Образование - это длительный процесс приобщения к знаниям о природе мироздания, общечеловеческим ценностям, мудрости поколений. Его итог заключается не столько в накоплении багажа навыков и умений, сколько в формировании собственного жизненного опыта и отношения к действительности. Поэтому переоценить важность системы образования невозможно.
Это понятие объединяет все функционирующие на территории страны социальные институты учебно-воспитательного профиля. Образовательная система призвана обеспечить готовность молодых людей к труду, адекватному восприятию общества и внутренней жизни государства, а потому система должна включать:
В каждой развитой стране существует собственная система образования, но практически все они строятся на одних и тех же принципах:
Образовательные учреждения являются структурами, в которых учеба и воспитание осуществляются на основании научной разработанной программы. Необходимость приобретения знаний продиктована потребностью общества в специалистах и гражданах, имеющих уровень развитости, которого можно достичь только в системе непрерывного обучения.
В систему образования входят:
Все они составляют общую сеть, воздействующую на социально-экономическую составляющую государственного строя.
Государственное и частное образование предполагает плавное перемещение с низшей ступени на высшую. Первая стадия – дошкольное образование в семье, яслях и детских садах - носит необязательный характер, а ее содержание зависит от родительской занятости и желания. Государственные и частные структуры воспитывают детей 6–8 лет.
Следующий этап обучения - важнейший компонент системы образования, обязательный для граждан развитых стран, – это среднее, или школьное, образование. В систему общего образования включены три уровня:
Начинают учиться дети после детского садика примерно в семилетнем возрасте с того, что постигают основы чистописания, счета и чтения в комплексе с первоначальными сведениями о природе, человеке, устройстве общества и страны. Юным школьникам прививаются навыки гигиены и здорового образа жизни. Базисное образование привносит в детский разум систему новых знаний, прививает умения и навыки, которые будут нужны на общем этапе обучения и на старте профобразования.
Начальное, основное и среднее образование обязательно для всех детей, освобождение возможно только по медицинским показаниям. Общее среднее образование получают в школах, гимназиях, лицеях и других частных или государственных заведениях. В них дети накапливают общеобразовательные знания, достаточные для формирования выпускников как полноправных граждан, подготовленных к самостоятельной жизни в обществе. По окончании учебы после сдачи экзаменов бывшим школьникам вручаются свидетельства установленного образца.
Вузовское обучение необязательно, но на нынешнем этапе развития науки и технологий полноценно трудиться без фундаментальных знаний по общим и специальным предметам попросту нереально. Работодатели неохотно берут в свои компании бакалавров, поскольку эта ступенька лишь начало, а вот специалисты и магистры пользуются успехом на рынке труда техногенного общества.
Систему образования составляют:
Это основные структурные элементы. Но без специального, профессионального и дополнительного видов обучения целостная картина непрерывного учебного процесса была бы нарушена.
Общая характеристика системы образования невозможна без упоминания скрытой от общего внимания области учебной жизни. Речь идет о заведениях, где минимальный объем знаний получают дети с различными отклонениями в здоровье. Сегодня в систему специального школьного образования входит 8 видов коррекционных учреждений:
Несколько последних десятилетий Россия реформирует профессиональное обучение в соответствии с запросами экономики и промышленности.
Совершенствование профобразования сводится:
Значительная роль в этом процессе отводится оптимизации образования в начальных и средних профессиональных учреждениях. Качественные сдвиги ожидаются после реструктуризации и объединения со школьным специализированным образованием.
Система профессионального образования предусматривает непрерывное пополнение специалистами знаний и умений для повышения квалификации. Зачастую базовых навыков, полученных на заре трудовой деятельности, недостаточно для соответствия актуальным требованиям общества и экономики.
Постоянное совершенствование поддерживается многоступенчатым обучением:
Образовательная система не смогла бы полноценно функционировать без поддержки государства, направляющего бюджетные отчисления на нужды учебных структур. Львиная доля учреждений образования находится под контролем государства. В общей массе частные школы, существующие за счет родительской платы, просто теряются.
В законе об образовании прописано, что на потребности учебных заведений должно отчисляться не менее 10 % федерального бюджета. То есть финансирование системы образования осуществляется по смете, но ее структура непостоянна, поскольку меняется ежегодно вследствие колебаний размера бюджета. Расходы на реализацию госгарантий на получение гражданами бесплатного и общедоступного образования компенсируются региональными бюджетами за счет предоставления субвенций. Такой вид финансирования проводится на основании нормативных документов.
Система оценки качества образования имеет два уровня - федеральный и региональный. Под оценкой качества образования подразумевается оценивание достижений учеников и самого учебного процесса.
Оценивание призвано:
Контролирование системы образования регламентируется обновленным законом об образовании. В документе указано, что этот процесс являет собой стандартизированное и систематическое наблюдение за ходом образования и динамической составляющей его результатов.
Ведется мониторинг не только учебных, но и внешкольных достижений, контингента участников образования и условий, в которых учебная деятельность осуществляется. Также исследуются профессиональные достижения выпускников в проекции на образовательную организацию, состояние сети учреждений, ведущих учебную деятельность.
Ни одну составляющую системы образования невозможно назвать главной, поскольку все они взаимосвязаны и работают в одном направлении - воспитании настоящего человека и гражданина.
Система образования в россии - совокупность образовательных программ и гос образовательных стандартов, различного уровня и направленности, сеть реализующих их образовательных учреждений, органы управления образования и подведомственные им организации.
На развитие влиют 3 фактора:
1) уровень развития производства и совершенство его научно-практичной базы.
2) государственная политика. 1919 ввели программу "всеобуч" - начальное образование обязательно; в19.. До 8 класса; сейчас 11 летнее обязательное обучение.
3) сами педагогические факторы. Непрерывность (всеобщий охват, приемственность, индивидуализированность) и др.
В россии к образовательным учреждениям относят:
1) дошкольные (детсад, прогимназия, детские развивающие центры).
2) средние (гимназии (5-11); лицей (8-11)). Основная школа (5-11).
3) коррекционные - для детей, которые не могут обучаться в школе по каким-то заболеваниям.
Обучение неслышащих (1 - глухие; 2 - слабослышащие или поздно оглохшие). Образовательные учреждения для детей с пробелмами зрения (3 - слепые; 4 - плоховидящие). 5 - заики; 6 - опорно-двигательного аппарата. 7 - зпр (задержка психического развития) 8 - умственноотсталые
4) инклюзивное образование. 2006 конвенция о правах ребенка и она обязанна ввести инклюзивные школы.
инклюзивное образование - обеспечение равного доступа для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. ПМПК (псиолого-медико-педагогическая коммисия) решает, можно ли Ребенку обучаться в общеобразовательном учреждении.
5) система дистанционного образования - определенный комплекс услуг, предоставляющим детям ОВЗ (инвалидов).
6) профессиональное. Начальное - ПТУ (после 8/9 классов); среднее (колледжи и техникумы); высшее (после среднего или после 11 класса), повышение квалификации, асперантура, доктерантура.
7) дополнительное образование: кружки, центры.
8) системы для детей сирот и для тех кто остался без родителей (интернаты, детские дома).
ФГОС - список обязательных требований к образованию определенного уровня или профессии, утвержденных властью, осуществялющие функции по выработке гос политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
ФГОС определяет:
1) минимальное содержание образовательн программ
2) максимальный объем учебный нагрузки
3) требования к уровню выпускников
4) образовательную программу - документ определяющий образование всех уровней и направлений. они делятся на общеобразовательные и профессиональные. Чаще всего эти программы определяет ГОСТ. МГУ, СПГУ, федеральные вузы и национальные университеты могут сами решать свою образовательную программу.
Основное для педагогики будет нравственное совершенствование.
14-17 века, новый подход к педагогике в эпохуьвозраждения, всвязи с открытиями науки искусства. Уделяли вниманее гражданскому воспитанию и физическому.
Тамазо помпанелло - бунтарь философ. В тюрьме напивал "город солнца" - произведение о полом гражданском равенстве; отсутсвие частной собственности. Большое вниаание уделяли воспитанию детей, для улучшения породы людей; дети воспитываются всеми, не только семьей. главой будет извбираться самый образованный человек.
Главные философы возрождения - "гаргантюа и пантагрюэль" Ф. Рабле/ и Монтень. Рабле обличает недостатки средневекового обучения.
Монтень получил хоршее образование, занимал высокие управляющие посты; критиковал что "знать наизусть еще не значит изучать" основой обучения должен быть опыт; "если хочешь излечиться от вежества, нужно в нем признаться". монтень первый заявил, что ребенок отличается от взрослого качественно и только через 300 лет эта идея будет взята и создана детская психология. Онтсчитал, что в детях нужно воспитывать гражданские чувства и самостоятельность.
Эразм Роттердамский - еще один философ. Был священником, побывал во многих университетах, изучал древне греческие/римские труды. В своем произведении "похвала глупости" высмеивал пороки средневековго общества. Принцип активности воспитанника; один из первых показал воспитание, как индивидуальный процесс. Разделил по возрастам: до 3 лет учить языкам, но учить играючи, основа обучения тренировка памяти; он не делил мужское и женское обазование (женщинам классическое, а мужчинам научное).
Томас Мор - получил великлепное образование, стал главой парламента английского. Педагогика была заимстовована из древней греции, основа - теоритеческого образования с трудом. Образование в школах должно вестись на родных языках, а не на латинском. Принцип всеобщего обучения; мысль о самообразовании.
Мартин Лютер Кинг - представитель эпохи реформации. Выступал за всеообщее образовании и распространении его везде. Убеждал родителей отдавать детей в 6 лет в школу. Первый заговорил отспециальной подготовке учителей (древним языкам; историю своей страны). нужна реформа педагогики.
Филипп Меланхтон; Иоган Шторн - создали свой тип школы - классическая гимназия. Там было всего 3 класса: 1 - чтение, основные молитвы, пение, писать на латыни; 2 - грамматика, закон божий, басни эзопа и древне греческая музыка; 3 - греческие и римские поэты; сочинение стихов; риторика. Дети деляться на группы и занятия проходят 2 часа до обеда и 2 часа после.
Взамен этой школы, была создана изуитская система воспитания 1534г. Основатель Игнатий Лойола изуитского ордена. система была для людей привелегерованного общества. Основа воспитания - подчинение воли и нормам каталической церкви (лостигалось это путем жестокости). Был взаимный надзор, соперничество. Изуитские коллегии были закрытыми. для привлечения детей использовались лучшие условия, частые каникулы и т.д. Было наавление 7 различных искусств - грамматика, риторика, диалектика, арифметика и геометрия, астрономия, музыка и религия, этикет. Верховая езда, плавание. Коллегии делилсь на 2 отделения - младшие (первые 5 классов: младший средний и сташий грамматические, гуманитарный (2 года) и риторический) и старшие (3 года; образование, как и артистические факультеты универов; основа философи и переход к богословию). минусы - уничтожение чувтсва товарищества, постоянный надзор, шпионаж. Плюсы - прочные знания.
07.02 МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ
методология - система о принципах похода и способах получения знаний, отображающих педагогическую действительность. В основе методологии педагогики лежат 2 положения:
1) воспитание обуславливается потребностью общества
2) Решающее значение играет активность личности
Уровни методологии :
1) философия - общие принципы познания.
2) общенаучная методолгия - теория фрейда.
3) конкретно-научная методолгия - совокупность методов, принципов, процедур исследования.
4) технологический - методика и техника исследования.
Исследования:
1) фундаментальные. Обощения концепции, подведение итогов.
2) прикладное. Углубленно изучаем какую-то сторону процесса.
3) разработки.
Состав исследования:
1) Актуальность;
2) проблема (что мы исследуем)
3) цель. Пишется в существительном.
4) задачи исследования (как мы будем достигать цель). Пишется в глаголах.
5) объект и предмет
6) гипотеза
7) методологические основы; теоретические концепции; методологическая значимость; новизна.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1) эмпирический - обусждение что как почему. Результатом этого этапа является гипотеза.
2) гипотетический - как будем решать проблемы
3) эксперементальный - практическое осуществление идей.
Методы исследования:
1) методы изучения педагогического опыта. Наблюдение; беседа; изучение продуктов деятельсности (изчение журнала оценок); констатирующий/эксперементальный/контрольный; тестирование; моделирование
2) методы теоритического анализа. Индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному); реферирование; цитирование; конспетирование;
3) математические метода - для обработки данных.
Что такое Система Образование?
Это первая отраслевая справочная система, созданная специально для администраций образовательных организаций. В ней вы легко найдете решения своих профессиональных задач.
Все экспертные материалы снабжены ссылками на нормативные документы, которые можно посмотреть тут же, во встроенной правовой базе. А еще в Системе Образование есть большая подборка шаблонов с примерами заполнения, удобные справочные таблицы, видеосеминары авторитетных лекторов, свежие номера и архивы лучших профессиональных изданий.
Нужно ли иметь специальное техническое или программное обеспечение, чтобы работать с Системой Образование?
Нет, не надо ничего скачивать или устанавливать, ждать обновлений. Не нужно никаких специальных знаний или устройств. Компьютер и доступ в Интернет - это все, что понадобится для работы.
Для кого подходит Система Образование?
Система Образование - это инструмент для ежедневной работы руководителей образовательных организаций и их заместителей. Также Система Образование полезна для руководителей и специалистов органов управления образованием.
Можно ли работать с Системой Образование из дома? Или из интернет-кафе?
Можно. Надо лишь ввести логин и пароль.
Система создана при участии экспертов Минобрнауки, Рособрнадзора, НИУ «ВШЭ», АПКиППРО, ФИРО, региональных органов управления образованием. Все рекомендации подкреплены ссылками на действующее законодательство. Руководствуясь рекомендациями экспертов системы, можно оптимизировать затраты и защититься от штрафов.
Как часто обновляются материалы в Системе Образование?
Данные обновляются ежедневно, автоматически (вам не нужно ничего обновлять, скачивать, переустанавливать). Вы всегда работаете только с актуальными рекомендациями и обновленной правовой базой.
Как быстро найти нужное в Системе Образование?
Просто введите в поисковую строку запрос в произвольной форме. При этом можно использовать привычные сокращения (ФГОС, Санпин, матпомощь, зарплата, профстандарт).
Также можно воспользоваться большим тематическим каталогом.
Где посмотреть, как работает Система Образование?
Вы можете быстро и абсолютно бесплатно попробовать Систему Образование в работе, для этого просто получите демодоступ . А еще можно заказать презентацию - наш представитель проведет ее по телефону в любое удобное для вас время и обязательно ответит на все интересующие вопросы.
Под системой образования
понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функционирование системы
. Характер системы образования в любом государстве определяется социально-экономическим, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями страны.
Принципы государственной политики в образовании
(См Закон РФ «Об образовании» от 01.01.05, ст.2.)
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;
единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
светский характер образования в государственных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений.
Образовательные учреждения (См. Закон РФ «Об образовании», ст.12)
Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений). К образовательным относятся учреждения следующих типов:
Дошкольные:
детские сады.
Общеобразовательные
(начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, лицеи, гимназии.
Профессиональные
(начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования): училища, колледжи, УОР, академии, институты, университеты, аспирантура.
Специальные
(коррекционные) для обучения детей с отклонениями в развитии: для слабослышащих, слабовидящих. Учреждения дополнительного образования
для детей: музыкальные, художественные школы, центры, клубы, курсы.
Учреждения для детей-сирот
, оставшихся без попечения родителей (законных представителей): интернаты, детские дома.
Учреждения дополнительного образования
для взрослых: курсы, институты повышения квалификации, переподготовки.
Дополнительное образование (ст.26). Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.
Образовательные программы (См. Закон «Об образовании», ст.9).
Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. Программы подразделяются на два вида: общеобразовательные (основные и дополнительные)
, направленные «на формирование общей культуры личности, адаптацию ее к жизни в обществе», и профессиональные (основные и дополнительные)
, направленные «на решение задач последующего повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации». Образовательные учреждения, осуществляющие образовательный процесс, реализуют одну или несколько образовательных программ.
В УОР №1 Екатеринбург реализуется три образовательные программы: основного общего образования (9 кл), среднего (полного) общего образования (10 – 11 кл), среднего профессионального образования (1 – 3 курс).
Граждане могут использовать разные формы получения образования (ст.10): в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Органы управления образованием (См. Закон «Об образовании», ст.37)
К органам управления образованием относятся федеральные (общегосударственные), республиканские, краевые, областные, автономных регионов, муниципальные (местные). Каждая ступень органов управления обладает своей компетенцией. В целом управление – процесс выработки решений, принятия законов в области образования, планирования, организации, регулирования и контроля за деятельностью образовательных служб. Функции управленческих органов: разработка образовательных программ и стандартов, аккредитация и аттестация учреждений и учителей, формирование образовательной инфраструктуры, финансирование, прогнозирование развития образования. Органы управления руководят выпуском учебников, учебных пособий и средств, организуют подготовку и переподготовку кадров для образования, обеспечивают развитие педагогической науки.
Органы управления образованием УОР №1 Екатеринбург: Министерство образования РФ (Министр образования РФ – Фурсенко А.А.); Министерство общего и профессионального образования Свердловской области (Министр МОПО-Нестеров В.В.);
Образовательные стандарты (ст.7)
Государственные образовательные стандарты (включающие федеральные и региональные компоненты)– это обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной и профессиональной программы с уровнем усвоения, обеспечивающим дальнейшее обучение или работу. Государственный образовательный стандарт СПО для УОР №1 утвержден в 2002 году Государственным комитетом РФ по ФК и С. Содержит государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0307 «Физическая культура» (базовый уровень СПО). Квалификация – педагог по ФК и С.
В настоящее время вузы России переходят на систему многоуровнего образования, в тот числе педагогического, в связи с вступлением России в Болонский процесс и принятия обязательных для исполнения подходов к стратегии развития профессионального образования в условиях единого европейского образовательного пространства, в т.ч. переходе к системе «бакалавр-магистр». Система включает в себя следующие уровни: 1) общее высшее образование – срок обучения 2 года; 2) базовое высшее педагогическое образование (бакалавриат
) – срок обучения 2 – 3 года; 3) полное высшее педагогическое образование (магистратура
) – срок обучения 1 – 2 года.
mstone.ru - Творчество, стихи, подготовка к школе