Экология и мы. Презентация на тему: Экология и мы

Цели и задачи:

Доставить детям радость, создать праздничную атмосферу.
Показать Землю, как общий дом.
Вызвать стремление беречь, как условие сохранения жизни человечества и всех обитателей.

Продолжительность: 40 минут.

Планируемые результаты: ориентация материалов на изучение глобальных экологических проблем, развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Я сорвал цветок, и он завял,
Я поймал мотылька,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.

Ведущий: На состоявшейся еще в 1992 году международной конференции по проблемам окружающей среды в Рио-де-Жанейро участники забили тревогу за будущее планеты и выразили в двух словах "Биосфера в опасности" От экологической катастрофы человечество отделяет 30--40 лет. Осознание ужасающего состояния окружающей среды подвело к заключению о том, что культура, породившая технократическую цивилизацию, вошла в противоречие с законами природы - потребляя, общество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. Поэтому и решение экологических проблем следует искать - в области культуры природопользования людей, в выработке таких форм взаимодействия с окружающей средой, которые помогут изменить ситуацию к лучшему. Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей, и им предстоит распутывать сложный клубок экологических проблем, от их действий будет зависеть жизнь Планеты.
В 70-х годах американский сенатор Нельсон предложил отмечать ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗЕМЛИ 22 апреля. Поэтому сегодня нашу линейку мне хочется начать словами французского писателя Антуана Сен Экзюпери “Все мы - пассажиры одного корабля по имени Земля”.

(Элементы инсценировки: трамвай с пассажирами)

Ведущий: Был, говорят, где-то случай такой:
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг чудеса!
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом:

Ученик 1: Где эта улица?

Ученик 2: Где этот дом?

Учениц 1: Все перепуталось, все изменилось,

Ученик 2: К счастью такое, лишь в сказке случилось.

Ведущий:
Мы рассказали про это нарочно.
Чтобы проверить - знаешь ли точно,
Где ты живешь, где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
Ты нам ответишь:

Ученик 3:
Живу я в квартире, номер ее - 24,
Дом на Рыскулова, рядом- кино,
Все что кругом, мне знакомо давно.

Ведущий:
Дом на Рыскулова? Этого мало,
Город (село) назови для начала.

Ученик 3. Город Караганда.

Ученик 1:
Расскажи, что кругом:
Все, что кругом, это тоже твой дом.

Ученик 3:
Город стоит на реке Нуре,
А за рекой виден лес вдалеке.
Тянутся к лесу луга и поля,
Очень красивая наша Земля!

Ученик 2: Верно, красива. Но где же она?

Ученик 3. В Казахстане - это наша страна.

Ученик 1: Ну, а страна где? Сумеешь ответить?

Ученик 3: Как и все страны - на нашей планете!

Ученик 2 обращается к классу: Как называется наша планета?

Хором: Земля.

Рыбе - вода.
Птице - воздух.
Зверю - лес, степь, горы,
А человеку нужна Родина.

Охранять природу, значит охранять Родину!"

Я речь свою веду о том,
Что вся Земля - наш общий дом,
Наш добрый дом, просторный дом.
Мы все с рожденья в нем живем.
Ещё о том ведём мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.

Ведущий: И чего только люди не выдумали, чтобы облегчить и улучшить жизнь на Земле. Удобрения, чтобы собирать большие урожаи, и смертоносные яды, чтобы убивать насекомых - вредителей, и автомобили, заполнявшие наши улицы. Люди научились в громадных количествах добывать из земных недр полезные ископаемые - уголь, нефть.

Реки перегородили плотинами, и там, где были луга, появились водохранилища. На месте бескрайних лесов построили города, заводы, дороги…

Люди так увлеклись улучшением своей жизни, что не заметали, как в реках стало меньше рыбы, а в лесах - птиц, зверей. Рыба погибла, отравившись стекающими с полей ядохимикатами, грязными стоками городов и заводов. Яды убивали насекомых на полях, но заодно губили птиц и зверей. Леса вырубались, поэтому животным и птицам труднее было найти еду и убежище. Они погибли.

На улицах городов вдоль дорог и на берегах рек и озер появились кучи мусора. Ведь многие люди, и в том, числе дети, выбрасывают прямо себе под ноги обертки конфет, бумагу, бутылки. Они не задумывались о том, что, например, стекло и пластмасса останутся мусором на долгие годы, природа сама не сможет их переработать.

Планета наша весьма загрязнена, но мы еще не осознали всей опасности для жизни на огромной мусорной куче. Мы - то на ней пока кое - как живем, но смогут ли жить наши дети?

Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.

Ведущий: Человек загнал себя в пороховую бочку, обрек все живое на гибель. “Отравлен хлеб и воздух выпит”. В отношении между природой и человеком наступил кризис. Озабочена вся планета. Интересны результаты социологического опроса, проведенного в Японии. Большинство опрошенных людей готовы пойти на снижение жизненного уровня, если стабильность поддерживается за счет ухудшения состояния экологической среды.

Океан седой гремит набатно. Он таит обиду в глубине,
Черные, раскачивая пятна на крутой, разгневанной волне,
Стали люди сильными, как боги и судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги у земного шара на боках
Мы давно освоили планету, широко шагает этот век.
На Земле уж белых пятен нету, черные сотрешь ли, человек?

Ведущий: Печальную эстафету принимает от нас грядущее поколение. Набатным колоколом сегодня звучит слово экология. Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети 21 века купаться в реке, море, гулять в лесу, видеть звезды и вдыхать аромат цветов.

Недра нашей Земли, недра нашей Земли,
Как они велики! Как они хороши!
Исчерпано все: и гранит, и алмаз,
На Земле мы живем ведь только раз.
Для потомков оставь хоть немного тепла,
Чтобы жизнь и у них не бесцельна была.
Щедрость нашей Земли, щедрость наше души,
Сохрани, сбереги, расточать не спеши!
Г. Акопова

Ведущий: Реки загрязнены нефтепродуктами и фенолом.
Подсчитано, что за день исчезает 100 видов растений и животных.
Сокращается площадь леса на 15 млн. га
Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы
За пять лет температура воздуха увеличилась на 2,9 градуса.
сокращается количество пресной воды.
60% болезней - это производные от состояния экологического напряжения.
Мы дышим отравленным воздухом и едим отравленные “удобрениями” овощи и фрукты.

Ученица: У меня в Руках Красная Книга. Все знают, что в нее заносятся редкие исчезающие виды растений и животных. Некоторые из них остались в единичных экземплярах. Нам бы очень хотелось, чтобы таких книг больше не выходило.

Чтоб могли леса цвести
И сады, и реки,
Все живое береги
Ты на этом свете.
Ты природу полюби,
Каждую травинку,
С птицами давай дружи,
Береги былинку.
Мусор, друг, не оставляй
В лесу на полянке,
Реки ты не засоряй,
Бой объявим склянке.
Не неси домой ежа,
Бабочку не трогай.
Школьник, помни ты всегда -
Их не так уж много.

Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей.
Без журавлей над хвойной чащей.
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь, ты, наконец,
Врубаясь в мертвые породы
О, человек, венец природы,
Что без природы - твой конец.

Ведущий: Земля умирает, если ее убивать, Земля оживает, если ее возрождать. Смысл сегодняшней деятельности в том, чтобы давать ей посильные нагрузки; беря от нее - давать ей, нанося раны - лечить. Видеть в ней не временный, а постоянный плацдарм жизнедеятельности.

Ведущий: Помните: каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесенная природе. И если эту рану нанесешь ты, другую - твой товарищ, третью, четвертую, пятую - кто-то еще, то что же станет с природой. Природе трудно залечить даже самые маленькие раны. Нельзя забывать, что на Земле все взаимосвязано, охраняя растения и животных, помните о борьбе с загрязнением воздуха.

Все-все
На свете нужны!
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны
Нельзя обойтись
Без чудовищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых
Нужны все на свете,
Нужны все подряд -
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки
Да! Если мы с кем-то не очень дружны
Мы всё-таки очень друг другу нужны.

Ведущий: Посмотрите какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце… Это природа. Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. У писателя Паустовского есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы”.
Сейчас начинается время цветения растений: вишни, черемухи, яблони. И начинается варварское уничтожение их. Так и хочется крикнуть: люди, остановитесь, что вы делаете! Идя по дороге в школу, не срывайте ветки яблонь и черемухи. Растению больно, оно живет, дышит, и ведь на месте этих цветов появятся ягоды, которые вы сможете съесть.

С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы как люди плачут
И росу роняют на песок.

Ведущий: Ребята, что же случится, если мы все сорвем по цветку?

Ученик 1: Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все.

Вместе: И я, и ты,

Ученик 2: Если мы сорвем цветы -
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!

Ведущий: Давайте дарить друг другу поляны, небо, море. Не будем уничтожать природу. Сбережем нашу красивую планету.

Смотрю на глобус - шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой,
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим - не солги,
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
Я сберегу вас, сберегу!

Ведущий: А сейчас послушайте наказ для принятия в ряды Всемирного общества охраны природы:

Одари свой край чуткой нежностью,
Помоги ветрам веять свежестью,
И зерну помоги вызреть колосом,
Помоги лесам быть дремучими,
Грусть грустить ивняку по над кручею,
Помоги реке быть глубокою.
Ты цветам помоги ковры выстелить,
Птицам помоги облетать крыло,
Делай все любя, чтобы впрок пошло.
Помоги всему, чем Земля красна.
Пусть в сердцах людей зазвенит весна!
Не пойди по земле незамеченным!
Не дай сделать мир покалеченным!

О теме: Природа всегда давала человеку красоту, гармонию и благодатные условия для жизни. А что дает человек природе? Сочинение на тему рассуждение о безрассудном и халатном отношении человека к ресурсам природы.

Экология и человек.

Оглянитесь вокруг себя. Прямо сейчас, внимательно посмотрите в окно. Что видите Вы? Лазурное голубое небо над головой, яркое солнце, которое светит нам каждый день, белый искристый снег…

Если вглядеться в природу, то, что нас окружает, создано идеально и гармонично, вокруг настоящая красота, которую мы порой за пеленой серых будней даже не замечаем. Все кажется для нас абсолютно обычным и банальным. Мы живем в идеальных и благодатных природных условиях, и заботится об этом матушка - природа. Подумайте вот о чем, ведь она нам дала все, абсолютно все, что необходимо для жизни: воздух которым мы дышим, воду которую мы пьем, солнце которое дает всему жизнь, вес, что нас окружает, те же дома, одежда и еда - это все благодаря ней. Она постоянно дает, дает, дает нам, заботится о человечестве как настоящая любящая мать, которая все готова отдать любимым детям. Стоит задуматься, а что же мы делаем в ответ? Чем мы отвечаем на ее заботу?

Давайте мысленно перенесемся далеко назад, когда не было заводов, фабрик, машин, компьютеров, высотных зданий и всего того, без чего наша жизнь сейчас кажется просто невозможной. Тогда, люди не знали о том, как добывать нефть, уголь и другие полезные ископаемые, которые сейчас безжалостно выкачиваются из Земли с невообразимой скоростью. Именно тогда человек с благодарностью относился к природе, к растениям и животным которые его окружали. Он заботился и с благодарностью принимал ее дары. А сейчас, что мы наблюдаем в нашем 21 веке?.

День за днем Земля все больше и больше опустошается, отдавая человечеству свои богатства. Каждый день выкачиваются миллионы тонн нефти, природного газа, угля, торфа и других полезных ископаемых. Человек просто безжалостно пожирает их, а ведь они не вечные! Каждый, каждый день строятся заводы и фабрики, которые отравляют атмосферу, выпуская в воздух миллионы тонн загрязняющих веществ, не задумываясь при этом, что тем самым мы роем себе яму. Загрязняется не только воздух. Сколько рек, озер, водоемов и морей стало жертвой выбросов ядовитых отходов. Взять, например, озеро Байкал. Это самый животрепещущий пример человеческой халатности.

Зачем? Зачем убивать то живое что находится рядом с нами? Представьте себе, что Вы однажды проснетесь, а на улице не будет светить яркое солнце, небо будет затянуто тучами, зелени не будет никогда, все вокруг будет серым и страшным, некуда будет поехать отдохнуть в отпуск, просто не будет всей той красоты, которой мы можем наслаждаться. Не впечатляет, правда же? Так зачем своими руками уничтожать свой родной дом? Подумайте о дальнейшем будущем о следующих поколениях. Сразу и в один миг невозможно изменить мышление миллиардов людей. Но если каждый будет задумываться о том, чем мы благодарим нашу кормилицу, мать - природу, менять свое отношение к окружающей нас красоте, возможно что-то и изменится. Нельзя думать: «Мне это не нужно, пускай экологи заботятся об этом», это не так. Их мало, и они не могут полностью предотвратить весь вред, нанесенный природе. Нужно чтобы каждый начал с себя, сегодня, сейчас!

1 слайд

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа» Приложение 2.1. Ромашкина Ольга Петровна, учитель географии и биологии, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Дмитриевская средняя общеобразовательная школа" Бугурусланский район

2 слайд

Основополагающий вопрос Приложение 2.1. Ромашкина Ольга Петровна, учитель географии и биологии, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Дмитриевская средняя общеобразовательная школа" Бугурусланский район

3 слайд

Проблемные темы и вопросы. Экология сельскохозяйственных районов. Оценка экологического состояния с. Дмитриевка. Комфортное жилище – это факт или фантазия. Квартира – как экосистема. Исследовательская работа «Какую воду мы пьём?» Приложение 2.1. Ромашкина Ольга Петровна, учитель географии и биологии, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Дмитриевская средняя общеобразовательная школа" Бугурусланский район

4 слайд

Участники проекта Учащиеся 8 класса – Боровая Настя, Романова Настя. Руководитель: учитель географии и биологии Ромашкина О.П. Приложение 2.1. Ромашкина Ольга Петровна, учитель географии и биологии, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Дмитриевская средняя общеобразовательная школа" Бугурусланский район

5 слайд

Этапы проведения проекта Приложение 2.1. Ромашкина Ольга Петровна, учитель географии и биологии, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Дмитриевская средняя общеобразовательная школа" Бугурусланский район

6 слайд

Актуальность темы С 70-х годов ХХ века с нарушением взаимосвязей внутри экосистемы, необратимыми явлениями в биосфере, вызванными антропогенной деятельностью, стали все более актуальными проблемы рационального природопользования и охраны окружающей среды. Бурное развитие техники при явно недостаточных или малоэффективных природоохранных мероприятиях привело к заметному ухудшению экологической обстановки, что грозит тяжелейшими последствиями, которые разрушают как саму среду обитания человека, так и его здоровье. Существенное загрязнение окружающей среды биологически вредными веществами, обострение радиационной обстановки, усиление энергетических полей технических систем, в том числе электронных - вот факторы, которые негативно отражаются на чистоте воздуха, воды, почвы, продуктов питания в первую очередь. Интенсификация производства, сельского хозяйства, внедрение информационных технологий, глобальная компьютеризация всех отраслей деятельности человека существенно меняют среду его жизнедеятельности. Многообразие переплетающихся между собой процессов, связывающих человеческий организм и среду его обитания, требуют комплексной оценки последствий непреднамеренного воздействия на окружающую среду и целенаправленного преобразования природы. Поэтому в решение современной экологической проблемы должны вносить вклад все области научного знания и отрасли техники. Приложение 2.1. Ромашкина Ольга Петровна, учитель географии и биологии, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Дмитриевская средняя общеобразовательная школа" Бугурусланский район

7 слайд

«Экология» - в переводе с греческого, дословно означает - «описание жилища, дома», т. е. представляет собой науку о жилье и окружающей среде, или науку о местопребывании. Приложение 2.1. Ромашкина Ольга Петровна, учитель географии и биологии, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Дмитриевская средняя общеобразовательная школа" Бугурусланский район

8 слайд

Использованная литература Фадеева Т.А. "Экологические сказки(1-6 класс)" Учитель, Волг-д, 2003 .В.В. Балабанова, Т.В. Максимцева Пособие “Биология. Экология. Здоровый образ жизни” “Учитель”, В. Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник "Экология (9класс)" М.: Дрофа,1999. Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина, С.Н. Глазачев "Оcновы общей экологии (для старшеклассников)."(12 шт.) МДС., М.,2002 Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник "Экология-10(11) класс." Дрофа, М., 2004 И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова Методич. пособие к учебнику Н.М. Черновой “Основы экологии” Дрофа, М., 2001 Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов "Основы экологии-9 класс", М. http://www.ecospace.ru http://pogovorki.myfind.ru http://www.likar.info Приложение 2.1. Ромашкина Ольга Петровна, учитель географии и биологии, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Дмитриевская средняя общеобразовательная школа" Бугурусланский район

9 слайд

Исследование №1 «Какую воду мы пьём?» Цель: определить качество питьевой воды в селе Дмитриевка. Объект исследования: питьевая вода из водопроводного края. Метод: эксперимент Приложение 2.1. Ромашкина Ольга Петровна, учитель географии и биологии, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Дмитриевская средняя общеобразовательная школа" Бугурусланский район

10 слайд

Исследование №2 «Деревня опасная и безопасная» Цель: определить наиболее экологически опасные места. Объект исследования: село Дмитриевка. Метод: наблюдение, описание Приложение 2.1. Ромашкина Ольга Петровна, учитель географии и биологии, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Дмитриевская средняя общеобразовательная школа" Бугурусланский район

12 слайд

Карта проекта 1. Экология сельскохозяйственных районов. Деревня опасная и безопасная. 2. Какую воду мы пьем? 3. Квартира как экосистема. Приложение 2.1. Ромашкина Ольга Петровна, учитель географии и биологии, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Дмитриевская средняя общеобразовательная школа" Бугурусланский район

13 слайд

Вывод Проведя исследования мы поняли, что наш дом (место, где ты живёшь, дом, в котором ты живёшь) давно перестал быть «крепостью». Здоровье людей, их физическое состояние и самочувствие во многом зависят от качества окружающей среды. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде и человеку, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями. Создание оптимальных экологических условий жизни человека относится к числу важнейших задач. Каждый проект преобразования природы, любое воздействие на неё должны оцениваться и с позиций экологии человека. Приложение 2.1. Ромашкина Ольга Петровна, учитель географии и биологии, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Дмитриевская средняя общеобразовательная школа" Бугурусланский район

« ЭКОЛОГИЯ И Мы »

Цели: Расширять и углублять экологическую культуру детей; создать условия, побуждающие детей с вниманием и заботой относиться к природе, ко всему живому; привлечение к природоохранной работе.

ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Детей разбивается на 2 команды. У каждой команды название, эмблема.
Вед. держит в руках глобус.

2. Основная часть.
Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё исчерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников.
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
Учащиеся читают стихи.
1. Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
2. В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
3. Грустит глубокая река,
свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
4. Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
5. Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»
Показ презентации

ВЕД: – Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа. Наша жизнь неотъемлема от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. У писателя Паустовского К.Г. есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране”.
Человек издавна восхищался твореньями, которые создала матушка природа: удивительными растениями и животными. Мы с вами знаем, что жизнь всех людей неразрывно связана с природой: из окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырье для промышленности, лекарство и многое другое. Но, к сожалению, человек не всегда задумывается о бережном отношении к природе.

1.На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
- По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит –
Большой, как дом, на волнах спит.
2. Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
- Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой!
- Ты тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И все весною зацветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться!
Итак, наша игра начинается!

Сейчас мы проведем викторину «Берегите землю, берегите». Соревноваться будем командами, победившая команда получит медаль «Знатоки окружающего мира».
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».
Команды по очереди отвечают на вопросы.
1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
2. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
3. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
5. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
6. У кого на сучке кладовая? (У белки).
7. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
8. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
9. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры).
10. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка).
11. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза).
12. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному. (Черепаха).
13. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (Змея).
14. Волны к берегу несут
Парашют – не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает. (Медуза).
2-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».
Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?
1 команда
1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
4. Осина, липа, дуб, ель. Так как …
2 команда
5. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
6. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
7. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
8. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

3-й конкурс. Игра «Собери шишки».
(На поле разбросаны шишки. Выходят по одному члену от команды).
– Кто больше соберёт шишек. (Повторить несколько раз).

Учащиеся читают стихи.
1. Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису...
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!

2. В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

4-й конкурс. «Собери слово».
В словах перепутаны буквы, поменяй их местами, так, что бы получились слова.
5 -й конкурс. «Собери пословицу».
Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.
(«Был бы лес, соловьи прилетят.»).
Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.
А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.
Загадки
1. Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза).
2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).
3. Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь).
4. Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива).
5. Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен).
6. Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар...
Кто-то дерево узнал? (Липа).
7. Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина).
6-й конкурс. «Забавные зверюшки».
Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?
1. Журавль и цапля.
2. Лев и собачка.
3. Ворона и лисица.
4. Три медведя.

7-й конкурс. «Рассортируйте мусор»
С помощью стрелочки перенеси картинки предметов в квадраты с надписью.
8-й конкурс. «Лесные правила»
Вы должны хором отвечать «да» и хлопать в ладоши.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь!
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, (да)
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать! (да)
Зря цветы не надо рвать! (да)
Из рогатки не стрелять, (да)
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, (да)
Топать, хлопать, палкой бить. (да)
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.
Пока жюри полдводят итоги, выступают учащиеся.
1. Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
Как поле – с плугом,
Как ветер – с морем,
Трава – с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
2. Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
3. Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!

3. Подведение итогов. Награждение победителей. Вручаются медали «Знатоки окружающего мира»

«Мы все… на одной и той же планете - мы все экипаж одного корабля», - Антуан де Сент-Экзюпери

Большинство из нас уже давно стало городскими жителями и воспринимает природу как место для отдыха. А ведь мы не просто часть природы, она все больше зависит от нас и страдает от нашей неумной, а то и просто преступной деятельности. Не стоит забывать, что вред природе наносят не только вредные выбросы производства, горы мусора, загрязнения рек и морей, вырубки лесов, уничтожение животных и растений, но и наши поездки в выходные дни на шашлыки или за грибами. Естественно, что вред, наносимый разведенным нами костром, несоизмерим с тем, что «дарит» природе химкомбинат или полигон для бытовых отходов, но он все же ощутим.

Вы никогда не обращали внимание, как мамаша, гуляя с ребенком в парке, вдруг с возгласом «фу, какая гадость» что-то старательно давит ногой? Ребенок восприимчив и быстро усвоит, что порхающая на полянке бабочка - это мило и красиво, а то, что ползает под ногами, - мерзко и жизни не достойно. Урок, усвоенный в детстве, останется на всю жизнь: «Я сам определяю, что и кто достойны жить и расти на этой земле».

В последнее время природа все чаще дает нам понять, что она обижена на нашу неумную деятельность: то снег выпадет там, где его отродясь не видели - в Африке или на юге Азии, то дожди затопят Европу, то засуха оставит без урожая громадные регионы.

Муравейник в лесу

В последнее время все больше людей начинает понимать, что надо учиться жить в гармонии с природой, подчиняться законам экологии - науки о нашем общем доме. Термин «экология» предложил в 1866 году немецкий учёный Эрнст Геккель, дав ему определение как науке об отношении всего живого к окружающей среде. На греческом языке «oikos» - жилище, дом, местопребывание, а «logos» - слово, учение.

Не будем углубляться в научные дебри, суть экологии можно сформулировать одной короткой фразой - «человек, не навреди». Но, к сожалению, вредим мы много и изощренно, нанося природе невосполнимый вред. Мы уже привыкли, что каждое лето телевидение показывает массу пожаров, уничтожающих тысячи гектаров лесов. И большая часть пожаров - дело рук человека.

Непотушенный окурок или уголек, бутылка из прозрачного стекла, брошенная на сухую траву (эффект увеличительного стекла) в сухую ветреную погоду могут за несколько минут превратить спокойный зеленый лес в огненный ад, в котором погибнет масса живого.

Мухомор так же важен для леса, как и благородный боровик

Ученые подсчитали, что 1 гектар леса поглощает не меньше 5 тонн углекислого газа в год, выделяя за это же время 10 тонн кислорода. Для примера, за один час гектар леса поглотит весь углекислый газ, выделяющийся при дыхании 200 человек. Убедительные цифры, не правда ли? И подобных примеров можно привести множество.

Не забывайте, что в городских парках и скверах живых существ может быть не намного меньше, чем в диком лесу, но они значительно уязвимее и всецело зависят от людской прихоти. Наши предки давно уже сформулировали основные принципы поведения человека по отношению к природе. Давайте и мы будем им следовать.

Старайтесь не держать дома диких животных. Превратить их в домашних в большинстве случаев не получится. Чаще всего ваша неумелая «забота» для них гибельна. Если решите помочь дикому животному, подумайте, а сможете ли вы это сделать, не навредив ему. Ни в коем случае не надо приносить из леса подросших птенцов или детенышей животных. В подавляющем большинстве случаев они не брошены родителями, родители просто заняты поиском корма.

Не следует приближаться к звериным норам и птичьим гнездам, если в них есть молодняк, который обычно выдает себя писком. Если ваша собака плохо воспитана, весной и в начале лета не спускайте её с поводка в парке, лесу, на пустырях, где могут быть птичьи гнезда или молодняк диких животных. Старайтесь не создавать в этот период лишний шум, который отпугивает птиц и животных. Детеныши, не успевшие убежать вслед за взрослыми, могут потеряться и погибнуть.

Бережно относитесь и к самым маленьким обитателям леса. Не обрывайте паутины, просто их обойдите. Не разрушайте муравейники и не наступайте на муравьиные тропы. Без необходимости не переворачивайте камни, коряги, старые бревна, не ломайте замшелые пни. Под ними и в них живет большое количество живых существ. Захотите в этом убедиться, присядьте ненадолго в сторонке. Вызванная вашими шагами тревога стихнет, и на пни выползут ящерицы, заспешат по своим делам многоножки, появятся жуки, засуетятся птицы, вылезет из норки мышь - лес заживет своей обычной жизнью.

Для природы все живые существа важны и нужны, у всех своя ниша и сложные взаимосвязи с другими. Среди них нет «мерзких и противных», поэтому не надо никого давить, ни на кого наступать. Страшноватая на вид волосатая гусеница завтра превратится в красавицу-бабочку и будет опылять цветы.

К сожалению, подобное не редкость в наших лесах и парках

Старайтесь без нужды не нарушать лесную почву. Не забывайте, что проезжающий автомобиль колесами уплотняет ее, приводя к гибели многих живых существ. Не приносят лесу пользы и выхлопные газы. Ходить по лесу желательно по уже имеющимся тропинкам, не прокладывая без нужды новые. Если идете по бездорожью, старайтесь не ломать и не вытаптывать растения.

Нет необходимости срывать растения, чтобы просто ими полюбоваться. Для этого достаточно наклониться к цветку, который в естественной среде всегда будет выглядеть лучше, чем у вас в руках. Если же есть необходимость растения сорвать - например, при сборе лекарственных трав, не устраивайте «тотальную прополку», срывайте их понемногу в разных местах, стараясь не причинять вред другим растениям.

Собирая грибы, ягоды, орехи, старайся не причинять природе лишнего вреда. Не крушите все вокруг, чтобы пробраться к вожделенному грибу или ягодной кисти. Не срывайте все ягоды и орехи до единого, кроме вас, на них еще много кто имеет виды. Не забывайте, что в природе все растения нужны, это относится и к мухоморам, и к бледным поганкам, и к различным грибам-трутовикам.

Кстати, сбор любимого нами березового сока отнюдь не безвреден для деревьев. Отказаться от этого лакомства трудно, но не переусердствуйте, а ранки на березах обязательно замазывайте, лучше всего садовым варом, можно и обычным пластилином.

Понятно, что вред, который может нанести природе конкретный турист, охотник или грибник, обычно невелик, но по возможности надо стараться его минимизировать до предела. Природа щедро делится с нами своими дарами, но ждет и к себе бережного отношения и заботы. Не забывайте слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы все… на одной и той же планете - мы все экипаж одного корабля».



Что еще почитать