Прочитайте. Какой темой объединены эти предложения? Спишите, согласуя данные в скобках прилагательные с теми существительными, к которым они относятся. Расставьте пропущенные запятые. Обозначьте орфограммы «Е и и в падежных окончаниях существительных» и «Безударные гласные в окончаниях прилагательных». Какие слова в рамке указывают на особую тишину, спокойствие, на полное отсутствие движения, суеты, шума? Найдите в последнем предложении сравнение.
1. Вспом..нается мне (ранний, погожий) осень. 2. Помню (ранний, свежий, тихий) утро (больш..й, весь золотой) сад (кленовый) аллеи (тонкий) ар..мат опавшей листвы и зап..х (антоновский) яблок зап..х мёда и (осенний) свежеет... 3. Так славно ночью лежать на возу смотреть в (звёздный) небо чу(?)ствовать зап..х дёгтя в (свеж..й) воздухе и слушать, как ост..рожно поскрипывает в темн..те длинный обоз по (больш..й) дорог... 4. В поредевшем саду далеко видна дорога к (больш..й) шалашу. 5. Ветер волновал сад и наг..нял (зловещ..й) космы (пепельный) обл..ков. 6. Холодно и ярко с..яло на севере над (тяж..лый свинц..вый) туч..ми (ж..дкий голубой) небо а из-за этих туч(?) медленно выплывали хребты (снеговой) гор-обл..ков.(И.Бунин)
Учебник для 4 класса (Часть 1)
265. Прочитайте. Запишите данные имена существительные в именительном, родительном, винительном падежах. Выделите падежные окончания.
Есть
кто? что? книги белки
Нет
кого? чего? дома волки
Вижу
кого? что? вещи мыши
266. Прочитайте.
1. Зимой не увидишь в лесу медведей, барсуков, ежей, что спят всю зиму. 2. У лесных мышей не хватает зимой лесных запасов. Они бегут из норок от горностаев, ласок, хорьков. 3. В лесу появилась большая полярная сова. Она охотится на птиц, белок и зайцев. 4. Что за чудо? Трескучий мороз, а в гнезде птенчики. Это парочка клестов-еловиков вывела зимой птенцов.
267. Прочитайте. Не правда ли, красивое предложение?
Маленькие сосенки , держащие на ветках белые комья , напоминают играющих в снежки ребятишек .
(Е. Русаков)
268. Рассмотрите рисунки.
Речь человека состоит из предложений, причем определить, о чем он говорит, можно, найдя грамматическую основу этого предложения – подлежащее и сказуемое. Но что, если в предложении больше, чем одно подлежащее и сказуемое, если в нем говорится о разных предметах и явлениях? Ответ на этот вопрос даст очень важная тема, которую проходят в 3 классе.
Сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из двух или больше простых предложений. Они могут соединяться между собой с помощью союзов, таких как а, но, и, а могут быть объединены только интонацией, что на письме выражается с помощью знаков препинания.
Вот примеры сложных предложений.
На этих примерах можно увидеть, какие есть виды связи в сложных предложениях.
По сравнению с простым предложением их структура действительно более сложная, поскольку они не просто говорят о нескольких предметах или явлениях, но и соединяются при этом в одно целое по смыслу и грамматически. Простые предложения, которые входят в состав сложного, могут состоять только из грамматической основы или распространяться второстепенными членами.
Чтобы составить схему сложного предложения, нужно сначала найти все его основы. Это поможет понять, сколько в нем частей, после этого можно будет найти, как они между собой связаны. Рассмотрим это на примере.
В этом предложении две основы (ребята гуляли, снег пошел) , которые соединены между собой интонацией, что на письме отражается в виде запятой. Союза между этими частями нет.
В сложном предложении не обязательно должно быть строго две грамматических основы – их может быть три и даже больше.
В основном, порядок частей в сложном предложении последовательный: сначала идет главная часть, за ней следует та, которая связана с ней по смыслу. В предложениях, которые связаны интонацией и представляют собой просто перечисление событий, часто нет главной и присоединенной части – их порядок можно поменять местами и смысл предложения от этого совершенно не изменится.
Это легко понять, если сравнить два сложных предложения с одинаковыми основами, которые просто переставлены местами:
Очевидно, что от перестановки частей смысл предложения совершенно не поменялся – оно рассказывает о погоде, описывая ее с разных сторон.
Такой принцип роднит сложные предложения с максимально просто структурой с примерами на сложение, где от перестановки мест не изменяется итоговая сумма, что говорит о том, что язык в какой-то степени математичен.
Алгоритм разбора любого предложения, в котором две и больше основ, одинаковый: нужно найти эти основы и определить, соединены ли они только интонацией, то есть знаком препинания, или в установлении связи между ними участвовал союз.
Определение сложного предложения само по себе достаточно простое – это такая единица языка, в которую входит не одна грамматическая основа, а несколько (как минимум две и больше). Эти части могут соединяться только интонацией (знаком препинания) или интонацией и союзом. Чтобы разобрать сложное предложение, нужно сначала найти все его основы, а потом определить, каким образом они соединены между собой. Это достаточно простой и понятный алгоритм.
12. Прочитайте.
Солнышко проснулось. Рассветает.
Розовеет небо вдалеке...
На ладошке неба
Звёзды тают,
Как зимой снежинки на руке.
(С. Пшеничных)
13. Прочитайте. Составьте и запишите предложения из данных слов.
14. Прочитайте. Почему вы улыбнулись? Где нужно поставить точки?
В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поёт синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова...
(Г. Граник)
Вспомните! По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные.
15. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
На опушке б..рёзового леса ок..ло муравейника выр..с чистотел. Почему у р..стен..я такое название? Разломи ст..белёк. На его изломе выступила яркая кап..лька сока. Соком чистотела лечат заб..левания кожи.
(Г. Кучнева)
16. Прочитайте загадки и пословицы. Отгадайте загадки.
хо зя́и н хо зя́йство
Вспомните! Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения могут произноситься с восклицательной интонацией .
В этом случае в конце повествовательных и побудительных предложений ставится восклицательный знак, а в конце вопросительных предложений остаётся вопросительный знак или ставятся и вопросительный, и восклицательный знаки.
Красива утренняя заря!
Ребята, давайте посадим у школы дубовую аллею!
Что делает эта птица?! Купается?!
17. Прочитайте.
1. Как осень хороша! Как чисты небеса! (П. Вяземский) 2. Смилуйся, государыня рыбка! (А. Пушкин) 3. Куда мой мёд деваться мог? Ведь был полнёхонький горшок! (Б. Заходер) 4. Горе! Горе! Крокодил солнце в небе проглотил! (К. Чуковский) 5. Никто меня не жалеет! (В. Осеева)
18. Прочитайте. Спишите.
Мы пойдём сегодня в театр? Кто живёт на дне моря? Около школы есть речка?
19. Прочитайте диалоги.
Мишка, мишка (_) Что с тобой
(_) Почему ты спишь зимой (_)
- Потому что снег да лёд -
Не малина и не мёд (_)
Чего не выходят
Из дома улитки (_)
- В их домике нет
Ни дверей, ни калитки (_)
(В. Орлов)
mstone.ru - Творчество, стихи, подготовка к школе