Личностью не рождаются. «Личностью не родятся, личностью становятся» (А. Н. Леонтьев) (ЕГЭ обществознание). Как становятся личностью? Практические шаги

Данным высказыванием А. Н. Леонтьев хотел сказать, что для того, чтобы стать личностью, человек должен пройти долгий путь социализации, поиска себя. То есть основной идеей автора является мысль о том, что, появившись на свет, человек является лишь индивидом, а в течение жизни, сталкиваясь с трудностями, взаимодействуя с людьми, приобретает необходимые навыки и умения, становится личностью.

Так, появившись на свет, ребёнок является лишь индивидом - единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем биологических и социальных черт. То есть без навыка взаимодействия с обществом человек является лишь одним из многих людей, не обладает особыми качествами. В процессе жизни человек проходит процесс социализации - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Помогают индивиду пройти этот процесс различные агенты социализации. Важно отметить, что социализация делится на первичную, то есть раннюю, начальную, которую осуществляют друзья и семья, и вторичную, в которой агентами социализации являются школа, университет. Следовательно, чтобы стать личностью - человеком, обладающим совокупностью социально значимых качеств, которые он реализует в общественной жизни, каждому человеку необходимо влияние общества. Важно подчеркнуть, что социализации индивида способствуют различные общественные элементы и структуры. Так, на индивида влияние могут оказывать, например, СМИ, образование, государственная политика, социальное окружение. Таким образом, для того чтобы стать личностью, каждый человек должен пройти путь социализации, лишь в этом случае индивид становится полезен для общества, обретает качества личности, такие как трудолюбие, ответственность, честность, милосердие.

С мнением А. Н. Леонтьева трудно не согласиться, ведь в самом деле невозможно от рождения обладать социально значимыми качествами, потому что они развиваются в человеке лишь при взаимодействии с обществом, то есть в процессе социализации. Обратимся к такому источнику СМИ, как программа «вести» по телеканалу «Россия». При просмотре новостей мне стала известна история пятилетней девочки Любы. Любу нашли в одной из московских квартир, которая была полностью завалена мусором, в некоторых местах можно было провалиться в мусор по пояс, в квартире не было базовых удобств, таких как туалет, душ и кровать. Девочка была без одежды. Впоследствии оказалось, что в пять лет девочка не умеет разговаривать, она боится людей, с осторожностью нюхает еду, в целом, демонстрирует поведение подобное поведению животного. Данный пример показывает, что из-за того, что девочка не получила необходимые навыки социализации, не научилась взаимодействовать с людьми и с окружающей средой, она в достаточно сознательном возрасте всё ещё оставалась индивидом, то есть лишь представителем человеческого рода, не умеющим общаться и выполнять действия, присущие личности.

Другим примером является ситуация, рассмотренная в школьном курсе литературы. На уроке я узнала биографию М. В. Ломоносова. Уже с раннего возраста Ломоносов получал со стороны семьи необходимую первичную социализацию индивида, он выходил с отцом в море, тем самым закаляя свой характер и обретая навыки общения с отцом. Уже в 14 лет Михаил Ломоносов умел читать и писать на уровне взрослого человека. Благодаря стремлению к знаниям в 19 лет юноша пешком идёт в Москву, где ему предоставляется возможность обучаться. Благодаря развитым качествам личности, таким как упорство и трудолюбие, Ломоносов за 5 лет смог пройти весь курс 12-летнего обучения. Всю жизнь Ломоносов изучал множество наук, имел успех в огромном количестве различных дисциплин, во всем был в числе лучших учеников. Данный пример демонстрирует то, что Ломоносов смог стать личностью лишь в процессе социализации. Родившись обычным мальчиком, индивидом, представителем человеческого рода, Михаил Ломоносов смог с помощью социализации стать личностью, значимость которой люди понимают до сих пор.

Таким образом, приведённые аргументы показывают, что человек не может стать личностью от рождения, без социально значимых качеств человек является лишь индивидом, не имеющем ценности в обществе, а в процессе социализации получает необходимые знания и умения и становится личностью, что доказывает правоту суждение А. Н. Леонтьева.

А.Н. Леонтьев,на мой взгляд, хотел тем самым сказать, что личность не может сформироваться в момент рождения, она формируется в процессе социализации личности, т.е. постепенно. Всем известно, что младенцы не могут выражать свои мысли, так как их мозг еще не достаточно развит; не могут выражать свои взгляды и вкусы, не имеют моральных ориентиров. Их поведение поначалу подчинено инстинктам.

Сам термин "личность" означает внутреннюю особенность человека, его духовный мир (мнения, интересы, ориентиры). Личностью человек становится в процессе такого явления как социализация. Под социализацией понимается процесс адаптации человека к общепринятым правилам поведения в обществе, его традициям и ценностям.

Примером подтверждающим истинность данного высказывания может служить роман писателя А.Н. Толстого "Война и мир". В нем главный герой - Пьер Безухов представлен как наивный добродушный молодой человек, однако на протяжении произведения его взгляды, ценности и ориентиры меняются.

Также можно вспомнить всем известные случаи нахождения так называемых детей-маугли, которые жили и воспитывались животными. Они не умели говорить, не имели развитого мышления и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что человек становится личностью не в момент своего рождения, а постепенно, проходя процесс социализации.

ГБС(К)ОУ школа № 432

Колпинского района Санкт-Петербурга

Сценарий классного часа

«Личностью не рождаются, ею становятся»

Учитель Зверева И.А.

2012-2013 учебный год

Личностью не рождаются, ею становятся.

Классный час.

Цель:

Создать ситуацию, при которой учащиеся смогут определить, что каждый человек индивидуален.

Задачи :

Формировать понятие о личности как человеке, отличающемся от других людей физическими особенностями, индивидуальным внутренним миром и взаимодействием с окружающей действительностью;

Показать учащимся, что каждый человек уникален и имеет право на проявление своей индивидуальности;

Способствовать формированию нравственных отношений к людям с ограниченными возможностями;

Способствовать формированию у учащихся адекватной самооценки на примерах жизни известных ими людей, а также через просмотр созданных ими самопрезентаций.

Оборудование : презентация «Личность», презентации учащихся класса «Познакомьтесь,- это я!», схемы - модели: «Физические особенности человека», «Внутренний мир человека», «Мир и человек», группы карточек с надписями, соответствующими схемам.

1. Организационный момент.

Слайд 1. Сообщение темы и цели урока.

2.Основная часть.

Слайд 2. Младенцы.

Рассмотрите фото. Кто на них?

(Новорожденные младенцы)

Можем ли мы утверждать, что это люди?

А какие отличия они имеют?

(Их мало, новорожденных можно отличить лишь по специальным ярлычкам с номером, у многих из них пока нет даже имён).

Слайд 3. Физические особенности.

Взрослея, люди обретают всё больше отличий друг от друга. Это внешние отличия или физические особенности человека.

Рассмотрите фотографии. Какие внешние отличия людей вы заметили?

(Разные возраст, рост, физические возможности, внешность, телосложение и т.д.).

Разместите на схеме «Физические особенности» соответствующие карточки. (

Вывод: Все люди разные. У каждого есть свои физические особенности. У физически здоровых людей больше возможностей добиться успеха в жизни.

Слайд 4. Внутренний мир.

(Фото Людвига Ван Бетховена, слушание «Лунной сонаты»)

Известны ли вам эта музыка и композитор, написавший её?

- «Лунную сонату» сочинил великий немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен .

После серьёзной болезни он потерял слух. Бетховен мог бы отчаяться, замкнуться в себе, ведь для музыканта слух- это главное в профессии. Но композитор не сдался, он продолжать сочинять музыку, вспоминая звучание клавиш. И вот уже полтора столетия мы наслаждаемся великой музыкой великого композитора.

(Фото Алексея Петровича Маресьева)

Алексей Петрович Маресьев – знаменитый лётчик, Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны. В одном из боёв с фашистами был сбит на своём самолёте и был вынужден катапультироваться. Маресьев несколько дней провел в зимнем лесу и обморозил ноги. Позже в госпитале лётчику пришлось ампутировать ступни. Но Маресьев не сдался, научился не только ходить на протезах, но и танцевать. А спустя некоторое время вернулся за штурвал самолёта, чтобы сражаться за русский народ.

(Фото спортсменов – инвалидов)

Кто на этом фото?

С давних времён в мире ежегодно проводятся зимние и летние Олимпийские игры, в которых спортсмены соревнуются в силе, выносливости, ловкости….

Но рядом с нами есть люди, которые имеют ограниченные возможности.

Что это значит?

Для спортсменов - инвалидов организуют Паралимпийские или Специальные Олимпийские игры, в которых люди с ограниченными физическими возможностями так же могут себя проявить.

Данные примеры показывают, что, несмотря на ограниченные физические возможности, все эти люди стали знаменитыми и уважаемыми. Что помогло им в этом?

(Стремление, сила воли, желание победить, быть полезным….)

Всё это внутренний мир человека.

Разместите на схеме «Внутренний мир» соответствующие карточки.

(Практическая работа в группе )

Вывод: Каждый человек имеет свой неповторимый внутренний мир, который ему позволяет или, наоборот, не позволяет достичь чего-либо. Внутренний мир человека формируется в процессе всей его жизни.

Слайд 5. «Личность».

Мы определили, что каждый человек обладает своими физическими особенностями и своим, непохожим на других внутренним миром.

Определение. Личность - это человек, который отличается от других физическими особенностями и внутренним миром.

Мы все живем среди людей, у каждого из нас есть свои особенности. Мы каждый день общаемся, знакомимся с новыми людьми, реагируем на те или иные события.

Что влияет на развитие внутреннего мира?

(Влияет всё, что нас окружает: события, семья, учителя, друзья…)

Разместите на схеме «Мир и человек» соответствующие карточки.

(Практическая работа в группе)

Вывод: Человек по-разному реагирует на окружающий мир и окружающий мир, соответственно на человека. Они взаимосвязаны.

Слайд 6. «Наша школа».

Рассмотрите фотографии. Знакомы ли вам люди на этих фото?

(На фото учитель школы Громошинская Любовь Дмитриевна- жительница Блокадного Ленинграда, ветеран труда, человек добродушный и жизнерадостный. Ученики школы: Рогов Саша и Шестернёв Ваня - призёры Специальных Зимних Олимпийских Игр (Солтлейк-Сити-2009); выпускники школы, сделавшие успешную карьеру; ученики школы, участники творческих коллективов.

Как вы думаете, почему я поместила на слайд именно их?

(Эти люди использовали свои личностные возможности для того, чтобы добиться чего- то в жизни).

Слайд 7. «Личностью не рождаются, ею становятся»

Верно ли высказывание знаменитого психолога?

Вывод: Высказывание верно, т.к. именно в процессе жизни, проживая разные события, общаясь с разными людьми, человек становится непохожим на других, неповторимым.

3. Расскажем о себе.

Ученики нашего класса подготовили презентации о себе, в них они расскажут о своих личностных особенностях.

Самопрезентации учащихся.

(Выступление учащихся класса с презентациями, выполненными в программе Power Point)

Вывод: Личностные особенности позволяют человеку занять нужное место в обществе, добиться желаемого.

На следующем классном часе мы с вами попытаемся разобраться, какие именно личностные особенности позволяют человеку добиться многого в жизни, а какие препятствуют этому, оставляют человека не у дел.

Приложение

Схема 1.

Схема 2.

Эссе по обществознанию (социология)

Тема: «Личностью не родятся, личностью становятся».

(А. Н. Леонтьев)

В своем первоначальном значении понятие личности обозначало маску или роль,

исполняемую актёром в древнегреческом театре. Затем оно стало обозначать самого

актёра и его роль –«персонаж». Древние римляне слово «persona» использовали для

термина в современном обществознании полностью изменилось. Сегодня личностью

называют человеческого индивида, выступающего в качестве субъекта сознательной

деятельности и обладающего совокупностью черт, свойств и качеств, реализуемых в

общественной жизни. Удивительно, что и сегодняфилософы, психологи и социологи

продолжают исследовать процесс превращения человека в личность и по- прежнему

спорят о важности становления характерных социальных признаков в отдельном человеке

как субъекте отношений и сознательной деятельности между индивидом и обществом.

Я полностью согласна с высказываниемАлексея Николаевича Леонтьева –

выдающегося советского психолога, который выдвинул общепсихологическую теорию

деятельности и провёл цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм

формирования личности. Биологическая наука доказала, что человеческий детёныш

рождается беспомощным и удивительно беззащитным, ему необходима теплота и забота

его родителей, долгий процесс воспитанияв обществе, чтобы он стал мыслящим

человеческим существом, способным самостоятельно осуществлять свободный выбор в

сознательной общественной деятельности.

Меня всегда интересовал вопрос: «Как и когда рождается личность в человеке?»

Очевидно, что к новорождённому реб ёнку термин «личность» не приложим, хотя наука

доказала, что в каждом младенце уникально, неповторимым образом запечатлены:

физиологические особенности, зачатки характера, особенные взаимоотношения с матерью

и близкими людьми, специфические условия жизни. С точки зрения социальной

психологии человек в процессе социализации проходит несколько стадий в своём

развитии. Вначале он, как и все человеческие существа, характеризуется понятием

«индивид», то есть становится конкретным, единичным человеком, рассматриваемым в

качестве биосоциального существа. Подрастаяи взрослея, человеческое существо

проявляет свою индивидуальнуюнеповторимость –совокупность своеобразных черт, как

биологических, так и психологических. Мы все принадлежим к роду человеческому, всю

свою жизнь доказываем ярко выраженную неповторимость, но вот личностью становимся

не все. Почему же так трудно стать личностью? Какие специфические условия

необходимо создать в социальной среде, чтобы все рожденные младенцы превращались в

творческие существа, называемые талантливыми личностями.

Мне особенно импонирует точка зрения выдающегося немецкого философа

Иммануила Канта, который утверждал, что человек становится личностью, лишь

осознавая себя, отличая себя не только от других объектов, от животных, но и от других

людей. Наличие самосознания в виде такой формы самоиндентификации, как «Я»,

позволяет человеку свободно и осознанно подчинять себя нравственному закону,

лежащему в основе социальности.

Сегодня понятие личности вошло и в житейский и литературный обиход. Личность

стала характеризоваться как сильная и слабая, яркая или бесцветная, богатая или бедная

(по духовным компонентам), открытая или закрытая. Так мы говорим обыденным языком,

пытаясь выразить собственное отношение к другому человеку. Ну, а как же современная

наука? Что предлагает она нам в определении сущности личности? Обратимся вначале к

науке социологии. Социологи рассматривают личность как представителя определённой

социальной группы , как социальный тип, как продукт общественных отношений. Их

интересует включённость личности в общественные отношения и его системные качества,

проявляющиеся в совместной деятельности и общении.

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений,

точный слепок образца, столь необходимого для социальных нужд самого общества, но,

сознания и самосознания.

В исторической наукепод личностью понимается индивид, обладающий

выдающимися качествами, оказывающий влияние на массы и ход истории. Такими

неповторимыми личностями, безусловно, являются Александр Македонский, Юлий

Цезарь, Наполеон Бонапарт, Владимир Ульянов- Ленин.

Современная социальная психологиядоказала, что становление и развитие

личности осуществляется в процессе социализации индивидов, освоения ими социальных

норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и

формами деятельности. Человек в процессе своей жизни приобретает социальные

качества, получает социальные роли и статусы, исполняет важнейшие функции

социального мира. В становлении личности участвует не только общая социальная среда в



Что еще почитать