Почему у викингов были быстроходные корабли. Самый большой корабль викингов. Прекрасные строители кораблей

Драккары – название кораблей, которые использовались викингами в боевых действиях. Также викинги изготавливали кнорры – торговые суда. Любопытным является факт, что уже в то время корабли могли служить жильем – их можно было вытащить на берег благодаря мощному килю и, закрепив, оборудовать в качестве временного (а, порой, и постоянного) дома. Ответом на вопрос, как называется нос корабля, будет форштевней.

На сегодняшний день многие, как и древние викинги, пользуются яхтами как временным жильем – в пути или во время остановок в порту. Это возможно благодаря высокому уровню судостроительного дела Хорватии. В яхте есть в наличии все удобства и по своему обустройству помещения не отличаются от квартиры – за исключением успокаивающего шума волн за бортом.

Ответом на вопрос, как назывались корабли викингов, является: драккар и кнорр.История судоходства гласит, что первоначально викинги строили весельные корабли, но потом, вследствие общего развития флота, начали использовать парус. Долгое время бравые воины пользовались и веслами, и парусами, в зависимости от ветра или других факторов, меняя способ, которым корабль будет приводиться в движение. Со временем, викинги полностью перешли на паруса, отказавшись от весел. В зависимости от того, как называется корабль викингов, можно сказать, для каких целей он применялся.

Почему викинги считались лучшими судостроителями своего времени

Торговые суда открывали людям доступ к другим берегам и, следственно, к приобретению нового, недоступного ранее, товара и продажи своего собственного. Разумеется, торговые суда редко когда бывают не набитыми ценными вещами, продуктами или драгоценностями, вследствие чего развивается пиратство. Чтобы защитить богатство от грабежа, начинается строительство боевых кораблей, которые призваны защищать торговые судна. Ответом на вопрос, как называется передняя часть корабля, будет бак.

Параллельно, боевые суда использовались для завоевания новых территорий, а также в морских схватках в ходе ведения войны. Мощный флот зачастую был решающим фактором в том, кому будет принадлежать победа в войне. Викинги обладали таким флотом. Левая сторона корабля называется бакборт.

Кроме торговых и боевых кораблей, викинги также строили суда для повседневного пользования, такие как:

  • паромы – для переправы людей и товаров морем из одной части суши на другую;
  • байдарки – для речных переправ;
  • рыбацкие суда – для ловли рыбы и иных морских существ.

Ответом на вопрос, как называется левая сторона корабля, будет бакборт.

По какой причине именно судостроительное дело развивалось викингами больше всего

В силу географического расположения Скандинавии, в этих краях во времена викингов было очень трудно путешествовать непроходимыми лесами, горами и глубокими снегами. Таким образом, наиболее удобным способом для путешествий было море. Ответом на вопрос, как называется руль корабля, будет, безусловно, штурвал.

Разумеется, не умно не воспользоваться собственным преимуществом, в силу чего викинги активно строили боевые корабли и использовали для завоевания новых земель, ресурсов и рабочей силы.

В настоящее время суда в большинстве своем используются для путешествий и перевозки товаров, но само собой у всех стран, которые имеют выход к морю или океану, есть в наличии морской флот боевых кораблей.

Интересно, что боевые корабли викингов также называли «драконьими кораблями».

Они отличались следующими характеристиками:

  • вместительность;
  • красота;
  • быстрота;
  • небольшая масса, позволяющая переносить судно на руках;
  • надежность.

Возможно, главным секретом викингов, который обеспечивал победу этого крайне умного народа в большинстве схваток является то, что их корабли были сконструировали таким образом, чтобы сделать возможным заход в мелководные реки и причала к пологим берегам. Так, викинги могли напасть неожиданно, что уже является большим преимуществом.

Начало «эры викингов», или, как их называли в те времена, норманнов, вероятнее всего, следует относить к концу VIII в. н. э. Именно в это время из фиордов Норвегии и заливов Дании эти отчаянные мореплаватели отправлялись в свои первые грабительские походы. Викинги первыми пересекли просторы Атлантики и основали колонии в Исландии и Гренландии.

В IX в. они добрались до южных городов Франции и берегов солнечной Италии. Во время одной из таких экспедиций 62 судна под руководством легендарного Хааштейна даже посетили Византию. Спустя всего 20 лет после первых походов норманны уже имели огромное войско и мощный флот и помышляли о набегах на Англию и Францию.

В 836 г. викинги впервые разграбили Лондон, а спустя 9 лет их флот, состоявший из 600 ладей, атаковал Гамбург, не оставив от него камня на камне. Осенью 866 г. сильный шторм отбросил суда викингов с 20-тысячной армией к берегам Шотландии. Норманны решили остаться здесь на зимовку. «Гости» расположились столь основательно, что англосаксам удалось избавиться от них лишь спустя 12 лет. Приблизительно в это время большой флот викингов достиг побережья Франции.

В 885 г. войско норманнов, захватив Руан, осадило Париж. Это была уже не первая осада этого города, поэтому парижане, помня горький опыт прошлого, предпочли откупиться от завоевателей. Викинги, оказавшись «не у дел», перебрались в северо-западную часть Франции, где многие из них предпочли остаться насовсем. Французский король Карл III был вынужден оставить захваченные викингами территории им на откуп.

В 911 г. он пожаловал норвежцу Роллону целую провинцию, до сих пор сохранившую название Нормандия.

В VIII-XI вв. норманны были, безусловно, лучшими корабелами Северной Европы. Благодаря обычаю викингов погребать умерших на кораблях, нам сравнительно много известно об их первых лодках - ладьях. Эти суда имели киль, дубовые шпангоуты и сшитые между собой детали обшивки судна, уложенные «внакрой».
Шпангоуты привязывали к обшивке специальными канатами, сделанными из кожи или из корней ели. Консервативные норманны с недоверием относились к металлическому крепежу, поэтому даже у длинных ладей середины IX в. нижние пояса обшивки они по-прежнему привязывали и только верхние устанавливали на стальном крепеже. Но в конце концов предпочтение было отдано железному крепежу, однако он применялся на судах викингов лишь на закате их «эры».

Норманнская ладья. Около VII в.н.э.

Гребные весла норманны укладывали в уключины-скармы на фальшборте судна. Чтобы весла не поднимались при гребле слишком высоко над водой, их располагали в одном из поясов длинных судов в открывающихся портах.
Чтобы при ударе лопасти весла о волну или в сильную качку весло не выпрыгивало из уключины, его продевали через специальную петлю. Руль, изначально свободный и походивший на обычный гребок, со временем стал больше и тяжелее. Он крепился сбоку ахтерштевня и поддерживался специальным тросом. Норманнские ладьи достигали 30-40 м в длину и несли до 60 весел с каждого борта. Интересной была и окраска этих кораблей. Ее удалось воссоздать по остаткам судна, найденным в конце XIX в. близ Гокстада в Норвегии. На ярком парусе перемежались белые и красные полосы, а коричневый фон корпуса эффектно оттенял бортовые щиты, поочередно окрашенные в желтый и черный цвет.

Почти за шесть веков до Колумба викинги высадились на побережье Северной Америки. Это убедительно подтверждают исландские саги. Норвежец Лейф Эйриксон, загоревшийся идеей доплыть до новых земель, начал готовить экспедицию на полуостров Лабрадор. Достигнув Лабрадора, Эйриксон повернул свое судно на юг. Он упорно двигался вдоль побережья и наконец достиг загадочной земли.
В живописных долинах произрастал дикий виноград и маис, а в быстрых реках серебрился лосось. Пораженные обилием зелени викинги назвали незнакомую землю Винландом - Страной винограда. Так еще на пороге XI в. европейцам удалось увидеть земли, где сегодня стоит американский город Бостон.

Более поздние парусные суда викингов свидетельствуют о высоком мастерстве их судостроителей. Для многих норманнов корабль был основным жилищем: во время короткой стоянки его вытаскивали на берег и использовали в качестве дома. Корабли украшались разноцветными щитами, а на носу устанавливалась вырезанная из дерева и покрытая позолотой голова дракона, зубра или другого зверя. Напоминавшие издали дракона быстроходные корабли викингов назывались дракарами. Их размеры были достаточно внушительными - около 50 м в длину, и они могли брать на борт до 200 воинов.
Благодаря мощному килю корабль легко выдерживал удары штормовых волн. Кроме того, киль предохранял доски обшивки от повреждений, позволяя перетаскивать судно волоком. Из-за больших размеров дракар оснащался двумя широкими рулевыми веслами, для стоянок предусматривались якоря, подвешенные на крамболах. Длинные корабли имели единственную, нередко подъемную мачту, которая не мешала судну пройти на веслах через грозный морской прибой.

Дракар

Впоследствии, совершенствуя такелаж, викинги стали поддерживать мачту вантами, а сзади и спереди штагами - специальными тросами. На единственном рее поднимали прямой четырехугольный парус.
Как правило, он расшивался золотом и украшался разноцветными узорами и яркими рисунками, изображавшими гербы и символы норманнских вождей. Викинги быстро оценили преимущество паруса, который сделал их суда быстрее и манёвренней. Скорость, с которой викинги передвигались по морю, ужасала подвергшихся их нападению европейцев. Однако парус отнюдь не исключал применения весел и не мешал гребле. Только в конце эпохи завоевательных походов викинги построили суда, не имевшие весел и предназначенные только для странствий под парусом.

В середине XI в. потомки викингов из Нормандии окончательно завоевали Английское королевство. В ночь с 27 на 28 августа 1066 г. эскадра Вильгельма Завоевателя, состоявшая из 3 тысяч судов с 30 тысячами воинов и 2 тысячами лошадей, переправилась через залив, разделявший Европу и Англию. Победа в решающей битве при Гастингсе окончательно утвердила господство викингов в Британии.

Из источников, рассказывающих о заселении Исландии, видно, что викинги уже в 850 г. располагали такими навигационными сведениями, которые позволили, например, Гардару Свафарссону после зимовки в Исландии вернуться на родину в Европу.

Известно также, что спустя десять лет Исландия была целью многих переселенцев. Для плавания из Средней Норвегии к берегам Исландии при быстром переходе требовалось около семи суток. Чтобы совершить его, надо было хорошо ориентироваться в открытом море вдали от берегов. В конце X в. начались плавания викингов в Гренландию с западного побережья Исландии, которые при благоприятных условиях занимали четверо суток.

Для того чтобы плавать в открытом море, надо уметь определять направления и местоположения своего судна.

Без компаса направление можно определять по Полярной звезде или по Солнцу. Во время белых ночей на севере определение по звездам затруднительно. Поэтому викинги в основном находили направление по Солнцу . Особое значение для них имели направления восхода и захода. Как гласит сага, о положении Солнца в течение года "хорошо знали Стьёрн (Звездный) Одди с о. Флатей и от него старшие на судах, или кендтманды (знающие)" .

Располагали ли викинги компасом, находками не доказано. Однако в сагах сообщается о "солнечном камне". Таким камнем владел король Олаф, правивший в Норвегии с 1015 по 1030 гг. По нему он мог определять положение Солнца в туман или снегопад. Для этого камень опускали в воду, в которой он плавал и, попадая в лучи Солнца, светился. Свечение, вероятно, - выдумка сказителя саги. В настоящее время полагают, что "солнечный камень" представлял собой дощечку с укрепленным на ней магнитным камнем (магнитным железняком) . Возможно, викинги уже использовали и компас, который в Китае был известен как указатель направления с 250 г. н. э.

О чрезвычайно значительной протяженности торговых путей викингов говорит, например, статуя Будды V в., найденная при раскопках в г. Бирка (Швеция).

Чтобы узнать свое местоположение, необходимо найти широту и долготу. Географическая широта определялась по высоте Солнца. Для ее измерения, как передают нам саги, викинги использовали солнечную доску (solbra"dt). Эта доска, которая до сих пор еще не найдена, имела деления в "половину колеса" и соответствовала половине солнечного диска.

Географическую долготу викинги могли определить только по пройденному расстоянию. В Северном море это не представляло больших трудностей, так как плавания викингов между Англией и Норвегией или Данией проходили в основном в направлении восток - запад. Плавания викингов из Норвегии в Исландию и Гренландию облегчало одно обстоятельство: Берген имеет приблизительно ту же географическую широту, что и мыс Фарвель на южной оконечности Гренландии. В Исландии поселения викингов обнаружены приблизительно на 4° к северу от этой широты. Следовательно, они могли придерживаться курса между Норвегией и Исландией и Гренландией, определяя только широту. Таким образом викинги довольно уверенно переплывали открытое море и достигали побережья, где уже по прибрежным признакам находили свою цель.

Туман или плотные сплошные облака затрудняли их навигационные определения, в результате чего возникали ошибки, о чем сообщают саги.

Плавания в открытом море в основном проходили летом. Викинги начинали их при ясной погоде - антициклонах, когда были уверены, что не встретят тумана, густой облачности и особенно штормов, которые представляли большую опасность для их открытых судов .

Примечания:
Во время археологических раскопок в Гренландии в 1951 г. был найден обломок прибора, который считают пеленгационной картушкой (деревянным компасом) викингов. Деревянный диск, как полагают, с 32 делениями, расположенными по краю, вращался на ручке, продетой через отверстие в центре и, будучи ориентирован относительно стран света (по восходу или заходу Солнца, по тени в полдень, по восходам и заходам определенных звезд), показывал курс. - Прим. переводчика

Интересные сведения об Одди приводит Р. Хенниг: "История исландской культуры знает некоего странного "Звездного" Одди, жившего около 1000 г. Этот исландец был бедным простолюдином, батраком крестьянина Торда, поселившегося в пустынной северной части Исландии у Фельсмули. Одди Хельгфассон ловил рыбу для Торда на о. Флатей и, находясь в полном одиночестве среди безграничного простора, использовал свой досуг для наблюдений, благодаря которым стал одним из величайших астрономов, каких знает история. Занимаясь неустанными наблюдениями за небесными явлениями и точками солнцестояния, Одди изобразил движение небесных тел в цифровых таблицах. Точностью своих расчетов он значительно превосходил современных ему средневековых ученых. Одди был замечательным наблюдателем и математиком, поразительные достижения которого оценили только в наши дни". - Р. Хенниг. Неведомые земли. М., Изд-во иностр. лит-ры, 1962, т. III, с. 82. - Прим. переводчика

Это мог быть и кристалл исландского шпата, в котором при пеленге на Солнце появилось два изображения вследствие поляризации света. - Прим. переводчика

Автор, говоря о навигационных знаниях викингов, ошибается. Вряд ли викинги определяли координаты для нахождения своего места. Вероятно, они имели лишь грубые карты, похожие на будущие портоланы, с сеткой из одних направлений. Сами же портоланы, или компасные карты, как известно, появились в Италии в конце XII – начале XIII в.; использование морских карт с сеткой широт и долгот относится лишь к XVI в. Тогда, чтобы добраться из одного пункта до другого, требовалось знать лишь направление и приблизительное расстояние. Направление (без компаса) днем викинги могли определять по Солнцу, используя гномон (особенно зная точки восхода и захода Солнца в течение года), а ночью по Полярной звезде, проходимое же расстояние - из опыта плавания.

Впервые определил широту по Полярной звезде португалец Диего Гомиш во время плавания к побережью Гвинеи в 1462 г. Наблюдения для этой цели наибольшей высоты Солнца начали выполнять на десять или двадцать лет позднее, так как оно требовало знания ежедневного склонения Солнца.

Независимое определение долготы в море (без счисления) моряки начали выполнять лишь в конце XVIII в.

Сказанное, однако, не означает, что викинги не контролировали свое местоположение в открытом море. О. С. Рейтер (О. S. Renter. Oddi Helgson und die Bestiminung der Sonnwenden in alten Island. Mannus, 1928, S. 324), занимавшийся этим вопросом, считает, что применявшаяся для этой цели "солнечная доска" представляла собой стержень, устанавливавшийся на борту судна в вертикальном положении, и по длине полуденной тени от него, падавшей на банку, викинги могли судить, придерживаются ли они нужной параллели.

Нетрудно представить, как это могло происходить. Викинги плавали летом, склонение же Солнца в день летнего солнцестояния (сейчас 22 июня) 23,5°N, а например, за месяц до и после этого дня - 20,5°N. Берген находится приблизительно на 60° с. ш. Поэтому, чтобы придерживаться этой широты, высота Солнца в полдень в день летнего солнцестояния H=90°-60°+23,5°=53,5°.

Следовательно, при длине солнечной доски 100 см (по Рейтеру) длина тени должна составлять 0,74 м и соответственно, за месяц до и после дня солнцестояния - 82,5 см. Таким образом, достаточно было на банке иметь эти отметки, чтобы викинги в полдень проконтролировали свое положение. - Прим. переводчика

Как только их не называли - викинги , варяги, люди моря, языческие чудовища. Отряды этих чрезвычайно отважных, выносливых и жестоких воинов на небольших быстроходных судах, совершали стремительные набеги на прибрежные города Англии, Франции, Испании, Португалии, Италии повсеместно неся смерть и разрушения.

Позже викинги пересекли Каспийское море, и дошли до Багдада, а пират и мореплаватель Эрик Рыжий в 1000 году - почти за 500 лет до - добрался до берегов Северной Америки и основал поселение на севере Ньюфаундленда. Норманны вселяли ужас - перед ними трепетала вся Европа и Азия.

эпоха викингов

Викинги появились в Скандинавии в середине 8 века н. э. в селах и деревушках расположенных на берегу моря и вдоль рек. Это были в основном светловолосые скандинавы. Но слово «викинг» неэтнический термин и не говорит о национальной принадлежности. Были викинги славянские и ирландские. В те времена в северной Европе викингами называли всех людей, которые вели определенный образ жизни. Нельзя назвать место и время возникновения общности викингов. В Скандинавии было не мало мест пригодных для поселений, но между ними были различия. Об этом говорит язык, строительный метод и обряды.

деревня викингов

Люди заселили побережье на тысячу километров, поэтому мореплавание было им знакомо задолго до эпохи викингов. Обилие рыбы способствовали возникновению многочисленных поселений. Женщины играли важную роль в обществе. Пока мужья уходили в море, на них возлагалось ведение хозяйства. Крестьянские хозяйства полностью обеспечивали себя всем необходимым, поэтому в семьях было много детей. Мальчикам приходилось помогать по хозяйству, но каждый из них мечтал, что он тоже скоро может уйти в приключения викингов .

поход викингов

Поскольку лето в Норвегии было короткое, викингам приходилось заготавливать достаточно много продовольствия, чтобы пережить долгую зиму. Рыбу и мясо тюленей сушили, солили и хранили в деревянных бочках. Несмотря на загруженность работой викингам не было чуждо чувство прекрасного. Например, бусы из разноцветного стекла очень ценились скандинавами и они были готовы идти за ними хоть на край света. Это было очень дорогостоящее украшение. Бусы передавались по наследству. За ними охотились при набегах. По количеству золотых застежек можно было судить о ранге их владельца. Бусы были символом социального положения.

Поклонение богам викингов подразумевало регулярные жертвоприношения. Одним из обрядов было детоубийство. Если первым ребенком у женщины рождалась девочка, ее забирали у матери, выносили из деревни викингов и оставляли умирать. В боевых походах очень много погибало мужчин, и таким образом регулировалась демографическая ситуация, сохраняя пропорции мужского населения.

К другим богам обращались за силой и благополучием. Ритуальные церемонии возглавлял старейший. Раз в 9 лет совершался самый кровавый обряд, который называли «блуд». В жертву приносили девять существ разного существа, в том числе и человека, а обезглавленные тела вешали в лесу на одном дереве. В судне викингов хоронили избранных. Вместе с телом клали все, что могло понадобиться им в загробном мире.

корабли викингов

Почти во всех деревнях викингов были судостроительные верфи. Столетиями совершенствовалось искусство кораблестроения. Викинги сумели создать корабль, который изменил ход истории. Во всей северной Европе корабли викингов строились по единому образцу - из досок, скрепленных заклепками. Благодаря этим заклепкам судно викингов было прочным и гибким.

строительство корабля викингов

корабли викингов

Мир викингов таил в себе много секретов мастерства, которые сейчас забыты. Основным инструментом при постройке корабля был топор, материалом - дерево. В эпоху викингов кораблестроение было настоящей профессией. Корабелы искали в лесах деревья с естественными изгибами, подходящий для обводов корпуса корабля, который они собирались построить. Деталь судна викингов вытесывали так, чтобы древесные волокна идущие вдоль детали повторяли все изгибы. Доски вытесывали из ствола дерева, а шпангоуты из кривых ветвей. Лучшим материал считался дуб, но часто приходилось довольствоваться сосной. Ни одному десятку людей приходилось заниматься строительством в течение нескольких лет.

Корабль викингов строили из специальных досок. Для их изготовления ствол дерева разбивали вдоль с помощью клиновидного деревянного бруса. Из каждого ствола вытесывалась всего одна доска толщиной 3 см. Доски обладали гораздо большей прочностью и гибкостью чем современные. У викингов судостроителей не было чертежей, строили, опираясь на собственную память. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Чтобы обеспечить водонепроницаемость, щели между досками обрабатывали просмоленной шерстью и паклей. Корпус корабля викингов из досок, закрепленных внахлест, так называемая «клинкерная » технология, обеспечивала большую гибкость продольной оси. Эта технология стала главным достижением викингов , она применялась на протяжении тысячелетий и сохранилась в традициях других народов северной Европы и Америки.

боевой корабль викингов


Жесткую конструкцию могли разбить волны, но корабли викингов были гибкими подобно дельфину. В этом секрет кораблей викингов. Принцип примерно такой же, по которому сегодня строят океанские яхты. Даже с полным грузом осадка корабля небольшая и он скользит по поверхности воды, почти без сопротивления. Под парусом корабли викингов почти не касались воды и становились быстроходными. Скорость достигала 20 узлов.

Викинги гордились своими кораблями . По бортам располагались 15-20 пар весел, в центре устанавливалась мачта с единственным прямоугольным парусом. Викингам принадлежит изобретение риф-сезней, с помощью таких приспособлений в штормовую погоду можно убавить площадь парусов.

типы кораблей викингов

Существовало несколько , каждый из них соответствовал своему назначению. В дальние плавания викинги чаще всего отправлялись на дракарах - удлиненное мелкосидящее судно с симметрично загнутыми вверх конечностями одну, из которых украшала вырезанная голова дракона призванная вызывать ужас у врага.

корабль викингов дракар


Дракар - боевой корабль до 30 м в длину под парусом и веслами, команда которого состояла из 60 - 80 человек. Каждый член команды боевого корабля вез с собой оружие и снаряжение и был готов вступить в бой. Для повышения устойчивости судна на дно укладывали балласт. На таких кораблях отважные совершали свои походы в Англию, Францию, Испанию, страны Средиземноморья, Гренландию и добирались до берегов Северной Америки.

Викинги - были норвежскими моряками, в основном говорящими на древнескандинавском языке, которые с конце 8-го до конца 11-го века совершали набеги и торговали уезжая со своих североевропейских родин по обширным районам Европы, а также исследовали запад Исландии, Гренландию и Винланд.

Термин также широко распространен в современном английском и других местных языках жителей норвежских домашних общин со времён, известных как эпоха викингов. Этот период северной военной, торговой и демографической экспансии является важным элементом раннесредневековой истории Скандинавии, Эстонии, Британских островов, Франции, Киевской Руси и Сицилии.

Корабли викингов действительно являются неотъемлемой частью европейской , а также мирового наследия. Викинги были развитой воинской расой Скандинавии, и они процветали в период между 8 и 11 веками нашей эры. Многие историки также не стеснялись упоминать их как покорителей моря. Это было в основном потому, что они способствовали открытию многих земель, к которым тогда не было доступа, таких как Исландия, Россия, Гренландия, Великобритания и даже Турция. Кроме того, они завоевывали эти земли, грабили их и устанавливали свою власть в этих регионах.

Главной и самой выдающейся особенностью викингов был их военно-морской флот. Средневековые корабли викингов были сильны, долговечны, прекрасно обработаны и во многих отношениях опережали свое время. Море, составляли неотъемлемую часть культуры викингов, которая основывалась на высшем кодексе чести, который должен соблюдаться как в правосудии, так и в войне.

Общие характеристики кораблей викингов

Под кораблем викингов мы должны понимать большое разнообразие кораблей, которые отличаются друг от друга своими размерами и материалами, в зависимости от места их постройки, морей, в которых они плывут, и задач для которые эти разные модели были разработаны.

Тем не менее, все они похожи с точки зрения их общей концепции:

  • Края с кромками, соединенные железными заклепками;
  • Носовая часть из одного куска дерева и резная;
  • Киль с Т-образным сечением;
  • Одиночная мачта с квадратным парусом;
  • Гребной - руль, расположенный на правом борту.

Викинги строили свои корабли по главенствующему принципу: союз гибкости и легкости. Их конструкция корабля отличается от конструкции южной Европы, где жесткость корпуса делает лодку тяжелее. На лодках викингов избыточный вес систематически устранялся.

Украшение лодок было важно. Высокая изогнутая форма носового выступа украшалась фризом из переплетенных узоров, напоминающих узоры ирландских кельтов. Лодка викингов также почти симметрична между передней и задней сторонами, что позволяет ей одинаково двигаться вперед и назад одинаково (амфидром). Их киль цельный, для чего нужны очень высокие деревья. Руль состоит из своего рода короткого весла с очень широкой лопаткой, закрепленной кожаными галстуками на носу правого борта. Их плоское дно и мелкая осадка также позволяют им ориентироваться на мелководье и выходить на берег прямо во время рейда. Корпус выполнен из уложенных панелей (внакрой), которые уменьшают свою сопротивление при полной нагрузке. Этот тип сборки также обеспечивает прочность, которая обеспечивает определенную гибкость плит между ними. Корабль также имеет большую мачту и прямоугольный парус.

Материалами, использованными для строительства, были древесина дуба, иногда сосна или ясень для досок, а также ива для каркасов. Для заклепок, якоря и некоторых элементов фурнитуры викинги использовали металл. В составе различных такелажных линий использовались растительные и животные волокна, например конский волос для верёвок или кора (липа) для кожухов. В дополнение к этим материалам для покрытия корпуса использовалась сосновая смола, а для создания покрытий для окраски корпуса или паруса могли использоваться различные цветовые основы.

Корабли викингов отличались от других кораблей, будучи в целом более мореходными и более легкими. Это было достигнуто благодаря использованию конструкции клинкера (лапстрейка). Планки, из которых были построены корабли викингов были от раскола крупных деревьев, особенно старовозрастных дубов. Корпус корабля может быть толщиной всего один дюйм (2,5 см), так как расколотая планка прочнее, чем пиломатериал, найденный в более поздних кораблях.

Поднимаясь от прочного дубового киля, кораблестроители склепывали доски вместе, используя заклепки из кованого железа и ровницы. Ребра сохраняли форму бортов корпуса. Каждый слой досок перекрывал нижний, и между досками использовалась водонепроницаемая прокладка, чтобы создать прочный, но гибкий корпус.

Кроме того, в начале эпохи викингов вёсельные порты (углубления) заменили отсеки (проёмы), позволяя хранить весла в то время, когда корабль находился на ходу, и обеспечивать лучшие углы для гребли. Самые большие корабли эпохи могли перемещаться со скоростью пять-шесть узлов, используя силу весла, и до десяти-двеннадцати узлов под парусом. Замечательные большие суда были построены с использованием традиционной конструкции клинкера. Корабли-драконы с 100 воинами не были исключением.

Основные типы кораблей викингов

1. Кнорр - большое судно для перевозки. Кнорр - норвежский термин, обозначающий корабли, которые были построены для атлантических рейсов. Это были грузовые суда средней длиной около 54 футов (16 м), балка 15 футов (4,6 м) и корпус, способный нести до 122 тонн. Общее водоизмещение: 50 тонн. Они короче, чем длинные корабли типа Гокстад, но кнорры более прочные по конструкции, и они зависели в основном от силы паруса, устанавливая весла только для использования в качестве вспомогательных элементов, если на открытой воде не было ветра. Из-за этого кнорр использовался для более длительных путешествий, морских перевозок и более опасных поездок, чем у типа Гокстад. Он был способен преодолевать 75 миль (121 км) за один день, содержал экипаж из 20-30 человек, и кнорры регулярно пересекали Северную Атлантику, в эпоху викингов перевозил скот, товары в Гренландию, на североатлантические острова и обратно. Дизайн кнорра позже повлиял на дизайн кабатажных судов, используемых в Балтийском море и Ганзы.

2. Карви - относительно небольшое судно, используемое для судоходства и разведки у побережья. Карви были небольшим типом корабля викингов с широким корпусом, чем-то похожим на кнорр. Они использовались как для войны, так и для обычного транспорта, перевозя людей, грузы или скот. Поскольку они были в состоянии плавать на очень мелкой воде, они также использовались для каботажа. Карви имел широкие балки примерно 17 футов (5,2 м).

3. Драккары или Длинные корабли (langskip, longship англ.) - общее название, которое было у военных боевых кораблей. Термин longship считается как ошибочный с лексической, грамматической, а также с фонетической и анахронической точек зрения, поскольку только форма дреки может использоваться для Эпохи викингов. Историк Франсуа Неве утверждает в этой связи, что «в пространстве викингов (термин дреки) служит прежде всего для обозначения фигур, вырезанных на носу и корме судов, которые часто изображали драконов». Длинные корабли назывались так же драконами (drakushiffen), потому что у них был нос в форме дракона или Драккар (от древнескандинавских Drage - «дракон» и Kar - «корабль», буквально - «корабль-дракон») - так сегодня принято называть деревянный корабль викингов, длинный и узкий, с высоко поднятыми носом и кормой.

Драккары были длинными военными кораблями, изготовленными и использовавшимися викингами из Скандинавии и Исландии для торговли, коммерции, разведки и военных действий в эпоху викингов. Конструкция корабля развивалась на протяжении многих лет, начиная с каменного века с изобретением умиака и продолжая вплоть до 9-го века с кораблями Нидам и Квалсунд. Длинный корабль появился в его полной форме между 9 и 13 веками. Характер и внешний вид этих кораблей отражены в скандинавских традициях судостроения до сегодняшнего дня. Средняя скорость кораблей викингов варьировалась от корабля к кораблю, но находилась в диапазоне 5-10 узлов, а максимальная скорость корабля при благоприятных условиях составляла около 15 узлов.

Длинный корабль характеризуется как изящное, длинное, узкое, легкое, деревянное судно с узким корпусом для низкого сопротивления, рассчитанное на скорость. Малая осадка судна позволяла ходить на глубине всего одного метра позволяя высадиться на берег, в то время как легкий вес позволял переносить его по суше. Длинные корабли также были двусторонними, симметричный нос и корма позволяли кораблю быстро менять направление, не поворачиваясь: эта черта оказалась особенно полезной в северных широтах, где айсберги и морской лед создают опасность для навигации. Длинные корабли были оснащены веслами почти по всей длине лодки. Более поздние версии носили прямоугольный парус на единственной мачте, которая использовалась, чтобы заменить или увеличить усилие гребцов, особенно во время длительных путешествий.

Длинные корабли можно классифицировать на несколько различных типов, в зависимости от размера, деталей конструкции и престижа. Наиболее распространенный способ классификации длинных кораблей - по количеству гребных позиций на борту. Типы варьировались от Карви с 13 гребными скамьями до Буссе, один из которых был найден приблизительно с 34 позициями для гребли.

Длинные корабли были воплощением скандинавской военно-морской мощи в то время, и были очень ценным имуществом. Они часто принадлежали прибрежным фермерам и заказывались королем во времена конфликтов для создания мощных военно-морских сил. В то время как дальние корабли были развернуты норвежцами в военных целях, они в основном использовались для перевозки войск, а не в качестве военных кораблей. В десятом веке эти лодки иногда связывали вместе в бою, чтобы сформировать устойчивую платформу для пехоты.

Размеры драккаров колебались от 35 до 60 футов (от 10 до 18,5 метра). На носу крепилась резная голова дракона (отсюда и название типа корабля), а по бортам располагались щиты. Не каждый корабль с головой дракона на носу был драккаром - голова дракона символизировала высокий статус владельца судна, а сам корабль мог быть любым. При приближении к дружественным землям, в виде головы дракона убиралась - по поверьям народов Севера, она могла напугать или разозлить добрых духов. Если викинги желали мира, вождь с носа драккара показывал щит внутренней стороной, которая была выкрашена в белый цвет.

Драккары приводились в движение вёслами и прямоугольным парусом. Управление осуществлялось при помощи рулевого весла с коротким поперечным румпелем, установленного на правом борту. Большие корабли имели до 35 пар вёсел («Великий Змей», построенный для короля Олафа Трюггвасона зимой 999/1000 года) и развивали скорость до 10-12 узлов, что для кораблей такого класса может считаться выдающимся показателем. Но, по данным учёных, большинство драккаров, использовавшихся в эпоху викингами имели 20-25 пар вёсел. Драккары отличались многофункциональностью - корабли использовались для военных действий, перевозок, а также для дальних морских плаваний, которые позволяла совершать конструкция корабля. В частности, на драккарах викинги достигали Исландии, Гренландии и Северной Америки.

Драккары являются более крупными аналогами другого типа военных судов викингов - снеккаров (от Snekja - змея и Kar - корабль). Снеккары имели меньший размер и меньшую команду (до 60 человек). Приводились они в движение также прямоугольным парусом, имели до 25-30 пар вёсел, и в открытом море могли развивать скорость 15-20 узлов. На практике викинги чаще пользовались для торговли и путешествий ещё меньшими по размерам кноррами, тихоходными, но гораздо более вместительными из-за значительной осадки. На речном мелководье, однако, кнорры плавать не могли. Драккары же, в силу своей малой осадки, были удобны для передвижения по рекам и фьордам. По этой же причине драккары зачастую использовались для внезапной высадки войск на атакуемой территории. Низкие борта делали драккар слабо различимым на фоне морских волн, что позволяло сохранять маскировку до последнего момента.

Некоторые драккары, обнаруженные при археологических раскопках и тщательно восстановленные, сохранились до наших дней. Ныне они экспонируются в музеях кораблей викингов в Норвегии и Дании.

4. Фаеринг - открытая гребная лодка с двумя парами весел, обычно встречаются в большинстве строительных традиций лодок в Западной и Северной Скандинавии, начиная с эпохи викингов.

Самой уникальной чертой средневековых кораблей викингов был их дизайн, независимо от того, были ли эти корабли транспортными, разведывательными или военными. За прошедшие годы они стали известны как змеиная голова или голова дракона, но правда в том, что не все корабли викингов имели такие разные головы. Они были в основном предназначены для военных кораблей и некоторых судов, принадлежащих дворянам и чиновникам. В то время когда технология парусов еще не была открыта человеком, корабли приводились в движение веслами. Уже тогда викинги смогли изготовить огромные корабли, предназначенные для перевозки грузов, некоторые из которых использовали 35 пар весел. Несмотря на сложный механизм и конструкцию, викинги могли разрабатывать корабли, которые были очень быстры и просты в маневрировании.

Например, Кнорр был известен своей маневренностью и грузоподъемностью. Грузовые суда большой вместимости, которые обычно перевозили тяжелые грузы, назывались Busse, а некоторые другие в той же категории были упомянуты как Snekke, Skeide, Sud и Drakkar, все из которых были большими по размеру. Из них Драккары были теми, которые принадлежали высокопоставленным чиновникам и воинам, следовательно, имели обычно на носу голову дракона. Некоторыми другими моделями средневековых кораблей викингов, которые были немного меньше по размеру и использовались для других целей, были Skute, Ferje и Byrdling.

В заключение можно сказать, что корабли викингов были прочными и долговечными, а их конструкция позволяла им быть быстрыми. Учитывая ограниченные технологические инструменты, доступные в то время, они изготавливали корабли с перекрывающимися толстыми деревянными (внакрой) досками с одной мачтой и параллельными длинными веслами. Это инженерный проект, который трудно найти среди современников.



Что еще почитать