Честолюбие: что это? Достоинство или порок? Кто такой честолюбивый человек и что означает честолюбие Что такое честолюбие в характере

Многогранны качества души, внутренний мир человека так разнообразен и полон различными свойствами и оттенками. Верующему человеку надлежит тщательно ухаживать за собственной душой, как за драгоценным садом и развивать только лучшие качества. Поэтому актуально знать все оттенки души, дабы иметь возможность точно выбрать для себя лучшее. Далее рассмотрим такое понятие, как честолюбивый человек, хорошо это или не совсем. Разберем такое свойство, исходя из православной веры.

Как правило, наиболее ярко мы можем увидеть, что такое честолюбие, если обратимся к художественной литературе или биографиям различных известных личностей.

Этим качеством обладали и обладают различные амбициозные предприниматели и дельцы, люди, которые хотели стать в чем-то лучшими, превзойти остальных, остаться в памяти других.

Наверное, хорошим примером будет идеал так называемой американской мечты, для которой честолюбие является фактически основой.

Если кратко, то в этой концепции Америка воспринимается как страна безграничных возможностей, где каждый может добиться всего своими усилиями. Только для этого нужно много трудиться и действовать в рамках здоровой конкуренции, ставить свои цели превыше всего. Такая концепция более свойственна ответвлениям христианства лютеранству и протестантизму, где восхваляются практическая выгода и труд.

Для того чтобы лучше уловить смысл и значение, к слову честолюбивый следует подобрать такие синонимы:

  • целеустремленный;
  • нацеленный на лидерство;
  • тщеславный;
  • стремящийся быть лучшим;
  • карьерист;
  • перфекционист;
  • амбициозный и самолюбивый.

Также следует выбрать и возможный антоним для этого слова:

  • безалаберный;
  • безынициативный;
  • не амбициозный;
  • вялый;
  • конформист;
  • последователь (не лидер);
  • разгильдяй.

Также противоположностью могут выступать и такие термины, как смиренный, эмпатичный, чуткий, спокойный, альтруист. Соответственно, речь не всегда идет об однозначно негативных и позитивных коннотациях. Как видно, и синоним и антоним к рассматриваемому термину может быть и положительным, и отрицательным.

Полезное видео: честолюбие

Для того чтобы лучше разобраться, действует ли такое качество плохо на душу или является положительным, нужно снова посмотреть на различные ветви христианства. Более новые учения, такие как лютеранство и особенно протестантизм, указывают на священность любого труда.

Казалось бы, вполне нормальная концепция, даже положительная, ведь и в православии верующим советуют занять свои будни праведным трудом, однако есть некоторые отличия, на которые указывают и самые доступные порталы – Википедия и другие.

Протестанты видят богатство и состоятельность даже вполне приемлемым делом. Представители этой конфессии, как правило, являются самыми богатыми христианами.

Обратите внимание! В православии честолюбие считается однозначно негативным, так как в некоторой степени противоречит концепции любви к ближнему и заботы. Оно воспринимается как пагубный порок, не соответствующий учению Христа, который был идеалом смирения и абсолютно не честолюбивым.

Тем не менее, протестанты одобряют вообще практически любой труд, и ростовщичество в том числе как разновидность деятельности. Напомним, в православии такая деятельность является неприемлемой и связана с грехом лихоимства и сребролюбия. В этой тонкости есть существенные отличия.

Когда, к примеру, протестант ставит перед собой честолюбивые цели достичь финансового благополучия, он в целом видит в своей деятельность праведный путь и использует разнообразные мирские методы для того, чтобы прийти к нужному итогу. Православный в свою очередь чутко рассматривает каждый вариант получения дохода, оценивает, не противоречит ли он вере и не вредит ли душе. Таким образом, нетрудно понять, почему искренне православные верующие не всегда могут похвастаться чрезмерным богатством, а представители других конфессий могут даже спокойно кичиться этим.

Если рассматривать глобально, то это хорошо или не особенно хорошо, люди решают, исходя из собственной веры и базовой мировоззренческой концепции. Для кого-то «идти по головам» ради собственной цели и ставить свои интересы в центр мира является не просто приемлемым, но и идеальным. Для православного такой честолюбивый человек выглядит не совсем нормальным, особенно если качество проявляется в наиболее негативных аспектах.

Как избавиться от честолюбия

Православная вера говорит об идеале смирения, как говорится, «кто унижает себя, тот возвысится». Конечно, речь не идет о каком-то ментальном или физическом мазохизме и подобных болезненных наклонностях. Подразумевается способность:

  • не выгораживать собственное эго;
  • не ставить себя над другими;
  • не стремиться унизить других, дабы себя возвысить;
  • не искать поводов для самохвальства;
  • не искать возможностей намеренно оказаться лучше других;
  • не впадать в чрезмерную соревновательность и конкуренцию с другими;
  • не искать в других худших качеств, которые позволяют чувствовать себя лучшим, чем они.

Святые подвижники в православии являли собой эти идеалы смирения. Серафим Саровский, вероятнее всего, не хотел стать лучшим в мире святым и установить рекорд по длительности молитвы на камне или построить женский монастырь лучше, чем другие. Лука Крымский вряд ли стремился стать самым известны доктором или продвинуться повыше в церковной иерархии.

Можно привести и массу других примеров, так или иначе, все эти подвижники знали, что значит честолюбивый, и старались искоренить в себе подобные помыслы. Как видно из этих примеров, для того чтобы чего-то достичь (особенно на поприще веры) совсем не требуется иметь чрезмерную амбициозность и намерение стать лучше других. Конечно, определенное дерзновение нужно, но оно всегда идет в комплекте со смирением и готовностью унизиться.

Простому верующему полезно следовать этим примерам, понять, что означает слово, рассматриваемое здесь, и в чем негативные стороны этого свойства. В современном мире трудно обрести смирение, особенно если приходится действовать в условиях, где каждый конкурирует с другим, где все действуют только в своих интересах. Тем не менее, личное определение настоящего верующего и заключается в том, чтобы делать поведенческий выбор, исходя из веры, а не мнения большинства.

Обратите внимание! В некоторых сферах деятельности частично честолюбие может быть допустимо и приносить некоторые положительные результаты. К примеру, руководителю полезно быть честолюбивым в том, чтобы заботиться о своих подчиненных и собственной подвластной структуре.

Полезное видео: честолюбие замена таланту или потребность в бессмертии?

Вывод

Нужно осознавать, где честолюбие полезно, а где является чрезмерным, и соблюдать нормы религиозной морали. Отказ от честолюбия совсем не означает бездействия или какой-то пассивности. Отказ от этого порока означает выбор более тяжелого, но верного пути, когда другие люди не воспринимаются как конкуренты, которых нужно превзойти, а мирская слава и признание – как высшие цели бытия. Такой трудный путь доступен только искренне и глубоко верующему человеку.

Вконтакте

социально-психологическая черта человека, выражающаяся в стремлении совершать действия во имя достижения лидерства в коллективе, группе (общественная жизнь, наука, культура и т. д.). Ч. может выступать как устойчивый положительный мотив, побуждающий личность к социально значимой деятельности. Если же Ч. является эгоистическим и ведет к карьеризму, ущемлению прав, свобод и заслуг других, – его надо оценивать как отрицательное явление. Придание нравственной оправданности мотивам Ч. конкретной личности может способствовать формированию у нее лидерских качеств. Ч. может выступать причиной конфликтов в организации, во-первых, тогда, когда оно становится чрезмерным; во-вторых, если Ч. сводится к примитивному карьеризму. В интересах дела и профилактики конфликтов руководитель должен уметь поощрять здоровое Ч. и не давать развиваться карьеризму у подчиненных.

Честолюбие

стремление к внешней чести, почестям, уважению, почету, продвижению по службе и вследствие этого склонность действовать безнравственными способами.

Подобно большинству молодых честолюбцев в литературе, он изливает на бумаге запас сведений, которых нахватался накануне (О. Бальзак, Дочь Евы).

Любовь – желанное безумие, честолюбие – серьезная глупость (С. Шамфор).

Честолюбие охватывает мелкие души легче, чем большие, как огонь охватывает быстрее солому, хижины, чем дворцы (С. Шамфор).

К новым знакомствам нас обычно толкает не столько усталость от старых или любовь к переменам, сколько недовольство тем, что люди хорошо знакомые недостаточно нами восхищаются, и надежда на то, что люди малознакомые будут восхищаться больше (Ларошфуко).

То, что мы принимаем за благородство, нередко оказывается переряженным честолюбием, которое, презирая мелкие выгоды, прямо идет к крупным (Ларошфуко).

Ни в каком деле не ищи себе земной славы: земная слава угасает для того, кто любит ее. На время, подобно бурному ветру, она дышит на человека, и, отняв у него плод добрых дел его, вскоре удаляется, посмеявшись его неразумению (Г. Константинопольский, Стоглавец).

Ср. желание славы; тщеславие.

1. Выраженность в личности мотивов достижения первенства, стремление к славе, к получению наград, к почётному положению в какой-либо области деятельности, сфере общественной жизни.

2. Жажда власти.

3. Жажда известности, славы, почестей.

3. Любовь к чествованию, принятию почестей.

4. Моральное чувство, проявляющееся как мотив действий, свершаемых для достижения общественного признания, престижа, почёта, славы и т.п.

5. Социальное чувство, проявляющееся как мотив действий, совершаемых ради достижения человеком первенства, главенства в той или иной области деятельности, приобретения влияния и веса в какой-либо сфере общественной жизни.

6. Стремление к высокому, почётному положению.

Пояснения:
Честолюбие получает распространение в обществе с возникновением социального неравенства людей.

Нормальное, умеренное Честолюбие не является пороком, т.к. образует один из важнейших мотивов социальной деятельности людей. Честолюбие как стремление к общественному признанию может играть в отдельных случаях относительно положительную роль, стимулируя повышенную социальную активность человека. Но, будучи индивидуалистическим по своему характеру мотивом, оно препятствует воспитанию личности в духе сочетания личных и общественных интересов. В честолюбивых устремлениях общественные интересы учитываются человеком лишь постольку, поскольку они согласуются с его индивидуалистическими запросами.

Гипертрофированное (непомерное и не подкреплённое собственной значимостью) Честолюбие близко по значению к тщеславию. Но, в отличие от тщеславия, Честолюбие связано не столько с жаждой приобретения дешёвой или выдуманной славы и признания со стороны окружающих, сколько с желанием приобрести высокое общественное положение, вес, влияние, а также заслужить официальное признание и связанные с ними почести и награды.
В тех случаях, когда подобные побуждения становятся характерным свойством поведения человека, Честолюбие приобретает значение морального качества личности.

Болезненное Честолюбие превращается для его обладателя в постоянное переживание несчастья, порождает чувство хронической неудовлетворённости жизнью, зависть к чужому успеху.

Крайняя форма Честолюбия - карьеризм.

Честолюбие у детей часто формируется родителями и педагогами, которые в силу собственных амбиций считают своих детей самыми яркими и одарёнными личностями.
В определённой мере стимулирование Честолюбия может сыграть и положительную роль в развитии личности. Но если детские способности оказываются иллюзорными и не реализуются по мере взросления детей, то честолюбивые устремления могут стать причиной моральных и психических травм.
Честолюбие педагогов и родителей часто способствует формированию хвастовства, заносчивости, неуважения к другим людям. Поэтому важно корректировать не только Честолюбие детей, но и своё, взрослое Честолюбие по отношению к детям.

Очень часто бывает так, что человек полностью захвачен новым делом. Все его мысли полностью заняты тем, как добиться успеха. Еще не покорив больших высот, он уже предвкушает радость, которую должно принести достижение цели. Такое качество называют честолюбием.

Честолюбие: что это такое?

Сказать это понятие, довольно трудно. Под честолюбием чаще всего понимают стремление к почестям, славе и высокому положению в обществе. Желающих получить такой результат много, правда, не все в этом могут признаться. Причина тому достаточно прозаична: такие люди просто боятся осуждения со стороны общества. Ведь такое качество, как правило, отождествляется с болезненным стремлением к славе. Многие задумываются: честолюбие - что это такое на самом деле?

Составить портрет честолюбца сложно, так как его внешность и поведение могут быть самыми разнообразными. Внешне такой человек может вести себя предельно скромно и непритязательно. Часто его честолюбие - это тайное знание, с которым он не готов делиться с окружающими.

Честолюбие: что это и в чем его польза?

На самом деле честолюбие может быть как здоровым, так и болезненным. Все люди, которые добились успеха в той или иной сфере, однозначно являются честолюбивыми. Их манит процесс достижения цели и получения признания. Такое свойство выступает в роли хорошего мотиватора. Оно не дает человеку сбиться с пути, даже когда ему трудно. Но для личности, у которой присутствует здравое честолюбие, слава будет играть особую роль. Это будет что-то наподобие приятного бонуса к приложенным усилиям и не более.

Тщеславие и честолюбие

Другое дело, когда желание почивать на лаврах становится самоцелью. Такое качество называется тщеславием. Такого человека не интересуют плоды его деятельности, его не волнует, какую пользу своими действиями он принесет окружающим. Порой тщеславный действует даже во вред себе. Ярким примером такого стремления к пустой славе являются звезды шоу-бизнеса. Многие из них готовы положить на алтарь все ради признания: любовь, семью и здоровье.

Отличие тщеславного человека от честолюбивого в том, что честолюбивая личность никогда не поступится своими моральными убеждениями ради славы. Тщеславный индивидуум готов перешагнуть через себя ради признания.

Получатся, что между честолюбием и тщеславием существует довольно тонкая грань, которую очень просто нарушить. Честолюбие - определение очень расплывчатое и неоднозначное.

Если оно здоровое, то это качество, которое должно присутствовать в каждом. Наличие такой мотивации заставляет людей покорять все новые вершины. Это стремление сделать что-то лучше других, преуспеть в каком-то деле.

В конечном счете честолюбие - что это? Простыми словами, такое свойство - это стремление быть успешным и уважаемым за приложенные усилия. Трудолюбие, вера в себя, настойчивость - вот далеко не полный список характеристик честолюбивого человека. Если направить все эти качества в правильное русло, тогда это свойство будет вашим козырем, а не пороком.



Что еще почитать