Экономика социальная или гуманитарная наука. Зачем нам навязывается гуманитарное образование? И от армии отказаться, да

Науки о человеке, его жизни в обществе. Возникли во времена и в рамках схоластики. Первой определилась философия как наука о человеческих деяниях. Источником и средством познания в таких науках стало слово и мысли и их толкование. Ныне к… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Энциклопедия социологии

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ - см. Человекознание. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

ГУМАНИЧЕСКИЕ, ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Науки и искусства, изучение которых ведет к гармоническому развитию в человеке его умственных и нравственных сил. Таковыми в средние века почитались классические языки и их литературы, к которым преимущественно и… … Словарь иностранных слов русского языка

Гуманитарные науки - общественные науки (история, политэкономия, филология и т.п.) в отличие от естественных и технических наук. Как это ни странно, гуманитарные науки в своей массе изучают преимущественно негуманоидные процессы … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ - в широком смысле науки обо всех продуктах деятельности человека (науки о культуре). В более специальном смысле науки о продуктах духовной творческой деятельности человека (науки о духе). Их отличают от естественных наук, изучающих природу,… … Философия науки: Словарь основных терминов

Гуманитарные науки - (от лат. humanitas человеческая природа, образованность) общественные науки, изучающие человека и его культуру (в отличие от естественных и технических наук) … Исследовательская деятельность. Словарь

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ - англ. humanities; нем. Humanwissenschaften. Науки, исследующие явления культуры в различных их проявлениях и развитии (напр., литература); Г. н., делающие упор на соц. характер деятельности человека и его произведений, являются обществ, науками… … Толковый словарь по социологии

Гуманитарные науки - философия, искусствознание, литературоведение … Социология: словарь

разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки - РАЗДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО ГУМАНИТАРНЫХ НАУК НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ методологический подход, исходящий из неоднородности наук о человеке и обществе и проблематизирующий понятие «социально гуманитарные науки». С одной стороны, есть… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Книги

  • Гуманитарные науки Унив энц школьника , . Расположенные в алфавитном порядке энциклопедические статьи по истории, страноведению, искусству, общественным дисциплинам и другим гуманитарным наукам не только помогут школьникам…
  • Integrum. Точные методы и гуманитарные науки , . Эта книга адресована всем, кто изучает современную Россию и русский язык, кому необходимо большое количество данных о России, кого интересует использование для этих целей современных…

Дословно понятие «гуманитарий» означает "человечный, великодушный, вольный". Этим словом называют области деятельности и науки, связанные с искусством,

философией, психологией, с изучением человеческого сознания, культурных и социальных процессов.

Эрудированный творец, образованный естествоиспытатель

Гуманитарий - кто это? «Внутренним ядром» понятия, скрытым от глаз обычных людей, можно назвать ученых, связанных с социальным и культурным изучением общества, преподавателей некоторых дисциплин. К толще общей гуманитарной культуры можно отнести писателей и искусствоведов, журналистов-аналитиков и представителей арт-, кино, театральной критики.

Гуманитарии - это интеллектуалы, создающие и формирующие стиль общественного мышления. «Науками о духе» можно назвать специализированные эмпирические области знания, изучающие, исследующие культурные, исторические, психические и социальные феномены. Химик и биолог, археолог и медик, артист и философ, лингвист и экономист - это гуманитарий, то есть представитель профессии, не связанной со сложными математическими вычислениями и логическими размышлениями.

Что отличает гуманитария от технаря?

Гуманитарий - что это такое? Принято считать, что люди, увлеченные искусством, историей и литературой, любящие говорить и выступать перед публикой, легко усваивающие иностранные языки, имеют гуманитарный склад ума и обладают высокой чувствительностью. Ко всему сказанному, считается, что у них совершенно отсутствуют способности к математическим наукам, зато развито воображение и романтическое восприятие действительности.

Людей с так называемым техническим складом ума принято считать более активными, энергичными и приземленными. Они целеустремленны, настойчивы и более уверены в себе. Их стилю мышления приписывают более высокую скорость, четкость и последовательность. Людям с таким аналитическим и логическим мышлением ближе области жизни, связанные с математикой, информатикой и физикой.

Как отличить одних от других?

Можно использовать разные критерии для того, чтобы отличить два этих типа людей:

  • цветовые предпочтения;
  • отличия в стиле одежды;
  • способы запоминания новой информации;
  • поведение в обществе и в семье, ценности;
  • способы передачи знаний и информации.

Целями людей с техническим являются поиски алгоритмов, всеобъединяющих формул и оптимизация процессов. Гуманитарии - это те, кто стремится получить расширенные знания о предмете изучения. Первые умеют упрощать и конкретизировать информацию, выстраивать логические цепочки. Вторые используют красочные и обширные аналогии, применяя свойства памяти.

Кому нужны эти общественные науки?

К сожалению, та деятельность, которой занимаются ученые-гуманитарии - это мало востребованный обществом, редко понимаемый тип знаний. Основная масса людей, вовлеченная в круговорот повседневной обыденности, относится к философским и социально-гуманитарным знаниям как к роскоши и прихоти. Обычным людям вполне хватает сведений о том, что «плохо» или «хорошо», кто такой «дурак», а кто такой «умный», так или по-другому необходимо вести себя в определенных ситуациях.

Представители современного общества научились управлять явлениями материального мира. Человека восхищают утилитарные, конкретные результаты и технологические возможности использования законов природы для удовлетворения своих потребностей. В техногенном обществе востребовано умение решать конкретные практические задачи, выдавать алгоритмы и схемы для этого, а не способность размышлять, задавая вопросы.

Кто умнее: технарь или гуманитарий?

Необоснованные утверждения некоторых о том, что умственные способности технарей и математиков выше, чем у представителей сильно преувеличены. На самом деле любой гуманитарий легко может освоить любую техническую профессию благодаря своей хорошей памяти. Технарь вряд ли справится с таким процессом, хотя бывают и исключения из правила.

Если спросить человека: «Вы гуманитарий. Что это значит?», он может начать долгие и красивые рассуждения о высоком значении его профессии в развитии мировой науки. Получить конкретный ответ будет довольно сложно. В изучении дисциплин, далеких от точных вычислений, отсутствует ярко выраженная последовательность получения навыков. От осознания кропотливости и скучности мелкой работы для получения незначительного результата готовность выполнять эту работу у гуманитария быстро пропадает.

Почему западные компании ищут гуманитариев?

Современная наука помогает человеку удовлетворять насущные потребности. Технократические стремления общества выделили такие профессии, как нефтяники и геологи, экспериментаторы и физики, космонавты и создатели летательных аппаратов. Однако в последнее время крупнейшим компаниям нужны таланты.

Гуманитарии - это специалисты, которые в наши дни занимаются постижением и технических специальностей. Разносторонне образованные сотрудники с гибким мышлением и творческими идеями востребованы даже в различных финансовых организациях. Это происходит потому, что студентам многих гуманитарных факультетов присущи такие навыки, как более острый критический взгляд на действительность, они лучше владеют техниками решения конфликтов, чем многие специалисты-технари.

Искусство думать

В одних профессиях важно иметь хорошую память и способности анализировать (историк, юрист), в других имеет значение развитое воображение и (педагог, журналист). В некоторых профессиях даже при блестящем развитии способностей необходимы определенные качества характера (философ, логопед, психолог, искусствовед). Однозначного ответа на вопрос: «Гуманитарий - что это такое?» - не существует. Во многих областях нужны смешанные

способности. К ним можно отнести следующие специальности:

  • социология и лингвистика;
  • преподавание технических дисциплин;
  • экономические специальности;
  • сфера управления.

Специалисты перечисленных профессий должны обладать и хорошей памятью, и умением аналитически мыслить, и делать математические вычисления, и владеть элементами ораторского мастерства, и уметь грамотно разрешать конфликтные ситуации. Математик, изучивший менеджмент, или финансист, практикующий психологию, ответят на утверждение: «Вы гуманитарий», что это действительно так и есть. Искусство думать приветствуется в любой области жизнедеятельности человека, в любой профессии. Невозможно представить себе как и лингвистику, без гуманитарных и математических знаний. Политология невозможна без математической обработки данных.

В средневековые времена и арифметика входила в число свободных искусств, которыми назывались Разве сейчас кто-нибудь будет спорить, что все изменилось!

Любой отдельно взятый человек и общество в целом хотели бы жить в условиях достатка и материального благополучия. Практически каждый человек желал бы иметь комфортный дом или квартиру, приобретать те товары, которые нравятся, получать моральное и материальное удовлетворение от того, что живешь в богатой и уважаемой стране.

Однако в условиях ограниченности и неравномерности распределения ресурсов, когда необходимого количества товаров и услуг на всех членов общества не хватает, обеспечить надлежащее благосостояние весьма не просто. И даже в тех странах, где уровень жизни населения достаточно высок, люди хотят большего, чем имеют в настоящий момент.

Кроме того, различные слои общества и профессиональные группы имеют неоднородный уровень достатка – одним людям принадлежат миллиардные состояния, другие влачат жалкое существование. Эти общественные группы часто недопонимают друг друга, и это обстоятельство порождает экономические конфликты, которые иногда переходят в открытые столкновения и даже гражданские войны.

Призвана найти ответы на многие хозяйственные вопросы, связанные с неравномерным распределением доходов, с уровнем жизни, с инфляцией и безработицей. Определяя цель экономической науки, А.Смит указывал, что «она призвана обогатить народ и суверена».

Несмотря на то, что со времен формулировки этой дефиниции прошло уже более двух с половиной столетий, она и поныне остается самой лаконичной, ёмкой и правильной. Добавим к ней лишь небольшие штрихи. Экономика – это научная дисциплина, изучающая вопросы повышения благосостояния народа и страны при условии сбалансированности хозяйственных процессов и соблюдения социальной справедливости.

Решить эту сложную и многоплановую экономическую задачу не представляется возможным без научного анализа, исследования тенденций развития хозяйственных систем, установления взаимосвязей между экономическими и социальными явлениями.

В хаотичном поведении тысяч людей и предприятий необходимо выделить те общие, повторяющиеся явления, которые называются законами , закономерностями или хозяйственными трендами.

Но есть ли они вообще, эти экономические законы , или это некие абстракции, оторванные от реальной практики предположения экономистов? Однажды на эту тему поспорили такие выдающиеся ученые, как Вильфредо Парето и Густав Шмоллер. Один из них утверждал, что в природе нет экономических законов, на что второй резонно спросил: «Вы можете пообедать в ресторане, не заплатив за обед?» — спросил Парето. «Нет, не могу» — ответил Шмоллер. «Вот это и есть экономический закон».

Вопрос об экономических законах сложен и многообразен. Что, например, будет, если экономические законы не соблюдать и заменить их законами писаными, субъективными, то есть правовыми нормами . В свою очередь, иная правовая и социальная среда должна изменить хозяйственное мышление и поведение людей. Так примерно и рассуждали классики марксизма-ленинизма, полагая, что бытие определит сознание. Однако этого не произошло. Человек остался верен себе даже по прошествии семи десятилетий; в СССР так и не удалось создать нового человека, в котором альтруизм и коллективизм вытеснил бы эгоизм и индивидуализм.

Хотя, естественно, нельзя отворачиваться и от того факта, что на российское общество всё же оказал сильное влияние советский период. А раз так, то экономисты вправе ставить вопрос о релятивизме , то есть относительности действия и изменяемости экономических законов во времени. Будет ли, скажем, через 100 или 200 лет по-прежнему действовать закон рыночной конкуренции, или он будет замещён, как на то указывал теоретик анархизма П. Кропоткин, законом солидарности и взаимопомощи? Будет ли, как говорили , «скотский гедонизм» действовать и в будущем, воскрешая рабство и порождая такую ситуацию в обществе, когда по Т. Гоббсу «человек человеку волк»? Отомрёт ли в будущем государство, как то или общество трансформируется иным образом? Никто не может дать точного ответа, по этому поводу идут активные дискуссии.

Итак, можно ли втиснуть разнообразное человеческое поведение в прокрустово ложе специфических экономических законов? Действительно, при широком многообразии вкусов, предпочтений, характеров индивидов, всегда можно найти противоположные модели поведения людей. Часть из них – альтруисты, другая часть – эгоисты. Кто-то живет тем, что наращивает своё богатство и потребление, другие делают осознанный выбор в пользу самоограничения и аскетизма. Поэтому экономические законы – это, прежде всего, законы больших чисел, основанные на поведении больших масс людей, в которых отклоняющиеся способы поведения поглощаются доминирующими направлениями . Таковы законы спроса, предложения, личного интереса, конкуренции, убывающей полезности.

Экономическая наука , в отличие от астрономии или физики, не даёт абсолютно точных прогнозов будущих хозяйственных процессов и явлений. Современные экономисты и аналитики так и не научились предсказывать мировые финансово-экономические кризисы (живой пример тому – глобальный кризис 2008-2010 гг.), снимать покров неопределенности с будущего развития отдельных отраслей, государств и мировой экономики в целом. Более того, экономисты постоянно спорят между собой о причинах возникновения хозяйственных явлений, о способах улучшения качества жизни населения, о методах интенсификации экономического роста, о величине налогов и направлениях развития бизнеса. Возникает закономерный вопрос – что же это за наука, экономика, которая допускает подобные провалы и дискуссии?

Здесь можно ответить следующим образом. Во-первых, жаркие споры и дискуссии ведутся во всех науках – точных, естественных, гуманитарных. Без дебатов, оппортунистов, различных научных подходов и школ не бывает науки.

Второй момент состоит в том, что экономика – сложная научная дисциплина , которая базируется на многих других науках психологии, биологии, истории, социологии, культурологии, этике . Поэтому экономист в своих прогнозах должен, подобно эквилибристу, удерживать равновесие на многочисленных подвижных элементах, базируясь на знаниях других наук, что представляет собой весьма непростую задачу.

Кроме того, экономисты имеют дело с мыслящими существами и очень сложными многомерными системами, для которых степень неопределенности очень высока. Она гораздо выше, чем для систем, состоящих из косной материи. Полностью избавиться от неопределенности экономических явлений и процессов невозможно, как бы мы ни старались. Отсюда проистекают ошибки в прогнозах, неверные суждения и неправильные расчеты.

Однако все вышеперечисленные сложности и ошибки в прогнозах не подрывают авторитета экономической науки в глазах мировой общественности. Напомним, что только по экономике из всех гуманитарных наук определяются ежегодные лауреаты Нобелевской премии. Тем самым подчеркивается особая важность экономической науки для улучшения жизни людей.

Преобладающим (помимо обычного для ЖЖ "автор, ну чо ты такой тупой, а?") оказалось примерно такое мнение. Экономика не является естественной наукой, в ней все постоянно меняется, любые измерения - неточны, распределения - не нормальны, поэтому проверять гипотезы нужно не на основе численных данных, а с помощью здравого смысла и/или формальных математических моделей.

В связи с этим передо мной снова встает философский вопрос - Откуда мы знаем, что мы знаем ? Иными словами,

Как (позабыв на минутку об экономике) мы вообще можем сказать, что гипотеза прошла проверку и стала достоверным знанием ?! Ведь завтра может прилететь Чорный Лебедь (tm) и так клюнуть в башку, что мало не покажется? Где гарантия, что 2*2 будет равно 4, а выпавший из руки бутерброд падать на пол и завтра тоже ?

Конвенциалистская теория познания отвечает на этот вопрос очень просто: гарантию дает общество в лице Уполномоченных Экспертов (tm), которые в случае чего и будут виноваты, что 2*2 больше не 4. Все, что мы знаем, это то, что нам вбили в голову в школе, а на самом деле никакой Истины не существует. Существует только Официальная Точка Зрения, а кто не согласен, тот несогласный, пособник террористов. Простой и удобный мир, не правда ли?

Технари вроде меня пытаются что-то блеять (ибо овцы есть, а не волки) в ответ. Мол, 2*2 равно 4 не потому, что так в букваре написано, а потому что так раз за разом получается при практических расчетах. Сколько не прибавляй 2 тыщи рублей к 2 тыщам рублей, 5 тыщ еще ни разу не получилось. И бутерброд можно ронять на пол до полного разрушения - как падал, так и будет падать, независимо от мнения Уполномоченных Экспертов. К тому же мировой кризис, о невозможности которого твердили эти самые Эксперты, таки случился, и эксперименты с бутербродом ставить уже не на что.

Риторический вопрос к френдам - а кто из вас ни разу не проверял , что 2*2 это 4, а бутерброд падает на пол, а не взмывает к небесам? Кто просто поверил учителю математики и старику Ньютону? Подозреваю, что такие найдутся, поскольку ну что за глупость - самому проверять Экспертов. За такое и схлопотать можно.

Для остальных же задам следующий вопрос. А в чем собственно разница между практической проверкой законов арифметики и доказательства Перельмана? Закона Ньютона и неравенства Белла? Носит ли она качественный уровень ("проверять сложные законы могут только боги, людям это не под силу"), или же чисто количественный ("будь у меня 10 лет свободных, выучил бы математику и проверил бы, делов-то")?

На мой, технарский, взгляд - конечно же, чисто количественный. Когда-то решать кубические уравнения могли лишь величайшие математики; сегодня это просто никому не интересно, компьютер решает быстрее и надежней. Когда-то Резерфорд наблюдал столкновение альфа-частиц с экраном невооруженным глазом; сейчас столкновения частиц в ускорителях подсчитывает тот же компьютер. Изменилось ли что-то принципиально в практической проверке знаний? Нет, изменилась лишь стоимость проверки , человечество докопалось до весьма дорогостоящих законов природы.

Таким образом, проверка гипотез оказывается возможной не только с помощью Консенсуса Экспертов (как в случае с глобальным потеплением), а еще и с помощью пресловутой практики . Экономист-теоретик может быть увешан регалиями с головы до пят; но если результатом его практической деятельности является банкротство управляемого фонда (намекаю на LTSM) - то гипотезы этого экономиста можно считать опровергнутыми. Вот собственно и весь мой нехитрый символ веры.

Знания проверяются только практикой. В некоторых науках (гуманитарных) эта практика - чисто социальна, за неимением возможности ставить эксперименты над предметом науки (богословие) они ставятся над ученым сообществом (какая идея завоюет популярность, а какая будет отброшена). В остальных науках (технических) мы имеем возможность практиковаться не только на коллегах по цеху (только возможность! на деле побеждает, конечно, более опытный интриган). Вот и вся разница.

Какой наукой является современная экономика - гуманитарной или технической - решайте сами. Лично я в своих экономических штудиях руководствуюсь техническим подходом, и ставлю натурные эксперименты (например, с биржевым счетом). Но численное и организационное преимущество гуманитариев при этом признаю, и даже несколько побаиваюсь.

К каким наукам можно отнести экономику, гуманитарным или естественным? и получил лучший ответ

Ответ от Андрей Котоусов[гуру]
Социальное поведение людей можно описать законом больших чисел. Экономика занимается распределением вполне материальных ресурсов: продуктов и продукции. Ключевые рычаги управления экономикой находятся в руках ограниченной элиты: банкиров, законодателей, финансистов и промышленников.
Сама по себе наука - погранична. Даже если примут закон требущий растить хлеб в пустыне и выделят на это деньги, то ничего из этой затеи не выйдет.
Андрей Котоусов
Искусственный Интеллект
(177740)
Александр, уведомления о коментариях получает только автор ответа. Если у Вас есть вопросы к Игорю, то пишите ему на e-mail. Письмо он получит - факт ЕСТЕСТВЕННЫЙ и безупречный.

Ответ от Алла [гуру]
гуманитарий


Ответ от A.D. (одеколон не предлагать) [гуру]
К гуманитарным!


Ответ от Денис Леоненко [новичек]
Гумонитарный


Ответ от Lovelly [активный]
Гуманита́рные нау́ки - дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и … География Астрономия Геология Геодезия История Языкознание Филология Психология Социология Экономика Компьютерные науки.... В Википендии посмотрите)


Ответ от Александр Игошин [гуру]
Гуманитарная наука с развитым математическим аппаратом. Можно еще классифицировать, как общественная наука. Но точно не естественная, естественные - физика, химия, биология.


Ответ от Валерий [гуру]
Существует ещё термин - точные науки! Математика!


Ответ от Анастасийка [активный]
К социальным наукам!


Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: К каким наукам можно отнести экономику, гуманитарным или естественным?

Обществознание 6 класс Объясните значение понятие (наука), (общественные науки), (образование), (самообразование).
1.НАУКА, сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая



Что еще почитать