История создания «Тараса Бульбы. «Тарас Бульба» Гоголя – история создания Тарас бульба историческая повесть эпопея

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» является ярчайшим примером мужества православных христиан, в лице запорожских казаков, в борьбе за свою веру и Родину. Данное произведение с начала и до конца окутано атмосферой бесстрашия воинов и солидарности к погибшим на поле боя прославленным героям. В повести присутствуют, как защитники Родины и веры, так и предавшие Отчизну из-за любви к представительнице вражеского лагеря. Центральные фигуры произведения – представитель старой казацкой гвардии Тарас Бульба и его сыновья, Остап и Андрий. Повесть входит в состав сборника «Миргород». Н. В. Гоголь мечтал о создании произведения в жанре исторического повествования. Повесть не раз переиздавалась, исправлялись некоторые детали и добавлялись новые сцены. В итоге, перед современными читателями предстает одно из лучших произведений в духе патриотизма и веры в победу. Повесть входит в обязательный школьный курс министерств образования ряда стран.
Произведение начинается с приезда домой сыновей Тараса Бульбы – Остапа и Андрия. Как и большинство обеспеченных детей запорожских казаков, они получали образование в Киевской бурсе. Их отец мечтал о том, чтобы его сыновья были образованными, но не стремился делать из них священнослужителей. Встреча Тараса с бурсаками происходит в довольно теплой обстановке. Старый казацкий полковник высмеивает длинную учебную форму своих детей. Остапу не нравятся шутки Тараса и он обещает побить его, если он не перестанет издеваться над ними. И отец с сыном вместо рукопожатия начинают в шутку имитировать драку, то наступая, то отступая. Тарас благодарит своего старшего сына за хорошее казацкое приветствие, а затем обращает свои взоры на младшего, Андрия, и требует от него следовать примеру брата и не холиться с женщинами. Тут у порога дома появляется мать и приглашает детей внутрь поесть и отдохнуть. Тарас же планирует через несколько дней поехать с сыновьями в Запорожскую Сечь – своеобразный военный центр казаков, где оттачиваются боевые навыки запорожской армии.
Уже в первом эпизоде данного произведения довольно четко определяются характерные черты ключевых персонажей повести. Остап предстает перед читателями отважным, честным и убедительным в своих силах молодым человеком. Он не терпит шуток и насмешек и способен постоять за себя, даже если противник - его отец. Андрий является прямой противоположностью своего старшего брата. Он более восприимчивый к ласкам, романтичный и сентиментальный. Тарас Бульба отличается характером от своих сыновей. Старый казачий полковник отличается буйным нравом, он неуступчив и всегда выполняет работу, за которую взялся.
Далее описывается внутренний интерьер дома. Тарас Бульба решает отметить приезд сыновей. По этому случаю накрывают богатый на еду и напитки стол и приглашают гостей, большинство из которых боевые товарищи старого казака, прошедшие с ним немало сражений. За столом произносится тост в честь молодцов. Явно опьяневший от горелки Бульба объявляет перед гостями, что уже на следующее утро, он с сыновьями отправляется в Запорожскую Сечь. Тарас является представителем старой казацкой военной школы, одним из самых бравых полковников Запорожья, который никогда не отклоняется от сражения и готов своим возгласом повести за собой целое войско. Он за вольную жизнь казаков и из-за своих идей повздорил со всеми своими сверстниками, которые придерживались мнения о мирном сосуществовании с Варшавой, обзывая их слугами польского дворянства. С большой любовью Гоголь представляет читателям мать Остапа и Андрия. Жена Тараса Бульбы является прямой противоположностью своего мужа. Эта довольно спокойная, малоразговорчивая женщина, которая не смеет перечить своему супругу и с огромной выдержкой переносит от него все обиды. Когда Тарас отлучался по делам, именно она руководила довольно крупным хозяйством, не забывая при этом растить и воспитывать сыновей. Ей очень не хочется так быстро расставаться со своими детьми, но и спорить с мужем она не в состоянии. Бедной матери лишь остается глядеть на своих спящих детей и надеяться, что ее супруг передумает. У женщины плохое предчувствие, будто она больше никогда не увидит своих сыновей. Однако все ее надежды рушатся рано утром. Тарас настроен довольно решительно и отдает указание накормить коней. Когда Бульба с сыновьями уже собираются выехать со двора, мать в отчаянии бросается к седлу Андрия, своего младшего сына, который больше привязан к матери. Женщину уводят со двора. Все три всадника отправляются в путь. По дороге Остап и Андрий мысленно отправляются в прошлое, в годы обучения в бурсе, где они получали образование и строго воспитывались. Остап не раз совершал побег отсюда. Всякий раз его возвращали назад, пороли и сажали за учебники. Он четыре раза зарывал азбуку. Казалось, что с упрямой натурой Остапа никто не справится. Однако Тарас лично высек своего старшего сына и пообещал ему, что если он не возьмется за ум, то никогда не увидит Запорожской Сечи. Остап после данного случая изменился и за короткий срок превратился в самого старательного ученика бурсы. Друзья всегда могли положиться на него. Он практически не руководил мелкими вылазками – кражей в саду или огороде. Однако Остап первым присоединялся к более крупным компаниям своих друзей и никогда не предавал их. Он был суров, прямолинеен, храбр, не был сторонником войн и долгих пьяных пиршеств, а также по отношению к товарищам никогда не ставил себя выше них. Младший брат Остапа, Андрий, несколько отличался более живым умом. Его вовсе не стоило заставлять учиться. Он в отличие от своего старшего брата был более находчивым. Нередко он руководил довольно дерзкими вылазками. В отличие от Остапа, который, прикрывая отход своих товарищей, всегда готов был понести наказание, Андрий, благодаря своей изобретательности часто избегал порки. Однако у младшего сына Тараса Бульбы имелась одна слабая сторона - ему явно были не безразличны представительницы слабого пола. Однажды, прогуливаясь в одном из кварталов Киева, Андрий задумывается. В это время он сталкивается с каретой польского дворянина и сразу оказывается на земле, испачканным грязью. Из кареты раздается громкий смех. Оглянувшись, Андрий замечает из окна дворянской повозки прекрасную польскую девушку, дочь ковенского военачальника. Молодой казак сразу же влюбился и решил, во что бы ни было еще раз увидеться с красавицей. Проследив за каретой, уже следующей ночью Андрий забирается через окно в комнату полячки. Девушка польщена столь смелым поступком молодого бурсака. Она спешно наряжает его и со своей татаркой-прислугой отправляет через черный ход. Однако стража ловит дерзкого юношу и побив, выбрасывает за пределы дома. Однако Андрий никак не может выкинуть из головы красавицу-полячку.
Мысли сыновей Тараса прерываются во время въезда на территорию Запорожской Сечи. Жизнь запорожцев здесь протекает совсем по иным правилам. Местный люд постоянно в приподнятом настроении, пируют и пьют, но не до состояния полного опьянения. В Сечи собираются представители различных слоев населения и разных профессий: осужденные на казнь, обанкротившиеся казаки, бросивших учебу и бывшие заслуженные офицеры польской армии. Вход в Запорожскую Сечь воспрещен только представительницам слабого поля. Это не только школа военной подготовки, но и место, где каждый вольный казак чувствует себя как дома, в кругу соратников и боевых товарищей. Остап и Андрий, несмотря на отличия между собой, довольно быстро становятся своими в среде местных казаков. Их и молодые, и опытные бойцы чтят как прекрасных вояк и верных товарищей. Не меньше рад успехам собственных детей и их отец. Радуется, что его сыновья отлично проявляют свои боевые способности, несмотря мирное время. Он рассчитывает, что и во время войны ему не будет стыдно за своих сынов. Тарас способствует поднятию боевого духа среди казаков и морально готовит их к грядущей войне. При его непосредственном участии назначается новый кошевой – атамана войска запоржцев. Во главе казацкого войска становится человек, жаждущий войны с Польшей. Однако запорожцы не могут нарушить клятвы, данной полякам и туркам. Без веской причины казаки не могут начать войны. Однако в один день в Сечи появляется маленький казацкий отряд, который сообщает о зверствах и притеснениях со стороны королевской армии. Данная новость и служит поводом для начала войны против Польши. Далее описывается поход запорожцев на польские земли. Боевые действия чередуются с многочисленными потерями и разрушениями. Казацкое войско двигается вперед, уничтожая все на своем пути, не жалея никого и мстя за своих соотечественников. Запорожцы не щадят, ни поляков, ни евреев, оставляя за собой лишь разрушения. Именно в сражениях укрепился боевой дух Остапа и Андрия, что не могло не радовать Тараса. Старший сын продемонстрировал себя искусный предводитель, и отец уже мечтал о том, что он станет именитым военачальником. А Андрий в каждом бою поражает своих командиров непомерной смелостью, боевой решимостью. Казаки везде за собой распространяют ужас и панику среди польского населения. В боях и сраженьях, в дыму и огне, запорожское войско подошло к довольно крупной крепости Дубна, хорошо защищенному и обеспеченному продовольствием городу. Захватить моментально крепость невозможно и казаки приступают к продолжительной осаде. Мелкие вылазки из города со стороны поляков пресекались запорожцами, а в иное время казаки поджигали близлежащие селения, забирали продовольствие, праздновали и ожидали крупного сражения. Вскоре в окруженной крепости начинается голод. Однако местное население не собирается уступать. В одну из ночей к Андрию приходит одна старуха. Он узнал в ней прислугу той красавицы-полячки. Девушка со стен крепости заметила Андрия среди казаков и вспомнила, что это тот самый влюбленный в нее молодой бурсак. Она отправила свою прислугу за помощью. Старая женщина умоляет дать ей немного хлеба для своей хозяйки, но Андрий поступил по-иному. Татарка сообщает молодому казаку, что в крепости острая нехватка продовольствия, что местное население гибнет, что ее госпожа уже несколько дней не ест. Андрий берет хлеб и, не размышляя, следует за старухой в город через черный ход. Молодой казак становится свидетелем страшной картины: прямо на земле трупы, умерших от голода людей, часть населения столпилась у церкви и молится за свое спасение. Увидев, в каком состоянии девушка, Андрий уже не смог с ней расстаться, и остался в крепости, чтобы защитить ее от своих товарищей. Он отказался от своей Отчизны, от своей семьи и друзей, – он предал своих соотечественников. В эту же ночь в крепость прибывают дополнительные силы, прибывает продовольствие. Из-за долгого веселья и обилия горелки запорожцы погрузились в довольно крепкий сон и проспали момент прибытия подкрепления противника. Часть казаков, спящих у крепостных ворот, истребили, других же затащили в город в качестве пленных. Кошевой, на утро, обнаружив потери, ругает товарищей за раннюю расслабленность и призывает запорожцев на штурм. Жид Янкель говорит Тарасу, что Андрий находится за стенами крепости и передает отцу послание о том, что он будет сражаться в рядах польской армии. Услышав причину измены своего младшего сына, Бульба приходит в ярость. Он обещает убить его собственными руками. Начинается штурм города. С обеих сторон много убитых, не меньше и захваченных в плен. В одном из боев, когда отряд из города пытался прорвать осаду, старый казак увидел Андрия в польских доспехах, заманил его в засаду и выполнил обещание – он убил своего младшего сына. В пылу сражения старший сын Остап вместе с некоторыми товарищами попадает в плен. Тарас пытается догнать отступающих врагов, но получает тяжелое ранение. Казаки возвращаются в Сечь. После долгого восстановления Тарас Бульба узнает, что Остап в столице Польши и скоро состоится казнь пленных запорожцев. Тарас и Янкель направляются в Варшаву, для того чтобы освободить Остапа. Старый казак, переодевшись в иностранца, идет в тюрьму и предлагает стражнику крупную взятку, лишь бы повидать старшего сына. Однако охранник, поняв, что перед ним запорожец, прогоняет Тараса. Его план по освобождению проваливается.
Больше старый козак ничего не может сделать. Однако он желает в последний раз увидеть сына и направляется на городскую площадь, где казнят пленных казаков. К эшафоту первым отправляется Остап. Тарас видит, что его сын не просит пощады у врага и с героической выдержкой, без криков проходит через все мучения. И только в самый последний момент он громко зовет отца. И Тарас отвечает ему, но полякам, которые только и ждали этого, не удается его схватить. Тарас покидает Варшаву, чтобы чуть позже приступить к кровавой расправе. Польская армия грабит украинские города и села, уничтожает местное население. Вся запорожская армия приступает к военным действиям против врага. Казаки храбро бьются против своих угнетателей, но полк Тараса Бульбы отличается наибольшей решительностью и беспощадностью, уничтожая всех на своем пути. Поляки, неся огромные потери, выпрашивают у казаков перемирие, но они не верят врагу и продолжают войну. Только при посредничестве православной церкви военные действия прекращаются. Стороны заключают между собой мир, запорожцам возвращают их прежние привилегии, а церкви получают неприкосновенность. Казаки возвращаются домой. Тарас же не доверяет врагу и призывает товарищей возобновить боевые действия. Поляки и в правду нарушают перемирие и убивают некоторых казацких командиров. Тарас со своим отрядом направляется в Польшу и продолжает свою кровавую месть за смерть сына. Королевские силы бессильны против старого запорожского полковника. Против полка Бульбы отправляют отборные отряды с гетманом Потоцким. Его неуловимый полк практически уходит от погони, но в последний момент Тарас роняет свою старую трубку. Не хочется ему оставлять даже ее на вражеской земле. Он слезает с коня и наклоняется за трубкой. В это же время подоспевшие поляки берут в плен старого казака. Тарас отдает полку приказ отступать. Для неуловимого запорожского полковника уготовано суровое наказание. Тараса Бульбу привязывают к дереву и поджигают. Но и в пламени огня он наблюдает за отходом своего отряда и кричит им вслед.
Такова концовка этого произведения в духе патриотизма. Повесть «Тарас Бульба» – история о кровавых войнах, верности и любви к своей Родине. Старик Тарас и Остап – служат примером смелости православного воина, презрения к страху и любви к своей Отчизне, а Андрий – символом предательства, темным пятном своего народа.

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» - это не просто увлекательная история человеческих судеб, но так же и история, которая произошла на нашей русской земле много столетий назад. В произведении описывается жизнь казацкого полковника Тараса Бульбы и судьбы его сыновей. Было их двое, каждый из них отличался индивидуальным характером и своим взглядом на мир. Остап, старший сын, больше походил на отца, обладал таким же жестким характером, решительностью и серьезность. Младший сын Андрей, пока еще не окончательно сформировался как личность, всю дорогу домой он думал о молодой полячке, а другое, более важное, не попадалось в полезрения его мыслей.

В повести, казацкое войско идет на Польшу, в надежде отомстить и победить врага. По своему пути она оставляют много крови и опустошенных жилишь. Наткнувшись на один из польских городов, казаки встречают сильное сопротивление. Поэтому, они решают переждать, пока поляки не подохнут от голода. В данной картине мы видим, как чувствовали себя участники этого боя. Они слепо шли за своим руководителем, выполняли все его прихоти. Они воюют ради чести своей страны, ни один из них не способен на предательство.

Во время осады города, казаки вели разгульный образ жизни. Они грабили соседние деревни, выпивали в день дюжину пива, в общем кутили как могли. Такая жизни не нравилась молодым казакам, среди которых были и наши герои Андрей и Осип. Отец уверял их, что так бывает не всегда и совсем скоро их войско ждет большие сражения и великие победы.

Все меняется, когда Андрей узнает от старой татарки, что его возлюбленная полька, находится в ловушке, в том самом городе, который они осадили. Не думая ни о чем, он отрекается от своего отца и брата. Мнимая любовь слепо управляет молодым и неопытным парнем, он считает девушку своей отчизной, поэтому с легкостью предает свою родину. Отец сражен данной вестью, он не мог себе предположить, что его родно сын готов на такое предательство. Поэтому он убивает его, предателя, которого когда то называл сын.
Уже спустя время враги берут в плен старшего сына, Тарас Бульба пускается в опасное путешествие, в надежде выкупить его из плена. Но отец не успевает спасти своего сына, он появляется во время страшного момента, когда его сын выкрикивает свои последние слова, после чего его казнят перед большой толпой зевак.

После смерти сына, Тарасом движет чувство мести. Он штурмом идет по всей Польше, а его верные люди идут за ним следом. С помощью своей силы и преданности людей, он добивается больших побед. Каждая из них, понемногу затягивает рану от потери сына. Стоит заметить, что порой, Тарас вспоминает и младшего, но только боль и обида стоит в его глазах, когда он думает о Андрее.

Путешествие мужчины не длились долго, скоро на его лагерь устроили засаду. Когда Тарас Бульба и его люди остановились возле соседнего города, с целью передохнуть. Враги напали на них неожиданно, у людей Тараса не было шансов. Они кинулись бежать, но предводителя поймали. Когда его привязали к дереву, он крикнул своим людям бежать к холму, где они могли бы скрыться на лодках. План удался, Тарас Бульба смог спасти своих людей от гибели, в глаза своих людей он остался героем. Еще долго люди говорили о нем, о его силе, чести и достоинства.

Общий противоречивый замысел романа, разнородность его отдельных частей, несомненно, давали себя чувствовать по мере развертывания работы над романом. При этом отчетливо сказывалось недостаточное знание эпохи. Все это вместе, по всей вероятности, и явилось причиной того, что Гоголь прекратил работу над романом «Гетьман»; однако он не оставил мысли написать произведение, посвященное тем событиям, которые были затронуты в романе.

Между «Тарасом Бульбой» и «Гетьманом» есть несомненные черты сходства, отдельные образы и сцены «Гетьмана» являются как бы эскизами для «Тараса Бульбы». Кроме отмеченной уже связи образа матери Пудько и жены Тараса Бульбы, можно указать на известную перекличку образа Остраницы с образом Андрия. Сцена встречи Остраницы с Пудько положена в основу сцены встречи Тараса Бульбы со своими боевыми товарищами, в которой вспоминаются погибшие друзья. В «Тарасе Бульбе» упоминается и Остраница - казацкий гетман, к войскам которого принадлежит и полк, предводительствуемый Тарасом Бульбой. При всем том эпопея является произведением с неизмеримо более высокими идейными и художественными качествами, чем «Гетьман». Источником коренного отличия «Тараса Бульбы» от первых опытов на исторические темы является глубокое проникновение в эпоху, в историческое прошлое.

К исторической эпопее Гоголь подошел, когда более четко определился его реалистический метод. До этого были созданы не только «Старосветские помещики» и повесть о ссоре, по и сцепы «Владимира третьей степени», первая редакция «Женитьбы». Нередко высказывалась мысль о том, что основным источником, питавшим Гоголя при создании «Тараса Бульбы», была устная народная поэзия. В этом случае точно так же берется под сомнение реальное знание писателем исторического материала. Такого рода взгляды неверно освещают и самый процесс творческого труда Гоголя, и его результаты.

Как известно, во второй половине 1833 и в 1834 годах Гоголь усиленно занимался историей Украины, намереваясь написать научный труд. С целью возможно более широкого сбора неопубликованных материалов он напечатал «Объявление об издании истории Малороссии», в котором обращался к широкой публике с просьбой прислать ему в копиях или оригиналах неопубликованные летописи, записи, песни, деловые бумаги и т. д. Все источники, которые удалось собрать, Гоголь тщательно изучил. Научный труд по истории Украины ему написать не пришлось, однако материалы, относящиеся в первую очередь к истории казачества, были использованы им в его творческой работе над эпопеей.

По ни сводные труды, ни отдельные хроники не удовлетворяли полностью Гоголя. В летописях, хрониках было не только мною противоречии, но и сам материал был нередко весьма скуден, мало давал пищи воображению художника. «Я к нашим летописям охладел, напрасно силясь в них отыскать то, что хотел бы отыскать,- заявлял писатель. И тут ему неоценимую помощь оказывало народное творчество, народные песни, которые он изучал, начиная еще с нежинского периода своей жизни. Набросок этой общей картины писатель дал в статье «Взгляд на составление Малороссии». Характеризуя происхождение казачества, Гоголь писал там о южнорусских степях: «…беззащитная, открытая земля эта была землей Опустошений и набегов,- местом, где сшибались три враждующие нации, Это была земля страха; и потому в ней мог образоваться только народ воинственный, сильный своим соединением, народ отчаянный, которого вся жизнь была повита и взлелеяна войною. И вот выходцы вольные к невольные, бездомные, те, которым нечего было терять, которым жизнь - копейка, которых буйная воля не могла терпеть законов и власти, которым везде грозила виселица, расположились и выбрали самое опасное место в виду азиатских завоевателен - татар и турков. Эта толпа, разросшись и увеличившись, составила целый парод, набросивший своп характер и, можно сказать, колорит на всю Украину…».С большой проницательностью Гоголь указывал на истоки образования казачества. Спасаясь от крепостного гнета, крестьяне бежали на южные окраины, в степи, где они оказывались вне власти феодалов, становились вольными людьми. Стремление к воле, бегство от притеснений закона и власти - вот в чем он видел важнейшую причину возникновения казачества и Запорожской Сечи. Широта исторических воззрений Гоголя становится особенно ясной, если сравнить его высказывания с существовавшими в то время взглядами на эту проблему. Д. Н. Бантыш-Каменский в «Истории Малой России» писал: «Запорожцы, должно думать, переселились за Днепр с Кавказа, где ныне обитают черкесы, парод воинственный, упражняющийся в разбоях. Одно название, одинокий нрав, одинокая склонность к набегам подтверждают сию догадку. Или изгнаны они из отчизны междоусобною бранью, у азиатских народов обыкновенною, или, опустошая смежные земли, избрали себе новое жилище в местах, орошаемых величественным Днепром».

В исторической концепции «Тараса Бульбы» весьма существенны и другие ее составные элементы. Казачество для Гоголя - это та сила, которая сыграла крупнейшую роль в защите русской земли от внешних врагов. «Его вышибло из народной груди огниво бед. Вместо прежних уделов, мелких городков, наполненных псарями и ловчими, вместо враждующих и торгующих городами мелких князей возникли грозные селения, курени и околицы, связанные общей опасностью и ненавистью против нехристианских хищников. Уже известно всем из истории, как их вечная борьба и беспокойная жизнь спасли Европу от сих неукротимых стремлений, грозивших ее опрокинуть».

Гоголь противопоставляет преданность казаков родине, бесстрашную защиту ее от нападений извне той корыстной, мелкой вражде, в которой находились князья, пренебрегая интересами родной земли. Писатель глубоко и верно показывает значение казачества в обороне страны от иноземных врагов. Образовавшееся па ее окраинах казачество в суровых битвах защищало русскую землю от опустошительных набегов степных кочевников, крымских татар, турок.

На все возраставшее социальное и национальное угнетение украинский народ ответил бурным освободительным движением. В начале 90-х годов XVI века произошло крупное восстание под руководством Косинского. Не успели польские магнаты справиться с ним, как в 1594 году вспыхнуло новое, еще более широкое по своему размаху восстание, руководителем которого был Наливайко, одержавший вначале ряд серьезных побед. В конце 20-х годов XVII века крупное восстание возглавляет Тарас Трясило, затем в 30-Х годах одно за другим следуют восстания под предводительством Павлюка, Гуни, Острянина. В 1648 году начинается великая историческая борьба украинского народа за свое освобождение, возглавляемая Богданом Хмельницким, борьба, приведшая к воссоединению двух братских народов - украинского и русского.

    «Тарас Бульба» - это повесть, посвященная страницам истории народа. Главный ее герой, Тарас Клубень, стал воплощением лучших черт характера человека той эпохи. Это запорожский полковник, который воплотил в себе лучшие черты казачества. Тарас Бульба -...

    Николай Васильевич Гоголь много занимался изучением истории. Особенно большое внимание писателя привлекала Запорожская Сечь - первое в Европе демократическое "государство". Изображению сложного и противоречивого периода украинской истории и...

    Андрий вызывает у нас сложные чувства. Сначала он нравится. Действительно, он красив, храбр и в чертах его лица нежности больше, чем у Остапа. Не случайно и мать в момент прощания кинулась прежде к Андрию. Однако именно он и предает мать, отца, товарищей...

    Главные герои повести Николая Василевича Гоголя «Тарас Бульба» - Остап и Андрий Очень большое влияние на них оказал их отец – опытный полковник Тарас Бульба. Остап был полностью согласен с отцом, его целью в жизни было побывать в Запорожской Сечи и...

    ТАРАС БУЛЬБА - герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (перв. ред. 1835, вторая - 1842). Исторические прототипы образа Т.Б.- выдающиеся деятели национально-освободительного движения Украины XV-XVII вв.: Наливайко, Лобода, Тарас Трясыло, Гуня, Остраница....

    Гоголь с большим интересом относился к истории украинского народа, его героическому прошлому. Самое пристальное внимание у него вызывала Запорожская Сечь - укрепленный лагерь запорожских казаков. На Сечи существовали свои обычаи и порядки. Запорожцы,...

Николай Гоголь родился в Полтавской губернии. Там он провёл своё детство и юность, а позже переехал в Петербург. Но история и обычаи родного края продолжали интересовать писателя на протяжении всего творческого пути. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий» и другие произведения описывают обычаи и ментальность украинского народа. В повести «Тарас Бульба» история Украины преломляется через лирическое творческое сознание самого автора.

Идея «Тараса Бульбы» появилась у Гоголя примерно в 1830 годах. Известно, что над текстом писатель работал около 10 лет, но окончательной правки повесть так и не получила. В 1835 году в сборнике «Миргород» была опубликована авторская рукопись, но уже в 1842 выходит другая редакция произведения. Следует сказать, что Гоголь был не очень доволен напечатанным вариантом, не считая внесённые правки окончательными. Гоголь переписывал произведение около восьми раз.

Гоголь продолжал работать над рукописью. Среди значительных изменений можно заметить увеличение объёма повести: к первоначальным девяти главам было добавлено ещё три. Критики отмечают, что в новой версии герои стали более фактурными, добавились яркие описания батальных сцен, появились новые подробности из жизни на Сечи. Автор вычитывал каждое слово, стремясь найти то сочетание, которое наиболее полно раскрыло бы не только его писательский талант и характеры героев, но и своеобразие украинского сознания.

История создания «Тараса Бульбы» по-настоящему интересна. Гоголь ответственно подошёл к задаче: известно, что автор с помощью газет обращался к читателям с просьбой передать ему ранее неопубликованные сведения об истории Украины, рукописи из личных архивов, воспоминания и прочее. Кроме этого, среди источников можно назвать «описание Украины» под редакцией Боплана, «Историю о козаках запорожских» (Мышецкий) и списки украинских летописей (например, летописи Самовидца, Г. Грабянки и Величко). Все почерпнутые сведения смотрелись бы непоэтично и неэмоционально без одного, невероятно важного, составляющего. Сухие факты истории не могли полностью удовлетворить писателя, который стремился понять и отразить в произведении идеалы прошедшей эпохи.

Николай Васильевич Гоголь очень ценил народное творчество и фольклор. Украинские песни и думы стали основой для создания национального колорита повести и характеров героев. Например, образ Андрия схож с образами Саввы Чалого и отступника Тетеренки из одноимённых песен. Из дум были почерпнуты и бытовые детали, сюжетные ходы и мотивы. И, если ориентация на исторические факты в повести не вызывает сомнений, то в случае с фольклором нужно дать некоторое разъяснение. Влияние народного творчества заметно не только на повествовательном, но и на структурном уровне текста. Так, в тексте с лёгкостью можно найти яркие эпитеты и сравнения («как хлебный колос, подрезанный серпом…», «чёрные брови, как траурный бархат…»).

Появление троичности, характерной для сказок, в тексте произведения связано с испытаниями, как и в фольклоре. Это прослеживается в сцене, где под стенами Дубно Андрий встречает татарку, которая просит молодого козака помочь панночке: та может умереть от голода. Это получение задания от старухи (в фольклорной традиции обычно от Бабы Яги). Козаки съели всё приготовленное, а на мешке с припасами спит его брат. Козак пытается вытащить мешок из-под спящего Остапа, но тот на мгновение просыпается. Это первое испытание, и Андрий проходит его с лёгкостью. Дальше напряжение возрастает: Андрия и женский силуэт замечает Тарас Бульба. Андрий стоит «ни жив ни мёртв», а отец предостерегает его от возможных опасностей. Здесь Бульба-старший одновременно выступает и как противник Андрия, и как мудрый советник. Не ответив на слова отца, Андрий идёт дальше. Юноша должен преодолеть ещё одну преграду перед встречей с любимой – пройти по улицам города, видя, как жители умирают от голода. Характерно, что Андрию также встречаются три жертвы: мужчина, мать с ребёнком и старуха.

В монологе панночки есть и часто встречающиеся в народных песнях риторические вопросы: «Не достойна ли я вечных сожалений? Не несчастна ли мать, родившая меня на свет? Не горькая ли доля пришлась на часть мне?» Нанизывание предложений с союзом «и» также характерно для фольклора: «И она опустила свою руку, и положила хлеб, и… смотрела ему в очи». Благодаря песням сам художественный язык повести становится более лиричным.

Гоголь неслучайно обращается к истории. Будучи образованным человеком, Гоголь понимал, насколько важным для конкретного человека и народа является прошлое. Однако не стоит расценивать «Тараса Бульбу» как историческую повесть. В текст произведения органично вплетается фантастика, гипербола и идеализация образов. История повести «Тарас Бульба» отличается сложностью и противоречиями, но это нисколько не умаляет художественную ценность произведения.

Тест по произведению



Что еще почитать