Дифференциация звуков с-з и букв, которые их обозначают в словах и предложениях. "дифференциация "с-з" в словах и предложениях" Задание16.Рассказы детей по опорным картинкам

Конспект занятия в КПП по теме :

Дифференциация звуков З-С.

Задачи урока :

закреплять навыки правильного звукопроизношения;

уточнить артикуляцию звуков [с] – [з];

учить давать сравнительную характеристику звуков [с] – [з];

учить дифференцировать буквы С-З;

развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

развивать фонематическое восприятие;

развивать зрительное и слуховое внимание;

развивать логическое мышление и память;

развивать общую моторику;

воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;

воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здоровьеразвивающий компонент:

создание благоприятной психологической атмосферы в группе;

снятие утомления с мышц туловища, плечевого пояса и рук (игра “Наоборот”).

II. Подведение к теме занятия.

Послушайте загадки и отгадайте их.

    Сидит под крылечком

Хвост колечком . (Собака) (Слайд 1.1)

    В гору бегом

С горы кувырком. (Заяц) (Слайд 1.2)

Назовите первый звук в слове собака. (Звук [с])

Назовите первый звук в слове заяц. (Звук [з])

Вы догадались, какие звуки сегодня на занятии мы будем учиться различать? (Звуки [с] – [з])

Тема нашего занятия: “ Различение звуков [с] – [з]” (Слайд 1.3)

III. Основная часть.

    - Самомассаж:

«Водичка, водичка

умой моё личико,

чтобы глазки блестели,

чтобы щёчки розовели,

чтоб смеялся роток,

чтоб кусался зубок,

А теперь мы в лес пошли и на нас налетели комары (з-з-з-з звенят комарики).

- Артикуляционная гимнастика ( работа с зеркалами).

Возьмите каждый своё зеркало, сейчас мы с вами будем выполнять артикуляционную гимнастику: (иллюстрации упражнений)

Улыбка” – «хоботок»

“Заборчик”

«Месим тесто»

«Блинчики»

“Горочка”

“Часики”

Вкусное варенье”

Почистим нижние зубки”

ИУАЭ ______

ИУАЭ_____________

ИУАЭ_____________________

2. Уточнение нормы артикуляции изучаемых звуков (работа с зеркалами).

Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [с].

Давайте дадим характеристику звуку [с].

(Звук [с] – согласный, глухой, твёрдый.)

Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [з].

В каком положении у нас губы, где находится язык, положите руку на горло и скажите, работают голосовые связки или нет?

Давайте дадим характеристику звуку [з].

(Звук [з] – согласный, звонкий, твёрдый.)

3 . Сравнительная характеристика изучаемых звуков, определение сходства и различия.

Что общего у звуков [с] – [з]? (Они согласные и твёрдые.)

В чём разница? (Звук [с] – глухой, а звук [з] – звонкий.)

4. Работа по развитию фонематического восприятия.

Сейчас я буду произносить различные звуки. Когда вы услышите глухой звук [с] покажите свои ладошки, а если услышите звонкий звук [з] – хлопните в ладоши.

Звуки: с, ш, ж, з, ч, с, т,з,щ, с, п, з.

Слоги: Са, жа, за, па, са, ща, за, та,

Заучивание скороговорки «Повтори – не ошибись!»:

Са-за-са – по лесу идет ЛИСА

За-са-за – хитрые глаза.

5.Развитие слухового внимания.

Послушайте стихотворения и скажите, о каких буквах идёт речь.

1. На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три. (О букве З.)

Поднимите карточку с буквой З.

2. Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

Поднимите карточку с буквой С.

6.Физкультминутка.

("прямолинейное" движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.

Пила

Пили, пила, пили, пила! З-з-з-з

Зима холодная пришла. Бр-р-р

Напили нам дров скорее, з-з-з-з

Печь истопим, всех согреем! С-с-с-с

7. Работа по развитию фонематического восприятия и слухового внимания.

Различение звуков [с] – [з] в словах.

Я вам буду называть различные слова.

Когда вы услышите слово со звуком [c], хлопните 2 раза в ладошки,

Когда услышите слово со звуком [з], хлопните 1 раз в ладошки.

Посчитайте, сколько я назову слов со звуком [с], и сколько со звуком [з].

Слова: зубы, коза, гвозди, заяц, нос, сумка, сова, носки, лиса

Какие слова вы запомнили?

8. Звуковой анализ слов КОЗА, ЛИСА

Строим поезд. Делаем схемы слов. (Вагончики – это слоги, колеса – звуки)

9. Закрепление.

Работа по индивидуальным карточкам.

10. Итог занятия.

Какие звуки и буквы мы учились различать на занятии?

(Звуки [ с ] – [ з ], буквы С – З.)

Что у них общего? Чем они отличаются?

Какое задание вам понравилось больше всего?

Все были молодцы.

Приложение.

Иллюстративный материал к занятию.

ПРЕДИСЛОВИЕ
СОБАКА СОЙКА В ЛЕСУ
Автоматизация звуков 3, 3"
ЗВЕНИТ ЗВОНОК
ПЕВЦЫ
Дифференциация звуков с-з-ц
ВКУСНАЯ ЗЕМЛЯНИКА
ЛЮБОПЫТНАЯ СОВА
Звуки С-З-Ц
САНИН СОН
ШАХМАТЫ И МЫШИ
ЁЖИК-ЛЕЖЕБОКА
ЖЕНЯ И ЖУК
Дифференциация звуков С-Ш
СУШКИ С ВЕСНУШКАМИ
Автоматизация звука Ч
ПОЧЕМУЧКА
Дифференциация звуков Ч-Т
Дифференциация звуков С-С-Ц-Ч-Т
ЧИП - ТКАЧ
ХОМЯЧОК-МЕЧТАТЕЛЬ
ЧУДЕСНЫЙ ПОЛЁТ ЧИПА
ЩЕНОК-НЕПОСЕДА
ДОБЫЧА
ЛУНА И ВОЛКИ
БЕЛКА
МЕЧТА ТАРАКАНА
ДРУЗЬЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Пособие предназначается для автоматизациии дифференциации звуков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Лексический материал структурно располагаетсяследующим образом:Автоматизация и дифференциация звуков С,С", 3, 3", Ц.Автоматизация звуков Ш, Ж.Дифференциация свистящих и шипящих звуков.Автоматизация звуков Ч, Щ и их дифференциация со звуками, сходными по месту и способу образования.Автоматизация и дифференциация звуков Л,Л",Р,Р".Свое пособие мы назвали «Логопедическиерифмовки и миниатюры».Рифмовки - это специальные упражнения,построенные по законам ритма и рифмы, служащие определенной дидактической цели. Цель,которую мы ставили перед собой, сочиняя этитексты, - максимально наполнить речевой материал изучаемым звуком и при этом по возможности исключить дефектно произносимые звуки.Насколько мы справились с поставленной задачей судить Вам, уважаемые коллеги. Мы надеемся, что книга пригодится логопедам образовательных и медицинских учреждений, воспитателям, родителям, занимающимся с детьми позаданию логопеда, а также детям для самостоятельного чтения.



Автоматизация звуков С, С"

А они сосут конфеты.
Санин папа купит сыну снегокат,
А когда весна настанет - самокат.
Сом беседует с сомом:
Где сому поставить дом?
- На песке, само собой!
Есть и свет там, и покой.
Днём сонные совы
На соснах сидят,
Когда все уснут
На охоту летят.

Сказки новые несёт.
Сказки обо всём на свете...
Так бегом в постели, дети!
Из кискиной миски пёс
Сегодня «Вискас» унёс,
А киска у пса из миски
Ест с аппетитом сосиски.
Сам сказать сумей-ка:
В саду стоит скамейка,
На скамейке сидит кот,
Он нам песенки поёт.
Сколько всего у Сони котят,
Если два - под скамейкой сидят,
А пять на софе спокойно спят?

Снова снегом занесён
Дом и сад,
И синий всюду, всюду иней.

Есть у Сани сани.
Дайте Сане снегопад, -
Он катать всех станет.
У Светы о сове есть сказка.
Сова в ней надевает маску
И, сев в кусты, свистит, сопит...
Не спит сама и лес не спит.

Поёт песню о весне,
О том, как солнце светит
Всем на свете детям.

СОБАКА СОЙКА В ЛЕСУ

У Стаса собака Сойка. В субботу Стас с Сойкой идёт в лес. В лесу Стас спускает собаку с поводка. Сойка бегает по кустам и нюхает следы. Вот след лисы. Собака идёт по следу, но находит не лису, а сову. Сова сидитна сосне и спит. Сойка стоит под сосной и думает, как достать сову. Но сова сидит высоко, а собаки не умеют летать.

Стас свистит Сойке. Надо идти домой. До свиданья, сова!

Автоматизация звуков 3, 3"

Потоптали все газоны.
У Зои своя коза.
Зовут козу Егоза.
Не знает Зоя покою
С козою своей Егозою.

Побывали в магазине.
Лизе купили зайку,
А Зине - мозаику.
Знает Зоя: иногда
Падает с небес звезда.
Звездопад тех удивит,
Кто, когда темно, не спит.

Выпустить позёмки, вьюги,
Замести везде пути -
Ни заехать, ни зайти.

Он возводит звездолёт.
На закате звездолёт
К звёздному пути пойдёт,
Достигнет заданной звезды
И всем мигнёт из темноты.
Забывает медведь о заботах зимой,
Спит он под завывание вьюг.
А медведь до весны видит сны.*

ЗВЕНИТ ЗВОНОК

Звенит звонкий звонок. Он зовёт всех на занятия. Нельзя опаздывать. Об этом знают все дети

ЗАБАВНЫЕ ЗВЁЗДЫ

На небе засияли звёзды. Зоя и Лизаотодвинули занавеску и залюбовались звёздным небом. Звёзды подмигивали им. «Какие забавные звёзды!»- смеялись Лиза и Зоя. - «Так далеко от земли, а нас видят!»

О вазе, звонке и газете,
О зайке, козе и бизоне,
О звёздах, гнезде и газоне.

Автоматизация звука Ц

Цепь ковали в кузнице.
Цыплёнок, находясь в яйце,
Знакомится со звуком Ц.
И только, выйдя из яйца,
На «цып-цып» отзывается.

Такие удальцы!
На одной ноге не лень
Стоять им с цаплей
Целый день.

Яйца увидав, куница
Цепенеет, пятится;
Так как яйца не наседки,
А змеи - её соседки.
В этих яйцах нет цыплят,
В них змеиный детский сад.

В этот день со всех концов
Слетятся птицы на околицу
Полюбоваться на птенцов.

Вылез из яйца птенец.
Глядит наседка на птенца,
Глядит, не налюбуется:
Будет Петенька певец,
Как петух - его отец.

Есть о цапле, о кунице,
Есть о зайце, о кольце,
Об удалом молодце.*
Котёнок Цап кусается,
Цыплёнок Цып клюётся,
Обоим от хозяйки
За это достаётся.
И вместе веселиться
Им не удаётся.

ПЕВЦЫ

Вот какие мы певцы! Как папа!
В пятницу мы будем выступать на сцене.
- Какие вы певцы? - удивляется утёнок. - В пятницу съедутся знаменитые певцы, а не птенцы.

Цыплята, попив из блюдца водицы, пели под акацией весь день, пока не осипли. Потом поплелись к наседке узнать, когда наконец они станут певцами. Наседка смеётся: «Вы у меня умницы. Если будете заниматься, обязательно станете знаменитыми певцами». *

* Может быть использован для дифференциации звуков С - 3 - Ц.

Дифференциация звуков с-з-ц

Звуки С-3

Спит он под завывание вьюг.
Снегопады идут и позёмки метут,
А медведь до весны видит сны.

Сто загадок, сто затей.
Созывает всех весной
Он в свой домик под сосной.

Завесили своё окно.
Засов задвинув,
Засыпают сазан с фазаном.
И не знают,
Как за окном на высоте
Мигают звёзды в темноте.

Он от солнца и от зноя.
Создаёт тот зонтик тень
В самый-самый знойный день.

Собака не знает ни сна, ни покоя.
Обязана сумку, газету нести,
За это хозяин её угостит.
Хозяин собаку зовёт на охоту.
Одна у собаки там будет забота:
В засаде сидеть, не зевать
и не спать,
Взять след, если надо кого-то
поймать.

ВКУСНАЯ ЗЕМЛЯНИКА

Захотела коза посадить у себясладкую землянику. Взяла несколько кустиков в лесу и засадила полоску земли около дома. Зацвела веснойземляника, а потом поспели ягоды.Позвала коза соседей и угостила всехсвоей земляникой.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

ЛЮБОПЫТНАЯ СОВА

Не спит лупоглазая сова когда темно. В темноте глаза совы всё видят:вот зайка поскакал, вот суслик зевнул, лиса в кустах затаилась. Когдавесь лес заснёт, сова вылетит из дупла; везде заглянет, всех напугает, апотом усядется на сук и заухает.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

Звуки С-З-Ц

Синица боится куницу,
Куница боится песца,
А стих боится конца.

На месте не сидится.
Весь день та обезьяна
Поёт и веселится.

Хвалится соседке:
- Али я не умница,
Али я не модница?
Сойка удивляется:
- Цепь к лицу цепному псу,
А если птица умница,
То не станет птица
Цепью хвалиться.

Звёздная медведица.
Помогают звёзды те
С пути не сбиться в темноте.

САНИН СОН

Спит Саня и снится ему сон. Садится он в самолёт и летит высоко-высоко. Летит над лесом, над садом. Восне Саня совсем не боится высоты.

Думает змейка о том:
"Не надо бояться змей,
Ведь змеи не всех сильней;
И только тогда они злятся,
Когда сами кого-то боятся".

Автоматизация звука Ш

Кыш! -
Ты мышонок, а не мышь!

Мешают Гоше и Пашке.
Две букашки на опушке
Шьют мышатам по подушке.
У Маши книжка «Мишкина каша».
У Миши книжка «Медведи и Маша».
Шумит на опушке
Мишка Топтыжка.
Шишка на макушке
У бедного мишки.

Шубу, шапку и калоши
Мы найти никак не можем.
Вот такие шутки
У нашего Мишутки!

У Миши мышонок Тотошка.
Не могут Тотошка с Тимошкой
Не шуметь хотя бы немножко.

Шутит с мышкой по-немножку.
Что-то не до шуток мышке,
Помогу-ка я малышке.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

У мышонка Тотошки
Кашки немножко.
Думает Тотошка
Отдать кашку кошке.
И не будет кошка
Шипеть на Тотошку.
Пишет школьник Паша:
Шапка, шайба, каша,
Мышка, мошка, шутка,
Шахматы, мишутка.

ШАХМАТЫ И МЫШИ

Два мышонка шумели и шутили наопушке. У каштана мышата нашли шахматы. Ушли они в камыши, чтобы им не мешали. Тишина в камышах: ни шума, не шёпота. Увлекли мышат шахматы.

ШУБА ДЛЯ ПУШКА

Маша и Наташа шьют котёнку Пушку шубу. Пушок недоволен. Он шипит:
- Ну уж нет! Не буду я надевать вашу шубу! Мне больше моя шубка подходит.

Автоматизация звука Ж

Ужин нужен.
Дадим ежевики
Ежам на ужин.

Как же жутко быть жуком, -
Каждый может обижать.
Как об этом не жужжать?

Жадность той жабе спать не даёт.
Даже жутко - не одна
Такая жадная она!

Ежедневно ужин ждёт,
Ведь на ужин медвежонок
Пьёт охотно жидкий мёд.

ЖИК-ЛЕЖЕБОКА

Между двух ёлок живёт лежебока-ёжик. Живёт, не тужит, нет нуждыникуда бежать. Наденет ёжик жёлтую пижаму и лежит, важный такой.Никто его не уважает. Да и как же можно так жить?!*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

Жук отважный однажды,
Жужжа, ожидал ужин важный.
Должен он был за ужином
Обслуживать жужелиц дюжину.

Лей, лей!
Капель не жалей! Лей!
Дождик, дождик,
Ты нам нужен! -
Пели жабы, лёжа в луже.*

ЖЕНЯ И ЖУК

* Может быть использован при автоматизации звука Л.

Практический речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. (г.Тихорецк, Краснодарский край, ГБС(К)ОУ I-II вида, учитель слуховой работы М.В.Утишева, 2013г.)

p { margin-bottom: 0.21cm; } Методическая запискак практическому речевому материалу по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. (г.Тихорецк, Краснодарск...

Практический речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. (г.Тихорецк, Краснодарский край, ГБС(К)ОУ I-II вида, учитель слуховой работы Н.В.Ехлакова, 2013г.)

p { margin-bottom: 0.21cm; } Методическая запискак практическому речевому материалу по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. (г.Тихорецк, Краснодар...

Практический речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. (г.Тихорецк, Краснодарский край, ГБС(К)ОУ I-II вида, учителя слуховой работы М.В.Утишева и Н.В.Ехлакова)

p { margin-bottom: 0.21cm; } Методическая запискак практическому речевому материалу по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. (г.Тихорецк, Краснодар...

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ РЕЧИ Л-Р

Материал предназначен для детей, имеющих дефекты произношения. Проговаривание и чтение данного материала способствует быстрой дифференциации звуков речи....

Нарушениями в

условиях дошкольного логопункта.
«Звуки С – З. Свистелочки и Звенелочки».

учитель-логопед высшей квалификационной категории

Лабинск 2012

Цель занятия:

Автоматизация звуков [с] и [з] в словах, фразах, предложениях, мини-стихотворениях,

чистоговорках. Закреплять правильное, отчётливое произношение свистящих звуков и их различение на слух.

Задачи:

- Образовательная .

Закрепить знание о механизмах организации данного звука, изолированного, в слогах, в словах и в предложениях. Упражнять в употреблении слов со звуком в свободной речи. Продолжать учить, составлять предложения по опорным словам.

- Развивающая .

Совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата. Развитие фонема тического восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.

- Коррекционная .

    Развитие и совершенствование артикуляционной, мимической мускулатуры, пальчиковой (мелкой) и общей моторики, координации речи с движением, ориентировки в пространстве, речевого дыхания (сильного выдоха); Развитие звукового и слогового анализа и синтеза (определение места звука в слове и определение количества слогов (частей) в слове). Сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Формирование умения давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам. Совершенствование фонематического восприятия и слуха. Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки С - З. Совершенствование грамматического строя речи, закрепление умения образовывать существительные именительного падежа множественного числа . Совершенствование связной речи детей, умение работать с деформированным предложением, развитие сообразительности. Ознакомление детей со зрительным образом букв С и З, развитие и коррекция зрительного восприятия, внимания, воображения. Профилактика оптической дисграфии. Развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. Уточнение словаря по теме «Осень». Повторение темы « Сказки». Работа над интонационной выразительностью речи, темпом и ритмом.

-Воспитательная .

· Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимание , самостоятельности, инициативности, ответственности

· Воспитание интереса к играм со звуками и словами.

· Развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.

Оборудование:

Ростовая кукла «Солнышко», зеркала, звуковые символы - звукоподражания, фольга, звуковые символы для анализа и характеристик звуков С, З, мяч, светофорчики с символами С и З, карточки с артикуляционными упражнениями, медальоны с символами «свисток» и «звоночек», буклет для пальчиковой гимнастики «Осень», картинки для физ. минутки, буклет - массаж лица «Солнышко», картинки слов со звуками С и З, картинки с чистоговорками, картинки со скороговорками, картинки на слова-паронимы, картинки и буклеты про буквы С и З, шоколадные медальки(призы).

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Появляется ростовая кукла «Солнышко»)

Протянуло солнышко нам свои ладошки,

Нас позвало солнышко к сказочным дорожкам,

С солнцем мы покружимся

Со звуками подружимся!

Позвало нас оолнышко в кружок – поздоровайся, дружок!

(Дети встают в круг и называют свои имена)

Логопед: -Скажите, с какого звука начинается слово – солнце? (С)

А на какой планете мы живём? (Земля)

А что мы видим на небе ночью – рассыпался горох на тысячи дорог? (Звёзды)

С какого звука начинаются эти слова? – (З)

2. Сообщение темы занятия

Логопед: Сегодня познакомимся и подружимся со звуками, которые вы выделили из слов – звуки С, 3.

Солнышко приглашает нас в сказочную страну, где дети могут превратиться в свистелочек и

звенелочек!

Раз, два, три – дети стали звуками, смотри!

Предлагаю вам разбиться на 2 команды:

слева – команда «свистелочки» - у них символ – «свисток»,

справа – «звенелочки» - у них символ «звоночек».

3. П сихогимнастика и массаж лица:
Логопед:
«На улице холодно, дует ветер, наступила настоящая осень. Покажите, как вы замерзли, съежились. Давайте покажем, как летят листики с деревьев, кружатся и падают на землю /имитация движений/. Поиграли, попрыгали, отогрелись, расслабились».

А вот и солнышко выглянуло из-за тучки. Солнышко, мы так тебе рады!

Солнышко предлагает поиграть - сделать массаж лица и разогреть мышцы:

«Солнышко »

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик

(движения по лбу от середины к вискам)

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи

(плавные зигзагообразные движения по лбу)

Лучик нежно согревает

Щёчки, щёчки, щёчки

(потирают щёчки)

Солнышко на носик ставит

Точки, точки, точки

(постукивают пальцем по носу и щёчкам)

Очень нравится им это.


(спиралевидные движения по щёчкам и подбородку)

Логопед: Ребята, солнышко предлагает вспомнить сказки и сказочных героев, в названиях которых встречаются звуки С и З.

Видеописьмо из страны сказок «Сказки гуляют по свету».

Команда «свистелочки» назовите сказочных героев, в названиях которых есть звук С.

Команда «звенелочки» назовите сказочных героев, в названиях которых есть звук З.

4. А теперь подготовим наш язычок к произнесению звуков – сделаем

гимнастику для губ и язычка, сопровождая показом движений кистей рук:

Улыбка, заборчик,

Хоботок, - бублик

Чередование улыбка – бублик;

Лопатка;

Горочка,

Язык-силач (поднимаем руки (штангу)– вдох, опускаем – выдох;

Лодочка

5. Упражнение для тренировки сильного выдоха и развитие мелкой моторики:

Логопед: Подул сильный ветер, закружились листья. У нас на столах лежит фольга – мы сделаем из неё волшебные листики, положим на ладошку и сдуем одним сильным выдохом на высунутый язычок.

Ой, как сильно вы дули, появился ветерок, и пальчики замёрзли, чтобы отогреть пальчики, сделаем

ПАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ:

Ветер по лесу летал (взмахи руками)

Ветер листики считал.

Вот дубовый,

Вот кленовый, (загибают по очереди пальчики)

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки - золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку….

6. Характеристика и артикуляция звуков С-З.

Логопед: Звуки С и З из дружной семьи свистящих звуков, которые живут в домике языка на 1 этаже (т. е. при их произношении язык находится на 1 этаже – за нижними зубами). Свистящие звуки это твёрдый глухой звук С, мягкий глухой звук СЬ, твёрдый звонкий звук З, мягкий звонкий звук ЗЬ. Звуки С и З являются парными. а почему, вы сейчас узнаете.

Давайте посмотрим, на что похожи свистящие звуки при произнесении?

(использую картинки – звуковые символы)

С-С-С - воздух выходит из насоса и свистит;

С-С-С – свистит за окошком ветер;

СЬ-СЬ-СЬ – льётся из крана вода тонкой струйкой;

З-З-З – пилит пила;

З-З-З – работает станок, точащий детали;

З-З-З – звенит звонок;

З-З-З – звенит большой комар;

ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ – звенит маленький комарик;

Давайте сравним, чем похожи и чем отличаются наши звуки С и З?

Звук С мы будем сравнивать при произношении с песенкой НАСОСА,

(У насоса длинный нос, он свистит, как пылесос.)

А звук З – с песенкой КОМАРИКА (Звенит в лесу комар, как будто он – лесной звонарь).

(картинки НАСОС – КОМАР)

Давайте сравним, что делают наши зубки, губки, язычок, голосовые складки,

когда мы произносим звуки С, З?

С – губы улыбаются, зубки заборчиком – чуть приоткрыты.

А З? - тоже улыбаются и зубы заборчиком.

2 . (Улыбка (заборчик) – Улыбка (заборчик))

С - Язык внизу, за нижними зубами, в виде горочки. Посередине желобок. З – тоже самое.

3. (картинка язычка, горочка – то же под звуком З)

С – воздушная струя узкая и холодная (струя на ладонь), З – такая же.

4. (картинка: холодный ветер, под З – такая же картинка)

Приложите свою ладошку к горлышку и послушайте, звенит ли голосок?

5. (С – колокольчик не звенит, З – колокольчик звенит)

ВЫВОД: ТАК ЧЕМ ЖЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ЭТИ ЗВУКИ?

Давайте дадим характеристики нашим звукам.

С – согласный (преграда во рту), глухой, твёрдый (есть мягкий брат).

З - согласный (преграда во рту), звонкий, твёрдый (есть мягкий брат).

А теперь мы будем различать наши звуки С и З на слух. Поиграем?

Только повторим правило:

Если сомневаешься, какой звук – не спеши,

Руку ты на горлышко положи!

Логопед чётко и громко произносит слова, начинающиеся на звуки С, З - сок, зуб, заяц,

собака, сумка, зонт и др…

7. Игра «Эхо» (слоговой анализ и синтез)
Логопед: «Ребята, я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» слоги» /используется мяч/.
«с», «а» - «са»;
«с», «и» - «си»;
«с», «у» - «су»;
«с», «о» - «со».

Аналогично произносятся слоги со звуком «З»

8.Игра «Подскажи словечко».

Логопед: Закончите двустишия словами, подходящими по смыслу и значению:

Распустились утром розы, на цветах сверкают …(росы).

Щиплет травушку коза, косит травушку …(коса).

На столе лежала сайка, а по лесу бегал …(зайка).

Лиза пробовала суп, заболел у Лизы …(зуб).

Как услышите слово со звуком С – встаньте команда свистелочки, а если слово

прозвучит со звуком З – встаньте команда звенелочки.

Вкусный суп.

Ела Зоя вкусный СУП, выпал вдруг молочный ЗУБ.

Надкусила его ЗОЯ, думала, что это СОЯ.

Опрокинула СУПОК, потеряла свой ЗУБОК.

На окно уселась СОЙКА: - Ты не плачь, девчушка ЗОЙКА!

10 . Логопед: Прошу вас узнать, что изображено на картинках и правильно произнести слова со звуками нашего занятия.

(Узнай картинку по части контура (недорисованные картинки), теневые изображения, наложенные изображения – профилактика оптической дисграфии, коррекция зрительного восприятия и развитие фонематического слуха)

Одновременно с произношением дети поднимают светофорчики – С – с символом – Насос, З – с символом - Комарик.

11. Игра «В слове слог договори, будь внимательным, смотри!» (слоговой анализ и синтез, фонематический слух) Добавлять в конце слова СЫ или ЗЫ, чтобы слово звучало правильно, а потом произнести его целиком.

БУ… , ВЕ… , ВО… , ТА… , ЧА… , ПЛАК… , РЕЛЬ… , ГРО… , ЗАНО… , БЕРЁ… , ПОЛО… , КОЛБА…, ТЕРРА… , МОРО… , АРБУ… , АЛМА…, АНАНА… , СЕРВИ… , КЛА… , МИМО… .

Динамическая пауза.

Давайте хлопнем столько раз, сколько яблочек у нас.

Теперь присядем столько раз, сколько кабачков у нас

Сколько видишь ты листочков -

Столько сделаем прыжочков .

https://pandia.ru/text/78/043/images/image009_75.jpg" width="90" height="59">

12. Игра «Незнайкины предложения».

Логопед: Ребята! Исправьте порядок слов в предложениях (работа с деформированными предложениями).

Сахар кусает Соню. Стол постелили на скатерть. Стены поставили к стулу. На следах остался снег. Сапоги надели Саню. Бусы носят Соню.

Язык показывает Незнайку. Глаза закрыли Лизу. У зубов заболела Зоя. Газон зацвел на незабудках. Гнездо залетело в фазана. Ваза завяла в хризантеме. На узоре камзол.

Логопед: Вот и научились слышать звуки С, З в словах, предложениях, чистоговорках.

А вот вам ещё задания.

Для команды «свистелочки» надо определить, где в словах

находится звук С – в начале, середине или конце слова и положить в корзинку с данным

обозначением места звука в слове. (Карточки)

А для команды «звенелочки» слова со звуком З. Надо определить, сколько в слове

частей - одна, две или три части (слога) и поместить картинки в нужную корзину.

Чтобы определить, сколько частей (слогов) в слове – его надо отхлопать или прошагать)

З – зуб, коза, забор, кузнечик…..

13.Знакомство со зрительным образом букв З и С)

Логопед: Мы много играли со звуками. А у каждого звука есть буквенное обозначение – буква. Предлагаю запомнить

образ буквы З и проговорить стихотворения:

З – завиток на завиток,

З – закрывается замок,

З – в зарослях змея ползёт,

З – заинька морковь грызёт.

(Куда направлены разомкнутые колечки буквы З? – влево)

https://pandia.ru/text/78/043/images/image017_65.gif" alt="МЫШКА" align="left" width="71" height="61">Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

(С какой стороны откусан бублик? (справа)

14.Логопед: Я предлагаю вам эти буквы вылепить из пластилина.

Итог занятия:

На нашем логопедическом занятии команды «свистелочки» и

«звенелочки» работали отлично, и победила смекалка и дружба!

Чем мы занимались на занятии?

(Мы учились различать на слух и в произношении звуки С, З).

Что вам понравилось на занятии?

Предлагаю вам эти буквы дома нарисовать на листе бумаги и раскрасить.

А так же повторить стихи и чистоговорки, которые мы произносили на занятии.

В качестве приза - шоколадные медальки.



Что еще почитать