Творческое эссе «Личность педагога: становление в наши дни. Эссе на тему “Психология творчества” Особенности творческой личности

Эссе «Я – креативная личность» Казимировой А.А., ОФД-161м. Что же такое креативность? Если подходить к вопросу с научной точки зрения, то «креативность» (лат. сrео - творить, создавать) – это способность индивида или группы людей, создавать и культивировать...

Эссе «Я – креативная личность» Казимировой А.А., ОФД-161м. Что же такое креативность? Если подходить к вопросу с научной точки зрения, то «креативность» (лат. сrео - творить, создавать) – это способность индивида или группы людей, создавать и культивировать новые оригинальные идеи (либо новое понимание, видение). В современном мире очень важно оставаться не просто личностью, но креативной личностью. Прежде всего, креативная личность – личность, имеющая возможность, способность и, что не менее важно, желание создавать что-то новое. Мы все можем рисовать (например, абстрактные узоры на бумаге, когда задумываемся), можем сочинить оригинальное поздравление другу на день рождения, написать сочинение. Желание тоже имеет огромное значение – ведь согласитесь, что многие не желают заниматься творчеством просто потому, что «нет времени». Такую фразу произносит в наше время каждый человек. В свободное время любой человек стремится просто отдохнуть, но далеко не для каждого творчество является одн

Эссе «Я – креативная личность» Казимировой А.А., ОФД-161м. Что же такое креативность? Если подходить к вопросу с научной точки зрения, то «креативность» (лат. сrео - творить, создавать) – это способность индивида или группы людей, создавать и культивировать новые оригинальные идеи (либо новое понимание, видение). В современном мире очень важно оставаться не просто личностью, но креативной личностью. Прежде всего, креативная личность – личность, имеющая возможность, способность и, что не менее важно, желание создавать что-то новое. Мы все можем рисовать (например, абстрактные узоры на бумаге, когда задумываемся), можем сочинить оригинальное поздравление другу на день рождения, написать сочинение. Желание тоже имеет огромное значение – ведь согласитесь, что многие не желают заниматься творчеством просто потому, что «нет времени». Такую фразу произносит в наше время каждый человек. В свободное время любой человек стремится просто отдохнуть, но далеко не для каждого творчество является одним из способов и видов отдыха. Кого-то это расслабляет, но я пришла к выводу, что творчество – это тоже работа, причём работа важная. Ещё нужно понять, что для творческой личности не должно быть понятия «получается» или «не получается» - здесь важен сам процесс. И всё-таки важное понятие о креативности и креативной личности. Креативность – это не просто умение создавать что-то новое, не просто творческий процесс в целом; это – особая форма мышления, особый склад ума, особенность самой личности, самого индивидуума. Креативная личность – это человек, готовый к переменам, готовый посмотреть на какой- либо вопрос с самых разных сторон, перебрать все варианты; человек, необычно мыслящий, видящий образы; человек, не боящийся ошибиться, всегда ищущий пути решения, смелый и свободный в своих суждениях; прислушивающийся к идеям других людей и дополняющий их; открытый к сотрудничеству, дружелюбный и желающий творить. Даже не имея каких- либо из этих качеств, нужно стремиться их в себе развивать. Как мы знаем из работ известного американского психолога Абрахама Маслоу, творческая направленность, врожденно свойственная всем людям черта. В процессе жизни данная черта исчезает, в силу действующего устройства институтов воспитания, подготовки и образования. Фактически после 10 лет школы, большинство лиц молодого возраста утрачивают способность к творчеству и креативу. Об этой проблеме, кстати, рассуждает Попов С.В. в своем проекте «Детство», вызвавшем недавно широкий резонанс в российском обществе. Хочется также отметить, что в результате своего жизненного пути, стиля жизни, индивидуумы по-разному

адаптированы для ведения креативной деятельности. Кому-то творить и мыслить креативно легко, кому-то нужно в этом помогать. Также нужно сказать о том, что креативность – прежде всего качество, необходимое для учителя, для его работы. Если наш мир настолько многогранный и переменчивый, мы должны соответствовать ему; и потом, учитель работает с новыми поколениями, а они, как мы знаем, всегда впереди планеты всей, да это и правильно. Креативность и особое мышление помогают учителю быть ближе к детям, понимать их, быть с ними на одной волне, иметь точки пересечения. Ведь если учитель «законсервируется» в своей точке зрения, не будет развиваться и развивать своё мышление, то он никогда не найдёт общего языка с детьми, у которых креативное мышление должно быть развитым. Учитель должен помогать детям и поддерживать их мысли, а не мешать, спорить и ставить палки в колёса. Какого учителя ждут школьники? Умного – да; эрудированного – конечно; грамотного – безусловно. И все-таки: оригинального! с выдумкой! Только тогда творчество учителя становится творчеством ученика, а именно такая личность – креативная, разносторонняя - интересна детям. Только тогда совместное творчество становится интересным и важным, только тогда учитель способен заинтересовать ученика, сделаться в их глазах человеком открытым и мыслящим остро, современно. Учитель для детей – человек, который всё знает, всему учит. Это и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймёт и поможет в трудную минуту. Для этого учителю необходим жизнерадостный и веселый характер, если сердиться, то недолго, избегать монотонности, скуки. Поэтому учитель должен разумно чередовать обучение, отдых, игры, чтобы дети не скучали. Всегда должен оставаться интересным для своих детей. Важно не стать скучным взрослым, быть всегда «чуть-чуть» ребёнком, уметь учиться у детей их видению мира, их наивности. Некоторые факторы способствуют развитию креативности. Например, необходима определённая креативная среда, в которой находятся люди. Для креативной среды свойственны следующие черты: Игровая форма. Игровое отношение к делу, не ограниченное рамками действующих норм, установок, канонов позволяет индивиду, либо группе людей находится в легком, эйфорийном состоянии, не проблематизируя, нелепые на первый взгляд обсуждения, на основании которых может родиться достойная идея. Толерантность. Терпимость к чужим мнениям и позициям, обеспечивает возможность концентрации разных представлений о должном устройстве объекта обсуждения, на сопоставлении которых можно получить креативную

идею. Именно поэтому города издревле являлись центрами социальных и технических инноваций. В стенах города уживались люди разных слоев общества, вероисповедания и образования. Симбиоз разных представлений обеспечивал выработку новых идей. Коммуникация. Необходимость вступления в диалог, понимание чужого мнения и его переосмысление, аргументация собственной позиции и получение обратной связи, является также основанием для создания собственной идеи. Дух свободы. Состояние свободы является одним из главных условий создания креативной идеи. Человек не свободный от общественных представлений, установок, не смеющий выйти за их рамки, усомниться в них, не может создавать креативные идеи. Итак, креативность является неотъемлемой характеристикой для человека, которому важно удовлетворить потребность в самовыражении, который открыт всему новому и обладает особым типом мышления – именно не рациональным, а креативным, где зачастую важен не просто сам результат, а как раз путь к нему; как раз все те идеи и мысли, которые приходят в голову. К тому же, талантливый человек просто обязан обладать креативным мышлением, быть человеком своего времени, эти качества зачастую связаны и пересекаются. Я считаю, что очень важно обладать креативным мышлением, потому что это помогает не отставать от современного темпа жизни, решать много задач одновременно, способствует мозговой активности, помогает общению с людьми, а также просто необходимо для работы учителем, где часто нужно думать в определённом игровом ключе, знать, как наиболее оптимально и иногда даже оригинально подать тот или иной материал, чтобы заинтересовать учащихся, которые в первую очередь являются детьми; нужно обладать креативным мышлением хотя бы для того, чтобы написать подобное эссе или придумать для учащихся похожее задание. Также считаю себя креативной личностью: мне всегда интересно выполнять творческие задания, я общаюсь с креативными людьми, охотно прислушиваюсь к интересным мнениям, много читаю, пытаюсь писать произведения сама, придумываю идеи для интересного досуга, например, для семейных праздников. По моему мнению, в современном мире человеку сложно не быть креативным, не привыкнуть к новому способу мышления: доступность любой информации позволяет познакомиться со множеством мнений, а также обязывает к многозадачности и творческому мышлению. Думаю, что каждому человеку необходимо развивать в себе творческую составляющую и быть креативным.

Пункт 8.1

Как раскрывается проблема творчества в философии?

Раскройте психологическую сущность творчества.

Объясните, что представляет собой творчество как педагогическое явление.

В чем сущность творческого потенциала личности?

Охарактеризуйте личностные качества творческого человека. Приведите примеры известных творцов; покажите, какие из их личностных характеристик считаете наиболее значимыми?

Какие функции выполняет творчество в жизнедеятельности личности?

Пункт 8.2

1. Раскройте суть «опыт учебно-творческой деятельности» школьников и студентов? Какие ее компоненты развиты у вас в наибольшей (наименьшей) степени.

Охарактеризуйте принципы организации образовательно-воспитательной среды школы (вуза), ориентированной на развитие творческого потенциала личности.

Какие технологии развития творческого потенциала в учебно-познавательной деятельности, на Ваш взгляд, наиболее эффективны?

Е.Л. Яковлева рассматривает творчество как реализацию личностью своей неповторимости и уникальности. Разделяете ли вы ее точку зрения? Обоснуйте свою позицию.

Охарактеризуйте личностные качества творческого человека; приведите примеры известных творцов; какие их качества считаете наиболее значимыми.

Творческая направленность личности: в чем ее сущность? Какие из ее характеристик вы высоко (низко) оцениваете у себя?

Процессуальные характеристики творческого акта. Раскройте их. Какие из них вы переживали наиболее четко? Когда это было?

Подготовьте эссе на тему «Жизнь – это творчество».

Вопросы для контрольной самостоятельной работы:

· Напишите эссе на тему: «Что такое творчество для вас?»

· Составьте список ваших любимых произведений искусств и объясните, почему вы их выбрали? Что вас в них привлекло?

Глава 8. ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО

Творчество есть одно из самых активных состояний и проявлений человеческой свободы .

В.В. Шарапов



8.1. Творчество как педагогическое явление.

Творчество – это творение, создание чего-то нового, оригинального, ранее не существовавшего; это необходимое свойство и функция культурно-исторического развития живой и неживой природы, порождающей новые формы и виды.

Способность к творчеству у человека возникла в процессе трудовой деятельности. Из предоставляемого природой материала он должен был создавать новую реальность, удовлетворявшую многообразие его потребностей. По мере познания закономерностей окружающего мира возможности творчества возрастают. Сегодня выделяют творчество в каждой отрасли производства, науки, искусства и т. д. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности человека (творчество изобретателя, организатора производства, ученого, художника, педагога и т.д.).

Понятие «творчество» обладает широкой объяснительной силой. Оно трактуется и как культурно-историческая функция развития живой и неживой природы, общества; и как основная сфера деятельности научной и художественной элиты (творчество композитора, ученого, скульптора и др.); и как компонент любой человеческой деятельности, требующей принятия решений в ситуации неопределенности, неоднозначности.

Сущность творчества относится к числу наиболее сложных проблем, неизменно привлекающих внимание философов, психологов, социологов, антропологов, культурологов, педагогов.

Рассмотрим вначале проблему творчества с позиций философов и психологов. Это поможет на новом материале проследить взаимосвязи педагогики с другими науками и показать ее практико-преобразующую роль в жизнедеятельности человека и общества.

Понимание творчества как деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее, является общепризнанным. Столь же единодушны исследователи в признании духовно-личностной природы творчества. И. Кант (1724-1804гг.) – немецкий философ, ученый определял сущность творчества как высшую форму самореализации личности в процессе ее жизнедеятельности.

Творчество осуществляется в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него влияние, обусловленное формами уже созданной культуры. Субъект творчества всегда включен в «разветвленную сеть» современной ему культуры. Поэтому истоки творческих процессов трактовались по-разному в различные исторические эпохи. Так, древнегреческий философ Платон (428-347гг. до н.э.) объясняет творчество как «волевой акт богоподобного человека», для которого потребность постижения мира, его преобразования проявляются как «одержимость».

Эпоха Возрождения, проникнутая безграничной верой в возможности человека, рассматривает творчество как создание произведений искусства.

Будучи разумным и духовным, человек не может не быть творческим. Творческое начало человека проявляется во всех сферах жизнедеятельности.

В психологии проблема творчества исследуется в двух основных направлениях: 1) изучение свойств личности, включенной в процесс творчества, личности творца; 2) психологический процесс создания (творения) нового, оригинального продукта. Природу творчества определяют как проявление личностных качеств человека, выделяют различия между творческими и нетворческими личностями. Для творческой личности свойственна устойчивая направленность на поиск нестандартных, оригинальных решений. Ее отличает высокий уровень творческих способностей, позволяющий достигнуть социально и лично значимых результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Являясь культурно-историческим и духовно-личностным образованием, творчество обусловлено свойственной лишь человеку активностью. Эта чисто творческая активность включает в себя содержательную и энергетическую стороны. Содержательная сторона активности представлена идеалами, целями, мотивами, интересами, ценностями. Энергетическая составляющая проявляется в действиях, поступках, общении, чувствах, воле, вере. Первая из них устремлена в будущее, вторая реализуется в настоящем. Движущей силой творчества является устремленность человека в будущее, которое видится ему более совершенным и интересным. Стремление к совершенствованию, преобразованию окружающей действительности в соответствии со своим представлением о прекрасном (со своим идеалом), распространяется им и на самого себя, на свое самосовершенствование.

Творчество предполагает наличие у личности определенных способностей, потребностей, жизненной позиции, установок.

Психологи выделяют три вида способностей: 1) общие – при помощи которых обеспечивается относительная легкость и продуктивность работы, требующей интеллектуального напряжения; 2) специальные – имеющие четко выраженную специализированную направленность (к музыке, к спорту, к математике и т.д.); 3) практические – к ним относят конструктивно-технические, организаторские, исполнительские способности, которые обеспечивают успех в привычной деятельности.

Творческие способности рассматриваются исследователями на нескольких уровнях: генетическом, интеллектуальном, эмоциональном. На генетическом уровне – это личностные качества человека, имманентно присущие ему как представителю Homo sapiens. В образовательном контексте они представлены в категориях «креативное Я», «творческий потенциал», «творческость», «креативность».

«Креативное Я» (теория Альфреда Адлера) – это первопричина движения человека к совершенству; свое совершенство человек творит сам из «сырого материала наследственности и опыта». Развитие человека как творческой личности генетически обусловлено и проявляется в порождении уже ребенком знаков, символов. Поэтому он уже с младенчества выступает как субъект культуры.

Креативность понимается как плодотворность личности, для которой свойственен творческий тип деятельности в любой из сфер, в которые личность включена.

Творческие способности могут проявляться как творческое исполнение кем-то заданной деятельности; в этом случае речь идет о творческом исполнительстве . Исполнение деятельности, алгоритм которой пока неизвестен, определяется как собственно творческая .

В «индивидуальной психологии» А. Адлера творческое «Я» личности рассматривается как основной элемент в жизненном проявлении человека. Творческое «Я» - это высоко персонализированная субъективная система, интерпретирующая и осмысливающая опыт организма. Более того, «Я» ищет тот опыт, который поможет в осуществлении уникального жизненного стиля личности; если его найти невозможно, творческое «Я» старается его создать».

Уникальность человеческой личности проявляется в уникальности системы ее мотивов, ценностей, черт характера. В каждом действии человека запечатлен свойственный только ему стиль жизни, начиная с самого раннего детства.

Основным упражнением, развивающим творческие способности ребенка, он считал следующее: «Пытайтесь каждый день думать, как вы сможете кому-то сделать приятное».

Близка к генетической концепции творчества теория адаптивной функции эмоций Е.Л. Яковлевой. Автор исходит из посыла, что человеку как существу социальному, разумному, духовному и креактивному врождены специфические потребности и способности. Среди них выделяют потребность и адекватную ей способность «достигать самопревышения; стремиться достичь такого состояния, которого еще нет; проявлять свою активность, равняясь на определенный идеал, эстетические и нравственные ценности. Человеческая субъективность при этом проявляется в эмоциональных реакциях и состояниях, то есть в отношениях к явлениям окружающего его мира, к самому себе и своему месту в мире. Самому человеку эти отношения представляются как чувства; как субъективное отношение к чему-либо, его эмоциональные отношения.

Эмоциональные реакции и состояния могут рассматриваться как самодостаточные проявления индивидуальности – уникальности личности. Они являются «индикатором», указывающим на истинное отношение человека к происходящему, в том числе и к своим успехам, поведению.

Осознание человеком своих истинных чувств, а также сложность их адекватного выражения является непременным условием гармонии человека с окружающим миром; развития его потенциальных творческих способностей.

Интеллектуальная природа творчества и творческой личности в психологии исследуется Д.Б. Богоявленской. Она считает, что системообразующим качеством творческой личности является стремление к интеллектуальному успеху. В качестве единицы анализа творческой личности вводится интеллектуальная активность личности (ИАЛ). Интеллектуальная активность включает в себя, во-первых, интеллектуальные способности; во-вторых, неинтеллектуальные, а личностно-мотивационные факторы умственной деятельности. Реальным проявлением интеллектуальной активности является продолжение мыслительной деятельности за пределами требуемого, не обусловленного ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы. История выдающихся деятелей науки, культуры дает тому массу подтверждений.

В таблице 7 представлены качества, отличающие творческих людей.

Таблица 7

Доминирующие качества творческой личности

Творчество как деятельность включает в себя все ее компоненты: цель, содержание, формы и методы. Творческий подход к деятельности затрагивает все подсистемы личности и сферы ее жизни. Обращение к творчеству соответствует природной и социальной сущности человека, его потребности в познании и преобразовании окружающего мира, в общении и взаимодействии с другими людьми.

Процессуальные характеристики творчества включают в себя интерес, замысел, состояние предрешения, подготовку к реализации решения, озарение, решение, проверку. По отношению к себе процессуальные характеристики творчества отражают реализацию человеком своего личностного роста и такими понятиями, как «самотворчество», «самосовершенствование», «самосозидание».

В любом творческом процессе «работают» такие интеллектуальные способности, как способность наблюдать, сравнивать, анализировать, комбинировать, импровизировать, обобщать, систематизировать, делать выводы и заключения.

Но поскольку творчество осуществляется в конкретных социокультурных условиях, общий алгоритм творчества всегда спроецирован на конкретную сферу деятельности.

Теперь рассмотрим творчество как явление педагогическое. Как гуманитарный феномен оно представляет собой фрагмент реальной действительности, возникающий там и тогда, где и когда есть отношения «учительства-ученичества», «обучающего-обучающегося», «преподавания – учения».

Педагогическое явление всегда включает такие элементы, как: педагог – учащийся (студент) – средства образования (обучения, воспитания) – среда (культурно-образовательная), в которой это явление разворачивается. С педагогической точки зрения важны ответы на следующие вопросы:

Что представляет собой учащийся (студент) как цель, субъект и объект творчества?

Каков педагог – организатор учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие творческого потенциала личности своих учащихся (студентов)?

Какими средствами обеспечивается развитие творческого потенциала учащихся (студентов) в реальном педагогическом процессе?

Какой должна быть культурно-образовательная среда, обеспечивающая развитие творческого потенциала учащихся, их способностей?

Педагогический подход к формированию творческой личности аккумулирует все психологические теории творчества и творческой личности.

Для педагогики как науки о закономерностях развития личности в сфере образования свойственен уход от крайностей, от абсолютизации одной какой-то теории. Она интегрирует конструктивные идеи различных концепций и определяет свой объект исследования. Педагогика в качестве своего объекта исследует творческую направленность личности в любой сфере деятельности. Творческая направленность личности – это совокупность креативных представлений человека о себе и способах их проявлений. Творчески направленной личности присущи такие качества, как:

Активно-преобразовательное отношение к миру;

Чувствительность к проблеме;

Чувство новизны;

Жажда познания;

Способность разрешать противоречия по принципу целесообразности и оптимальности.

Эти качества определяют относительно устойчивое поведение человека в разнообразных жизненных ситуациях.

Для формирования творческой направленности личности учащихся имеются генетические предпосылки, которые в педагогике определяются как ее творческий потенциал.

Творчество, творческий потенциал – это проявление заложенной природой социальности, духовности человека, его уникальности и неповторимости, которые присущи ему как представителю Homo Sapiens. Они осознаются как ценности гуманистической педагогики.

Различают объективное и субъективное творчество. Объективное творчество предполагает создание (творение) качественно нового, оригинального, общественно значимого продукта (новые теории, произведения искусства, научные открытия). Субъективное же творчество рассматривает в качестве творческого продукта овладение новыми для данной личности способами познавательной деятельности, постижение новых смыслов в прежней деятельности.

Продуктами субъективного творчества в учебной деятельности учащихся являются такие личностные новообразования, как:

Способность открытия нового знания;

Появление новых мотивов, целей учебной деятельности;

Владение новыми (для личности) способами деятельности;

Импровизационность как способность внезапно принять решение;

Расширение поля интеллектуальной активности;

Креативность, т.е. плодотворность в учебно-познавательной деятельности.

Личностные новообразования обогащают все компоненты деятельности личности (мотивационный, интеллектуально-логический, эмоционально-волевой, нравственно-эстетический, коммуникативный) при условии, что учебно-творческая деятельность поощряется.

Педагог как субъект учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие творческого потенциала своих учащихся (студентов) – это личность, профессионал, осознающий, что творчество всегда происходит в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него серьезное влияние, и в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры, в которую всегда включен субъект.

Повышенный интерес к вопросам творческого развития личности сегодня объясняется назревшей социальной необходимостью как в творцах-созидателях, так и творческих исполнителях. Необходимость развития творческих способностей связывается с престижем страны, зависящим от количества и качества творческой продукции; личной удовлетворенностью трудом; проблемой свободного времени; гармонизацией семейных отношений; отношений с миром в целом.

Проблема развития творческого потенциала личности относится к числу не только важнейших, но и сложнейших. Сложность ее обусловлена наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. Эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы: первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности; вторая – все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей; третья – зависимость развития творческих способностей от характера и структуры деятельности, в которую включена растущая личность.

Среди позитивных факторов социальной среды выделяют: доброжелательность окружающих, поддержку со стороны руководства, помощь и понимание близких людей.

К тормозящим формирование и проявление творческой личности факторам относят: позицию маститых представителей сферы творчества, которые противятся идеям молодых; соперничающие школы (группы), отрицающие у своих противников все достоинства, в том числе и новые идеи; штампы, стандарты, запрещающие выход за пределы нормы; информационную перегрузку людей; механизацию труда, которая сводит его к повторяющимся, типичным действиям.

Творчество как педагогическое явление рассматривается как ценность личности, общества и государства. Педагогика оперирует понятием «творческая направленность личности» и рассматривает эту направленность как системообразующий компонент жизненного проявления человека.

Педагогика исходит из того, что творчество – это не только самостоятельный вид деятельности: оно потенциально заключено в любой профессии, в разных сферах общественного производства. Творчество – это единственная, природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специфических способностей к той или иной конкретной деятельности. Существует творчество гениев и творчество в выполнении простых повседневных дел. Творчество не сводимо только к труду писателя, художника, ученого, конструктора, поскольку оно может проявляться и в преподавании, и в приготовлении пищи, и в торговле, и в любой другой деятельности. Творчество рассматривается как некоторый специфический стиль деятельности, а не вид ее деятельности. Следовательно, все дети потенциально креативны, и задача педагогической теории и практики – помочь учителю и родителям разглядеть своеобразную индивидуальную креативность ребенка; а затем помочь ему развить свой творческий потенциал.

Как педагогическое явление, творчество осознается субъектами педагогического процесса как ценность личности, защищающая ее свободы и реализующаяся через создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих каждому возможность для субъективного (открытие для себя нового знания, порождения новых способов деятельности, новых познавательных мотивов, импровизационности) и объективного (создание принципиально нового, оригинального продукта деятельности) творчества.

В жизнедеятельности личности творчество выполняет следующие функции:

Выражает активно-преобразовательное отношение к миру;

Интегрирует личность в значимые для нее сферы деятельности и общественных отношений;

Выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых субъекту неизвестен;

Объективирует собственную индивидуальность для Другого;

Реализует право личности на свободу, выход за пределы обязательного;

Защищает личность от стрессов, уныния, жизненных потрясений.

Развивать заложенную в каждом ребенке способность к творчеству, воспитать у него качества, необходимые для того, чтобы в разных видах деятельности он мог успешно действовать либо как исполнитель, либо как творец (как этого и требует реальная жизнь) – значит воспитать поколение, которое будет преодолевать инертность, застылость форм и методов в любой работе, застойные явления, препятствующие развитию общества в целом.

Именно творческое мышление является движущей силой развития и совершенствования, как отдельного индивида, так и всего человечества. Главная цель и итог творческой деятельности человека – создание чего-то объективно нового, что не было создано прежде. Не будь у людей такой способности, как творческое мышление, скорее всего, мы до сих пор жили бы в пещерах и убивали камнем мамонтов. Ведь всё то привычное, что сейчас нас окружает в какой-то мере является продуктом творчества. И стол, и стул, и различные гаджеты были придуманы и созданы человечеством, и являются культурой, в широком смысле слова. Таким образом, сложно преуменьшить значение творческого мышления в нашей жизни. А психология творчества – это как раз тот раздел психологии, который изучает процесс творчества, особенности творческого мышления, преграды на пути творчества и ищет пути преодоления этих преград.

Несложно объяснить, почему меня заинтересовала именно эта тема исследования. Я с ранних лет увлекаюсь творчеством таких знаменитых художников, поэтов и писателей, как Иван Айвазовский, Валентин Серов, Марина Цветаева, Анна Ахматова, Иван Бунин и многие другие, поэтому для меня исследование на тему психологии творчества – отличная возможность лучше понять, что являлось движущей силой этих великих людей, когда они создавали знаменитые работы.

Актуальность темы данной работы не вызывает сомнений. Вопрос о творческом мышлении был актуален во все времена. Даже задолго до преобразования психологии в самостоятельную науку, делались попытки объяснить феномен творческого мышления, и до сих пор не прекращаются исследования в этой области знаний. Но, конечно, психология творчества не ограничивается официальными рамками науки. Она охватывает всю нашу жизнь. Ведь почти каждый день мы встречаемся на улице или дома, на работе или учебе, в музее или в интернете с различными произведениями искусства: картинами, архитектурными сооружениями, скульптурами, стихотворениями или рассказами. И психология творчества не только поможет обществу понять, как они создавались, но и объяснит, как самим стать создателем.

Творческое мышление становится всё более ценным для личности в век, когда нарастает значение индивидуализма и уникальности. «Не быть как все», – девиз современного человека. Тогда перед человеком встаёт вопрос: А как преодолеть конформность и стать творческой личностью?

Итак, цель моего исследования – выявить способы стимулирования творческого мышления.

В своём исследовании ставлю следующие задачи :

  • Обозначить особенности творческой личности.
  • Рассмотреть этапы творческого процесса.
  • Исследовать преграды для творчества.
  • Найти решение преодоления этих преград.

Объект данного исследования – творческое мышление.

Предмет исследования – творческая личность.

Метод исследования – изучение различного материала по данной теме: психологические теории, опросы, проводимые эксперименты.

Творчество. Особенности творческой личности.

В начале исследования необходимо определиться, что же мы понимаем под основными понятиями работы «творчество» и «творческая личность». Какого человека можно назвать действительно творческой личностью?

Под термином «творчество» ученые понимают процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления - уникальность его результата. То есть, никто, кроме автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. К примеру, в детском саду десяти детям дали одно и то же задание: нарисовать домик (исходное условие), но ни у кого из детей не получится абсолютно одинаковых рисунков (результатов). Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие личные свойства и способности. Именно поэтому говорят, что творец вкладывает душу в свои работы. Этот факт уникальности дает продуктам творчества дополнительную ценность в отличие от продуктов производства. Психология творчества выделяет следующие виды творчества: производственно-техническое, изобретательское, научное, политическое, философское, художественное, повседневно-бытовое и так далее, то есть виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что творческая личность, в наиболее широком понимании, – это человек, обладающий творческим мышлением и имеющий развитые творческие способности, позволяющие ему создавать новое без особых усилий. В вопросе появления творческого мышления и творческих способностей в психологии существует два основных мнения: способность к творчеству – это врожденное свойство индивида или это приобретённая способность, которую можно развивать. Но есть и мнение, объединяющее две крайности: творческие способности обуславливаются задатками, но во многом зависят от того, как индивид будет их развивать. И я согласна с этим мнением. Если у индивида есть предрасположенность к какой-либо творческой деятельности, то, совершенствуя свои способности в этой сфере, он может развить их до уровня таланта или даже гениальности. К примеру, знаменитый поэт и писатель А. С. Пушкин, чтобы по праву называться гением русской литературы, немало трудился, много писал, постоянно развивая свой талант. В противном случае, личность утрачивает способности к творчеству и творческому мышлению.

В психологии творчества существует множество критерий креативности – способности к творческому мышлению. Так, в гештальтпсихологии считались обязательными следующие требования к умственному складу творца:

  • не быть ограниченным, ослепленным привычками;
  • не повторять просто и раболепно то, чему вас учили;
  • не действовать механически;
  • не занимать частичную позицию;
  • не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную часть проблемной структуры;
  • не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения.

Иными словами, творческая личность должна мыслить самостоятельно и рассматривать ситуацию в целом, не выделяя отдельные элементы.

Американский психолог Гилфорд Джой Пол выделяет такие критерии творческого мышления:

  • способность к обнаружению и постановке проблем;
  • способность к генерированию большого числа идей;
  • гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;
  • оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;
  • способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
  • способность решать проблемы, т.е. способности к синтезу и анализу.

Другой психолог А. Олах указывает на следующие личностные черты, присущие творческим людям:

  • независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы,
  • неконформность оценок и суждений
  • открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям,
  • восприимчивость к новому и необычному;
  • высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям,
  • конструктивная активность в этих ситуациях;
  • развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

В психологии существует и много других классификаций критерий творческого мышления, но, в сущности, они все похожи: главное – это то, что творческая личность обладает нестандартным мышлением и не подвергается влиянию стереотипов.

Творческий процесс и преграды для него.

Стадии творческого мышления каждый психолог выделяет по-своему. К примеру, Анри Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами:

  • Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения. Пуанкаре так описывает эту стадию: «Я пытался доказать, что не может существовать никакой функции, аналогичной той, которую я назвал впоследствии автоморфной… каждый день я садился за рабочий стол, проводил за ним час или два, исследуя большое число комбинаций, и не приходил ни к какому результату».
  • Инкубация - временное отвлечение от задачи. В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей.
  • Озарение - появление интуитивного решения. Это момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.
  • Проверка - испытание и реализация решения. Когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения.

П. М. Якобсон (1934) выделял следующие стадии:

  • Период интеллектуальной готовности.
  • Усмотрение проблемы.
  • Зарождение идеи - формулировка задачи.
  • Поиск решения.
  • Получение принципа изобретения.
  • Превращение принципа в схему.
  • Техническое оформление и развёртывание изобретения.

Способов выделения стадий немало, но и здесь можно выделить общие черты. В целом, можно сказать, что творческий процесс делится на теоретическую и практическую части: сначала идея зарождается и обрабатывается в сознании индивида, а затем она воплощается в реальность. К примеру, перед тем как нарисовать картинку, мы сначала видим её образ у себя в голове.

Так что же мешает многим людям развивать и использовать свое творческое мышление? На этот вопрос и пытается ответить психология творчества. К основным факторам, мешающим творческому мышлению можно отнести конформизм, внешнюю и внутреннюю цензуру, ригидность и желание найти ответ немедленно.

Теперь рассмотрим каждый фактор в отдельности. Конформное поведение – морально-политическое и морально-психологическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе. Как К. расценивается также непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на их внутреннее неприятие, самоустранение от критики тех или иных аспектов социально-политической и экономической действительности, нежелание высказывать собственное мнение, отказ отличной ответственности за совершаемые поступки, слепое подчинение и следование любым требованиям и предписаниям, исходящим от гос-ва, общества, партии, лидера, религиозной организации, патриархальной общины, семьи и т.д. (подобное подчинение может быть обусловлено не только внутренними убеждениями, но и менталитетом, традицией).

Феномен конформного поведения играет отрицательную роль в творчестве. Такое поведение вызвано как индивидуальными свойствами личности, так и межличностными отношениями в творческом коллективе, более того, особенностями социальной среды в широком смысле слова.

В ряде художественных и философско-критических произведений социальная среда выступает в качестве враждебной силы по отношению к творчески одаренным людям. Враждебность общества к проявлению творческих способностей нашла отражение в словах главного героя произведения Дидро «Племянник Рамо», заявлявшего: «Гениальные люди отвратительны; и если какой-нибудь ребенок появляется на свет с характерными признаками этого опасного дара на лбу, его следует либо задушить, либо выбросить на съедение собакам». Аргентинский психолог Х.Инхениерос в книге «Посредственность» оправдывает такое отношение, характеризуя его как охранительное, а значит полезное для общества.

Эссе на тему “Психология творчества” обновлено: Октябрь 22, 2017 автором: Научные Статьи.Ру

Введение… 2

1. Понятие и структура творчества… 3

2. Особенности работы творческой личности с информацией… 7

Заключение… 14

Список литературы… 15


ВВЕДЕНИЕ

Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества».

З.Фрейд считал творческую активность результатом сублимации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социальноприемлемой форме сексуальная фантазия.

А.Адлер считал творчество способом компенсации комплекса недостаточности (неправильный перевод - неполноценности). Наибольшее внимание феномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявление архетипов коллективного бессознательного.

Р.Ассаджиоли (отчасти вслед за А. Адлером) считал творчество процессом восхождения личности к «идеальному Я», способом ее самораскрытия.

Психологи гуманистического направления (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества - мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по Маслоу - это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.

Ситуация научно-технической революции начала ХХI века создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества.

Актуальность изучения психологии творчества возникла в связи с потребностью оптимизации и интенсификации принципов организации научной деятельности и управления ею.


1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ТВОРЧЕСТВА

Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.

Понятию «творчество» также можно дать и более широкое определение.

Философы определяют творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества.

Творчество - это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.

По сути дела, творчество - это «способность создавать любую принципиально новую возможность».

В том числе отличительным признаком интеллектуального творчества является усовершенствование способов решения уже известных проблем. В исследовании А. Г. Виноградова было показано, что способность отыскивать (открывать) способы собственной деятельности в разных типах проблемных ситуаций является следствием организации индивидуального понятийного знания, которое может выступать в качестве одного из источников индивидуальных различий в способности к процедурному творчеству.

Важную роль в интеллектуальном творчестве играет возможность трансформировать интуитивные, выраженные в необычном, часто достаточно смутном виде субъективные представления в пригодные для человеческого общения формы (словесно-речевые, категориальные, коммуникативные).

Понятие природы творчества связано с вопросом о критериях творческой деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества - это то, что создано; процесс творчества - как создано; процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество.

Продукты творчества - это не только материальные продукты - здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не нейти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество- это создание нового в разных планах и масштабах.

При характеристике сущности творчества важно учитывать разнообразные факторы, признаки, свойственные процессу создания.

Творчество имеет признаки технические, экономические (снижение себестоимости, повышение рентабельности), социальные (обеспечение условий труда), психолого-педагогические - развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и др.

С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.

Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.

Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.

Общие проблемы исследования механизмов творчества можно сформулировать следующим образом:

1. Анализ творчества, как конкретного явления с целью выявления в нем специфических сторон и указания на общий характер соответствующих им закономерностей.

2. Синтез итогов специальных исследований каждой из выделенных сторон с целью создания возможностей рационального управления ходом конкретной творческой деятельности, расчетом творческого потенциала.

В общей структуре творческой деятельности, рассматриваемой, как системе, можно выделить несколько основных подсистем.

Это - процесс творческой деятельности, продукт творческой деятельности, личность творца, среда и условия, в которых протекает творчество. В свою очередь в каждой из названных подсистем можно выделить их составляющие.

Процесс деятельности может иметь такие основные составляющие, как формирование замысла и его реализация.

Личность творца характеризуется способностями ума, темпераментом, возрастом, характером и т.д.

Среда и условия представляют собой физическое окружение, коллектив, стимуляторы и барьеры в творческой деятельности и т.д.

Творчество издавна делят на научное и художественное.

Построение общей теории творчества, то есть переход от эмпирических к более фундаментальным исследованиям этого сложного феномена привел к тому, что все настойчивые стали искать общие черты, присущие как научному, так и художественному творчеству.

Составления многих схем позволяют заключить, что творческий акт и обычное решение проблем имеют одинаковую психологическую структуру, которая выражается в виде этапов, включающих в себя цепь мыслительных задач.

Процесс творческой деятельности можно разбить на этап нахождения принципа решения и этап применения решения.

Причем считается, что наиболее выраженным предметом психологического исследования являются события первого этапа, так как научное творчество нельзя свести к логическим операциям «применение решения».

Более подробно можно выделить следующие этапы творческой деятельности:

1. Накопление знаний и навыков, необходимых для четкого изложения и формирования задачи, возникновение проблемы (постановка задач).

2. Сосредоточения усилия и поиски дополнительной информации, подготовка к решению задачи.

3. Уход от проблемы, переключение на другие занятия (период инкубации).

4. Озарение или инсайт (гениальная идея и простая догадка скромных масштабов - то есть логический разрыв, скачок в мышлении, получения результата, не вытекающего однозначно из посылок)

5. Проверка и доработка замысла, его воплощение.

Можно выделить также и основные звенья творческого процесса:

Звено столкновения с новым;

Звено творческой неопределенности;

Звено скрытой работы;

Звено эврика;

Звено развития решения;

Звено критики;

Звено подтверждения и воплощения.

Представленные этапы можно назвать и по-другому, да и само число этапов можно увеличить или уменьшить, но в принципе творческий процесс характеризуется именно такой структурой.

Творчеству должны быть присущи адекватность, то есть решение должно быть действительно решением, новизна и оригинальность, доработанность.

Решением считается не просто хорошая идея, а непременно осуществленная идея, изящество и простата.

Творчество - несплошное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, застои, спады. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения.

Творческие решения меняют существенные методы, реже традиции, еще реже основные принципы и совсем редко - взгляд людей на мир.

2. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Культурный уровень современного человека определяется его информационной культурой. А информационная культура личности, как культура вообще, отражает активную творческую деятельность человека и, следовательно, развитие самого человека, как субъекта этой деятельности. Так как речь идет о культуре информационной, значит деятельность человека связана с информацией. То есть, информационная культура предполагает не только определенные знания, но и определенное приложение этих знаний для чего-либо, в связи с чем-либо, и совершенствование их в процессе той или иной деятельности, в том числе деятельности, связанной с информацией. Причем само приложение и совершенствование знаний значимо лишь в творчестве, реализованном в любой сфере жизнедеятельности человека. А потому мотивы творчества, мотивы этой деятельности человека являются естественной психологической компонентой такой характеристики личности, как ее информационная культура.

Творчество есть прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности, есть способ «личностного» существования в противоположность обезличенному действованию, которое в своем предельно «очищенном» виде убивает личность. Не существует обезличенной деятельности, это абстракция. В условиях жизни личностное и деятельностное начала взаимно обогащают друг друга, и могут развиваться только друг через друга.

Вопрос о внешнем проявлении творческого начала личности фактически представляет собой вопрос об одной из сторон внешнего проявления креативности мышления личности. Думается, что интеллектуальная активность и есть одно из проявлений творческого начала в деятельности личности. Для возникновения и реализации творческой деятельности необходимо формировать способность к такой деятельности, что в свою очередь предполагает воспитание креативного стиля мышления, наличие которого отличает информационно-культурного человека.

Благодаря быстрому развитию компьютерных технологий люди имеют доступ к самой разнообразной информации в любой точке планеты, обмениваются информацией, общаются в режиме реального времени. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Но для этого необходимо знать правила навигации по огромному количеству доступной информации и обладать определенной информационной культурой.

Информационная культура - это новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие; свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука; новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.

В понятии «информационная культура» ведущим является слово «культура», именно оно заключает в себе наибольшую смысловую нагрузку. Исследования виднейших отечественных культурологов позволяют определить культуру как сложное понятие, означающее результат, процесс, способ, отношение, норму, систему деятельности, единственным субъектом и преимущественным объектом которой является человек.

Информационная культура – это :

· новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие;

· свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука;

· новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среды черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.

Информационная культура творческой личности [Каракозов С. Д.] представляет собой составную часть базисной культуры личности как системной характеристики человека, которая позволяет ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке, создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании.

Информационная культура включает грамотность и компетентность в понимания природы информационных процессов и отношений; гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности.

Один из важнейших элементов информационной культуры человека - знание информационных ресурсов. В нашей стране многие организации занимаются сбором, обработкой, хранением и распределением информации: библиотеки, статистические центры, информационные службы, СМИ.

Впервые понятие «информационная грамотность» было введено в 1977 году в США и использовано в национальной программе реформы высшего образования. Ассоциация Американских библиотек информационно грамотным человеком назвала личность, способную выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать.

Академик А. П. Ершов понимает под компьютерной грамотностью «владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества».

Информационная компетентность творческой личности - это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности. Компетентность – составляющая не только профессиональной культуры, она также может быть общей, допрофессиональной. Отличие профессиональной информационной компетентности от общей состоит в круге решаемых задач, проблем, а также уровне их решения.

В работе Моляко В.А. приводится следующее определение информационной компетентности. Это:

· мотивация, потребность и интерес к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации;

· совокупность общественных, естественных и технических знаний, отражающих систему современного информационного общества;

· знания, составляющие информативную основу поисковой познавательной деятельности;

· способы и действия, определяющие операционную основу поисковой познавательной деятельности;

· опыт поисковой деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов;

· опыт отношений «человек - компьютер».

Понятие информационной культуры характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Информационная культура предполагает, что человек использует информационные технологии при решении задач, которые ставит для достижения цели своей деятельности.

При рассмотрении сущности информационной культуры необходимо учитывать представления исследователей об информационных процессах в науке. Так при рассмотрении психолого-педагогической науки в информационной парадигме как системе сбора, переработки и хранения информации, все большее значение приобретают информационные модели:

· совокупность сигналов, несущих информацию об объекте управления и внешней среде, организованная по определенным правилам и имеющая значение для принятия решений;

· схема потоков информации, обращающейся в процессе управления объектом (чаще всего, в форме графов, схем, планов с включением прямых и обратных информационных связей);

· система упорядоченных по особым правилам сигналов, генерируемых средствами переноса и отображения информации и несущих информацию об объекте управления, контроля, исследования внешней среды в самой системе управления;

· совокупность понятий и их семантических связей в информационном поле, если само понятие – информационная модель объекта, процесса, явления или системы на естественном языке.

Основы информационной культуры творческой личности включают и самостоятельную работу с информацией. Так работа с источниками информации предполагает;

· поиск необходимой информации (ориентация в информационных потоках и коммуникациях, умение пользоваться справочным аппаратом электронных библиотек, проведение первичного и вторичного отбора информации и т.д.);

· знание основ библиографии в электронных библиотеках (умение пользоваться источниками библиографической информации – каталогами, картотеками, знание системы научно-вспомогательной и рекомендательной, отраслевой и межотраслевой, текущей, ретроспективной и перспективной библиографии: навыки библиографического описания документов, составления библиографических списков и т.д.);

· умение работать с источником информации (владение различными методиками чтения, а также методиками конспектного, тезисного, реферативного изложения материала и т.д.);

· работа с различными видами и типами литературы (справочной, учебной, методической, научной, научно-популярной, художественной, книгами, периодикой);

· использование технических средств (в частности, компьютеров) в учебных, научных и практических целях.

· анализ и синтез полученной информации;

· умение выделять главное из множества второстепенного;

· переработка (осмысление) информации;

· запоминание информационных единиц;

· дальнейшее восстановление в памяти;

· превращение полученной информации в собственное знание;

· процесс создания новой информации и нового знания (эвристика) и т.д.

Формирование информационной культуры творческой личности имеет свои особенности:

· инициативность, умение самому находить решение своих проблем;

· интеллектуальная, технологическая, экономическая, экологическая, нравственная, политическая, социально-психологическая, организованное чтение, организаторские качества;

· умение самостоятельного анализа информационной ситуации;

· ориентация в информационном потоке, умение организации оптимального хранения и использования документов;

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин).

Неотъемлемой частью информационной культуры является знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода. Следовательно, информационная культура – это новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие; свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука; новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творческие возможности человека неограниченны и неисчерпаемы, а творческая деятельность является одним из главных определений человеческой сущности. Именно способность к творческой деятельности характеризует человека, подчеркивает превосходство и своеобразие его психики. Человек создал настолько сложные и совершенные машины, что стали поговаривать о возможности построения машины, которая могла бы превзойти самого человека, которая оказалась бы в состоянии мыслить и творить. Но творить, создавать новое машина не в состоянии. Способность к творчеству присуща только человеку.

Творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способность, которая во многом носит врожденный характер, выступает как ядро творческой личности, но последняя – продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата. Вот почему современная практика тестирования креативной способности как таковой не может удовлетворить социальный заказ, возникший с началом постиндустриальной фазы в развитии общества, на выявление творческих личностей. Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Важное значение имеет духовное богатство внутреннего мира личности, ее постоянная направленность на творческое действие во внешнем мире. Проблема творческой личности – это не только проблема психологическая, но и проблема гуманитарная и социокультурная.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества.- М.: Наука, 1971.

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер Ком, 1999.

4. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы, исследования. – Томск: Изд-во Томск. ун-та. Москва: Изд-во «Барс», 1997.

5. Михайловский В. Н. Формирование научной картины мира и информатизация. – СПб.: Питер, 2004.

6. Медведева Е. А. Основы информационной культуры // Социс, 2002. - № 11.

7. Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества. – М.: ИНФРА-М, 2000.

8. Овчинникова К.Р. Информационно-компьютерная культура в контексте готовности личности к самообразованию. Материалы научной конференции. – М.: МГУ, 2004.


Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества.- М.: Наука, 1971.

Моляко В.А. Психология творческой деятельности. - М. Высшая школа, 1998.

Овчинникова К.Р. Информационно-компьютерная культура в контексте готовности личности к самообразованию. Материалы научной конференции. – М.: МГУ, 2004.

Михайловский В. Н. Формирование научной картины мира и информатизация. – СПб.: Питер, 2004.

Медведева Е. А. Основы информационной культуры // Социс, 2002. - № 11.

Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества. – М.: ИНФРА-М, 2000.

Моляко В.А. Психология творческой деятельности. - М. Высшая школа, 1998.

Эссе «Я – творческая личность!

Я – творческая личность? Да! Безусловно! Сейчас, находясь в своем замечательном возрасте, я могу с уверенностью сказать: да, я – творческая личность!

В детстве, записываясь на все кружки и секции, участвуя во всех конкурсах и соревнованиях, я не понимала значения этих слов. Но сейчас, когда жизнь подарила мне возможность заниматься творчеством каждый день, я понимаю, что это неотъемлемая часть моей души. Я очень люблю создавать что-то новое и интересное. Мне нравится делать мир вокруг себя ярче и красочнее.

Я – воспитатель! До выбора этой профессии я работала дизайнером, продавцом, репетитором. И только в профессии воспитателя я поняла, что творчество это все к чему я тянулась всю жизнь. Кто-то скажет, что есть много профессий с прямой, творческой направленностью. Причем тут воспитатель? Есть музыканты, художники, писатели и артисты, поэты и танцоры. Вот где есть возможность проявить свой творческий талант! А я скажу: вы глубоко ошибаетесь! Воспитатель должен уметь всё – играть, рисовать, клеить, мастерить, петь, танцевать и петь и много чего еще.. Чем больше воспитатель знает и умеет сам, тем проще, легче и интереснее ему будет общаться с детьми. Только творческий воспитатель может развивать творческих детей. Ведь это те же будущие поэты и музыканты, художники и артисты. И пусть в таком раннем возрасте их таланты не проявляются так ярко, моя задача научить их творить, создавать и изобретать. Научить понимать, что они, пятилетние малыши, уже умеют свои собственные задатки творческих способностей. В этот важный период жизни, когда малышу все интересно, когда он учится и развивается его интеллектуальный, эмоциональный и физический потенциал, важно чтобы творческая жилка протекала параллельно со всеми его качествами.

Любое творчество требует вдохновения. Человек не может справиться с теми или иными проблемами или делами творческого характера, если у него нет вдохновения. Меня же вдохновляют мои дети. Надо видеть их счастливые мордашки и смешные попытки создать что-то красивое и оригинальное. Надо ощущать это чувство удовлетворения и радости, когда вкладываешь в детей свои творческие идеи. Их непонятные рисунки, смешные поделки и, вообще все, что они делают своми руками, не сравнятся с работами великих художников и музыкантов, потому что в эти вещи вложена вся их детская душа.

Сегодня каждый воспитатель должен быть готов к творческой деятельности. Это залог успешности и востребованности данной профессии. Но, к сожалению, не каждый стремится к творческому развитию. Это зависит от человеческих качеств и желаний. Творчество начинается когда проявляется интерес и любовь к своей деятельности. Я, с уверенностью, могу сказать: я люблю свою профессию! Я горжусь тем, что я воспитатель! И я горжусь тем, что я творческая личность!

Воспитатель Ситникова Татьяна Ивановна, МБДОУ № 96 «Калинка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности - цель современного образования

Раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, с использованием только гу...

Выступление на секционном заседании...

Мы живем в стремительно меняющемся мире. Человеку приходится справляться с массой творческих задач. Исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию...



Что еще почитать