Лучшие игры для детей на спортивной площадке. Игры на уличной площадке для детей.

Солнце и Луна

Цель игры : развитие двигательных, коммуникативных способностей, выработка умения работать в команде.

Ход игры : по считалке выбираются два капитана. Один из них «луна», а другой — «солнце». Остальные игроки либо «лучики» — они встают в команду «солнца», либо «звездочки» — у них капитан «луна». Игроки встают в две колонны за своими капитанами и берут впереди стоящих за талию. «Лучики» и «звездочки» перетягивают друг друга через черту между ними. Часто побеждает дружба между солнцем и луной.

Особые замечания: проигравшей считается та команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.

Два озера

Цель игры : развитие двигательных, коммуникативных способностей, внимания.

Ход игры: выбираются 2—3 «ястреба». Все остальные игроки делятся на «уток», «гусей» и «лебедей» так, чтобы в каждой группе было одинаковое количество игроков. На разных концах игровой площадки вычерчиваются три озера, на которых плавают «утки», «гуси» и «лебеди». По сигналу ведущего начинается перелет «птиц» с одного озера на другое так, чтобы на одном озере находилось одновременно не более двух групп «птиц». Во время перелета «ястребы» салят игроков.

Особые замечания : пойманные «ястребами» «птицы» выбывают из игры.

Птичьи бои

Цель игры : развитие двигательных способностей, координации движений.

Ход игры : все игроки делятся на 2 команды: «орлов» и «соколов». Игра ведется парами. Каждая пара встает друг напротив друга, скрестив руки на груди. Начинается бой между «соколами» и «орлами». Игроки должны, стоя на одной ноге, толкнуть плечом соперника так, чтобы он встал на обе ноги.

Особые замечания : руками пользоваться нельзя, толкать соперника можно только плечом.

Круговая лапта

Цель игры : развитие двигательных, коммуникативных способностей, ловкости, сообразительности.

Атрибуты : теннисный мяч, деревянная бита-лапта длиной 70 см, 7 колышков, немного песка.

Ход игры: размеры игровой площадки 30x70 м. В одном из концов площадки проводят круг диаметром 25 м.

В ближней к концу площадки части круга чертят прямоугольник — «ящик для выбивания» размером 2 х 4 м. По линии круга забивают 7 колышков, пронумерованных против часовой стрелки. Вокруг каждого колышка насыпается песок — круг гнезда.

Игроки делятся на 2 команды — «грачей» и «галок» — и выбирают капитанов. По жребию определяется команда бьющих. Она встает в одну шеренгу за ящиком для выбивания на расстоянии 6 м.

Другая команда — водящие — распределяется по площадке. Капитан команды водящих посылает одного из своих игроков подающим. Капитан команды бьющих устанавливает очередность игроков. Подающий и первый бьющий стоят в ящике для выбивания.

По сигналу подающий подбрасывает мяч вверх, а бьющий пробивает его как можно дальше. Если удар удался, бьющий бежит в первое гнездо и касается там колышка. Если водящие еще не взяли мяч, игрок бежит дальше, во второй и третий гнезда, до тех пор, пока мяч не попадет в руки водящего. Если тому удалось попасть в игрока мячом, когда он находился вне гнезда, команды меняются местами.

Игроки не могут перебегать из гнезда в гнездо, когда мяч находится в руках подающего. Когда последнему удалось взять мяч, он кричит: «Стой!», и находящиеся между гнездами игроки должны сразу же занять ближайшее свободное гнездо. В гнезде не должно быть больше одного игрока. Каждый игрок команды бьющих, который по порядку прошел все гнезда и коснулся колышков в них, приносит своей команде очко и становится на левый фланг.

Выигрывает команда, набравшая определенное количество очков (например, 20).

Особые замечания : каждый бьющий может ударить по мячу 3 раза. Он решает, после какого удара ему бежать в первое гнездо. Начав бег, бьющий должен оставить лапту в ящике для выбивания.

Шустрые воробушки

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей и ловкости.

Ход игры: на игровой площадке проводятся три параллельные линии длиной около 5 м. Между первой и второй линиями расстояние 3 м, между второй и третьей — 15 м. Игроки делятся на две равные команды шустрых «воробушков». Первая команда выстраивается за первой линией, а вторая команда — за второй линией в шеренгу. После команды ведущего: «Внимание!» — все игроки-«воробушки» сгибают правую ногу назад и захватывают ее за голень правой рукой. По команде: «Вперед!» — все игроки, подпрыгивая на одной ноге, начинают двигаться к третьей линии. Игроки первой команды стараются запятнать игроков-«воробушков» раньше, чем те успеют перейти за третью линию. За каждого запятнанного «воробушка» первая команда получает 1 очко. После этого команды меняются местами, и игра продолжается. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков.

Особые замечания : если один из «воробушков» выпустит из руки ногу, он считается запятнанным другой командой. Если такую же ошибку допустит игрок из второй команды, то пятнание не считается. За третьей линией пятнать игроков нельзя.

Куропатки и лиса

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей, ловкости.

Ход игры : все игроки — маленькие «куропатки». Один игрок по жребию — «мама-куропатка» и еще один — «лиса», спрятавшаяся в логове на краю игровой площадки. «Мама-куропатка» учит своих деток летать. Следом за ней они повторяют разные движения: бегают по кругу, машут руками, приседают, прыгают. «Лиса» неожиданно выскакивает из своего логова и ловит «куропаточек». «Куропатка- мать», завидев «лису», должна присесть, а за ней — и детеныши. «Лиса» не может ловить присевших (т.е. «спрятавшихся») «куропаточек».

Особые замечания : пойманные «лисой» детки выбывают из игры.

Птицы—рыбы

Цель игры

Атрибуты : любые предметы для фантов.

Ход игры : все участники будут изображать птиц. Один игрок — вожак, он должен знать как можно больше названий птиц и животных. Вожак начинает игру со слов: «Утки летят!» Все дети поднимают руки и машут ими, как крыльями. Они повторяют громко: «Летят!» и опускают руки. Когда вожак говорит, например, «Караси летят!», игроки не должны махать руками. Тот, кто ошибся, отдает вожаку свой фант.

Особые замечания : в конце игры вожак загадывает всем фантам, что им сделать. Игроки должны изображать жестами и звуками самых разных птиц и животных.

Ласточки и ястребы

Цель игры : развитие двигательных и творческих способностей, внимания.

Ход игры: игроки делятся на 2 группы и становятся в 2 ряда спиной друг к другу. Один ряд — «ласточки», другой — «ястребы». Один из игроков — «мудрый сокол», он ведет игру. «Сокол» ходит между игроками и говорит слова по слогам: «лас»... пауза, или «яс»... пауза, а окончание слова не произносит. Только тогда, когда он произнесет название одной из команд полностью, ее игроки разбегаются в разные стороны, а игроки второй команды догоняют их. Пойманные игроки становятся членами ловящей команды.

Особые замечания: побеждает та команда, в которой к концу игры окажется больше игроков.

Дети и петушок

Цель игры : развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей, внимания.

Ход игры: все игроки — дети. На площадке для них очерчен домик. Один игрок — «петух». Он выходит из своего дома, ходит по площадке и 3 раза кукарекает. Игроки поют:

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шелкова бородушка!

Что ты рано встаешь,

Детям спать не даешь?

«Петух» после этих слов опять кукарекает, хлопает крыльями и начинает ловить детей, которые, выйдя из домика, бегают по площадке. Если «петух» кого-нибудь поймает, этот игрок становится «петухом».

Особые замечания : ловить детей в домике нельзя.

Петух и цыплята

Цель игры : развитие двигательных способностей, внимания; тренировка памяти.

Атрибуты : 5—6 стульев, повязка на глаза.

Ход игры : на площадке по кругу устанавливается несколько стульев. Все игроки — «цыплята», они рассаживаются на стулья. Один из игроков — «петух». Он сначала смотрит, как «цыплята» расселись по стульям, а затем ему завязывают глаза. Сидящие «цыплята» вытягивают вперед ноги и немного их приподнимают. «Петух» должен пройти по кругу, перешагивая через вытянутые ноги и. стараясь не задеть за них. Как только «петух» пройдет через всех «цыплят», последний из них становится «петухом», и игра продолжается.

Особые замечания: «петух» может вытягивать вперед руки-крылья, чтобы не натолкнуться на играющих, но ему нельзя руками нащупывать вытянутые ноги «цыплят». «Цыплятам» не разрешается поднимать ноги высоко. Но они могут периодически опускать ноги и поджимать их под себя, тогда «петух» шагает через несуществующие препятствия. Побеждает тот из «петухов», кто ни разу не споткнулся.

Уточки

Цель игры : развитие двигательных и творческих способностей, физической выносливости.

Ход игры : на площадке проводится черта — берег озера — в 15 м от того места, где стоят игроки в начале игры. Игроки-«утки» встают в колонну на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Они слегка сгибают ноги в коленях и кладут на них руки. По сигналу все начинают в полуприседе быстро продвигаться вперед до берега озера, не меняя положения рук и ног. Побеждает та «уточка», которая первой достигнет озера.

Особые замечания : тот игрок, кто начал движение до сигнала, считается проигравшим и выходит из игры.

Коршун и птицы

Цель игры : развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры: из числа игроков выбирают «хозяйку» и «коршуна», остальные — «птицы». «Хозяйка» тайком от «коршуна» дает название каждой «птице»: стриж, ласточка, соловей, воробей и т. д. Прилетает «коршун» и спрашивает у «хозяйки»: «Отдашь мне птицу?» «Хозяйка» интересуется: «Какую?» Водящий называет, например, воробья. Если среди игроков есть «воробей», он старается убежать от «коршуна», а тот его ловит. Если названной водящим птицы нет, «хозяйка» прогоняет «коршуна». Игра продолжается до тех пор, пока «коршун» не переловит всех или большинство птиц.

Особые замечания : водящему можно ловить только угаданную «птицу». В эту игру играли еще наши прабабушки и прадедушки.

Ястреб и цыплята

Цель игры: развитие коммуникативных навыков, улучшение реакции и внимания.

Атрибуты : разноцветные ленточки длиной 1 м по количеству участников.

Ход игры : из игроков выбираются «ястреб» и «наседка». Все остальные дети — «цыплята». «Цыплята» повязывают себе на талию цветные ленточки и встают друг за другом, держась за ленточку впередистоящего игрока. «Ястреб» делает вид, что он что-то копает лапами. «Наседка», ведущая за собой «цыплят», подходит к «ястребу» и спрашивает:

— Ястреб, ястреб, что ты делаешь?

— Ямку копаю.

— На что тебе ямка?

— Денежку ищу.

— На что тебе денежка?

— Иголочку куплю.

—- На что тебе иголочка?

— Кошелек сшить.

— На что тебе кошелек?

— Камешки складывать.

— На что тебе камешки?

— В твоих деток кидать.

— За что?

— Они мой огород помяли.

— А изгородь у тебя высокая?

«Ястреб» поднимает руку и показывает, какой высоты изгородь.

— Нет, мои цыплята через такую изгородь не перелезут.

— А я их все равно ловить буду!

«Ястреб» внезапно кидается на «цыплят», «курица» машет руками, шипит, бежит и тащит «цыплят» за собой. Того «цыпленка», кто в цепочке не удержался, «ястреб» сразу хватает и отводит в сторону.

Особые замечания : если «ястреб» поймал 5 «цыплят», игра заканчивается. Новая игра может начаться, когда игроки выберут другого «ястреба» и «наседку».

Лайки и зайцы

Цель игры : развитие двигательных, коммуникативных способностей и ловкости.

Ход игры : на игровой площадке вычерчиваются 2 линии — нора для зайцев и дом для лаек. Игровая площадка — поле. На противоположной стороне от нор обозначается круг — лес. Игроки делятся на 2 неравные группы: большая —. «зайцы», меньшая — «лайки». «Зайцы» должны прыжками преодолеть поле и убежать в лес. «Лайки», тоже передвигаясь прыжками, стараются осалить «зайцев». Как «зайцы», так и «лайки» начинают свое движение только по сигналу ведущего. Если ведущий крикнул: «Зайцы!» — они делают 2 прыжка вперед в направлении, противоположном их норе, и останавливаются; когда ведущий говорит: «Лайки!» — «собаки» делают один прыжок в любом направлении, останавливаются и стараются, не сходя с места, осалить «зайца». Осаленный «заяц» считается добычей и выходит из игры, и «лайки» зарабатывают 1 очко. Если «зайцы» сумеют допрыгать до леса, игра продолжается уже с другими «лайками». Выигрывает та команда «лаек», которая заработает больше очков.

Особые замечания : ведущий кричит: «Зайцы» и «Лайки» по очереди. Если «заяц» прослушает команду и останется на месте, команда «лаек» зарабатывает 1 очко. После команды «Лайки!» «собаки» могут сделать не более одного прыжка в любом направлении.

Пастух, собака и врун

Цель игры : развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры : из игроков выбираются «пастух», «собака» и «врун». Остальные — «овцы». «Пастух» делает вид, что играет на свирели, «собака» сидит в засаде, а «овцы» гуляют по лугу и щиплют травку. «Врун» зовет пастуха: «Эй, пастух!» «Пастух» отвечает: «Чего ты хочешь?»

«Братец пастух, мой дядя говорит, что наша черная овца в вашу отару попала, и просит вернуть ее обратно».

«Пастух» подводит «вруна» к отаре. Тот внезапно хватает одну из «овец» за руку и убегает. «Собака» бежит за ними и старается догнать. Если ей удалось это до того, как «врун» добежит до своего дома, она возвращает «овцу» в отару.

Особые замечания : «собака» бежит за «овцой» тогда, когда «врун» схватил ее.

Собачки и мяч

Цель игры

Атрибуты : большой баскетбольный или волейбольный мяч.

Ход игры : все игроки встают в круг на расстоянии вытянутых рук один от другого. Выбираются 2 «собачки», встающие в центр круга. Игроки, стоящие в кругу, перебрасывают друг другу мяч в разных направлениях по воздуху и по земле так, чтобы «собачки» не могли коснуться их. «Собачки», бегая в середине круга, стараются дотронуться до мяча, находящегося в воздухе, на земле или в руках у кого-то из игроков.

Если «собачке» удалось коснуться мяча, на ее место встает игрок, при броске которого «собачка» сумела поймать мяч. «Собачка» занимает место этого игрока.

Особые замечания : мяч можно перебрасывать по воздуху и перекатывать по земле. Если мяч вылетит из круга, игроки должны как можно скорее поймать его и, вернувшись на свои места, продолжить игру. «Собачка» имеет право дотронуться до мяча и на земле, и в воздухе, и в руках, и за кругом.

Коты и псы

Цель игры : развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Атрибуты: 2 больших резиновых мяча.

Ход игры : игроки делятся на 2 команды — «псов» и «котов». Каждая команда выстраивается шеренгой, одна лицом к другой. Первые игроки в шеренгах держат в руках по мячу.

По команде ведущего «Игра!» первые игроки передают мяч своим соседям, те, в свою очередь, передают следующим игрокам, и так до конца шеренг. Последние игроки, получившие мяч, обегают свои шеренги, становятся впереди и поднимают мячи вверх. Побеждает команда, сумевшая раньше другой выполнить все действия игры.

Особые замечания: передавать мяч можно только своему соседу. Если правило нарушено, мяч возвращается обратно. Если игрок уронит мяч, он должен сам его поднять, возвратиться на свое место и продолжить игру.

Ежики и зайцы

Цель игры : развитие двигательных и коммуникативных способностей.

Ход игры: игроки делятся на 2 команды — «ежики» и «зайцы». Команда «ежиков» разбивается на пары, которые располагаются на расстоянии двух метров друг от друга.

«Ежики» садятся на траву или ковер по парам, выпрямляют ноги, касаясь ступнями друг друга. Игроки-«зайцы» встают гуськом и стараются как можно быстрее перепрыгнуть через ноги «ежей». А «ежи», в свою очередь, стараются осалить прыгающих «зайцев». Каждый осаленный «заяц» встает за спиной того «ежа», кто его осалил. Игроки меняются местами после того, как прошли все «зайцы», и игра начинается заново.

Особые замечания: осаленный «заяц» не должен прыгать дальше той пары «ежиков», которые его осалили. «Еж» салит «зайца» только тогда, когда он перепрыгивает, при этом он не должен менять положения ног.

Ковбои и мустанги

Атрибуты: мяч среднего размера.

Ход игры: все игроки — дикие лошади «мустанги»; двое игроков — «ковбои». «Мустанги» становятся внутрь очерченного круга. «Ковбои» становятся за кругом друг напротив друга. По сигналу ведущего: «Раз, два, три, лови!» — «ковбои» по очереди бросают мяч в «мустангов», а те стараются, чтобы мяч их не коснулся. «Мустанг», в которого попал мяч, считается пойманным и прирученным. Он выходит из круга и выбывает из игры.

Особые замечания: мяч от «земли» не засчитывается.

Скачки

Атрибуты: 4 — 5 стульев или разноцветные флажки на стойках.

Ход игры: играющие делятся на 2—3 команды и становятся за линией. Они — «кони», участвующие в скачках. Напротив линии ставятся стулья или флажки. По сигналу ведущего первые «кони» от каждой команды скачут до стульев или флажков, обегают их, обратно возвращаются «галопом» — бегом. Затем бегут вторые и так далее до последнего игрока. Побеждает команда, закончившая эстафету первой.

Особые замечания: расстояние от линии до стульев не менее 25—30 м.

Конное поло

Атрибуты: 6—7 маленьких резиновых мячей.

Ход игры: на игровой площадке проводят стартовую и финишную линии. В середине площадки на расстоянии 1 м друг от друга чертят 2—3 круга диаметром 0,5 м. Между стартовой и финишной линиями вдоль этих кругов проводят линии метания.

Игроки делятся на 2 команды по 6—7 человек в каждой и выстраиваются в колонны у стартовой черты. Команды играют по очереди, у каждого игрока в руках маленький резиновый мяч. Игрок первой команды начинает двигаться, изображая лошадь, вдоль линии метания и на ходу старается попасть в один из.начерченных кругов. Он доскакивает до линии финиша и останавливается за ней.

Продолжает игру второй игрок первой команды, и так все игроки по очереди. Они выстраиваются в шеренгу за финишной линией, и в игру вступают «лошадки» из второй команды. При повторении игры все участники поло скачут в обратную сторону и выстраиваются за стартовой линией. Каждое попадание в круг дает команде 1 очко. Побеждает та команда, у которой больше попаданий.

Особые замечания: последующий игрок вступает в игру только после того, как предыдущий доскачет до финиша. Метание мяча должно происходить в движении.

Тройки

Цель игры: развитие двигательных способностей.

Атрибуты: 2 шнура, лежащих на противоположных концах площадках.

Ход игры: все игроки делятся сначала на две команды, а потом в командах — на тройки «лошадей». Каждая команда встает к одному из шнуров. После этого игроки-тройки берутся за руки и по сигналу ведущего бегут друг навстречу другу, не расцепляя рук.

Особые замечания: выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до противоположного шнура.

Гонцы и джигиты

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей.

Атрибуты: два флажка и цветная лента. Ход игры: на игровой площадке проводятся 2 линии на расстоянии 15 м одна от другой. На одной линии ставятся 2 флажка на расстоянии 5 м друг от друга. Игроки делятся на 2 команды — «джигитов» и «гонцов» — и выбирают капитанов. Команды выстраиваются в колонны по одному у линии напротив флажков.

Капитан «джигитов»» берет в руки ленту. По сигналу ведущего первые игроки команд бегут к своему флажку. Задача «джигита» — бросить у флажка ленту, обогнуть флажок и вернуться обратно. Задача «гонца» — добежав до флажка, взять ленту, на обратном пути догнать «джигита» и осалить его лентой. Если «гонцу» это удается, он считается победителем, а если нет, то побеждает «джигит». «Гонец», не догнавший «джигита», не сбавляя скорости, передает ленту товарищу по команде, догоняющему другого «джигита». Игру проводят 2 раза, меняясь ролями.

Особые замечания: игроки обходят флажок с правой стороны. Очередные игроки не могут выходить за линию раньше, чем предыдущий игрок коснется рукой или лентой следующего игрока.

Соревнование осликов

Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей, ловкости движений.

Атрибуты: несколько палочек длиной 1 м, повязка на глаза.

Ход игры: все игроки — веселые «ослики». В руках каждого — палка. Они становятся шеренгой в центре площадки перед прочерченной прямой линией.

Техника метания палки

Один конец палки они ставят на носок ноги, а другой ее конец придерживают указательным пальцем правой руки. По сигналу ведущего игроки отрывают правую ногу от земли, отводят ее немного назад и с силой отбрасывают ею каждый свою палку. Игрок, чья палка упадет ближе всех, собирает палки, громко говоря при этом: «Ослик, ослик, ай-яй-яй!»

Начинается вторая часть игры. Все игроки- «ослики» точно так же бросают палку, но теперь проигравшему завязывают глаза. Он, размахивая палкой и повторяя слова «Ослик, ослик, ай-яй- яй», должен по сигналу пройти вперед и сбить палку, воткнутую в землю на расстоянии 10—15 шагов от линии. Палку втыкает самый ловкий участник соревнований. При удаче проигравший возвращается и продолжает игру. Если ему не удалось сбить палку, он соревнуется в беге с тем, чья палка была воткнута в землю.

Особые замечания: бросать палки следует по сигналу; проигравший в соревновании в беге выбывает из игры.

Кони и дети

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей, образного мышления.

Ход игры: все игроки делятся на 2 команды — дети и «кони». Дети делают вид, что гуляют по лугу, собирают цветы, плетут венки. «Кони» пасутся рядом. На слова ведущего:

— Топ, топ, убегай! Тебя кони стопчут!

— А я коней не боюсь, по дороге прокачусь! — несколько игроков-детей начинают подражать лошадкам, скачут и резвятся. Настоящие игроки- «кони» стараются их поймать.

Особые замечания: убегать можно только после слова «прокачусь». Тот ребенок, которого настигла лошадка, выбывает из игры.

Хоккей на траве

Цель игры: развитие двигательных способностей, выработка умения работать в команде.

Атрибуты: клюшки по числу игроков, небольшой резиновый мяч.

Ход игры: на площадке с 2 противоположных сторон по центру отмечают ворота. Двух игроков выбирают вратарями, один игрок — судья. Остальные дети делятся на 2 команды и с клюшками располагаются по полю. По сигналу судьи они стараются с помощью клюшек загнать мяч в ворота. Если удается забить мяч, игра начинается сначала.

Особые замечания: нельзя образовывать толпу, толкать вратарей, сильно размахивать клюшкой. Судья должен следить за соблюдением правил.

Конное состязание

Цель игры: развитие Двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Атрибуты: цветные флажки.

Ход игры: на игровой площадке чертятся линии старта и (на расстоянии 20—30 м) финиша. На финише на определенной высоте крепятся несколько флажков. Все игроки делятся на пары — «конь» и «всадник» — и встают на линию старта. Впереди стоят «кони». Они вытягивают назад руки, и «всадники» берутся за них. В таком положении пары бегут до финиша. «Всадник», первый добежавший со своим «конем» до финиша, подпрыгивает и пытается достать флажок, прикрепленный на определенной высоте.

Особые замечания: соревнования начинаются по сигналу. За флажком прыгает «всадник».

Кучер и лошадки

Цель игры: развитие общих физических данных и внимания.

Атрибуты: несколько длинных цветных лент.

Ход игры: игроки делятся на тройки, в каждой тройке — «кучер» и две «лошадки». «Кучер» управляет «лошадками» с помощью цветной ленты. Ведущий по ходу игры подает различные команды, «лошадки» их выполняют, а «кучер» управляет и внимательно смотрит, точно ли выполняют «лошадки» все движения. «Лошадки» идут шагом, бегут галопом по кругу, поворачивают то налево, то направо, то бегут обратно и т. д. На слова ведущего: «Лошадки, бежать!» — «кучер» отпускает «вожжи», и «лошадки» разбегаются по игровой площадке. На слова: «Найдите кучера!» — «лошадки» быстро бегут к своему «кучеру». «Кучер», чьи «лошадки» ошибаются, получает штраф — к его яркой ленте привязывается белый шнурок.

Особые замечания: при повторении игры в каждой тройке «лошадки» поочередно становятся «кучером». Игра может проводиться, пока все «лошадки» не побывают в роли «кучера».

Джигиты и монеты

Цель игры: развитие двигательных способностей и ловкости.

Атрибуты: 20—30 камешков небольшого размера.

Ход игры: на противоположных сторонах площадки намечают линии старта и финиша. По площадке раскладываются камешки — монеты. Игроки — «джигиты» — выстраиваются вдоль линии старта и по сигналу ведущего передвигаются к финишу, скача, как лошадки. Во время скачки «джигиты», не останавливаясь, подбирают на ходу камешки — монеты. Побеждает тот, кто смог во время скачек собрать больше монет.

Особые замечания: во время скачек «джигиты» не должны мешать друг другу.

Жеребенок и дети

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры: все игроки — дети, один из них — «жеребенок». Дети встают в круг, а «жеребенок» — внутри круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и говорят:

Ты, жеребенок рыженький,

С хвостиком беленьким,

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

Ты с нами поиграй,

Поскорее нас догоняй!

После этих слов дети разбегаются в разные стороны, а «жеребенок» их ловит.

Особые замечания: игрок, которого «жеребенок» поймал, становится «жеребенком».

Горные козлы

Цель игры: развитие двигательных и творческих способностей, ловкости.

Атрибуты: несколько резиновых мячей среднего размера.

Ход игры: из всех игроков выбираются 2—3 «охотника». Остальные игроки — горные «козлы» — бегают по всей игровой площадке. По сигналу «охотники» гонятся за ними и стреляют (бросают мячи). Осаленный горный «козел» садится на землю, к нему подбегает «охотник» и дотрагивается до его спины. Это означает, что он пойман. Игра может повторяться несколько раз.

Особые замечания: осаленный игрок садится там, где в него попал мяч. В одного игрока могут бросить мяч 2 игрока-«охотника». Если игра проводится на площадке и в ней участвует много детей, можно выбрать 5—6 «охотников»..

Битва всадников

Цель игры: развитие двигательных способностей, ловкости.

Ход игры: на игровой площадке на противоположных концах проводят две линии, означающие старт. Игроки делятся на 2 команды. В каждой команде половина игроков — «кони», вторая половина — «всадники». По команде ведущего «всадники» садятся на плечи своих «коней», а те держат «всадников» за ноги.

По сигналу ведущего: «Игра!» — все «всадники» на «конях» выходят от старта вперед и пытаются за руки стащить с седла «всадников» другой команды. За каждого стянутого с седла «всадника» команда получает 1 очко, а последний вместе с «конем» выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все «всадники» одной из команд не покинут игровое поле или пока не истечет отведенное на игру время. Затем «кони» и «всадники» могут поменяться местами, и игра продолжается. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Особые замечания: «коням» запрещается касаться руками игроков другой команды, подставлять ногу и т. д. Все нарушители немедленно покидают игру.

Апельсин в лунке

Цель игры: развитие двигательных способностей, быстроты реакции.

Атрибуты: клюшки по числу игроков, мяч среднего размера.

Ход игры: на игровой площадке очерчивается большой круг. По кругу через 2 шага копают лунки, чтобы в них поместился мяч. В середине круга большая лунка для мяча-апельсина. У всех игроков — клюшки, они стоят в своих домиках. Начинает игру один из игроков. Он, подгоняя мяч- апельсин, старается попасть в центральную лунку, а остальные игроки стараются ему помешать. Если игрок попадет мячом-апельсином в лунку, все дети меняются местами, а тот, кто бил, в это время постарается занять чей-то свободный домик. Кто останется без домика, становится игроком и продолжает игру.

Особые замечания: нельзя отходить от своей лунки во время игры.

Домашний футбол

Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей.

Атрибуты: большой резиновый мяч.

Ход игры: игроки становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом около ног находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот из игроков, кто пропустил мяч между ног, становится на место водящего и выходит за круг. Игроки поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Если мяч вкатился, игроки опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется.

Особые замечания: игроки не берут мяч в руки в течение всей игры, они перекатывают его только ногами.

Мячи

Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей.

Атрибуты: большой резиновый мяч, несколько палок-бит.

Ход игры: на игровой площадке очерчивают круг диаметром 1 м, в центр кладут большой мяч. На расстоянии 5 м от круга игроки роют каждый себе по ямке. В одном ряду с ними стоит водящий, но у него нет ямки. Стоя у ямок, дети по очереди бросают в мяч палкой-битой. Мяч нужно выбить из круга, но так, чтобы он выкатился за черту. Одновременно тот, кто выбил мяч, и водящий бегут в поле: один — за битой, а другой — занять лунку. Если водящий первым займет лунку игрока, выбившего мяч, то он меняется с ним ролями. Тот из игроков, кто промахнется или ударит по мячу так слабо, что он не выкатится из круга, оставляет свою биту в поле, пока кто-нибудь из других игроков не сделает удачного удара. Тогда все дети, чьи биты лежат в поле, бегут за ними. Водящий бежит за мячом, кладет его в центр круга, бежит к лункам и старается занять одну из них.

Если никто из игроков не попадет в мяч, то водящий катит его по земле в любую лунку. Тот, в чью лунку попадет мяч, меняется с ним местами. Если мяч не попал ни в одну лунку, все остается по-прежнему.

Особые замечания: бросая биту, игроки не должны выходить за линию. Водящему следует сначала положить мяч в центр круга, а затем занимать лунку.

Игра в круги

Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей, ловкости.

Ход игры: в центре игровой площадки очерчиваются 2 концентрических круга диаметром 1 и 2 м. Игроки встают по окружности большого круга, взявшись за руки. По сигналу ведущего игроки начинают двигаться вправо или влево по кругу, одновременно стараясь втянуть за черту большого круга своих соседей. Спасаясь, игроки стараются перепрыгнуть через большой круг, чтобы попасть в малый. Тот, кто попадет в большой круг хотя бы одной ногой, выходит из игры.

Игроки опять берутся за руки и по сигналу ведущего продолжают игру. Если игроки разрывают руки, то они оба выходят из игры. Побеждают те, кто остался не втянутым в круг.

Особые замечания: игра начинается и останавливается по сигналу ведущего. Втягивать соседей в круг можно только руками, не толкаясь. Когда игроков становится мало, они становятся вокруг меньшего круга и продолжают игру.

Дождик и дети

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей и ловкости.

Ход игры: на игровой площадке в противоположных сторонах проводятся 2 линии — дом и школа, расстояние между ними 15-^20 м. Пространство между домом и школой — улица. По улице гуляет водящий — «дождик». Все остальные игроки — дети — находятся за линией дома. Водящий спрашивает детей: «Боитесь ли вы дождя?» Дети хором отвечают: «Не боимся мы дождя!» После этих слов они бегут через улицу в школу. Водящий-«дождик» ловит перебегающих. Пойманные выбывают из игры. Затем, когда все дети попадут в школу, водящий опять обращается к ребятам, которые, ответив ему, бегут в свой дом. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы 5 игроков. После этого выбирается новый водящий из непойманных детей.

Особые замечания: выбегать на улицу можно только после слов: «Не боимся мы дождя!» Нельзя, выбежав из-за черты дома или школы, возвращаться назад. Игрок, сделавший так, считается пойманным и выходит из игры. Поймать означает дотронуться рукой до играющего.

Одна из первых задач мамы или папы во время игр на детской площадке – это обеспечение безопасности своего малыша. Несмотря на «продуманность» современных аттракционов, даже самые простейшие из них могут нести угрозу для здоровья крохи. И чаще не по причине опасности или неисправности конструкций, а по недосмотру родителей. Что именно на детской площадке несет опасность для здоровья ребенка? Как этого избежать? Какими принципами нужно руководствоваться, контролируя дитя на прогулке?

Детская площадка: факторы риска и правильное поведение

Очень важно не просто контролировать играющего малыша, но и регулярно обучать его правилам безопасности. Чем младше ребенок, тем сложнее ему удерживать в сознании еще что-то, помимо эмоций, вызываемых игрой. Обычно дети до 5 – 6,5 лет не способны контролировать ситуацию , они с головой уходят в процесс и теряют инстинкт самосохранения. Если родители не подстрахуют в нужный момент, беды не миновать.

Опасные игровые установки

  • Батут .

Может быть условно безопасным только при наличии защитной сетки. В любом случае велика вероятность получения травмы от случайного удара прыгающих вокруг детей. Важно не допускать на батут малышей младше 2 – 3 лет или детей, страдающих от болезней сердца, сосудов или нервной системы. Объясните крохе, что ни в коем случае нельзя приземляться на батут вниз головой, толкать других детей, забираться на бортики батута. При отсутствии защитной сетки крайне высок риск выпадения малыша на землю прямо в прыжке. Увы, таких случаев довольно много.

  • Горка .

Считается более или менее безопасной при наличии ограждающих бортиков. Обычно дети не соблюдают очередности в катании, пихают и толкают друг друга, лезут под руки, пытаются обогнать друг друга, что чревато ударами, падениями и серьезными травмами. Возьмите инициативу на себя: на правах взрослого предложите кататься по очереди, мягко осаждайте особо активных, не разрешайте толкаться. Не редкость случаи, когда ребенок сваливается с верхней площадки, не оснащенной должным образом перилами, или прямо во время скатывания с самой горки - по причине движения еще одного ребенка.

  • Лестница, шведская стенка, турник.

Нельзя отходить от ребенка, когда он находится возле таких тренажеров, особенно во время первых тренировок. Необходимо стоять рядом и страховать кроху – в любой момент ножка или ручка ребенка могут соскользнуть с перекладины или не нащупать опоры.

  • Карусель.

Научите малыша крепко держаться, избегать резких движений, особенно прыжков с аттракциона или на него. Страховка родителей, разумеется, обязательна.

  • Качели.

Обычные качели, установленные в каждом дворе, могут нанести ребенку очень серьезные травмы (от легких ушибов до сотрясения мозга). Дети часто изобретают экстремальные способы катанья – стоя, сидя спиной, делают так называемое «солнышко», спрыгивают на землю в процессе, пробегают мимо раскачивающихся качелей.

Повышенный риск представляют качели в виде звериных силуэтов: как правило они не отличаются прочностью и высоким качеством установки. Ребенок может как выпасть с них, так и упасть вместе с самой конструкцией.

  • Спортивная конструкция с канатами .

Основная опасность – то, что кроха способен по неумению запутаться в веревках или неудачно затянуть какую-то часть тела в петле. Хотя, под чутким наблюдением родителей это отличный атрибут для физического развития ребенка.

  • Гимнастические кольца .

Тренажер требует определенной физподготовки, поэтому для начала организуйте малышу поддержку и подстраховку взрослых, иначе травм не избежать.

Другие опасности


  • Песочница .

Стоит внимательно осмотреть территорию песочницы, прежде чем отпускать ребенка играть в ней. Часто эта игровая зона становится пристанищем бомжей, наркоманов или распивающих алкоголь компаний. В песке могут находиться использованные шприцы, окурки, осколки битого стекла, экскременты животных. Невнимательность родителей может обернуться печальными последствиями: порезами, отравлением ребенка и даже заражением крови.

  • Животные – собаки и кошки.

Животные – это прекрасно, но беспризорные собаки и кошки являются переносчиками многих опасных заболеваний, часто могут быть агрессивно настроены. Укус собаки оставляет глубокую психологическую травму у маленького ребенка, вызывает необходимость получать уколы от бешенства, что тоже тяжело для малыша. Во избежание таких ситуаций носите с собой на прогулку газовый баллончик или шокер, которыми можно отпугнуть нападающее животное.

  • Окружающая флора и фауна – растения, грибы, ягоды, пчелы, осы, шмели.

Маленькие дети не осознают, что песок и трава несъедобны. Они запросто могут подобрать с земли брошенную конфету, сорвать ядовитую ягоду или гриб и съесть их. Могут, привлеченные ярким и красочным видом пчелы или божьей коровки, схватить их в руки и тоже отправить в рот. Для малыша с его минимальным жизненным опытом пока нет представлений «опасное», «ядовитое», «кусается». Он ориентируется на привлекательность окружающих предметов и явлений, пробует все на зуб. Важно не просто объяснить, как нельзя поступать, но и постоянно контролировать ребенка.

Если малыш подвержен аллергическим реакциям на какие-то растения или укусы насекомых, особенно внимательно следите за его игрой. Помните, что халатное отношение к этому вопросу может закончится для вашего крохи очень печально.

  • Окружающие дети .

Не все одинаково правильно воспитывают детей. Милый крошка с ангельским взглядом может оказаться неуправляемым маленьким бандитом, норовящим засыпать другим детям глаза песком или подставить подножку. Хорошо, если мама шалуна в пределах досягаемости. Еще лучше, если она адекватная. Но не всегда это так, поэтому ответственная миссия за сохранение безопасности чада лежит на ваших плечах.

  • Взрослые.

Все мы смотрим телевизор и читаем новости, а следовательно знаем, что наибольшую опасность могут скрывать окружающие взрослые. Кто знает, что кроется за добрейшим внешним видом того милого дяденьки, угощающего детвору конфетами? Родители детей, пропавших без вести, убитых маньяками или педофилами, тоже не думали, что такая кошмарная участь коснется именно их мальчика или девочки. Будьте осторожны и научите кроху тому же.

Как обучить ребенка технике безопасности


Главный принцип безопасной прогулки с ребенком до 7 лет – нельзя оставлять его без присмотра. Развитие каждого ребенка индивидуально, и только вы можете решать, готовы ли сын или дочь к самостоятельным играм: некоторые дети и в 5 лет очень собраны и внимательны, а другие и к 8 годам еще не научились контролировать себя в процессе игры.

Береженого бог бережет, как говорят в народе, но предусмотреть все риски невозможно, какой бы любящей мамой или отцом вы не были. Иногда достаточно какой-то доли секунды, чтобы ребенок свалился с велосипеда или упал с качелей. Единственный выход – учить технику безопасности совместно с ребенком. И не просто вдалбливать в голову чада простые истины, а разъяснять, объяснять, приводить примеры и аналогии.

Не стоит заранее ругать малыша за еще несовершенные им проступки, не угрожайте и не запугивайте опасностью. Важный момент: правильная мотивация – залог успеха.

Превратите процесс обучения в игру – например, станьте ребенком на детской площадке, а он будет в роли мамы или папы учить вас технике безопасности. Можно придумать и проиграть дома с помощью игрушек те ситуации, в которые можно попасть на прогулке – катание на качелях, нападение собаки, попытка взрослого увести ребенка с площадки.

Правила безопасности на детской площадке: учимся вместе с ребенком

  1. Перед началом любой игры на детской площадке не поленитесь осмотреть ее для оценки безопасности: целы ли и надежны аттракционы и тренажеры, нет ли ядовитых растений, животных, ям, грязи и мусора на территории, чистая ли песочница.
  2. По возможности выбирайте игровую зону с песочным или со специальным резиновым покрытием. На него мягче падать, чем на землю или асфальт.
  3. Выбирайте для ребенка обувь с закрытыми пальчиками и пяткой, крепко сидящую на ножке. Другая легко спадает и при падении легко повредить стопу.
  4. Одежда должна быть удобной и свободной, чтобы не стеснять активного движения крохи. Исключите предметы гардероба, которыми можно зацепиться за конструкции, ветки деревьев и другие предметы – галстуки, шарфы, шнурки, развевающиеся ленты, длинные кружевные оборки и т.п.
  5. Перед прогулкой проверьте, чтобы у ребенка не было во рту жвачки, а на теле или в карманах острых предметов (сережки, браслеты, часики).
  6. Отдавая предпочтение тем или иным игровым конструкциям, соизмеряйте желания ребенка с его возрастом.
  7. Недопустимы игры рядом с качелями и прочим оборудованием, которое используется другим ребенком.
  8. Не позволяйте играть с мячом вне предназначенных для этого зон. Особенно вблизи транспортных трасс.
  9. Обучите малыша на личном примере правильным прыжкам – с горки, качели, стенки и других высоких поверхностей. Прыжок должен осуществляться на полусогнутых ногах и сразу на обе конечности. Отрепетируйте правильные прыжки с ребенком.
  10. Нельзя залезать на горку толпой. Скатываться с нее следует только после того, как предыдущий ребенок скатился и отошел с пути скольжения: только ногами вперед и без наклонов за ограждения.
  11. Убедитесь, что рядом нет других детей, когда ребенок начинает раскачиваться на качели, съезжать с горки или крутить педали велосипеда.
  12. В случае нападения собаки, ни в коем случае не паникуйте, не бегите и не смотрите псу в глаза. Как можно скорее воспользуйтесь шокером или газовым баллончиком. Если у вас нет ни того, ни другого, приобретите обычный дезодорант-спрей.
  13. Обсудите с ребенком в доверительном тоне, как следует вести себя в тех или иных ситуациях: катании на качелях, велосипеде, скатывании с горки, встрече с агрессивным животным. Особенно тщательно объясните крохе, что не следует доверять незнакомым взрослым (нельзя разговаривать, что-либо брать, уходить с ними).
  14. Не отходите от малыша, если он забирается высоко, - он может посмотреть вниз, но испугаться высоты и отпустить руки. Если вы не успеете подбежать, ребёнок упадёт вниз на спину, а с турника - вниз головой.
  15. Обязательно проверяйте, чтобы ворота (футбольные, хоккейные, гандбольные), лестницы-радуги, турники (как и качели) были хорошо закреплены и надёжно вкопаны в землю.
  16. Обсудите с ребенком - как поступать, если с ним заговаривает незнакомец (ничего не брать, никуда с ним не ходить, не разговаривать).

Если вы хотите, чтобы в мозгу ребенка действительно закрепилась полученная информация, ее необходимо постоянно освежать, повторяя перед каждой прогулкой и обучая применять изученные правила на практике. Существенный нюанс – нужно не просто говорить малышу, чего нельзя делать, а еще и объяснять, в чем опасность, каким будет результат и как нужно поступить правильно.

Качели


  • Если качели очень тяжёлые (например, железные), нельзя спрыгивать на лету, ты можешь не успеть отбежать, и тогда качели ударят тебя прямо в затылок или в спину.
  • Если ты любишь сам раскачивать качели, то должен всегда помнить: если их толкнуть посильнее и не поймать, качели попадут прямо тебе в лицо.
  • Не бегай рядом с качелями! Может случиться так, что другой ребёнок не успеет затормозить, и вы оба получите травмы.
  • Пластмассовые качели на верёвочках тоже небезопасны. Если ты на них сильно раскачаешься, то, наклонившись вперёд, можешь легко перевер­нуть сиденье своим весом.
  • В зимнее время за поручни качелей держись особенно крепко. На руках у тебя обязательно должны быть рукавички или перчатки - они предохранят руки от примораживания к железным поручням.

Карусели

  • Нельзя слезать с карусели, пока она крутится, так как следующее сиденье продолжает двигаться и может сильно ударить тебя, если ты не отбежал(а).
  • Нельзя бежать по кругу, взявшись за одно сиденье, и раскручивать пустую карусель, а потом вдруг резко остано­виться - можно получить удар следую­щим сиденьем.
  • Нельзя вставать на сиденье карусели ногами, так как при движении можно потерять равновесие и, падая, удариться лбом.

Горки


  • Осторожно прикасайся к горке, пробуй её на ощупь: в жару железные горки сильно нагреваются и можно обжечься, прикоснувшись к металлическим час­тям. А зимой можно примёрзнуть к ним. Будь внимателен(ьна)!
  • Постарайся отбежать от горки сразу после спуска. Иначе на тебя попадают все, кто сверху катится за тобой.
  • В некоторых дворах горки деревянные. Летом осмотри её внимательно, нет ли на ней сколов, щербин, а то, спускаясь по ней, ты рискуешь получить занозу.
  • Зимой с горки лучше скользить на специальных ледянках.

Игры на открытом воздухе

В холодное время года:

  • Одевайте ребенка так, чтобы он не вспотел, но и не замерз.
  • Одежду лучше выбирать непромокаемую и удобную, в которой легко заниматься активными играми. Обувь должна быть на устойчивой подошве, которая не скользит.
  • Контролируйте, чтобы ваше чадо не тащило в рот снег и сосульки.
  • Подстраховывайте кроху при катании с горок, на коньках и на санках.
  • Не позволяйте садиться на качели и другие холодные поверхности. Можно носить с собой небольшую подстилку для этого.
  • Отводите малыша (и учите делать это самому) от горки после того, как он скатился, чтобы освободить место для катящихся следом детей.

В теплое время года:

  • Обязательно защищайте голову крохи от солнца панамой, кепкой или другим головным убором.
  • Выбирайте для прогулки утреннее или вечернее время. Долго находиться на сильной жаре вредно.
  • Проверяйте температуру металлических поверхностей горок и других конструкций. От жары они могут раскалиться так, что кроха получит ожог.
  • Проверьте перед игрой в песочнице наличие в ней опасных предметов.
  • Контролируйте, чтобы малыш ничего не тянул в рот.
  • Не разрешайте кушать или жевать жвачку во время игры.

Помните, что обучать малыша технике безопасности на прогулке – это одна из важнейших задач мам и пап. Но до определенного возраста единственная страховка ребенка – это вы.

Тяни-толкай На спортивной площадке соревнуются пары в беге на 20-30 метров. Взявшись за руки, бегут, касаясь спинами друг друга, в одну сторону играющий бежит нормально, а в другую - пятится спиной. Прибежав к финишу, возвращаются на старт. Победитель –самая быстрая пара.

Кто останется в круге? На детской площадке нарисован круг. Встав на одну ногу и скрестив руки на груди, участники стараются вытолкнуть плечом один другого из круга или заставить встать на обе ноги. Кто не сумеет удержаться - выходит из игры. Особенно интересен финал, когда в круге оказываются два самых сильных и ловких участника.

Порвать цепь На игровой площадке команды становятся на линии (между линиями - 10 шагов) лицом друг к другу. Затем сходятся на средней черте так, чтобы каждый соревнующийся из одной команды занял место между двумя игроками другой. Все берутся под руки. Получается своего рода цепь, где каждая команда смотрит в противоположную от другой команды сторону. По сигналу команды стараются оттеснить противника за линию, на которой они стояли перед тем, как сойтись на середине. Игроки, допустившие разрыв цепи, выбывают из игры.

Перетяни за черту На детской площадке команды становятся у черты друг против друга. По сигналу соревнующиеся хватаются за руки и стараются перетянуть противника через черту. Переступивший черту обеими ногами считается пленником и выходит из игры. Победивший теперь может помочь товарищам - обхватив за талию игрока своей команды, вместе с ним перетягивает противника. Побеждает команда, захватившая больше пленных.

Достать камешек Для игры требуется крепкая веревка длиной в два-три метра и два небольших камешка. Двое соревнующихся берутся за концы веревки (для удобства на концах веревки можно завязать узлы или сделать петли) и расходятся, натягивая ее. На одинаковом расстоянии от каждого игрока кладется камешек. По сигналу каждый старается, перетянув противника, достать свой камешек.

Классическая чехарда Встаньте друг за другом с промежутками до пяти шагов. Голову пригните и сами согнитесь, опираясь на согнутую в колене ногу. Последний разбегается и по очереди перепрыгивает через каждого стоящего впереди, опираясь руками о его спину. Играющие постепенно выпрямляются, увеличивая высоту прыжка. Каждый перепрыгнувший становится впереди. Кому прыжок не удастся, выбывает из игры.

Сороконожки Играющие делятся на две-три команды по 10-20 человек и выстраиваются в затылок друг другу на игровой площадке. Каждая команда получает толстую веревку (канат), за которую все игроки берутся правой или левой рукой, равномерно распределяясь по обе стороны веревки. Затем каждый из участников аттракциона в зависимости от того, с какой стороны каната он стоит, берется правой или левой рукой за щиколотку правой или левой ноги. По сигналу ведущего, сороконожки скачут вперед 10-12 метров, держась за веревку, затем разворачиваются и прыгают назад. Можно бежать и просто на двух ногах, но тогда следует ребят поставить очень близко друг к другу. Победа присуждается команде, которая первой прибежала к финишу, при условии, что ни один из ее участников не отцепился от веревки во время бега или прыганья.

Бумажная стрела Для игры нужна бумажная стрела, типа голубка, которую может сделать любой школьник. Играть лучше в безветренную погоду. Ребята делятся на две равные команды. На детской площадке проводится прямая, на которую становится первый игрок, бросающий стрелу. С того места, на которое упала стрела, игрок второй команды мечет в противоположную сторону. И снова с этого места, где упала стрела, игрок первой команды бросает ее опять в противоположную сторону. Так поочередно, один за другим игроки разных команд мечут стрелу изо всех сил в две противоположные стороны. Победит та команда, с чьей стороны упадёт последняя стрела.

Гуляющий алфавит Поделите людей на 2 или более команд и дайте каждому участнику каждой команды букву алфавита. Каждой команде дайте одинаковый набор букв, которые вы отобрали, чтобы их было достаточно для составления того слова, которое будет ответом на заданный вами вопрос. Вы задаёте вопрос, на который можно ответить одним словом. Тогда каждая команда собирается кучкой, определяет ответ, затем высылает вперёд тех членов команды, чьи буквы составляют этот ответ. Те должны стать в правильном порядке. Первая команда, правильно составившая ответ, выигрывает одно очко. Вы можете внести разнообразие, предложив командам составить ответы, в которых больше, чем одно слово. Тогда участникам придётся бегать туда-сюда, чтобы составить каждое слово - за один раз можно составлять только одно слово, и обязательно в правильном порядке.

Эстафета с зубочистками На игровой площадке разделите людей на 2-е или более команд с равным количеством игроков. Пусть каждая команда станет в отдельную линию. Каждому участнику дана зубочистка, которую он берёт в зубы. Первому члену каждой команды дано кольцо, которое он надевает на зубочистку. По сигналу первый человек поворачивается и пытается надеть кольцо на зубочистку человека, стоящего за ним. Нельзя трогать кольцо руками, за исключением того случая, если оно упало на пол. Тогда тот, кто держал его последним, должен поднять его, повесить на свою зубочистку и снова попытаться передать его следующему игроку. Это продолжается до тех пор, пока кольцо не дойдёт до конца линии. Если хотите, особенно если у вас мало людей в командах, вы можете сделать, что кольцо должно пройти до конца линии и снова вернуться обратно к первому игроку.

Водовозы Мелом проводятся две параллельные прямые на расстоянии 10 метров одна от другой. Несколько ребят становятся на четвереньки у одной из черт, и им на спины ставятся пластмассовые миски, наполненные до половины водой. Они должны побыстрее перейти на четвереньках через другую линию, повернуть обратно и вернуться к старту. Пришедшие первыми получают по два очка, а совсем не пролившие воды - еще по три. Состязаться следует в теплое время года.

Веселые поварята Для этого аттракциона понадобятся два поварских колпака, две курточки или два белых халата, два фартука. На детской площадке предметы раскладываются на табуретах, находящихся на линии старта, на противоположных табуретах ставят по миске, наполненной водой, кладут по столовой ложке, ставят по пустой бутылке. Участники состязания делятся на две команды. Они выстраиваются на линии старта. По сигналу ведущего первые номера подбегают к табурету, надевают колпак, куртку и фартук и бегут к противоположным табуретам. Затем берут ложки, один раз зачерпывают воду из миски и наливают ее в бутылку, после чего возвращаются к своей команде и раздеваются, передав второму номеру фартук и колпак. Он быстро одевается и выполняет то же задание и т.д. Побеждает та команда, которая быстрее наполнит бутылку.

Эстафета водоносов В состязании могут участвовать несколько команд по 5 человек в каждой. У команды должно быть маленькое детское ведерко, а если не найдется, то консервная банка с проволочной ручкой. Объем ведерок должен быть одинаковым, иначе нельзя будет определить победителя. Проводить аттракцион можно на спортивной площадке, длина которой 15-20 метров. Команды выстраиваются на старте. На финише против каждой команды - флажок. Те, кто стоит первым, получают по ведерку, наполненному водой. По сигналу судьи, выбранного ребятами, первые номера бегут до флажков, огибают их и возвращаются на линию старта. Цель игры - как можно быстрее добежать до флажка и обратно, передать ведерко товарищу по команде и при этом не расплескать воду. Выигрывает команда, затратившая меньше времени и сохранившая больше воды.

Паук На линии старта начертите два круга. Разделите ребят поровну на две группы, по 15-20 человек, и каждую группу поставьте в круг. Теперь обвяжите обе группы веревками, получилось два "паука". По команде "марш!" оба "паука" начинают наперегонки перебираться к финишу, где начерчены два других круга, в которые они должны встать. "Пауки" спотыкаются, не бегут, а еле ползут, все играющие должны быть или полностью босыми или все в ботинках, иначе ногам больно бывает. Попробуйте - узнаете почему!

Король обезьян Количество игроков не ограничено. Все садятся в круг, из игроков выбирают короля обезьян. Все игроки должны повторять все движения избранного короля! После того, как король избран, в комнату вводит заранее выведенный человек, его задача понять, кого пародируют участники игры!

Шароводы Участники делятся на команды с одинаковым количеством игроков и берутся за руки. Каждая команда должна удержать в воздухе максимальное количество времени воздушный шар, не трогая его руками или ногами, а дуя на него. Второй вариант игры - участникам разрешается подталкивать шар руками и ногами. Если шар упал - запрещается подталкивать руками, упал второй раз - ногами, третий - головой и т. д. Играть можно одной командой.

Стаи рыбок на детской площадке Игроки делятся на 2-3 равные команды, и каждый игрок получает бумажную рыбку (длина 22-25 сантиметров, ширина 6-7 сантиметров), привязанную на нитке хвостом вниз (длина нитки 1-1,2 метра). Ребята закрепляют конец нитки сзади на поясе так, чтобы хвост рыбки свободно касался пола. У каждой команды рыбки разного цвета. По сигналу ведущего игроки, бегая друг за другом, стараются наступить ногой на хвост рыбки "противника". Касаться ниток и рыбок руками не разрешается. Игрок, чью рыбку сорвали, выходит из игры. Побеждает та команда, у которой останется больше рыбок. Вместо рыбок очень весело использовать шарики, их нужно лопнуть.

Необычный волейбол Правила игры такие же, как в волейболе. На волейбольной площадке обычная сетка заменяется сплошным полотнищем, сквозь которое не видно играющих другой команды. Игра "вслепую" ведет к веселым неожиданностям. Второй вариант этой игры - с обычной сеткой, но вместо волейбольного мяча играют детским воздушным шариком, надутым воздухом (можете добавить в шар пару капель воды). Второй вариант возможен только в безветренную погоду.

Одноногие футболисты Играющие все время держат обе ноги вместе, ноги футболистов можно связать, мяч пинают сразу двумя ногами. Площадка уменьшена до размера волейбольной, лучше всего играть на песке. В каждой команде 5-7 играющих: вратарь, 2-3 защитника, 2-3 нападающих. Так как играющие передвигаются только подскоками, тайм продолжается 5 минут, перерыв между таймами 3 минуты. Проводить более трех таймов не следует. Мяч для игры - медбол (набивной мяч весом 1 килограмм). Правила такие же, как о футболе.

Победи троих Две одинаковые по размеру и толщине веревки по 2,5-3 метра связываются посредине так, чтобы получилось четыре одинаковых конца. Соревнуются четверо ребят, каждый берет свой конец веревки, натягивает его, получается "крест". Примерно в двух метрах от каждого игрока, на полу (на земле) кладется приз (игрушка, мешочек с орехами, конфеты и т.д.). По команде участники тянут свой конец веревки, пытаясь первыми схватить приз.

Гонки на метле по детской площадке. Слалом верхом на метле. На детской площадке устанавливаются 10 ворот из кеглей, поставленных на расстоянии 2-3 метров. Побеждает тот, кто быстрее пробежит всю трассу детской площадки, сбив меньшее количество кеглей.

Дорожка вслепую. На ровной детской площадке, на расстоянии шага друг от друга ставятся 8-10 кеглей на одной линии. Играющие двух команд становится началом линии, им завязывают глаза повязкой и предлагают пройти между кеглями туда и обратно. Выигрывает тот, кто уронит наименьшее количество кеглей. Команда может помогать словами.

Большой шар на детской площадке. Поместите корзину в середине детской площадки; в одном конце детской площадки положите 4 больших надувных шара. Каждому игроку даётся возможность посмотреть, сколько времени ему понадобится, чтобы завести все 4 шара через всю детскую площадку в корзину - используя только свои ноги. Засекайте время каждого участника, чтобы определить победителя. Или же подсчитайте количество ударов, которое понадобилось каждому игроку, чтобы завести шары в корзину. Или сделайте игру в форме соревнования, где каждый игрок ведёт только один шар. Кто перетянет?

Достаньте крепкую толстую веревку длиной 6 метров. Концы ее свяжите прочным узлом. У вас получится большое веревочное кольцо. Двое участников состязания, находясь внутри веревочного кольца, растягивают его в разные стороны, заведя веревку под лопатки и ухватившись за нее обеими руками. Посредине детской игровой площадки, между ними проводят черту. По сигналу оба, пятясь назад, стараются перетянуть один другого за черту.

Кто быстрее. В центре детской площадки ставятся 2 стула спинками друг к другу на расстоянии примерно 2-х метров. Под стульями на земле лежит веревка, ее концы находятся между ступнями сидящих на стуле ребят. Посредине веревки привязан мешочек с конфетами. По команде ведущего сидящие на стуле должны вскочить, обежать вокруг детской площадки, сесть на свой и, потянуть за веревку. Приз достается тому, кто первым сможет это сделать.

Борьба на ладонях. В центре детской площадки становятся двое играющих, напротив друг друга на расстоянии 0,5 метра, и, упираясь ладонями, стараются заставить друг друга сделать шаг.

Не потеряй горошину. Отберите заранее несколько горошин, чтобы их можно было легко удержать на конце соломинки, втягивая в себя воздух. Две команды должны построиться в линию по сторонам детской площадки. Дайте каждому участнику по соломинке, а первому в каждой команде - горошину. По сигналу, первый поворачивается и передаёт горошинку следующему члену его команды, который должен взять её, втягивая воздух через свою соломинку, не прикасаясь к ней руками. Если горошина упала, её надо снова поместить на соломинку того, кто её последний держал. Это продолжается до тех пор, пока горошинка не дойдёт до конца линии. После чего последний в линии человек перебегает в начало. И так до тех пор, пока последний человек в линии снова не станет последним.

Рыбаки на детской площадке. Для этой игры необходимо иметь три удочки длиной по 3 метра. Вместо крючка прикрепляется по проволочному кольцу с внутренним отверстием 25 миллиметров. На детской площадке провести черту - берег. На расстоянии 2-х метров от берега ставятся на детскую площадку кегли - рыба. Приглашаются трое игроков. Нужно за возможно короткий срок надеть кольцо на горлышко кегли и "подсечь" ее, т. е., повалить. Выигрывает тот, кто повалит наибольшее количество кеглей в самое короткое время.

Шапка. Состязаться могут двое ребят, а могут и две команды. На детской площадке чертится круг. В круг входят игроки, у каждого из них левая рука привязана к туловищу, а на голове - шапка. Задача проста и непроста - снять шапку у противника и не позволить снять свою. За каждую снятую шапку команда получает очко.

Достань конфету. Сесть на табуретку посередине детской площадки, поджать ноги и, не касаясь пола ногами и руками, достать зубами конфету, которая находится "на полу" у одной из задних ножек табуретки. Крутиться на табуретке можно как угодно. Вот уж вся детская площадка позабавится!

Мяч с кольцом. На детской площадке положите обруч. Внутрь обруча - волейбольный мяч с прикрепленным кольцом. Двое играющих становятся друг против друга и, взяв каждый по палке с крючком, стараются подцепить мяч за кольцо и унести его из обруча, одновременно мешая противнику сделать это. Кто первый унесет мяч, тот выигрывает.

Шоферы и гаишники на детской площадке. Нужна ровная детская площадка. На детские машинки ставятся пластиковые стаканы с водой, налитые до краев. К машинкам привязаны бечевки одинаковой длины (10-15 метров). По команде надо быстро наматывать бечевку на палочку, подтягивая к себе машинку. Если вода плещется, ведущий называет громко номер "шофера", и тот получает «штраф» - на секунду перестает мотать бечевку. Побеждает тот, кто быстрее всех подтянул машинку и не расплескал воду на пол детской площадки.

Снайпер с завязанными глазами. Поставьте посередине детской площадки корзину. Дайте каждому соревнующемуся 10 мячиков и поставьте его на линию 2,5-3 м от корзины. Позвольте ему сделать пару тренировочных бросков. Затем, завяжите ему глаза, после чего пусть он попробует забросить как можно больше мячиков в корзину.

Ходим по краю. На детской площадке укреплена на ребре ровная толстая доска. По одну сторону от доски на землю положено пять пластмассовых стаканчиков одного цвета, а по другую сторону – другого цвета. Играющий должен, проходя по ребру доски и не сходя с него, переложить все стаканчики, лежащие слева, на правую сторону, а лежащие справа - на левую сторону. При неудаче нужно начать сначала и повторить попытку еще один раз, затем уступить место следующему игроку своей команды.

Правила наиболее распространённых и интересных игр на детских площадках на открытом воздухе

Правила игры в пятнашки Играющие выбирают водящего - пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит. Тот, кого пятнашка коснется рукой, сам становится пятнашкой.

"Ноги от земли": играющий может спастись от пятнашки, если встанет на какой-то предмет. "Зайки": пятнашка может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать на двух ногах - и он в безопасности. "Пятнашки с домом": по краям площадки рисуют два круга - это дома. Преследуемый может спастись от пятнашки, забежав в круг-дом.

Правила игры в большой мяч Для этой игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине и старается выкатить мяч из круга ногами. Тот, кто пропустит мяч между ног, становится водящим, но уже за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру, а водящий должен вкатить мяч в круг. Так игра повторяется несколько раз.

Мяч нельзя брать в руки в течение всей игры. - Он не должен подниматься выше колен играющих.

Правила игры в гонки на руках Дети делятся на несколько команд, по два человека в каждой. Один из членов команды берет другого за ноги, и они так передвигаются, направляясь к финишу, причем один из игроков идет на руках. Пройдя половину пути игроки меняются ролями и движутся дальше. Побеждает тот, кто первым добрался до финиша.

Правила игры в парную эстафету В этой игре, помимо скорости и ловкости, понадобится умение координировать свои действия с действиями товарища. Играющие делятся на две команды, игроки каждой команды парами выстраиваются перед чертой. Для игры берут две одинаковые кружки, наполняют их водой и ставят перед первыми парами. В 10-15 м перед командами чертят по одному кругу диаметром 1 м, в каждый круг кладут по два спичечных коробка (пустых). По команде ведущего игроки первой пары берут вдвоем одну кружку (любым способом) и бегут вперед, стараясь не расплескать воду. Добежав до круга, они так же осторожно ставят кружку в круг и берут коробки. Коробок кладется на плечо, пара берется за руки, соединяя их крест-накрест, и бежит к стартовой отметке, неся коробки на плечах. Вторая пара проделывает все в обратном порядке - и так далее, пока все участники не пройдут дистанцию.

Игры с детьми на площадке.

Игры в кругу:

  • «У дядюшки Абрама »

Все играющие становятся в круг и вместе с водящим хором произносят слова, одновременно двигаясь по кругу: «У дядюшки Абрама сорок сыновей,сорок сыновей и сорок дочерей. Они не пили и не ели, все на дядюшку смотрели».
После этих слов водящий называет часть тела: «Правая рука», все участники встряхивают правой рукой, снова повторяют: «У дядюшки Абрама…» После повтора водящий к словам «правая рука» прибавляет «левая рука» и снова повторяется все про «дядюшку Абрама» и т.д. К концу игры в движении находятся все части тела:
«У дядюшки Абрама сорок сыновей, сорок сыновей и сорок дочерей.
Они не пили и не ели, все на дядюшку смотрели.
Правая рука, левая рука,
правая нога, левая нога,
правое плечо, левое плечо,
правый глаз, левый глаз,
голова!»

  • « мы охотимся на льва»

Дети, выразительно повторяют за ведущим стишок «Мы охотимся на льва» и делают соответствующие движения.

Мы охотимся на льва.
Не боимся мы его.
У нас длинное ружье
И подзорная труба.
Ой! А что это?
А это – поле: топ-топ-топ.
Ой! А что это?
А это – болото: чав-чав-чав.
Ой! А что это?
А это море: буль-буль-буль.
Ой! А что это?
А это тропинка: шур-шур-шур.
Под ней не проползти.
Над ней не пролететь.
Ее не обойти, а дорожка напрямик,
Вышли на полянку. «Да это же лев! Ой, мамочки!» – испугались его и побежали домой.

По тропинке: шур-шур-шур.
По морю: буль-буль-буль.
По болоту: чав-чав-чав.
По полю: топ-топ-топ.
Прибежали домой.
Дверь закрыли.
Ух! (на выдохе) Устали.
Молодцы!

  • « летит по небу шар»

Слова этой игры заранее разучиваются с детьми. Во время проведения игры слова одно за другим заменяются на движения, о которых ведущий заранее договаривается с детьми.

Летит, летит по небу шар

По небу шар летит,

Но знаем мы, до неба шар,

Никак не долетит

Летит - показываются взмахи руками, изображается полет;

По небу - указательный палец правой руки поднимают вверх;

Шар - руками обводится круг перед собой;

Но знаем - руки прислоняются к груди;

Мы - руки разводятся перед собой;

Никак не - руки перекрещиваются;

  • « мартышки »

Ведущий говорит слова: "Мы - веселые мартышки, мы играем громко слишком. Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем, надуваем щечки, скачем на носочках и друг другу даже язычки покажем. Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднесем к виску. Оттопырим ушки, хвостик на макушке. Шире рот откроем, гримасы все состроим. Как скажу я цифру 3, - все с гримасами замри.". Игроки повторяют всё за ведущим.

  • « дельфин »

Дети достают свои фотоаппараты и фотографируют дельфина, которого изображает воспитатель. Фото- это хлопок.

  • « футбол»

Ведущий стоит на сцене, так, чтобы все, сидящие в зале, видели его. Он спрашивает зрителей, хотят ли они услышать, как по-настоящему кричат болельщики на матче? Зал отвечает: "Да!" Задание: при взмахе правой руки ведущего правая половина зала кричит: "Гол!" А при взмахе левой руки левая половина зала кричит: "Штанга!" Ведущий может взмахивать по одному разу каждой рукой или по несколько раз подряд одной рукой, а потом поднимает обе руки вверх, и зал одновременно кричит оба слова. Получается такой же шум, как во время матча.

Игры на стульях:

  • « если весело живется делай так»

Если весело живется, делай так (два хлопка в ладоши).

Если весело живется,мы друг другу улыбнемся,

Если весело живется, делай так(два хлопка).

В следующих куплетах вместо хлопков: два щелчка пальцами, два хлопка по коленям, два притопа ногами, два прыжка, выкрикиваем слово „хорошо!". А последний куплет звучит так: „Если весело живется, делай все!" И после каждой строчки нужно повторить поочередно все движения из каждого куплета

  • « колечко »

Игроки садятся в ряд и складывают перед собой ладони лодочкой. Водящий зажимает в ладонях какой-нибудь мелкий предмет, обычно монетку или колечко. Затем обходит всех игроков по очереди, вкладывая каждому в "лодочку" свои сложенные "лодочкой" руки и приговаривая: Я ношу-ношу колечко, и кому-то подарю

и незаметно вкладывает этот предмет в ладони одного из игроков. Затем произносит:

Колечко-колечко, выйди на крылечко!

И «отмеченный» игрок должен вскочить с лавочки и выбежать. При этом задача остальных игроков - удержать убегающего в своих рядах, поэтому "избранный" старается не показывать, что именно ему достался заветный предмет.

  • « садовник »

Водящий становится садовником, остальные выбирают название цветка по вкусу и только на него откликаются.Водящий дает старт словами: "Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели кроме... (называется временное имя любого из игроков, например "роза"), "Роза должна тут же отреагировать: "Ой" Садовник: "Что с тобой?" Роза: "Влюблена" Садовник: "В кого?" Роза: "В тюльпан" Тюльпан: "Ой" ... И далее диалог продолжается между ним и розой и т.д., среди выбранных полноправно может оказаться садовник, замечу, что на него ложится основная нагрузка, так как имена цветов забываются быстро, а садовника помнят и называют чаще всего.

  • « угадай предмет »

Варианты игры, от простого к сложному.
На столе ставятся несколько небольших предметов (игрушки, кубики, предметы посуды).

Водящий загадывает один из предметов и начинает его описывать, называя различные его признаки (цвет, форму, назначение). Как только кто-то из играющих догадывается, он поднимает руку и называет предмет.
Водящий загадывает предмет. Игроки по очереди задают водящему вопросы, выясняющие признаки предмета: "Оно красное?", "Оно шарообразное?", "Оно служит для еды?" - и т.п. Водящий может отвечать только "Да" или "Нет". Прямые вопросы, требующие называния предмета, типа: "Это машинка?" - запрещены.

Игры на площадке:

  • « зоопарк»

Дети превращаются в животных, а воспитатель должен догадаться кого они изображают.

  • « цвета»

Игрокам предлагают найти на площадке предметы определенного цвета. Например, дотронуться до желтого цвета и они ищут на площадке предметы такого цвета. При этом воспитатель считает до 10.

  • . « али баба» или «цепи кованные»
    Играющие делятся на две команды и встают, взявшись за руки, лицом к команде противника, на расстоянии 5 –7 метров. Игру начинает одна из команд словами: - Али-баба!

Вторая команда хором отвечает:

О чем слуга

Вновь говорит первая команда:

Пятого, десятого, Сашу нам сюда!.

При этом называется имя одного из игроков команды противника. Названный играющий оставляет свою команду и бежит к команде противника с целью разорвать цепь, т.е. расцепить руки игроков. Если ему это удается, он забирает в свою команду игрока, расцепившего руки. Если цепь не разорвалась, то он остается в команде противника. Игру команды начинают по очереди.




Что еще почитать