Группа астрономов любителей разработала. Любительская астрономия получила звездный шанс. Направления любительской астрономии

Астрономы-любители смогли получить немало интересной информации о новом иранском спутнике из наблюдений за ним с помощью обычных любительских телескопов.

Группа астрономов-любителей под неформальным руководством Тэда Молчана (Ted Molchan), осуществляющих наблюдения за спутниками на околоземных орбитах, провела наблюдения первого иранского искусственного спутника Земли и смогла сделать ряд небезынтересных выводов.
О наблюдении спутника 3 февраля 2009 года на Эдинбургом (Шотландия) первым сообщил Элан Пикап. Согласно его данным, иранский спутник прошел в 18 часов 39 минут 30 с по всемирному времени вблизи звезды «мю» Андромеды на удалении около 330 км по орбите наклонением 60 градусов.
Видимый блеск варьировался от 5 до 7 звёздной величины и слабее – это почти на пределе видимости невооружённым глазом. Период колебаний яркости, обусловленных, по всей видимости, нестабилизированностью спутника по осям, составил около 1 с.
Вышедшая вместе со спутником на околоземную орбиту с большим эксцентриситетом последняя ступень РН «Сафир» в 18 часов 49 минут 50 с по всемирному времени вблизи звезды «бета» Андромеды на удалении около 370 км.
Наклонение орбиты, естественно, такое же, как и у спутника – около 60 градусов. Объект наблюдался в виде звезды яркостью около 4,5 звёздной величины, но периодически блеск возрастал до 3 звёздной величины.

Согласно последующим оценкам, основанным на предположениях о геометрии объектов и их вращении, спутник «Надежда» представляет собой модуль размером около полуметра в поперечнике. Последняя ступень РН «Сафир», согласно ранее сделанным оценкам, имеет габариты около 5х1,25 м. Вариации блеска и яркость объекта соответствуют этим оценкам.
Это, в свою очередь, позволило сделать вывод о том, что РН «Сафир» использует энергетически значительно более эффективное топливо, чем БР малой дальности «Скад» – иначе потребовалась бы более «тяжёлая» ракета-носитель. Это свидетельствует о существенном прогрессе Ирана в области ракетных двигателей.
Оптические наблюдения спутников астрономами-любителями позволяют восстановить целый ряд их характеристик – параметры орбиты, общую геометрию объектов, их размеры, характер стабилизации, наличие либо отсутствие разворачиваемых панелей солнечных батарей и вероятную энергетику спутника, его целевое назначение (по параметрам орбиты), маневрирование (по изменениям параметров орбиты), и т.д.
Наблюдениям первого иранского ИСЗ "Надежда" поможет представление его орбиты в геоинтерфейсе , также составленное астрономами-любителями на основе открытых данных об элементах орбиты ИСЗ.
Согласно им, в период подготовки материала спутник прошел на Индийским океаном, вышел на Евразию в районе границы Пакистана и Индии, прошел последовательно над территориями Индии, Китая, Монголии и России и над акваторией Тихого океана.


Установите соответствие между примерами и видами наук: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

По-яс-не-ние.

К есте-ствен-ным на-у-кам от-но-сят-ся науки: о кос-мо-се, его стро-е-нии, раз-ви-тии (аст-ро-но-мия, кос-мо-ло-гия, кос-мо-го-ния, аст-ро-фи-зи-ка, кос-мо-хи-мия и проч.); Земле (гео-ло-гия, гео-фи-зи-ка, гео-хи-мия и др.); фи-зи-че-ских, хи-ми-че-ских, био-ло-ги-че-ских си-сте-мах и про-цес-сах, фор-мах дви-же-ния ма-те-рии (фи-зи-ка и т. п.); че-ло-ве-ке как био-ло-ги-че-ском виде, его про-ис-хож-де-нии и эво-лю-ции (ана-то-мия и т. д.).

Тех-ни-че-ские науки со-дер-жа-тель-но ос-но-вы-ва-ют-ся на есте-ствен-ных на-у-ках. Они изу-ча-ют раз-ли-и-ные формы и на-прав-ле-ния раз-ви-тия тех-ни-ки (теп-ло-тех-ни-ка, ра-дио-тех-ни-ка, элек-тро-тех-ни-ка и проч.).

Об-ще-ствен-ные (со-ци-аль-ные) науки также имеют ряд на-прав-ле-ний и изу-ча-ют об-ще-ство (эко-но-ми-ка, со-цио-ло-гия, по-ли-то-ло-гия, юрис-пру-ден-ция и т. п.).

Гу-ма-ни-тар-ные науки - науки о ду-хов-ном мире че-ло-ве-ка, об от-но-ше-нии к окру-жа-ю-ще-му миру, об-ще-ству, себе по-доб-ным (пе-да-го-ги-ка, пси-хо-ло-гия, эв-ри-сти-ка, кон-флик-то-ло-гия и др.).

А) ло-ги-ка - науки о по-зна-нии и мыш-ле-нии.

Б) ма-те-ма-ти-ка - точ-ные и тех-ни-че-ские.

В) ис-то-рия - со-ци-аль-но-гу-ма-ни-тар-ные.

Г) по-ли-то-ло-гия - со-ци-аль-но-гу-ма-ни-тар-ные.

Д) фи-зи-ка - есте-ствен-ные.

Ответ: 42113.

Ответ: 42113

В струк-ту-ре наук учёные вы-де-ля-ют со-ци-аль-но-гу-ма-ни-тар-ные науки. Вы-бе-ри-те в при-ведённом ниже спис-ке со-ци-аль-но-гу-ма-ни-тар-ные науки, и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.

1) био-ло-гия

2) ма-те-ма-ти-ка

3) куль-ту-ро-ло-гия

4) по-ли-то-ло-гия

5) фи-зи-ка

6) ис-то-рия

По-яс-не-ние.

Под со-ци-аль-но-гу-ма-ни-тар-ны-ми на-у-ка-ми по-ни-ма-ет-ся цикл на-уч-ных дис-ци-плин, на-прав-лен-ных на изу-че-ние об-ще-ствен-ных яв-ле-ний.

Ответ: 346.

Ответ: 346

Запишите слово, пропущенное в таблице.

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

По-яс-не-ние.

Пси-хо-ло-гия - это наука, ис-сле-ду-ю-щая осо-бен-но-сти и за-ко-но-мер-но-сти воз-ник-но-ве-ния, фор-ми-ро-ва-ния и раз-ви-тия (из-ме-не-ния) пси-хи-че-ских про-цес-сов (ощу-ще-ние, вос-при-я-тие, па-мять, мыш-ле-ние, во-об-ра-же-ние), пси-хи-че-ских со-сто-я-ний и пси-хи-че-ских свойств (на-прав-лен-ность, спо-соб-но-сти, за-дат-ки, ха-рак-тер, тем-пе-ра-мент) че-ло-ве-ка.

Ответ: пси-хо-ло-гия.

Ответ: психология

Алиса Стеценко 05.03.2017 11:05

Я написала "социальная психилогия". Это считается неверным ответом? Ровно такой же темрин употребляется в последнем задании, в качестве обозначения науки, от лица которой предлагается писать эссе.

Валентин Иванович Кириченко

Слово, а не словосочетание, поэтому ошибка

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, обозначают естественные науки.

1) археология

2) геология

4) ботаника

6) педагогика

Найдите два термина, «выпадающих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

Пояснение.

Естественные науки - совокупность всех наук, занимающихся исследованием природы. Главные сферы естественных наук - материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная. К ним относятся геология, физика, ботаника, химия.

Ответ: 16.

Ответ: 16

Ис-поль-зуя об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния,

1) рас-крой-те смысл по-ня-тия «наука»;

2) со-ставь-те два пред-ло-же-ния:

− одно пред-ло-же-ние, со-дер-жа-щее ин-фор-ма-цию о струк-тур-ных эле-мен-тах ин-сти-ту-та науки;

− одно пред-ло-же-ние, рас-кры-ва-ю-щее любую клас-си-фи-ка-цию наук.

Пред-ло-же-ния долж-ны быть рас-про-странёнными и со-дер-жа-щи-ми кор-рект-ную ин-фор-ма-цию о со-от-вет-ству-ю-щих ас-пек-тах по-ня-тия.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) Смысл понятия , например: «Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе, человеке, сознании».

Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2) Два предложения с информацией о науке, опирающейся на знания курса, например:

– «В институт науки помимо систематизированных знаний включается также сообщество ученых, учреждений и лабораторий, занимающихся исследовательской деятельностью».

– «Ученые предлагают различные классификации наук, но ведущей стало разделение науки на социально-гуманитарные и естественно-научные».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащиеверную информацию о науке.

За-пи-ши-те слово, про­пу­щен­ное в таб-ли-це.

ОБЪ-ЕК-ТЫ НАУКИ

По-яс-не-ние.

За­ко­но­мер­но­сти вза­и­мо­от­но­ше­ний со­ци­аль­ных субъ­ек­тов по по­во­ду по­ли­ти­че­ской вла­сти - наука о по-ли-ти-ке то есть по-ли-то-ло-гия.

Ответ: по-ли-то-ло-гия.

Ответ: политология

Предметная область: Человек и общество. Наука

Студент работает над рефератом «Особенности современной науки». Какие особенности из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.)

1) Ее развитие пока не может опередить развитие материального производства.

2) Ее влияние на развитие всего общества становится менее выраженным.

3) Материальное производство продолжает изменяться с логикой ее развития.

4) В связи с ее исследованиями возникают новые модели общественного развития.

5) Все более очевидной становится ее социальная функция.

6) Остро стоит вопрос социальной ответственности ученых.

Пояснение.

Разработки прикладных наук влияют на развитие материального производства. Один из научных методов - моделирование, в том числе общественное. Социальная функция науки возрастает, остро стоит вопрос о социальной ответственности ученых.

1) Ее развитие пока не может опередить развитие материального производства - нет, неверно, не связано с особенностями современной науки, т. к. производство во многом определяется научными достижениями и открытиями, а влияние науки со временем возрастает.

2) Ее влияние на развитие всего общества становится менее выраженным - нет, неверно, не связано с особенностями современной науки, т. к. производство во многом определяется научными достижениями и открытиями, а влияние науки со временем возрастает.

3) Материальное производство продолжает изменяться с логикой ее развития - да, верно.

4) В связи с ее исследованиями возникают новые модели общественного развития - да, верно.

5) Все более очевидной становится ее социальная функция - да, верно.

6) Остро стоит вопрос социальной ответственности ученых - да, верно.

Ответ: 3456.

Ответ: 3456

Предметная область: Человек и общество. Наука

Установите со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми науки и ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми их кон­крет­ны­ми примерами: к каж­дой позиции пер­во­го столбца под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ПРИМЕРЫ ФУНКЦИИ НАУКИ

A) экологи пре­ду­пре­ди­ли об опас­ном для живых ор­га­низ­мов загрязнении вод Байкала

Б) учёные раз­ра­бо­та­ли новую кон­струк­цию истребителя и ор­га­ни­зо­ва­ли её се­рий­ное производство

B) финансовые ана­ли­ти­ки высказали пред­по­ло­же­ния о тен­ден­ци­ях развития бан­ков­ской системы на бли­жай­шие годы

Г) поля аг­ро­фир­мы засеяли кукурузой, ко­то­рая в ре­зуль­та­те работы спе­ци­а­ли­стов по ген­ной инженерии стала не­до­ступ­на для вредителей

Д) ме­тео­ро­ло­ги высказали пред­по­ло­же­ние о том, что в ре­зуль­та­те изменения кли­ма­та практически ис­че­за­ет весна в сред­них широтах, после зим­них холодов сразу на­сту­па­ет летняя жара

Е) учёные-фармацевты сле­дят за ка­че­ством производимого ле­кар­ствен­но­го препарата

1) производственная

2) прогностическая

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д Е

Пояснение.

Производственная функ­ция науки свя­за­на с сбли­же­ни­ем науки и производства, с внед­ре­ни­ем научных от­кры­тий в промышленность. Прогностическая функ­ция связана с осу­ществ­ле­ни­ем прогнозирования по­след­ствий изменения окру­жа­ю­ще­го мира, на ос­но­ве данных пред­ви­дит возможные ре­зуль­та­ты развития процессов, рас­кры­ва­ет возможные опас­ные тенденции раз­ви­тия общества, фор­ми­ру­ет рекомендации по их преодолению.

A) экологи пре­ду­пре­ди­ли об опас­ном для живых ор­га­низ­мов загрязнении вод Байкала - прогностическая.

Б) учёные раз­ра­бо­та­ли новую кон­струк­цию истребителя и ор­га­ни­зо­ва­ли её се­рий­ное производство - производственная.

B) финансовые ана­ли­ти­ки высказали пред­по­ло­же­ния о тен­ден­ци­ях развития бан­ков­ской системы на бли­жай­шие годы - прогностическая.

Г) поля аг­ро­фир­мы засеяли кукурузой, ко­то­рая в ре­зуль­та­те работы спе­ци­а­ли­стов по ген­ной инженерии стала не­до­ступ­на для вредителей - производственная.

Д) ме­тео­ро­ло­ги высказали пред­по­ло­же­ние о том, что в ре­зуль­та­те изменения кли­ма­та практически ис­че­за­ет весна в сред­них широтах, после зим­них холодов сразу на­сту­па­ет летняя жара - прогностическая.

Е) учёные-фармацевты сле­дят за ка­че­ством производимого ле­кар­ствен­но­го препарата - производственная.

Ответ: 212121.

Ответ: 212121

Предметная область: Человек и общество. Наука

Най-ди-те по-ня-тие, ко-то-рое яв-ля-ет-ся обоб-ща-ю-щим для всех осталь-ных по-ня-тий пред-став-лен-но-го ниже ряда. За-пи-ши-те это слово (сло-во-со-че-та-ние).

На-блю-де-ние , экс-пе-ри-мент , метод по-зна-ния , ан-ке-ти-ро-ва-ние , ин-тер-вью-и-ро-ва-ние .

По-яс-не-ние.

На­блю­де­ние, экс­пе­ри­мент, ан­ке­ти­ро­ва­ние, ин­тер­вью­и­ро­ва­ние - все это ме-то-ды по-зна-ния.

Ответ: метод по­зна­ния.

Ответ: методпо­зна­ния

Предметная область: Человек и общество. Виды знаний

ОБ-ЩЕ-СТВЕН-НЫЕ НАУКИ

По-яс-не-ние.

Де-мо-гра-фия (от древ-не-гре-че-ско-го «демос» - народ и «графо» - пишу) - наука, изу-ча-ю-щая на-ро-до-на-се-ле-ние, про-цес-сы рож-да-е-мо-сти и смерт-но-сти, про-дол-жи-тель-но-сти жизни, за-ко-но-мер-но-сти вос-про-из-вод-ства на-се-ле-ния.

Ответ: де-мо-гра-фия.

Ответ: демография

Предметная область: Человек и общество. Наука

На-уч-ное по-зна-ние , си-стем-ность зна-ния , опора на экс-пе-ри-мен-ты , ра-ци-о-на-ли-сти-че-ские до-во-ды , объ-ек-тив-ность .

По-яс-не-ние.

При-зна-ка-ми, ха­рак­те­ри­зу­ю­щи­ми на-уч-ное по­зна­ние яв-ля-ют-ся: си­стем­ность зна-ния, опора на экс-пе-ри-мен-ты, ра­ци­о­на­ли­сти­че­ские до-во-ды, объ-ек-тив-ность.

Ответ: на­уч­ное по­зна­ние.

Ответ: на­уч­ноепо­зна­ние

Предметная область: Человек и общество. Наука

Най-ди-те по-ня-тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За-пи-ши-те это слово (сло-во-со-че-та-ние).

Срав­не­ние фак-тов , ана-ло-гия , экс-пе-ри-мент , клас­си­фи­ка­ция фак-тов , метод по-зна-ния .

По-яс-не-ние.

Все пред-став-лен-ные по-ня-тия - это ме-то-ды по-зна-ния.

Ответ: метод по­зна­ния.

Ответ: методпо­зна­ния

Предметная область: Человек и общество. Наука

За-пи-ши-те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

По-яс-не-ние.

Це-ле-на-прав-лен-ное си­сте­ма­ти­че­ское вос­при­я­тие яв­ле­ний окру-жа-ю-ще-го мира - это на-блю-де-ние.

Ответ: на-блю-де-ние.

Ответ: наблюдение

Вы-бе-ри-те вер­ные суж­де­ния об осо­бен­но­стях со­ци­аль­но­го по­зна­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука-за-ны.

1) Уче-ный, изу­ча­ю­щий об-ще-ство, ис­поль­зу­ет об­ще­на­уч­ные ме­то­ды и сред­ства по-зна-ния.

2) Объ-ек-тив-ная ис­ти­на в со­ци­аль­ном по­зна­нии не до-сти-жи-ма.

3) Со-ци-аль-ные яв­ле­ния не­об­хо­ди­мо рас­смат­ри­вать в ис­то­ри­че­ском и куль­тур­ном ас-пек-тах.

4) Со-ци-аль-ное по­зна­ние может быть не толь­ко на-уч-ным, но и обы-ден-ным.

5) Одной из со­ци­аль­ных наук яв­ля­ет­ся фи-ло-ло-гия.

По-яс-не-ние.

1) Уче-ный, изу-ча-ю-щий об-ще-ство, ис-поль-зу-ет об-ще-на-уч-ные ме-то-ды и сред-ства по-зна-ния - да, верно.

2) Объ-ек-тив-ная ис-ти-на в со-ци-аль-ном по-зна-нии не до-сти-жи-ма - нет, не-вер-но, воз-мож-на. Со-ци-аль-ное по-зна-ние ха-рак-те-ри-зу-ет-ся субъ-ек-тив-но-стью, в от-ли-чие от есте-ствен-ных наук, но при чем тут не-до-сти-жи-мость объ-ек-тив-ность ис-ти-ны? На-при-мер, такая со-ци-аль-ная наука как ис-то-рия опе-ри-ру-ет не толь-ко оцен-ка-ми, но и фак-та-ми. Разве не яв-ля-ет-ся объ-ек-тив-ной ис-ти-ной, что в пер-вой чет-вер-ти XIX века во главе Рос-сии стоял им-пе-ра-тор Алек-сандр I? Или то, что в 1861 году от-ме-ни-ли кре-пост-ное право?

3) Со-ци-аль-ные яв-ле-ния не-об-хо-ди-мо рас-смат-ри-вать в ис-то-ри-че-ском и куль-тур-ном ас-пек-тах - да, верно.

4) Со-ци-аль-ное по-зна-ние может быть не толь-ко на-уч-ным, но и обы-ден-ным - да, верно.

5) Одной из со-ци-аль-ных наук яв-ля-ет-ся фи-ло-ло-гия - нет, не-вер-но.

Ответ: 134.

Екатерина Крохмалёва 28.03.2016 21:56

Филология является одной из социальных наук, т.к. основные социальные науки: Юриспруденция, Экономика, Психология, ФИЛОЛОГИЯ, Лингвистика, Риторика, Социология, История, Политология, Педагогика, Культурология, География, Антропология. Поэтому, пожалуйста, исправьте ответ.

Валентин Иванович Кириченко

Филология относится к гуманитарным наукам.

Armen Smoyan 18.10.2017 19:18

почему 2 пункт не подходит?В особенностях социального познания написано,что в соц.познании устанавливается только относительная истина

Валентин Иванович Кириченко

Она объективна, это признак любой истины.

Евгения 17.11.2018 14:29

В ответах указано, что верно 2. Хотя в учебнике Соболевой (из федерального перечня) указано следующее:

Социальное познание отличается субъективностью - сильным влиянием особенностей познающего субъекта на результаты познания. Это связано с тем, что субъект и объект познания совпадают" Значит, объективная истина недостижима, так как она должна не зависеть от человека и человечества в целом, а в социальном познании это является невозможным.

Иван Хеорхе

В ответах не указано, что 2 верно.

Социальное познание характеризуется субъективностью, в отличии от естественных наук, но при чем тут недостижимость объективность истины? Например, такая социальная наука как история оперирует не только оценками, но и фактами. Разве не является объективной истиной, что в первой четверти XIX века во главе России стоял император Александр I? Или то, что в 1861 году отменили крепостное право?

Най-ди-те по-ня-тие, ко­то­рое яв-ля-ет-ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по-ня-тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За-пи-ши-те это слово (сло-во-со-че-та-ние).

По-стро-е-ние тео-рий; про-ве-де-ние экс-пе-ри-мен-тов; на-уч-ное по-зна-ние; ор-га-ни-за-ция на-блю-де-ний; вы-дви-же-ние ги-по-тез.

По-яс-не-ние.

Все пред-став-лен-ные по-ня-тия от-но-сят-ся к на-уч-но-му по-зна-нию.

Ответ: на-уч-ное по-зна-ние.

Ответ: научноепознание

За-пи-ши-те слово, про-пу-щен-ное в таб-ли-це.

СО-ЦИ-АЛЬ-НЫЕ ИН-СТИ-ТУ-ТЫ

По-яс-не-ние.

До-ка-за-тель-ность - любое тео-ре-ти-че-ское по-ло-же-ние, ги-по-те-за долж-ны быть обос-но-ван-ны.

Ответ: до-ка-за-тель-ность.

Ответ: доказательность

Игорь Шиндягин 18.01.2017 15:38

Если я дам ответ:"обоснованность", он будет считаться ошибочным?

Тест по теме «Познание»

    Запишите слово пропущенное в таблице

    Выберите верные суждения об истине и ее критериях, и запишите цифры под которыми они указаны

    1) Абсолютная истина в отличии от относительной истины представляет собой теоритически обоснованное знание.

    2)Абсолютная истина является исчерпывающим знанием о предмете.

    3)Относительная истина-это знание, которое может изменяться, дополняться по мере возможностей познания.

    4)Единственный критерий истины –соответствие существующим научным теориям.

    5)Истина –это знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета.

    3.Установите соответствие между признаками научного познания (исследований) к каждой позиции:

    Уровни научного познания

    (исследований)

    А)выявление и объяснение закономерностей

    1).эмпирический

    Б) сбор фактов

    2)теоритический

    В)описание наблюдаемых явлений

    Г)формулирование научной проблемы

    Д)выдвижение гипотез

    4,Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением двух, относятся к методам научного познания .

    1. Теория,2)наблюдение, 3)эксперимент, 4)концепция, 5)классификация,6)систематизация.

    5. Установите соответствие между формами и уровнями познания к каждой позиции

    6.Выбирите верное суждение о познании и запищите цифры, под которыми они указаны.

      Целенаправленное систематическое восприятие явлений окружающего мира называется наблюдением

      Благодаря ощущениям происходит выделение общего, существенного в информации о предмете

      Чувственное познание и рациональное познание тесно взаимосвязаны

      Чувственное познание фиксирует существенные общие признаки группы, класса объекта

      Формулирование предположений для объяснения имеющихся фактов характеризует метод выдвижения гипотез.

    7. Ученые обобщили результаты многолетнего исследования и написали книгу. По каким основаниям содержания книги можно отнести к научному познанию.

      Для подтверждения истинности суждений предложены доказательства

      Книга сложна для самостоятельного изучения неспециалистами

      Содержание книги изложено профессиональным языком

      Все гипотезы исследователей были обоснованы

      Книга была напечатана в крупном издательстве

      Весь тираж книги был раскуплен в течении одного месяца

    8. Установите соответствие между признаками и видами познания, которые соответствуют к каждой позиции

    9.В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных.

    1) форма познания, 2)ощущение, 3)восприятие, 4)представление, 5)суждение.

    10.Группа астрономов-любителей разработала свою теорию происхождения теории Вселенной. Профессиональные астрономы не признали эту теорию научной. Какие из приведенных ниже оснований могли стать основой такой профессиональной оценки. Запишите цифры, под которыми они указаны.

      Теорию разработали любители

      Теория не подтверждается практикой

      Выводы разработчиков нелогичны

      Теория опровергает принятые в науке представления

      Основные положения теории не обоснованы

      Разработчики рассматривают участие сверхъестественных сил

    11.Запишите слово, пропущенное в таблице.

    12.Выбирите верные суждения о науке и запищите цифры.

      Наука осуществляет поиск путей преодоления глобальных проблем современного человечества

      Наука способствует построению целостной системы взглядов на мир и место человека в нем

      Основная функция науки связана с регулированием социального поведения людей

      Наука помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии

      Наука в отличии от других форм(областей) духовной культуры оказывает эмоциональное воздействие на человека

    13.Прочитайте приведенный ниже текст. Вставте пропущенные слова из списка.

    «Человек посредством познания и на его основе преобразует______(А),самого себя, формирует свой______(Б), свою культуру. Познание- сложное явление. Оно представляет собой активное______(В)человеком внешнего мира посредством особого вида____(Г).

    Различают две ступени познания: чувственное и ______(Д). Эти две ступени познания внутри себя разграничиваются на ряд форм, из последовательного восхождения которых от простого к сложному формируется познавательный ______(Е) »

    Список терминов:

    1)воприятие, 4)окружающий мир 7)теоретическое

    2)рациональное 5)суждение 8)представление

    3)процесс 6)деятельность 9)духовный мир

    II часть .

      Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Многообразие форм познания». Составте план в соответствии с которым Вы будите освещать данную тему .

      Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составте два предложения: одно предложение, содержащие информацию о различие в характере знаний, получаемых с помощью чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее сущность суждения как формы рационального познания .

      Назовите и проиллюстрируйте примерами две особенности эмпирического уровня научного познания.

      Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина » Привлекая знания обществоведческого курса, составте два предложения: одно предложение, содержащие информацию об относительной истине, и одно предложение, раскрывающее объективный характер истины.

Группе энтузиастов под руководством Питера Макаллоу (Peter McCullough) из института космического телескопа в г. Балтимор с использованием недорогого самодельного телескопа , собранного из имеющихся в широкой продаже серийно производимых компонент, удалось обнаружить планету размером с Юпитер у звезды, расположенной на расстоянии 600 cв. лет от Солнца.

В новом методе значительная часть работы по поиску объектов «переложена» на программное обеспечение, производящее автоматическую предварительную селекцию данных.

Новая планета получила условное обозначение X0-1b. Открытие было совершено транзитным, или затменным, методом.

Он заключается в обнаружении темной планеты по регулярному снижению яркости центральной звезды в то время, когда планета оказывается на оси зрения наблюдателя с Земли, заслоняя собой часть света от центральной звезды. Такая методика применима, очевидно, для поиска лишь тех планет, чьи орбиты видны с Земли «сбоку». У данного метода есть и свои достоинства – с его помощью можно оценить массу и размер планеты, а тем самым – и ее плотность. Последнее очень важно для поиска планет «земного» типа.

Транзитный метод использовался и прежде для изучения так называемых «затменно-переменных» звезд. В этом случае наличие двух и более компонент можно определить по периодическому изменению яркости, даже в том случае, если мощности астрономических инструментов недостаточно для разрешения компонент звездной системы.

#gallery#
При прохождении планеты X0-1b перед звездой X0-1 ее яркость снижалась примерно на 2%. Характерный профиль яркостного сигнала звезды позволил определить, что речь идет именно о планете, а не об изменении яркости самой звезды. По периодичности удалось установить период обращения планеты вокруг звезды (ее «год») – он составил всего лишь четверо земных суток.

Несмотря на то, что в настоящее время известно уже свыше 180 планет у иных звезд, X0-1b стала лишь десятой, открытой транзитным методом и второй, открытой с использованием телефотообъектива. Первой стала планета, открытая в 2004 году и получившая условное обозначение TrES-1. Открытие, сделанное с использованием недорогого инструмента, было подтверждено независимым образом с помощью телескопов обсерватории Макдональда Техасского университета по периодическим изменениям радиальной скорости движения звезды (скорости по оси зрения). По этим данным удалось оценить массу открытой планеты – она составила около 0,9 масс Юпитера, но при этом имеет необычно большой диаметр. Сама звезда X0-1 очень похожа на наше Солнце.

Новая технология поиска планет, разработанная группой Макаллоу, заключается в сканировании ночного неба телескопом ХО в Гавайях и измерении яркости звезд. Накопленные и регулярно обновляемые фотометрические данные по многим тысячам звезд обрабатываются компьютерной программой, анализирующей наличие в них регулярно повторяющихся характерных изменений. Отобранный программой список вероятных «претендентов» впоследствии изучается более детально.

В ходе цикла наблюдений, продолжавшегося с сентября 2003 по сентябрь 2005 гг., телескоп ХО провел наблюдения нескольких десятков тысяч ярких звезд. Группа астрономов-любителей впоследствии исследовала отобранные программой звезды-претенденты и подтвердила, что у звезды X0-1 имеется темный спутник.

Телескоп ХО состоит из двух одинаковых инструментов с объективами диаметром 110 мм Canon EF200 и относительным отверстием 1,8, в фокальной плоскости которых размещены квадратные ПЗС-матрицы размерностью 1024 пикселя. Телескоп не имеет системы гидирования, сканирование осуществляется за счет суточного вращения небесной сферы.

«Создание копии телескопа ХО обойдется в $60 тыс., - считает д-р Маккаллоу. – Мы потратили куда больше на программное обеспечение, в особенности на создание системы и работу с ней, а также на выделение сигнала от планеты из массива полученных данных». Эта сумма включает: здание для телескопа, монтировку, объективы, фильтр и ПЗС-матрицы.

Немного истории

Считается, что любительская астрономия возникла в конце XIX века, когда в 1887 году Камиль Фламмарион основал Французское астрономическое общество, а годом позже появился Нижегородский кружок любителей физики и астрономии. Однако если рассмотреть историческую перспективу внимательнее, то окажется, что профессиональная астрономия (в современном её понимании) также появилась сравнительно недавно. Можно ли назвать профессионалами античных (Аристарх Самосский, Фалес Милетский, Птолемей, Платон, Аристотель) и средневековых (Джордано Бруно, Николай Коперник, Тихо де Браге, Галилео Галилей) астрономов? По своим интересам и методам исследования они схожи скорее с современными любителями, чем с профессионалами. Их астрономия была тесно связана с философией, теологией, астрологией или искусством, и не имела дисциплинарного деления, в исследованиях преобладали визуальные наблюдения. Получается, что любительская астрономия (если посмотреть на неё с этой точки зрения, конечно) появилась намного раньше, чем профессиональная и послужила основой для развития последней.

Камиль Фламмарион - основатель Французского Астрономического общества, учёный и популяризатор науки

Однако и сейчас любительская астрономия не потеряла своей важности для «большой науки». Профессиональных астрономов не так много (например, в состав Международного Астрономического Союза входят около 10 000 участников, что достаточно мало по сравнению с профессиональными объединениями в других областях науки). Количество же астрономов-любителей, хоть и не известно с достаточной точностью, во много раз превосходит количество профессиональных астрономов (считается, что в одной только России насчитывается более 10 000 любителей). Кроме того, любители рассредоточены по всему миру, что позволяет им охватить сетью наблюдений космос практически с любой точки нашей планеты.

Чтобы оценить роль любительской астрономии в науке, достаточно просто вспомнить несколько открытий, сделанных астрономами-любителями. Например, открытие третьей по величине планеты солнечной системы принадлежит Уильяму Гершелю, обнаружение спиральной структуры галактик - лорду Россу, Роберт Эванс открыл визуально 42 вспышки сверхновых звезд. И даже радиоастрономия, популярная сейчас среди профессионалов, была основана астрономом любителем - Гроутом Ребером.

Направления любительской астрономии

Как известно, на заре астрономии использовались визуальные наблюдения. Сейчас они практически отсутствуют в профессиональной науке, и роль «наблюдателей» полностью принадлежит любителям. В этом отношении астрономов-любителей можно сравнить со средневековыми мореплавателями, открывающими новые земли и страны. Ведь часто о новых объектах становится известно именно им, и лишь после этого начинается профессиональное исследование объекта.

Какими же наблюдениями занимаются любители?

Одно из самых развитых направлений - наблюдения за солнечной активностью. Для регистрации явлений, происходящих на Солнце (пятна, факелы, вспышки), а также солнечных затмений не требуется сложная аппаратура и глубокие знания в области астрономии, наблюдения проводятся в дневное время. На поверхности Солнца можно обнаружить до 150 пятен (во время максимума цикла солнечной активности).

Вид Солнца в телескоп

Ещё одно популярное направление - наблюдение комет. Долгое время кометы считали предвестниками войн, но даже несмотря на это прохождение кометы через атмосферу Земли всегда было зрелищем завораживающим. С точки зрения многих астрономов-любителей кометы - самые красивые небесные тела. Возможно, поэтому многие кометы были открыты именно ими. Обычно оценивается блеск кометы, её размеры, особое внимание уделяется хвосту. Иногда можно наблюдать покрытия звёзд кометой -это явление нельзя предсказать, но оно может дать ценную информацию о строении ядра кометы.

Комета Макнота (2007 год)

Многие астрономы-любители занимаются наблюдением покрытия небесных тел астероидами. В настоящее время известно более полумиллиона астероидов в одной только Солнечной системе, и предполагается, что ещё примерно столько же предстоит открыть. Наблюдения покрытия небесных тел астероидами позволяют оценить их размер (измерив время, в течение которого изменится яркость звезды, через которую проходит астероид).

С развитием телескопостроения среди любителей получило популярность наблюдение переменных звезд. Изменение блеска звезды - это не только просто красивое зрелище, но и физическое явление, способное многое сказать о строении звезды. Как правило, астрономы наблюдает изменение блеска только в том случае, если оно достаточно велико (превосходит 0,3 звездные величины).

Одно из самых захватывающих занятий среди любителей - заполнение белых мест на звездной карте. Конечно, найти новую звезду, не имея профессионального оборудования и инструментов непросто, но, тем не менее, часть открытий принадлежит астрономам-любителям. Открыть новую звезду можно, когда происходит взрыв (вспышка) - при этом яркость звезды увеличивается в тысячи раз. В августе 2013 года астроном-любитель из Японии обнаружил Новую звезду в созвездии Дельфина, используя телескоп диаметром всего 17,5 см.

К наблюдениям объектов вне Солнечной системы можно отнести также поиск экзопланет - планет, обращающихся вокруг других звезд. Наблюдать их намного сложнее в связи с большим расстоянием от Земли и малой яркостью. Тем не менее, по официальным данным на 4 мая 2014 года зарегистрировано 1786 экзопланет, несколько из которых были найдены любителями при анализе данных телескопа «Кеплер». Однако очень малая часть экзопланет поддаётся визуальному наблюдению, подавляющее большинство было открыто с использованием непрямых методов (астро- , фото- и спектрометрии).

Роль любительской астрономии

Этот список можно продолжить, но давайте посмотрим, зачем же любители занимаются астрономией, что побуждает их покупать дорогое оборудование и проводить ночи за наблюдениями? Какие цели они преследуют?

Самое важное, пожалуй - это получение личного опыта и знаний. Стремление к познанию себя и окружающей среды - это одно из непреодолимых стремлений человечества. Такими были наши предки, исследующие, например, строение человеческого тела, такие же и мы, познающие структуру Вселенной.

Кроме того любительская астрономия - это эстетическое удовольствие. Смотреть на звезды не только полезно, но и приятно. Для многих из нас прогулка по ночному небу намного желаннее, чем посещение самой большой картинной галереи или самого искусного театрального представления.

Кроме того, любительская астрономия включает в себя общение, обсуждение, обмен опытом и впечатлениями с другими исследователями. Этому способствует развитие астрономических сообществ, клубов и кружков, а также интернет-ресурсов.

Нельзя не отметить роль любительской астрономии в популяризации науки. Многие научно-популярные статьи и монографии по астрономии написаны именно любителями - они красочно делятся своим опытом с читателем, заражая его желанием самому приобщиться к наблюдениям. В последнее время набирает обороты так называемая «тротуарная астрономия» - вид популярной науки, когда приборы для наблюдения космических объектов устанавливают прямо на улицах городов, что даёт возможность любому желающему взглянуть на звёзды.

Астроном Джон Добсон вынес свой телескоп на улицы Сан-Франциско

Большой вклад вносит любительская астрономия и в приборостроение. Например, изобретение самого крупного телескопа своего времени принадлежит лорду Россу - астроному любителю. Кроме того, любители вносят огромное количество усовершенствований в уже существующие конструкции телескопов.

Ну и, конечно же, нужно сказать об астрофотографии, которая находится на стыке науки и искусства. Фотографии астрономических объектов восхищают зрителей не меньше, чем традиционные виды фотоискусства. Однако астрофотографии - это не культурная ценность, но ещё и ценный материал для науки. С помощь. Этого метода можно выявить изменения в яркости звезд, определить траектории небесных тел и даже открыть новые объекты.

Помимо личных наблюдений астрономы-любители часто принимают участие в крупных проектах совместно с профессионалами. Таковыми являются, например, проекты распределённых вычислений а краудсорсинга, получившие широкое распространение с развитием компьютеров и информационных технологий.

Участие в проектах распределённых вычислений а краудсорсинг. Это направление любительской астрономии появилось с развитием компьютеров и интернета. Самые известные астрономические проекты распределенных вычислений - Cosmology@home (поиск наиболее адекватной модели Вселенной по данным реликтового излучения), Einstein@Home (исследование пульсаров), MilkyWay@home (построение трехмерной модели нашей галактики), Orbit@home (слежение за орбитами тел, проходящих рядом с Землей), PlanetQuest (открытие новых планет и классификация звезд), SETI@home (поиск внеземных цивилизаций), Stardust@Home (исследование кометы Вильда 2). Также интересен краудсорсинговый проект NASA Clickworkers, созданный с целью проанализировать массив снимков марсианской поверхности силами астрономов-любителей.

Как можно заметить, астрономами-любителями движут различные цели и стремления, их интересы различны. Это и люди с техническим складом ума, занимающиеся телескопостроением, например, и творческие натуры - фотографы и художники. Но всех и объединяет одно - стремление к звёздам.

Как далеко находится человечество на пути познания Вселенной? Всего 57 лет назад был запущен первый искусственный спутник, не прошло и полвека с момента вывода человека в открытый космос, мы до сих пор не побывали ни на одной соседней планете и имеем, по сути, только гипотезы относительно возникновения Вселенной. Видимо, мы находимся где-то в самом начале этого пути, полного великих открытий и неизбежных заблуждений.



Что еще почитать