Подготовка к ЕГЭ по физике: примеры, решения, объяснения. Подготовка к ЕГЭ по физике: примеры, решения, объяснения Егэ по физике устную часть

В 2017 г. контрольные измерительные материалы по физике претерпят существенные изменения.


Из вариантов исключены задания с выбором одного верного ответа и добавлены задания с кратким ответом. В связи с этим предложена новая структура части 1 экзаменационной работы, а часть 2 оставлена без изменений.

При внесении изменений в структуру экзаменационной работы сохранены общие концептуальные подходы к оценке учебных достижений. В том числе остался без изменений суммарный балл за выполнение всех заданий экзаменационной работы, сохранено распределение максимальных баллов за выполнение заданий разных уровней сложности и примерное распределение числа заданий по разделам школьного курса физики и способам деятельности. Каждый вариант экзаменационной работы проверяет элементы содержания из всех разделов школьного курса физики, при этом для каждого раздела предлагаются задания разных уровней сложности. Приоритетом при конструировании КИМ является необходимость проверки предусмотренных стандартом видов деятельности: усвоение понятийного аппарата курса физики, овладение методологическими умениями, применение знаний при объяснении физических процессов и решении задач.

Вариант экзаменационной работы будет состоять из двух частей и включит в себя 31 задание. Часть 1 будет содержать 23 задания с кратким ответом, в том числе задания с самостоятельной записью ответа в виде числа, двух чисел или слова, а также задания на установление соответствия и множественный выбор, в которых ответы необходимо записать в виде последовательности цифр. Часть 2 будет содержать 8 заданий, объединенных общим видом деятельности – решение задач. Из них 3 задания с кратким ответом (24–26) и 5 заданий (29–31), для которых необходимо привести развернутый ответ.

В работу будут включены задания трех уровней сложности. Задания базового уровня включены в часть 1 работы (18 заданий, из которых 13 заданий с записью ответа в виде числа, двух чисел или слова и 5 заданий на соответствие и множественный выбор). Среди заданий базового уровня выделяются задания, содержание которых соответствует стандарту базового уровня. Минимальное количество баллов ЕГЭ по физике, подтверждающее освоение выпускником программы среднего (полного) общего образования по физике, устанавливается, исходя из требований освоения стандарта базового уровня.

Использование в экзаменационной работе заданий повышенного и высокого уровней сложности позволяет оценить степень подготовленности учащегося к продолжению образования в вузе. Задания повышенного уровня распределены между частями 1 и 2 экзаменационной работы: 5 заданий с кратким ответом в части 1, 3 задания с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом в части 2. Последние четыре задачи части 2 являются заданиями высокого уровня сложности.

Часть 1 экзаменационной работы будет включать два блока заданий: первый проверяет освоение понятийного аппарата школьного курса физики, а второй – овладение методологическими умениями. Первый блок включает 21 задание, которые группируются, исходя из тематической принадлежности: 7 заданий по механике, 5 заданий по МКТ и термодинамике, 6 заданий по электродинамике и 3 по квантовой физике.

Группа заданий по каждому разделу начинается с заданий с самостоятельной формулировкой ответа в виде числа, двух чисел или слова, затем идет задание на множественный выбор (двух верных ответов из пяти предложенных), а в конце – задания на изменение физических величин в различных процессах и на установление соответствия между физическими величинами и графиками или формулами, в которых ответ записывается в виде набора из двух цифр.

Задания на множественный выбор и на соответствие 2-балльные и могут конструироваться на любых элементах содержания по данному разделу. Понятно, что в одном и том же варианте все задания, относящиеся к одному разделу, будут проверять разные элементы содержания и относиться к разным темам данного раздела.

В тематических разделах по механике и электродинамике представлены все три типа этих заданий; в разделе по молекулярной физике – 2 задания (одно из них на множественный выбор, а другое – либо на изменение физических величин в процессах, либо на соответствие); в разделе по квантовой физике – только 1 задание на изменение физических величин или на соответствие. Особое внимание следует обратить на задания 5, 11 и 16 на множественный выбор, которые оценивают умения объяснять изученные явления и процессы и интерпретировать результаты различных исследований, представленные в виде таблицы или графиков. Ниже приведен пример такого задания по механике.

Следует обратить внимание на изменение форм отдельных линий заданий. Задание 13 на определение направления векторных физических величин (силы Кулона, напряженности электрического поля, магнитной индукции, силы Ампера, силы Лоренца и т.д.) предлагается с кратким ответом в виде слова. При этом возможные варианты ответа указаны в тексте задания. Пример такого задания приведен ниже.

В разделе по квантовой физике хочется обратить внимание на задание 19, которое проверяет знания о строении атома, атомного ядра или ядерных реакциях. У этого задания изменилась форма представления. Ответ, представляющий собой два числа, необходимо сначала записать в предложенную таблицу, а затем перенести в бланк ответов № 1 без пробелов и дополнительных знаков. Ниже приведен пример такой формы задания.

В конце части 1 будут предлагаться 2 задания базового уровня сложности, проверяющие различные методологические умения и относящиеся к разным разделам физики. Задание 22 с использованием фотографий или рисунков измерительных приборов направлено на проверку умения записывать показания приборов при измерении физических величин с учетом абсолютной погрешности измерений. Абсолютная погрешность измерений задается в тексте задания: либо в виде половины цены деления, либо в виде цены деления (в зависимости от точности прибора). Пример такого задания приведен ниже.

Задание 23 проверяет умение выбирать оборудование для проведения опыта по заданной гипотезе. В этой модели изменилась форма представления задания, и теперь оно представляет собой задание на множественный выбор (двух элементов из пяти предложенных), но оценивается в 1 балл, если верно указаны оба элемента ответа. Могут предлагаться три различные модели заданий: на выбор двух рисунков, графически представляющих соответствующие установки для опытов; на выбор двух строк в таблице, которая описывает характеристики установок для опытов, и на выбор названия двух элементов оборудования или приборов, которые необходимы для проведения указанного опыта. Ниже приведен пример одного из таких заданий.

Часть 2 работы посвящена решению задач. Это традиционно наиболее значимый ре-зультат освоения курса физики средней школы и наиболее востребованная деятельность при дальнейшем изучении предмета в вузе.

В этой части в КИМ 2017 г. будет 8 различных задач: 3 расчетные задачи с самостоятельной записью числового ответа повышенного уровня сложности и 5 задач с развернутым ответом, из которых одна качественная и четыре расчетные.

При этом, с одной стороны, в разных задачах в одном варианте не используются одинаковые не слишком значимые содержательные элементы, с другой – применение фундаментальных законов сохранения может встретиться в двух-трех задачах. Если рассматривать «привязку» тематики заданий к их позиции в варианте, то на позиции 28 всегда будет задача по механике, на позиции 29 – по МКТ и термодинамике, на позиции 30 – по электродинамике, а на позиции 31 – преимущественно по квантовой физике (если только материал квантовой физики не будет задействован в качественной задаче на позиции 27).

Сложность задач определяется как характером деятельности, так и контекстом. В расчетных задачах повышенного уровня сложности (24–26) предполагается использование изученного алгоритма решения задачи и предлагаются типовые учебные ситуации, с которыми учащиеся встречались в процессе обучения и в которых используются явно заданные физические модели. В этих задачах предпочтение отдается стандартным формулировкам, а их подбор будет осуществляться преимущественно с ориентацией на открытый банк заданий.

Первое из заданий с развернутым ответом – качественная задача, решение которой представляет собой логически выстроенное объяснение с опорой на физические законы и закономерности. Для расчетных задач высокого уровня сложности необходим анализ всех этапов решения, поэтому они предлагаются в виде заданий 28–31 с развернутым ответом. Здесь используются измененные ситуации, в которых необходимо оперировать бόльшим, чем в типовых задачах, количеством законов и формул, вводить дополнительные обосно-вания в процессе решения или совершенно новые ситуации, которые не встречались ранее в учебной литературе и предполагают серьезную деятельность по анализу физических процессов и самостоятельному выбору физической модели для решения задачи.

Двадцатого июня школьники и выпускники прошлых лет сдадут последние ЕГЭ – по физике и химии. Силы у всех на исходе, времени осталось только на отчаянную зубрежку формул да терминов. Но говорят, можно еще разжиться настоящими КИМами 2017 года (а то еще и с готовыми ответами). Так ли это на самом деле? Давайте выяснять.

Кто предлагает ответы ЕГЭ по химии и физике

Государственные экзамены обрушивается на наши бедные головы не с неба, а с таких вполне земных организаций как Федеральный институт педагогических измерений и Рособрнадзор. Значит, все слухи о якобы гуляющих по интернету ответах чисто теоретически могут быть правдой, ведь где человек, там и человеческий фактор. Тем более, что прецеденты уже были. В 2013 году, например, у очень многих школьников ответы, скачанные из интернета, сошлись.

В 2017 году ЕГЭ не такой. Скандала в СМИ нет, на форумах и в социальных сетях тоже тихо. Лишь некоторые пользователи говорят, что часть ответов действительно сошлась.

Вы спросите, кто же тогда все эти люди, которые предлагают скачать готовые ответы ЕГЭ в социальных сетях?

Половина из них чистой воды аферисты, которые таким образом воруют деньги у сдающих ЕГЭ. Другая половина – это активные товарищи по несчастью, которые предпочли заблаговременной подготовке к экзаменам заблаговременный поиск готовых ответов. Исходя из простого чувства солидарности они делятся добытым с остальными. Однако среди добытого также могут быть липовые КИМы, скачанные у непонятных интернет-пользователей или версии экзаменов с досрочного этапа, которые по незнанию они выдают за актуальные. Но возможен и другой вариант.

Так, если вы проживаете западнее Дальнего Востока, то вам могут пообещать в день экзамена за несколько часов скинуть ответы на КИМы этого региона. Понятное дело, что эти ответы не совпадут с заданиями вашего региона, но увидеть, наконец, настоящие КИМы 2016 года будет весьма полезно. Хотя бы потому, что вам во многом предстоит сдать такой же тест, с практически такими же заданиями, только с другими цифрами, переменными и соответственно ответами. Списать не получится, но четче понять, с чем вы столкнетесь на экзамене – да.

Миссия невыполнима?

Химия и физика науки точные. Без твердого знания хотя бы основных понятий и принципов сдать эти экзамены на приемлемую оценку не выйдет. Пересдать эти предметы, увы, можно будет только в следующем году. Поиск ответов, как мы с вами выяснили, тоже не принесет особого результата. Но все это не значит, что нужно пропадать и проваливаться сквозь землю.

Пересдача через год – отличный повод по-хорошему на себя разозлиться и стать гуру в химии или физике. К тому же велика вероятность, что с 2017 года экзамены разрешат пересдавать несколько раз, в том числе для улучшения оценки.

При подготовке к ЕГЭ выпускникам лучше пользоваться вариантами из официальных источников информационного сопровождения выпускного экзамена.

Для понимания того, как нужно выполнять экзаменационную работу, следует в первую очередь ознакомиться с демоверсиями КИМ ЕГЭ по физике текущего года и с вариантами ЕГЭ досрочного периода.

10.05.2015 в целях предоставления выпускникам дополнительной возможности подготовиться к единому государственному экзамену по физике на сайте ФИПИ публикуется по одному варианту КИМ, использованных для проведения ЕГЭ досрочного периода 2017 года. Это реальные варианты с экзамена проведенного 7.04.2017.

Досрочные варианты ЕГЭ по физике 2017 год

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2017 по физике

Вариант задания + ответы variant + otvet
Спецификация скачать
Кодификатор скачать

Демоверсии ЕГЭ по физике 2016-2015 года

Физика Скачать вариант
2016 вариант ЕГЭ 2016
2015 variant EGE fizika

Изменения в КИМ ЕГЭ в 2017 году по сравнению с 2016 годом

Изменена структура части 1 экзаменационной работы, часть 2 оставлена без изменений. Из экзаменационной работы исключены задания с выбором одного верного ответа и добавлены задания с кратким ответом.

При внесении изменений в структуру экзаменационной работы сохранены общие концептуальные подходы к оценке учебных достижений. В том числе остался без изменений максимальный балл за выполнение всех заданий экзаменационной работы, сохранено распределение максимальных баллов за задания разных уровней сложности и примерное распределение количества заданий по разделам школьного курса физики и способам деятельности.

Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2017 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена 2017 г. по физике.

Назначение демонстрационного варианта ЕГЭ по физике заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве и форме заданий, об уровне их сложности.

Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа. Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки и сдачи ЕГЭ.

Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ по физике

Каждый вариант экзаменационной работы включает в себя задания, проверяющие освоение контролируемых элементов содержания из всех разделов школьного курса физики, при этом для каждого раздела предлагаются задания всех таксономических уровней. Наиболее важные с точки зрения продолжения образования в высших учебных заведениях содержательные элементы контролируются в одном и том же варианте заданиями разных уровней сложности.

Количество заданий по тому или иному разделу определяется его содержательным наполнением и пропорционально учебному времени, отводимому на его изучение в соответствии с примерной программой по физике. Различные планы, по которым конструируются экзаменационные варианты, строятся по принципу содержательного дополнения так, что в целом все серии вариантов обеспечивают диагностику освоения всех включенных в кодификатор содержательных элементов.

Каждый вариант включает в себя задачи по всем разделам разного уровня сложности, позволяющие проверить умение применять физические законы и формулы как в типовых учебных ситуациях, так и в нетрадиционных ситуациях, требующих проявления достаточно высокой степени самостоятельности при комбинировании известных алгоритмов действий или создании собственного плана выполнения задания.

Объективность проверки заданий с развернутым ответом обеспечивается едиными критериями оценивания, участием двух независимых экспертов, оценивающих одну работу, возможностью назначения третьего эксперта и наличием процедуры апелляции. Единый государственный экзамен по физике является экзаменом по выбору выпускников и предназначен для дифференциации при поступлении в высшие учебные заведения.

Для этих целей в работу включены задания трех уровней сложности. Выполнение заданий базового уровня сложности позволяет оценить уровень освоения наиболее значимых содержательных элементов курса физики средней школы и овладение наиболее важными видами деятельности.

Среди заданий базового уровня выделяются задания, содержание которых соответствует стандарту базового уровня. Минимальное количество баллов ЕГЭ по физике, подтверждающее освоение выпускником программы среднего (полного) общего образования по физике, устанавливается исходя из требований освоения стандарта базового уровня. Использование в экзаменационной работе заданий повышенного и высокого уровней сложности позволяет оценить степень подготовленности учащегося к продолжению образования в вузе.

Санкт-Петербург, 2017 год
©И. Ю. Лебедева

Структура экзаменационной работы 2017 года в сравнении с другими годами

Тип задания
С выбором ответа
С кратким ответом
С развернутым
ответом
Кол-во заданий
2015,
2016
2017
2018
9
18
26
27
5
5
5
32
31
32

Проценты выполнения:

1 балл: средний процент выполнения
– процент экзаменуемых, выполнивших
задание
2 балла: обобщенный процент
выполнения - отношение суммы
баллов, набранной всеми учащимися, к
максимальной сумме баллов по заданию

Проценты выполнения:

3 балла:
Задания второй части
экзаменационной работы,
требующие развёрнутого ответа,
считались выполненными, если за
них поставлены 2 или 3 балла –
процент экзаменуемых, набравших 2
и 3 балла

1 часть работы типология заданий - задания с самостоятельной записью ответа: число 2017 год - 10 заданий Б 2018 год – 10

заданий Б
Целое положительное или отрицательное число
или конечная дробь!

1 часть работы типология заданий - задания с самостоятельной записью ответа: слово 2017 год - 1 задание Б 2018 год – 1 задание

Б

задание Б

1 часть работы типология заданий - задания с самостоятельной записью ответа: числовой код 2017 год - 1 задание Б 2018 год – 1

задание Б

1 часть работы типология заданий - задания с самостоятельной записью ответа: два числа 2017 год - 1 задание Б 2018 год – 1

задание Б
Ответ: 0,20 0,02

1 часть работы типология заданий - задания с кратким ответом изменение величин в процессах 2017 год – 2-4 задания Б или П 2018

год – 2-4 задания Б

1 часть работы типология заданий - задания с кратким ответом на соответствие множеств: 2017 год – 2-4 задания Б или П 2018 год

– 2-4 задания Б или П

1 часть работы типология заданий - задания с множественным выбором 2017 год – 3 задания Б или П 2018 год – 4 задания П

Изменения в кодификаторе

Стандарт 2004 года:

Задание № 24

Задание № 24

В январе в
открытом
банке (сайт
ФИПИ) будут
опубликован
ы все 8
вариантов
этого задания

Изменения в кодификаторе

-
-
Добавятся:
В задание 4 – момент силы относительно оси
вращения и кинематическое описание
гармонических колебаний.
В задание 10 – тепловое равновесие и
температура, внутренняя энергия одноатомного
идеального газа.
В задание 13 – направление кулоновских сил.
В задание 14 – закон сохранения электрического
заряда и связь напряженности поля и разности
потенциалов для однородного
электростатического поля.
В задание 18 – элементы СТО (формулы из
п.4.2 и 4.3 кодификатора).

Обратим внимание

Часть
работы
Кол-во заданий
2017
2018
2
23
8
24
8
ИТОГО:
32
32
1
Максимальный первичный
балл/
Процент от общего
первичного балла
2017
2018
32/ 64% 34/ 65%
18/ 36% 18/ 35%
50
52

Структура экзаменационной работы 2017 и 2018 годов

Уровень
сложности
Базовый
Повышенный
Высокий
ИТОГО:
Кол-во заданий
Их распределение по частям работы
2017
2018
2017
2018
18
9
19
9
1 часть (18)
1 часть (19)
1 часть (5)
2 часть (4)
1 часть (5)
2 часть (4)
4
4
2 часть (4)
2 часть (4)
31
32
31
32

Распределение заданий по разделам физики

Распределение заданий
разделам физики
Кол-во заданий
Раздел
Механика
МКТ,
термодинамика
Электродинамика
Оптика
Основы СТО
Квантовая физика
и астрофизика
Итого
2017
2018
9-11
9-11
7-8
7-8
9-11
9-11
4-5
5-6
31
32
по

Распределение заданий по видам деятельности

Кол-во заданий
Виды деятельности
2017
2018
20-21
20-22
Владение основами методологических знаний
и экспериментальными умениями
2
2
Решение задач различного уровня сложности
8
(2 часть)
8
(2 часть)
Использование знаний в повседневной жизни
0-1
0-1
Итого:
31
32
Знать-понимать…., описывать/объяснять….

2017 - 2018: время выполнения заданий

Тип задания
Время на выполнение
заданий в минутах
Краткий ответ
3-5
Развернутый ответ
15 – 25/ 15 – 20
Общее время работы
235

С 2011 года: единая шкала пересчета баллов

Шкала пересчета баллов – 2018??

6
Шкала пересчета баллов –
2018??
22
21
48
36
65
7
26
22
49
37
67
8
29
23
50
38
69
9
33
24
51
39
71
10
36
25
52
40
74
11
38
26
53
41
76
12
39
27
54
42
78
13
40
28
55
43
80
14
41
29
56
44
83
15
42
30
57
45
85
16
44
31
58
46
87
17
44
32
59
47
89
18
45
33
60
48
92
19
46
34
61
49
94
20
47
35
62
50
96

Критерии 2017-2018 года: КЗ

Содержание критерия
Приведено полное правильное
решение, включающее
правильный ответ (в данном
случае –…….) и
исчерпывающие верные
рассуждения с прямым
указанием наблюдаемых
явлений и законов (в данном
случае – …..)
Баллы
3

Баллы
Дан правильный ответ, и приведено
2
объяснение, но в решении имеются один или
несколько из следующих недостатков:
- В объяснении не указано или не
используется одно из физических явлений,
свойств, определений или один из законов
(формул) , необходимых для полного верного
объяснения.
(Утверждение, лежащее в основе
объяснения, не подкреплено
соответствующим законом, свойством,
явлением, определением)

Содержание критерия 2017 - 2018
Баллы
и (или)
Указаны все необходимые для объяснения явления и
законы, закономерности, но в них содержится один
логический недочет.
и (или)
В решении имеются лишние записи, не входящие в
решение (возможно, неверные), которые не отделены от
решения (не зачеркнуты; не заключены в скобки, в
рамку и т.п.)
и (или)
В решении имеется неточность в указании на одно из
физических явлений, свойств, определений, законов
(формул), необходимых для полного верного решения
2

Содержание критерия 2017 - 2018
Представлено решение, соответствующее одному из следующих
случаев:
Дан правильный ответ на вопрос задания, и приведено
объяснение, но в нем не указаны два явления или
физических закона, необходимых для полного верного
объяснения.
ИЛИ

закономерности, но имеющиеся рассуждения,
направленные на получение ответа на вопрос задания, не
доведены до конца.
ИЛИ
Указаны все необходимые для объяснения явления и законы,
закономерности, но имеющиеся рассуждения, приводящие
к ответу, содержат ошибки.
ИЛИ
Указаны не все необходимые для объяснения явления и
законы, закономерности, но имеются верные рассуждения,
направленные на решение задачи.
Баллы
1

Содержание критерия 2017 - 2018
Баллы
Приведено полное решение, включающее
следующие элементы:
1) записаны положения теории и физические
законы, закономерности, применение которых
необходимо для решения задачи выбранным
способом (в данном случае - …….);
2) описаны все вновь вводимые в решении
буквенные обозначения физических величин (за
исключением обозначений констант, указанных в
варианте КИМ, обозначений величин,
используемых в условии задачи и стандартных
обозначений величин, используемых при написании
физических законов);
3

Содержание критерия 2017 - 2018
3) проведены необходимые
математические преобразования и
расчеты, приводящие к правильному
числовому ответу (допускается
решение «по частям» с
промежуточными вычислениями);
4) представлен правильный ответ с
указанием единиц измерения искомой
величины.
Баллы
3

Содержание критерия 2017 - 2018
Баллы
Правильно записаны все необходимые положения
теории, физические законы, закономерности, и
проведены необходимые преобразования. Но
имеются один или несколько из следующих
недостатков:
1) Записи, соответствующие пункту 2,
представлены не в полном объеме или
отсутствуют.
И (ИЛИ)
2) В решении имеются лишние записи, не
входящие в решение (возможно, неверные),
которые не отделены от решения (не зачеркнуты,
не заключены в скобки, рамку и т.п.).
2

Содержание критерия 2017 - 2018
Баллы
И (ИЛИ)
3) В необходимых математических
преобразованиях или вычислениях
допущены ошибки, и (или) в
математических
преобразованиях/вычислениях пропущены
логически важные шаги
И (ИЛИ)
4) Отсутствует пункт 4, или в нем допущена
ошибка (в том числе в записи единиц
измерения величины)
2

Содержание критерия 2017 - 2018
Представлены записи, соответствующие одному из следующих
случаев:
1) Представлены только положения и формулы, выражающие
физические законы, применение которых необходимо для решения
данной задачи, без каких-либо преобразований с их использованием,
направленных на решение задачи.
ИЛИ
2) В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимых
для решения данной задачи (или утверждение, лежащее в основе
решения), но присутствуют логически верные преобразования с
имеющимися формулами, направленные на решение задачи.
ИЛИ
3) В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения
данной задачи (или утверждении, лежащем в основе решения),
допущена ошибка, но присутствуют логически верные
преобразования с имеющимися формулами, направленные на
решение задачи.
Баллы
1

Кодификатор с 2015 года:

Q=5/2 pΔV !!

Санкт-Петербург:

Год
Явка
Средний
балл
Ниже
порога
100
баллов
2015
6464
54
3,4
18
2016
6549
53
4,4
8
2017
6517
54
2,7
17

Санкт-Петербург:

Категория
участников
Явка
Доля работ
от 61 до 80
баллов
100 баллов
Ниже
порога
Выпускники
школ
5587
21,74%
17
1,82%
Выпускники
СПО
271
(было 93)
0,02%
0
0,74%
Выпускники
прошлых лет
659
(было
604)
1,19%
0
0,83%
6517
22,95%
17
3,39%
ИТОГО

Основной экзамен в сравнении с РФ

СПб
РФ
Средний балл
54,7
53,1
Доля «двоечников»
2,69%
3,78%
Доля набравших от 61 до 80
баллов
19,65%
16,50%
Доля набравших от 81 до 100
баллов
4,73%
4,94%
Доля стобалльников
0,29%
0,18%

Гендерность

ЮНОШИ
ДЕВУШКИ
2015,
2016
76,5
23,5
2017
74,1
25,9

Результаты: «двоечники»

СПб: 2,69%
РФ: 3,78%
Василеостровский
3,21
Приморский
3,16
Колпинский
3,82
Кронштадский
6,82
Курортный
3,45

Результаты: «двоечники»

СПб: 2,69%
РФ: 3,78%
Адмиралтейский
0,70%
Красногвардейский
0,75%

Результаты: «двоечники»

СПб: 2,69%
РФ: 3,78%
Центры образования
7,83
Кадеты
3,27
Частные школы
5,17
СПО
17,93
ВПЛ
8,23

Результаты: «высокобалльники»

СПб: 4,73%
РФ: 4,94%
Петроградский
9,28
Федеральные ОУ
29,36
Частные школы
8,62
Курортный
0
Центры образования
0
Кадеты
0
СПО
0

Результаты: «стобалльники»

СПб: 17
Федеральные ОУ
13
Частные школы
2
Кировский район
1
Пушкинский район
1

Результаты: лучшие школы по среднему баллу

Школа им.
А.М.Горчакова
ФТШ
5 чел.
88,6
47 чел.
81,8
Лицей № 30
96 чел.
80,0
Президентский
лицей № 239
95 чел.
79,9

Санкт-Петербург: работа предметной комиссии

2015
2016
2017
Активных
экспертов
139
130
123
Участвовало в
проверке
134 (96%)
127 (98%)
121 (98%)

Распределение экспертов по категориям

2017
2016
2015
Ведущий
эксперт
Старший
эксперт
Основной
эксперт
Федеральный
эксперт
8
9
7
52
32
22
64
89
110
26
26
26

Третья проверка:

2011
10,3%
2012
8,7%
2013
11,2%
2014
9,1%
2015
7,2%
2016
7,2%
2017
5,7%

ОД:
05.04
ДД:
12.04
ОД:
07.06
ДД:
21.06
ДД:
01.07
223
16
5776
507
53
Всего
работ
Процент
пустых
бланков
49% 31% 22% 53% 62%
Процент
третьей
проверки
2,69
0
6,13
2,17 1,89

2015
ОД
2016
ОД
2017
ОД
Всего
перепроверено
заданий
100%
100%
100%
Расхождения между
оценкой основного
и третьего эксперта
в 1 балл
2
44
47,5
в 2 или 3 балла
85
49
47,5
Расхождения,
обусловленные
технической
ошибкой
13
7
5

Коэффициент согласованности работы предметной комиссии

Согласованность работы предметной комиссии определяется
так:
- Берется одна работа:
1) считается сумма баллов, выставленных одним экспертом
за эту работу
2) считается сумма баллов, выставленных другим
экспертом за эту работу
3) вычитается 1) из 2) (или наоборот), берется модуль
полученного значения (1)
4) считается, какой максимальный балл мог бы получить
автор этой работы, если бы на максимальный балл
выполнил бы все задания части С, к которым приступил,
т.е. максимальный балл за часть С (минус максимальные
баллы за те задания, к которым он не приступал) (2)
5) вычисляется отношение значения (1) к значению (2)
- Эта процедура проделывается для всех работ
- Считается среднее значение по всему массиву работ.

Федеральные показатели

Регионы,
сопоставимые
по объему проверки

Работа апелляционной комиссии

2015
2016
2017
Апелляции по
баллам:
58
40
86
увеличены
27
10
9
уменьшены
0
1
4
оставлены без
изменения
0
3
1
отклонены
34
(53%)
26
(65%)
65
(75.6%)

Показатели усвоения содержательных элементов

Содержательный элемент
усвоен, если процент
выполнения
соответствующего задания
более 50% (краткий или
развернутый ответ)

Результативность по темам: РФ

Раздел курса физики
Средний %
выполнения
Механика
59,5
МКТ и термодинамика
53,3
Электродинамика
49,2
Квантовая физика
47,7

Механика и электродинамика

Результативность по видам деятельности

Вид деятельности
Средний % выполнения
2016
2017
Применение законов и формул в
типовых ситуациях
59,5
67,1
Анализ и объяснение явлений и
процессов
58,6
63,1
Методические умения
60,5
75,3
Решение задач
16,6
19,3

69%: Затруднения у слабых и средних – не только сила, но и ускорение 22 отрицательных, но неких свободных
положительных зарядов;
- электростатическое поле путали с
электромагнитным или магнитным полями.
В то же время, как правило, приводилось
верное объяснение взаимодействия
заряженных тел.

29 Справились сильные с средние

Апелляции!

Участники экзамена:
- не различали силу давления и силу нормальной
реакции опоры и, соответственно, не видели
необходимости применения третьего закона
Ньютона;
- учитывали не все силы, действующие на тело;
- вводили в рассмотрение центробежную силу
инерции без правильного перехода в
неинерциальную систему отсчета;
- традиционно допускали ошибки при выборе
оптимальных координатных осей и при
проецировании на них векторных величин;
- ошибочно записывали второй закон Ньютона в
векторной форме, считая, что ускорение бруска
является центростремительным.

30

30 Сильные справились, но уже у средних - затруднения

- непонимание физического смысла
внесистемной единицы измерения давления
(мм.рт.ст.);
- ошибки при записи условия равновесия
столбика ртути через силы на основании
второго закона Ньютона.
Существенная проблема экспертов:
экзаменуемые часто расписывали решение
очень коротко, «сворачивая» рассуждения в
одну-две формулы.

31 Наименьший % выполнения, наибольший процент апелляций: 7 формул! Правильная формула при неверном решении!

32 Два варианта задачи: к одному почти не приступили, другой – большой процент правильных решений

На официальном сайте «Федерального института педагогических измерений» приводится информация о планируемых изменениях в структуре КИМ ЕГЭ 2017 года, которые коснутся и дисциплин естественного цикла.

Изменения в КИМ по физике 2017 года по сравнению с КИМ 2016 года.

В 2017 году большие изменения произойдут в части 1 вариантов ЕГЭ по физике. Часть 2 полностью сохранится в своем нынешнем виде (3 задания с кратким ответом + 5 заданий с развернутым решением). В части 1 из вариантов полностью уйдут задания с выбором ответа (1 из 4) — 9 заданий. Увеличится число заданий с кратким ответом и заданий, где надо выбрать 2 верных ответа из 5. Общее число заданий в части 1 — 23 задания (было 24). Внутри раздела задания будут расставлены в зависимости от их формы. В задании 13 это может не совпасть с последовательностью изложения материала.

Изменения в КИМ по химии 2017 года по сравнению с 2016 годом.

В экзаменационной работе 2017 года по сравнению с работой 2016 года приняты следующие изменения.

Принципиально изменена структура части 1 КИМ, благодаря чему достигнуто большее её соответствие структуре самого курса химии. Задания, включённые в эту часть работы, сгруппированы по отдельным тематическим блокам. В каждом из этих блоков присутствуют задания как базового, так и повышенного уровней сложности. Внутри каждого блока задания расположены по нарастанию того количества учебных действий, которое необходимо для их выполнения.

В экзаменационной работе 2017 года уменьшено общее количество заданий с 40 (в 2016 г.) до 34. Это обусловлено в первую очередь тем, что существенно усилена деятельностная основа и практико-ориентированная направленность содержания всех заданий базового уровня сложности, в результате чего выполнение каждого из них требует системного применения обобщённых знаний. Изменение общего количества заданий в КИМ ЕГЭ 2017 года осуществлено преимущественно за счёт уменьшения количества тех заданий, выполнение которых предусматривало использование аналогичных видов деятельности.

Изменена шкала оценивания (с 1 до 2 баллов) выполнения заданий базового уровня сложности, которые проверяют усвоение знаний о генетической связи неорганических и органических веществ (9 и 17). Первичный суммарный балл за выполнение работы в целом составит 60 баллов (вместо 64 баллов в 2016 году).

В целом принятые изменения в экзаменационной работе 2017 года ориентированы на повышение объективности проверки сформированности ряда важных общеучебных умений, в первую очередь таких, как: применять знания в системе, самостоятельно оценивать правильность выполнения учебной и учебно-практической задачи, а также сочетать знания о химических объектах с пониманием математической зависимости между различными физическими величинами.

Изменения в КИМ по биологии 2017 года по сравнению с КИМ 2016 года.

Оптимизирована структура экзаменационной работы.

  1. Из экзаменационной работы исключены задания с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа.
  2. Сокращено количество заданий с 40 до 28.
  3. Уменьшен максимальный первичный балл с 61 в 2016 г. до 59 в 2017 г.
  4. Увеличена продолжительность экзаменационной работы с 180 до 210 минут.
  5. В часть 1 включены новые типы заданий, которые существенно различаются по видам учебных действий: заполнение пропущенных элементов схемы или таблицы, нахождение правильно указанных обозначений в рисунке, анализ и синтез информации, в том числе представленной в форме графиков, диаграмм и таблиц со статистическими данными.

Изменения в КИМ по географии 2017 года по сравнению с КИМ 2016 года.

Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют. Максимальный балл за выполнение заданий 3, 11, 14, 15 увеличен до 2. Максимальный балл за выполнение заданий 9, 12, 13, 19 уменьшен до 1. Максимальный первичный балл не изменился.

Источник информации: http://fipi.ru/



Что еще почитать