Конспект занятия в КПП по теме :
Дифференциация звуков З-С.
Задачи урока :
закреплять навыки правильного звукопроизношения;
уточнить артикуляцию звуков [с] – [з];
учить давать сравнительную характеристику звуков [с] – [з];
учить дифференцировать буквы С-З;
развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
развивать фонематическое восприятие;
развивать зрительное и слуховое внимание;
развивать логическое мышление и память;
развивать общую моторику;
воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;
воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здоровьеразвивающий компонент:
создание благоприятной психологической атмосферы в группе;
снятие утомления с мышц туловища, плечевого пояса и рук (игра “Наоборот”).
II. Подведение к теме занятия.
– Послушайте загадки и отгадайте их.
Сидит под крылечком
Хвост колечком . (Собака) (Слайд 1.1)
В гору бегом
С горы кувырком. (Заяц) (Слайд 1.2)
– Назовите первый звук в слове собака. (Звук [с])
– Назовите первый звук в слове заяц. (Звук [з])
– Вы догадались, какие звуки сегодня на занятии мы будем учиться различать? (Звуки [с] – [з])
– Тема нашего занятия: “ Различение звуков [с] – [з]” (Слайд 1.3)
III. Основная часть.
- Самомассаж:
«Водичка, водичка
умой моё личико,
чтобы глазки блестели,
чтобы щёчки розовели,
чтоб смеялся роток,
чтоб кусался зубок,
А теперь мы в лес пошли и на нас налетели комары (з-з-з-з звенят комарики).
- Артикуляционная гимнастика ( работа с зеркалами).
– Возьмите каждый своё зеркало, сейчас мы с вами будем выполнять артикуляционную гимнастику: (иллюстрации упражнений)
“Улыбка” – «хоботок»
“Заборчик”
«Месим тесто»
«Блинчики»
“Горочка”
“Часики”
“Вкусное варенье”
“Почистим нижние зубки”
ИУАЭ ______
ИУАЭ_____________
ИУАЭ_____________________
2. Уточнение нормы артикуляции изучаемых звуков (работа с зеркалами).
– Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [с].
– Давайте дадим характеристику звуку [с].
(Звук [с] – согласный, глухой, твёрдый.)
– Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [з].
– В каком положении у нас губы, где находится язык, положите руку на горло и скажите, работают голосовые связки или нет?
– Давайте дадим характеристику звуку [з].
(Звук [з] – согласный, звонкий, твёрдый.)
3 . Сравнительная характеристика изучаемых звуков, определение сходства и различия.
– Что общего у звуков [с] – [з]? (Они согласные и твёрдые.)
– В чём разница? (Звук [с] – глухой, а звук [з] – звонкий.)
4. Работа по развитию фонематического восприятия.
– Сейчас я буду произносить различные звуки. Когда вы услышите глухой звук [с] покажите свои ладошки, а если услышите звонкий звук [з] – хлопните в ладоши.
Звуки: с, ш, ж, з, ч, с, т,з,щ, с, п, з.
Слоги: Са, жа, за, па, са, ща, за, та,
Заучивание скороговорки «Повтори – не ошибись!»:
Са-за-са – по лесу идет ЛИСА
За-са-за – хитрые глаза.
5.Развитие слухового внимания.
– Послушайте стихотворения и скажите, о каких буквах идёт речь.
1. На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три. (О букве З.)
– Поднимите карточку с буквой З.
2. Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
– Поднимите карточку с буквой С.
6.Физкультминутка.
("прямолинейное" движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.
Пила
Пили, пила, пили, пила! З-з-з-з
Зима холодная пришла. Бр-р-р
Напили нам дров скорее, з-з-з-з
Печь истопим, всех согреем! С-с-с-с
7. Работа по развитию фонематического восприятия и слухового внимания.
Различение звуков [с] – [з] в словах.
– Я вам буду называть различные слова.
Когда вы услышите слово со звуком [c], хлопните 2 раза в ладошки,
Когда услышите слово со звуком [з], хлопните 1 раз в ладошки.
Посчитайте, сколько я назову слов со звуком [с], и сколько со звуком [з].
Слова: зубы, коза, гвозди, заяц, нос, сумка, сова, носки, лиса
– Какие слова вы запомнили?
8. Звуковой анализ слов КОЗА, ЛИСА
Строим поезд. Делаем схемы слов. (Вагончики – это слоги, колеса – звуки)
9. Закрепление.
Работа по индивидуальным карточкам.
10. Итог занятия.
– Какие звуки и буквы мы учились различать на занятии?
(Звуки [ с ] – [ з ], буквы С – З.)
– Что у них общего? Чем они отличаются?
– Какое задание вам понравилось больше всего?
– Все были молодцы.
Приложение.
Иллюстративный материал к занятию.
ПРЕДИСЛОВИЕ | |||
СОБАКА СОЙКА В ЛЕСУ | |||
Автоматизация звуков 3, 3" | |||
ЗВЕНИТ ЗВОНОК | |||
ПЕВЦЫ | |||
Дифференциация звуков с-з-ц | |||
ВКУСНАЯ ЗЕМЛЯНИКА | |||
ЛЮБОПЫТНАЯ СОВА | |||
Звуки С-З-Ц | |||
САНИН СОН | |||
ШАХМАТЫ И МЫШИ | |||
ЁЖИК-ЛЕЖЕБОКА | |||
ЖЕНЯ И ЖУК | |||
Дифференциация звуков С-Ш | |||
СУШКИ С ВЕСНУШКАМИ | |||
Автоматизация звука Ч | |||
ПОЧЕМУЧКА | |||
Дифференциация звуков Ч-Т | |||
Дифференциация звуков С-С-Ц-Ч-Т | |||
ЧИП - ТКАЧ | |||
ХОМЯЧОК-МЕЧТАТЕЛЬ | |||
ЧУДЕСНЫЙ ПОЛЁТ ЧИПА | |||
ЩЕНОК-НЕПОСЕДА | |||
ДОБЫЧА | |||
ЛУНА И ВОЛКИ | |||
БЕЛКА | |||
МЕЧТА ТАРАКАНА | |||
ДРУЗЬЯ |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Пособие предназначается для автоматизациии дифференциации звуков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Лексический материал структурно располагаетсяследующим образом:Автоматизация и дифференциация звуков С,С", 3, 3", Ц.Автоматизация звуков Ш, Ж.Дифференциация свистящих и шипящих звуков.Автоматизация звуков Ч, Щ и их дифференциация со звуками, сходными по месту и способу образования.Автоматизация и дифференциация звуков Л,Л",Р,Р".Свое пособие мы назвали «Логопедическиерифмовки и миниатюры».Рифмовки - это специальные упражнения,построенные по законам ритма и рифмы, служащие определенной дидактической цели. Цель,которую мы ставили перед собой, сочиняя этитексты, - максимально наполнить речевой материал изучаемым звуком и при этом по возможности исключить дефектно произносимые звуки.Насколько мы справились с поставленной задачей судить Вам, уважаемые коллеги. Мы надеемся, что книга пригодится логопедам образовательных и медицинских учреждений, воспитателям, родителям, занимающимся с детьми позаданию логопеда, а также детям для самостоятельного чтения.
Автоматизация звуков С, С"
А они сосут конфеты.
Санин папа купит сыну снегокат,
А когда весна настанет - самокат.
Сом беседует с сомом:
Где сому поставить дом?
- На песке, само собой!
Есть и свет там, и покой.
Днём сонные совы
На соснах сидят,
Когда все уснут
На охоту летят.
Сказки новые несёт.
Сказки обо всём на свете...
Так бегом в постели, дети!
Из кискиной миски пёс
Сегодня «Вискас» унёс,
А киска у пса из миски
Ест с аппетитом сосиски.
Сам сказать сумей-ка:
В саду стоит скамейка,
На скамейке сидит кот,
Он нам песенки поёт.
Сколько всего у Сони котят,
Если два - под скамейкой сидят,
А пять на софе спокойно спят?
Снова снегом занесён
Дом и сад,
И синий всюду, всюду иней.
Есть у Сани сани.
Дайте Сане снегопад, -
Он катать всех станет.
У Светы о сове есть сказка.
Сова в ней надевает маску
И, сев в кусты, свистит, сопит...
Не спит сама и лес не спит.
Поёт песню о весне,
О том, как солнце светит
Всем на свете детям.
СОБАКА СОЙКА В ЛЕСУ
У Стаса собака Сойка. В субботу Стас с Сойкой идёт в лес. В лесу Стас спускает собаку с поводка. Сойка бегает по кустам и нюхает следы. Вот след лисы. Собака идёт по следу, но находит не лису, а сову. Сова сидитна сосне и спит. Сойка стоит под сосной и думает, как достать сову. Но сова сидит высоко, а собаки не умеют летать.
Стас свистит Сойке. Надо идти домой. До свиданья, сова!
Автоматизация звуков 3, 3"
Потоптали все газоны.
У Зои своя коза.
Зовут козу Егоза.
Не знает Зоя покою
С козою своей Егозою.
Побывали в магазине.
Лизе купили зайку,
А Зине - мозаику.
Знает Зоя: иногда
Падает с небес звезда.
Звездопад тех удивит,
Кто, когда темно, не спит.
Выпустить позёмки, вьюги,
Замести везде пути -
Ни заехать, ни зайти.
Он возводит звездолёт.
На закате звездолёт
К звёздному пути пойдёт,
Достигнет заданной звезды
И всем мигнёт из темноты.
Забывает медведь о заботах зимой,
Спит он под завывание вьюг.
А медведь до весны видит сны.*
ЗВЕНИТ ЗВОНОК
Звенит звонкий звонок. Он зовёт всех на занятия. Нельзя опаздывать. Об этом знают все дети
ЗАБАВНЫЕ ЗВЁЗДЫ
На небе засияли звёзды. Зоя и Лизаотодвинули занавеску и залюбовались звёздным небом. Звёзды подмигивали им. «Какие забавные звёзды!»- смеялись Лиза и Зоя. - «Так далеко от земли, а нас видят!»
О вазе, звонке и газете,
О зайке, козе и бизоне,
О звёздах, гнезде и газоне.
Автоматизация звука Ц
Цепь ковали в кузнице.
Цыплёнок, находясь в яйце,
Знакомится со звуком Ц.
И только, выйдя из яйца,
На «цып-цып» отзывается.
Такие удальцы!
На одной ноге не лень
Стоять им с цаплей
Целый день.
Яйца увидав, куница
Цепенеет, пятится;
Так как яйца не наседки,
А змеи - её соседки.
В этих яйцах нет цыплят,
В них змеиный детский сад.
В этот день со всех концов
Слетятся птицы на околицу
Полюбоваться на птенцов.
Вылез из яйца птенец.
Глядит наседка на птенца,
Глядит, не налюбуется:
Будет Петенька певец,
Как петух - его отец.
Есть о цапле, о кунице,
Есть о зайце, о кольце,
Об удалом молодце.*
Котёнок Цап кусается,
Цыплёнок Цып клюётся,
Обоим от хозяйки
За это достаётся.
И вместе веселиться
Им не удаётся.
ПЕВЦЫ
Вот какие мы певцы! Как папа!
В пятницу мы будем выступать на сцене.
- Какие вы певцы? - удивляется утёнок. - В пятницу съедутся знаменитые певцы, а не птенцы.
Цыплята, попив из блюдца водицы, пели под акацией весь день, пока не осипли. Потом поплелись к наседке узнать, когда наконец они станут певцами. Наседка смеётся: «Вы у меня умницы. Если будете заниматься, обязательно станете знаменитыми певцами». *
* Может быть использован для дифференциации звуков С - 3 - Ц.
Дифференциация звуков с-з-ц
Звуки С-3
Спит он под завывание вьюг.
Снегопады идут и позёмки метут,
А медведь до весны видит сны.
Сто загадок, сто затей.
Созывает всех весной
Он в свой домик под сосной.
Завесили своё окно.
Засов задвинув,
Засыпают сазан с фазаном.
И не знают,
Как за окном на высоте
Мигают звёзды в темноте.
Он от солнца и от зноя.
Создаёт тот зонтик тень
В самый-самый знойный день.
Собака не знает ни сна, ни покоя.
Обязана сумку, газету нести,
За это хозяин её угостит.
Хозяин собаку зовёт на охоту.
Одна у собаки там будет забота:
В засаде сидеть, не зевать
и не спать,
Взять след, если надо кого-то
поймать.
ВКУСНАЯ ЗЕМЛЯНИКА
Захотела коза посадить у себясладкую землянику. Взяла несколько кустиков в лесу и засадила полоску земли около дома. Зацвела веснойземляника, а потом поспели ягоды.Позвала коза соседей и угостила всехсвоей земляникой.*
* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.
ЛЮБОПЫТНАЯ СОВА
Не спит лупоглазая сова когда темно. В темноте глаза совы всё видят:вот зайка поскакал, вот суслик зевнул, лиса в кустах затаилась. Когдавесь лес заснёт, сова вылетит из дупла; везде заглянет, всех напугает, апотом усядется на сук и заухает.*
* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.
Звуки С-З-Ц
Синица боится куницу,
Куница боится песца,
А стих боится конца.
На месте не сидится.
Весь день та обезьяна
Поёт и веселится.
Хвалится соседке:
- Али я не умница,
Али я не модница?
Сойка удивляется:
- Цепь к лицу цепному псу,
А если птица умница,
То не станет птица
Цепью хвалиться.
Звёздная медведица.
Помогают звёзды те
С пути не сбиться в темноте.
САНИН СОН
Спит Саня и снится ему сон. Садится он в самолёт и летит высоко-высоко. Летит над лесом, над садом. Восне Саня совсем не боится высоты.
Думает змейка о том:
"Не надо бояться змей,
Ведь змеи не всех сильней;
И только тогда они злятся,
Когда сами кого-то боятся".
Автоматизация звука Ш
Кыш! -
Ты мышонок, а не мышь!
Мешают Гоше и Пашке.
Две букашки на опушке
Шьют мышатам по подушке.
У Маши книжка «Мишкина каша».
У Миши книжка «Медведи и Маша».
Шумит на опушке
Мишка Топтыжка.
Шишка на макушке
У бедного мишки.
Шубу, шапку и калоши
Мы найти никак не можем.
Вот такие шутки
У нашего Мишутки!
У Миши мышонок Тотошка.
Не могут Тотошка с Тимошкой
Не шуметь хотя бы немножко.
Шутит с мышкой по-немножку.
Что-то не до шуток мышке,
Помогу-ка я малышке.*
* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.
У мышонка Тотошки
Кашки немножко.
Думает Тотошка
Отдать кашку кошке.
И не будет кошка
Шипеть на Тотошку.
Пишет школьник Паша:
Шапка, шайба, каша,
Мышка, мошка, шутка,
Шахматы, мишутка.
ШАХМАТЫ И МЫШИ
Два мышонка шумели и шутили наопушке. У каштана мышата нашли шахматы. Ушли они в камыши, чтобы им не мешали. Тишина в камышах: ни шума, не шёпота. Увлекли мышат шахматы.
ШУБА ДЛЯ ПУШКА
Маша и Наташа шьют котёнку Пушку шубу. Пушок недоволен. Он шипит:
- Ну уж нет! Не буду я надевать вашу шубу! Мне больше моя шубка подходит.
Автоматизация звука Ж
Ужин нужен.
Дадим ежевики
Ежам на ужин.
Как же жутко быть жуком, -
Каждый может обижать.
Как об этом не жужжать?
Жадность той жабе спать не даёт.
Даже жутко - не одна
Такая жадная она!
Ежедневно ужин ждёт,
Ведь на ужин медвежонок
Пьёт охотно жидкий мёд.
ЖИК-ЛЕЖЕБОКА
Между двух ёлок живёт лежебока-ёжик. Живёт, не тужит, нет нуждыникуда бежать. Наденет ёжик жёлтую пижаму и лежит, важный такой.Никто его не уважает. Да и как же можно так жить?!*
* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.
Жук отважный однажды,
Жужжа, ожидал ужин важный.
Должен он был за ужином
Обслуживать жужелиц дюжину.
Лей, лей!
Капель не жалей! Лей!
Дождик, дождик,
Ты нам нужен! -
Пели жабы, лёжа в луже.*
ЖЕНЯ И ЖУК
* Может быть использован при автоматизации звука Л.
Практический речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. (г.Тихорецк, Краснодарский край, ГБС(К)ОУ I-II вида, учитель слуховой работы М.В.Утишева, 2013г.)
p { margin-bottom: 0.21cm; } Методическая запискак практическому речевому материалу по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. (г.Тихорецк, Краснодарск...
Практический речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. (г.Тихорецк, Краснодарский край, ГБС(К)ОУ I-II вида, учитель слуховой работы Н.В.Ехлакова, 2013г.)
p { margin-bottom: 0.21cm; } Методическая запискак практическому речевому материалу по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. (г.Тихорецк, Краснодар...
Практический речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. (г.Тихорецк, Краснодарский край, ГБС(К)ОУ I-II вида, учителя слуховой работы М.В.Утишева и Н.В.Ехлакова)
p { margin-bottom: 0.21cm; } Методическая запискак практическому речевому материалу по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. (г.Тихорецк, Краснодар...
РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ РЕЧИ Л-Р
Материал предназначен для детей, имеющих дефекты произношения. Проговаривание и чтение данного материала способствует быстрой дифференциации звуков речи....
Нарушениями в
учитель-логопед высшей квалификационной категории
Лабинск 2012
Цель занятия:
Автоматизация звуков [с] и [з] в словах, фразах, предложениях, мини-стихотворениях,
чистоговорках. Закреплять правильное, отчётливое произношение свистящих звуков и их различение на слух.
Задачи:
- Образовательная .
Закрепить знание о механизмах организации данного звука, изолированного, в слогах, в словах и в предложениях. Упражнять в употреблении слов со звуком в свободной речи. Продолжать учить, составлять предложения по опорным словам.
- Развивающая .
Совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата. Развитие фонема тического восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.
- Коррекционная .
-Воспитательная .
· Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимание , самостоятельности, инициативности, ответственности
· Воспитание интереса к играм со звуками и словами.
· Развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.
Оборудование:
Ростовая кукла «Солнышко», зеркала, звуковые символы - звукоподражания, фольга, звуковые символы для анализа и характеристик звуков С, З, мяч, светофорчики с символами С и З, карточки с артикуляционными упражнениями, медальоны с символами «свисток» и «звоночек», буклет для пальчиковой гимнастики «Осень», картинки для физ. минутки, буклет - массаж лица «Солнышко», картинки слов со звуками С и З, картинки с чистоговорками, картинки со скороговорками, картинки на слова-паронимы, картинки и буклеты про буквы С и З, шоколадные медальки(призы).
Ход занятия
1. Организационный момент.
(Появляется ростовая кукла «Солнышко»)
Протянуло солнышко нам свои ладошки,
Нас позвало солнышко к сказочным дорожкам,
С солнцем мы покружимся
Со звуками подружимся!
Позвало нас оолнышко в кружок – поздоровайся, дружок!
(Дети встают в круг и называют свои имена)
Логопед: -Скажите, с какого звука начинается слово – солнце? (С)
А на какой планете мы живём? (Земля)
А что мы видим на небе ночью – рассыпался горох на тысячи дорог? (Звёзды)
С какого звука начинаются эти слова? – (З)
2. Сообщение темы занятия
Логопед: Сегодня познакомимся и подружимся со звуками, которые вы выделили из слов – звуки С, 3.
Солнышко приглашает нас в сказочную страну, где дети могут превратиться в свистелочек и
звенелочек!
Раз, два, три – дети стали звуками, смотри!
Предлагаю вам разбиться на 2 команды:
слева – команда «свистелочки» - у них символ – «свисток»,
справа – «звенелочки» - у них символ «звоночек».
3. П
сихогимнастика и массаж лица:
Логопед:
«На улице холодно, дует ветер, наступила настоящая осень. Покажите, как вы замерзли, съежились. Давайте покажем, как летят листики с деревьев, кружатся и падают на землю /имитация движений/. Поиграли, попрыгали, отогрелись, расслабились».
А вот и солнышко выглянуло из-за тучки. Солнышко, мы так тебе рады!
Солнышко предлагает поиграть - сделать массаж лица и разогреть мышцы:
«Солнышко »
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик
(движения по лбу от середины к вискам)
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи
(плавные зигзагообразные движения по лбу)
Лучик нежно согревает
Щёчки, щёчки, щёчки
(потирают щёчки)
Солнышко на носик ставит
Точки, точки, точки
(постукивают пальцем по носу и щёчкам)
Очень нравится им это.
(спиралевидные движения по щёчкам и подбородку)
Логопед: Ребята, солнышко предлагает вспомнить сказки и сказочных героев, в названиях которых встречаются звуки С и З.
Видеописьмо из страны сказок «Сказки гуляют по свету».
Команда «свистелочки» назовите сказочных героев, в названиях которых есть звук С.
Команда «звенелочки» назовите сказочных героев, в названиях которых есть звук З.
4. А теперь подготовим наш язычок к произнесению звуков – сделаем
гимнастику для губ и язычка, сопровождая показом движений кистей рук:
Улыбка, заборчик,
Хоботок, - бублик
Чередование улыбка – бублик;
Лопатка;
Горочка,
Язык-силач (поднимаем руки (штангу)– вдох, опускаем – выдох;
Лодочка
5. Упражнение для тренировки сильного выдоха и развитие мелкой моторики:
Логопед: Подул сильный ветер, закружились листья. У нас на столах лежит фольга – мы сделаем из неё волшебные листики, положим на ладошку и сдуем одним сильным выдохом на высунутый язычок.
Ой, как сильно вы дули, появился ветерок, и пальчики замёрзли, чтобы отогреть пальчики, сделаем
ПАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ:
Ветер по лесу летал (взмахи руками)
Ветер листики считал.
Вот дубовый,
Вот кленовый, (загибают по очереди пальчики)
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки - золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку….
6. Характеристика и артикуляция звуков С-З.
Логопед: Звуки С и З из дружной семьи свистящих звуков, которые живут в домике языка на 1 этаже (т. е. при их произношении язык находится на 1 этаже – за нижними зубами). Свистящие звуки это твёрдый глухой звук С, мягкий глухой звук СЬ, твёрдый звонкий звук З, мягкий звонкий звук ЗЬ. Звуки С и З являются парными. а почему, вы сейчас узнаете.
Давайте посмотрим, на что похожи свистящие звуки при произнесении?
(использую картинки – звуковые символы)
С-С-С - воздух выходит из насоса и свистит;
С-С-С – свистит за окошком ветер;
СЬ-СЬ-СЬ – льётся из крана вода тонкой струйкой;
З-З-З – пилит пила;
З-З-З – работает станок, точащий детали;
З-З-З – звенит звонок;
З-З-З – звенит большой комар;
ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ – звенит маленький комарик;
Давайте сравним, чем похожи и чем отличаются наши звуки С и З?
Звук С мы будем сравнивать при произношении с песенкой НАСОСА,
(У насоса длинный нос, он свистит, как пылесос.)
А звук З – с песенкой КОМАРИКА (Звенит в лесу комар, как будто он – лесной звонарь).
(картинки НАСОС – КОМАР)
Давайте сравним, что делают наши зубки, губки, язычок, голосовые складки,
когда мы произносим звуки С, З?
С – губы улыбаются, зубки заборчиком – чуть приоткрыты.
А З? - тоже улыбаются и зубы заборчиком.
2 . (Улыбка (заборчик) – Улыбка (заборчик))
С - Язык внизу, за нижними зубами, в виде горочки. Посередине желобок. З – тоже самое.
3. (картинка язычка, горочка – то же под звуком З)
С – воздушная струя узкая и холодная (струя на ладонь), З – такая же.
4. (картинка: холодный ветер, под З – такая же картинка)
Приложите свою ладошку к горлышку и послушайте, звенит ли голосок?
5. (С – колокольчик не звенит, З – колокольчик звенит)
ВЫВОД: ТАК ЧЕМ ЖЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ЭТИ ЗВУКИ?
Давайте дадим характеристики нашим звукам.
С – согласный (преграда во рту), глухой, твёрдый (есть мягкий брат).
З - согласный (преграда во рту), звонкий, твёрдый (есть мягкий брат).
А теперь мы будем различать наши звуки С и З на слух. Поиграем?
Только повторим правило:
Если сомневаешься, какой звук – не спеши,
Руку ты на горлышко положи!
Логопед чётко и громко произносит слова, начинающиеся на звуки С, З - сок, зуб, заяц,
собака, сумка, зонт и др…
7. Игра «Эхо»
(слоговой анализ и синтез)
Логопед: «Ребята, я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» слоги» /используется мяч/.
«с», «а» - «са»;
«с», «и» - «си»;
«с», «у» - «су»;
«с», «о» - «со».
Аналогично произносятся слоги со звуком «З»
8.Игра «Подскажи словечко».
Логопед: Закончите двустишия словами, подходящими по смыслу и значению:
Распустились утром розы, на цветах сверкают …(росы).
Щиплет травушку коза, косит травушку …(коса).
На столе лежала сайка, а по лесу бегал …(зайка).
Лиза пробовала суп, заболел у Лизы …(зуб).
Как услышите слово со звуком С – встаньте команда свистелочки, а если слово
прозвучит со звуком З – встаньте команда звенелочки.
Вкусный суп.
Ела Зоя вкусный СУП, выпал вдруг молочный ЗУБ.
Надкусила его ЗОЯ, думала, что это СОЯ.
Опрокинула СУПОК, потеряла свой ЗУБОК.
На окно уселась СОЙКА: - Ты не плачь, девчушка ЗОЙКА!
10 . Логопед: Прошу вас узнать, что изображено на картинках и правильно произнести слова со звуками нашего занятия.
(Узнай картинку по части контура (недорисованные картинки), теневые изображения, наложенные изображения – профилактика оптической дисграфии, коррекция зрительного восприятия и развитие фонематического слуха)
Одновременно с произношением дети поднимают светофорчики – С – с символом – Насос, З – с символом - Комарик.
11. Игра «В слове слог договори, будь внимательным, смотри!» (слоговой анализ и синтез, фонематический слух) Добавлять в конце слова СЫ или ЗЫ, чтобы слово звучало правильно, а потом произнести его целиком.
БУ… , ВЕ… , ВО… , ТА… , ЧА… , ПЛАК… , РЕЛЬ… , ГРО… , ЗАНО… , БЕРЁ… , ПОЛО… , КОЛБА…, ТЕРРА… , МОРО… , АРБУ… , АЛМА…, АНАНА… , СЕРВИ… , КЛА… , МИМО… .
Динамическая пауза.
Давайте хлопнем столько раз, сколько яблочек у нас.
Теперь присядем столько раз, сколько кабачков у нас
Сколько видишь ты листочков -
Столько сделаем прыжочков .
https://pandia.ru/text/78/043/images/image009_75.jpg" width="90" height="59">
12. Игра «Незнайкины предложения».
Логопед: Ребята! Исправьте порядок слов в предложениях (работа с деформированными предложениями).
Сахар кусает Соню. Стол постелили на скатерть. Стены поставили к стулу. На следах остался снег. Сапоги надели Саню. Бусы носят Соню.
Язык показывает Незнайку. Глаза закрыли Лизу. У зубов заболела Зоя. Газон зацвел на незабудках. Гнездо залетело в фазана. Ваза завяла в хризантеме. На узоре камзол.
Логопед: Вот и научились слышать звуки С, З в словах, предложениях, чистоговорках.
А вот вам ещё задания.
Для команды «свистелочки» надо определить, где в словах
находится звук С – в начале, середине или конце слова и положить в корзинку с данным
обозначением места звука в слове. (Карточки)
А для команды «звенелочки» слова со звуком З. Надо определить, сколько в слове
частей - одна, две или три части (слога) и поместить картинки в нужную корзину.
Чтобы определить, сколько частей (слогов) в слове – его надо отхлопать или прошагать)
З – зуб, коза, забор, кузнечик…..
13.Знакомство со зрительным образом букв З и С)
Логопед: Мы много играли со звуками. А у каждого звука есть буквенное обозначение – буква. Предлагаю запомнить
образ буквы З и проговорить стихотворения:
З – завиток на завиток,
З – закрывается замок,
З – в зарослях змея ползёт,
З – заинька морковь грызёт.
(Куда направлены разомкнутые колечки буквы З? – влево)
https://pandia.ru/text/78/043/images/image017_65.gif" alt="МЫШКА" align="left" width="71" height="61">Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
(С какой стороны откусан бублик? (справа)
14.Логопед: Я предлагаю вам эти буквы вылепить из пластилина.
Итог занятия:
На нашем логопедическом занятии команды «свистелочки» и
«звенелочки» работали отлично, и победила смекалка и дружба!
Чем мы занимались на занятии?
(Мы учились различать на слух и в произношении звуки С, З).
Что вам понравилось на занятии?
Предлагаю вам эти буквы дома нарисовать на листе бумаги и раскрасить.
А так же повторить стихи и чистоговорки, которые мы произносили на занятии.
В качестве приза - шоколадные медальки.
mstone.ru - Творчество, стихи, подготовка к школе