Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Особенности научного стиля речи Урок повторения и обобщения знаний по русскому языку в 10-11 классах Вершинина Л.В., учитель русского языка и литературы СОШ№2 г. Нерюнгри
2 слайд
Описание слайда:
3 слайд
Описание слайда:
Стили речи Разговорный Книжный Научный Художественный Официально- деловой Публицистический
4 слайд
Описание слайда:
Научный стиль - один из книжных стилей речи, используется в научных трудах, учебных пособиях, в устных выступлениях на научные темы.
5 слайд
Описание слайда:
Задание: используя материалы учебника (стр…), заполните таблицу Сфера употребления Основные функции Разновидности научного стиля Жанры Общие стилевые черты Языковые средства
6 слайд
Описание слайда:
7 слайд
Описание слайда:
Задание №1 Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, отметьте грамматические формы, характерные для научного стиля речи. Выполните синтаксический разбор предложения. Отростки нервных клеток окруже..ые (плазмо)лем…ой глиальных клеток называются нервными волокнами которые образуют в головном и спи…ом мозге проводящие пути а на пер…ф…рии нервы.
8 слайд
Описание слайда:
Отростки нервных клеток, окруженные плазмолеммой глиальных клеток, называются нервными волокнами, которые образуют в головном и спинном мозге проводящие пути, а на периферии - нервы.
9 слайд
Описание слайда:
Задание №2 Укажите словообразовательный элемент, с помощью которого образованы термины: Ультразвук, антивещество, бурение, сверление, антитело, облучение, систематизация.
10 слайд
Описание слайда:
Задание №3. Выполните анализ текста. Отрывок из доклада «Термин как смысловое ядро специального языка» Основной лексической и понятийной единицей специальной сферы языка является термин. Обладая рядом специфических особенностей, он может реализовать их только внутри терминологического поля. Термины, являясь смысловым ядром специального языка, обладают определенной самостоятельностью формирования и развития. Норма в терминологии должна соответствовать нормам общелитературного языка и удовлетворять особым требованиям, которые предъявляются к термину. Они таковы: системность термина, независимость от контекста, краткость и однозначность термина, а также определенная степень укоренения термина, его современность, интернациональность и благозвучность. Справочный материал: терминологическое поле – это искусственно очерченная и специально охраняемая от посторонних проникновений область существования термина.
11 слайд
Описание слайда:
План стилистического анализа текста: Охарактеризуйте ситуацию общения (условия и задачи речи), в которых может быть использован текст. Цель сообщения. Назовите основные стилевые черты, нашедшие отражение в этом тексте: официальность - непринужденность, точность – расплывчатость названия, бесстрастность - эмоциональность, конкретность - абстрактность, объективность - субъективность, отсутствие образности - образность, подчеркнутая логичность, призывность речи. Укажите языковые средства (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические), с помощью которых раскрываются в данном тексте названные вами стилевые черты. Сделайте вывод, к какому стилю относится текст.
12 слайд
Описание слайда:
Возможный вариант ответа: В предложенном отрывке из доклада «Термин как смысловое ядро специального языка» преследуется цель объективного представления точной информации об основной понятийной единице специальной сферы языка - термине, доказательства ее истинности. Безусловно, в нем можно обозначить следующие основные стилевые черты: официальность, точность, конкретность, объективность, подчеркнутая логичность. Данный фрагмент связан с ориентацией читателя или слушателя-профессионала или человека, заинтересованного в получении подобной информации о смысловом ядре специального языка. Выделим языковые средства, при помощи которых осуществляется конструирование текста. На уровне лексики это термины и составные термины-фразеологизмы:терминологическое поле, системность термина; однозначность доминирующих слов; частая повторяемость ключевых слов: термин, норма; отсутствие образных (художественных) средств. На уровне словообразования обращает на себя внимание употребление отглагольных существительных с суффиксами –аний-, -ений-, придающими отвлеченное значение словам: укоренение, требование; существительных с суффиксом -ость- (однозначность, повторяемость, логичность, благозвучность). К морфологическим особенностям фрагмента относятся принцип экономии языковых средств, использование отглагольных существительных, глаголов 3 лица ед. и мн. числа, отсутствие местоимений я, ты, глаголов 1 и 2 лица ед. числа, отсутствие восклицательных частиц и междометий. Синтаксические особенности фрагмента: доминирует прямой порядок слов, преобладают простые предложения, осложненные обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. На основании краткого анализа можно сделать вывод о принадлежности отрывка из доклада «Термин как смысловое ядро специального языка» к научному стилю.
13 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание 1.Опишите любой предмет в кабинете, соблюдая нормы научного стиля. 2.Напишите сочинение-миниатюру, используя в качестве темы русский фразеологизм. Например: Сесть в лужу. Один из вариантов выполненного задания: В чем же заключается суть высказывания? Возможно, дело в реакции голеностопного сустава на воду при резком ее охлаждении. Возьмем инерциальную систему отсчета, которая покажет, что фраза означает размеренное морально-этическое падение человека? Нравственную деградацию? Или деструкционное воздействие на лужу тела человека? Возможно, это вопрос для исследования группы перспективных ученых. 3. Упр.173 (стилистический анализ текста)
Слайд 2
Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях являются образцами научного стиля речи.
Также статьи в научных журналах и сборниках, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники, учебная литература.
Слайд 3
Слайд 4
Собственно научный – наиболее строгий, точный; им пишутся диссертации, монографии, статьи научных журналов, инструкции, ГОСТы, энциклопедии.
Научно – популярный (им пишутся научные статьи в газетах, научно – популярных журналах, научно – популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией)
Научно – учебный (учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений; справочники, пособия)
Слайд 5
Употребление слов в их прямом значении;
Отсутствие образных средств 6 эпитетов, метафор, художественных сравнений, поэтических символов, гипербол;
Широкое использование абстрактной лексики и терминов.
Три пласта слов:
1)Общеупотребительные (он, пять, в, белый, идет и т. д.)
2)Общенаучные (величина, скорость, деталь, энергия и т. д.)
3)Узкоспециальные, т. е. термины той или иной науки.
Термин – это слово или сочетание слов, обозначающее строго определенное научное, техническое, искусствоведческое или общественно – политическое понятие.
Слайд 6
Редкое использование глаголов в 1-м и 2-м лице ед. числа.
Глаголы в н.в. очень близки к отглагольным существительным. Например, приводняется – приводнение, перематываем – перемотка, заливает – заливка.
В научном тексте употребляется мало прилагательных, а если употребляются, то имеют точное, узкоспециальное значение.
Части речи и их грамматические формы используются не так, как в других стилях.
Слайд 7
Предложения более сложные, чем в художественной речи, преобладают неопределенно – личные и безличные предложения;
Широко используются причастные и деепричастные обороты, служащие средством логического уточнения или выделения того или иного предмета;
Вводные слова чаще выражают логическую связь между частями текста;
Преобладает прямой порядок слов;
Используются цепочки род. падежей (присоединение к одному сущ-ому второго в род. падеже, ко второму – третьего);
Практически отсутствуют обороты разговорной речи.
Слайд 8
Интернациональные корни, приставки, суффиксы;
Суффиксы, придающие отвлеченное значение.
Слайд 9
Посмотреть все слайды
Научный стиль речи - стиль научных сообщений.
Сфера употребления
Черты научного стиля:
Подстили научного стиля
Научный - диссертации, монографии,
статьи научных журналов, инструкции,
ГОСТы, энциклопедии.
Научно-учебный -
Научно-популярный
Основной тип речи в научном стиле:
В научном стиле активны союзы, предлоги и предложные сочетания, в роли которых могут выступать полнозначные слова, прежде всего существительные:
при помощи, с помощью,
в соответствии, в качестве,
в результате, по причине,
на основе, в отношении,
в зависимости от..., в меру,
сравнительно с..., в связи с... и др.
Лексические признаки научного стиля речи
Термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Термины, значительная часть которых является интернациональными словами, - это условный язык науки.
Научный стиль имеет различного рода клише:
заключается в …, представляет собой …,
состоит из …,
применяется для …
и пр.
Морфологические особенности научного стиля речи
Синтаксические особенности научного стиля речи
В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию.
Во второй половине этого века благодаря работам М. В. Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.
Научный стиль Главное достоинство научного языка – ясность (Д.С. Лихачёв) Кто ясно мыслит, ясно излагает (Протагор)
Научный стиль русского литературного языка – это функциональная разновидность языка, сферой применения которой является наука.
Важнейшая задача научного стиля речи - объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания.
Лингвистические особенности научного стиля обусловлены внеязыковыми особенностями. К экстралингвистическим особенностям научного стиля относятся:
Эти особенности выражаются специализированными и стандартизованными языковыми средствами на лексическом, словообразовательном, морфологическом и синтаксическом уровнях.
Обобщенность и отвлеченность языка научной прозы диктуются спецификой научного мышления. Наука трактует о понятиях, выражает абстрактную мысль, поэтому язык ее лишен конкретности. И в этом отношении он противопоставлен языку художественной литературы.
Однако неверно было бы думать, что язык науки сух, невыразителен. Выразительность его заключается не во внешних словесных украшениях - ярких метафорах, броских эпитетах, разнообразных риторических оборотах. Красота и выразительность языка научной прозы - в краткости и точности выражения мысли при максимальной информативной насыщенности слова, в энергии мысли.
Интеллектуальный характер научного познания обусловливает логичность языка науки, выражающуюся в предварительном продумывании сообщения, в монологическом характере и строгой последовательности изложения. В этом отношении научный стиль, как и некоторые другие книжные стили, противопоставлен разговорной речи.
«Менеджмент представляет собой сложное социально-экономическое, информационное и организационно-технологическое явление, процесс деятельности, имеющий дело со сменой состояний, качеств объекта, что предполагает наличие определенных тенденций и этапов. Отсюда он связан с закономерностями и принципами, которые составляют предмет любой науки. Здесь и генезис, и эволюция, и резкие скачки, и тупиковые ситуации, и целеполагание, и надежда. Менеджмент включает знания, навыки, умения, приемы, операции, процедуры, алгоритмы воздействия через мотивацию, т. е. все то, что входит в понятие социальных и человеческих технологий»
(Высшее образование в России. 1995. № 2).
К общеупотребительной лексике относятся слова общего языка, которые наиболее часто встречаются в научных текстах. Например: Прибор работает как при высоких, так и при низких температурах. Здесь нет ни одного специального слова. В любом научном тексте такие слова составляют основу изложения.
Слово в научной речи обычно называет не конкретный, индивидуально неповторимый предмет, а класс однородных предметов. Поэтому в первую очередь отбираются слова с обобщенным и отвлеченным значением, например:
Химия занимается только однородными телами.
Здесь почти каждое слово обозначает общее понятие: химия вообще, тела вообще.
Общенаучная лексика - второй значительный пласт научной речи. При помощи общенаучных слов описываются явления и процессы в разных областях науки и техники. Эти слова закреплены за определенными понятиями, но не являются терминами, например: операция, вопрос, задача, явление, базироваться, поглощать, абстрактный, ускорение и др.
Так, слово вопрос как общенаучное имеет значение "то или иное положение, обстоятельство как предмет изучения и суждения, задача, требующая решения, проблема". Оно используется в разных отраслях науки в таких контекстах: к вопросу о валентности; изучить вопрос; узловые вопросы; национальный вопрос; крестьянский вопрос.
Третий пласт лексики научного стиля - терминология. Это ядро научного стиля. Термин можно определить как слово или словосочетание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его содержание ; в основе термина лежит научно построенная дефиниция (определение, истолкование понятия).
Благодаря тому, что термин обозначает научное понятие, он входит в систему понятий той науки, к которой он принадлежит. И нередко системность терминов оформляется языковыми, словообразовательными средствами. Так, в медицинской терминологии с помощью суффикса -ит обозначают воспалительные процессы в органах человека: аппендицит - воспаление аппендикса; бронхит - воспаление бронхов.
Лексические
Однозначные, неэкспрессивные термины
Лексика с абстрактным значением
Когнитивная лингвистика, метафора
Стереотипные выражения
Тенденция, закономерность
Испытывать воздействие
Преобладание существительных над глаголами, большое количество отглагольных существительных
Словосокращения
Уменьшение, преобладание
С – секунда, ЯКМ – языковая картина мира,
Нанизывание падежей
Преобладание форм 3 лица наст. вр.
Падение роста, установление признаков инфляции
Служит, выделяют
Мы установили, нами доказано
Активное использование форм глаголов несовершенного вида
Производные предлоги
Происходит снижение
В течение, ввиду,
К фразеологии научного стиля можно отнести также различного рода речевые клише : представляют собой, включает в себя, состоит из..., применяется в (для)..., заключается в..., относится к ... и т. п.
Словообразовательными особенностями научного стиля являются:
· использование значительного количества существительных, образованных от глаголов и прилагательных (измерение, деление, переменный);
· употребление в текстах аббревиатур (ПС (программные средства), ЖЦ (жизненный цикл).
Значительными особенностями отличается синтаксис научной речи. Необходимость доказывать, аргументировать высказываемые мысли, обнаруживать причины и следствия анализируемых явлений ведет к преимущественному употреблению сложных предложений, а среди типов сложного предложения преобладает сложноподчиненное как наиболее емкая и характерная для научной речи языковая форма.
Синтаксические
Частое использование страдательных конструкций
Стагнация характеризуется, проблема решается
Широкое использование прич. и дееприч. оборотов
Исследуя данное явление, характеризующее состояние общества
Широкое использование предложений без подлежащего (безличные, определённо-личные и т.д.)
Отметим следующее;
Широкое использование сложных предложений
В лаборатории изучают
Откроются перспективы практического применения теории – работа приобретёт ярко выраженную практическую направленность
Таким образом, научный стиль является одним из наиболее надежных источников пополнения литературного языка.
Его нормированность способствует формированию навыков точной, ясной, понятной, чистой речи, что немаловажно для становления языковой личности.
mstone.ru - Творчество, стихи, подготовка к школе