В чем трагедия лермонтовского поколения. М. Ю. Лермонтов о своем поколении. Образы в известных произведениях

Сочетание имен Пушкин и Лермонтов очень привычно для всех читателей, которые любят и знают русскую литературу. Между тем это довольно разные поэты. Темы и мотивы лирики Лермонтова своеобразны и неповторимы, чтобы говорить о схожести этих творцов. Каждый поэт остается в своем творчестве индивидуальной личностью.

Одно из самых известных произведений

Поэтическая биография Михаила Юрьевича началась в тот момент, когда Александра Сергеевича не стало. Буквально через несколько дней после смерти гения, в трагическом январе тысяча восемьсот тридцать седьмого года, по рукам стали ходить листочки со стихотворением Лермонтова, которое называлось "На смерть поэта". Эта дата стала стартовой в поэтической биографии Михаила Юрьевича.

В сорок первом году он сам гибнет на дуэли. Таким образом, трагически мал оказался его литературный путь. Это всего чуть больше четырех лет. И насколько несоразмерен этот срок со значением этого творца в российской литературе.

Лермонтов написал много стихотворений, однако очень небольшая их часть при его жизни стала известна читателю. Для этого были свои причины. Дело в том, что Михаил Юрьевич не принадлежал к литературному кругу. Этот поэт всю жизнь держался особняком.

Безумная жажда к творчеству, но не к славе

Он учился в Московском университетском благородном пансионе, затем некоторое время в университете и, переехав в Петербург, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Все эти заведения были центром литературного общения.

Но Лермонтов какое-то время даже не помышлял о том, чтобы сделать карьеру в этой области, несмотря на то, что в этот период пишет он увлеченно и страстно. Были созданы сотни стихов, поэмы и драмы, которые Михаил Юрьевич даже не пытался опубликовать.

Многогранный и талантливый поэт и прозаик

Михаил Юрьевич был очень одаренным человеком. Сохранилось много его картин и замечательных рисунков. Он был одарен и музыкально. Блестяще играл на фортепьяно, скрипке, флейте, пел восхитительные романсы и даже сам сочинял музыку. И многие мотивы лирики Лермонтова зачастую отражают его таланты художника и музыканта.

Рассматривая причудливую сеть набросков, сделанную пером поэта на страницах рукописи, можно увидеть преследующие его образы. Эти рисунки, как и все темы и мотивы лирики Лермонтова, показывают, как сталкивается земное и небесное, ангельское и демоническое, священное и порочное. В этом мире потрясенная душа творца ищет гармонию счастья, но не находит ее. И по-человечески Михаил Юрьевич был глубоко несчастен.

Смена эпох и основные мотивы лирики Лермонтова

Времена тысяча восемьсот тридцатого года были связаны с отходом от романтизма. Такая поэзия уходит в прошлое, и Михаил Юрьевич, как творец, появился в неподходящую эпоху. Романтические направления лирики Лермонтова воспринимались как нечто отжившее. На смену одной эпохе шла другая.

В это сложное время и узнали читатели о творчестве этого поэта. Его стихи были восприняты по-разному. Для этого были свои причины. Михаил Юрьевич не только в жизни, но в произведениях человек, который придерживается крайних, радикальных убеждений. Взять, например, "Смерть поэта". Образ мученика, нарисованный в нем, принадлежит герою, у которого нет шансов выжить на этой земле. Поэт, который призван к бескомпромиссной борьбе с целым миром.

Но это не так. К середине своего творчества Александр Сергеевич пытается уделить внимание не крайностям, а найти золотую середину. Темы лирики Лермонтова выражают недовольство собой и миром, безысходную скорбь, бегство, борьбу и невозможность гармонии. А основная тональность произведений Пушкина - "светлая печаль".

Терзания творческой личности

Основная характеристика лирики Лермонтова - это элемент отрицания, который присутствует практически во всех произведениях Михаила Юрьевича. Перед читателем постоянно возникает образ человека, который не согласен ни на какую гармонию или половинчатые решения, подвергает сомнению абсолютно все основания бытия.

Судьба поколения в лирике Лермонтова занимает значительное место. Произведения с таким мотивом наполнены особыми терзаниями. Тревога главного героя вечна. И поэт все эти свои ощущения гонимого одинокого человека, для которого нет и не может быть в жизни никакой позитивной цели, переносит на все современное потомство.

Здесь необходимо вспомнить стих "Дума", где описывается поколение, так и не сумевшее приобщить себя к реальному делу. Произведение "И скучно и грустно". В центре находится человек, который и рад бы подать своему ближнему руку, но он одинок, и причины этого одиночества лежат в состоянии мира, каким он является с точки зрения героя. Именно так выражена судьба поколения в лирике Лермонтова. Жизнь полна смятения, одиночества и изгнания.

Отличие двух поколений творцов

Дух лермонтовского поколения резко отличался от пушкинского. Между ними пролегло декабристское восстание, которое произошло в тысяча восемьсот двадцать пятом году. После его разгрома воцарилась совершенно другая атмосфера. Исчезли люди, принадлежавшие к предыдущей оппозиции, появилась новая, постулаты которой и отразились в творчестве Михаила Юрьевича.

Это тоже была молодежь, в основном гвардейская, которая была очень вольнолюбивой, но не надеющаяся на какие-то немедленные благие преобразования. Это оппозиционеры другого типа - рефлексирующие герои. И судьба поколения в лирике Лермонтова раскрывается именно при помощи таких образов. Например, всем известный Печорин. Это герой, который все время защищает себя, он не видит гармонии в мире, но ищет ее и страстно тоскует по ней.

Борьба с фальшивыми чувствами и ненавистное отношение ко лжи

Но, кроме эпохального и национального, судьба поколения в лирике Лермонтова имеет значение вечное и вселенское. И в одном из стихов Михаила Юрьевича встречаются такие слова: "Есть чувство правды в сердце человека, святое вечности зерно…". Если думать о том, чем дорог для русской литературы этот великий поэт и прозаик, то, конечно, это то, что он смог передать новому поколению чувство правды.

Страстная жажда правды, ненависть ко всякой фальши, мучительное ощущение одиночества, разъедающий душу скептицизм и в тоже время безумное желание жизни, гармонии, неповторимым образом отразились в характерах и судьбах героев поэта и прозаика. Любые темы лирики Лермонтова полны образов, которые стремятся еще при жизни вместить в свое сознание весь мир, переступить грань между жизнью и смертью.

Образы в известных произведениях

Герой драмы "Маскарад" жаждет духовной свободы и человеческого участия. Но безграничное неверие в жизнь и людей превращает его в убийцу. Губит его самого. Гибнет и главный образ поэмы "Мцыри", готовый рай и вечность променять на свободу.

А "Герой нашего времени" - первый социально-психологический роман в русской прозе? Рассуждая о свободе как о главной ценности, Печорин спрашивает себя: "От чего я так дорожу ею?" Он ищет ответы, вторгаясь в жизнь других людей, сеет вокруг себя гибель и страдания. Обрекает себя на трагическое одиночество и холодное ожесточение.

Фаталист намеренно испытывает судьбу и остается жив. Но это лишь временная отсрочка. А "Песня про купца Калашникова"? Герой этой поэмы своей смертью утверждает человека. Обращаясь к народным истокам поэзии, Лермонтов страстно искал ответы на кардинальные вопросы жизни и смерти.

Все, связанное с памятью Михаила Юрьевича Лермонтова - бесценное достояние не только русской, но и всей мировой культуры. Память о гении никогда не умрет в душах потомков. Она служит неиссякаемым источником вдохновения, веры в жизнь и любви к родной земле.

Примерный текст сочинения

Поэзия М. Ю. Лермонтова и спустя полтора столетия сохраняет свое редкостное обаяние, потому что в ней мы находим "союз волшебных звуков, чувств и дум". Многие проблемы, интересовавшие поэта, давно ушли в прошлое и стали историей. Но его поэзия по-прежнему актуальна и в наше время. Каждый мыслящий человек, даже далекий от искусства и литературы, рано или поздно задумывается о судьбе того поколения, к которому принадлежит. Что он оставит миру? Чем запомнится, заслужив добрую славу или упрек? Эти вопросы глубоко волновали Лермонтова. И мы имеем прекрасную возможность узнать, что думал великий поэт о своем поколении, какую судьбу ему предрекал, обратившись к таким его произведениям, как "Дума" и "Монолог".

Эти стихотворения, объединенные общей темой, по-разному раскрывают ее. В "Монологе" выражены мысли юного Лермонтова о своем поколении. Но и почти спустя десятилетие с тех пор, когда была написана "Дума", духовный облик поколения 30-х годов не изменяется. Значит, даже в раннем произведении Лермонтов сумел увидеть его характерные черты и причины, их породившие. Говоря о жизни молодых дворян, своих ровесников, поэт отмечает ее однообразие, бесцельность, безрадостность, подчеркивая это выразительными сравнениями с образами из мира природы: северным растеньем, тусклым зимним солнцем, пустыми бурями:

Как солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго

Ее однообразное теченье...

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует...

Такое существование приводит к ранним разочарованиям, к утрате веры в любовь и дружбу, убивает желание наслаждаться радостями жизни. Поэтому лермонтовское поколение не знает юности, не ведает "ни любви, ни дружбы сладкой". Но автор отмечает, что у его молодых соотечественников есть и "глубокие познания, жажда славы и пылкая любовь свободы". Однако все эти прекрасные качества не нужны в обществе, где царят насилие, жестокость, пустота. Они оказываются лишними, так как не находят применения. "Мы их употребить не можем", - говорит автор. Кто же в таком случае торжествует в обществе? Лаконичный и горький ответ содержится в первой же строчке стихотворения: "Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете". Все стихотворение пронизано чувством боли и страдания лирического героя, размышляющего, о поколении, к которому он принадлежит. Поэт сам вдыхает душную атмосферу николаевской России, поэтому он прекрасно понимает состояние и настроение своих ровесников. Ведь он один из них. Это подчеркивается неоднократным употреблением местоимения "мы". В "Монологе" звучит сочувствие автора своему поколению, которое не виновато в трагическом финале декабристского восстания, в том, что попытка изменить строй России путем решительного действия потерпела крах, положив начало политической реакции в стране.

Иными настроениями проникнута "Дума". В ней Лермонтов беспощадно судит свое поколение за равнодушие, с которым оно относится к будущему Отчизны и даже к своей собственной судьбе. Такое поколение ничего не заслуживает, кроме презрения потомков. Эти мысли и вызывают у автора чувство грусти, с которым он смотрит на свое поколение:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

В этих лермонтовских словах не только выражено отношение поэта к своему поколению, но и указаны причины его нынешнего удручающего состояния. Молодые дворяне 30-х годов имеют блестящее образование, они обладают богатыми знаниями, которые, однако, не находят достойного применения, превращаясь в бремя, то есть ненужную тяжесть. На заре своей жизни эти люди были свидетелями безрезультатности попытки первых русских революционеров вооруженным путем изменить государственный строй России. Они поплатились за это самым дорогим - жизнью и свободой, некоторые из них, не выдержав тюрьмы и Сибири, отреклись от своих взглядов, обогатив следующее поколение лишь "ошибками отцов и поздним их умом". Отсюда и особенность нового поколения - все подвергать сомнению, неверие в возможность перемен, а значит, осознание тщетности этих попыток. А это неизбежно ведет к бездействию - самому характерному признаку духовного облика молодых дворян эпохи реакции.

Итак, главное, в чем обвиняет Лермонтов свое поколение - это отказ от борьбы, равнодушие к общественным вопросам. Пассивность и бесцельность жизни сверстников поэта убивает в них все то, что составляет радость молодости: стремление к познанию "иссушило ум наукою бесплодной", желание любви и страстей привело к пресыщению - "из каждой радости, боясь пресыщенья, мы лучший сок навеки извлекли". Ни искусство, ни поэзия не могут взволновать современников Лермонтова, так как они разучились чувствовать, испытывать восторг или гнев.

Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным наш ум не шевелят;

Мы жадно бережем в груди остаток чувства -

Зарытый скупостью и бесполезный клад.

Но более всего равнодушие молодых дворян сказалось в их неспособности к жертвам ни во имя любви, ни во имя ненависти. Лермонтовское поколение безразлично к своему настоящему, не верит в будущее, не уважает прошлое.

И предков скучны нам роскошные забавы,

Их добросовестный, ребяческий разврат;

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад.

Такая суровая оценка своего поколения заставляет поэта сделать вывод о том, что это обанкротившееся поколение пройдет над миром "толпой угрюмою и скоро позабытой", ничего не оставив людям, "не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда". Поэтому оно обречено на забвение потомков, которые оскорбят воспоминания о людях 30-х годов XIX века "насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом".

Думается, великий поэт был слишком суров к своему поколению, которое все-таки оставило свой заметный след в истории. Свидетельство тому - удивительная лермонтовская поэзия, проникнутая духом мятежности, неуспокоенности, стремлением к высокому идеалу. Горячим желанием пробудить молодые умы и сердца для борьбы и настоящей, полнокровной, яркой жизни и были продиктованы горькие и суровые строки "Думы".

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


Даже далекий от искусства человек, обладающий критическим мышлением, рано или поздно размышляет о судьбе своего поколения. Для М.Ю.Лермонтов этот вопрос стоял особенно остро.

В «Монологе» юный поэт выразил свои мысли о поколении современников. Говоря о молодых аристократах-ровесниках, Лермонтов отмечает однообразие их жизни, бесцельность и безрадостность существования.

Такой образ жизни становится причиной разочарований.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Молодые люди теряют веру в дружбу, в любовь, у них нет желания наслаждаться простыми человеческими радостями. В то же время автор подчеркивает: есть в его ровесниках «глубокие познания, жажда славы и пылкая любовь свободы». Но эти достоинства не востребованы обществом, в котором царит жестокость, насилие и пустота. В «Монологе» Лермонтов сочувствует своему поколению, ведь оно не виновно в драматическом финале восстания декабристов, после которого в России началась политическая реакция.

Другие настроения поэт вложил в «Думу». Здесь автор нещадно судит сверстников за равнодушие к будущему Отчизны и собственной судьбе. В 30-х годах XIX столетия дворяне имели блестящее образование, обладали богатым запасом знаний, которым, увы, не находили применения. Аристократы тяготились этим бременем, но выхода не видели.

В начале жизненного пути ровесники Лермонтова стали свидетелями неудачной попытки первых революционеров сменить государственной устройство России. Несколько заговорщиков поплатились жизнью, другие – свободой. Были и такие, кто не выдержал тюрьмы, сибирской каторги и отрекся от собственных убеждений. Таким образом, они обогатили последующее поколение «ошибками отцов и поздним их умом». В итоге пришедшие на смену стали все подвергать сомнению. Чужой опыт стал причиной неверия в перемены, в тщетность попыток что-либо изменить в самодержавной власти. Главным пороком современников Лермонтов считал отказ от борьбы и равнодушие к делам общества.

Безразличие лермонтовского поколения отразилось на неспособности к самопожертвованию во имя любви или ненависти. Молодые дворяне стали равнодушны к настоящему, скептически относились к будущему, не уважали прошлое.

Мне кажется, великий поэт излишне сурово относился к поколению современников. Все же они оставили свой след в истории, о чем свидетельствует поэзия самого Лермонтова – проникнутая духом мятежности и стремлением к высокому идеалу.

Обновлено: 2017-01-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сочинение

Поэзия М. Ю. Лермонтова и спустя полтора столетия сохраняет свое редкостное обаяние, потому что в ней мы находим "союз волшебных звуков, чувств и дум". Многие проблемы, интересовавшие поэта, давно ушли в прошлое и стали историей. Но его поэзия по-прежнему актуальна и в наше время. Каждый мыслящий человек, даже далекий от искусства и литературы, рано или поздно задумывается о судьбе того поколения, к которому принадлежит. Что он оставит миру? Чем запомнится, заслужив добрую славу или упрек? Эти вопросы глубоко волновали Лермонтова. И мы имеем прекрасную возможность узнать, что думал великий поэт о своем поколении, какую судьбу ему предрекал, обратившись к таким его произведениям, как "Дума" и "Монолог".

Эти стихотворения, объединенные общей темой, по-разному раскрывают ее. В "Монологе" выражены мысли юного Лермонтова о своем поколении. Но и почти спустя десятилетие с тех пор, когда была написана "Дума", духовный облик поколения 30-х годов не изменяется. Значит, даже в раннем произведении Лермонтов сумел увидеть его характерные черты и причины, их породившие. Говоря о жизни молодых дворян, своих ровесников, поэт отмечает ее однообразие, бесцельность, безрадостность, подчеркивая это выразительными сравнениями с образами из мира природы: северным растеньем, тусклым зимним солнцем, пустыми бурями:

Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
Ее однообразное теченье...
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует...

Такое существование приводит к ранним разочарованиям, к утрате веры в любовь и дружбу, убивает желание наслаждаться радостями жизни. Поэтому лермонтовское поколение не знает юности, не ведает "ни любви, ни дружбы сладкой". Но автор отмечает, что у его молодых соотечественников есть и "глубокие познания, жажда славы и пылкая любовь свободы". Однако все эти прекрасные качества не нужны в обществе, где царят насилие, жестокость, пустота. Они оказываются лишними, так как не находят применения. "Мы их употребить не можем", — говорит автор. Кто же в таком случае торжествует в обществе? Лаконичный и горький ответ содержится в первой же строчке стихотворения: "Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете". Все стихотворение пронизано чувством боли и страдания лирического героя, размышляющего, о поколении, к которому он принадлежит. Поэт сам вдыхает душную атмосферу николаевской России, поэтому он прекрасно понимает состояние и настроение своих ровесников. Ведь он один из них. Это подчеркивается неоднократным употреблением местоимения "мы". В "Монологе" звучит сочувствие автора своему поколению, которое не виновато в трагическом финале декабристского восстания, в том, что попытка изменить строй России путем решительного действия потерпела крах, положив начало политической реакции в стране.

Иными настроениями проникнута "Дума". В ней Лермонтов беспощадно судит свое поколение за равнодушие, с которым оно относится к будущему Отчизны и даже к своей собственной судьбе. Такое поколение ничего не заслуживает, кроме презрения потомков. Эти мысли и вызывают у автора чувство грусти, с которым он смотрит на свое поколение:

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.

В этих лермонтовских словах не только выражено отношение поэта к своему поколению, но и указаны причины его нынешнего удручающего состояния. Молодые дворяне 30-х годов имеют блестящее образование, они обладают богатыми знаниями, которые, однако, не находят достойного применения, превращаясь в бремя, то есть ненужную тяжесть. На заре своей жизни эти люди были свидетелями безрезультатности попытки первых русских революционеров вооруженным путем изменить государственный строй России. Они поплатились за это самым дорогим — жизнью и свободой, некоторые из них, не выдержав тюрьмы и Сибири, отреклись от своих взглядов, обогатив следующее поколение лишь "ошибками отцов и поздним их умом". Отсюда и особенность нового поколения — все подвергать сомнению, неверие в возможность перемен, а значит, осознание тщетности этих попыток. А это неизбежно ведет к бездействию — самому характерному признаку духовного облика молодых дворян эпохи реакции.

Итак, главное, в чем обвиняет Лермонтов свое поколение — это отказ от борьбы, равнодушие к общественным вопросам. Пассивность и бесцельность жизни сверстников поэта убивает в них все то, что составляет радость молодости: стремление к познанию "иссушило ум наукою бесплодной", желание любви и страстей привело к пресыщению — "из каждой радости, боясь пресыщенья, мы лучший сок навеки извлекли". Ни искусство, ни поэзия не могут взволновать современников Лермонтова, так как они разучились чувствовать, испытывать восторг или гнев.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.

Но более всего равнодушие молодых дворян сказалось в их неспособности к жертвам ни во имя любви, ни во имя ненависти. Лермонтовское поколение безразлично к своему настоящему, не верит в будущее, не уважает прошлое.

И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Такая суровая оценка своего поколения заставляет поэта сделать вывод о том, что это обанкротившееся поколение пройдет над миром "толпой угрюмою и скоро позабытой", ничего не оставив людям, "не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда". Поэтому оно обречено на забвение потомков, которые оскорбят воспоминания о людях 30-х годов XIX века "насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом".

Думается, великий поэт был слишком суров к своему поколению, которое все-таки оставило свой заметный след в истории. Свидетельство тому — удивительная лермонтовская поэзия, проникнутая духом мятежности, неуспокоенности, стремлением к высокому идеалу. Горячим желанием пробудить молодые умы и сердца для борьбы и настоящей, полнокровной, яркой жизни и были продиктованы горькие и суровые строки "Думы".

Литвинова В.И.

(Отражение переломного этапа века в творческой перекличке А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова)

1999 год знаменателен юбилеями двух великих русских поэтов XIX века. А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов принадлежали к одному кругу, были современниками в прямом значении этого слова. Они имели общие светские, литературные и даже дружеские связи, не случайно в перечнях их стихов мы находим одинаковые литературные имена, которым поэты посвящали свои послания, а самым требовательным критиком для обоих стал В. Г. Белинский.

Одной из самых неразгаданных тайн русской истории остается появление, по пушкинскому выражению, "созвездие гениев" в ту или иную историческую эпоху. Словно рассвет над поэтическим небосводом было появление из Холмогор М. В. Ломоносова, затем вспыхнувшее в "век девятнадцатый мятежный, поистине железный век" солнце поэзии А. С. Пушкина, осветившее целую плеяду талантов: Е. А. Баратынский, Д. В. Веневитинов, П. А. Вяземский, Д. В. Давыдов, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, М. Ю. Лермонтов... Никколо Макиавелли уподоблял судьбу человека разъярившемуся половодью: каждый либо убегает от него, либо заранее предупреждает стихию, построив воде заграждения. "Утверждаю также, - писал Макиавелли, - что счастлив тот, кто сообразует свой образ действий со свойствами времени, и столь же несчастлив тот, чьи действия со временем в разладе" .

Пушкин вписался в эпоху, хотя и появился на свет на рубеже веков и был, по мнению Г. Волкова, "сыном двух столетий". Он впитал в себя дух двух эпох. Несомненно, поэт являлся и наследником, и преемником эпохи Просвещения, которую утверждал воспитанный на идеалах Франции двадцатичетырехлетний Александр I, сменивший Павла I. При нем развернулось издательское дело, расширился круг читателей, набирали силы русская критика и публицистика. Большая библиотека Сергея Львовича Пушкина пристрастила юного потомка Ганнибала к чтению, а литературные вечера, до которых родители были охотниками, напитывали его политическими идеями. Отзвуки войны 1812 года и гром победы над Наполеоном совпали с молодым и звонким голосом сформировавшегося к тому времени самобытного поэта Пушкина. Возвращающиеся с войны победители принесли из Европы новые представления о долге и чести Гражданина. Пушкин накалялся в атмосфере политического действия декабристов, декларируя свободу, оттачивая свой поэтический голос таким образом, чтоб он стал "Эхо русского народа". Свободолюбивым мечтам лучших людей эпохи не суждено было сбыться. Россия не смогла освободиться от крепостничества, а тех, кто продолжал ратовать за обновление Родины, ждали тяжелые путы аракчеевщины. Это вызывало разочарование и протест. Нарастала дворянская оппозиция, возникали тайные союзы и общества. Пушкин оказался в самой гуще политических споров и теорий. Его друзьями становятся П. Я. Чаадаев, братья Тургеневы, А. С. Грибоедов, М. Ф. Орлов, Ф. Н. Глинка, А. И. Якубович, М. С. Лунин, М. П. Бестужев-Рюмин... Как видим, становление русского национального поэта и судьба молодой России начала века удивительно схожи. И если эпоха создала Пушкина, то одновременно приняла и его имя. Она известна нам как "Пушкинская эпоха".

Возможно, этим можно объяснить отсутствие в его творчестве надлома, "разлада между мечтой и действительностью, между личностью и временем. Он иронизировал над собственной внешностью, не стеснялся малого роста, вслух произносил крамольные речи, не скрывая желаний:

И против мнения света он восстал "один, как прежде". Стихотворение "Смерть поэта" означило появление преемника великого Пушкина и провозвестника новой эпохи.

После 1825 года поколению молодых дворянских интеллигентов стало ясно, что декабристские идеалы рухнули, а новые еще не зародились. А. И. Герцен зафиксировал ужас идеологической смуты в своем "Дневнике": "Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования. - а между тем наши страдания -почка, из которой разовьется их счастье. Поймут ли они, отчего мы лентяи, отчего ищем всяких наслаждений, пьем вино... и пр. ? Отчего руки не подымаются на большой труд? Отчего в минуту восторга не забываем тоски?... О, пусть они остановятся с мыслью и грустью перед камнями, под которыми мы уснем, мы заслужили их грусть... ". Герцен подметил в новом поколении умение молчать, сдерживая слезы, и вынашивать мысли, полные сомнения, отрицания, ярости . Мысль, по мнению Н. П. Огарева, стала и роковым мучением, и единственной силой, способной возвратить личность к деятельности. Лермонтов не может найти спасения в лирике, как это делал Пушкин, его раздумья - его поэзия, его мученье - его сила. Чувство одиночества, тоски и скептицизма сквозит почти во всех его стихах ("Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать", "Я знал одной лишь думы власть...", "На грудь мне дума вековая Гробовой насыпью легла...").

А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, жившие почти в одно время, были поэтами разных поколений, иных эпох. Их разделяло не только 15 лет возрастной разницы, но и события на Сенатской площади, но и виселицы на Кронверкском валу Петропавловской крепости.

Поколение Пушкина блистало в лучах славы 1812 года, жило надеждами на лучшие перемены в обществе. Трагедия лермонтовского поколения заключалась в том. что в отличие от пушкинского оно обречено было "в бездействии состариться", а побуждаемое отвлеченной мыслью, оно проявляло либо анархическое своеволие, либо "высокое" преступление, либо застарелый эгоизм. Героями Лермонтова становятся люди, или преступающие общечеловеческие нормы (Вадим, Арбенин), или разрушающие покой и счастье окружающих и нравственное собственное начало (Печорин). Это заставляет дворянского интеллигента пристально прислушаться к самому себе, чтобы найти разгадку обуревающих его противоречивых чаяний. Об обреченном поколении, глядящем "насмешливо назад" на "ошибки отцов" - утрату исторической перспективы - "тощем плоде" на древе русской истории и размышляет Лермонтов в стихотворении "Дума", отразившем пушкинские чаяния, чувства, переживания и мысли, разумеется, в новом временном преломлении.

Современники были потрясены лирическим тоном стихотворения, впитавшем эмоцию социального отчаяния. Белинский, Герцен, В. Майков называли его воплем, стоном души, обличением "черной стороны нашего века". Печаль сливается в нем с негодованием и разоблачением, осуждением и жалобой, иронией и тоской. Единая поэтическая мысль объединяет здесь логику и эмоции, рационализм рассудка и гамму чувств, столкнувшихся в конфликте, о котором сказано в строках "И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови". В этом ключ к разгадке смысла и поэтики "Думы".

Избранная форма стихотворения - "разговор" с современниками - была достаточно распространена в литературе 30-х годов, она позволяла Баратынскому, Белинскому, Герцену, Чаадаеву и Лермонтову раскрыть сознание поколения изнутри, сообщить истину, какую выносил человек, переживающий те же чувства, что и его современники. Этим обусловлено логическое завершение каждой фразы стихотворения и обилие афористических поэтических формул ("Печально я гляжу на наше поколенье", "К добру и злу постыдно равнодушны", "И ненавидим мы, и любим мы случайно...").

В "Думе" нет прямых противопоставлений поколений "отцов" и "детей", но скрытое сравнение интеллигенции лермонтовской эпохи с передовой молодежью пушкинской поры угадывается в подтексте. Как глубокий психолог Лермонтов избегал открытых укоров своему поколению, а читатель-единомышленник понимал, от какого высокого идеала поэт начинает свой нравственный отсчет. Кодом к этому подтексту стал в "Думе" своеобразный скрытый диалог с Пушкиным, давшим в своем творчестве объективный срез духовной жизни России между 1812 и 1825 годами.

Лермонтов сопоставляет в "Думе" духовный потенциал двух поколений и находит прямые антитезы пушкинским стихам.

1. Наследник Просвещения был уверен в силе благого воздействия на нравственный облик общества наук и просвещения. ("О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух... ", "И над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря?"). Герои романа в стихах много спорят об общественной роли науки:

Лермонтовское поколение утратило веру в спасительную, освободительную миссию науки и просвещения. У "отцов" познание рождало уверенность в могуществе человеческого разума, у "детей" - глубокие сомнения. Отягощенное бременем неразрешимых противоречий, поколение 30-х избегает всякого движения свободной мысли и действий. Познания, подвергнутые сомнению, предрешают бездействие или духовную гибель. Из этих горьких дум о своем поколении рождается антистих пушкинскому.

2. Пушкиным многократно воспето свойство молодости безоглядно наслаждаться жизнью ("Блажен, кто смолоду был молод... ", "Давайте пить и веселиться, Давайте жизнию играть", "Пусть наша ветреная младость потонет в неге и вине... "). Новое поколение утеряло счастливую способность чувствовать ликующую радость бытия, наслаждаться в полную меру молодых сил редкими подарками судьбы. И вновь антистих.

Пушкин приветствует современника: "Блажен, кто вовремя созрел!" Лермонтовское поколение деформировано самим ходом человеческого бытия: "Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радует, ни глаз".

3. Для друзей и окружения Пушкина счастье любви приравнивалось по силе чувств к наслаждению поэзией, искусством. Они отдавались этим страстям вдохновенно и преданно, не утратив их даже в холодной сибирской ссылке. Известно, как трепетно и нежно сибирские узники относились к их поэтическому кумиру, ответившему на пушкинское послание:

А. И. Одоевским создан гимн "Славянские девы", посвященный женам декабристов и положенный Владковским на музыку. Возвышенному чувству прекрасного Одоевский подчинил страдания и лишения каторжан, воспев их как необходимую мзду за желанную свободу:

М. А. Бестужев также поддерживал своим творчеством стремление к прекрасному в сотоварищах. Это он написал русскую песню на мотив "Уж как пал туман на сине море", посвященную полку братьев Муравьевых-Апостолов, которую прекрасно исполнял А. И. Тютчев:

А брат его, Николай Бестужев не расставался с красками и кистью, запечатлевая неброские, но запоминающиеся неповторимостью пастели севера. По сохранившимся рисункам можно составить представление о том, что ласкало и угнетало душу узников в их тридцатилетней каторге. Только в Сибири Н. Бестужев создал свыше четырехсот портретов поселенцев и свыше шестидесяти видов Читы, Петровского завода, Селенгинска .

Остро эмоциональное восприятие поэзии и искусства не раз встречается в стихах А. С. Пушкина. Лермонтов именно по этой примете отличит свое поколение от пушкинского, отметив в нем утрату облагораживающего эстетического чувства.

4. Пушкин и его единомышленники не боялись открыто высказывать свои благородные гражданские и патриотические чувства. Их патетически приподнятая патетика могла звучать как на широкой публике, так и в узком дружеском обществе. Не случайно интимное посвящение П. Я. Чаадаеву, прозвучавшее за 20 лет до создания "Думы", стало общепризнанным:

Молодежь лермонтовской эпохи уже стесняется такой открытой эмоциональности. Воззвания "Мой друг! Отчизне посвятим Души прекрасные порывы!", "Товарищ, верь..." кажутся им чрезвычайно выспренними, сам пафос воспринимается неуместной экзальтацией. Их отношение к жизни имеет совершенно иные характеристики:

5. Пушкин уверен в том, что потомки с балгодарностью и почтением отнесутся к эпохе "отцов", времени "открытий чудных", поэтических Атлантов, искренних чувств и открытых форм их выражений:

Лермонтов не рассчитывает на уважительное отношение к своему поколению, состарившемуся в бездействии, увянувшему до времени без борьбы, одинаково равнодушному к добру и злу, прошедшему над миром без шума и следа:

Пушкин обещал своим героическим современникам:

Грядущее лермонтовского поколения "иль пусто, иль темно", поэтому оно уйдет "Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда".

Как видим, в приведенных сопоставлениях перекличка поэтов различных эпох идет не только в плане темы и мысли, но и на уровне образа и даже поэтического слова. Лермонтов подхватывает пушкинскую мысль и развивает ее вариации в другой тональности в прямо противоположном контексте. Пушкинская образность, вмонтированная в строки лермонтовской "Думы", не только усилила в ней чувство горечи от утраты современниками былых высоких идеалов, но и обогатила смысловыми обертонами, придала историческую и философскую объемность общественному звучанию стиха. По силе напряженности, страстности высказываний мрачный укор "Думы" не уступает ликующей вере "К Чаадаеву".

В. Г. Белинский первым заметил мощь мысли и чувства лермонтовской "Думы", "громовую силу бурного одушевления, исполинскую энергию благородного негодования и глубокой грусти". "Пушкин умер не без наследника", - сказал Белинский, прочитав "Смерть поэта". "Дума" дает нам возможность увидеть, как Лермонтов благородно распорядился полученным от Пушкина поэтическим наследством.

SUMMARY. The authors trace the creative exchange between A. S. Pushkin and M. Y. Lermontov.

Список литературы

Макиавелли Н. О государственном интересе // История всемирной литературы. - М., 1987. - С. 43.

Герцен А. И. Литература и общественное мнение после 14 декабря 1825 года//Собр. соч. в 3-х тт. Т. З. - С. 442.

Гессен А. Во глубине сибирских руд. - М., 1965. - С. 279-283.



Что еще почитать