Киево могилянская академия. Киево-Могилянская Академия и её наиболее выдающиеся представители. История успеха

Министерство науки и образования Украины

Доклад на тему:

« История Киево – Могилянской академии»

1. История и причины возникновения Киево - Могилянской академии.

2. Получения статуса академии

4. Внутреннее устройство, уклад и принципы образования в Киево – Могилянской академии

5. Знаменитые выпускники, студенты и профессора

1. История и причины возникновения Киево - Могилянской академии.

После многочисленных монголо-татарских набегов Киевская Русь потеряла свое могущество. И стала добычей новых завоевателей, на этот раз литовских, польских и немецких. Жестокий социально-национальный гнет лег на плечи населения всей Украины. Правящие круги Речи Посполитой намеревались духовно закабалить страну. Они насильственно запрещали народу его язык и культуру, но народ не хотел с этим мириться. Он вел постоянную борьбу за свою свободу и независимость. Никакой гнет не мог остановить социально-экономическое развитие Украины. Под его влиянием пробуждалось национальное самосознание народа, раскрывались его духовные силы, усиливался интерес к собственной истории, языку. Тогда и появилась необходимость развития науки и образования.

К этому времени многие сыны украинского народа обучались или уже получили образование за пределами своей родины. Но уже в XVII веке встал вопрос об открытии своих учебных заведений, которые могли бы составить конкуренцию европейским. Этому предшествовало увеличение числа церковно-приходских школ (в XVI веке). Увеличивалось также число библиотек, появилось много новых книг. Все это можно считать предпосылками к созданию учебного заведения высокого уровня.

В 1615 г. возникло Киевское Братство. Это был как бы отпор украинцев польским священникам, пытавшимся насадить униатство. Как и в других городах, Киевское Братство объединяло цвет горожан, интеллигенции, духовенства и казачества. В списке членов Братства мы видим имена Захария Копыстинского, Тарасия Земки, Исайи Трофимивича, Сильвестра Косова, Петра Могилы. Члены Братства обязались до конца своей жизни заботиться о Братстве и школе при нем. Деньги, полученные Братством, должны были идти на строительство школ, зарплату учителям, на помощь бедным и больным студентам.

Значительную поддержку Братству оказала киевлянка Елизавета Васильевна Гуличивна, образованная и интеллигентная женщина, которая, понимая необходимость улучшения народного образования в Украине, подарила Братству участок земли на Подоле. С условием, что на этой земле будет построен монастырь и школа как для шляхетских, так и простых детей. Было это в 1615 году. Тогда же построена и школа, которая со временем стала Киево-Могилянской коллегией (по имени ее основателя П.Могилы), а затем получила звание академии.

Коллегия появилась в 1632 году, и Петро Могила стал ее опекуном. Умирая, он завещал ей все свое немалое имущество - деньги, ценности, огромную библиотеку, земли, дома и попросил беречь коллегию, как свое единственное детище. Тогда же коллегия получила всеобщее признание. Об этом свидетельствует тот факт, что многие молодые люди, учащиеся в Польше, покидали свои институты и возвращались на родину, чтобы иметь возможность учиться в коллегии. Но польские власти не хотели ее признавать как высшее учебное заведение. Ведь тогда коллегия получила бы право излагать целый ряд предметов, не угодных униатской церкви, например богословие. И только в конце 80-х годов коллегия официально получила статус высшего учебного заведения и стала называться академией.

Киево-Могилянская академия долгое время была единственным учебным заведением в Украине, удовлетворяющим ее образовательные, научные и общественные интересы.

2. Получения статуса академии

В честь Петра Могилы Коллегия стала именоваться Киево-Могилянской коллегией. Под этим названием она и вошла в историю. Единственно, что не успел Могила - это добиться для коллегии официального статуса высшей школы. Его ученики продолжили начатое им дело. В 1658 году гетман Иван Выговский, воспитанник коллегии, подписал с Польшей Гадячские статьи, по которым Украина становилась вместе с Литвой и Польшей членом федеративной Речи Посполитой. Украине предоставлялись широкие права, в том числе свобода вероисповедания, давался статус высшей школы для коллегии. Договор был ратифицирован польским сеймом в апреле 1659 года. После присоединения Украины к России, при ректоре академии Иосифе Крюковском, при поддержке гетмана Ивана Мазепы и митрополита Варлаама Ясинского, царским указом от 26 сентября 1701 года был подтвержден статус академии.

3. Значение Киево - Могилянской академии

Киевская академия имеет важное значение в истории русского просвещения XVIII века. Она была крупным просветительским и научным центром восточно-славянских народов, особенно юга и юго-запада России. В академии учились русские, украинцы, белорусы, волохи, молдаване, сербы, боснийцы, черногорцы, болгары, греки, итальянцы. Культурные деятели Сербии, Болгарии постоянно обращались с просьбой прислать учителей из Киевской академии.

Академия дала значительное число общественных деятелей. Воспитанники ее становились учителями в московской Славяно-греко-латинской академии, петербургской Александро-Невской семинарии и Казанской академии.

В энциклопедии «Киево-Могилянская Академия в именах. XVІІ-XVІІІ столетия», изданной в 2004 году, приводятся 1482 деятеля, связанных с академией. Из стен Киево-Могилянской Академии вышло 14 гетманов Украины. Среди них - Иван Мазепа, Филипп Орлик, Павел Полуботок, Даниил Апостол, Юрий Хмельницкий, Иван Выговский, Пётр Дорошенко, Иван Скоропадский, Павел Тетеря, Иван Брюховецкий, Михаил Ханенко, Иван Самойлович. Признанные святыми митрополиты Дмитрий Туптало, Петр Конюшкевич, Иван Максимович. С Академией связанны судьбы Мелентия Смотрицкого, Феофана Прокоповича, Лазаря Барановича, Григория Сковороды, Максима Березовского, Артемия Веделя и прочих. Познавал здесь науку и Михаил Ломоносов. Из числа деятелей этой коллегии наибольшею известностью имеют: Иннокентий Гизель, Иоасаф Кроковский, Лазарь Баранович, Иоанникий Голятовский, Антоний Радзивиловский, Гавриил Домецкий, Варлаам Ясинский, Стефан Яворский, Феофилакт Лопатинский, Феофан Прокопович, святой Иннокентий Кульчинский, Гавриил Буянинский. Исайя Копынский, Захарий Копыстенский, Лаврентий Зизаний, Александр Мытура и другие.

4. Внутреннее устройство, уклад и принципы образования в Киево – Могилянской академии

Подобно западным учебным заведениям, академия имела четкое распределение на отдельные классы с полным объемом предметов, которые в них преподавались, и системой управления. В ней было восемь классов - четыре грамматических, а также классы поэтики, риторики, философии и богословия. Весь курс обучения занимал 12 лет.

Первый класс - фара, по сути дела был подготовительным. Но принимали в него учеников, уже имеющих определенный объем знаний. В следующих трех классах - инфиме, грамматике и синтаксисе они изучали славянскую, латинскую, украинскую книжную, греческую и польскую грамматику, арифметику, геометрию, музыку. Большое внимание уделялось литературам, особенно классической римской и греческой. Много времени занимало изучение латинского языка, знание которого считалось тогда признаком образованности. В то время латынь была языком права и управления, дипломатов и ученых. Во всех высших учебных заведениях Европы, в том числе и в Киеве, преподавание таких курсов, как философия, риторика, богословие, велось только на латыни. В целях скорейшего усвоения языка студенты обязаны были говорить на латыни не только во время занятий с преподавателями, но и друг с другом в быту. Поэтому выпускники академии блестяще владели латынью. Известный церковный деятель и поэт, выпускник академии Дмитро Туптало вел свой дневник, как на польском, так и на латинском языках. Феофан Прокопович читал проповедь по поводу победы над шведами под Полтавой тоже на латыни. О высоком уровне знаний выпускников говорит и тот факт, что многие из них были приглашены переводчиками в государственные и военные учреждения как в Украине, так и в России.

Однако уже с начала XVIII века латынь стала вытесняться украинским литературным языком. Он стал играть решающую роль в академии потому, что большинство профессоров и студентов сами были украинцами и языком их общения был живой украинский язык. И спустя время, несмотря

на запреты российского правительства (например, указ Петра I от
1720 г. о запрете печати на украинском языке), он продолжал жить на территории академии. Так данное учебное заведение внесло свой вклад в формирование и развитие украинской литературы.

После грамматических классов ученики, а теперь уже студенты изучали пиитику (год), риторику (два года), философию (два-три года) и богословие (два-четыре года). Эти курсы были интересны для изучения и имели прямое применение в жизни. Ведь умение сочинять стихи, речи давало неплохие заработки, а многие студенты были бедны и нуждались в деньгах. Несмотря на запреты польского правительства, уже в XVII веке богословие преподавалось по своей собственной системе. Слушание его, как, впрочем, и других предметов, было добровольным. Курс читали те же профессора, что до этого преподавали риторику и философию. Поэтому они пытались научить студентов самостоятельно мыслить, опираясь на научные доказательства, а не только на церковные догмы.

Большое внимание в академии уделялось математическим дисциплинам. Во второй половине XVIII века были открыты классы «чистой математики», где преподавали алгебру и геометрию, а также класс «смешанной математики», в котором читалась архитектура, оптика, гидравлика, тригонометрия, астрономия, основы военного дела и собственно математика. В 1799 г. был открыт класс сельской и домашней экономии, а в 1802-м - класс медицины, в котором на протяжении двух лет читались анатомия, хирургия, физиология, проводились практические занятия. Изучение медицины было обязательным только для богословов. Ведь после окончания своего курса выпускники, получая сан священника, отправлялись в приходы в самых отдаленных уголках страны. А там им медицинские знания были просто необходимы.

Киево-Могилянская академия

История Киево-Могилянской академии, одного из старейших учебных заведений на территории Украины, богата событиями. Множество знаменитых выпускников вышло из ее стен: великий философ Григорий Сковорода, ученый и просветитель Симеон Полоцкий, митрополит и реформатор церкви Феофан Прокопович, композитор Дмитрий Бортнянский, четырнадцать (!) украинских гетманов. В академии начинал свой путь в науку Михайло Ломоносов. Но история Киево-Могилянской академии - это не просто история высшего учебного заведения, выраженная в датах и количестве знаменитых выпускников. Это история борьбы украинского народа за свободу мысли духа, за право думать и говорить на родном языке и верить в того Бога, в которого верили предки…

Украина всегда была лакомым куском для тех, кто просто считал «своим долгом» захватить ее территорию и поработить ее население. Пришедшие с востока орды хана Батыя и его многочисленных наследников обратили в руины Киевскую Русь, а ее народ сделали рабами. Но монголо-татары орудовали, в общем-то, примитивно. Их цели были просты и понятны - побольше награбить всякого добра, чтобы отправить навьюченные караваны в родные степи. А вот пришедшие им на смену польские, литовские и немецкие завоеватели действовали тоньше. Они понимали, что поработить украинский народ можно двумя способами: либо полностью истребить (но тогда кто же будет ценным источником рабской силы), либо ассимилировать, устранить национальную идентичность, заставить забыть родную веру и язык.

В XVI веке начался процесс, который в истории был назван «окатоличиванием Украины». Особенно старались в этом плане братья ордена «Общества Иисуса», более известные как иезуиты. На первый взгляд, их деятельность на Украине выглядела вполне полезной и даже благородной. Они открывали школы и коллегии, где православная молодежь, до того такой возможности не имевшая, могла получать вполне приличное образование. Иезуитские коллегии в то время считались лучшими в Европе. Но целью иезуитов было оторвать молодых украинцев от своих корней, путем духовной агрессии превратить их из православных в католиков. Оттого и образование в этих школах велось исключительно с позиций католического мировосприятия.

Ответом униатству стало массовое возникновение православных братств, объединявших в своих рядах различные слои населения, и создание при этих братствах церковно-приходских школ. Главной целью братств была борьба за православие, за сохранение духовных традиций украинского народа, и потому преподавание в этих школах велось на славянском и греческом языках, в отличие от иезуитских коллегий, где предметы изучались на латыни и польском.

В начале XVII века стало формироваться Киевское братство. Но до поры до времени у него не было ни земли, ни помещений, где можно было бы организовать учебное заведение. Пока в октябре 1615 года Елизавета Васильевна Гулевичивна, киевлянка из знатного волынского рода, не подарила братству свой дом и участок земли на киевском Подоле. Стоит поклониться этой умной и интеллигентной женщине, которая сделала для образования в Украине гораздо больше, чем многие знатные и богатые мужчины. 15 октября 1615 года - дата записи в киевскую магистратную книгу дарственной, по которой дом и земля Елизаветы Гулевичивны передавались для образования монастыря и школы для детей, - ныне считается датой основания Киево-Могилянской академии.

Значительную поддержку Киевскому братству оказывал Петр Конашевич-Сагайдачный. Вместе со всем Войском Запорожским гетман в 1620 году вступил в братство и несколько лет он являлся опекуном Киево-братского училищного монастыря. И даже на смертном одре, когда Петр Сагайдачный умирал от ран, полученных во время Хотинской битвы в 1622 году, он помнил о нуждах братства и завещал значительную часть своих средств «на науку и воспитание бакалавров ученых среди детей христианских».

Безусловно, повествование о старейшем высшем учебном заведении Украины невозможно без рассказа о жизни и деятельности человека, имя которого входит в название академии. Значение митрополита Петра Могилы в развитии украинской культуры и образования трудно переоценить. Рано осиротевший выходец из знатного молдавского рода (его отец был отравлен по приказу господаря Валахии, после чего мать с пятью детьми перебралась в Польшу) в юности мечтал сделать военную карьеру, участвовал в нескольких битвах. И одновременно получил прекрасное образование, начав обучение в православном училище Львовского братства, а закончив в лучших университетах Европы. Видимо, это и определило его дальнейший путь. Постепенно Могила отошел от военных и мирских дел и в 1627 году, под влиянием Киевского митрополита Иова Борецкого, принял духовный сан. Вскоре Петр Могила был избран архимандритом Киево-Печерской лавры. В 1631 году при лавре было образовано училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках». Через год школа Киевского братства и Киево-Печерское училище были объединены в единое учебное заведение - Киево-Братскую коллегию, позже переименованную в Киево-Могилянскую.

«Главное дело его жизни - основание Киево-Могилянской коллегии, которая должна была стать забралом православия и южнорусской (то есть украинской) национальности, пользуясь тем оружием, которым вел свое наступление враг, - наукой и просветительством», - так писал о Петре Могиле Иван Франко. Многое сделал митрополит Петр Могила для возрождения духовности Украины - при нем в ведение православной Церкви был возвращен пребывавший до того в крайнем запустении Софийский собор в Киеве, восстановлены и построены заново десятки церквей и монастырей. Но прав был классик украинской литературы: если бы Петр Могила за всю свою жизнь только лишь создал Киево-Могилянскую коллегию, то и тогда бы его имя навеки осталось в украинской истории. До самого конца жизни митрополит не забывал о своем детище. Он завещал коллегии свои дома на Подоле, несколько сел и хуторов, более 80 тысяч золотых наличностью, а также бесценную библиотеку из более чем 2000 томов. И напоследок Петр Могила просил своих последователей «беречь коллегию как единственное его достояние».

Интересно, что хотя Киево-Могилянскую коллегию и основали в противовес католическим учебным заведениям, но ее структура и система обучения во многом были построены по образцу иезуитских коллегиумов. «В учебном отношении Киевская коллегия разделялась на две конгрегации: высшую и низшую, - писал известный русский и украинский историк Н. И. Костомаров в своем труде „Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей“. - Низшая, в свою очередь, подразделялась на шесть классов: фара, или аналогия, где обучали одновременно чтению и письму на трех языках: славянском, латинском и греческом; инфима - класс первоначальных сведений; за нею класс грамматики и класс синтаксимы, в обоих этих классах шло изучение грамматических правил трех языков - славянского, латинского и греческого, объяснялись и переводились разные сочинения, производились практические упражнения в языках, преподавались катехизис, арифметика, музыка и нотное пение. Далее следовал класс поэзии, где главным образом преподавалась пиитика и писались всевозможные упражнения в стиходействии как русском, так и латинском. За пиитикой следовал класс риторики, где ученики упражнялись в сочинении речей и рассуждений на разные предметы, руководствуясь особенно Квинтиллионом и Цицероном. Высшая конгрегация имела два класса: первый был класс философии, которая преподавалась по Аристотелю, приспособленному к преподаванию в западных латинских руководствах, и разделялась на три части: логику, физику и метафизику; в этом же классе преподавались геометрия и астрономия. Другой, самый высший, был класс богословия; богословие преподавалось, главным образом, по системе Фомы Аквината».

Курс обучения в Киево-Могилянской коллегии составлял 12 лет. Однако в принципе студенты имели право учиться сколько угодно. Учащихся не отчисляли за то, что они не выучили урока или вообще не могут сдать экзамены (наверняка нынешние студенты не смогут без зависти прочесть об этом). Достаточно было привести какую-либо вескую причину, например отсутствие необходимых учебников или средств на покупку новой одежды. Такое либеральное отношение приводило к тому, что число учащихся постоянно росло и к середине XVIII столетия превышало 1700 человек.

Еще в 1630-х годах Киево-Могилянскую коллегию современники называли академией. Однако юридический статус высшего учебного заведения она получила только в начале XVIII века. В 1694 году, во время ректорства Иосаафа Крюковского, коллегия получила право преподавания так называемых «высших курсов» - философии и богословия. Такое право имели только те учебные заведения, которые получали статус высших, то есть академии. А формально академический статус учебное заведение получило в 1701 году. По поручению гетмана Ивана Мазепы и митрополита Варлаама Ясинского Иосааф Крюковский отправился в Москву за подтверждением материального и правового статуса академии. «Академии их Киево-Могилянской, что от прежнего своего основания имеет равные привилегии, как обыкновенно иные Академии во всех государствах иноземческих, право свободы иметь подтверждается», - значилось в дарованной ректору царской грамоте.

При императоре Петре I Киево-Могилянская коллегия стала академией, и при нем же, к сожалению, началось наступление на украинский язык, была предпринята очередная попытка ассимилирования украинцев, «дабы народ малороссийский не почитал себя отличным от великороссийского». В 1720 году было запрещено печатать книги на «сельском диалекте» (то есть на украинском языке). Учебным заведениям рекомендовали перейти на преподавание на русском языке, а в 1763 году указом императрицы Екатерины II был введен полный запрет на использование украинского языка в Киево-Могилянской академии. Кроме того, выпускники академии не имели права работать на Украине и, что естественно, они были вынуждены перебираться в Петербург, Москву или научные и культурные центры Западной Европы (как видим, такое явление, как «утечка мозгов», появилось уже тогда). Но несмотря на все запреты, Киево-Могилянская академия продолжала оставаться центром украинской культуры. Некоторые преподаватели на свой страх и риск продолжали вести занятия на украинском языке. И уж тем более при общении вне занятий наставники и студенты предпочитали «великоросскому» языку украинский.

Конечно, «вольнодумный дух», царивший в стенах Киево-Могилянской академии, немало раздражал русское правительство. И видимо, это стало одной из главных причин того, что в 1817 году распоряжением Священного синода академия была закрыта. Через два года учебное заведение было открыто в новом качестве - уже как Киевская духовная академия. На первый взгляд, разница невелика, сменилось лишь название и все. Но на самом деле изменения были гораздо серьезнее. Ведь помимо гуманитарных наук в Киево-Могилянской академии серьезное внимание уделялось наукам естественным. В середине XVIII века были открыты классы «чистой математики», где студенты изучали алгебру и геометрию, а также классы «смешанной математики», в которых читались курсы архитектуры, оптики, гидравлики, тригонометрии, астрономии и основ военного дела. В 1802 году появился класс медицины с изучением анатомии, хирургии, физиологии, причем не только в теории, но и на практике. Развивались в академии природоведческие науки - биология, зоология, минералогия и другие. В системе же обучения, введенной в Киевской духовной академии, места для естественных наук практически не было.

Но все же лучше хоть что-то, чем совсем ничего, - в 1918 году Киевская духовная семинария была закрыта. В помещениях академии был размещен штаб Днепровской военной флотилии, а также хранилища филиала Центральной научной библиотеки АН Украины.

Даже после провозглашения независимости Украины не многие верили, что Киево-Могилянская академия может быть возрождена. Но пока пессимисты размышляют «быть или не быть?», оптимисты берутся за дело. 19 сентября 1991 года было опубликовано распоряжение председателя Верховной Рады Украины Л. Кравчука «О возрождении Киево-Могилянской академии». 24 августа 1992 года состоялось официальное открытие университета «Киево-Могилянская академия» (УКМА). 19 мая 1994 года УКМА получила статус Национального университета «Киево-Могилянская академия» (НаУКМА).

Казалось бы, на этом можно и успокоиться - возрожденная Киево-Могилянская академия живет и работает. Но ректор НаУКМА Вячеслав Брюховецкий и его коллеги не собираются почивать на лаврах. В планах - вхождение НаУКМА в число 50 лучших университетов мира. Замыслы весьма смелые, ведь ныне ни одно учебное заведение Украины не входит в число даже 500 лучших университетов. Но «дорогу осилит идущий». Пожелаем же могилянцам удачи в их нелегком и благородном деле.

Из книги Энциклопедический словарь (К) автора Брокгауз Ф. А.

Киево-Печерская Лавра Киево-Печерская Лавра – находится на южной оконечности Киева, на правом, высоком берегу Днепра, и занимает два холма, разделенные глубокой, спускающиейся до Днепра ложбиной. В XI в. эта местность была покрыта лесом; сюда удалялся для молитвы священник

Из книги 100 великих некрополей автора Ионина Надежда

ВЕЛИКАЯ ЦЕРКОВЬ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ Киево-Печерская лавра начала устраиваться при Ярославе Мудром, а окончательно сложилась при сыне его Изяславе. Первым киевским иноком-отшельником был священник церкви в пригородном селе Берестово по имени Иларион - «муж благ,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КИ) автора БСЭ

БЛИЖНИЕ ПЕЩЕРЫ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ Киево-Печерский сразу выделился из современных ему монастырей как место «святое, блаженное, честное и спасительное». Многие почитали великим благом для себя, если по кончине удостоятся быть погребенными в обители

Из книги 100 великих украинцев автора Коллектив авторов

ДАЛЬНИЕ ПЕЩЕРЫ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ Дальние пещеры называются еще пещерами преподобного Феодосия, потому что в одной из них он подвизался некоторое время и по кончине своей был здесь погребен.В келье преподобного Феодосия в Дальних пещерах находятся его каменное ложе

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Из книги 100 великих монастырей автора Ионина Надежда

Из книги 100 знаменитых символов Украины автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Антоний Печерский (983–1073) святой; основатель Киево-Печерского монастыря Киево-Печерский монастырь, со временем получивший почетный титул лавры, всегда играл особую роль в духовной истории Киевской Руси и всего восточнославянского православного мира. Его основатель,

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Петр Могила (1596–1647) церковный и просветительный деятель, писатель, митрополит Киевский и Галицкий, основатель Киево-Могилянской академии Петр Могила относится к тем личностям, чьи имена символизируют обновление народа и приобретают общенациональное значение. У

Из книги Памятники древнего Киева автора Грицак Елена

Иннокентий Гизель (1600–1683) историк, философ, богослов, архимандрит Киево-Печерской лавры Упорный и самоотверженный труд Иннокентия Гизеля на ниве православного просвещения при всех неблагоприятных внешних обстоятельствах - войнах и разорениях, которые переживала

Из книги Учебник выживания войсковых разведчиков [Боевой опыт] автора Ардашев Алексей Николаевич

Киево-Печерская лавра Во времена княжения Ярослава Мудрого на правом высоком берегу Днепра священник клира княжеской церкви на Берестове Илларион «ископа печерку малу двусажену», где в уединении проводил время в благодатных молитвах. Князь Ярослав, желая отстоять свою

Из книги автора

Из книги автора

Киево-Печерская лавра «Видите ли горы сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия, и град велик имать быти, и церкви многи имать Бог воздвигнути», - такими словами, согласно древнему преданию Церкви, обратился к своим ученикам святой апостол Андрей Первозванный.

Из книги автора

Киево-Могилянская академия История Киево-Могилянской академии, одного из старейших учебных заведений на территории Украины, богата событиями. Множество знаменитых выпускников вышло из ее стен: великий философ Григорий Сковорода, ученый и просветитель Симеон Полоцкий,

Из книги автора

АКАДЕМИЯ (греч. akademia) - наименование научных учреждений и высших учебных заведений, берущее начало от имени античного мифического героя Академа и названной в его честь местности в Аттике, близ Афин. Платон присвоил название А. основанной им в 385 до н.э. философской школе,

Из книги автора

Киево-Печерская лавра Князи и бояре прихожаху и тако пакы приношаху от имений своих на утешение братии и устроение Печерскаго монастырю… Из Киево-Печерского патерика В глубокой древности два холма, расположенные на правом берегу Днепра недалеко от Киева, были покрыты

КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ –высшее учебное заведение, в котором, помимо богословия, преподавалась философия и смежные с ней дисциплины. В 1615 в Киеве при Братском Богоявленском монастыре основывается Киево-братская школа, где изучались богословие, классические языки, риторика, другие общеобразовательные предметы. Ктитором Киево-братской школы являлся гетман Войска Запорожского П.Конашевич-Сагайдачный. Умирая, гетман завещал школе почти все свои средства «на науку и выхование бакалавров ученых... детям христианским... зачем бы наука продолжаться могла вечные и потомные времена». В 1619–20 ректором школы был родоначальник славянской филологии М.Смотрицкий, создатель «Грамматики словенской». Философские штудии в школе значительно развил ректор Кассиан Сакович (1621–24), автор трактатов «Аристотелевские проблемы, или Вопрос о природе человека», «Трактат о душе». Впоследствии митрополит Петр Могила реформировал школу, существенно расширив образовательную программу. Ученики проходили восемь классов и изучали славянский, греческий и латинский языки, нотное пение, катехизис, арифметику, поэтику, риторику и богословие. С 1631 школа называлась Киево-Могилянской коллегией, с 1694 царским указом переименована в Киево-Могилянскую академию (указ подтвержден в 1701). В 18 в. к преподававшимся предметам добавляются французский, немецкий и еврейский языки, естественная история, география, математика, сельская и домашняя экономия, медицина и русская риторика. Богословие преподавалось согласно системе Феофана Прокоповича, в риторике ориентировались на труды М.В.Ломоносова. В 1731–47 академии покровительствовал митрополит Киевский Рафаил Заборовский, чьим именем она некоторое время называлась (Academia Mohlio-Zaborowsciana). В конце 18 в. академия окончательно трансформируется в духовное учебное заведение (Киевская духовная академия), одновременно со Славяно-греко-латинской академией.

В истории русской культуры и философии Киево-Могилянская академия сыграла выдающуюся роль. Епископ Гедеон Вишневский охарактеризовал ее в следующих словах: «Изобиловала всегда учеными людьми Академия Киевская. И от нее, аки с преславных оных Афин, вся Россия источник премудрости почерпала». Из ее стен вышел основатель профессионального философского образования в России архиепископ Феофилакт Лопатинский. В ней учились такие видные иерархи, как Стефан Яворский, Димитрий Ростовский, Арсений Мацеевич. Крупный вклад в историю русской философии внесли преподаватели академии – представители западнорусской школы И.Кононович-Горбацкий, И.Гизель, И.Кроковский, В.Ясинский, М.Козачинский, Г.Конисский. В академии обучались государственные деятели граф П.В.Завадовский, князь Г.А.Потемкин-Таврический, А.А.Безбородко, Д.П.Трощинский. Академия издавала периодический печатный орган «Труды Киевской духовной академии».

Литература:

1. Макарий (Булгаков ). История Киевской академии. СПб., 1843;

2. Аскоченский В.И. История Киевской духовной академии по преобразовании ее в 1819 г. СПб., 1863;

3. Стратий Я.М. Проблемы натурфилософии в философской мысли Украины 17 столетия. К., 1981;

4. Ничик В.М. Роль Киево-Могилянской академии в развитии отечественной философии. – В кн.: Философская мысль в Киеве. К., 1982;

5. Стратий Я.М. , Литвинов В.Д. , Андрушко В.А. Описание курсов философии и риторики профессоров Киево-Могилянской академии. К., 1982;

6. Захара И.С. Борьба идей в философской мысли на Украине на рубеже 17–18 вв. (Стефан Яворский). К., 1982;

7. Хижняк З.И. Киево-Могилянская академия. К., 1988.

А.В.Панибратцев

Киево-Могилянская Академия явилась выражением общих стремлений тогдашнего малороссийского и западнорусского общества к просвещению. Она возникла на гребне братского движения в западнорусских землях, увенчав духовные и интеллектуальные запросы западнорусского общества. Её появлению предшествовали несколько объективных процессов в русских землях, находящихся во владении Речи Посполитой.После принятия в 1569 г. Люблинской унии Литва и Польша объединились в одно федеративное государство – Речь Посполитую. На повестку дня встал вопрос о церковной унии, без которой политическое единства новообразованного государства было сомнительно. Сделать церковное единство реальностью, деятели унии, решили через подчинение католичеству и дальнейшее нивелирование православной религии. Этот процесс увенчался Брестской церковной унией в 1596 г. Униатское нововведение пользовалось особенным покровительством короля Сигизмунда 3.

Для достижения этой цели в западнорусских землях развил большую активность орден иезуитов «Общество Иисуса». Для начала его агенты стали обращать в католичество крупнейших феодалов Волыни, Полесья, Холмщины и Галиции. Повсюду утверждалась система иезуитских коллегий для образования православного юношества, в которых им прививалось католическое мировоззрение, и тем самым подготавливалась почва для перехода в юрисдикцию Рима. Через захват в свои руки воспитания юношества, иезуиты овладели, в конце концов, и всемогущей польской аристократией, а потому униатская сторона взяла верх над православною.

Введение церковной унии было началом великого переворота в умственной и общественной жизни южной и западной Руси. Духовная агрессия вызвала ответное движение православного населения, выразившаяся в создании православных братств и системы братских школ, в противовес иезуитским коллегиям.

Эти школы были ориентированы в духовном образовании на греческий и славянский языки в противовес латыни и польскому. Уже из них стали посылать лучших учеников в западные университеты для получения высшего образования.

Но при всём энтузиазме борьбы за Православие эти школы так и не достигли уровня образованности, равноценного западным образцам. «Русские учёные выступали на борьбу со своими врагами с запасом многих сведений по части церковной истории и богословия, но были невеждами во всём, что касалось природы и её законов, хотя, как показывают их сочинения, и чувствовали потребность этого знания. Они повторяли только старые средневековые нелепости. Учёность их, поэтому носила характер крайней односторонности» — (11, стр. 312)

Но в итоге постепенные успехи иезуитов в обращении аристократии сделали невозможной деятельность братств и они, в результате, просуществовали недолго.

«Для борьбы с унией одной жёсткой ортодоксальности было явно недостаточно. Необходимо было считаться с тем, что благодаря включению Западной Руси в состав Речи Посполитой она оказалась ввергнутой в сферу польского культурного влияния, давшего ей не одни только «прохлады и танцы», но и громадный объём переводной литературы по самым различным отраслям знаний…Переводились законодательные установления, воинские руководства, практические руководства по сельскому хозяйству …лечебники и травники, астрологические сочинения…Словом, в 16-17 вв. второе южнославянское влияние на Руси, уводившее в мир византийской аскезы и мистики, сменилось влиянием западнославянским, прежде всего польским, давшим толчок первым шагам «европеизации» восточнославянского общества» — (7, стр. 226)

Мир западной культуры и богословской и светской вламывался в русский мир. С этим надо было что-то делать, как — то начинать владеть этим материалом. В некой навязанной неестественности латинисткой культуры нужно было находить своё место и вырабатывать своё осмысление происходящего. Потребность такого осмысления росла чрезвычайно по мере усиления пропаганды с Запада. Православная аристократия и активная часть общества хотели утвердить свою православность, но также и не отстать от культурного и цивилизационного уровня ближайших европейских народов.

В то время русским аристократам было неудобно чувствовать себя отсталыми и несовременными перед польской шляхтой из-за своей неразвитой национальной культуры. Говорили, что православная вера есть вера «хлопская». Чтобы преодолеть это отставание Пётр Могила предпринял переосмысление латинской культуры для развития собственного направления богословия, науки и культуры.

Как естественный ответ на запросы общества появился деятель, который, будучи сам представителем элиты, нашёл, как казалось, оптимальное решение сложившихся противоречий. Этим человеком стал сын молдавского господаря МОГИЛА Петр Симеонович (1596/97-1647). «Во всяком случае, воспитан он был вполне в западном, т.е. в польском духе… Это убеждённый западник, западник по вкусам и привычкам» — (1, стр. 44)

Удивительно насколько его личность повлияла на суть созданного им учреждения и соответственно на весь строй дальнейшего духовного просвещения в России. Кажется, что его личность вся реализовалась в той форме, которую он сам и создал. Это сущностное соответствие духа Киевской коллегии и личности Могилы могло быть результатом двух причин: с одной стороны это могло говорить о масштабе его личности и поразительном влиянии на современников, с другой о глубоком соответствии его внутреннего облика происходящим духовным процессам. И, скорее всего это последнее и есть настоящая причина. Он был как бы на гребне волны и умел вовремя слиться с происходящим, реализовав себя в этом потоке. Здесь следует указать на обстоятельства жизни рода Могил, который вынужден был покинуть Молдавию и искать приюта в Польше у влиятельных родственников. Возможно, что Пётр, как, например, младшие сыновья феодальных родов в средневековой Европе, увидел для себя в церковной деятельности возможность самореализации на уровне своего господарского статуса.

Проучившись в Европе, он пришёл к выводу, что только латынь даёт доступ к основным источникам современной образованности и духовного знания.

Соответственно греческой образованности он не уделял особого внимания. «Сам Пётр Могила, по духу своего воспитания западник чистой воды, считавший латинскую богословскую науку последним достижением, без которого православие обречено на безнадёжную отсталость, не мог не желать, путём хорошей школы, дойти до безболезненного, свободного примирения, а может быть, и соединения церквей» — (9, стр. 285)

Школьная отсталость огорчала П. Могилу на греческом Востоке. В глазах западника нужно было не заглядываться на греков, а обогнать их на поприще школы и богословских наук. И в действительности, греки после покорения их турками, утратили возможность поддерживать свою богословскую школу на высоком уровне. К тому же большая часть их оказалась на Западе, где приняла участие в европейской научно – богословской жизни. Пётр Могила был практиком и его практическое чутьё указало ему направление, по которому в тот момент следовало развивать богословскую школу.

Его восхождение по иерархической лестнице было скорым вследствие могущества поддерживающих его линию покровителей из польской и малороссийской аристократии. «Могила не был одинок в своих мыслях и затеях. У него было много друзей, — это было новое поколение, прошедшее западную школу, для которого именно Запад, а не восток был своим. И были поводы подозревать, что это западничество есть своеобразное униатство, скрытый романизм» — (1, стр. 45)

Читая об этом человеке, ассоциативно начинаешь сравнивать его с Петром Великим по характеру и способу западничества.

«Есть что-то загадочное и двусмысленное в образе Петра Могилы. Трудно понять, был ли он искренним ревнителем православия или скорее искусным соглашателем…Между тем его историческое влияние было решающим. И с основанием его именем обозначают целую эпоху в истории Западнорусской церкви и культуры..» — (1, стр. 44)

Практически сразу Пётр приступает к осуществлению своей линии по преобразованию церковного просвещения.

В Киеве уже существовало училище на Подоле и там, в отличие от других братских школ, преподавались кроме греческого и славянского языка ещё латинский и польский языки. «Братская школа растворилась во вновь заведённой, новой латино-польской «коллегии», которая и была вскоре перемещена из Лавры в Братский монастырь…» — (1, стр. 44)

«По замыслу Могулы это должна была быть латино-польская школа. И Могила создавал её не только рядом, но и в противовес уже существовавшему братскому и славяно-греческому училищу» — (1, стр. 44)

Тотчас по вступлении своём в сан митрополита Могила преобразовал Киевскую братскую школу в коллегию, основал другую в Виннице, завёл при Киевском братстве монастырь и типографию.

«Можно догадываться, что у Могилы был план раскинуть по всему краю сеть латино-польских школ для православных, создать нечто вроде церковно-учебного ордена, с Киевской коллегией или «академией» во главе» — (1, стр. 45)

Идеалом Могилы был такой русский человек, который, крепко сохраняя и свою веру, и свой язык, в то же время, стоял на одном уровне с поляками и прочими европейцами. К этому идеалу направляются способы обучения и воспитания, предпринятые в Киевской коллегии.

Коллегия находилась под управлением ректора, который был также игуменом Братского монастыря, распоряжался монастырскими и училищными доходами, творил суд и расправу, но в то же время был профессором богословия. Его помощником был префект, один из иеромонахов. Эта должность подобна должности нынешнего инспектора.

Кроме этого была выборная должность суперинтенданта, имевшего непосредственный надзор над поведением воспитанников. Он организовывал из наиболее благонадёжных учеников систему доносительства.

Не все жили непосредственно при коллегии, а только малоимущие, которые находились на содержании Петра Могилы. Эта часть учеников называлась бурсой. Но и те, которые жили на квартирах, состояли под присмотром коллегиального начальства. Телесные наказания считались необходимыми. Расправа производилась в субботу.

«В учебном отношении Киевская коллегия разделялась на две конгрегации: высшую и низшую. Низшая, в свою очередь, подразделялась на шесть классов: фара или аналогия, где обучали одновременно чтению и письму на трёх языках: славянском, латинском и греческом; инфима – класс первоначальных сведений; за нею класс грамматики и класс синтаксимы, в обоих этих классах шло изучение грамматических правил трёх языков – славянского, латинского и греческого, объяснялись и переводились разные сочинения, производились практические упражнения в языках, преподавались катехизис, арифметика, музыка и нотное пение. Далее следовал класс поэзии, где главным образом преподавалась пиитика и писались всевозможные упражнения в стиходействии как русском, так и латинском. За пиитикой следовал класс риторики, где ученики упражнялись в сочинении речей и рассуждений на разные предметы, руководствуясь особенно Квинтиллионом и Цицероном. Высшая конгрегация имела два класса: первый был класс философии, которая преподавалась по Аристотелю, приспособленному к преподаванию в западных латинских руководствах, и разделялась на три части: логику, физику и метафизику; в этом же классе преподавались геометрия и астрономия. Другой, самый высший, был класс богословия; богословие преподавалось, главным образом, по системе Фомы Аквината; в том же классе преподавалась гомилетика, и ученики упражнялись в писании проповедей» — (11, стр. 327-328)

Все предметы, кроме славянской грамматики и катехизиса, преподавались на латыни. Её насаждали повсеместно и в школе и в бытовом общении. Даже наказывали за употребление русской речи. Ставилось целью, чтобы латынь стала для учеников как родной язык и соответственно всё, что на ней написано было бы легко усваиваемо. Беглость в латинском языке и подготовка учеников к защите православной веры посредством слова достигалась в коллегии путём диспутов, классных и публичных. Такие диспуты не ограничивались лишь богословскими предметами, также значительное внимание уделялось предметам философии.

Предпочтение латинскому языку, в глазах Могилы и его единомышленников оправдывалось обстоятельствами времени. Русские жили под польским правлением и должны были реализовывать себя в обществе, где высшим проявлением учёности считалось владение латынью. Латинский язык был необходим в Речи Посполитой не только для диспутов с католиками, нежелавших говорить о высоких предметах на простом языке, но и в судах, сеймах, сеймиках и на всяких общественных сходбищах.

«Защита православия против римско-католической пропаганды, как мы сказали, легла в основу всех целей Петра Могилы при устройстве киевской коллегии» — (10, стр. 96)

Вообще, если говорить о сути системы образования, то предпочтение Могилы к типу западных коллегий объясняется не только его склонностью к западной культуре. Здесь, видимо большую роль сыграл практический склад ума Могилы, который желал, через введение западного типа образования, подготовить деятельных и ловких борцов за православие. И европейская схоластическая школа лучше прочих подходила для этого.

«Главный признак схоластического способа учения, развившегося в Западной Европе в средние века и ещё господствовавшего в 17 веке, состоял в том, что под наукой разумели не столько количество и объём предметов, подлежащих познанию, сколько форму или сумму приёмов, служащих к правильному распределению, соотношению и значению изучаемого. Мало знать, но хорошо уметь пользоваться малым запасом знания – такова была цель образования» — (11, стр. 330)

Несмотря на господство латинского языка в коллегии работали и над развитием русского языка и словесности. Студенты сочиняли проповеди на русском и как следствие – священники, выходившие из коллегии, могли говорить проповеди народу, чего почти не было в то время. Именно благодаря киевской школе проповедничество становится обычным явлением сначала в Малороссии, а потом и в Московии.

Интересно отметить, что в коллегии особенно развилось стихосложение в различных его формах, что свидетельствует об особой любви к русскому языку. Язык, которым пользовались студенты, был смесью русского, славянского и польского языков и был далёк от народной речи. Но уже после Могилы он стал очищаться от полонизмов, и вырабатывалась новая книжная речь, ставшая основанием литературному русскому.

Практиковались, заимствованные у иезуитов, театральные представления на религиозную тематику, обыкновенно в Рождественский праздник, что послужило зародышем русского театра.

Могилой реформируется не только существующий тип братских школ, но и создаётся совершенно новая высшая богословская школа.

Для развития такой школы требовались выдающиеся учёные и богословы, который Могила стал собирать по всей западной Руси, прежде всего, из среды школ православных братств. Первыми такими учёными были Исайя Козловский, Сильвестр Коссов, Иннокентий Гизель. Многих из них Могила посылал учиться в Европу за свой счёт.

Могила резко латинизировал духовное образование.

«В следующем поколении латинское влияние становится глубже, латинские связи и навыки крепнут. Во времена Могилы Киевская Коллегия ещё не была богословской школой… И действительно, до самого почти конца 17 века богословие не преподавалось, как особая дисциплина, — отдельные богословские темы входили и захватывались в курсах философии…Но и весь план общего образования был снят с иезуитского образца, и учебники были приняты те же, начиная Альваром и кончая Аристотелем и Аквинатом. Весь распорядок школьной жизни, все приёмы и средства преподавания были те же, что и в Коллегиях или Академиях иностранных. Язык преподавания был латинский, и всего хуже было поставлено преподавание греческого… Таким образом усваивались и перенимались не только отдельные схоластические мнения или взгляды, но самая психология и душевный строй» — (1, стр. 51-52)

Практически все сотрудники Петра Могилы были выпускниками иезуитских коллегий с характерно прокатолическими взглядами, как впрочем, и сам Могила. В преподавании они толковали всю догматику почти ничем, не разнясь с католичеством. Но в то же время ими ощущалась потребность адекватного переложения основ веры в соответствии с Православием. Ввиду греческой отсталости в богословской науке была предпринята попытка — создать катехизическое изложение православных догматов с резким отмежеванием от протестантизма, но с явно католической окраской всех подробностей. Так появилась книга «Православное исповедание» которую в 18 веке назвали «символической книгой». Главным составителем её явился первый ректор Киевской Академии Исайя Козловский в контакте с П. Могилой, который собрал в 1640 году в Киеве собор для рассмотрения и принятия этого вероизложения. Там «исповедание» вызвало немало нареканий из-за присутствия явных католических элементов. Но митр. Пётр горячо защищал своё детище, и сочинение было послано в Яссы в 1642 г. на общевосточное совещание. В Яссах вероизложение было подвергнуто критике греческого богослова Мелетия Сирига, который внёс туда существенные правки и в таком виде отправил в Киев. Но Могила не хотел печатать «Православное исповедание» в таком виде, что показывает, насколько важно ему было сохранить латинский характер «символической книги». И в обход этих споров Пётр Могила написал другую книгу для практического использования в школах «собрание короткой науки об артикулах веры» известную ещё и как «Малый катехизис», напечатанный, кстати, в Москве в 1649 г.

Этот катехизис Могила опять таки составил по католическим источникам и главным образом с сочинения Петра Канизия.

Пётр Могила написал также сочинение под названием «Лифос» в ответ на критическое польское сочинение Кассиана Саковича. Оно вышло в 1644 г. под псевдонимом Евсевия Пимена на польском языке. Целью этого сочинения было показать полякам несостоятельность обвинений их духовных лиц на православных служителей. Говорится также о главных догматических отличиях с католическим вероучением.

В Русской православной церкви была ощутительная потребность в правилах, которыми должны были руководствоваться священники при исполнении своих треб и обрядов, и в особенности исповеди. При долговременном невежестве вкрались большие беспорядки. Священники отправляли требы, как попало, мало заботились об удержании своих прихожан в правилах благочестия, и это давало свободу всякого рода языческим суевериям.

«Пётр Могила обратил внимание на то, что в церковных богослужебных книгах, бывших в употреблении в южной и западной Руси, вкрались неправильности и разноречия. Они были тем неуместнее, что противники православия указывали на это обстоятельство, как на слабую сторону, и утверждали, что в православном богослужении нет единообразия… Могила постановил, чтобы впредь богослужебные книги не выходили в печать без пересмотра и без сличения с греческими подлинниками и без его благословения; он сам трудился над их пересмотром» — (11, стр. 320)

В 1629 г. Могила издал свой «Служебник», одобренный на киевском соборе митрополитом Иовом Борецким и южнорусскими епископами. Этот служебник, кроме необходимых правок, имел ещё догматическое и обрядовое объяснение литургии, написанное учеником Петра Могилы, Тарасием Земкою.

В 1639 г. вышло переиздание этого служебника со значительными добавлениями ектений и молитв на всякую потребу.

В 1646 г. П. Могила закончил и напечатал свой «Эвхологион» или Требник.

Это был не просто требник для приходского употребления, а сборник пересмотренных и принятых чинопоследований, дополненный новыми чинами и молитвами совершенно открыто взятый из Rituale папы Павла 5. Этот сборник был издан в 1637 г. в Риме в переводе на хорватский язык. Т.е. по сути дела и в богослужебной жизни Могила стремился проводить прямые заимствования с Запада. Это делалось, видимо с той целью, чтобы и в практической богослужебной жизни сблизить православных с католиками. Кроме того, в Требнике Могилы имелись довольно пространные толкования таинств в латинском духе. Например, обозначался момент преложения Св. Даров, при произнесении установительных слов, в чин покаяния вносится латинская формула «я прощаю и разрешаю».

«Действительно, догматических возражений против Рима у Могилы не было. Он лично был уже как бы в догматическом единомыслии с Римом. Потому так легко и свободно он и обращался с латинскими книгами. То, что он находил в них, он и принимал за православие, как древнее предание. Для него стоял только вопрос юрисдикции» — (1, стр. 45)

Занимаясь научной деятельностью и утверждением своей новой коллегии, Могила не оставлял заботы об образовании духовенства и пока нарождалось новое поколение пастырей, следил, чтобы среди рукополагаемых не было круглых невежд. Для этого постановил, чтобы ожидающие посвящения в сан некоторое время оставались в Киеве и учились у сведущих лиц. Такая подготовка могла продолжаться и до года. Сам Могила экзаменовал их и содержал всё это время за свой счёт. Для ликвидации духа религиозной войны нужно было заниматься глубоким перевоспитанием духовенства, прежде всего со стороны характера и уровня духовного образования.

Развитие богословской школы в Киеве оказало решающее воздействие на характер духовного образования в Московии. Через своих воспитанников Могилянская Академия передала в Великороссию метод и самый дух своего просвещения.

Сношения Малороссии с Москвой были частые. И уже в 1640 году Пётр Могила уговаривает царя устроить в своей столице монастырь, в котором бы киевские монахи обучали детей боярских греческой и славянской грамоте. Но тогда общее недоверие русского общества к малороссийским книжникам не дало осуществить попасть на московскую почву киевской учёности. Первый шаг в этом направлении был осуществлён боярином Ф.М. Ртищевым по частной инициативе. Он за свой счёт принял и обеспечил просветительскую деятельность нескольких киевских монахов.

Более существенные сношения с киевскими книжниками начались после прибытия в Москву Эпифания Славинецкого. Никон, познакомившись с ним, изменил своё мнение о малороссах и впредь стал опираться на них в деле исправления книг.

Первые труды Славинецкого состояли в переводах святоотеческих сочинений. Ртищев поместил его вместе с братией в новопостроенном Андреевском Преображенском монастыре. Там они занимались, кроме переводов, обучением юношей.

Для обзора выдающихся деятелей Киево-могилянской Академии я разделю их на 4 группы, по характеру и масштабу их деятельности.

Первая группа – это преподаватели и ректоры Академии, как бывшие при самом Могиле, так и после него. Другая – это учёные богословы, главные труды которых положены были уже в Великороссии, третья – это высшие сановники церковные, служившие в Московии и четвёртая – все остальные.

Преподаватели и учёные Академии: Исаия Трофимович, Феодосий Сафонович, Сильвестр Коссов, Иннокентий Гизель, Лазарь Баранович, Иннокентий Галятовский и пр.

Несмотря на то, что мы отмечаем вниманием таких деятелей как Радивиловский, Галятовский и Баранович, следует отметить об их пассивном следовании за схоластической наукой и гомилетикой своего времени. Например, Костомаров даже так отзывался о Лазаре Барановиче: «Вычурность, напыщенность, — при скудости мысли, бедности воображения и отсутствии неподдельного чувства, — составляют отличительные черты проповеди Лазаря. Все они, можно сказать, состоят из трескучих фраз и до чрезвычайности скучны» — (10, стр. 121)

Учёные и богословы, трудившиеся в Великороссии:

Это главным образом Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий, потрудившиеся в начале создания книжности и просвещения в Москве.

Также я отнесу к этой группе Димитрия Ростовского, потому как его деятельность как просветителя гораздо более значима, чем его деятельность как сановника церкви. Он также как и многие выходцы из Малороссии учился у католиков, и это влияние чувствовалось в нём всегда: от книг в личной библиотеке до источников для составления знаменитых «житий святых».

«И о многих из киевских деятелей конца 17 и начала 18 вв. мы знаем прямо и достоверно, что в годы учения они действительно переходили «в римское послушание»» — (1, стр. 52)

Сановники Церкви: Местоблюститель митрополит Стефан Яворский, митр. Феофан Прокопович и митр. Арсений Мацеевич.

Арх. Стефан Яворский представлял собой тип архиерея приверженного традиционной церковности, но образованного вполне по западному. Его деятельность в качестве иерарха весьма положительна для сохранения духа русской церковности.

Митр. Феофан Прокопович, самый деятельный, ловкий и всегда умеющий подстроиться под обстоятельства времени и характер правителя иерарх. Он более проявил себя с точки зрения политика, чем церковного деятеля. В этом качестве его и ценил Пётр Первый, как нужного политика на церковной кафедре и как человека западно-протестантских взглядов.

Надо сказать, что в богословском отношении Стефан Яворский и Феофан Прокопович представляли из себя противоположности в богословской ориентации. Оба учились у католиков, оба прошли и Могилянскую школу, но Стефан Яворский развился в духе католицизма, а Прокопович в духе протестантизма. И такое их противоположение в публицистической деятельности как бы уравновешивало влияние протестантского и католического влияний на православное богословие того времени.

«Из всего этого достаточно усматривается, что деятельность Феофана Прокоповича была преобразовательная, совершенно противоположная характеру блюстительной деятельности Стефана Яворского. Каждая из них, отдельно взятая, была одностороння и вела к заблуждениям; но они дополнялись взаимно, и их борьбою православие очищалось от всего наносного, чуждого» — (2, стр. 140) «в развитии нашей Церкви, как школы, был момент католического влияния. Это самое объясняет нам возможность влияния протестантского, как противодействия» — (2, стр. 59) «Этими переписками, частыми путешествиями и посещением иностранных училищ наше духовенство принимало участие в современных западных вопросах и знакомилось с богословскими трудами протестантов. Под их влиянием образовалась в нашей Церкви новая школа, имевшая своё значение как необходимое противодействие школе католической» — (2, стр. 65)

Несколько особняком от них стоит митр. Ростовский Арсений Мацеевич. Он, хотя и был образован в Малороссии, относился скорее к архиереям старого типа и за отстаивание прежних привилегий Церкви пострадал, хотя, скорее ошибочная его позиция, не умоляет его исповеднического подвига и личной святости.

Далее упомянем остальных наиболее известных деятелей, имена которых связаны с Киево-могилянской Академией: Григорий Сковорода, Скоропадский Иван Ильич, Березовский Максим Созонтович, САМОЙЛОВИЧ (Сущинский) Данило Самойлович, Григорий Конисский, Антоний Радивиловский.

Среди них особенно следует выделить выдающегося, для своего времени, мыслителя Григория Сковороду. Это был мыслитель совершенно нетипичный среди прочих учившихся в Киевской Академии. Можно сказать, что он был мыслитель скорее ренессансного типа, чем средневекового. Он был по преимуществу философ и этик. Хотя его творчество не изучено полностью, можно выделить основные направления его исканий.

Это глубокий морализм, подтверждаемый образом его жизни и проповедуемый им везде, где только он ни был. От этого он был весьма известен, и уважаем в различных классах малороссийского общества. Во вторых – изыскания в области философии природы, где он приближается к дуализму. И ещё метафизика, клонящаяся к пантеизму.

«Философия Сковороды, бесспорно, была продуктом его личного творчества, но это совсем не отрицает возможности ряда влияний на него» — (8, стр. 90)

Его кажущаяся неортодоксальность была результатом свободного поиска в малоизученных областях философского знания. «Сковорода был твёрд в свободном творчестве, но решительно чужд всякому бунту: наоборот, им владеет убеждение, что он в искании истины остаётся со Христом, ибо «истина Господня, а не бесовская»» — (8, стр. 90)

Также в лице Сковороды мы видим начавшийся процесс секуляризации мысли за пределами Церкви.

Итак, подытожим сказанное о феномене Киево-могилянской Академии.

Главным деятелем её был, несомненно, сам основатель Пётр Могила, проведший такие реформы в русской православной богословской школе, что масштаб их последствий сравним с реформами Петра Первого в государственной жизни.

«Трудно дать чёткую характеристику Петра Могилы. Есть что — то нечёткое в самом его образе и во всех его делах. Он сделал много. При нём западнорусская Церковь выходит из той растерянности и дезорганизации, в которых она страдала со времени Брестского собора. И вместе с тем всё пронизано чуждым, латинским духом…Это была острая романизация Православия, латинская псевдоморфоза Православия. На опустевшем месте строится латинская и латинствующая школа, и латинизации подвергается не только обряд и язык, но и богословие, и мировоззрение, и самая религиозная психология. Латинизируется сама душа народа» — (1, стр. 49) «Неверно винить в этом одного Могилу, процесс начался до него, и сам Могила скорее выражал дух времени, чем прорубал новые пути. Однако именно он сделал больше других для того, чтобы этот «крипто-романизм» укрепился и удержался в жизни Западнорусской Церкви» — (1, стр. 49)

Для объективного суждения о деятельности Могилы нужно иметь в виду следующее.

«В стране, где в продолжение веков господствовала умственная лень, где масса народа пребывала по своим понятиям в первобытном язычестве, где духовные, единственные проводники какого-нибудь умственного света машинально и небрежно исполняли обрядовые формы, не понимая их смысла, не имея понятия о сущности религии, где только слабые зачатки просвещения, брошенные эпохой Острожского, кое-как прозябали, подавляемые неравною борьбой с чужеродным и враждебным строем образования; в стране, где русский язык, русская вера и даже русское происхождение клеймились печатью невежества, грубости и отвержения со стороны господствующего племени, — в этой стране вдруг являются сотни русских юношей с приёмами тогдашней образованности, и они, не краснея, называют себя русскими; с принятыми средствами науки они выступают на защиту своей веры и народности» — (11, стр. 331-332)

Благодаря заимствованию европейской латинской культуры и науки, в Малороссии, а потом и в Москве сделалось возможным создать полноценную систему духовного образования и просвещения, что привело к пробуждению интеллектуальных природных и духовных сил православного мира. И ко второй половине 19-го века мы видим появление феномена русской богословской школы. Семя, брошенное Могилой, дало чрезвычайные, по своим последствиям, всходы не только для Малороссии, но и для всего русского мира. Благодаря Киевской Академии богословская учёность была занесена в Москву и послужила основанием для создания Московской богословской школы. В этом главная заслуга Могилянской Академии.

Список литературы для реферата:

1) Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия
YMKA – PRESS 1983 г.
2) Ю. Ф. Самарин Избранные произведения, Стефан Яворский и Феофан Прокопович как богословы. «Российская политическая энциклопедия» Москва 1996 г.
3) Е. Поселянин. Очерки из истории русской церковной и духовной жизни в 18 в. «Талан», Москва 1998 г.
4) Большая Энциклопедия, «Кирилл и Мефодий» Москва 2001 г. Версия на 2-х CD.
5) П.И. Малицкий Руководство по истории Русской Церкви, Общество любителей церковной истории, Крутицкое Патриаршее Подворье Москва 2000 г.
6) Полный православно-богословский энциклопедический словарь 2 т., Концерн «Возрождение» 1992 г.
7) А.Ф. Замалеев. Восточнославянские мыслители. Издательство Санкт-Петербургского Университета 1998 г.
8) Прот. В.В. Зеньковский История Русской Философии т. 1, «IMKA PRESS» Париж 1948 г.
9) А.В. Карташов «Очерки по истории русской Церкви» т. 2, «ТЕРРА» Москва 1997 г.
10) Н.И. Костомаров Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей т. 3 «Рипол классик» Москва 2001 г.
11) Н.И. Костомаров Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей т. 2 «Рипол классик» Москва 2001 г.
12) Воробьёв М.Н. Русская история ч. 1 ПСТБИ, Москва 1999 г.

50.464444 , 30.519444
Национальный университет "Киево-Могилянская академия"
(НаУКМА )
Оригинальное название Національний університет "Києво-Могилянська академія"
Международное название National University of "Kyiv-Mohyla Academy"
Год основания (восстановлен в )
Президент Сергей Квит
Расположение Киев , Украина
Юридический адрес Украина 04070 г. Киев, ул. Сковороды 2
Сайт http://www.ukma.kiev.ua

Национа́льный университе́т «Киево-Могиля́нская акаде́мия» (НаУКМА ) (укр. Національний університет «Києво-Могилянська Академія» ) - один из ведущих современных университетов Украины. Учитывая свою историческую предшественницу - Киево-Могилянскую академию, НаУКМА считается одним из двух старейших вузов Украины после Львовского Университета и одной из старейших высших школ в восточной Европе.

Факультеты

  • Факультет гуманитарных наук
  • Факультет экономических наук
  • Факультет информатики
  • Факультет правовых наук
  • Факультет естественных наук
  • Факультет социальных наук и социальных технологий

Рейтинги и репутация

В 2009 году по результатам общенационального рейтинга "Компас-2009" (Журнал "Корреспондент" от 22 мая 2009 года) НаУКМА занял 2 место.

В 2009 году согласно мониторингу научных и высших образовательных учереждений в соответсвии с муждународным индексом цитирования НаУКМА получил 36 место среди всех украинских высших учебных заведений

В 2008 году в рейтинге 228-ми украинских ВУЗов проведённом благотворительным фондом "Развитие Украины" Рината Ахметова НаУКМА разделил второе место с (первое разделили между собой Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко и Национальная юридическая академия им. Ярослава Мудрого).

В соответствии с рейтингом университетов проведенным еженедельником Зеркало недели в 2007 году НаУКМА занял третье место среди 200 украинских ВУЗов. По результатам рейтинга проведенного журналом Деньги в 2007 р. НаУКМА занимает первое место по подготовке специалистов в гуманитарной и экономической областях и второе место в юридической области.

История

Основание Киево-Братской коллегии

Духовные школы, коллегии, для получения образования существовали на Украине с конца XVI века . Они были созданы иностранцами-католиками: генуэзцами (Киев), доминиканцами и иезуитами . Они насаждали католическую веру и польские порядки. Приобщение украинцев к европейской культуре осуществлялось путём отторжения национального: веры, языка, обычаев, что было неприемлемо для населения.

Центром национального возрождения стал Киев . Здесь при типографии Киево-Печерского монастыря под покровительством архимандрита Елисея Плетенецкого был создан кружок Киевского Богоявленского братства , переросший в школу. 15 октября года школа переехала в отдельное помещение на Подоле . Эта дата считается датой организации киевской братской школы, предшественницы Киево-Могилянской коллегии, впоследствии академии.

В 1632 году к школе братства была присоединена школа Киево-Печерской лавры , Лаврская школа, основанная в году архимандритом Киевско-Печерской лавры, митрополитом Киевским и Галичским Петром Могилой . Новое учебное заведение получило название Киево-Братской коллегии.

Киево-Братская коллегия при Петре Могиле

Руководителем Киевской Братской коллегии, протектором и опекуном стал Пётр Могила . Реформы, проведённые Петром Могилой, превратили Киево-Братскую коллегию в учебное заведение, ориентированное на «латинскую», западноевропейскую систему образования.

Из числа деятелей этой коллегии наиболее известны: Иннокентий Гизель , Иоасаф Кроковский, Лазарь Баранович, Иоанникий Голятовский, Антоний Радзивиловский, Гавриил Домецкий, Варлаам Ясинский , Стефан Яворский , Феофилакт Лопатинский, Феофан Прокопович , святой Иннокентий Кульчинский, Гавриил Буянинский, Исаия Копинский , Захарий Копыстенский, Лаврентий Зизаний, Александр Мытура и другие.

В ней работали и воспитывались многие видные общественные деятели, деятели культуры и просвещения: Епифаний Славинецкий , И. Галятовский, И. Гизель, Д. Самойлович, Конанович-Горбацков. В академии учились Порфирий Зеркальников, который выполнял дипломатические поручения царя во время Освободительной войны, потом сотрудничал со Епифанием Славинецким в Москве, Карион Истомин , автор первого иллюстрированного русского «Букваря» и «Малой грамматики»; Конон Зотов , известный военный деятель, автор первой русской книги по технике корабельного управления; генерал-фельдмаршал Борис Шереметев , сподвижник Петра І, и прочие. В Киевской академии постоянно учились белорусы. Среди них известный будущий учёный Симеон Полоцкий (1620-1680).

Выпускники академии были основателями ряда школ в России и Беларуси, особенно в ХVІІІ столетии. Ими были основаны школы и семинарии почти во всех городах России: Москве , Петербурге , Смоленске , Ростове Великом , Тобольске , Иркутске , Холмогорах , Твери , Белгороде , Суздале , Вятке , Вологде , Коломне , Рязани , Пскове , Великом Устюге , Астрахани , Костроме , Владимире на Клязьме и других городах. Учителями в этих школах преимущественно были выпускники Академии. В Могилёве архиепископом, просветителем, учёным, воспитанником и ректором Академии Георгием Конисским была открыта семинария, которая стала центром образования в Белоруссии.

Знаменитые выпускники, студенты и профессора

Примечания

Литература

  • Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. - Казань, 1914.
  • Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем Академией. - Киев, 1856.
  • Києво-Могилянська академія в іменах. XVII-XVIII ст. - К.: Вид. дім «КМ Академія», 2001.
  • Хижняк З. І., Маньківський В. К. Історія Києво-Могилянської академії. - К.: «КМ Академія», 2003.
  • Є.І. Онищенко , Воскресіння Академії: Спогади про відродження Києво-Могилянської академії та його учасників - К.: Вид. дім "КМ Академія", 2004.
  • The Kievan Academy in the Seventeenth Century. - Ottawa: University Of Ottawa Press, 1977. - ISBN ISBN 0-7766-0901-7
  • The Kievan Academy and Its Role in the Organization of Russia at the Turn of the Seventeenth Century. - New York: Shevchenko Scientific Society, 1976.
  • Omeljan Pritsak and Ihor Sevcenko, eds. «The Kiev Mohyla Academy (Commemorating the 350th Anniversary of Its Founding, 1632-1982).» Harvard Ukrainian Studies . vol. VIII, no. 1/2. Cambridge, MA, 1985.
  • S.M. Horak. «The Kiev Academy. A Bridge to Europe in the 17th Century». East European Quarterly , vol. 2, 2, 1968.


Что еще почитать