Характеристика левши из рассказа лескова. Среди гениальных людей каждый пятый левша И что оказалось

>Сочинения по произведению Левша

Талант

Рассказ «Левша» - одно из наиболее известных произведений продолжателя фольклорных традиций и просто известного русского писателя Н. С. Лескова . В нем особенно привлекает сочетание былинного жанра с реальностью и сочетание народных истоков с глубокими мыслями самого автора. Полное название произведения - «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Писатель неоднократно признавался, что весь рассказ является вымыслом, а Левша - лицом, им же выдуманным. И даже народные словечки, которые нам часто встречаются в ходе сказа, изобретены им же.

Поразительно, как он знал, чувствовал и любил свой народ. Критики подмечали, что так глубоко русскую душу никто до Лескова не изучал. Читая высказывания главного героя, поначалу даже кажется, что автор изобразил самого себя, что это он сам говорит такими старинными, народными словечками, но это не так. Герой рассказа - простой, ничем не примечательный тульский мастер, у которого даже имени полноценного нет. Он олицетворяет всех небогатых, но талантливых людей того времени, которые не имели возможности развить свой талант и применить его на деле.

Однако Левше посчастливилось применить свои умения на «очень важном» заказе. Он подковал танцующую блоху, которая принадлежала самому государю, и на каждой подкове выбил свое имя. Увидеть это возможно было только через «мелкоскоп». За такое высокое мастерство ему выпала честь продемонстрировать талант русских мастеров в Англии. Казачий атаман Платов , снабдив его всем необходимым, отправил в путь с экспонатом забавной блохи. В Англии труд мастера всем понравился. Они его долго уговаривали остаться у них навсегда.

Но Левша не мог променять свой родной край на чужеземный. Очень уж близка ему была русская вера. К тому же дома заждались родные. Примечательно то, что герой, будучи таким талантливым мастером, совсем не был приучен к грамоте. Автор отмечает, что имей Левша хоть немного знаний из области арифметики, то блоха еще и танцевала бы. А если бы он был хоть чуточку корыстнее, то мог бы продать ее за большие деньги, но герой Лескова был не из таких людей. Он был широкой души человеком с открытым и добрым сердцем. Находясь за границей, он ни на минуту не забывал о своих родных и о Родине, с тоскою глядел в сторону родных берегов.

Лесков, как ни один другой литератор, знал русский народ, его одаренность и способность к упорному труду. Этот сказ он хотел посвятить именно народным умельцам, обладающим золотыми руками и превосходным талантом. Ему удалось в точности передать все особенности русского характера и самобытность, горечь и радость за народ, синтезировать трагические и комические черты, а также создать множество неологизмов, таких как «нимфозория» (инфузория), «мелкоскоп» (микроскоп) и т.д.

Эд Райт / Ed Wright опубликовал книгу: Left-handed History of the World / Великие левши в истории мира, где рассказал о следующих людях: Фараон Рамзес Великий, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Жанна Д"Арк, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Исаак Ньютон, Наполеон Бонапарт, Людвиг ван Бетховен, Льюис Кэрролл, Марк Твен, Фридрих Ницше, Генри Форд, Мария Склодовская-Кюри, Махатма Ганди, Чарли Чаплин, Алан Тьюринг, Джимми Хендрикс, Пол Маккартни, Билл Гейтс, Мартина Навратилова.

«Сегодня левши составляют около 10% населения Земли. Можно предположить, что в различные эпохи и в разных культурах этот показатель существенно не изменялся. Хотя там, где дискриминация левшей обретала более острые формы, люди были менее склонны афишировать свою леворукость (так, в конформистской культуре Японии только 5% населения открыто считают себя левшами). Многие генетические левши под давлением окружающего общества были вынуждены переучиваться на правшу. Поскольку дискриминация левшей существовала в той или иной мере или форме практически во все времена и во всех культурах (единственное, пожалуй, исключение - древние инки, считавшие леворукость признаком удачливости и счастья), невозможно определить, сколько великих людей были на самом деле «скрытыми» или «переориентировавшимися» левшами. Об этом история умалчивает. Если доля левшей в общем населении планеты составляет, как уже отмечалось, порядка 10% , то среди мужского населения она несколько выше - 12%, а среди женского чуть ниже - 8%. То есть мужчины почти в 2 раза чаще предрасположены к леворукости, чем женщины. По одной из теорий, это обусловлено тем, что леворукость - следствие избыточного содержания мужского гормона тестостерона во время внутриутробного созревания плода. […]

Среди приматов только у людей каждый десятый - левша. Объяснить это современная наука пока не может. Все животные, за некоторым исключением, почти в равной степени левши и правши. Согласно одной из гипотез, праворукость связана с речью, за которую, как и за функционирование правой руки, отвечают центры, располагающиеся в левом полушарии мозга. Другое возможное объяснение: возникновение в процессе развития более сложных орудий труда, например ножниц, требовало развития новых навыков, что привело, в свою очередь, к доминированию одной руки над другой. Тогда возникает вопрос: почему на протяжении всей истории человечества соотношение между правшами и левшами сохранялось почти неизменным? Отчасти полагают, что в процессе эволюции левши обеспечивали себе выживание благодаря эффекту неожиданности, создавая который в рукопашной схватке действиями своей главной руки получали серьёзное преимущество. Только представьте себе: в большинстве своем люди ожидают от противника удар правой рукой и, как правило, не умеют парировать удар, наносимый левой. И будь численность левшей выше, леворукость, очевидно, не давала бы уже явных преимуществ.

В какой-то степени данное предположение можно использовать и для объяснения высокой результативности спортсменов-левшей при их относительной малочисленности в таких видах, как теннис, бейсбол и крикет. Траекторию мяча, отправляемого на сторону противника левой рукой, заранее предугадать почти невозможно, поскольку удары осуществляются под нестандартными углами. Также можно утверждать, что если левши обладают данным преимуществом в физическом плане, то их мозг, эволюционируя, научился пользоваться им и в ментальном плане. Иначе говоря, область применения способности левшей поражать необычностью, уметь застигнуть противника врасплох не ограничивается лишь единоборством, будь то рукопашная или спортивное состязание. В подтверждение тому - блестящая военная карьера таких левшей, как Александр Македонский и Наполеон, ставших гениальными полководцами во многом благодаря умению вводить противника в заблуждение своими неожиданными стратегическими решениями на поле брани. Можно предположить, что способность левшей действовать неожиданно трансформируется у них в способность построения нестандартных стратагем и проявляется в разных сферах жизни общества.

В английском языке есть выражение: «Только левши правы головой». И действительно, левую сторону тела контролирует правое полушарие мозга, а у левшей именно правое полушарие является доминантным. В то же время исследования показали, что правое и левое полушария мозга выполняют различные функции.

Правое полушарие изначально отвечает за зрительное и пространственное восприятие. Поэтому левшей так много среди архитекторов. Развитые зрительно-пространственные способности - ценное качество во многих областях человеческой деятельности. Например, Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлю это позволило достичь вершин в изобразительных искусствах, Генри Форду - в промышленном проектировании; Бэйбу Руту, Мартине Навратиловой и Джону Макинрою - в спорте, а Наполеону, обладавшему феноменальным даром мысленно восстанавливать карту той или иной местности, - на военном поприще. Зрительно-пространственное восприятие связано также со способностью к абстрактному мышлению, благодаря которому рождается математический гений.

Многочисленные исследования по­ по­зволяют предположить, что на заре человечества большинство людей лучше владели левой рукой, чем пра­вой, и лишь на поздних этапах эво­люции правая рука опередила в развитии левую. Существует несколько теорий, объясняющих, почему чело­век стал больше пользоваться пра­вой рукой.

Самая популярная из них, припи­сываемая одними Пай-Смизсу, другими Карлейлю, - « теория меча и щита». Согласно ей, древний воин держал щит в левой руке, чтобы за­щитить сердце, а меч - в правой, которая благодаря этому лучше раз­вивалась. Другие ученые говорят о неравномерном распределении тя­жести тела, о разнице в нагрузках на сердечно-сосудистую систему в ле­вой и правой половинах туловища. Но большинство современных уче­ных связывают приоритет в развитии рук с особенностями мозга.

Около ста лет тому назад ученые установили, что полушария головно­го мозга несут неодинаковую нагруз­ку, выполняют разные функции. В ле­вом полушарии находятся центры, управляющие способностью говорить и понимать речь, читать, писать, счи­тать, запоминать. А правое полуша­рие позволяет воспринимать музыку, различать интонации, петь, узнавать голоса близких. Правому полушарию мы обязаны способностью запоми­нать зрительные образы, осознанно следить за изменчивой картиной про­исходящего. Воспоминания, дорогие сердцу, или неприятные пережива­ния прошлых лет также воспроизво­дятся правым полушарием.

Обобщая, можно сказать, что ле­вое полушарие отвечает за конкрет­ное мышление, а правое - за чувст­венную сферу и абстрактное позна­ние. Ученые, изучающие психологию творческого процесса, считают, что аналитическими способностями мы обязаны левому полушарию, а раз­витой интуицией и эмоционально­стью - правому.

В соответствии с законами выс­шей нервной деятельности, правое полушарие руководит левой полови­ной тела, а левое полушарие - пра­вой половиной. Следовательно, для леворуких людей ведущим является правое полушарие мозга. Но посколь­ку мозг функционирует как единое целое, в тесной взаимосвязи всех своих отделов, говорить можно не о механическом разделении его функ­ций, а лишь о преобладании тех или иных тенденций.

И все-таки есть основания утвер­ждать: люди, владеющие левой ру­кой лучше, чем правой, часто облада­ют иррациональным восприятием ми­ра, тонкой интуицией, способностями к творчеству.

Психиатры Тамара Доброхотова и Наталия Браг исследуя удиви­тельные психические проявления лев­шей, увидели в них много общего со сказочным миром, описанным Льюи­сом Кэрроллом, который и сам, кста­ти, был левшой. Такое впечатление, считают они, что левши смотрят на мир из Зазеркалья и наблюдают те­чение процессов во времени и про­странстве в обратном, по сравнению с правшами, направлении. Вполне возможно, что вместе со свободным владением левой рукой они от рож­дения получают неожиданный взгляд на мир, особый ракурс видения. На­пример, на расшифровку дневников, оставленных Леонардо да Винчи, ученым пришлось потратить много лет: они были написаны зеркально - справа налево левой рукой. Эти дневники поражают оригинальностью суждений о пространстве и времени. Немало выдающихся людей были левшами: император Тиберий, Юлий Цезарь, Александр Македонский, Микеланджело, Наполеон, Жанна д"Арк, Чарли Чаплин, Пабло Пикассо.

Приоритетное владение левой ру­кой проявляется у ребенка не сразу. В каком возрасте это становится за­метным? Обычно в 2-2,5 года. Окон­чательно предпочтение левой руки определяется к 5-6 годам. Иногда ребенок пользуется обеими руками одинаково.

Как определить, какая рука будет ведущей?

Детям младшего возраста можно предложить следующие простые тес­ты: попросить отвинтить крышку у бу­тылки, развязать узел веревки, под­нять какой-нибудь предмет с пола. При этих действиях ребенок будет ак­тивнее пользоваться ведущей рукой.

Леворукость связана с наследст­венной системой функционирования головного мозга. И переучивать леворукого ребенка - значит серьезно менять его биологию, перекраивать стойкий стереотип психической дея­тельности.

С этой точки зрения любопытны данные дерматоглифических иссле­дований. Дерматоглифика не имеет ничего общего с хиромантией. Эта наука изучает характер кожного ри­сунка внутренней поверхности ладо­ней и подошв человека. Поскольку кожа и нервная система по своему происхождению взаимосвязаны, осо­бенности дерматоглифики можно ис­пользовать при изучении мозга.

Как же следует вести себя роди­телям, узнавшим, что их ребенок - левша? Некоторые психологи счита­ют наиболее разумным развивать обе руки. Не запрещать детям актив­но пользоваться левой рукой, а нена­зойливо предлагать им совершать определенные действия также и пра­вой рукой. Разумеется, ни в коем слу­чае не следует говорить ребенку-лев­ше, что он не такой, как все. Лучше подбадривать и хвалить малыша, когде он что-либо делает двумя руками. С годами, естественно, ребенок мм заметит свои особенности, но к тому времени родители научат его приспосабливаться к проблемам, воз­никающим в связи с тем, что все в окружающем его мире рассчитано на правшей. Обратите внимание: все инструменты, начиная с простейших (например, ножниц), телефон-авто­мат, бытовые приборы, турникеты в метро, рычаги управления автомоби­лем ориентированы на правую руку.

Надо сказать, что при начальном развитии речи леворукие малыши име­ют даже преимущества перед своими праворукими сверстниками, так как речь дошкольников больше связана с эмоциями и непосредственными впе­чатлениями - той сферой, которая лучше развита у левшей. Лишь поз­же, к 8-10-летнему возрасту, у боль­шинства детей словесно-логичес­кий центр речи занимает свое закон­ное место в левой височной доле мозга.

Врачи и логопеды знают о фено­мене « зеркального письма», которое часто наблюдается у детей-левшей. К примеру, вместо « машина» они пи­шут « анишам». Зеркальное письмо встречается у 80% леворуких детей. Обычно это проявляется до семи лет и иногда носит временный, преходя­щий характер. Кроме того, при пись­ме леворукие дети допускают харак­терные ошибки - путают схожие по форме буквы: вместо « с» и « е» пи­шут « э» или « з». Дети-левши часто путают верхнюю и нижнюю части букв, например, прописную « т» и « ш», « п» и « и». Ни в коем случае нельзя ругать за это ребенка, обуче­ние левши - дело тонкое, требую­щее великого терпения. Полезно прибегать к образному изображению трудных букв: рядом с « о» рисовать воздушный шар или обруч, а рядом с « п» - перекладину. При обучении левшей помогают всевозможные на­глядные пособия, картинки, посколь­ку этим детям свойственна образ­ность мышления и эмоциональность восприятия.

За партой леворукий ребенок дол­жен сидеть обязательно слева, тогда ему не будет мешать рука соседа. Правой рукой левша придерживает тетрадь, а левая свободно распола­гается на столе, опираясь на нижнюю часть ладони и согнутый мизинец. Тетрадь надо наклонять вправо - правый нижний угол страницы дол­жен быть направлен в середину гру­ди. Ребенок-левша при письме чаще всего производит движения справа налево, и самый сложный момент в обучении - научить его писать ле­вой рукой слева направо. Школьного учителя с самого первого дня необ­ходимо предупредить о том, что ваш ребенок - левша, это поможет пре­дотвратить трудности в обучении.

Не забывайте все время трениро­вать правую руку ребенка: пусть в иг­ре он перекладывает ею мелкие иг­рушки, застегивает и расстегивает пу­говицы.

Во всех языках мира, как устано­вили лингвисты, слово « левый» час­то употребляется с отрицательной ок­раской. Вспомним русские фразео­логизмы: « встал с левой ноги», « ле­вый заработок», « написано левой ру­кой». За что такая несправедли­вость? - вправе спросить те, кому выпало родиться левшой.

« Леворукие люди, - считает про­фессор Тамара Доброхотова, возгла­вляющая группу психологических ис­следований в Институте нейрохирур­гии имени Бурденко, - испытывают подчас непреодолимые трудности, приспосабливаясь к “правому миру“. Леворукость оказывается препятст­вием в учебе, овладении ремеслом. Попычки изменить себя. сделать своей основной рукой правую порой приводит к трагедиям. Известен, например, такой случай: переучен­ный летчик-левша погиб, безуспешно пытаясь достать кольцо парашюта левой рукой».

Попробуйте надеть часы на пра­вую руку и завести их - и вы почув­ствуете, как нелегко живется леворукому меньшинству. Считается, что левшей в мире примерно 10%. По мнению некоторых специалистов, эта цифра значительно занижена, по­скольку невозможно учесть тех из них, кого переучили. В некоторых странах уже принимаются меры, что­бы облегчить жизнь людям, лучше владеющим левой рукой. В Брази­лии, например, выпускают школьные принадлежности, фотоаппараты, пред­меты быта в зеркальном варианте - например, штопор с обратной резь­бой. А в Японии левши окружены особым уважением, они издавна по­читаются как искусные, талантливые люди. В русской литературе тоже есть пример такого отношения - знаменитый Левша, подковавший блоху.

Владислав Печкин

Мысли о неприятии и даже открытом издевательстве в России над умными, талантливыми, но принадлежащими к низшим сословиям личностям, были одними из самых главных, волнующих писателя Николая Лескова, тем. В одном из своих писем он однажды отметил, что простой, работящий и при этом безмерно талантливый мужик в нашей стране принимается как должное, то, что будет всегда и то, чего нет смысла опекать.

Лесков категорично не согласен с этой тенденцией, считая, что любой человек вправе иметь нормальные условия жизни и труда, а талантливый человек, работающий в полную силу на благо своей Родины имеет на это право вдвойне. Его сказ «Левша» — это как раз некое доказательство трагичности судьбы русского человека и необходимости резких перемен.

Истинными заступниками славы своей родины являются в сказе мастера из Тулы, сумевшие подковать блоху, которые в состязании талантов с англичанами смогли не только продемонстрировать свой безграничный талант, но и сохранить достоинство и чувство патриотизма.

Левша – один из тульских мастеров, которого было решено взять с собой к государю, а потом и в Европу дабы продемонстрировать работу. Он совершил невозможное, но не зазнается, принимает необходимость встречи с государем как рабочий момент. Он приходит на встречу в своей старой одежде. Он не пытался льстить императору, не старался ему угодить, говорил тихо, спокойно и просто, так как умел. Все вокруг дивились с этой простоты, пытались намекнуть на необходимость быть услужливее. Левша, конечно же, понимал, что перед ним стоит правитель страны, но это никак не повлияло на манеру его общения. Он обращался скромно и уважительно к каждому, будь то государь или его товарищ рабочий. Для Левши все люди равны.

И вправду, манеры, дорогая одежда ничтожны перед истинным талантом: одежда может износиться, манеры могут быть забыты в определенных ситуациях, а талант всегда останется с человеком.

Левша, благодаря своей смекалке и золотым рукам, добравшийся до императора и заграницы, сделался очень несчастным человеком. По сути дела, новое окружение его совсем не понимало. Да и временное повышенное внимание к мужику носит лишь показной характер. Его помыли в бане, переодели и взяли с собой в Лондон. Но он проводит всю дорогу, не съев и куска и поддерживает силы лишь кислянкой Платова. Император публично целует Левшу, но ничего не делает, чтобы сделать его жизнь лучше или хотя бы действительно отблагодарить за совершенное.

В противовес русским, англичане проявляют человеческую заботу о Левше, стремятся создать ему все условия хорошего путешествия. Соотечественники же не видят в мастере человека, который достоин хоть капли уважения; для них он раб, обязанный все это делать. Англичане зовут Левшу к себе, обещая достойную работу и оплату труда. Но несмотря на это, наш мастер грезит лишь Россией, и жаждет поскорее вернуться домой. В свою темную каморку.

Он возвратился в Петербург, в болезненном состоянии, так как всю дорогу пил на спор со шкипером. Однако шкипера по приезду отправляют в больницу, где быстро приводят в чувства, о простой мужик Левша всю ночь перетаскивается с исключительной небрежностью от дверей одной больницы до другой, и, не получив должной помощи, умирает. Человек прославивший свою страну, вместо почета и уважения, получил полное безразличие. Левшу не принимали в больницах, так как у него не было документа и денег.

Но Левша не был душевно сломлен до самой последней минуты своей жизни: его волновало лишь, как успеть передать информацию о том, что англичане не чистят ружья кирпичом, и от этого они служат дольше. Он оказался единственным мудрым человеком с открытой душой, единственным патриотом своей страны среди массы бессердечных людей, потерявших чистоту души в погоне за славой и материальным достатком.

Сказ о Левше, что подковал блоху, стал преданием, а сам Левша - символом безграничного таланта простого русского человека, часто угнетенного и забытого.



Что еще почитать