Домашняя библиотека в семье для детей занятие. Создание развивающей домашней среды. Детская домашняя библиотека. Говоящие и интерактивные книги

Советы по оформлению

детской домашней библиотеки

«Книжки в Вашем доме»

Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом, если бы мы, взрослые, на этапе дошкольного детства в полной мере выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме появились мощные соперники: телевизор, видео, компьютер.

Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать ребенку книга?» А ведь дети черпают из книг множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром, что способствует расширению детского кругозора. Через литературные произведения малыши впервые испытывают на себе храбрость и стойкость, добро и зло, познают такие общечеловеческие ценности как честность, справедливость, дружба, сочувствие, т.е. книги очищают и раскрывают душу, воспитывают добрые чувства. К тому же книги являются неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и не только детей, но и нас, взрослых.

В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть привлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:

Мы читаем книги вместе И бизоны, и удавы,С папой каждый выходной. А у папы – никого!У меня картинок двести, У меня – в пустыне дикойА у папы – ни одной. Нарисован львиный след.У меня слоны, жирафы – Папу жаль. Ну что за книга,Звери все до одного, – Если в ней картинок нет!

В домашней библиотеке должны быть разные типы книг.

Первый тип книжка-игрушка, книжка-картинка , которая дается в руки ребенку с самого раннего возраста (до года). Это еще не литература. Здесь зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное значение. К.И. Чуковским было замечено, что этот период является важным в овладении речью, и книга, дающая богатые зрительные впечатления, будет хорошим помощником в этом деле. К.Д. Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их все на лету…» Кроме того, есть надежда, что ребенок в раннем возрасте, взявший книгу в руки и получивший наслаждение от общения с ней, и в дальнейшем будет тянуться к книге, и станет страстным читателем.

Второй тип это книжка-вырубка .Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.

Третий тип книжка-панорама .Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие с помощью этих фигурок в ней как бы оживает. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и проживает происходящее вместе с героями.

Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия.До 3–4-х лет детей должны окружать книжки-картинки типа раскладушек и книжки-игрушки с преобладанием иллюстраций и короткого текста: «Курочка-Ряба», «Сорока-ворона» и др. После 3-х лет важно придерживаться одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно находиться от 3 до 5 книжек с яркими иллюстрациями и доступным для этого возраста сюжетом. Это, конечно, «Игрушки» А. Барто, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.

Хорошо бы через 2–3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной новой книжке, причем с сюрпризом или поощрением, например:- Сегодня тебе кошка принесла очень интересную книжку «Кошкин дом». - Мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку – ведь ты очень любишь и бережешь книжки.В 4 года и старше очень важно сказать ребенку, что дома есть детская библиотека. И вместе с ребенком необходимо правильно ее организовать, т.е. систематизировать по типу взрослой: сказки, книги одного автора; по временам года; рассказы о животных, книжки зарубежных авторов, загадки, стихи, энциклопедии и т.д. Каждое подразделение важно обособить картонной перегородкой с рисунком-символом, обозначающим тот или иной раздел. Очень хорошо дать название своей библиотеке (например, « Книжкин дом» ) и постепенно ее накапливать.Не следует забывать, что книги время от времени требуют нашей заботы. Поэтому неподалеку от библиотеки можно разместить уголок « Книжкина больница» , где будут храниться материалы и инструменты для ремонта книг. Рекомендуем проводить такую работу совместно с детьми. Это будет способствовать воспитанию бережного отношения и любви к книгам.Советуем также приобрести, а лучше совместно с детьми изготовить игры по сюжетам литературных произведений, которые будут способствовать поддержанию интереса к книге :

разные виды театров (настольный, «рукавичка», театр ложек, теневой);

игры-путешествия по сказкам с фишками и кубиком;

лото или домино «Герои любимых сказок» ;

пазлы или разрезные картинки по сюжетам любимых произведений;

отгадай загадку – найди отгадку;

диски с аудиозаписями различных детских произведений;

сундучок с «волшебными» предметами: клубочек, волшебная палочка;

материал для творчества: краски, фломастеры, бумага, пластилин, клей;

чудесный мешочек с мелкими игрушками-зверюшками для сочинения своих историй и т.п.

Отметим, что у каждого ребенка есть полюбившаяся только ему книжку, а поэтому он просит много раз перечитывать ее заново. Не волнуйтесь – это естественный и положительный процесс. Удовлетворяйте его желания: ребенок дошкольного возраста сживается с героями сказок или рассказов, все они его близкие друзья и советчики. Но постоянно старайтесь расширить поле его книжного зрения, ориентируя малыша на все полезное, художественно и нравственно-ценное. Обращайте внимание на полиграфию, оформление иллюстраций и, конечно, на содержание.

Ребенку очень важно быть знакомым, наряду со сказками, с сокровищницей детской литературы – классикой : произведениями Л. Толстого, К. Чуковского, С. Маршака, Е. Чарушина, Н. Носова, В. Осеевой, В. Драгунского и многих других авторов. Обязательно поместите в библиотеку замечательные книги Михаила Зощенко –на веселых примерах они научат вашего ребенка таким понятиям, как нравственность, честность, воспитанность.

Во все времена признаком образованности считалось обладание собственной домашней библиотекой. По объемам библиотеки и качеству книг, наполнявших ее, судили о степени эрудированности человека.

Умных людей называли "начитанными", т.е. прочитавшими много книг, почерпнувшими из них свои знания. Люди старшего поколения помнят, с каким трудом доставались им редкие экземпляры, какие очереди приходилось за ними выстаивать, сколько времени приходилось ожидать подписные издания. Библиотека в тесной "хрущевке" занимала драгоценные метры жилплощади, и все же многие умножали и умножали объемы шкафов, стеллажей, полок.

Сегодня отношение к домашним библиотекам несколько изменилось. Сегодня для многих слова "домашняя библиотека" ассоциируются с еще одним элементом роскоши, которым можно украсить собственное жилище. Подавляющее большинство Интернет-сайтов на запрос "домашняя библиотека" предложат вам изготовить, оборудовать, установить эксклюзивную мебель для вашей библиотеки. Т.е. речь пойдет о шкафах и полках. Книги — это, по-видимому, вопрос второстепенный.

Вспоминается в связи с этим случай из жизни: у одного владельца солидного домашнего книгохранилища гости спросили, как же он достает до верхних полок, как он берет с них книги для чтения? "Достаю очень просто — пылесосом!" — был ответ, полностью устранивший необходимость в последующих вопросах. В некоторых специализированных магазинах сегодня можно даже купить бутафорские корешки книг, при помощи которых можно создать иллюзию большого объема и солидности библиотеки.

Что же произошло? В чем причина перемен? Почему самая читающая на планете нация в большинстве своем перестала читать? Главная перемена, пожалуй, произошла в области появления и распространения "некнижных", непечатных носителей информации. Если раньше эрудированных людей называли начитанными, то сегодня их, скорее всего, нужно называть "насмотренными". Сегодня среднестатистический россиянин проводит перед телевизором до 30 часов в неделю, у монитора компьютера — 10 часов в неделю, в то время как за чтением — в лучшем случае 5 часов (не будем вдаваться в подробности того, что он читает!). Вспомните, что можно было посмотреть по телевизору в советское время? Две программы, несколько фильмов. Газеты и журналы также работали в идеологическом поле. О таких чудесах, как Интернет, никому и не снилось! Для ищущих знаний оставались только книги. И хотя некоторые книги были дефицитом, все же книгой можно было обладать: ее можно было перечитать, передать другу или взять у него на время, можно было перепечатать на машинке ее особо ценные части и т.д. Тогда книги представляли действительную ценность; и эта ценность для некоторых изданий была обусловлена их небольшими тиражами. Счастливые обладатели редких книг по праву считали себя богатыми людьми.

Что же сказать на это? Может быть книги, как форма передачи мысли, сегодня безнадежно устарели и должны вскоре исчезнуть вовсе? Как исчезли когда-то такие способы передачи информации, как узелковое письмо или клинопись по сырой глине? Возможно, век книги подходит к концу и не нужно бессмысленно ностальгировать? А библиотеки — это на самом деле не более, чем шкафы и полки?

Как сформировать домашнюю библиотеку?

Для тех, кто все же считает, что книги нельзя полностью заменить телевизором, Интернетом и книгами электронными, предлагаем задуматься о формировании собственной домашней библиотеки. Следует сказать, что это дело сразу же бросит вызов распорядку дня, навязанному нам современностью: если вы не хотите собрать бутафорскую библиотеку, а желаете действительно быть начитанным, придется "урвать" у телевизора с десяток драгоценных часов!

Какую литературу собирать? Рискнем предложить такую систему.

Литература справочная, техническая, необходимая для работы или учебы. Такую литературу, естественно, необходимо покупать, коллекционировать, собирать. Если вы занимаетесь, к примеру, программированием, то литература этого направления вам, безусловно, пригодится.

Литература общеразвивающая. Каждый человек имеет свои предпочтения во всем. В выборе общеразвивающей литературы нужно руководствоваться также своими интересами: если вы "технарь" — может быть, будет интересным собирать коллекцию книг по истории механики, электроники и т.п. Кому-то нравится история, кому-то астрономия, кто-то интересуется вопросами философии и религии. Сегодня много интересных книг по строительству и ремонту, по обустройству и украшению своего жилища; им тоже можно посвятить целый раздел. Все эти направления могут продиктовать вам то, какие книги нужно искать и коллекционировать.

Литература художественная. Не забудьте по классиков! Как бы это банально ни звучало, в каждой домашней библиотеке должно быть хотя бы по несколько произведений одного автора из русских и зарубежных классиков.

При формировании домашней библиотеки нужно руководствоваться несколькими принципами.

Бульварное и пляжное чтиво не следует вносить в библиотеку, т.к. оно не представляет собой никакой ценности и нет необходимости его коллекционировать. Эти книги предназначены только для того, чтобы скоротать время.

Хорошую литературу можно приобрести на книжных развалах, по объявлению. Можно покупать целые частные библиотеки по очень низкой цене. Подержанные книги зачастую стоят гораздо ниже, чем новые, не уступая новым в качестве переплета и бумаги.

Достойное место в домашней библиотеке могут занять подборки журналов. В раздел общеобразовательных книг вполне можно включить подборки журналов "Вокруг света", "Биография", "Дискавери", "Наука и техника" и т.п. Подборки журналов можно также купить у коллекционеров на распродажах.

Собирая библиотеку, не забудьте о своих детях. Покупайте литературу, интересную и для них. Прививайте им интерес к чтению приключенческими романами Фенимора Купера, Жюля Верна, Майн Рида.

Помните, что иметь библиотеку — занятие недешевое. Приобретение книг, сооружение библиотечной мебели, уход за книгами, транспортировка при переездах — все это требует денег и сил. Не ставьте перед собой цель: собрать большую библиотеку. Соберите библиотеку из ценных для вас книг.

Для удобства классификации используйте специальные компьютерные программы. Они помогут расставить все книги по разделам, напомнят вам о том, кому вы дали почитать ту или иную книгу.

Ищите единомышленников-книголюбов. Это даст вам новый круг общения, поможет в поиске нужных вам изданий.

Читайте то, чем пополняете свою библиотеку! Иначе все труды будут напрасны. Библиотека "для мебели" не стоит тех усилий и средств, которые на нее потрачены. Лучше купите новый телевизор!

Владимир Ворожцов

Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №144

Министерства образования и науки

Донецкой Народной Республики



(РАЗГОВОР О СЕМЬЕ И СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ)

Зав. библиотекой

Панфилова Т.А .

Донецк

Цели:

    Развитие представлений учащихся о семье, уважение к семье, родителям.

    Формирование понятий о жизненном идеале семьи и семейных ценностях, семейным традициям.

    Воспитание глубокого уважения к семье.

Эпиграфы: (слайд 1-2)

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Л.Н.Толстой

«Что нужно для счастья?

Тихая семейная жизнь…

с возможностью делать добро людям».

Л. Н. Толстой.

1. Вступительное слово учителя:

Семья зародилась в первобытном обществе и прошла долгий путь своего становления. На всех ступенях развития человечества она играла большую роль во взаимоотношениях людей. Семья остается той группой, в которой проходит основная часть жизни человека.

В семье начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. С рождения до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через несколько лет мы женимся и создаём нашу собственную семью . В семье мы переживаем наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями. Эта любовь создаёт наш характер.

В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали. Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя? Приобретаем хозяйственные навыки, совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку, учимся сами оценивать поступки других и свои собственные…

Семья… Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? (Ответы детей .)

Разные словари дают различные значения слова «семья». (слайд 3)

Этимологический: собирательное от «семь домочадец», в исходном значении – «живущие в одном селении».

Древнерусский: «челядь, домочадцы, семья; муж, жена».

Греческий: «селение».

Древнекитайский : «родина, супруг(а), гражданин».

Древнеиндийский : «дорогой, приветливый, любезный».

Современные толковые словари определяют семью как «малую социальную группу, основанную на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединённую общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей».

В произведении Юрия Куранова «Тепло родного очага» так раскрывается понятие «семья»: семь - я. То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях. (слайд 4)

2. Из отдельных слов составить высказывание на доске.

« Семья вся вместе – душа на месте».

«Семья – печка: как холодно, все к ней собираются».

Обобщение:

Как видим, во всех определениях есть одна общая черта - это единение.

3. Чтение стихотворений, в которых можно найти ответ на вопрос «Что такое семья?»

Чтец 1:

Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
- Я.
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
- Я.
- Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева все так же ответила:
- Я.
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
- Я... Я... - тихо молвила Ева,
- Я... Я...
Сказала она знаменитых семь Я.
Вот так на земле появилась семья.

Чтец 2:

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы,

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Чтец 3:

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слёзы, и смех,

Взлёт и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нём!

    Выяснение значения слова «ценности».

Ценность (в данном случае) – важность, значимость чего-либо.

Какие же ценности лежат в основе счастливой семьи? (слайд 5-9) Прослушайте притчи и легенды и сделайте выводы.

5. Прослушивание и обсуждение притчи, легенды.

Чтец 1.

Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полу­дню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но, когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полно­стью скрыла береговую линию. А в это же самое время буря не пощадила их ма­ленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество. Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена воз­мутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет». Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем светом, который в тумане указал нам дорогу к берегу».

Чтец 2.

Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная, 100 человек, и в ней царил мир, любовь и согласие. Молва долетела об этом до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что это правда, то он спросил старца, главу семьи: "Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг, друга? Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было сто раз написано одно и то же слово. Как вы думаете, какое это слово?

("понимание")

Учитель:

Какие качества необходимы чело­веку для того, чтобы развить способ­ность к взаимопониманию?

Человек, который может критически мыслить, способен к самоанализу, не будет винить другого в том, что его не понимают. Он не ждет изменений в других людях или обстоятельствах. Он меняет себя.

Учащимся предлагается «корзина мне­ний», где находятся листы, на них написаны правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию. Учащиеся вытаскива­ют из «корзины» листы и зачитывают их вслух: (слайд 10)

Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию

1. Ставь интересы других людей выше собственных.

2. Будь предан своей семье, избегай воз­можности предать ее.

3. Будь верен и надежен.

4. Уважая других людей, уважай себя.

5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.

6. Воспринимай людей как равных себе.

7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

8. Умей прощать и не будь обидчив.

9. Живи в согласии с самим собой и дру­гими людьми.

10. Проявляй чуткость.

11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.

12. Будь свободен ото лжи и обмана.

13. Умей контролировать свои желания и поступки.

14. Упорно иди к цели, невзирая на пре­пятствия.

15. Стремись все делать как можно луч­ше.

16. Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт.

(слайд 11)

Учитель:

- Как много ошибок мы могли бы избежать, если бы никогда не забывали, что каждый из нас - звено в цепи поколений. Наши добрые дела и поступки окрыляют детей и внуков, а плохие - ложатся на них тяжким бременем. Ведь они наследуют не только наши внешние данные, но и историю нашей жизни. Давайте будем жить так, чтобы нашим родным не было за нас стыдно. И не дай Бог, чтобы наши плохие дела и помыслы вернулись бумерангом нашим детям или внукам.

Мне очень нравятся прекраснейшие по своей нравственной красоте советы Владимира Мономаха, которые он давал своим сыновьям: (слайд 12)

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев;
- в дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте;
- лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает
и тело;
- что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому
учитесь;
больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны;
жену свою любите, но не давайте ей власти над собой;
куда не пойдете и, где бы не остановились, напоите и накормите нищего;
более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол;
- не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.

Чтец 3.

Притча «Пятьдесят лет вежливости»

Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне». Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:

Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь.

    Беседа

Какие же ценности лежат в основе счастливой семьи?

- Объясните значение следующих понятий применительно к семейной жизни:

(слайд 13- 26)

Сопереживание . (Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.)

Равенство . (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.)

Поддержка . (Вдвоем вы способны на многое.)

Толерантность . (Умение принимать человека таким, какой он есть.)

Компромисс . (Умение уступать друг другу.)

Признание. (Уважение и благодарность.)

Приспособляемост ь. (Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства.)

Любовь . (Нежная забота друг о друге.)

Верность . (Преданность друг другу.)

Умение слушать . (Прислушиваться друг к другу.)

Юмор . (Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.)

Доверие . (Чувство безопасности и уверенности.)

Нежность . (Чуткое отношение друг к другу.)

Совместное времяпрепровождение . (Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть вместе.) (слайд 27)

7 . Задание «Для моих родных».

Перед вами лежат листочки, напишите на них всех членов своей семьи. Под каждым вашим родственником запишите четыре вещи, которые он любит.

(Ученики записывают на листе имена всех членов своей семьи и под каждым именем - минимум четыре вещи, которые любит тот или иной член их семьи).

Сейчас вам нужно перевернуть листок и на обратной стороне написать тех же самых родственников и под каждым из них, то, что вы можете сделать для того, чтобы доставить ему радость.

(Учащиеся записывают).

Посмотрите на ваш лист, как вы думаете, для чего мы это написали. Что это такое? … Да действительно, мы составили для каждого из вас план любви для всей семьи.

Учитель:

В одиночку каждому трудно жить. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему. Каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать. Людям хочется с кем-то разделить радость и печаль, хочется, чтобы их ждали и любили. (слайд 28)

«Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». Л. Н. Толстой.

    Составление синквейна:
    1 строка – существительное – центральное понятие темы,
    2 строка - два прилагательных, характеризующих главное понятие,
    3 строка - три глагола, объясняющих суть происходящих событий,
    4 строка – фраза, предложение или крылатое выражение, выражающее отношение автора к теме,
    5 строка – слово (синоним), обобщающее или расширяющее смысл темы, итог темы. (слайд 29)

Семья
Любящая, дружная
Воспитывает, защищает, помогает
Ячейка общества
Опора.

    Заключительное слово учителя:

Семья - хранительница человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактор стабильности и развития общества. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства.
В 1993 году Организация Объединенных Наций установила Международный день семьи – 15 мая. Цель - обратить внимание на многочисленные проблемы современной семьи.
От семейного благополучия зависит самочувствие человека, в семье происходит становление его личности, в семье формируются основы его мировоззрения. (слайд 30)

Желаю счастья вам и вашим семьям!

Список использованной литературы.

1. Варюхина С. И. Счастливый бумеранг: Беседы о культуре взаимоотношений. Минск, 1992.

2. Осипова М. П., Брутим Г. А. Работа с родителями: Сборник статей. Минск: УП “Экоперспектива”, 2003.

3. Хрипкова А. Г. Мир детства: Младший школьник. М., 1981.

4. Дмитриева, Н.Ю. Счастье в твоих руках. – М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 128 с. : ил.

5. Семья – величайший дар: [антол. произведений русских писателей]. – М. : Центр книги, 2008. – 256 с.

6. Целуйко, В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов н/ Д: «Феникс», 2004. – 448с.–(Серия«Психологический практикум»).

Июл 09/11

Создаем место для любимых книг – домашняя библиотека

Главная функция, которую выполняет домашняя библиотека – это организация вашей книжной коллекции таким образом, чтобы было легче найти необходимую книгу, а чтение стало веселым, беззаботным и комфортным. В данной статье вы найдете несколько подсказок по организации домашней библиотеки.

Место в доме для домашней библиотеки

Идеальным местом для обустройства библиотеки в квартире или доме является домашний кабинет. В нем вы сможете почитать или заняться важными делами в спокойной обстановке.

Второй, не менее привлекательный вариант, это домашняя библиотека в гостиной. Такое решение будет особенно интересно тем, у кого нет свободной комнаты для домашнего кабинета.

И, наконец, компактный вариант домашней библиотеки – это ее обустройство в любой из комнат. Это могут быть в вашей спальне с местом для чтения, книжный шкаф в углу кухни или домашняя библиотека в детской комнате. Это очень выгодное решение для малогабаритных квартир или при отсутствии гостиной. Также вы можете выгодно использовать пространство под лестницей, установив там встроенный шкаф для книг.

Интерьер кабинета-библиотеки

В вашем домашнем кабинете библиотека может занимать одну, две или даже три стены. С помощью встраиваемых книжных полок от пола до потолка вы сможете разместить в них необходимое количество книг. Наличие домашней библиотеки в кабинете говорит об изысканном вкусе и интеллектуальном развитии его владельца.

Стиль оформления интерьера с библиотекой может быть самым разнообразным, от колониального до ультрасовременного. Богато и изысканно смотрятся домашние библиотеки со старинной мебелью – массивный дубовый письменный стол, кожаные кресла и стулья с деревянными подлокотниками, мягкий уголок, обтянутый кожей, журнальный столик и высокие до потолка шкафы для домашней библиотеки.

Если вы приверженец более современного стиля, обустройте дизайн домашней библиотеки в кабинете с помощью , комфортных диванов, в хай-тек стиле и прочими стильными предметами мебели и аксессуарами.

Интерьер библиотеки-гостиной

Гостиная – это одно из наиболее подходящих мест для обустройства удобной и функциональной библиотеки. Главным ее элементом будут книжные полки, а также место для чтения и отдыха. При организации домашней библиотеки в гостиной можно позволить фантазии разыграться на полную, так как это то место в доме, где легко воплощаются все интерьерные и дизайнерские задумки.

Полки для книг могут быть встраиваемые, навесные или напольные. Если в вашей коллекции есть антикварные экземпляры или книги, которые вы просто хотели бы сохранить, используйте застекленные или шкафы для домашней библиотеки. Если полки высотой до потолка, вам обязательно понадобится . Выбирайте ее так, чтобы она подходила по стилю к интерьеру и мебели домашней библиотеки.

Книжные полки можно украсить личными вещами – фотографии в рамках, сувениры, . Ими можно красиво разбавить ряды книг, а в случае расширения коллекции у вас будет место для новых экземпляров.

В гостиной вместо письменного стола лучше использовать журнальные столики, так интерьер будет более гармоничным и уютным. Тем более, что ваша гостиная используется также как место для встреч, приема гостей и отдыха. Вы можете разместить , уютный диван и .

А оформить дизайн интерьера гостиной с библиотекой можно при помощи картин, декоративных вазонов с цветами, штор, и прочих предметов декора.

Особенно красиво будут смотреться высокие вазы и вазоны на полу гостиной, а также оригинальные коврики возле дивана или камина.

При выборе освещения отдавайте предпочтение лампам, которые позволят увидеть вам даже самый мелкий шрифт читаемого текста. Лампа для чтения должна быть расположена за плечом, чтобы свет не попадал прямо в глаза. Основное освещение домашней библиотеки не должно быть слишком ярким, это негативно влияет на сохранность книг. Отличный вариант освещения для комфортного чтения – напольные лампы на удобном эргономичном пантографе, который можно повернуть в любую сторону.

Детская домашняя библиотека

Ребенок, который любит читать, безусловно имеет в своей комнате много книг, и чтобы они хранились в порядке, обустройте ему детскую домашнюю библиотеку. Интерьер детской комнаты может быть дополнен оригинальными современными книжными полками или шкафами. Даже если ваш ребенок не интересуется книгами, привлекательное место для чтения в его комнате может кардинально изменить ситуацию.

Детям дошкольного возраста идеально подойдут полки, которые предусматривают размещение книг обложкой к лицу. Они обустроены специальной планочкой, которая удерживает книгу. Ребенок всегда сможет легко найти необходимую ему книгу по картинке на обложке.

Оригинально смотрятся детские книжные полки в форме букв алфавита или полки-домики.

Интересны варианты модульной , в которых предусмотрены книжные полки, совмещенные с кроватью.

Книжные полки для детей должны быть адаптированы к росту ребенка. Детям постарше можно предложить навесные книжные полки над рабочим столом или кроватью.

Одним из вариантов размещения книжных полок являются детские с предусмотренными углублениями для полок, а также встроенные книжные полки в нише или под подоконником. Это удобное решение как для маленького пространства детской комнаты, которая вне зависимости от размеров должна быть максимально функциональной и удобной для ребенка, так и для просторной детской комнаты, позволяющей использовать различные варианты меблировки.

Домашняя библиотека – это собрание книг, предназначенных для чтения в домашней обстановке, в кругу семьи. Включает в себя разнообразную литературу: детскую, художественную, документальную, учебную, научную и пр.

Актуальность

На первый взгляд может показаться, что бумажные книги теряют свою значимость, поскольку их с легкостью заменяют электронные. Однако большинство людей предпочитает читать именно бумажные книги, объясняя это тем, что листать страницы и рассматривать иллюстрации намного приятнее, чем пользоваться современными девайсами.

Но для бумажных книг необходимо пространство, на котором они могли бы расположиться, вот тут и встает вопрос о продуманном и экономичном размещении книг в пределах квартиры или данной комнаты.

Правила хранения книг

  • Солнечный свет и яркое освещение губительно действуют на бумажные страницы, поэтому при организации домашней библиотеки следует задуматься о специальных источниках света: бра , напольных и настольных лампах . Не мешает позаботиться об оконной «одежде», то есть шторах, которые не позволят солнечным лучам «разгуляться» по книгам; отлично подойдет вариант с жалюзи .
  • Независимо от размера все книги на полках, в шкафах, стеллажах должны стоять вертикально: таким образом, к книгам поступает достаточный объем воздуха.
  • Не стоит ставить книги очень плотно друг к другу: они должны достаточно легко выниматься.
  • Систематизированный список книг в домашней библиотеки ускорит процесс нахождения нужного экземпляра, сэкономив, таким образом, время.

Домашняя библиотека в рабочем кабинете

Безусловно, это наиболее идеальный вариант, конечно же, при условии наличия рабочего кабинета в доме.

Полки для книг могут занимать здесь сколько угодно места, поскольку кабинет предназначен для работы, умственной деятельности, которую трудно себе представить без использования литературы.

Навесные и встраиваемые полки, книжные шкафы и стеллажи – все это будет уместно в рабочем кабинете, при условии, что книги будут доступны. Безусловно, многое зависит от объема литературы на полках. Если книги занимают много места, придется подумать о лестнице, которая бы вписалась в общий стиль интерьера. К слову, интерьер рабочего кабинета может быть самым разнообразным: от современного, например, хай-тек , до классицизма и барокко . Безусловно, вся мебель в кабинете должна выглядеть в гармонии с книжными полками.

Многие владельцы больших библиотек могут похвастаться раритетными, антикварными или эксклюзивными экземплярами или книгами, которые им особенно дороги по другим причинам. В таких случаях стоит обратить внимание на застекленные шкафы и полки. Книги, нашедшие в них приют, будут находиться в большей сохранности.

В кабинете можно создать максимум условий, как для работы, так и для хранения книг. Особое внимание стоит уделить освещению.

Домашняя библиотека в гостиной

Как правило, гостиная в домах и квартирах выполняет достаточно много функций, в том числе, здесь могут быть расположены книжные шкафы и полки.

Следует позаботиться о том, чтобы книги находились в защищенном от солнечных лучей месте и влаги месте. Свободного места для библиотеки здесь будет меньше, чем в кабинете, но расстраиваться не стоит: на помощь придет специальная мебель для книг или и советы дизайнеров.

Идеальным вариантом при продумывании освещения в гостиной станут напольные лампы, которые позволят читать без труда, станут украшением интерьера, придав ему «изюминку», и не принесут вреда книгам.

При оформлении гостиной-библиотеки лучше отказаться от письменного или рабочего стола, заменив этот предмет мебели небольшим журнальным столиком.

Детская домашняя библиотека

Для маленьких читателей в детской комнате лучше установить специальные полки, на которых книги стоят не корешком вперед, а «лицом», то есть обложкой. Малыши, не умеющие читать, легко найдут любимую книгу по картинкам. Дополнительный плюс таких полок очевиден: ребенок не будет хаотично перебирать книги на полке, а значит, после очередного просмотра и подборки нужной литературы не придется наводить порядок. На сегодняшний день существует достаточно обширный ассортимент полок и стеллажей для книг необычных по своей форме, фантазийных, которые не наскучат ребенку и внесут разнообразие в интерьер детской комнаты.

Для исключения травматизма маленьким детям следует устанавливать невысокие полки, такие, чтобы ребенок мог, протянув руку, легко достать книгу. По этой же причине нужно избегать навесных полок: схватившись за край полки, непоседа может сорвать ее и получить травму.

А вот для детей постарше и подростков «многоэтажные» и навесные полки вполне подойдут: игра в «исследователей» собственных книжных владений придется им по вкусу.

Если же детская комната мала, стоит задуматься о размещении встроенных книжных полок под подоконником или в нише. Еще один замечательный вариант – приобретение детских



Что еще почитать