Древнеегипетский бог сет. Бог сет в древнеегипетской мифологии Сет египетский бог чего

Он изображается человеком с головой загадочного животного. Этот «зверь Сета» имеет суженную морду, стоящие, но укороченные, как бы «обрезанные» уши. Некоторые учёные считают данный образ плодом фантастического воображения египтян. Другие стараются угадать в нём одного из действительных представителей африканской фауны. «Зверя Сета» в разное время связывали с африканской лисицей фенеком, окапи, тапиром или (самая вероятная гипотеза) – с трубкозубом.

В мифах Сет олицетворяет собой хаос, беспорядок и потрясения. Эти его качества подчёркивались и древнеегипетской иероглификой, где знак «зверя Сета» входил в написание слов «буря», «болезнь», «жестокость», «ярость», «деспотия» и т. п.

Трубкозуб – «животное Сета»?

Сет более всего известен как герой мифа об Осирисе . Согласно этой легенде, Осирис и Сет были богами-братьями, сыновьями богини неба Нут и бога земли Геба . Осирис стал царствовать в Египте. Он прославил своё правление многими благодеяниями, распространением знаний и цивилизации. Завидовавший брату Сет коварным образом склонил его лечь в роскошный ящик и погубил, бросив в Нил. Однако жена Осириса, Исида , разыскала тело мужа и посредством магических заклинаний сумела зачать от мертвеца сына, Хора (Гора). Родив младенца, Исида должна была скрываться с ним в папирусе нильских болот, ибо Сет хотел убить и наследника своей жертвы. Хор счастливо избежал страшных опасностей, а когда вырос – вступил с Сетом в долгую и жестокую битву. В этом бою Сет вырвал у Хора глаз, превратившийся в магический амулет уаджет , а Хор кастрировал Сета и наконец одержал победу над ним. Он низверг Сета с египетского престола, который тот захватил после убийства Осириса, и заставил его удалиться с плодородных земель вокруг Нила в окружающую пустыню. Сет остался властвовать над этими чуждыми, враждебными Египту территориями. Его кастрация Хором объясняла бесплодие этих земель, лишённых живой растительности.

Исида и младенец Хор прячутся от Сета в болотном папирусе

Существует целый ряд объяснений мифа о схватке Хора и Сета. По некоторым предположениями в этом сказании отразились события политического объединения Египта на рубеже IV-III тысячелетий до н. э. В эту эпоху друг с другом боролись две части страны – южная (Верхний Египет) и северная (Нижний Египет, вокруг нильской Дельты). Результатом, однако, стало завоевание Югом Севера – и это противоречит смыслу мифа, где Хор, напротив, олицетворял собой Север, а Сет – Юг.

Согласно другому толкованию, миф был связан с ещё более древними историческими происшествиями – объединением одного только Юга Египта, ранее раздробленного на ряд княжеств (номов). Хронологически оно предшествовало завоеванию Югом Севера. По этой гипотезе, бог Хор почитался в верхнеегипетском городе Нехен, а Сет – в находившейся ниже по Нилу Нагаде. В борьбе за гегемонию над Югом Египта Нехен покорил Нагаду, что и было выражено в легендарном сказании.

Исследователи отмечают, что в представлении древних египтян Хор и Сет выступали вечными соперниками – но и неразделимыми до взаимообусловенности. Их невозможно было мыслить друг без друга, они как бы представляли собой две стороны одной сущности – царской власти. В образе Хора воплощались её созидательные, упорядочивающие, милостивые стороны, а в Сете – разрушительные, суровые, карающие. Противоположность этих двух богов воскрешает в памяти рассуждения Ф. Ницще об аполлонийском и дионисийском началах как двух первоосновах жизни.

Образ Сета был демонизирован лишь в конце истории Древнего Египта, тогда как в начале её этот культ этого бога нёс в себе немало положительного. Сохранились сказания о том, как благодаря своей отчаянной храбрости Сет защищал небесную барку солнечного бога Ра от нападений злого змея Апопа . Египтяне, видимо, полагали, что без разрушения и насилия невозможно и само созидание, невозможна ни государственность, ни миропорядок вообще.

Вероятно, в древнейшей египетской мифологии Сет и Хор представлялись противоположными, но равно необходимыми началами, чей постоянный конфликт и создаёт вселенское равновесие. Если считать Сета чисто отрицательным божеством, то невозможно объяснить, почему его культ сохранялся в Египте много веков и пользовался большим почитанием. Есть туманные сведения о том, что в первое время после создания единой египетской монархии (начало III тысячелетия до Р. Х.) Сет продолжал оспаривать у Хора ранг главного государственного бога. При I-й династии фараонов поклонение Хору преобладало, однако один из представителей II-й династии, Перибсен, в своей царской титулатуре поставил Сета на первое место. Эта религиозная борьба окончилась при фараоне Хасехемуи, который включил в свой титул Хора и Сета одновременно – видимо, в качестве какого-то вероисповедного компромисса.


Бог Египта Сет

Сет - брат и антагонист Осириса, олицетворение злого начала. Он был покровителем враждебно настроенных чужеземцев, богом грозы и испепеляющей все живое пустыни. Изображался с головой своего священного животного - осла.

Ряд мифов посвящен борьбе Сета с сыном погубленного им Осириса - Гором. В одном из поздних вариантов мифа рассказывается, что Гора и Сета примирил бог земли Геб, поделив между ними власть и сделав Сета царем Верхнего Египта, а Гора - Нижнего. Таким образом объяснялось существование двух исторически сложившихся областей.

Но в большинстве сказаний о Горе и Сете они ведут тяжелую и непримиримую борьбу, окончившуюся полной победой Гора. (Сюжеты см. Осирис и Гор).

Священными животными Сета считались свинья ("отвращение для богов"), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа - Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном.

Как олицетворение войны, засухи, смерти, Сет также воплощал и злое начало - как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и т.п. В греческой мифологии Сета отождествляли с Тифоном, змеем с драконовыми головами, и считали сыном Геи и Тартара.

Сет двулик: он бывает и защитником, и разрушителем, и благодетельным, и коварным. Однако его изображения почти всегда одинаковы и не передают всю противоречивость его характера. Сет - очень сложный бог.

Жестокий к близким, защищающий свою власть, как на небесах, так и на земле, Сет был богом, к которому древние египтяне испытывали смешанные чувства. Разумеется, Сет - родич величайших богов пантеона. Но этому богу совершенно справедливо не доверяли из-за его отношений с братом Осирисом (которого он, в конце концов, убил) и племянником Гором (которому он будет завидовать вечно). От Сета не отреклись лишь потому, что именно он защищал Ра во время его ночного путешествия. Дошедшие до нас изображения часто передают именно эту его функцию. Ведь Сет, подобно любому человеку, не может быть только злым!

Изображения бога

Сет чаще всего изображается в виде антропоморфного существа. Его странная голова - это голова мифического животного, наполовину собаки, наполовину тапира. Оба его уха торчат вертикально.

На голове у Сета - тяжелый парик. Фантастические или самые обычные животные заменяют традиционное изображение бога в тех случаях, когда Сет защищает Ра от чудовищного змея Апопа, хаоса в обличье рептилии. И наконец, когда Сет отождествляется с Баалом, сирийско-палестинским божеством гроз и бурь, его изображают с головой, украшенной тиарой с рогами, и с луком и стрелами в руках.

Мифы о Сете

Мифы, рассказывающие о Сете, изображают его амбициозным заговорщиком и манипулятором, или же просто убийцей. Этот бог был не слишком-то добродетелен, однако Ра неустанно защищал его вопреки советам всей своей семьи. Это объясняется очень просто, ведь Сет был спасителем солнца.

Сет появляется в двух знаменитых мифах Древнего Египта: гелиопольском мифе, где он выступает вместе с Ра, и в мифе об Осирисе, где он становится убийцей собственного брата. Коварство, которое не раз демонстрирует этот бог, судебная тяжба, которую он пытается выиграть - вся история Сета делает его необычайно похожим на человека!

Сет-защитник солнечной ладьи

С самого первого дня Ра путешествовал по небу на ладье, которая везла его днем с востока на запад, а ночью - с запада на восток. И, если дневное путешествие проходило беспрепятственно, ночной путь через подземное царство был куда более опасным. Ведь за быстро рассекавшей мрак ладьей из глубокого мрака следил Апоп, змей хаоса. Внезапно это страшное чудовище появлялось из тьмы и преграждало путь солнцу. Змей казался огромным по сравнению с ладьей. Но на носу сидел Сет, который одним стремительным ударом отбрасывал ужасного змея прочь, и тот возвращался на край света. Однако сцена повторялась снова и снова, подобно тому, как день каждый раз сменяется ночью, а ночь сменяется днем. Эта бесконечная борьба символизировала в глазах египтян победу порядка над хаосом. Теперь мы понимаем, почему Ра питал к Сету уважение. И уважение это было столь велико, что бог всех богов поддержал убийцу Осириса даже тогда, когда его дело было заведомо проигрышным!

Притязания Сета

После убийства бога Осириса, царя Египта, Сет, терзаемый неутолимой завистью, обратил всю силу своей ненависти на племянника, Гора. Поскольку Осирис умер и сделался владыкой подземного мира, неизбежно встал вопрос о наследии египетского престола. В те времена боги еще имели политическую власть на земле. Фараон станет их наследником, когда появятся первые люди. История Сета была историей скорее человека, нежели бога, настолько его недостатки напоминали наши собственные.

Сет и Гор: бесконечная борьба!

Гор, сын Осириса, был его наследником: корона Египетского царства принадлежала ему по праву. Но завистник Сет завладел ею силой. Гор, которого поддержала его мать, Исида, созвал суд богов, чтобы любой ценой разрешить этот спор. Ра стал председателем, а Тот выступил в качестве секретаря. Прошло восемьдесят лет, прежде чем дело хоть как-то продвинулось! Боги разделились на сторонников законной власти (то есть Гора) и Ра, для которого Сет был вечным защитником от Апопа! Судебное разбирательство зашло в тупик, требовалось мнение постороннего. И Тот обратился к Нейт, богине города Саис, известной своей мудростью. Ее ответ был однозначен: корона принадлежит Гору. Однако, чтобы Сет не остался в обиде, Нейт посоветовала дать ему в супруги двух богинь, Анат и Астарту. Богам понравилось это решение, однако Ра сомневался. Не слишком ли Гор молод, чтобы достойно править царством? Исида, выведенная из себя бесконечными отсрочками, предложила перенести разбирательство в Гелиополь, где в суде могли бы принять участие Атум и Хепри. Ситуация накалилась! Разъяренный Сет отверг ее предложение и потребовал, чтобы заседания проходили без Исиды. Но богиня была слишком упорна! Она снова пробралась на суд, приняв обличье прекрасной женщины, которая тут же очаровала Сета. Они даже завели беседу. Смущенный такой красотой Сет повел компрометирующие его речи, и в конце концов даже признал законность притязаний Гора! Исида тут же раскрыла себя.

От неожиданности Сет лишился дара речи. Ра осудил неблагоразумие Сета, неосторожно доверившегося незнакомке. Так Гор получил корону Египта из рук самого Ра.

Реванш

Но Сет не желал смириться с решением верховного бога. Он предложил Гору устроить спортивные состязания. Одним из них было состязание в воде: два бога, превратившись в гиппопотамов, должны были одновременно погрузиться под воду, задержав дыхание. Кто продержится дольше, получит Египетское царство! Но Исида, пристально следившая за злоключениями своего сына, помешала соперникам, вызвав в конце концов недовольство обоих! Между тремя божествами завязался яростный спор. Бог солнца Ра, отчаявшийся дождаться примирения, предложил противникам встретиться на пиру. Но, как нетрудно догадаться, празднество продлилось недолго! Спор возобновился с новой силой. Наконец в бесконечную тяжбу вмешался Осирис, до сих пор хранивший молчание, и обвинил судей в бездействии. Будучи повелителем растительности, Осирис пригрозил, что оставит без продовольствия весь Египет! Боги склонились перед его властью и незамедлительно приняли благоприятное для Гора решение.

Однако и Сет не был забыт. Ра приблизил его к себе, и он стал «тем, кто кричит в небеса», чтобы все освобождали дорогу перед богом-создателем!

Каменные лодки

Среди многочисленных состязаний, которые Сет предложил Гору, были... каменные лодки! Странная идея - попытаться спустить на воду судно, высеченное из камня. Пока Сет смаковал свой план, Гор опередил события, изготовив деревянную лодку и покрыв ее похожим на камень гипсом. Победа явно должна была достаться ему. Но Сет не мог смириться с тем, что кто-то оказался хитрее него. Он превратился в гиппопотама и перевернул лодку своего врага!

Культ Сета

Несмотря на все нелестные мифы, Сет был почитаемым богом. И хотя в Древнем Египте ему посвятили немного храмов, в обрядах, которые проводил фараон, всегда находилось для Сета место. Сначала Сет играл значительную роль в религиозной жизни, однако распространение культа Осириса закономерно привело к упадку культа его убийцы.

Личность Сета очень многогранна: благодетель и защитник, он был в то же время коварным богом-разрушителем. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ревностнее всех ему поклонялся фараон. Ведь в фараоне, в силу природы его могущества, столько же от Гора, сколько от Сета! Парадокс? Вовсе нет.

Сет, покровитель фараона

Фараоны не остались равнодушны к необузданному и устрашающему нраву Сета. Эти свойства натуры могли быть свойственны и могущественному царю-завоевателю.

К тому же Сет, как и Гор, был защитником первых «пяти имен» правителя. Сети I и сменившие его на троне Рамсесы (XVIII и XIX династии) питали к Сету особое благоговение.

Сет участвовал в церемонии коронации каждого фараона. По случаю этого великого события Сет и Гор совершали обряд сематауи («объединения Обеих Земель»), символизирующий объединение Верхнего и Нижнего Египта. Сета называли даже «владыкой Обеих Земель», хотя на самом деле ему подчинялся скорее один Верхний Египет, потому что Нижний Египет достался Гору. В засушливых и пустынных землях первого и плодородных полях второго заключалась самая суть противоборства Сета с племянником! И подобно тому, как ужасающее, неизведанное и неукротимое море было владением Сета, кормилец- Нил принадлежал его брату, Осирису!

Места культа Сета

В нескольких городах и оазисах существовал настоящий культ Сета. Су, город в оазисе Файюм, и Оксиринх в Верхнем Египте, вели спор о месте рождения бога. Его почитали в обличье рыбы, которую по этой причине не рекомендовалось употреблять в пищу! А в оазисах Каргех и Дахла, на юго-западе страны, жители внимательно выслушивали ответы оракулов Сета. 

Сет, воинственный бог

Сет считался «владыкой армий царя», и боевой крик фараона часто сравнивали со страшным рыком Сета. Правители Нового царства все более стремились к завоеваниям. Но не боевой крик решает исход сражения! Постепенно в Египте была создана настоящая профессиональная армия. Однако развитие постоянной армии не мешало фараону, когда обстоятельства его к тому вынуждали, прибегать к рекрутской повинности. Эти дивизии «призывников» оказывались под покровительством Ра, Амона, Птаха и, разумеется, Сета. Приравнивая его к важнейшим богам пантеона, египтяне подчеркивали значимость «повелителя гроз и бурь».

Знамя с изображением Сета, несомненно, вызывало трепет некоторых врагов... Так что за подчинение чуже-земных народов благодарить следовало этого бога. Но и некоторые вторжения (хеттов, гиксосов и др.) вменялись ему в вину. В такие моменты Сет становился зловредным божеством. Вот почему в истории Египта случались особенно тяжелые периоды!

Благоприятные и неблагоприятные дни и Сет

Египтяне древности не занимались астрологией. Тем не менее, они все же верили в существование благоприятных и неблагоприятных дней, которые отчасти определяют судьбы людей. Эти дни соответствовали самым выдающимся событиям в жизни египетских богов. Сета, разумеется, это поверье тоже коснулось. Так, двадцать седьмой день месяца атир (сентябрь-октябрь) благоприятен, потому что именно в этот день Гор и Сет заключили мир. И наоборот, второй из пяти эпагоменальных дней («лишних» дней в самом конце года) традиционно считался крайне неблагоприятным. Ведь именно тогда Сет родился в муках из бедра своей матери! Египтяне помнили об этом из-за сильного страха, который внушало им подобное событие. В такой день рекомендовалось по возможности ничего не делать, не выходить из дома и ждать лучшего дня, который не замедлит наступить.

Самец-гиппопотам- предмет издевательств врагов Сета

Самка гиппопотама отождествлялась с доброй богиней Таурт, покровительницей беременных женщин и матерей, тогда как на самца была обращена вся ненависть, которую люди могли питать к Сету - именно с ним ассоциировалось это животное. Надо сказать, что эта неприязнь во многом была оправдана, потому что гиппопотамы часто уничтожали драгоценные посевы и иногда даже отваживались нападать на скот, когда тот переходил через реку. Египтяне устраивали на них ритуальную охоту. Первым делом зверя загоняли в Нил, где его начинали преследовать несколько человек в лодке из папируса. В реке гиппопотам чувствовал себя куда увереннее, чем на суше, и быстро скрывался под водой. Но когда ему нужно было вдохнуть, он снова всплывал на поверхность, где его и забивали гарпунами охотники.

Как и Сет, гиппопотам славился необузданным нравом. Он нередко переворачивал надоедавшие ему утлые лодчонки. И тогда горе несчастному охотнику! «Сет» вполне мог им пообедать!

Молитва

«О! Мое сильное дитя, голова твоя подобна короне бога Ра, шея твоя - бога Осириса, лоб твой - богини Сатис, волосы твои - богини Нейт, одно плечо твое - бога Гора, другое - бога Сета...»

Молитва, защищающая ребенка от всех болезней.

Бог Сет – демонический персонаж древнеегипетской мифологии. Это бог хаоса, разрушения и смерти.

Сет с самого начала противостоял Осирису и его сыну Хору (Гору) – добрым и справедливым божествам, правителям земли и подземного царства.

Но примечательно, что Сет был одновременно и братом Осириса и дядей Гора, по-видимому, для египтян это означало, что добро и зло, созидание и разрушение, рождение и смерть неотделимы друг от друга и происходят из общего источника.

Сет – это предтеча

Сатаны (Шайтана) в авраамических религиях, имя которого происходит от имени этого египетского бога. Однако Сатана – это абсолютный злодей, упрямый разрушитель и убийца, тогда как фигура Сета была более сложной и противоречивой.

Полноценные демонические черты Сет обрёл достаточно поздно, вначале он выступал на стороне света.

Сет был защитником бога Ра и покровителем царской власти, он был могучим воином с красными глазами и единственным существом, способным одолеть Апопа – мифического змея, который, в свою очередь, олицетворял для ранних египтян абсолютную тьму и зло.

Впоследствии, когда развилось представление о борьбе Гора и Сета как борьбе добра и зла, считалось, что эти два бога могут сливаться в одно двухголовое существо по имени Херуифи.

Имя Сета часто входило в имена фараонов (например, знаменитый Сети, а также Сетнахт). Этому богу была посвящена обширная область в Северной Африке – Судан (теперь – независимое государство).

Культ Сета процветал в таких городах, как Омбос, Ком-Омбос и других. Рамзес III построил себе укреплённый город, один из храмов которого был посвящён Сету.

Рождение

Как и , Сет был сыном бога земли Геба и небесной богини Нут. По одному из мифов, он появился из бока Нут, которая почиталась в обличье коровы. День его рождения египтяне считали несчастливым и старались не делать ничего важного в этот день.

Изображение На рисунках Сета представляли по-разному. Один из вариантов – в виде осла или трубкозуба: с вытянутой мордой, длинными ушами и гривой. Грива и глаза имели красный цвет, который у египтян ассоциировался со смертью (поскольку это цвет пустынного песка).

Другие варианты – в виде гиппопотама, крокодила, змеи или сочетания этих животных. Во время битвы с Гором Сет принял обличье свиньи. Ещё один вариант – «зверь Сета». Ему соответствовал даже отдельный иероглиф, который имел значение «злой», «дикий». Это изображение несколько напоминает трубкозуба или окапи (карликового жирафа).

Описание этого существа встречается даже в арабских книгах, в которых оно носит название «салава».

Почему семитские народы не едят свинину?

Известно, что евреям и арабам (а также всем мусульманам) запрещено употреблять в пищу свинину. Арабы считают свинью просто грязным животным, а евреи – «некошерным», поскольку свинья не пережёвывает жвачку. Был такой запрет и у древних египтян.

Мифологическая подоплёка этого закона была иной: в чёрную свинью превращался демонический бог Сет, когда боролся с Гором – богом света и защитником Осириса. Очевидно, запрет на поедание свинины достался этим народам от общих предков и был связан с какими-то гигиеническими соображениями.

Возможно, свинья представлялась египтянам настолько мерзким существом, что её покровителем они посчитали самого Сета.

Гиппопотам

Самец гиппопотама считался столь же нечистым животным, что и свинья (в отличие от самки, которая отождествлялась с добродушной богиней Таурт), поэтому Сета изображали и в его обличье. В определённые праздники египтяне устраивали на него ритуальную охоту. Враждебность народа к бегемотам была оправдана тем, что они уничтожали посевы и нападали на скот.

В рассказе о тяжбе Сета и Гора первый предложил второму соревнование – гонки на лодках из камня. Гор решил перехитрить брата и сделал лодку из лёгкого дерева, покрыв её воском, который по цвету походил на камень. Сет не смирился с тем, что брат его обыграл, превратился в бегемота и перевернул лодку Гора.

Передняя нога Сета

По одному из рассказов, во время битвы с Гором одна из ног Сета была заброшена на небо, где боги приковали её железными цепями к небесной опоре. Охранять эту ногу поручили гиппопотаму Хесамуту – священному животному Исиды.

Отождествления Бог

Сет у различных народов и у самих египтян отождествлялся с другими богами.

  • При владычестве гиксосов (кочевых племён индоевропейского происхождения) он отождествлялся с их богом Ваалом.
  • Ливийцы сближали его с Ашем – древнейшим египетским божеством пустыни.
  • Хурриты отождествляли его с Тешубом – суровым богом грозы.
  • Греки сближали его с великаном Тифоном, порождённым Геей и появившимся из вулканического огня и дыма.

Таким образом, Сет достаточно давно играл роль антагониста, бога суровых природных условий, хотя и не абсолютного злодея. Даже после проигранного спора с Гором он оставался покровителем южных египетских регионов и богом воинской доблести и храбрости. Лишь при поздних фараонах, особенно Птолемеях, возвысивших Гора и его культ, Сет окончательно перешёл на сторону, занимаемую прежде Апопом.

Введение

Текст мифа написан на папирусе, находящемся в библиотеке Честер Бити в Дублине (Ирландия) и известном под названием «Папирус Честер Бити №1». Впервые опубликован А. Гардинером (Alan Gardiner) в 1931 г. в Лондоне. Текст занимает часть огромного (длиной 5,02 м.) папируса, содержащего ряд текстов, в том числе сборник прекрасных любовных стихотворений. Папирус написан в Фивах во времена XX династии около 1160 г. до н.э. К этому времени следует отнести литературную обработку мифа.

Самое же ядро мифа – спор Гора с Сетом и обоснование прав их обоих на наследие Осириса — относится к древнейшим временам, еще до объединения Египта, когда происходили межплеменные столкновения. В частности, этого мнения придерживается Гвен Гриффитс (John Gwyn Griffiths). Однако большинство историков видят в мифе уже литературное произведение, а не сакральное, и что оно было создано больше как «увеселительное чтиво». Такого мнения в частности придерживается Антонио Леприно (Antonio Loprieno).

Текст мифа в современной литературной обработке

Деталь фриза из углубления в гробнице фараона Хоремхеба (XVIII династия), показывающая богов Осириса, Анубиса и Гора.

Вырос Гор, стал сильным, храбрым юношей, могущественным богом.

Часто любил он расспрашивать мать об отце, о его жизни и смерти. И вот наступило время исполнить Гору свой сыновний долг - отомстить за отца. Никто не был страшен молодому сильному богу, и он отправился искать своего противника, убийцу отца - коварного Сета. Все любили Гора, и в этой любви была его сила.

Я иду искать Сета, - сказал он матери, - я могуч, потому что все люди любят меня, и сердце мое спокойно. Пусть же трепещет сердце Сета! Я иду искать тебя, злодей, и как только ты будешь найден мною, я убью тебя.

Поднялся Гор вверх по Нилу, дошел до Сиута, и там нашел он Сета. Встретились противники, и начался между ними жестокий бой. Десять дней шла борьба между дядей и племянником, не могли они одолеть друг друга.

Вот уже, кажется, Сет начинает побеждать, слабеет Гор, но Исида своим колдовством вливает в Гора новые силы:

Я говорю тебе, я - твоя мать Исида, ты победи свою слабость!

И с новым ожесточением вступает Гор в поединок. Падает духом Сет, но его помощники демоны поддерживают в нем бодрость.

Вот изловчился Сет, кинул острый камень и попал Гору прямо в глаз. Закачался Гор, и Сет вырвал глаз у юноши. С криком бросился Гор на Сета, нанес ему тяжкие раны и сломал ему бедро. Обессилел Сет от ран и от борьбы, и Гор крепко связал его толстыми веревками (прим. — По другой версии, первый бой с Сетом Гор проиграл. Сет убил его и разрезал на шестьдесят четыре кусочка. Только после того, как бог Тот срастил все части и оживил Гора, ему удалось взять верх над убийцей своего отца) .

Исида позвала бога-врачевателя Тота и с его помощью залечила Гору раны его, и он снова стал видеть, как прежде. Взял Гор свой вырванный глаз, чтобы отдать его отцу; пошел он к Осирису и повел с собой связанного Сета.

Пришел Гор к отцу со своим пленником. Взял он за руку Сета и подошел с ним к неподвижно лежащему Осирису.

Встань! Проснись! Взгляни на твоего сына, посмотри, что он сделал для тебя! Он поразил твоего убийцу, он привел к тебе связанного Сета.

Гор снял сандалию с ноги отца, поставил ее на голову Сета в знак того, что он отдает Сета в подчинение отцу. И задрожал Сет под сандалией брата, страшна была ему власть Осириса.

Потом Гор открыл Осирису рот и положил в него свой вырванный глаз, говоря:

Отец, вот я пришел к тебе! Я Гор, сын твой. Я отдаю тебе свой глаз, в нем твоя душа, твоя сила.

Осирис проглотил глаз и жизнь начала трепетать в нем. Он открыл глаза, вытянул руки, стер песок с лица своего. Потом приподнялся Осирис на левом боку, повернулся на правую сторону и овладел своим телом. Встал Осирис, проснулся, пробудился усопший бог. Ожил он и стал снова могучим и сильным, каким был прежде.

Ликуют все люди, радуются боги. Торжествуют Исида и Нефтида, обнимает Гор любимого отца.

Отдал Осирис свой трон Гору, своему сыну и наследнику, победившему врага его.

И стал Гор царем Египта. Радовалась вся земля. Зло исчезло, и правда утвердилась в стране.

А Осирис удалился в подземное царство и стал царем вечности, судьей над всеми умершими.

Но не сложил Сет своего оружия. Не сумел он погубить Гора в детстве, не одолел он юношу Гора в открытом бою, и задумал Сет обвинить Гора перед богами, сказать, что неправильно занял Гор отцовский престол. Ведь не сыну, а ему, брату, к тому же старшему возрастом, принадлежит наследство, и он, Сет, после Осириса должен править Египтом.

Обратился Сет к богам с просьбой рассудить его с Гором. «Незаконно занял Гор царский трон, - говорил он. - Я должен получить царский сан и править страной после Осириса».

Собрались боги на суд в Золотом Чертоге, чтобы решить спор Сета и Г ора. Пришли оба противника в зал суда и сели перед владыкой всего мира, перед богом Ра. Здесь же находились бог мудрости Тот, бог воздуха Шу, богиня влаги Тефнут и другие - вся Великая Девятка собралась, чтобы рассудить спор богов.

Владыка, - промолвил Тот, - мы должны решить, кто будет царем Севера и Юга.

Справедливость - великая сила! - произнес Шу. - Сотвори же справедливость, великий Ра! Отдай достойному жезл и корону фараона.

Юный Гор, еще совсем ребенок в сравнении с Сетом, смело обратился к богам и потребовал отдать ему наследство после отца - право быть царем Египта.

Это миллион раз истинно! - сказал Тот судьям. И решили боги, что Гор, верный сын, отомстивший за смерть отца и отдавший ему свой глаз, должен стать царем, и хотели одеть боги корону на голову Гора.

Обрадовалась Исида приговору богов и радостно воскликнула:

Северный ветер, лети на Запад и обрадуй сердце Осириса - да будет он жив, невредим, здрав!

Однако ее радость была преждевременна - поднялся вдруг солнечный бог Ра и произнес:

Почему это вы судите и выносите приговор, не спросив, что думаю я? Власть надо отдать Сету. Гор слишком молод, чтобы быть царем. Неверно отдавать царство сыну умершего царя, когда жив еще брат покойного.

Обрадовался Сет. Он даже не пытался скрыть свое торжество и начал восхвалять себя:

Я Сет - могучий, самый сильный среди богов. Каждый день я убиваю врагов Ра. Никто из богов не сможет сделать этого. И я возьму трон Осириса!

Но тут выступил Гор с гневной речью:

Нехорошо так поступать со мною. Нельзя отнимать у сына корону и царство отца!

Начался спор между богами. Одни боги считали, что надо сделать Сета царем, другие находили, что Гор прав. В волнении стояла Исида, ожидая решения суда, а Сет, чувствуя, что боги готовы уступить Гору, в злобе стал угрожать им:

Вот схвачу я свою тяжелую палицу и буду убивать каждый день по одному богу. Власть - это удел сильных! Чем сильнее царь, тем могущественней страна.

Нет! - возразил бог мудрости Тот. - Часто сила служит беззаконию. Перед судом прав не тот, кто сильней, а тот, на чьей стороне справедливость. А по справедливости, как издавна установлено в мире, имущество отца всегда наследует сын. Гор должен унаследовать трон Осириса, титул и корону царя.

Тогда решили боги устроить состязание между Гором и Сетом, пусть победителю достанется царство Осириса.

Но Сет боялся, что Исида своим колдовством поможет Гору, поэтому было решено переправится обоим противникам и девятерым богам на уединенный остров Срединный, и там решать спор. Анти - лодочнику на переправе - был дан строгий приказ не перевозить на остров ни одной женщины, похожей на Исиду.

Боги переправились на остров. Распря и спор всех утомили, поэтому они решили отдохнуть и устроили пир в пальмовой роще.

Но Исида перехитрила Сета и всех богов. Она обратилась в старуху и подошла, согнувшись, к перевозчику Анти, когда он сидел в своей лодке.

Доставь меня на остров Срединный, - попросила она, - я везу еду юноше пастуху; он караулит там стадо, и вот уже пять дней, как он голодает! (прим. — Здесь игра слов. Стадо по-древнеегипетски произносится как «иаут», и это слово означает одновременно «сан-титул». Поэтому Исиду нельзя обвинить во лжи, так как перед Анти она утверждает, что хочет проехать на остров, чтобы помочь юноше, защищающему свой сан)

Отказался Анти выполнить ее просьбу.

Велено мне: не перевози никакой женщины, похожей на Исиду.

То, что тебе велели, относится к Исиде. А я - старуха, разве похожа я на нее?

Ты права, - сказал лодочник, глядя на старую женщину. - А что ты дашь, если я перевезу тебя?

Возьми этот хлеб!

Вот еще, что мне в твоем хлебе? Стану я нарушать приказ ради него. Ведь мне сказано «не перевози никакой женщины»

Тогда Исида сняла золотое кольцо с пальца и протянула его перевозчику:

Вот возьми мое кольцо, оно золотое.

Жадно посмотрел Анти на золото и взял кольцо. После этого он усадил Исиду в лодку и перевез на остров.

И когда она, выйдя из лодки, шла по острову, увидела она издали пирующих богов и сидящего вместе с ними Сета. И вот захмелели боги. Тогда Исида произнесла заклинание и превратилась в молодую девушку, прекраснее которой не было на свете. В таком виде она приблизилась к богам.

Сет взглянул на нее со своего места и сразу же влюбился в нее, так она была прекрасна. Он встал из-за стола и пошел ей навстречу. Потом спрятался за дерево и подождал, когда она пройдет мимо. Когда Исида поравнялась с ним, он тихонько окликнул ее:

Я тут стою, прекрасная девушка!

Но девушка-Исида отшатнулась от него:

Не зови меня, великий господин! Я была женою пастуха, и у нас родился сын. Муж мой умер, и сын взял скот своего отца. Но вот пришел чужой человек, вошел в мой дом, прогнал сына и отнял у него скот. Я прошу тебя, вступись за моего сына, верни ему наследство.

Сет возмутился:

Неужели будет отдан скот чужому человеку, когда остался сын хозяина? Злодея, захватившего скот силой, (прим. — Сет, в свою очередь, не замечает двусмысленности фразы: он имеет в виду «скот», а получается, что вслух он произносит «сан») надо побить палкой и прогнать.

Тогда Исида превратилась в коршуна, взлетела на верхушку акации и сказала оттуда Сету:

Оплакивай себя! Твои собственные уста сказали, и твой разум осудил тебя!

Заплакал от злости Сет и пошел к великому Ра - жаловаться на Исиду, как она, приняв образ красавицы, коварно обманула его.

Что же ты ответил Исиде? - спросил Ра.

Я сказал ей - пусть чужого человека побьют палкой, прогонят его, а сына поставят на место отца.

Что же теперь делать, - вздохнул Ра, - ведь ты сам осудил себя!

Потом Ра велел привести перевозчика Анти и строго наказать его палочными ударами по подошвам за то, что он нарушил повеление богов и перевез на остров Исиду. С тех пор Анти проклял золото, на которое он польстился. Поэтому в городах и селениях Египта, где поклоняются Анти, на золото наложен запрет.

Но и тут не успокоился Сет. Он подошел к Гору и сказал ему:

Неужели ты боишься состязаться со мной? Давай превратимся в двух гиппопотамов и нырнем в глубину Великой Зелени. Кто вынырнет до истечения трех месяцев с этого дня, тот не получит сана.

И стали состязаться Сет и Гор. Обернулись они оба гиппопотамами и бросились в море. Но и тут Гор одолел Сета. Сет не выдержал трех месяцев под водой. Вынырнул он из воды и спрятался в тростнике от взоров подальше. По истечении трех месяцев вынырнул Гор и ненадолго прилег отдохнуть под тенистым деревом.

Увидел Сет, что Гор обессиленный отдыхает под деревом, тихо подкрался к спящему и вырвал ему оба глаза из глазниц. Вырванные глаза он закопал на горе. Глаза Гора в земле обернулись луковицами и проросли потом цветами лотоса.

Сет затем пришел к Ра и сказал:

Я вынырнул из моря и не нашел нигде Гора. Он не выдержал испытания и где-то прячется на берегу.

Тогда богиня Хатхор пошла на поиски, и нашла она под деревом ослепленного Гора. Хатхор поймала газель, подоила ее, и, велев Гору открыть незрячие глаза, влила в них свежее молоко, и зрение вернулось Гору, снова стал он здоровым.

Тогда Хатхор привела его к Ра и сказала:

Вот я привела к тебе Гора. Сет ослепил его, но я вернула ему зрение!

Разгневался Ра на Сета и повелел прекратить вражду.

И крикнул Сет:

Не будет сана царя Гору, пока ему не прикажут состязаться со мной. Мы построим каменные ладьи и оба поплывем наперегонки. Тому, кто одолеет соперника, будет дан сан Владыки, - да будет он жив, невредим и здрав!

Я согласен, - отвечал Гор. - Но это состязание будет последним!

Состязание было назначено на следующий день. Сет пошел в горы, отколол дубиной вершину скалы и вытесал из нее громадную ладью. Была она 138 локтей длины (прим. — Локоть - древнеегипетская мера длины, около 52,3 см.) .

А сын Исиды построил себе ладью из кедрового дерева и обмазал ее сверху гипсом. С виду его лодка тоже казалась сделанной из камня.
Наступил день состязания. Соперники уселись каждый в свою лодку и по команде взмахнули веслами. Лодка Гора легко заскользила по воде. Ладья же глупого Сета, едва отчалив от берега, сразу же с бульканьем ушла под воду.

Разъярился Сет, превратился он в гиппопотама и бросился за лодкой Гора.

Я убью тебя! - хрипел он. - Никогда, никогда не быть тебе царем! Я переверну твою лодку и утоплю тебя!

Боги, наблюдавшие за состязанием с берега, переполошились. Один только Гор не проявлял ни малейших признаков волнения. С невозмутимым лицом он стоял в ладье и поджидал подплывающего Сета. И вот Гор поднял руку, и все увидели у него в руке блестящий медный гарпун.

В ужас пришел гиппопотам-Сет, и глаза его округлились от страха.

Пощади меня. Гор!- закричал он.- Великий Ра, спаси меня! Я проиграл состязание, я сдаюсь и больше никогда не буду оспаривать у Гора власть!

Но никто на берегу не двинулся с места. Все смотрели на Ра, что скажет он.

Пощади его, не бросай гарпун, - сказал Ра. - Пощади своего соперника, Гор. Ты - царь Египта! Ликуйте же, боги! - добавил он. - Ликуйте и падите ниц перед новым властелином!

Признал Сет свое поражение и сказал:

Ты, могучий Гор, достоин быть царем Обеих Земель!

Связал Гор Сета веревками и привел к матери своей Исиде.

Вот, Исида, враг твой. Исполнилось предсказание, я победил Сета и отомстил за смерть отца. Скажи слово, и я убью его.

Исида посмотрела на связанного Сета, и стало ей его жалко, ведь он ее брат. Не велела Исида убивать Сета и отпустила его с миром.

Узнал об этом Гор и рассердился на Исиду. Возмущенный, он схватил мать и сорвал с ее головы царский венец - недостойна быть царицей та, кто дает пощаду своим врагам. Однако Тот надел на нее вместо венца корону в виде коровьих рогов. С тех пор Исиду часто изображают в головном уборе с коровьими рогами, между которыми Солнечный диск.

Надели на Гора царскую корону и сказали ему боги:

Ты - великий царь Египта, царь всей земли!

Так Гор одержал окончательную победу в споре и получил трон отца своего Осириса.

Обрадовался Ра, что окончилась тяжба. Сета, чтобы утешить его, взял Ра к себе, посадил рядом и велел ему грохотать с небес, чтобы люди боялись и поклонялись могуществу богов, обитающих на небе.

Все боги были рады, земля ликовала, когда увидели они юного Гора, сына Осириса, царем Египта.

Сын Исиды был последним из богов, царствовавших на земле. Процарствовав много лет, он вознесся на небо, присоединился к свите Ра в его Небесной Ладье и вместе с другими богами стал защищать солнце от демонов и гигантского змея Апопа.

С уходом Гора на небо кончился золотой век. Земная власть перешла к фараонам. И с тех пор каждый фараон Та-Кемет считался «земным воплощением Гора».

В каждой культуре присутствуют свои олицетворения злых сил. Они имеют самые разнообразные обличья и играют немаловажную роль в судьбах людей. И если нет возможности им противостоять, то приходится как-то с ними уживаться и ладить. Вот таким сугубо отрицательным персонажем мифологии был древнеегипетский бог Сет — один из могущественнейших повелителей пустыни.

Молодость и борьба за власть

К сожалению, так уж повелось с незапамятных времён, что не всегда у почтенных родителей появляются на свет достойные дети. Вот и у весьма уважаемой пары — Геба - бога земли и его супруги красавицы Нут - хозяйки неба — родился сын, доставивший им много неприятностей в детстве, а уж с возрастом окончательно повергший их в печаль. Едва достигнув юношеских лет, он воспылал страстью к Исиде — жене своего старшего брата Осириса. Кроме того, он вознамерился сместить его с земного престола, где тот восседал на законном основании. С этой целью коварный бог Сет предпринял следующее.

По его приказу был изготовлен дивной красоты золотой саркофаг, размеры которого в точности соответствовали росту и комплекции Осириса. И вот однажды молодой интриган устроил званый обед, на который среди прочих гостей пригласил и брата. Когда веселье было в полном разгаре, слуги внесли саркофаг в зал, и хозяин дома объявил, что подарит его тому из присутствующих, кто в него поместится с наибольшим удобством.

Вероломство под видом щедрости

Столь ценный подарок привёл всех в возбуждение, и гости стали по очереди укладываться в золотые недра. Но, как мы знаем, бог Сет вынашивал коварные замыслы, и, когда Осирис оказался внутри сделанного по его мерке саркофага, закрыл тяжёлую крышку. Тут же подоспели слуги и сбросили несчастного брата в его злосчастном ковчеге в Нил, где его тут же подхватило течение и унесло к берегам Финикии.

Дальнейшие события, как повествует древнеегипетская мифология, подобны поэме о преданности, любви и вероломстве. Красавица Исида отвергла домогательства Сета и отправилась на поиски мужа. Она нашла его в прибрежных камышах, освободила из саркофага и привезла домой. Но коварный брат довёл до конца своё чёрное дело — выхватив меч, он разрубил несчастного Осириса на четырнадцать частей (не больше и не меньше). Таким преступным путём захватил бог Сет нераздельную власть над Египтом.

Суд и счастливый конец истории

Но радость его была преждевременной. Оказалось, что у убитого им брата был сын, тоже бог, по имени Гор. И вот племянник решает отомстить дяде за смерть своего родителя, а заодно и получить права на царствование. Понимая, что одному ему не справиться, он берёт в помощь своего друга — солнечного Ра. Вдвоём они одолевают презренного братоубийцу, но, несмотря на множество ран, тот остаётся жив. Негодяи вообще народ живучий...

Тогда они (все втроём) обратились в божественный суд, чтобы тот решил, кому же править миром. Нельзя сказать, чтобы в те времена правосудие вершилось быстрее, чем в наши дни. Их тяжба тянулась в течение восьмидесяти лет и, вероятно, продлилась бы ещё дольше, если бы неожиданно всей этой истории не наступил счастливый конец. Чудесным образом ожил из мёртвых сам Осирис. Он и стал обладателем и верховной власти, и красавицы жены — верной Исиды. Зло же было наказано. Бог Ра забрал своего друга на небо, но там ему была уготована весьма незавидная роль — наводить на всех страх. Впрочем, с этим он прекрасно справлялся.

Символ злого начала

За всё содеянное бог Сет стал у древних египтян олицетворением хаоса и беспорядка. Знаменитая «Книга мёртвых» именно ему приписывает все беды, причиняемые ураганами и штормами. Его боялись и старались по возможности умилостивить. Не удивительно, что в обширнейшем небесном пантеоне одной из центральных фигур был именно бог Сет. Фото, приведённое в начале статьи, представляет одну из дошедших до нас его фигур. Таких памятников сохранилось довольно много. В разные исторические периоды облик божества менялся, но всегда ему придавались черты некоего животного.

Археологические раскопки, производившиеся на территории Египта, показывают, что поклонение ему началось ещё в доисторические времена. Об этом свидетельствуют найденные в различных районах страны скульптуры и амулеты, на которых изображён Сет — бог пустыни. Наиболее ранней из них является булава одного из первых фараонов, жившего в четвёртом тысячелетии до нашей эры. На ней отчётливо видны символы, олицетворяющие грозного повелителя злых сил.

Некоторые положительные стороны

Говоря об этом персонаже, следует заметить, что не всегда ему придавались столь отрицательные черты. На ранних этапах истории его имидж был значительно привлекательнее, и только со временем принял столь негативный окрас. Историки склонны видеть причину такой метаморфозы в череде политических и социальных бедствий, получивших своё отражение в мифологии, и, как результат, Сет — бог Египта — стал их олицетворением.

Но было бы несправедливо сводить его роль исключительно к проявлению зла. Когда на берегах Нила научились выплавлять железо, которое было по тем временам самым твёрдым из всех известных материалов, ему было дано название, в переводе означающее «кость Сета». Причина кроется в том, что этому божеству приписывалось покровительство всем, кто работает с металлами.

Помощник в ратных делах

И ещё одна немаловажная деталь. Как мы уже упоминали, одним из самых грозных богов был Сет, но это его качество во многом импонировало воинственным египетским фараонам. В нём видели олицетворение силы и военной мощи. Из дошедших до нас мифов известно, что он превосходно владел копьём, а главным его оружием была гигантская булава. Прежде чем начать военные действия, правители страны всегда старались заручиться его поддержкой. С этой целью жрецами был разработан обширный комплекс ритуальных действий, включающих в себя и жертвоприношения.

Давно замечено, что любой, даже самый кровожадный обитатель небесного пантеона, всегда имел положительные стороны. Собственно, само понятие зла рассматривалось как необходимый элемент для выражения добра — его антипода, а следовательно несло в себе позитивную нагрузку. Сет — египетский бог, символ хаоса — не был исключением. Ему отводилась важная роль — поражать копьём ужасного змея Аропа, нападавшего на ладью Ра, когда тот совершал свои еженощные плаванья по подземному миру. Но в целом дурная репутация следовала за ним неотступно. Недаром, например, считалось крайне неразумным начинать какое-либо дело в день его рождения.

Культовые центры

Вполне понятно, что с такой сильной и непредсказуемой личностью старались жить в мире. Сет и Гор — египетские боги, поровну распределившие своё влияние на Верхний и Нижний Египет. Поэтому каждый из них получал в своей части страны причитающиеся ему почести. В наши дни археологические находки свидетельствуют о преобладании в верховьях Нила культовых центров, посвящённых Сету. Самый крупный из них находился на его родине, в городе Нубте. Также известно место поклонения ему в древней столице фараонов Пи - Рамзесе.

Зрительный образ повелителя пустынь

Сет, бог древнего Египта, на своих изображениях, как правило, имел облик существа с человеческим телом и головой некоего фантастического животного, похожего на осла или муравьеда. Сходство нарушали только чрезмерно большие уши прямоугольной формы. Впрочем, известны и другие варианты. Например, тело хищника с длинным разветвлённым хвостом. Кроме этого, он нередко представал в облике животных, отношение к которым было в то время двояко. Среди них гиппопотам, крокодил, гиена и даже свинья. Очевидно, древние художники не были стеснены жёсткими каноническими рамками, и при создании имиджа многое зависело от их фантазии.

В мифах Египта говорится, что Сет имел красные глаза и волосы. Это не случайно. Такой цвет в сознании людей ассоциировался с горячим песком пустынь, повелителем которых он был. Любопытно, что впоследствии животных, мех которых имел красноватый оттенок, и даже рыжеволосых людей принято было считать, в той или иной степени, последователями этого бога. К ним относились настороженно и уж точно старались избегать с ними ссор.

Двойная корона на челе повелителя

Для того чтобы уберечь себя от негативного влияния враждебных сил, делали амулеты, на которых изображался Сет. Египетский бог всегда брал под защиту их владельцев. Чтобы добиться по возможности большего его расположения, на голову покровителя помещали двойную корону - это символизировало верховную власть над всей страной и, разумеется, ему льстило. Таких медальонов сохранилось не так уж много, увидеть их можно в разных музеях мира. Прекрасная экспозиция имеется в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга.



Что еще почитать