Эффективные методы подготовки к сессии. Как готовиться к первой сессии Как подготовиться к сессии за 1 неделю

До начала зимней сессии осталось всего несколько недель. Студиозусы большинства вузов начинают сдавать первые экзамены и зачеты уже в конце декабря - начале января. Как сделать подготовку к ним максимально эффективной и стать обладателем зачетки, разрисованной одними пятерками? Можно ли обойтись без главных сувениров бессонных ночей и зубрежки - мешков под глазами и головной боли?

1. Соблюдай диету пятерочника

Лучший друг студента-отличника - правильное, полноценное питание. Чтобы знания укладывались в голове по полочкам, а мозг работал на все сто процентов, соблюдай во время сессии и тем более подготовки к ней специальную диету. Главное - больше белков (то есть мяса и рыбы) и углеводов (фруктов, овощей и круп)!

Витамин С, который содержится в лимонах, апельсинах, шиповнике, клюкве и бананах, поможет расправиться со стрессом. Ананасы улучшают память. Морковка активизирует обмен веществ. Капуста снимает раздражительность. А морепродукты (кальмары , креветки, мидии) полезны для мозга.

Между основными приемами пищи балуй себя сухофруктами и орешками - они придают энергии получше искусственных энергетиков и позволяют организму не уставать.

Нелишним будет и шоколад (лучше черный) - он помогает бороться со стрессом, придает уверенности в своих силах и заставляет смотреть на мир позитивно.

2. Не забывай о режиме дня

Старайся спать не меньше 8 часов в сутки. Во-первых, чтобы активно готовиться, организм должен как следует восстанавливаться. А во-вторых, во время сна информация, которую ты выучил за день, как следует осядет в памяти и перейдет в разряд долговременной.

Не забывай о том, что лучший отдых - смена деятельности. Выкрои час-два в день, чтобы прогуляться по парку, подышать воздухом, сходить в спортзал, покататься на коньках. Не забывай и о коротких паузах: каждый час-полтора стоит на 5 - 10 минут отвлекаться от книжек и конспектов. Можно пройтись по квартире, посмотреть в окно, размяться и сделать гимнастику для глаз.

3. Составь график занятий

С самого начала подготовки, сколько бы времени ни оставалось до ответственной даты - месяц или два дня, оцени масштаб бедствия. Определись, сколько предметов надо освоить, какие билеты ты знаешь хорошо, а какие не очень. Нелишним будет составить план подготовки - на какую тему сколько времени ты потратишь. Если отмахнешься, мол, просто позанимаюсь, это не даст результатов, а занятия пройдут вхолостую.

4. Не отвлекайся на частности

Одна из распространенных ошибок многих студентов - изучать не конкретные вопросы, пытаясь подготовить ответы по каждой теме или каждому билету, а обкладываться всевозможными книжками и читать все подряд.

На начальном этапе подготовки лучше всего использовать конспекты. Как правило, информация там изложена кратко, схематично и доступно. А преподаватели, спрашивая на экзамене, чаще всего требуют знать то, о чем они талдычили студентам на лекциях. Если останется время и у тебя проснется интерес к какому-то отдельному вопросу, так и быть - прочти главу, посвященную этой теме, в учебнике или научном журнале.

5. Настройся на позитив

Даже если ты всеми фибрами души ненавидишь препода по начерталке или зарубежке, постарайся откинуть субъективные эмоции и заставь себя хотя бы во время экзаменов относиться к нему положительно.

В минуты отчаяния прокручивай в голове предстоящий экзамен, в деталях продумай каждую подробность. Вот ты входишь в аудиторию, выбираешь билет, уверенно отвечаешь и... получаешь хорошую отметку. Будь уверен: как только ты начнешь думать в правильном русле, работа закипит, а строгий препод будет не раз ставить твое выступление в пример однокурсникам-разгильдяям.

РАСПЕЧАТАЙ И СОХРАНИ

Зубрежке - нет!

Существует огромное количество методик эффективного запоминания информации. Вот некоторые из них. Изучай и выбирай те, что подойдут именно тебе.

Три-четыре-пять

В чем фишка: оставшиеся до экзамена дни раздели на три части. К примеру, в первые три дня выучи билеты на тройку (то есть просто внимательно прочитай). Следующие три посвяти более глубокому изучению информации - подготовься на четверку. В последние три - отшлифуй знания.

Кому подходит: студентам, у которых в запасе есть хотя бы три дня. Если до экзамена осталось всего лишь несколько часов, воплотить эту методику будет физически невозможно.

Простое - на десерт

В чем фишка: сначала ты штудируешь самые сложные для тебя предметы. А оставшееся время тратишь на те, в которых ты как рыба в воде.

Кому подходит: студентам, которым надо выучить сразу несколько предметов. Если ты лирик, начинай подготовку с точных наук, а потом принимайся за литературу с историей.

Ровный счет

В чем фишка: раздели все билеты на количество дней, которые остались до испытания. И учи билеты блоками (один день - один блок), а последний день оставь для повторения.

Кому подходит: ребятам, которые ходили на лекции и ровно занимались в течение всего семестра. Это подразумевает, что вопросы не вызовут у них больших сложностей. И что подготовка нужна больше для профилактики!

Шпаргалки

В чем фишка: содержание каждого билета (самые сложные определения, понятия, формулы) выпиши на бумажки. Используй схемы, графики, таблицы, рисунки.

Кому подходит: молодым людям, у которых лучше других развита моторная память (все, что собственноручно написано, лучше запоминается).

Слово «сессия» для студента сопоставимо с неимоверными трудами, а для некоторых даже с каторжными работами. Те, кто уже отучился, наверняка вспомнят, что студенческая пословица: «Жить от сессии до сессии» вполне актуальна во время всего периода обучения. Так ли это, мы с вами попробуем разобраться.

Итак, сессия для студента - это вполне привычное занятие, которое проходит один раз за семестр, то есть два раза в год. Казалось бы, что это совсем не много и вполне реально уделить всего несколько дней, чтобы выучить все дисциплины, которые нужно знать на определенном этапе обучения. Но давайте на минуту задумаемся, почему для некоторых учащихся сессия становится труднейшим периодом в жизни.

Первое правило, которое должен знать студент при приближении сессии - это как к ней готовиться. Сам процесс подготовки к сессии должен стать неотъемлемой частью учебного процесса. Это стоит запомнить и применять абсолютно всегда. Большинство проблем со сдачей экзаменов происходят именно потому, что студент пропускает процесс подготовки. Итак, мы расскажем, как готовиться к сессии.

Для начала разберемся, что такое сессия. Если объяснять это понятие по каким-то общим стандартам, то сессия - это экзаменационный период, который проходит один или два раза в год в каждом институте. То есть, за время учебного года или семестра студент изучает какие-либо дисциплины, после чего отчитывается по каждой из них. Способ сдачи экзамена назначается кафедрой или преподавателем. Это может быть зачет, сдача письменной работы, контрольной работы и прочего. Также существуют зачеты. Чтобы сдать сессию, у студента не должно быть отметки «неуд» в зачетной книжке. Казалось бы, что все просто - ходишь весь год на лекции и потом сдаешь все экзамены. Но тут на самом деле есть масса факторов, которые могут помешать студенту. первым и самым распространенным из них является личностный фактор. Имеется ввиду, что студент сам во время года не посещает лекции, после чего ему очен6ь трудно найти необходимую информацию для подготовки. Многие преподаватели намеренно устраивают зачеты и экзамены по собственным лекциям, а некоторые педагоги вообще не допускают студента к сдаче, если у него имеется определенное количество пропусков. Отсюда вытекает правило того, как готовиться к сессии - не пропускать лекции и практику.

У каждого учащегося имеется своя мотивация пропусков. Кого-то могла слишком затянуть привольная студенческая жизнь. Это объясняется тем, что после школы выпускник попадает совершенно в другую сферу общения в коллективе. В большей степени это относится к тем студентам, которые живут в общежитии и за которыми нет такого родительского контроля, который был на этапе обучения в школе. Попадая в институт они сразу чувствуют себя более самостоятельными и взрослыми, поэтому предпочитают удовлетворять какие-то свои пожелания, нежели вести полноценный учебный процесс. Отсюда и возникают неожиданные проблемы с сессией.

Вторая мотивация того, что студент не может сдать сессию - это потребность в работе. Например, чтобы оплачивать свое обучение учащемуся необходимо подрабатывать. На самом деле таких случаев очень много, так как не у всех есть такие родители, которые готовы платить за своего ребенка. В таких ситуациях приходится работать, тем самым пренебрегая учебе.

Не все ВУЗы отличаются достаточным уровнем подготовки студента к сессии. Сейчас все больше встречается ситуаций, когда преподаватели предпочитают, чтобы их студенты готовились к экзаменам самостоятельно. Они проводят лекции, направленные на изучение общих понятий определенной науки, а какие-то отдельные вопросы при этом не рассматриваются, но учитываются во время сдачи экзамена. Таким образом, многие учащиеся просто теряются в таком объеме информации, которую требуется изучать самостоятельно.

Подводя итоги того, как готовиться к сессии, можно выделить несколько ключевых правил. На первый взгляд они банальные, но все же о них стоит помнить.

  • Посещать лекции;
  • Начинать просматривать написанные материалы заблаговременно до начала сессии;
  • Использовать дополнительные источники поиска материала для подготовки;

И последнее и самое главное правило - упорно трудиться. Дело в том, что образование для каждого человека становится неотъемлемой частью их жизни. Диплом дает не только некие перспективы развития выпускника как личности, но и заметно увеличивает шансы на получение хорошей работы. Естественно, в современности многие пытаются работать и без наличия диплома. Среди таких людей есть очень успешные люди. Но все-же образование делает из человека грамотную и культурную личность. Таким образом, сдавая сессию, следует помнить о том, что это тоже своего рода жизненный урок, помогающий более ответственней относиться к обыденным вещам.

Всем привет! Зачеты , экзаменационная сессия и сдача экзаменов — самое ответственное время в жизни студента . И сегодняшняя статья как раз на тему как подготовиться к сессии . Ведь хорошенько подготовиться к сессии , а затем на отлично сдать экзамены это долг студентов.

Самое главное , нужно повторить весь материал касающегося предмета , по которому предстоит сдача экзамена . А это значит , если Вы не пропускали лекции , внимательно слушали и делали конспекта , тогда Вам не трудно будет пробежаться по изученному материалу и быстренько все повторить , но , а если уж пропускали занятия , тогда увы , Вам придется в кротчайшие сроки все учить , чтобы не завалить экзамен .

Не пропускайте лекции ! Внимательно слушайте и делайте конспекты ! И тогда будет все гуд !

Как подготовиться к сессии — памятка студенту ! Обязательно к прочтению !

  1. Перевод студента с курса на курс и начисления стипендии (сумма ). Будет зависеть от итогов экзаменов
  2. Студент допускается к экзаменам тогда , когда у него сданы все зачеты , курсовые и др . работы за семестр . Исключением станут только уважительные причины
  3. Если по уважительной причине (утвержденные подходящим актом ), учащийся института не сдал в конкретные сроки собственные работы , то декан устанавливает сроки для сдачи зачета и экзамена
  4. За месяц до экзаменов , ректор согласовывает их расписание , после сообщает педагогам и учащимся . Для подготовки к 1 экзамену в среднем будет уходить три — четыре дня .
  5. У учащегося должна находиться зачетная книжка . Пред экзаменом он ее сдаёт экзаменатору , он ставит в ведомость № зачетки на 1 -вой страничке , так как в праве раскрыть только лишь ее , а когда поставит оценку в ведомость , то раскрывает ту страничку , на которую вносится оценка
  6. Проводятся экзамены в строгчайшем распорядке по ведомости , в ней уже помечены студенты , которые никак не имеют допуск к экзаменам . Экзамен делится на 3 вида по билетам , утверждается управляющим кафедрой : устный , письменный и в виде теста . На экзамене разрешено использовать тех . средства (ЭВМ и др .). Экзаменатор оставляет за собой преимущество установить студенту доп . вопросцы , задачки и примеры
  7. Экзамены принимает лектор , а зачеты преподаватель
  8. Зачеты по практическим и лабораторным работам воспринимаются по времени их исполнения . На практических упражнениях время от времени ведутся зачеты , типа контрольных работ . Зачет по семинарским занятием засчитывается по предоставленным рефератом или студент устно дает ответ на семинаре . Зачеты , которые не имеют экзамен ведутся до начала сессии , после завершения лекции . Студент в праве пересдавать зачеты лишь 3 раза по предмету , ежели он израсходовал собственные 3 попытки , то не допускается до сессии и отчисляется из учебного учреждения . Пересдачу студент согласовывает с педагогом , когда у него свободное время
  9. Во время экзамена учащийся ВУза пользуется лишь учебными программами , однако в некоторых вариантах экзаменатор позволяет применять справочную литературу . Посторонние лица на экзаменах и зачетах не находятся , исключением будет ежели лектор , проректор либо декан позволил им находиться
  10. Ежели студен сдаёт зачет на оценку (удовлетворительную ), то она идет ему в зачетку . Ежели на неуд , то она ставится только в ведомость . Если студент не является на экзамен , то в экзаменационную ведомость ставится отметка — «не явился» . Не явка на экзамен по не уважительной причине , ведет к последствию и декан факультета после экзамена ставит оценку неудовлетворительную
  11. Если у студента в сессию не более 2 -х оценок (неуд ), то с разрешения ректора и постановлением декана факультета студент имеет шанс перевестись на последующий курс . Однако , учащийся ВУЗа сдает все хвосты в срок , который устанавливает декан
  12. Отчисляются студенты по приказу ректора , которые имеют задолженности :
    1 . Не сдали экзамен по 3 -м и более предметам
    2 . Есть хвосты за первый семестр
    3 . Переведены на следующий курс , но не погасили задолженность во время (отчисляется студент с переведенного курса )
    4 . Не прошли практику либо получили оценку (неуд ), когда защищали отчет . В таком случае студент во время каникул отправляется снова на практику , а ели такая возможность отсутствует , то оставляется на повторное обучения либо отчисляется
  13. Во время экзаменационной сессии у учащегося не будет возможности пересдать экзамен . Исключения станет только уважительная причина , тогда декан позволяет учащемуся пересдать экзамен , однако лишь по 1 предмету и у того же экзаменатора . По 1 и тому же предмету позволяется пересдача экзамена не более 2 -х раз . Т .е дается только 2 попытки , а третью студен сдает уже комиссии

Вот так ! Так что , дорогие студенты , мотайте себе на ус !))) Но , а сейчас идем дальше !

Советы: как подготовиться к сессии

Так как подготовиться к сессии В первую очередь нужно узнать , когда будут зачеты и экзамены . Затем составить для себя график . Таким образом Вы уже будите знать как распределить время на подготовку . Узнайте все условия к допуску и пометьте их в график . Соберите всю не обходимую информацию , как происходит сдача зачета (спросите у старшекурсников )

Приветствуем вас на сайте "Технофайл"!

Технофайл - чертеж, 3D модель, курсовая работа, расчетно-графическая работа, методичка, учебник, ГОСТ, лекции, программа, т.е. любой технический материал.

Итак, первый этап - поступление в технический вуз - пройден. Однако расслабляться рано. Практика показывает, что большинство студентов "валятся" именно в первом-втором семестрах. Почему так происходит? В первую очередь это связано с тем, что новоиспеченный студент, предполагая, что учеба в вузе ничем не отличается от учебы в школе , не может адаптироваться к новым условиям. Первокурсник пропускает лекционные занятия, контрольные работы с расчетом, что перед экзаменами догонит остальных, сдав всё в последние дни. Стоит отметить, что этот вариант в ряде случаев срабатывает, однако лучше в течение всего семестра стабильно учиться (это и будет вашей подготовкой к сессии ), чем полагаться на "авось".

Теперь коротко приведем несколько основных советов, которые могут вам помочь подготовиться к первой учебной сессии.
1) Старайтесь присутствовать на всех лекциях. Если на занятиях будете сидеть в первом ряду преподаватель наверняка вас запомнит. Присутствие на первой парте в две последние недели семестра при отсутствии на всех предыдущих лекциях вряд ли улучшит ситуацию.

2) Сдавайте лабораторные, контрольные работы (чем раньше, тем лучше). Это даже важнее, чем присутствие на лекциях, ведь иначе не допустят к экзамену. К тому же, если практику ведет тот же препод, что принимает экзамен, он уже будет знать, насколько хорошо вы знаете его предмет. Защита лабораторных, расчетно-графических работ обычно проходит по 2 схемам:
а) Берете препода измором (пробуете защититься по несколько попыток за день, ловите преподавателя во всех возможных местах его пребывания, вплоть до туалета);
б) Основательно осваиваете материал и давите авторитетом (полученными знаниями)
Часто бывает необходимо сочетание этих способов. То есть не давите авторитетом в туалете, а готовитесь к защите с учетом того, что с первого раза можете и не сдать.

3) Прочитывайте лекции , если хотите получить повышенную оценку. Это трудно, нудно, но многим помогало.

4) Отпрашивайтесь у преподавателя , если не можете присутствовать на следующем занятии. Возможно, он разрешит написать вам контрольную с другой группой, если причина покажется ему уважительной.

5) Не забывайте, что самые сложные предметы по которым на первой сессии отсеивают большинство студентов - физика, высшая математика, начертательная геометрия . Этим дисциплинам нужно уделять больше внимания. Даже если учебный материал дается вам не так просто, как однокурсникам, не отчаивайтесь. Преподаватель может быть тронут вашим упорством в изучении его предмета, а не знаниями, полученными вами еще со школы (ведь его заслуги в этом нет).

Эффективные методы подготовки к экзаменам


На этой страничке мы расскажем вам о том, как:

    • Лучше подготовиться к экзамену во время учебного семестра.
  • Как правильно организовать режим дня во время сессии,
  • Как правильно питаться и сколько нужно спать.


Размышления психолога о сессии

Экзамены… Какой чудесной была бы студенческая жизнь, если б их не существовало вообще. Но пока экзамены отменять никто не собирается, и всем студентам, хочется им этого или нет, приходится проходить эту весьма неприятную процедуру два раза в год, и от этого никуда не денешься.

Очевидно, что экзамен - огромный стресс для всего студенческого организма. Помимо того, что это большая психологическая нагрузка (страх, чувство тревоги, неуверенность в своих силах и знаниях), это еще и физическая нагрузка: недосыпание, недоедание в период сдачи экзаменов неизменно приводят к физическому истощению организма.

Так как стресс является мощной эмоционально-физиологической реакцией на неожиданно возникшую ситуацию необходимости принятия решения и осуществления действий, то для смягчения этого стресса первым делом нужно внести всю возможную определённость в свои действия. Такую определенность дает структурирование времени и пространства.

Для этого необходимо:

1) написать на отдельном листе бумаги точные даты, время, место проведения зачётов, консультаций, экзаменов с фамилиями преподавателей.

2) на основании составленного перечня этих стихийных бедствий (зачётов и экзаменов) составить подробное расписание на каждый день сессии. В план должны входить следующие пункты:

  • какой предмет и в течение какого времени ты будешь учить в этот конкретный день;
  • будешь пользоваться таким-то учебником или лекциями. Если нет учебника или лекций, нужно в плане зарезервировать время на их поиски (а может быть и деньги на ксерокопию чужих лекций);
  • место, где ты будешь заниматься: дома, в общежитии, в библиотеке. Подумай заранее, не будет ли помех занятиям? Вдруг накануне экзамена у твоего соседа день рождения и тебе просто не дадут учиться. Подумай, где бы ты смог найти тихое место для занятий;
  • помни, что примерно через каждые полтора часа занятий необходимо делать перерывы на 10-15 минут, иначе быстро наступит переутомление, и ты перестанешь запоминать материал. Во время перерыва не нужно играть в компьютерные игры (они дополнительно нагружают и без того усталые глаза и нервную систему). Лучше сделать несколько легких физических упражнений и выпить стаканчик сока или воды (алкоголь по понятным причинам исключается);
  • обязательно внеси в план время на еду и сон (8-9 часов). Напряжённая умственная работа требует огромных энергетических затрат всего организма, поэтому о полноценном питании нужно позаботиться заранее. Реши, где и как ты будешь питаться во время сессии и отведи для этого в плане соответствующее время.

Если после всего вышеперечисленного от 24 часов в сутках осталось немного времени, можно подумать и о личной жизни. Если твоя подруга (друг) тоже сдает экзамены, сокращение времени ваших встреч произойдет само собой. Если же экзамен только у тебя, нужно сделать над собой усилие и отложить продолжительные свидания на «после экзамена». Это время также нужно занести в план.

Прикрепите листок с планом на самом видном месте. Теперь, когда у вас есть глобальный план жизни на текущий месяц, поговорим об эффективных методиках подготовки экзаменационного материала.

Запоминание материала

Самая эффективная методика заключается в том, что все ответы на экзаменационные билеты предварительно несколько раз прочитываются, а затем на каждый вопрос составляется мини-конспект (или мини-план из 4-5 пунктов), который должен отражать последовательность изложения информации и включать в себя ключевые моменты данной темы, на которые следует обратить внимание.

После этого постарайтесь, опираясь только на этот план, мысленно выстроить свой ответ, воспроизвести ранее прочитанное. Если это не удается с первого раза, не огорчайтесь, постарайтесь понять в связи с чем возникло затруднение и, если это необходимо, внести в свой план необходимые дополнения. Попробуйте ещё раз - обязательно получится!

После подготовки по этой методике непосредственно на экзамене вам будет легче сосредоточиться и извлечь из памяти нужную информацию: на любой билет уже есть план, который непроизвольно всплывает в памяти. Это избавит вас от растерянности и поможет дать чёткий, последовательный ответ. В этой методике упор делается на два вида памяти: зрительную (образную) и моторную (двигательную), плюс включается ассоциативное запоминание. Можно дополнить описанную методику ещё одним простым, но эффективным приёмом. Суть его заключается в том, что информация, которую необходимо запомнить, рисуется в виде таблиц, схем, формул на листах бумаги. Затем эти листы развешиваются по комнате: на стену перед рабочим столом, на зеркало, на дверь. Высота, на которой они крепятся, - уровень глаз или чуть выше этого уровня, чтобы листы постоянно попадались вам на глаза.

Буквально через несколько дней вы будете знать необходимую информацию наизусть. Весь секрет в том, что здесь срабатывает зрительная (образная) память, и запоминание происходит непроизвольно, как бы само собой, без каких бы то ни было усилий с вашей стороны.

И ещё один совет: исследования, проведённые психологами, показали, что процесс забывания имеет свои закономерности: через пол часа забывается 40% полученной новой информации, на следующий день - 34%, через неделю - 21%. Значит, с учётом этих особенностей человеческой памяти и надо планировать свою деятельность по подготовке к экзаменам. Повторение материала должно идти по такому плану: первый раз сразу же после запоминания, второй - приблизительно через час, третий - через день, и, наконец, четвёртый раз - через неделю. При повторении материала обязательным является его проговаривание вслух, при этом срабатывают одновременно моторная (двигательная) и слуховая память, что обеспечивает лучшее запоминание. Если вы рассчитываете на долговременный результат, то повторять материал лучше перед сном, тогда утром вы будете помнить практически всё.

Психологическое состояние в период сессии

При приближении экзаменов большинство людей испытывают тревогу. Часто студентов деморализуют первые признаки появления этого состояния. Но психологам и физиологам известно, что тревога имеет не только отрицательные, но и положительные свойства - это признак готовности человека действовать (признак активации). Тревогу испытывают большинство людей, и она помогает ответить, выступать как можно лучше. Вспомните какой-нибудь случай из своей жизни, когда вы стали «победителем» - превосходный ответ на уроке, выступление на школьном вечере и т.п. Тогда вы тоже испытывали тревогу и волнение, но всё получилось! Постарайтесь «войти» в это состояние «победителя» и удержать его на какое-то время. Ваш организм запоминает это состояние, и вы сможете вызывать его в себе по желанию, например, перед экзаменом. Как ещё можно помочь себе избавиться от страха и тревоги? Вот несколько советов:

1 - Использование роли. В трудной ситуации ярко представить себе пример для подражания (в ситуации экзамена это может быть любимый преподаватель), войти в эту роль и действовать как бы «в его образе».

2 - Контроль голоса и жестов. По голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека. Уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние - успокаивать, придавать уверенность. Кроме того, уверенный (но не наглый) вид поможет произвести благоприятное впечатление на экзаменатора.

3 - Улыбка. Когда вы особенно волнуетесь и боитесь, встаньте перед зеркалом и улыбайтесь (пусть первое время это будет насильно). Через 3-4 минуты вы убедитесь, что страх отступает. Это очень эффективный приём, так как улыбаться и бояться одновременно человек не может.

4 - Дыхание. Ритмичное дыхание очень важно для снятия напряжения. При сильном волнении можно сделать выдох вдвое длиннее, чем вдох (5-8 раз). Если напряжение крайне сильное - сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд.

5 - Доведение ситуации до абсурда. Если вам страшно, покажите этот страх внешне, как бы дурачась. Полязгайте зубами, пусть у вас стучат коленки, продемонстрируйте, как вы дрожите от страха. Увидите, вам самим станет смешно, а страх уйдет.

6 - Избегайте заражения тревогой и страхом. Если вы находитесь в группе, которой предстоит экзамен, обязательно найдётся человек (или несколько), который очень боится, говорит об этом вслух, рассказывает страшные истории о звере-преподавателе, буквально излучает энергию страха и создаёт вокруг себя поле ужаса. Не поддавайтесь!

Состояние паники очень заразно. Отойдите от этого человека подальше и уведите оттуда своих друзей. Если уйти некуда или нельзя, говорите о чём-нибудь своём, нейтральном, приятном. Постарайтесь изменить общий настрой группы.

На экзамене проверяются не только ваши знания по предмету, но и испытываются ваши человеческие качества: характер, умение владеть собой в чрезвычайной ситуации, ваша состоятельность как личности с определённой жизненной позицией, ваше умение мыслить и анализировать!

Надеюсь, что предложенные выше приёмы и методики помогут вам, и все экзамены, которые вам предстоят в жизни, вы сдадите только на «отлично»! Главный ингредиент вашего успеха - это то, чем вы уже обладаете, но, вероятно, не всегда эффективно пользуетесь, - сила вашего собственного разума!

Старший педагог- психолог отдела социально-профессиональной работы Московского института электронной техники Наталья Юрьевна Черняева.


СПОСОБЫ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ

Московский государственный строительный университет


Составьте схему,
которая поможет вам систематизировать материал: краткие заметки, формулы, идеи, выдержки из текста. Эта схема поможет вам разбить процесс подготовки на этапы, из которых можно составить общий план подготовки с минимальными затратами.

Cделайте краткий конспект,
в котором изложите основные идеи курса и их взаимодействие. В него можно включить список идей, расположив их по степени значимости.
Небольшие художественные способности обеспечат вас наглядной схемой, которая поможет восстановить это в памяти.

Сделайте аудио-записи своих конспектов
и фрагментов текста из учебников, и вы сможете учить материал на ходу.

Наличие записей даст вам возможность обучаться во время прогулок и отдыха вне учебного заведения.

Томский государственный университет

Международный университет управления

Готовимся к экзамену:

Одинакового для всех способа подготовки к экзаменам не существует. Это зависит от ваших индивидуальных особенностей, от содержания предметов, наличия текстов лекций, учебных пособий. Преподаватель может предложить вам как традиционные билеты, так и нетрадиционные формы сдачи экзамена письменный, проектный тестовый, проблемный и множество других.

Однако есть ряд правил, которые важно соблюдать при подготовке к любому экзамену:

  • необходимо знать программу курса и вопросы;
  • записывайте лекции самостоятельно и, по возможности, подробно;
  • своевременно устраняйте возникшие пробелы в знаниях;
  • распределяйте учебный материал для подготовки по дням, оставив один день для повторения и еще один для отдыха перед экзаменом;
  • выделяйте те вопросы, которые требуют особого внимания;
  • пользуйтесь дополнительной литературой;
  • составляйте вопросы для консультации к экзамену;
  • в вопросах выделяйте самое главное, составляйте план ответа на каждый из них.


ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ


(Вот сессия пришла внезапно…)

1. Для успешной сдачи экзаменов необходимо учитывать два фактора: теоретическую и психологическую подготовку студентов. Только в случае работы по всем этим двум направлениям студент может рассчитывать, с одной стороны, на глубокие и прочные знания по изучаемому предмету, а, с другой, - на получение высокой оценки во время экзаменационной сессии. Теоретическая подготовка к экзамену делится на два раздела, в течение всего учебного года и предэкзаменационная. Если студент хочет иметь глубокие и прочные знания, а кроме того облегчить себе жизнь во время сессии, то он должен приступать к подготовке к экзамену с самого первого периода изучения предмета. Это удобно, так как, с одной стороны, помогает студенту готовиться к текущим занятиям, а, а с другой - во время сессии значительно облегчает процесс подготовки к экзамену.

Для этого в начале семестра следует получить экзаменационные вопросы и общую тетрадь для кратких ответов по ним. При подготовке к текущим или итоговым занятиям по каждому экзаменационному предмету нужно конспективно (в объеме не более 1/2 стр.!!! ) написать план ответа на экзаменационный вопрос. Эта работа должна вестись планомерно в течение обоих семестров (если предмет изучается в течение года), так что к началу экзамена у студента уже будет полный перечень кратких ответов на экзаменационные вопросы.

2. При организации предэкзаменационной работы во время сессии следует, во-первых, равномерно распределить учебный материал на все время подготовки (количество вопросов делится на время подготовки к экзамену, причем вторую половину дня перед экзаменом нужно оставить в резерве), а, во-вторых, оптимальным образом организовать свой быт, так чтобы в нем не было ночных занятий, злоупотребления никотином и кофеином, а также выделено специальное время для физической активности.

В период подготовки к экзаменам не следует радикально менять свой режим дня, так как резкая смена привычного образа жизни плохо «вписывается» в налаженные биологические ритмы человека и требует длительного периода адаптации. Поэтому во время экзаменационной сессии желательно сохранить привычный ритм сна и бодрствования, ограничившись минимальными изменениями режима дня. Эти изменения должны заключаться в следующем:

а)
Режим сна и бодрствования: не рекомендуется усиливать учебную нагрузку за счет сна . Подобная рекомендация обусловлена тем, что нормальный сон не только снимает умственное утомление и обеспечивает восстановление потраченных сил организма, но и играет важнейшую роль в механизмах памяти. Как показали исследования ученых, именно во время сна происходит перевод информации, полученный за день из оперативной в долговременную память . Поэтому сокращение количества времени, отведенного на сон, не только будет приводить к плохому психическому самочувствию, вялости и апатии, но и снизит эффективность усвоения учебного материала. Во время подготовки к экзаменам помимо ночного сна желательно ввести в распорядок дня кратковременный (1-1,5 часа) дневной сон .

б)
Чередование умственной и физической деятельности. Во время подготовки к экзаменам наиболее оптимальной формой распределения нагрузки являются полуторачасовые занятия с пятнадцатиминутными перерывами между ними для физкультпауз. Способ физической активности не имеет существенного значения - это может быть обычная физзарядка, аэробика, танцы и пр . При этом желательно задействовать все группы мышц для усиления кровообращения в организме. Особенно благоприятно такие паузы действуют на лимфообращение, которое практически прекращается при сидячей умственной работе и поэтому требует периодической активной стимуляции за счет работы мышц. Помимо кратковременных перерывов в режиме дня следует предусмотреть 1 -2 больших часовых перерыва для прогулок на свежем воздухе . Прогулки летом желательно организовывать в парках, скверах и других местах, имеющих зеленые насаждения с тем, чтобы обеспечитъ активную вентиляцию легких и насыщение организма кислородом.

в) Питание.
Во время интенсивной умственной работы рекомендуется 4-5 разовое питание . При более редком: питании поступление большого количества питательных веществ вызывает перенаполнение желудка, прилив крови к нему и, соответственно, нарушение кровоснабжения мозга, что вызывает вялость и сонливость. Более частое питание отвлекает от занятий и в сочетании с гиподинамией может приводить к повышению массы тела.Питание должно быть средней калорийности, в пищевом рационе должно быть достаточное количество белков, витаминов и растительных жиров. Избыток животных жиров и крахмала нежелателен.

Очень важно наличие в пище свежих растительных продуктов -овощей и фруктов. Они не только являются источников витаминов, но и содержат клетчатку, обеспечивающую нормальное функционирование кишечника (в противном случае сидячая умственная работа и хронический нервный стресс, сопровождающийся активацией симпатической нервной системы, могут вызывать запоры). Помимо свежих овощей и фруктов, в качестве источника витаминов можно использовать ржаной хлеб, яйца, печень, а также применять поливитаминные комплексы с добавлением микроэлементов.

3. Психологическая подготовка к экзаменам заключается в создании оптимального функционального состояния, позволяющего студенту наилучшим образом продемонстрировать свои знания преподавателю, а также свести к минимуму вред здоровью, наносимому напряженной учебой во время сессий. Для нормализации своего физиологического и психологического состояния студенты могут применять две группы приемов, одна из которых направлен на релаксацию, а вторая - на мобилизацию организма.

К первым методам относится метод медитации на дыхании и аутогенная тренировка, а ко второму - метод позитивного целеполагания. Для занятий AT на первых порах желательно использовать уединенное место, чтобы исключить помехи со стороны других лиц, затем, по мере освоения этой методики, аутогенной тренировкой можно заниматься в любом месте, даже при большом скоплении народа. Для занятий AT нужно сесть поудобнее, закрыть глаза и, насколько это возможно, расслабить мышцы. Наиболее эффективным способом усилить общее расслабление организма является координация формул самовнушения с ритмом собственного дыхания. На первом этапе занятий дыхание должно быть естественным и непринужденным - следует не вмешиваться в его ритм и глубину, а только следить за потоками воздуха, входящими в организм и покидающими его (прием, известный во многих восточных духовных практиках как «медитация на дыхании»). Обычно требуется несколько минут чтобы полностью сосредоточиться на дыхании - для этого рекомендуется рассматривать этот процесс как бы наблюдая себя «со стороны», что дает максимальный успокаивающий эффект.

Через 3-5 минут после начала дыхательных упражнений можно добавлять к ним формулы самовнушения: «Я - расслабляюсь - и - успокаиваюсь», синхронизируя их с ритмом своего дыхания. При этом слова «Я» и «И» следовало произносить на вдохе, а слова «Расслабляюсь» и «Успокаиваюсь» - на выдохе.

Очень часто предэкзаменационное волнение сопровождается значительным тремором рук, которое нервирует студентов и мешает им успокоиться. Для устранения этого явления хорошо помогает проговаривание формулы самовнушения «Мои руки мягкие и теплые», сопровождая эту фразу соответственными мысленными представлениями. Для достижения большего эффекта можно мысленно представить себе, что поток выдыхаемого теплого воздуха проходит через руки. нагревая их. Тогда первая часть фразы «Мои руки...» произносится на вдохе, а вторая «...мягкие и теплые» - на выдохе, причем подкрепляется соответствующим мысленным представлением; потока теплого воздуха, выходящего из легкими «льющегося» по рукам. Все эти методы позволяют достаточно быстро снять излишнее нервно-мышечное напряжение у студентов и оптимизировать их функциональное состояние.

Интересно отметить, что помимо релаксации, аутогенная тренировка позволяет использовать еще один механизм, повышающий эффективность подготовки к экзамену - так называемые формулы цеди. Их действенность основано на том, что подсознание человека, погруженного в легкое гипнотическое состояние более восприимчиво к голосу сознания. При создании формул цели студенты должен руководствоваться следующими принципами: они должны быть по возможности краткими, иметь позитивный характер и должны соответствовать психологическому типу поведения лица, который будет их применять. Поэтому, после достижения студентами желательного уровня расслабления и снятия первичной избыточной тревожности можно мысленного проговаривать формулу: «Я-спокоен- и уверен - в себе!», также синхронизированную с дыханием, но в этом случае в первой части формулы, в отличие от второго упражнения методики, вдох должен быть несколько продолжительнее выдоха. Последнюю часть формулы «- в себе!» рекомендуется произносить на форсированном выдохе с эмоциональным нажимом. На этом этапе можно использовать и другие формулы, например:

«Мой мозг работает хорошо. Мысли ясные, четкие. Я уверен в себе»

«Моя память работает хорошо. Я все помню»

«Я ощущаю бодрость и уверенность в себе».

«Моя речь спокойная, уверенная, неторопливая»

Помимо аутогенной тренировки перед экзаменом можно использовать и другие методики, например, создать мысленную модель своей успешной сдачи экзамена и «проиграть» эту ситуацию в уме несколько раз. Можно создать в своем воображении образ спокойного, уверенного в себе человека, который берет билет, легко получает доступ к ресурсам памяти, пишет четкий конспект ответа на вопросы, после чего уверенно и со знанием дела отвечает преподавателю, получая за это желаемую оценку. Таким образом создается своеобразная программа успешной деятельности, которой надо следовать на экзамене. Эта программа путем многократного повторения «закладывается» в подсознание человека и потом реализуется на деле.

Итак:

Если Вы пришли в ВУЗ за знаниями и хотите вообще свести экзаменационное волнение к минимуму, то на протяжении всего семестра следует планомерно и постепенно записывать краткие ответы на экзаменационные вопросы.

Если же от сессии до сессии вы весело проводили время, а экзамены нагрянули внезапно, как снег на Чукотке, то, прежде всего, вам следует четко распределить оставшееся время (разделив его на количество вопросов + оставить резерв)

Распланируйте свой режим дня (учеба + питание + сон + обязательная физическая активность). Не экономьте за счет сна!!!

Сведите к минимуму кофе и сигареты, заменив их фиточаем и спортом.

Питание должно быть дробным (4-5 раз в день). Больше овощей, фруктов, меда, орехов и растительного масла. Меньше жиров и углеводов.

Научитесь расслабляться. Используйте формулы самовнушения и дыхательные упражнения.

Настройтесь на победу! Чаще повторяйте позитивные формулы цели.

Щербатых Юрий Викторович - Доктор биологических наук, психофизиолог, член-корреспондент Международной академии наук Экологии и Безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ), профессор кафедры психологии Воронежского филиала Московского Гуманитарно-экономического института (МГЭИ).

В вашем учебном заведении

Если ваше учебное заведение является участником нашей Программы информационной поддержки учебных заведений России , вы можете работать с информационно-справочными системами непосредственно в учебном здании (ярлык «Кодекс» или «Техэксперт» установлен на компьютерах на профильных кафедрах, в компьютерном классе или библиотеке).



Что еще почитать