Первое кругосветное путешествие фернандо магеллана год. Магеллан и первое кругосветное плавание. Магеллана: ожидаемые экономические выгоды

Пять кораблей во главе с «Викторией» отправились на запад, чтобы вернуться домой с востока - Магеллан, как и Колумб, верил, что Земля круглая.

Более 17 000 км проплыл путешественник вместе со своими товарищами морями и океанами, где их поджидали испытания и немало опасностей.

Фернан Магеллан открыл неизвестное к тому времени Европе атлантическое побережье Южной Америки . Благодаря системе безопасности, которую придумал мореплаватель, его корабли ни разу не потеряли друг друга в морских просторах.

А знаешь ли Ты, дорогой друг, что название Тихому океану дал именно Фернан Магеллан? И не зря. За целых четыре месяца плавания океаном не произошло ни одного шторма.

Путешествие оказалось намного сложнее, чем ожидал Магеллан. Экипаж охватили голод и болезни. Достигнув в 1522-м невиданных ранее Филиппинских островов, Магеллан погиб в схватке с туземцами.

Уцелевший экипаж поспешно вернулся на судна и продолжил движение на запад. Домой суждено было вернуться только двум кораблям. В сентябре 1522-го завершила кругосветное путешествие «Виктория». Чуть позже прибыл и«Тринидад» . Богатства, привезенные моряками этого корабля, позволили полностью возместить убытки от потери других судов.

Итак, как Ты уже догадался, Магеллан и его соратники доказали, что Земля все-таки круглая и, поплыв на запад, можно вернуться назад с востока. Обнаружили путешественники и то, что на планете больше океанов, а не суши, как считал ранее Колумб.

Путешествие Магеллана имело большое значение для лучшего понимания мира человечеством. В честь известного мореплавателя назвали пролив , отделяющий материк Южной Америки от островов Огненной Земли.

Имя путешественника носят и два скопления звезд - Большое и Малое Магеллановы облака .


12 февраля 1908 года в Нью-Йорке стартовал первый в мире кругосветный автопробег – весьма смелое и рисковое мероприятие в духе той эпохи великих технических открытий и достижений. Но авантюристы существовали всегда – они жили до 1908 года, они были после него, они прекрасно себя чувствуют и в наше время. И сегодня мы расскажем про историю кругосветных путешествий , начиная от Магеллана и заканчивая современными отважными рыцарями компаса и карты.

Кругосветное плавание Магеллана (1519-1522)

Уже в самом начале шестнадцатого века стало понятно, что открытые Христофором Колумбом земли не являются ни Индией, ни Китаем. Но предполагалось, что Азия со всеми ее многочисленными богатствами находится не так уж и далеко от Америки. Дело за малым – найти пролив, переплыть через «Южное море» (так называли в те времена водоем, ставший известным как Тихий океан) и добраться до искомых земель, полных пряностей и шелков. Взялся за это дело португальский и испанский мореплаватель Фернан Магеллан.



20 октября 1519 года пять кораблей под его командованием вышли из испанского порта Санлукар-де-Баррамеда. На борту суден насчитывалась команда из более чем двухсот человек. Экспедиции во главе с Магелланом, действительно, удалось обогнуть Американский континент с юга, преодолеть Тихий океан, добраться до Молуккских островов (Острова Пряностей) и вернуться 6 сентября 1522 года в Севилью.



Но во время кругосветного плавания экспедиция потеряла четыре корабля, а из 235 человек личного состава в Испанию вернулось всего тридцать шесть (18 на последнем оставшемся судне и еще столько же разными путями в течение последующих месяцев и даже лет). Погиб в стычках с туземцами сам Магеллан и большинство командиров. А завершил экспедицию капитан Хуан Себастьян Элькано – единственный выживший офицер.

Кругосветное путешествие на велосипеде (1884-1886)

Томас Стивенс стал первым человеком, совершившим кругосветное путешествие на велосипеде. И стоит понимать, что это был не байк в современном представлении – легкий, спортивный, эргономичный, а стандартный для тех времен «пенни и фартинг» (когда переднее колесо в восемь раз больше заднего). Да и с дорогами ситуация была куда более сложной.



Начав свое путешествие в Сан-Франциско, Стивенс пересек всю Америку с запада на восток до Нью-Йорка. Затем он изрядно поездил по своей родной Англии, проехал через Европу, Османскую Империю, перезимовал в Тегеране как личный гость шаха, побывал в Афганистане, вернулся в Стамбул, приплыл по морю в Индию, отметился в Китае и Японии, а затем вернулся в исходную точку путешествия, потратив на поездку более двух с половиной лет.


Кругосветное путешествие на яхте (1895-1898)

Ставшее легендарным кругосветное путешествие Джошуа Слокама стартовало 25 апреля 1895 года в городе Бостон. 10-метровая яхта Sprey, на которой в одиночку плыл канадско-американский путешественник и авантюрист, сначала пересекла Атлантический океан, приблизившись к Пиренейскому полуострову, затем прошла вдоль западного побережья Африки, снова преодолела Атлантику, прошла через Магелланов пролив, достигла Австралии, побывала в Новой Гвинее, обогнула мыс Доброй Надежды, а 27 июня 1898 года финишировала в городе Ньюпорт в штате Род-Айленд.



Но пышных почестей путешественник по возвращению в США не дождался. Бушевавшая в то время Американо-испанская война оттянула на себя все внимание прессы и общественности. Так что о достижении Слокама заговорили лишь после заключения мира. А в 1900 он выпустил книгу «Один под парусами вокруг света», ставшую всемирным бестселлером и переиздающуюся до сих пор.



Джошуа Слокам пропал без вести во время плавания на яхте в 1909 году в районе Бермудских островов, что стало одной из причин появления легенды о Бермудском треугольнике.

Первый кругосветный автопробег (1908)

12 февраля 1908 года стартовал первый кругосветный автопробег, организованный американской газетой New York Times и французской Matin. Это событие было приурочено к 99-летию со дня рождения Авраама Линкольна. Планировалось, что в нем примут участие 13 экипажей, но семь из них снялись в самый последний момент, до начала поездки.



Главной проблемой первых недель пробега стал холод. Автомобили тех времен не были оснащены обогревателями, а некоторые вообще были без крыши. При этом изначально планировалось, что экипажи переедут из США в Россию через замерзший Берингов пролив. Но жуткие погодные условия на Севере заставили сменить маршрут – машины были погружены на корабль в Сиэтле и транспортированы во Владивосток.



Участники автопробега пересекли всю Евразию. Первым достиг финиша в Париже немецкий экипаж на автомобиле Protos. Случилось это 11 июля, через 169 дней после начала. Но оказалось, что немцы нарушили условие соревнований, за что получили штраф в 15 дней. Так что победителями стали американцы на машине Thomas Flyer, приехавшие к последней точке аккурат 26 июля. Вот для американских участников заезд и стал кругосветным - после триумфа в Париже они вернулись в Нью-Йорк, замкнув, тем самым, круг.

Кругосветное путешествие на самолете (1924, 1957)

Это сейчас можно облететь вокруг Земного шара на авиалайнере чуть более чем за сутки. А в 1924 году четырем самолетам Douglas World Cruiser понадобилось почти полгода. Вернее, это вылетели из Сиэтла 6 апреля четыре летательных аппарата, а вернулись обратно 28 сентября всего два – остальные разбились по дороге.



А первый беспосадочный кругосветный перелет совершили в январе 1957 года , потратив на это 45 часов и 19 минут. По пути они трижды пополняли запасы топлива от самолета-дозаправщика.


Кругосветное путешествие пешком (1970-1974)

20 июня 1970 года братья Дэвид и Джон Кунсты вышли из собственного дома в городе Уосека в Миннесоте и отправились в пешее путешествие вокруг света. Они дошли до Нью-Йорка, где сели на корабль до Лиссабона. Затем они пересекли на своих двоих всю Европу и дошли до Афганистана. Но там на них напали бандиты, Джон был убит, а Дэвид попал на четыре месяца в больницу.



Оправившись, Кунст продолжил свой поход ровно с того места, где погиб его родственник. Но сейчас к нему присоединился третий их брат – Питер. Впрочем, он пропутешествовал «всего» год – нужно было возвращаться домой на работу.



Дэвид Кунст вернулся в родную Миннесоту 5 октября 1974 года, преодолев на пути около 25 тысяч километров, став Послом Доброй воли ЮНИСЕФ, стоптав 21 пару обуви и познакомившись с австралийской учительницей Дженни Сэмюэл, которая сначала стала его спутницей в путешествии, а потом и в жизни.


Беспосадочный кругосветный перелет на воздушном шаре (1999)

В конце двадцатого века воздушные шары практически перестали существовать. Остались лишь те, что использовались в рекламных, туристических, спортивных и научных (стратостаты) целях. Но появлялись также аэростаты, созданные специально для установления рекордов. К примеру, Breitling Orbiter 3, на котором в марте 1999 года Бертран Пикар и Брайан Джонс совершили беспосадочный кругосветный перелет длиной 45755 километров и длительностью 19 дней 21 час и 47 минут.



Но этого рекорда Пикару мало! Достойный своего деда, отца и дяди авантюрист собирается в 2015 году совершить первый в истории кругосветный перелет на самолете, получающем энергию исключительно из установленных на нем солнечных панелей.


Португальский мореплаватель Фернан Магеллан вошел в историю как первый человек, которому удалось совершить кругосветное путешествие. Он стал первым европейцем, которому удалось переплыть из Атлантического океана в Тихий, и таким образом доказать наличие единого и неделимого Мирового океана.

Краткая биография

Будущий мореплаватель появился на свет в 1480 году в небольшом португальском городке Понти-да-Барка. Будучи потомком знатного, но обедневшего дворянского семейства, в отроческие годы Фернан служил пажом при королевском дворе.

В 1505 году Фернан поступил на службу на флот, и в течение последующих пяти лет верой и правдой служил своему королю в Восточной Африке. Его планы вернуться на родину не смогли сразу осуществиться из-за начавшихся военных сражений в Индии, в которых Магеллан принял участие. За проявленную отвагу он получил звание офицера, и после полученных тяжелых ранений был отозван в Португалию.

Рис. 1. Фернан Магеллан.

Из-за сильной хромоты, вызванной ранением в Индии, Магеллан был вынужден подать в отставку. Он мечтал снарядить экспедицию к родине пряностей - Молуккским островам, однако португальский король отказал ему. Оскорбленный незаслуженной несправедливостью и отсутствием признания, Магеллан переехал в Испанию.

Подготовка к экспедиции

В Севилье Магеллану удалось добиться расположения молодого короля Карла I и убедить его снарядить корабли к Молуккским островам, сулящим большую прибыль. Король назначил опытного мореплавателя главнокомандующим флотилией, главная цель которой был поиск морского пути к заветным островам с запада.

Экспедиция, которая стала делом всей жизни Магеллана, включала в себя 265 человек и 5 судов. Стоит отметить, что все корабли отличались слабой маневренностью, скромными размерами и плохой оснащенностью. У Магеллана не было географических карт и надежных навигационных приборов, за исключением компаса и песочных часов.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана

В плавание экспедиция отправилась 20 сентября 1519 года, взяв курс на Канарские острова. Далее маршрут пролегал через Бразилию на юг вдоль побережья Южной Америки. Перед мореплавателем стояла непростая задача - отыскать проход в Южное море. При этом флотилия передвигалась лишь днем, чтобы ночью в темноте ненароком не пропустить этот проход.

Во время вынужденной зимовки, которая затянулась на 4 месяца, на трех кораблях поднялся мятеж. Магеллану удалось подавить восстание, отдав приказ убить капитанов-бунтарей. В этот же период флотилия потеряла один корабль, который во время разведки разбился о подводные скалы.

Лишь в октябре 1520 года Магеллану удалось достичь своей цели и отыскать едва заметный вход в пролив, который в дальнейшем был назван Магеллановым. Пройдя опасный узкий пролив, мореплаватели оказались в водах неизвестного моря. Это был Тихий океан, который был так назван Магелланом благодаря удивительно спокойной погоде, царившей во время всего путешествия.

Рис. 2. Тихий океан.

Спустя сто дней плавания по Тихому океану флотилия достигла острова Гуам, а вскоре Магелланом был обнаружен Филиппинский архипелаг.

Запугав местное население, мореплаватель заставил подчиниться их испанскому королю и принять христианство. В 1521 году Фернан Магеллан трагически погиб в одной из стычек с туземцами. В Испанию смог вернуться лишь один корабль, на борту которого осталось в живых только 17 матросов. Его капитан получил все почести и славу, в то время как главнокомандующий флотилией был незаслуженно забыт.

Однако значение путешествия Магеллана трудно было переоценить. Он не только отыскал западную дорогу к Молуккским островам, но и совершил важнейшее открытие, изменившее мировоззрение миллионов людей и доказав, что Земля - круглая.

Фернaн Магеллaн (Фернан де Магальянш) - португальский (испанский) мореплаватель обогнувший на своем коробле "Виктория" вокруг Земли, причем как говорит официальная история сделал это первым. В честь него даже назвали один пролив.
Итак Фернaн Магеллaн человек, командовал первой экспедицией, которая совершила первое кругосветное путешествие вокруг Земли. Нужно понимать одно, что только официальные версии и источники дошедшие до нас, возможно были еще экспедиции и раньше. Но исторически подтвержденное кругосветное путешествие только Фернaна Магеллaна.
Кругосветная экспедиция готовилась несколько лет и 20 сентября 1519 года эскадра состоящая из 5 кораблей и 256 человек во главе с Магелланом вышла из порта Санлукар-де-Баррамеда (устье реки Гвадалквивир) и двинулась в направлении Южной Америки и 29 ноября эскадра достигла берегов Бразилии.
6 марта 1521 года эскадра увидела остров Гуам самый большой остров из архипелага Марианских островов, который сейчас принадлежит США, именно рядом с ним и находится самое глубокое место на Земле - Марианская впадина . На то момент остров уже был населен. О подробностях нахождения Магеллана на острове писать нет смысла, говорят, большая часть это рассказа вымысел.
Далее были сегодняшние Филиппины, где 7 апреля 1521 года флотилия вошла в порт острова Себу, Филиппины.
27 апреля на острове Мактан на Филиппинах Магелан погиб, от рук восставших филиппинцев.
Далее были Молуккские острова и возможная покупка пряностей.
Обратно добрался только корабль "Виктория" под руководством Хуана Себастьяна Элькано, который с трудом обогнула мыс Доброй Надежды и потом два месяца пряммы ходом пошла на северо-запад вдоль Африканского побережья к Испании.
И 6 сентября 1522 года «Виктория» добралась все-таки до Испании прибыв в Севилью. На единственном оставшемся корабле было восемнадцать выживших членов экипажа. Позже, в 1525 году, ещё четверо из 55 членов команды корабля Тринидад были доставлены в Испанию. Потом были выкуплены и вернулись члены команды корабля «Виктории», которые были схвачены португальцами во время вынужденной стоянки в июле на островах Зелёного Мыса в Португалии.

А цель путешествия Магеллана по рассказам историков была банальна и проста он не хотел быть первооткрыватель или первым человеком отправившимся в кругосветной путешествие, он просто поехал за пряностями: перец, корица и другие растущие на Молуккских островах в Тихом океане.
Но есть более здравое рассуждение по этому поводу в то время имело ценность бронза, а ее в свою очередь нельзя получить без олова, вот именно за ловом и поехал Фернан Магеллан. Поплыл он не только Молуккским островам, а также в Малайзию, где на побережье в пляжных песках и было олово. Также оловянная руда была в Йемене, Сингапуре. Поэтому по другой версии историков этот причина путешествия была более рациональна, чем например пряности.

Карта кругосветного путешествия Фернана Магеллана 1519 -1522

Современная копия корабля "Виктория" Фернана Магеллана

Документальный фильм BBC в лучших традициях о путешествии Фернана Магеллана

Поиски западного морского пути в Индию и Магеллан

В те годы, когда делались географические открытия по берегу Мексиканского залива, испанцы предпринимали плавания и по другим направлениям. Португальцы, проникшие в Малайский архипелаг, с изумлением услышали о появлении испанцев на Молуккских островах. Отважный мореплаватель, который привел западным путем испанские корабли в эти моря, был португалец Фернан Магельяэнс (около 1480-1521). Фамилия его получила у испанцев форму Магеллан. Он служил в эскадре Альбукерка при завоевании Малакки, потом участвовал в походах португальцев против берберов, был ранен копьем в колено и от этой раны остался на всю жизнь хромым. Обиженный тем, что король Эммануэль отказал ему в прибавке жалованья, он перешел из португальской службы в испанскую. Магеллан полагал, что надо искать морской путь в Индию, плывя от южных берегов Южной Америки. Говорят, что мысль о таком плавании была возбуждена в Магеллане картой Бехайма , которую видел он в архиве королевского казначейства и на которой был начерчен пролив, существовавший по соображениям Бехайма в южной части Нового Света. Говорят также, что упрочению этой мысли в Магеллане содействовали его разговоры с Франсиско Серрано, португальцем, посетившим Молуккские острова. Но Колумб уже давно утверждал, что должен существовать между Атлантическим и Тихим океаном пролив, подобный тому, что соединяет Средиземное море с Атлантическим океаном. Колумб искал этого пролива в Карибском море, Кабот на северном краю Америки; Кортес в Мексиканском заливе.

Фернан Магеллан. Портрет работы неизвестного художника XVII века

В 1515 году испанский моряк Диас Солис проплыл вдоль восточного берега Южной Америки до 34 градуса южной широты, вошел в широкое устье Ла-Платы, поплыл вверх по реке, полагая, что это пролив, который он искал. Выйдя с несколькими спутниками на берег, он был убит дикарями в виду каравелл. Матросы в ужасе поплыли назад. Магеллан продолжал дело, начатое Солисом. Оно было тем заманчивее, что существовало ошибочное предположение относительно Тихого океана: в то время думали, что южный конец Америки находится не очень далеко от Малайского архипелага и что между Азией и Южной Америкой лежат острова, на которых очень много золота, дорогих камней и жемчуга.

Фернан Магеллан. Путешествие вокруг света

Магеллан заключил 22 марта 1518 с испанским правительством договор, предоставлявший ему и его спутнику Фалеро (тоже португальцу) должности правителей и часть доходов тех земель, которые будут ими открыты. Магеллан и Фалеро поехали в Севилью хлопотать, чтобы Фонсека скорее снарядил для плавания эскадру. Испанские власти предоставили её в их распоряжение на два года. Эскадра должна была состоять из 5 кораблей с 234 матросами. Португальский король досадовал на испанское правительство, заключившее такой трактат с людьми, которых он считал изменниками; он присылал им обещания и угрозы, стараясь отклонить от экспедиции. Фонсека и другие испанцы в Севилье были недовольны тем, что иноземцам даны такие важные права. Португальские матросы, желавшие участвовать в экспедиции, получили отказ. Неприятности до того наскучили Фалеро, что он отступился от своего намерения, и хлопоты остались на руках одного Магеллана. В первое время плавания Магеллану пришлось испытать большие неприятности от своих подчиненных. Хуан Картахена, назначенный начальником одного из кораблей, стал интриговать против Магеллана, склонил к тому же двух других капитанов; они потребовали, чтобы Магеллан отказался от начальства над эскадрой. Но он принял строгие меры и подавил поднятый этими интриганами мятеж.

Памятник Фернану Магеллану в городе Пунта-Аренас, Чили

Открытие Магелланова пролива

Следуя вдоль восточного берега Южной Америки, Магеллан миновал устье Ла-Платы и продолжал своё плавание на юг. При устье реки Санта-Крус, под 50 градусом южной широты, один из кораблей сел на мель (22 мая 1520). В этой местности Магеллан и его спутники увидели туземцев очень высокого роста; они жили в кожаных хижинах, похожих на шатры. Испанцы сошли на берег, покрытый снегом; но эти дикари (патагонцы) выказали такую вражду к иноземцам, что испанцы поспешно вернулись на корабли и поплыли дальше. Матросы стали требовать, чтоб эскадра плыла на восток к Мадагаскару и в Индию. Но Магеллан высадил на берег двух главных мятежников и объявил, что будет искать пролива, ведущего в Тихий океан, хотя бы пришлось продолжать плавание до 75 градуса южной широты. Проплыв еще три или четыре градуса, эскадра вошла 21 октября (1520 года) в залив, который при следовании по нему на запад всё расширялся. Эскадра Магеллана доплыла до мыса, называющегося теперь Cape Troward, и мореплаватели увидели перед собой широкую площадь воды. Длинный извилистый путь, по которому они плыли, оказался не заливом, а тем проливом, которого они искали.

В этом проливе, получившем имя Магелланова, дуют западные ветры. При его длине и многочисленности делаемых им поворотов, проплыть по направлению его с востока на запад – дело, трудное и теперь. Надо удивляться отваге и искусству Магеллана, прошедшего этим неведомым тогда путем.

Плавание Магеллана по Тихому океану

Один из кораблей эскадры, посланный Магелланом осмотреть берега, повернул назад и скрылся из виду. Магеллан несколько дней ждал его, но, поняв, что он уплыл в Испанию, велел плыть дальше. Матросы боялись плыть в неведомые места, но не отважились противиться своему энергичному начальнику; на замечание о том, что съестных припасов может не достать до того времени, когда эскадра приплывет к какому-нибудь месту, где можно получить новые, Магеллан отвечал: «Даже если придётся есть ремни такелажа, я исполню данное императору обещание». Эскадра доплыла 27 ноября до западного конца пролива; матросы с восторгом приветствовали открывшееся перед ними море. Магеллан продолжил плавание вдоль берега на север до 48 градуса южной широты; оттуда он взял направление на северо-запад.

Эскадра долго шла по широтам между экватором и Тропиком Козерога, но случилось так, что она не видела ни одного из многочисленных архипелагов Тихого океана, и он казался беспредельной водяной пустыней. Перейдя экватор, достигнув 13 градуса северной широты, Магеллан и его спутники наконец увидели острова; это было 6 марта 1521. Нагие туземцы оливкового цвета кожи дерзко лезли на корабли и воровали все, что попадется; их прогоняли, но они возвращались. Испанцы поэтому назвали их архипелаг Островами воров, Ladrones. На протяжении четырех месяцев плавания Магеллан и его моряки не видели ничего, кроме неба и воды, не имели никакой пищи, кроме сухарей, источенных червями, рассыпавшихся в порошок; они обрадовались, найдя на этих островах кокосовые орехи, ямс и сахарный тростник.

В конце марта 1521 эскадра приплыла к Филиппинским островам. Магеллан остановился тут, чтобы дать отдых утомленным матросам. Князьки и народ приняли испанцев дружелюбно, угощали их. Один из князьков острова Себу крестился и признал испанского короля своим государем. Вместе с князьком крестилось несколько сот человек его подданных.

Магеллан требовал, чтобы другие князьки повиновались крестившемуся; некоторые из них не согласились на это. Магеллан стал жечь селения сопротивлявшихся князьков; они с своими воинами уплыли на небольшой остров Мактан. Он посадил на три шлюпки 50 матросов и поплыл на Мактан, надеясь легко победить многочисленных туземцев. Но в сражении с ними Магеллан получил в голову удар копья и упал мертвым (27 апреля 1521). Вместе с ним были убиты капитан одного из кораблей, Крестоваль Равело, и шесть матросов.

Гибель Магеллана. Рисунок XIX века

Остальные спутники Магеллана успели сесть в шлюпки и возвратились на Себу. Крестившийся князек осмелел. Продолжая притворяться другом испанцев, он 1 мая пригласил каштанов и других начальников на обед. Они пришли к нему, их было 24 человека. Воины князька внезапно напали на соратников Магеллана и убили всех мучительной смертью. При стонах умирающих товарищей и радостном крике туземцев остальные спутники Магеллана, которых было уже только 100 человек, уплыли на двух кораблях, предав огню третий. Они несколько раз выходили на берег островов Манданао и Палавана, приплыли потом в гавань Бруни на острове Борнео. Раджа той местности, мусульманин, хотел истребить их, но они успели уплыть и в ноябре пришли к Молуккским островам, стали на якорь у Тидори.

Плавание Элькано

Один из помощников Магеллана, Хуан Себастьян Элькано, капитан «Виктории», того из двух кораблей, который был менее другого поврежден, взял груз гвоздики и в конце года продолжил плавание по направлению к острову Тимору, оттуда в мае (1522 года) пришел к Мысу Доброй Надежды. На этом пути умерли от голода 15 испанцев и 6 тиморцев, взятых ими с собой, так что на корабле оставалось только 30 человек. Обогнув Мыс Доброй Надежды, Элькано пришел к островам Зеленого мыса. Португальцы арестовали там 12 человек из уцелевших матросов Магеллана и Элькано, считая нарушением прав Португалии то, что испанцы проникли в Малайский архипелаг. Элькано едва спасся от преследования. Наконец 6 сентября 1522 он с 13 европейцами и 3 азиатами вошел в сан-лукарскую гавань и отправился с уцелевшими христианами в Севилью воздать в соборном храме благодарение Богу за счастливое совершение первого кругосветного плавания. Гибель Магеллана поначалу доставила Элькано славу первого человека, совершившего кругосветное плавание. В его герб внесено было изображение земного шара.

Памятник Хуану Себастьяну Элькано на его родине (Страна басков)

Через четыре года (в 1526 году) прошла Магеллановым проливом новая эскадра под начальством Гарсии Лоайсы и Элькано; одна из её каравелл обогнула южный конец Нового Света, мыс Горн. Испанцы прибыли на Молуккские острова. Оба начальника эскадры умерли во время этого плавания. Португальцы, построившие форт на важнейшем из Молуккских островов, Тернате, и подчинившие себе мусульманских князьков архипелага, утверждали, что по демаркационной линии он находится в той половине океана, которая принадлежит исключительно им и что испанцы не имеют права плавать туда. Спор длился несколько лет. В 1529 году император Карл V признал Молуккские острова принадлежащими королю португальскому, получив от него за эту уступку 350.000 дукатов.

Молуккские острова остались крайним завоеванием португальцев на юго-востоке. Филиппины, открытые испанской эскадрой, были покорены испанцами.

Плаванием Магеллана был разрешен вопрос о западном морском пути в юго-восточную Азию. Кругосветные плавания вскоре стали делом обыкновенным; на Тихом океане открыто было множество островов; но положение их долго обозначалось на картах неверно по неточности тогдашних средств определять географическую долготу.



Что еще почитать