Что дают сложные предложения в речи. Виды сложноподчинённых предложений. Концепции сущности сложного предложения

Если составление схем для сложноподчиненных предложений все еще представляет для вас сложность, прочитайте внимательно эту статью. В ей собраны примеры сложноподчиненных предложений со схемами всех возможных видов. Вдумчиво ознакомьтесь с ними – и задача составить схему для сложного предложения больше не покажется вам трудной.

Что такое сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненным называют предложение, предикативные части которого находятся в неравных отношениях по отношению друг к другу. Одна из частей является главной, другая (другие) – придаточной, т.е. зависимой от главной. Подчинение придаточного предложения выражается с помощью подчинительных союзов и союзных слов.

Кроме того, придаточное предложение может относится ко всему главному предложению в целом (то есть распространять его) либо к какому-то слову в его составе.

Типы сложноподчиненных предложений по значению

В зависимости от того, какими союзами и союзными словами придаточное предложение присоединяется к главному и какие смысловые отношения складываются между частями СПП, последние разделяются на несколько типов. Чтобы было короче, будем называть типы сложноподчиненных предложений по видам придаточных:

    Придаточная изъяснительная . Связь с главным предложением осуществляется за счет союзов что, как, чтобы, ли .

    Отец сказал, что мама вернется с работы поздно.

    [ … ], (что …).

    Придаточная определительная . Связь с главным предложением осуществляется с помощью союзных слов какой, который, чей, что, где, куда, откуда, как .

    Никто так и не смог вспомнить, чей желтый зонт весь вечер простоял в углу.

    [ ... ], (чей …).

    Придаточная присоединительная . Связь с главным предложением осуществляется при помощи союзных слов отчего, почему, зачем , всех падежных форм слова что .

    Объясни мне толком, зачем Настя все это делает.

    [ … ], (зачем …).

    Придаточная обстоятельственная . Это значение выражает большое количество союзов и союзных слов. Поэтому этот тип СПП разбивается еще на несколько подпунктов – в зависимости от того, какие обстоятельственные значения выражают средства связи (союзы и союзные слова).

    Дети с нетерпением ждали, когда, наконец, наступит праздник, а в дом принесут елку.

    [ ... ], (когда …), а (…).

Обстоятельственные значения:

      места (средства связи придаточной и главной частей – союзные слова где, куда, откуда );

      Долго брели, спотыкаясь, и вышли к вечеру на опушку, откуда видна была дорога к городу.

      [ ... ], (откуда …).

      времени когда, пока, лишь, только );

      И она все звала и плакала, плакала и звала, пока окно, наконец, не открылось.

      [ … ], (пока …).

      условия (средства связи придаточной и главной частей – союз если и т.п.);

      Если сейчас пойти прямо, на углу повернуть направо, то сможете выйти прямо к библиотеке.

      (если …), [то … ].

      причины (средства связи придаточной и главной частей – союзы потому что, так как );

      Дети часто поступают против воли родителей, потому что молодежи хочется быстрее попробовать собственные силы.

      [ … ], (потому что…).

      цели чтобы );

      Чтобы добиться осуществления мечты, ты должен будешь хорошо постараться.

      (чтобы …), [ … ].

      следствия (средство связи придаточной и главной частей – союз так что );

      Актер много готовился к прослушиванию, так что он смог получить роль.

      [ ... ], (так что…).

      уступки (средство связи придаточной и главной частей – союз хотя );

Хотя я никогда прежде не поднимался в воздух на воздушном шаре, управлять горелкой и держать корзину на нужной высоте оказалось не так уж сложно.

(хотя …), [ … ].

    сравнения (средства связи придаточной и главной частей – союзы как, будто, словно, чем );

    Все кружилось и плыло перед глазами, будто дурацкая цветная карусель завертела меня по кругу.

    [ … ], (будто …).

    меры и степени (средства связи придаточной и главной частей – союзы что, чтобы и союзные слова сколько, насколько );

    Не могу выразить словами, насколько все эти люди благодарны вам за своевременную помощь!

    [ … ], (насколько …).

    образа действия (средства связи придаточной и главной частей – союзы что, чтобы, будто, как, точно, как будто, словно и союзное слово как ).

    Соберись с духом и танцуй так, будто во всем большом зале нет ни одного человека.

    [ … ], (будто …).

Положение придаточного предложения в СПП

Как вы могли обратить внимание, глядя на сложноподчиненные предложения со схемами, положения главного и придаточного предложений не закреплены жестко, можно придумать несколько разнообразных комбинаций.

    Придаточное предложение может располагаться перед главным:

    Какие бы сложности не поджидали на пути, ты должен упорно идти к своей заветной цели!

    (какие …), [ … ].

    Придаточное предложение может располагаться после главного:

    Сходи к маме, попроси, чтобы она нам помогла.

    [ … ], (чтобы …).

    Придаточное предложение может быть включено внутрь главного:

    Всюду, куда бы мы ни пошли, нас провожали удивленными взглядами.

    [ …, (куда …), … ].

Очевидно, что придаточная в СПП не обязательно должна быть одна. Их может быть и несколько. Тогда стоит рассмотреть все варианты того, какие отношения складываются между придаточными предложениями и главным.

Стоит еще уточнить, схема сложноподчиненного предложения может быть не только линейной (горизонтальной ), как в примерах выше. Для того чтобы наглядно продемонстрировать зависимые отношения между главным предложением и несколькими придаточными, лучше подходят блок-схемы (вертикальные ).

Итак, для нескольких придаточных возможны такие случаи:

Схема разбора сложноподчиненного предложения

Может возникнуть резонный вопрос, зачем же нужны все эти схемы СПП. У них есть как минимум одно прикладное назначение – обязательной частью синтаксического разбора сложноподчиненного предложения является составление его схемы.

Кроме того, как раз схема сложноподчиненного предложения поможет правильно проанализировать его для разбора.

Схема разбора СПП включает следующие пункты-задачи:

  1. Определить, каким предложение является по цели высказывания: повествовательным, вопросительным или побудительным.
  2. Каким – по эмоциональной окраске: восклицательным или невосклицательным.
  3. Чтобы доказать, что предложение именно сложное, нужно определить и обозначить грамматические основы.
  4. Обозначить, какой вид связи частей сложного предложения присутствует: союзная связь, интонация.
  5. Указать тип сложного предложения: сложноподчиненное предложение.
  6. Указать, сколько простых предложений входит в состав сложного, какими средствами присоединены придаточные предложения к главному.
  7. Обозначить главную и придаточную части. В случае сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными следует обозначить их цифрами (степени подчинения).
  8. Указать, с каким словом в главном предложении (или со всем предложением) связано придаточное предложение.
  9. Отметить способ связи предикативных частей сложного предложения: союз либо союзное слово.
  10. Если они имеются, обозначить в главной части указательные слова.
  11. Указать тип придаточного: изъяснительная, определительная, присоединительная, обстоятельственная.
  12. И, наконец, составить схему сложноподчиненного предложения.

Чтобы было понятнее, образец разбора сложноподчиненного предложения:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное. Это сложноподчиненное предложение, в состав которого входит четыре простых предложения. Средства связи: интонация, союзное слово когда , подчинительный союз что .

СПП состоит из одного главного и трех придаточных предложений: первое (2) и второе (3) придаточные предложения являются определительными, оба распространяют слово день в главном предложений и отвечают на вопрос какой? Между собой связаны сочинительным союзом и. Третье придаточное предложение (4) обстоятельственное (меры и степени), распространяет сказуемое второго придаточного предложения (3) и отвечает на вопросы насколько? в какой мере?

Таким образом, это сложноподчиненное предложение с подчинением придаточных следующих видов: однородным и последовательным.

Резюме

Мы подробно рассмотрели разные схемы сложноподчиненных предложений с примерами. Если вы вдумчиво прочитали статью, никакое задание, связанное с СПП, больше не покажется вам сложным.

Мы также остановились на разновидностях схем СПП (горизонтальные и вертикальные). И, главное, на том, как эти схемы помогут вам правильно сделать синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

В данной главе:

§1. Сложноподчинённые предложения. Общая характеристика

Сложноподчинённые предложения - это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой. Они соединены подчинительной синтаксической связью, выраженной подчинительными союзными средствами: .

Общеупотребительным является обозначение сложноподчинённых предложений - СПП.

Независимая часть СПП - главная. Она называется главным предложением.

Зависимая часть СПП - подчинённая. Она называется придаточным предложением.

В СПП может быть несколько придаточных предложений. Поскольку смысловые отношения в СПП выражаются с помощью подчинительных союзов и союзных слов, то и классификация СПП во многом схожа с классификацией подчинительных союзов . Союзные средства в СПП располагаются в придаточной части.
Придаточная часть может относиться к одному слову в главной части или ко всей главной части в целом. Примеры:

Мы общались, как будто были знакомы сто лет.

(придаточное относится ко всему главному)

При встрече мы общались холоднее, чем можно было ожидать.

(придаточное относится к слову холоднее )

§2. Классификация СПП по значению

Классификация СПП отражает значение, выражаемое союзными средствами.

Основное деление - это деление на четыре типа:
1). СПП с придаточным изъяснительным (с союзами: что , как , чтобы , ли ):

Ольга сказала, что вернётся из Пскова в понедельник.

2). СПП с придаточными определительными (с союзными словами: какой , который , чей , что ; где , куда , откуда , как ):

Вот дом, в котором я хотела бы жить.

3). СПП с придаточными присоединительными : (с союзными словами что (в любом падеже), отчего , почему , зачем ):

По утрам он принимал душ, после чего жена кормила его завтраком.

4). СПП с придаточными обстоятельственными :

Мы взошли на холм, откуда открывался прекрасный вид на окрестности.

Обстоятельственное значение может быть разным: обстоятельство образа действия, времени, места и проч. Поэтому обстоятельственные СПП делят на виды по значению.

Обстоятельственные СПП делятся на предложения с придаточными:

1) места (союзные слова: где , куда , откуда ):

Мы спустились к реке, где купались дети.

2) временными (союзы: когда , пока , лишь , только ):

Когда ты позвонил, я спала.

3) условными (союзы: если , коли (устар.):

Если он пригласит меня в кино, я пойду.

4) причинными (союзы: потому что , так как , ибо (устар.):

Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.

5) целевыми (союзы: чтобы , дабы (устар.):

Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость.

6) следствия (союз так что ):

Помочь посидеть с детьми согласилась бабушка, так что они не остались одни.

7) уступительными (союз хотя ):

Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности.

8) сравнительными (союзы: как , будто , словно , чем ):

Встреча прошла очень натянуто и холодно, будто никто из нас не был знаком раньше.

9) меры и степени (союзы: что , чтобы и союзные слова: сколько , насколько ):

Всего за неделю она сделала так много, сколько другие не сделали бы и за месяц.

10) образа действия (союзы: что , чтобы , будто , как будто , точно , словно и союзное слово как ):

Учись так, чтобы тебя не ругали за отметки

§3. Средства синтаксической связи в СПП

Подчинительная синтаксическая связь в СПП может быть выражена по-разному:

  • союзами
  • союзными словами

1. Как уже было сказано выше, типичным средством подчинительной синтаксической связи в СПП являются союзы.

Кроме указанных выше, в СПП широко представлены производные союзы, которые образованы по-разному:

а) из двух простых союзов: как будто , как только , лишь только и др. подобных.

б) из простых союзов и указательных слов с предлогами: после того как ; несмотря на то что ; благодаря тому что и др. подобных.

в) из простых союзов и слов время , причина , цель , условие и др. с указательными словами и предлогами (в то время как ; в то время пока ; с той целью чтобы ; в силу того что и др. подобных)

2. Союзные слова.
Какие слова могут служить средством главной и придаточной частей СПП?

Прежде всего, это относительные местоимения кто , что , какой , каков , который , чей , сколько , стоящие в разных формах, а также наречия где , куда , откуда , когда , зачем , как и др.

Как отличить союзы от союзных слов?

Союзы не являются членами предложения. Они служат только для выражения характера синтаксической связи и значения предложения в целом. К союзам нельзя поставить вопрос.

Союзные слова, напротив, не только служат средством связи, но и являются членами предложения. К ним можно ставить вопросы. Например:

Я хорошо помню мелодию, которую часто напевала моя мать.

(мелодию (какую?) которую - союзное слово)

В русском языке наблюдается омонимия союзов и союзных слов: что , как , когда .

Я думаю, что она приедет завтра.

(что - союз)

Я знаю, что она тебе ответила.

(что - союзное слово, выраженное относительным местоимением)

Кроме того, подчинительные союзы в отличие от союзных слов не выделяются логическим ударением.

Подчинительные союзы не могут быть заменены на слово из главной части, а союзные слова могут:

Я помню разговор, который ты завела со мной перед своим отъездом.

(который =разговор)

Союзы иногда можно опустить, а союзные слова нет:

Я знала, что мы расстались навсегда.

(синонимично: Я знала: мы расстались навсегда )

Я знаю, что говорю.

(опустить союзное слово что невозможно)

§4. Место придаточного предложения относительно главного

Придаточная часть может занимать различное положение по отношению к главной части:

1) она может предшествовать главной части:

Когда мать пришла, сын уже был дома.

2) она может следовать за главной частью:

Сын уже был дома, когда мать пришла.

3) она может располагаться внутри главной части:

Сын, когда мать пришла, уже был дома.

Схемы СПП:

[ … ] 1 , (чтобы…) 2 - сложноподчинённое предложение, например:

Я всё сделаю 1 ,/чтобы она была счастлива 2 .

(чтобы…) 1 , […] 2 - сложноподчинённое предложение, например:

Чтобы она была счастлива 1 ,/ Митя сделает всё 2 .

[… , (чтобы…) 2 …] 1 - сложноподчинённое предложение, например:

Митя 1 ,/ чтобы она была счастлива 2 ,/ сделает всё 1 .

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли, то СПП - это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой?

  2. Верно ли, что подчинительная синтаксическая связь в СПП может быть выражена по-разному: подчинительными союзами и союзными словами?

  3. Верно ли, что главной частью СПП является зависимая часть, которая называется придаточным предложением?

  4. Верно ли, что подчинённой частью СПП является независимая часть, которая называется главным предложением?

  5. К какому типу относится СПП: Я думаю, что мы обязательно встретимся.?

  6. К какому типу относится СПП: Это книга, которую мне рекомендовала Татьяна Николаевна.?

    • СПП с придаточным изъяснительным
    • СПП с придаточным определительным
  7. К какому типу относится СПП: Мы поговорили, после чего Ванька раскаялся в своём поступке.?

    • СПП с придаточным присоединительным
    • СПП с придаточным определительным
    • СПП с придаточным обстоятельственным
  8. К какому типу относится СПП: Я спал, когда он пришёл .?

    • ССП с придаточным определительным
    • ССП с придаточным изъяснительным
  9. Верно ли, что союзы являются членами предложения, а союзные слова нет?

  10. Что может быть заменено словом из главной части СПП: союз или союзное слово?

    • союзное слово

Правильные ответы:

  1. СПП с придаточным изъяснительным
  2. СПП с придаточным определительным
  3. СПП с придаточным присоединительным
  4. СПП с придаточным обстоятельственным (времени)
  5. союзное слово
  • Глава 19. Пунктуация в предложениях с разными видами синтаксической связи

Вконтакте

Министерство образования Российской Федерации

Городская научно - практическая конференция


Научно - практическое исследование

на тему: "Сложноподчинённые предложения"


Выполнил:

ученик МОУ СОШ №73

Кокора М. Н.

Руководитель:

Иванова А. С.


Краснодар 2011


Введение

3. Сложноподчинённые предложения, их виды

4. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях

5. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

6. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными

7. Типичные ошибки в построении сложноподчинённых предложений


Введение


Цель работы: изучить виды сложноподчинённых предложений.

Методы: наблюдение, анализ, синтез, работа с научной литературой.

Русский язык-это национальный язык русского народа, включающий в себя всю совокупность языковых средств, которые используют в своем общении русские люди. Вместе с украинским и белорусским он входит в группу восточнославянских языков.

Высшей формой русского языка является язык литературный, обладающий целой системой норм, в становлении и укреплении которых, их обработке и шлифовке выдающуюся роль сыграли русские писатели, учёные, публицисты, общественные деятели.

Нормы литературного языка охватывают как устную, так и письменную речь, произношение, лексику, грамматику, правописание. Например, в русском литературном языке не принято говорить "облегчить", "средства", "инструмент" (надо: облегчить, средства, инструмент).

Синтаксис сложных предложений тоже подчинен определенным литературным нормам языка. Каждый культурный человек должен хорошо владеть ими, уметь грамотно строить свою речь.

Правописание и построение сложных предложений всегда вызывало у меня трудности. Я узнал, что эта тема сложна не только для меня.

Среди моих одноклассников я провёл опрос по теме "Сложноподчинённое предложение". На вопрос, что такое предложение правильно ответили лишь 17,6% опрошенных. Не точную формулировку определения предложения дали 41,2%, не ответили на вопрос - 41,2%. Чёткое определение сложного предложения дали 29,4%. имеют какое-то понятие об этой теме 29,4%, а совсем не ответили на вопрос 41,2%. Все особенности сложноподчинённых предложений не смог выделить ни один ученик, совсем не ответили на этот вопрос 35,3%. Виды сложноподчинённых предложений правильно указали 35,3%, не все виды выделили 23,5%, подвиды указали 23,5% ответивших на этот вопрос, из которых ни один ученик не обнаружил все случаи, не справились с этим заданием 41,2% опрошенных.

Таким образом, мы видим, что тема "Сложноподчинённое предложение" вызывает затруднение не только у меня. А ведь известно, что очень важно уметь правильно строить сложные предложения и грамотно расставлять в них знаки препинания.

Именно для того, чтобы допускать меньше ошибок в родном языке и разобраться в тонкостях построения сложных предложений, я решил работать над данной темой.


1. Понятие сложных предложений, их виды


Сложным называется предложение , имеющее в своём составе два или несколько простых предложений, образующих в смысловом, конструктивном и интонационном отношении единое целое.

По способу соединения простых предложений в сложные различаются союзные и бессоюзные сложные предложения. Первые подразделяются на два типа сложных предложений: сложносочинённые и сложноподчинённые предложения (см. приложение, табл.1).

Различие между последними двумя типами сложных предложений основано в первую очередь на различной синтаксической функции сочинительных и подчинительных союзов. Кроме того, при сочинении предложения могут сохранять свою смысловую самостоятельность и синтаксическое равноправие, тогда как при подчинении предложений одно из них в смысловом и синтаксическом отношении обычно подчинено другому. Сравните: Все жаловались на холод, и дождь стучал в окна (Чехов); Мечик вспомнил о первом впечатлении, которое произвела на него сестра (Фадеев). Первое предложение сложносочинённое; каждая из его частей носит характер самостоятельного утверждения и сохраняет синтаксическую независимость; возможна перестановка обеих частей без нарушения смысла и структуры сложного целого. Второе предложения сложноподчинённое; вторая часть в нём носит характер зависимого утверждения и в синтаксическом отношении не равноправна с первой частью сложного целого.

Часто в одном предложении встречается несколько типов связи, что вызывает у учеников повышенное затруднение при постановке знаков препинания. Следующая глава моего реферата именно о таких предложениях.


2. Сложные синтаксические конструкции, способы их образования


Способы образования сложных синтаксических конструкций.

Сложными синтаксическими конструкциями называются сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Сюда относятся:

)сочинение и подчинение;

)сочинение и бессоюзная связь;

)подчинение и бессоюзная связь;

)сочинение, подчинение и бессоюзная связь одновременно.

Примеры таких предложений смешанного типа с подчинительной связью:

1. Татьяна Афанасьевна подала брату знак, что больная хочет уснуть, и все вышли потихоньку из светлицы, кроме служанки, которая снова села за самопрялку (Пушкин).



3. Как ни был он подготовлен, сердце ёкнуло: всё-таки большое событие (Пантелеев).



4. И он стал рассказывать, почему не вышло: кругом всё уже было залито водой, и для того чтобы попасть в деревню, надо было идти по узкой полосе в несколько десятков метров с двух сторон железной дороги.

синтаксический препинание сложноподчинённый предложение


Сложноподчинённые предложения, их виды


Сложноподчиненным называется предложение , части которого связаны между собой подчинительными союзами или относительными словами.

Подчинительная связь между частями сложноподчинённого предложения выражается в синтаксической зависимости одной части слова от другой.

Часть сложноподчинённого предложения, синтаксически зависимая от другой, подчиняющей части, называется придаточным предложением. Часть сложноподчинённого предложения, которой подчинено придаточное, называется главным предложением.

Подчинительная связь выражается в определённых формальных показателях - подчинительных союзах и относительных (союзных) словах.

Союзы служат только средством синтаксической связи между частями сложноподчинённого предложения, относительные (союзные) слова наряду с этим выполняют функцию одного из членов предложения. Сравните: Макар почувствовал, что его кто-то толкнул ногой (Короленко); Старик не сумел ответить, что он будет делать с кладом (Чехов).

В первом предложении что выполняет функцию союза, так как оно лишено семантической знаменательности и служит только средством связи и показателем синтаксических отношений между частями сложного предложения.

Во втором предложении что является относительным (союзным) словом, так как оно не теряет своей семантической полнозначности и выполняет роль дополнения в придаточном предложении.

Существуют следующие виды придаточных предложений:

)определительное; 2)изъяснительное; 3)времени; 4)места; 5)образа действия; 6)причины; 7)цели; 8)сравнительное; 9)условное; 10)уступительное; 11)следствия (см. приложение табл.2).


Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях


Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с обеих сторон, если находится внутри главного.

Иногда, при интонационном подчёркивании, придаточные изъяснительные (а также условные с союзом ли ), стоящие перед главным предложением, отделяются от него не запятой, а тире: Кто весел -тот смеётся (Лебедев - Кумач); Как рассказывал учитель - долго слушал у окна я (Плещеев); Конечно, хорошо, что он с ней венчается, а как жить будут - кто знает (М. Горький); Пахарь ли песню вдали запоёт - долгая песня за сердце берёт; лес ли начнётся - сосна да осина (Некрасов) (в последнем примере во второй части - неполное предложение).

В редких случаях перед подчинительным союзом ставится двоеточие; это имеет место тогда, когда в предыдущей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте можно вставить слова): а именно: Хаджи - Мурат сидел рядом в комнате и, хотя не понимал того, что говорили, понял, однако, то, что ему нужно было понять: что они спорили о нём и что его выход от Шамиля есть дело огромной важности для русских… (Л. Толстой).

Когда придаточное предложение соединено с главным при помощи сложного подчинительного союза (потому что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, так что, вместо того чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, после того как, в то время как, с тех пор как и т. п.), то запятая ставится один раз:

) перед союзом, если придаточное предложение следует за главным: Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все (Лермонтов);

) после всего придаточного предложения, если оно предшествует главному: По мере того как я рассказывал, он приходил в себя (М. Горький).

Примечание . В зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части: первая часть войдёт в состав главного предложения как относительное слово, а вторая будет выполнять роль союза; в таких случаях запятая ставится только перед второй частью сложного союза: Он исхудал за одну ночь так, что остались только кожа и кости (Л. Толстой); Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор, пока сама не проснётся (Аксаков).

Сложные союзы тогда как, словно как, даже если, лишь когда не разбиваются.

Если перед подчинительным союзом или относительным словом стоит отрицание не либо повторяющийся дальше сочинительный союз и, или, либо и т. п., то придаточное предложение не отделяется от главного запятой: Важно не что он сказал, а как он это сказал; Было шумно и когда дети играли на дворе, и когда они собирались в столовой (между придаточным предложением запятая в подобных случаях ставится).

Не являются придаточными предложениями и не отделяются поэтому запятой неразложимые выражения во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало, кто во что горазд, что есть мочи и т. п.

Придаточное предложение, состоящее из одного только относительного слова, запятой не отделяется: Он обиделся, но не сказал почему.

Также необходимо учитывать постановку знаков препинания в простом предложении в составе сложного (однородные члены предложения, вводные конструкции, обращения, причастные и деепричастные обороты и т. п.).

Но существуют такие виды сложноподчинённых предложений, для которых эти правила применить нельзя, и о таких предложения следующая глава реферата.


5. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными


В таких предложениях возможны два типа отношений между объединёнными предложениями.

Все придаточные предложения относятся непосредственно к главному предложению.

В зависимости от значения придаточных предложений и их отношения к главному они могут быть однородными подчинёнными предложениями и неоднородными.

Однородными называются одноимённые придаточные предложения, относящиеся к одному и тому же члену главного предложения или ко всему главному предложению в целом. Между собой эти предложения связываются сочинительной связью и потому называются придаточными соподчинёнными.

В предложении Она, Аночка, пошла вместе с ним, довольная, что угодила ему и что может побыть на берегу и отдохнуть от нянченья наскучившего Павлика (Федин) два придаточных изъяснительных, соединённых между собой сочинительным союзом и, относятся к одному члену главного предложения довольная.

Неоднородными называются придаточные предложения разноимённые, т. е. относящиеся к разным типам по значению, а также придаточные одного типа, но относящиеся к разным членам главного предложения. Такое подчинение называется параллельным.

В предложении В городе был большой бульвар с двумя цветниками и с английским сквером с павильонами, где кушали мельхиоровыми ложечками мороженое, с домиком, в котором пили кумыс и йогурт (Федин) два придаточных определительных, но они не однородны, так как относятся к разным членам главного предложения.

Придаточные предложения образуют цепь: первое относится к главному, второе - к первому придаточному, третье - ко второму придаточному и т. д. Такое подчинение называется последовательным, а придаточное - соответственно придаточными первой степени, придаточными второй степени и т. д.

В предложении Он достиг последнего лестничного марша и увидел, что кто-то сидит на ступеньках пониже площадки, на которую выходила его дверь (Панова) придаточное изъяснительное, относясь к главному, имеет при себе придаточное определительное.


6. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными


Запятая ставится между однородными придаточными предложениями, если они не соединены союзами: Мне всё ещё не верилось, что это был наш родной степной певун, что слышалось пенье жаворонка; если придаточные части сложноподчинённого предложения сильно распространены, особенно когда внутри них уже имеются запятые, вместо запятой ставится точка с запятой: Не потерплю, чтоб развратитель огнём и вздохов и похвал младое сердце искушал; чтоб червь презренный, ядовитый точил лилеи стебелёк; чтобы двухутренний цветок увял ещё полураскрытый (Пушкин).

Если придаточные части сложноподчинённого предложения соединены неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, запятая не ставится: Получили известие, что Волга стала и что через неё потянулись обозы (Аксаков).

Примечание . Между придаточными предложениями с последовательным подчинением запятая ставится на общем основании: Было совершенно темно, когда Макар почувствовал, что его кто-то толкнул ногой (Короленко).

При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и относительном слове), а также при встрече сочинительного союза и подчинительного (или относительного слова) запятая между ними ставится, если дальше не следует вторая часть сложного союза - то, так, но; в противном случае запятая не ставится. Например: Мечик почувствовал, что, если вновь придётся отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от Пики (Фадеев) - придаточное условное с союзом если можно опустить или переставить в другое место предложения, поэтому запятая между двумя союзами ставится; Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уж впоследствии времени мне будет трудно освободится от его опеки (Пушкин) - придаточное условное с союзом если нельзя опустить или переставить, так как рядом окажется что…то, поэтому запятая между двумя союзами не ставится.

Запятая и тире ставятся в следующих случаях:

)перед главным предложением, которому предшествует ряд однородных, если подчёркивается распадение единого целого на две части: Делал ли что-нибудь для этого Шпольц, что делал и как делал, - мы того не знаем (Добролюбов);

)перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение или дальнейшую часть того же предложения: Я знала очень хорошо, что это был муж: мой, не какой-нибудь новый, неизвестный мне человек, а хороший человек, - муж мой, которого я знала, как самое себя (Л. Толстой);

)в периоде (значительном по объёму сложном предложении, которое делится паузой на две части- повышение и понижение) между его частями: О, если правда, что в ночи, когда покоятся живые и с неба лунные лучи скользят на камни гробовые, о, если правда, что тогда пустеют тихие могилы, - я тень зову, я жду Лейлы: ко мне, друг мой, сюда, сюда! (Пушкин).


Типичные ошибки в построении сложноподчинённых предложений


Не только ученики, но и абитуриенты при сдаче экзаменов часто делают ошибки в построении сложноподчинённых предложений. Основные такие ошибки указаны в этой таблице.


не правильноправильнопричина1.Который человек бережёт свою честь, он не сделает подлости.Человек, который бережёт свою честь, не сделает подлости.Определительное придаточное должно следовать за определяемым словом.2.К числу достижений преподавательского коллектива гимназии следует отнести то, что в ней успешно проводится воспитательная работа, внеклассные мероприятия хорошо налажены, из года в год повышается успеваемость учащихся. во втором придаточном предложении следовало тоже использовать обратный порядок словБез должного основания устанавливается различный порядок слов в соподчинённых придаточных предложениях.3.Главное, чему необходимо уделить внимание, это художественной стороне произведения.Главное, чему необходимо уделить внимание, - это художественная сторона произведения.Смешение конструкции, главное предложение "перебивается" находящимся внутри его придаточным.4.Студенты проходили практику в одном из цехов завода, который недавно был реконструирован.1)…в одном из цехов завода, недавно реконструированном; 2)…в одном из цехов завода, недавно реконструированного.Неправильный порядок слов в сложном предложении с придаточным определительным порождает двузначность или искажает смысл высказывания.5.1.Создалась обстановка, когда мало что благоприятствовало улучшению работы.Создалась обстановка, которая мало благоприятствовала улучшению работы.Неправильное употребление союзов и союзных слов. Союз или союзное слово заменяется другим союзом или союзным словом, которое не подходит для данного контекста.5.2.Условия для реализации мирных договорённостей были налицо, однако тем не менее добиться урегулирования конфликта до сих пор не удалось.Условия для реализации мирных договорённостей были налицо, тем не менее добиться урегулирования конфликта до сих пор не удалось.Постановка рядом однозначных союзов.5.3.Докладчик привёл новые данные, которые, кажется, что где-то частично были уже опубликованы.союз что лишний Союз оказывается лишним после вводного слова, которое ошибочно принимают за часть главного предложения.5.4.Если бы предложения западных держав были бы приняты, ничего не изменилось бы, разве что была бы создана комиссия по инвентаризации вооружения.Если предложения западных держав были приняты, ничего не изменилось бы, разве что бала бы создана комиссия по инвентаризации вооружения.Повторение частицы бы в придаточных предложениях, в которых сказуемое выражено в форме условно-сослагательного наклонения.5.5.Врачи считают, что болезнь настолько опасна, что приходится опасаться за жизнь больного. Врачи считают: болезнь настолько опасна, что приходится опасаться за жизнь больного. Загромождение сложного предложения одинаковыми союзами или союзными словами при последовательном подчинении придаточных предложений. 5.6.В современной Венгрии сельское хозяйство настолько отличается от того, что было до второй мировой войны, как вообще вся экономика страны отличается от довоенной.…в такой же мере отличается …в какой вся экономика страны…(не существует парного союза настолько - как)Неудачное построение с парным сопоставительным союзом.6.Автор сгоряча сказал рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что имеется в книге. Автор сгоряча сказал рецензенту, что как же он мог не заметить того нового, что имеется в книге.Смешение прямой и косвенной речи. Придаточное предложение, образующее косвенную речь, сохраняет элементы прямой речи (формы личных местоимений и глаголов). 7.Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимавшей почти полпарка. Вечером мы были на туристской базе, стоявшей на берегу моря и занимавшей почти полпарка. Неправильное совмещение придаточного предложения и причастного оборота.

Список используемой литературы


Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Русский язык на отлично. Правила и упражнения. М.: Махаон, 2005.

Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 1988.

Фёдорова М. В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии и пунктуации. СПб.: "Валерии СПД", 1998.

Василенко М. В., Денисова М. А., Лагутина Е. В. Русский язык в таблицах. 5-9 классы. М.: "Издат-школа 2000".

Воителева Т. М., Войлова К. А., Герасименко Н. А. и др. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999.

Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М.: Просвещение, 2001.

Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык: Учебные пособия для вузов. М.: Рольф; Айрис-пресс, 2000.

Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М.: Рольф, 1996.

Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь - справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976.


Теги: Сложноподчинённые предложения Реферат Английский

Виды придаточных предложений:

Определительные

относятся к существительному, всегда находятся после главного или внутри главного предложения

Союзные слова: что, кто, который, где, куда, откуда…

Егорушка в надежде, что туча уходит мимо, выглянул из рогожи.

Изъяснительные

относятся в главном предложении к словам со значение речи (говорит, просить, отвечать), мысли (думать, размышлять), чувства (радоваться, жаль, ради др)

Вопросы косвенных падежей

Союзы и союзные слова: что, как будто, чтобы, ли

Мы знали, что Петька принес всего двух карасей, но молчали

Обстоятельственные замещают позицию обстоятельств разного рода и отвечают на вопросы, характерные для обстоятельств.

Где? Куда? Откуда?

Союзные слова: где, куда, откуда

Деревья кругом, куда ни взглянешь, были золотые.

2. Времени

Когда? С какого времени? До какого времени?

Когда, с тех пор, едва, как только

Только иногда, когда речь заходила о фронтах, незнакомец умолкал.

3.Условия

При каком условии?

Если, если…то

Если начнутся дожди, палатки придется переносить выше.

4. Причины

Почему? По какой причине?

Потому что, оттого что, так как, ибо

Вероятно, это был медведь, потому что лось кричит не так и только осенью.

С какой целью? Для чего?

Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку.

6. Следствия

Вследствие чего что

произошло?

Снег становился белее, так что

ломило глаза.

7. Образа действия

Как? Каким образом?

как, будто, точно, словно

Старик говорил так, как будто было очень холодно.

8. Меры и степени

В какой мере? В какой степени? До какой степени?

что, как, сколько

Гонщик вернулся быстрее, чем мы предполагали.

9. Сравнения

Как что? Как кто? Чем что? Чем кто?

как, чем, словно, будто…

Мы втроем начали беседу, как будто век были знакомы.

10. Уступки

Несмотря на

хотя, несмотря

на, пусть, пускай, даром что

Этот дом назывался

постоялым двором, хотя возле него никакого двора не было.

Особенности лексики начного стиля речи

Так как ведущей формой научного мышления является понятие, почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы - термины. Термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии. Однако это не означает его стилистической нейтральности. Термину, также как и многим другим лексическим единицам, присуща стилистическая окрашенность (научного стиля), которая отмечается в виде стилистических помет в соответствующих словарях. Приведем примеры терминов: «атрофия», «численные методы алгебры», «диапазон», «зенит», «лазер», «призма», «радиолокация», «симптом», «сфера», «фаза», «низкие температуры», «керметы». Значительная часть терминов является интернациональными словами.


В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.); в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20 % общей лексики научного стиля. В приведенном фрагменте научно-популярного текста термины выделены особым шрифтом, что позволяет увидеть их количественное преимущество по сравнению с другими лексическими единицами:

« К тому времени физики уже знали, что эманация - это радиоактивный химический элемент нулевой группы периодической системы, то есть - инертный газ; порядковый номер его - 86, а массовое число наиболее долгоживущего изотопа - 222. »

Для терминов, как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста, характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже - в двух значениях, которые являются терминологическими: сила, размер, тело, кислый, движение, твердый (Сила - величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением). Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика). Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: «солнечное сплетение», «прямой угол», «наклонная плоскость», «глухие согласные», «деепричастный оборот», «сложносочиненное предложение», а также различного рода клише: «заключается в …», «представляет собой …», «состоит из …», «применяется для …» и пр.

103 .Основные разделы русского языка

1. Фонетика и орфоэпия. Фонетика - раздел науки, изучающий звуковой строй языка. Основные единицы фонетики - звук, слог. Практическое применение фонетика находит в орфоэпии - науке о правильном произношении.

2. Грамматика изучает строй языка.

3. Семантика. Лексикология. Значения слов и словосочетаний изучает семантика (семасиология) .

Лексикология изучает взаимоотношения различных слов внутри языка.

4. Стилистика - учение о стилях речи и средствах языковой выразительности и условиях использования их в речи.

5. Сравнительно-историческое языкознание. Семьи языков, сравнительно-исторический метод.

6. Историческая лингвистика. История языка, диалектология.

7. Графика. Тесно связанный с фонетикой раздел графика изучает буквы, т. е. изображение звуков на письме, и соотношение между буквами и звуками.

8. Культура речи. Культура речи - раздел языкознания, изучающий практическую реализацию в речи норм литературного языка.

9. Орфография - раздел науки, изучающий правила правописания.

10. Фразеология изучает устойчивые выражения типа "бить баклуши", используемые в данном языке.

11. Этимология. Происхождение различных слов и выражений.

Сложные предложения, это общеизвестно, представляют собой структуры, в которые входит более одного простого предложения. разделяются на три вида:

  • сложные бессоюзные (СБП),
  • сложносочиненные (ССП),
  • сложноподчиненные предложения (СПП).

Каждый вид имеет собственные особенности, но в речи их роль похожа: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, так же как бессоюзные, делают речь максимально информативной, позволяют передать разные семантические отношения, выразить стилистические особенности речи. ССП, СБП, СПП чаще всего употребляются в книжной речи. Для они часто оказываются громоздкими.

Сложноподчиненные предложения - один из самых сложных и разнообразных видов синтаксических конструкций.

Называют ССП такую синтаксическую конструкцию, в которой части связаны или союзными словами. Из этого вытекает, что в СПП части не равноценны. Зависимая часть называется придаточным предложением. Та часть, которой она подчиняется - главной. Союз или союзное слово входят в придаточное. (Когда ему стало жарко , Максим вышел на балкон. Она не пришла на праздник, потому что настроение было испорчено .)

Части СПП связаны структурно и по смыслу. Часто случается так, что главная часть просто непонятна, а потому не может существовать без придаточной. (Она чувствовала, что ее глупая выходка еще будет иметь последствия . Я тот, кто прекратит, наконец, это безобразие ).

В зависимости от союзов и значения придаточной части, сложноподчиненные предложения делятся на виды. Некоторые филологические школы делят придаточные предложения на две группы: определительные и дополнительные. Однако большинство ученых придерживаются другого мнения, подразделяя сложноподчиненные предложения на 10 видов по значению придаточных. Именно эта классификация изучается в школе.

Отвечают на вопрос (Какой?). В них придаточные присоединяются союзами (куда, откуда, который, чей и пр.) либо союзными словами (чтобы, словно, точно, будто).

*Примечание. Союзные слова являются членами предложения, союзы - не являются.

Примеры. Из квартиры напротив доносились крики (какие?), которые не давали уснуть. В окно виднелась равнина (какая?), откуда изредка доносилось непонятное громыхание. Я видел ее такой (какой?), будто она только сошла с фотографии.

Сложноподчиненные предложения с для связи частей используют союзы (как, что, чтобы, будто), союзные слова (кто, откуда, как). Придаточные в них отвечают на это главная примета придаточных изъяснительных. (Она еще раз уверилась в том (в чем?), что делегация задерживается. Она вернула поцелуй тому (кому?), кто так долго этого ждал. ).

Сложноподчиненные с придаточными образа действия (Как? В какой степени? Насколько?) используют союзы (как, словно, точно и пр.), союзные слова (насколько). (Он подготовился настолько (насколько?), насколько позволяло время и его скудный ум. )

Придаточные места (Где? Откуда?) используют союзные слова (где, там, куда и им подобные) (Я буду жить там (Где?), где солнце каждый день ныряет в море .)

Придаточные времени (Во сколько? Насколько?) присоединяются при помощи относительных слов (до тех пор пока, когда, прежде и т.п.) (Я буду повторять до тех пор (До каких пор? Сколько?), пока ты не запомнишь. )

Существуют другие виды сложноподчиненных предложений - это подчиненные с придаточными

Условия (Я прощу тебя (при каком условии?), если ты исправишь свою ошибку.)

Причины (Я очень удивилась, по той причине, что не была готова к его выходке.)

Цели (Я вернусь, чтобы мы могли сделать мир прекраснее. )

Сравнительными (Мы так обрадовались, как будто Вера была нам родней. )

Уступительными (У него все валилось из рук, как бы Сенька не старался. Вопреки шепоту, сопровождавшему ее повсюду, Нелли ходила с гордо поднятой головой.)

Следствия (Он раскричался, так что дело принимало плохой оборот. )

Присоединительные (Он был неправ, в чем и поспешил добровольно признаться.)



Что еще почитать