психологии необходимо и для практики обучения и воспитания детей. Важнейшим условием успешного проведения образовательно-воспитательной работы в детском саду является понимание закономерностей психического развития ребенка, знание эмоциональных и умственных особенностей детей, а также их склонностей и интересов.

Знание психологии помогает младшему воспитателю устанавливать контакт с детьми, руководить их развитием, помогает предостеречь работников детского сада от многих ошибок в воспитании. Психология научит вдумчивого воспитателя найти подход не только к общительным, но и к малоконтактным детям. Выявив, что лежит в основе особенностей поведения каждого ребенка, младший воспитатель сможет найти средства преодоления трудностей.

Изучение психологии сделает младшего воспитателя более наблюдательным, готовым не только понять ребенка, но и поддержать и развить все его лучшие качества.

1.3. Основные понятия возрастной психологии

Возраст - это категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.

Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:

1) Хронологический (паспортный) возраст , определяется продолжительностью жизни человека;

2) Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);

3) Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается:

а) умственный возраст - IQ

Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный «общий интеллектуальный показатель».

б) социальная зрелость - SQ - социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает)

в) эмоциональная зрелость : произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.

В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.

Первая попытка системного анализа возраста как категории принадлежит Л.С. Выготскому. В дальнейшем этой проблемой занимались Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин и др.

Применительно дошкольнику возрастные периоды - это те сроки, на протяжении которых совершаются определенные сдвиги в психическом развитии ребенка от рождения до поступления в школу: развитии его деятельности, психических процессов и качеств, формировании его личности.

Этапы становления деятельности, развития психических процессов и качеств, формирования личности ребенка представлены в возрастной периодизации.

Возрастная периодизация - это деление всего психического развития человека на отдельные периоды и стадии.

Выделяют следующие признаки возраста:

1. Социальная ситуация развития - совершенно своеобразные, специфические для данного возраста, исключительно единственные и неповторимые отношения между ребенком и окружающей его действительностью. (Л.С. Выготский). Для каждого возраста в зависимости от социальной ситуации развития характерны типичные формы отношений и поведения.

Социальная ситуация развития определяет:

1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А.Н. Леонтьев);

2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия - непринятия.

Социальная ситуация развития ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития ребенка постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а следовательно, к новой социальной ситуацией развития.

Вновь возникшее противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями, разрешается путем опережающего развития соответствующих психологических способностей. Таким образом, скачкообразное изменение социальной ситуации развития выступает одним из существенных компонентов возрастных кризисов развития.

2. Ведущая деятельность - это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому и поведенческому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой (Д.Б. Эльконин)

Принцип ведущей деятельности глубоко разработан в трудах А.Н. Леонтьева. Сущность этого принципа заключается в том, что в первую очередь именно в процессе ведущей деятельности ребенка в каждом периоде его развития складываются новые отношения, новый тип знаний и способы их получения, что существенно меняет познавательную сферу и психологическую структуру личности. Таким образом, каждая ведущая деятельность способствует появлению характерных только для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют, новообразований возраста.

3. Новообразования - психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и которые определяют ход дальнейшего психического развития.

«Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный возрастной период». (Л.С. Выготский)

Например, возникновение речи в раннем возрасте, чувство взрослости в подростковом возрасте.

В детской психологии представлено несколько подходов к возрастной периодизации.

Рассмотрим периодизации, в основе которых лежит несколько симптомов, признаков.

1. Периодизация Л.С. Выготского , который взял за основу несколько признаков:

а) Возрастные новообразования - это новый тип строения личности, новые психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени.

б) Наличие стабильных и критических периодов (кризисов) психического развития человека.

Психическое развитие детей происходит неравномерно. В нем наблюдаются периоды относительно медленных, постепенных изменений, когда ребенок на протяжении длительного времени сохраняет одни и те же основные черты психического облика, и периоды гораздо более резких, скачкообразных изменений, связанных с отмиранием, исчезновением старых и появлением новых психических черт, подчас делающих ребенка буквально неузнаваемым для окружающих. Эти скачкообразные переходы называют кризисами развития. Они возникают у всех детей, живущих в сходных условиях, примерно в одном и том же возрасте и позволяют делить период детства на несколько возрастных этапов.

в) Социальная ситуация развития - те специфические отношения, которые складываются между ребенком и взрослым на каждой возрастной ступени.

г). Наличие в психическом развитии двух зон: актуального развития (ЗАР) и ближайшего развития (ЗБР). Зона актуального развития - то, что ребенок умеет делать сегодня самостоятельно. Зона ближайшего развития - то, что ребенок не делает самостоятельно, но делает при помощи взрослого.

На основе данных сочетаний Л.С. Выготский вывел свою теорию возрастной периодизации:

1 этап - кризис новорожденности, от рождения до 2х месяцев жизни;

2 этап - младенчество, от 2 месяцев до 1 года;

3 этап - кризис 1 года жизни;

4 этап - раннее детство, от 1 года до 3-х лет;

5 этап - кризис 3-х лет;

6 этап - дошкольный возраст, с 3-х до 7 лет;

7 этап - кризис 7 лет;

8 этап - младший школьный возраст, 7 - 12 лет;

9 этап - кризис 13 лет;

10 этап - пубертатный (подростковый), 14 - 18 лет;

11 этап - кризис 17 лет.

2. Периодизация А.Н. Леонтьева. Соглашаясь со всеми признаками, выделенными Л.С. Выготским, Алексей Николаевич Леонтьев ввел новое понятие «ведущий вид деятельности» - это тот новый тип деятельности, характерный для каждой возрастной ступени, в рамках которого возникает и формируется возрастные новообразования.

Виды деятельности, выделенные А.Н. Леонтьевым:

1 этап - младенчество, от рождения до 1 года, непосредственное эмоциональное общение с мамой - ведущий вид деятельности.

2 этап - раннее детство, с 1 года до 3-х лет, предметно-орудийная деятельность.

3 этап - дошкольный возраст, с 3-х до 7 лет, ведущий вид деятельности - сюжетно-ролевая игра.

4 этап - младший школьный возраст, с 7 до 11 лет, ведущий вид деятельности - учебная .

5 этап - подростковый, с 11 до 15 лет, ведущий вид деятельности - интимно-личностное общение со сверстниками.

6 этап - юность, с 15 до 18 лет, ведущий вид деятельности - учебно-профессиональная.

Даниил Борисович Эльконин согласился с Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым и разделил все ведущие виды деятельности на 2 группы.

1 группа - те виды деятельности, в рамках которых ребенок усваивает новые правила взаимоотношений между людьми. Эта группа называется «Ребенок - общественный взрослый».

Предмет возрастной психологии

Определение 1

Возрастная психология – это область психологии, которая изучает и формирует представление о психическом развитии детей различных возрастных этапов и переходе между ними.

В возрастной психологии определяются психологические характеристики каждого из возрастных этапов развития ребенка. Каждый возрастной этап обладает специфическими характеристиками и внутренними условиями развития. Возрастная психология занимается изучением процессов психики в динамике. Возрастная психология рассматривает понятие «возраст», которое по Выготскому, определяется как цикл в развитии человека, имеющий собственную структуру и динамику. В каждом цикле развития происходят психологические, физиологические изменения, зависящие от индивидуальных отличий и присущие всем людям.

Разделы возрастной психологии

Существует несколько разделов возрастной психологии:

  • детская психология, изучающая условия и факторы, способствующие развитию психики детей, законы функционирования ребенка- личности;
  • психология юности, занимающаяся изучением особенностей старших подростков, кризиса данного периода, исследованием жизненных позиций подростков и их стремления к самоопределению;
  • психология зрелого возраста, изучающая закономерности развития человека на этапе его зрелости, а также исследованием кризисов, которым подвержены люди зрелого возраста;
  • геронтопсихология, изучающая психические процессы, обусловленные старением организма, выявляющая притупления и затухания определенных психических функций, снижение активности и психической устойчивости.

Развитие возрастной психологии

В развитии возрастной психологии существует ряд проблем, в частности:

  • развитие психики и поведения ребенка обусловлено внешней средой и физиологическим формированием организма;
  • влияние на развитие психики детей стихийного и специально организованного обучения и воспитания;
  • возможности ребенка, наличие у него задатков и способностей;
  • сравнение и выявление изменений наиболее сильно влияющих на психическое развитие ребенка (эволюционные, революционные, ситуационные);
  • выявление основной компоненты определяющей психическое развитие.

Методы исследования в возрастной психологии

Основными методами исследования в возрастной психологии являются:

  • наблюдение;
  • моделирование;
  • эксперимент;
  • опрос.

Наблюдение может быть внешним и внутренним. При этом внешнее наблюдение реализуется посредством наблюдения за субъектом с фиксацией результата. Внутреннее наблюдение подразумевает самонаблюдение, исследование психологом явлений, происходящих в его сознании. Метод наблюдения заключается в познании индивидуальных особенностей психики индивида посредством изучения его поведения. Особенность метода наблюдения заключается в том, что изучение внешних проявлений психики происходит в естественных условиях жизнедеятельности. Наблюдения при этом необходимо проводить систематически по плану или программе.

Опросы проводятся для изучения ответов на ряд вопросов. Опросы могут быть двух видов: устный и письменный. Письменный опрос может быть проведен в виде теста. Существует два типа тестовых заданий: тест-опросник, тест-задание.

В экспериментальном методе исследования для проявления определенных качеств, необходимых для исследователя, ситуации, в которых проходит эксперимент, создаются искусственно. Если исследователь при наблюдении пассивно ожидает проявления определенных психических процессов, то в эксперименте он сам создает требуемые условия, чтобы вызвать эти процессы у объекта. Существуют две основные разновидности экспериментов:

  • естественный,
  • лабораторный.

Преимущество эксперимента в первую очередь заключается в том, что можно многократно повторять опыт для осуществления контроля и вмешиваться в психические процессы. Экспериментатор может изменять условия опыта и наблюдать последствия данных изменении.

Метод моделирования используют в случае невозможности проведения исследования другим методом.

Развитие в возрастной психологии

Развитие - это процесс не только количественных изменений. Говоря о психическом развитии нельзя говорить о том, что с возрастом что-то увеличивается или уменьшается. Развитие, прежде всего, это появление в определенные возрастные периоды в психике нечто качественно нового.

К таким новообразованиям можно отнести, например, субъективную готовность к школьному обучению ребят семилетнего возраста, подростковое чувство взрослости.

Определение 2

Возрастное психическое развитие – процесс становления психики ребенка от момента рождения до его личностного созревания и наступления его социальной зрелости.

В человеческом социуме нет процессов развития, действующих по уже сложившемуся образцу, кроме процессов развития в онтогенезе. Процесс развития человека не подчиняется биологическим законам, а подчинен общественно-историческим законам. Формы поведения человека складываются с течением времени, под воздействием социума и его законов.

Возрастная психология занимается изучением движущих сил, условий и законов самого психического развития.

Периоды развития человека

Возрастные классификации делятся на две группы:

  • частные классификации, которые описывают отдельные отрезки жизни;
  • общие классификации, которые охватывают всю жизнь человека.

К частным относится классификация интеллекта по Пиаже, согласно которой выделяется два основных периода становления человека:

  • период сенсомоторного интеллекта, длящийся от $0$ до $2$ лет;
  • период конкретных операций, длящийся от $3$ до $15$ лет.

Согласно частной классификации Эльконина существует три периода жизни:

  • раннее детство;
  • детство;
  • подростковый возраст.

Общая классификация Биррена включает все фазы жизни от младенчества до старости:

  • юность – от $12$ до $17$ лет;
  • ранняя зрелость – от $18$ до $25$ лет;
  • зрелость – от $51$ до $75$ лет;
  • старость – от $76$ лет и старше.

Общая классификация Эриксона включает 8 стадий жизни человека, обладающих специфическими особенностями:

  • от $0$ до $12$ месяцев – начальная стадия, которая характеризуется доверием и недоверием;
  • от $2$ до $3$ лет – вторая стадия, особенностью которой является проявление самостоятельности и нерешительности;
  • от $4$ до $5$ лет – третья стадия с появлением предприимчивости, чувства вины;
  • от $6$ до $11$ лет – четвертая стадия, на которой появляется ощущение неполноценности у ребенка, и формируются умения;
  • от $12$ до $18$ лет ребенок начинает осознавать личностью, путая при этом социальные роли;
  • с $19$ лет - начало зрелого возраста и появление ощущений близости и одиночества;
  • зрелый возраст, которому присуще поглощение собой и социумом;
  • пожилой возраст, в котором человек сформирован уже как цельная личность, но рождается чувство безнадежности.


Что еще почитать