С кем сражался ермак в сибири. Ермак Тимофеевич - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Ермак Тимофеевич краткая биография

Освоение Сибири – одна из самых значимых страниц в истории нашей страны. Огромные территории, в настоящее время составляющие большую часть современной России, в начале XVI века были, фактически, «белым пятном» на географической карте. И подвиг атамана Ермака, завоевавшего для России Сибирь, стал одним из самых значимых событий в формировании государства.

Ермак Тимофеевич Аленин – одна из самых малоизученных личностей подобного масштаба в российской истории. До сих пор достоверно неизвестно, где и когда родился прославленный атаман. По одной из версий, Ермак был родом с берегов Дона, по другой – с окрестностей реки Чусовая, по третьей – местом его рождения была Архангельская область. Неизвестной остается и дата рождения – в исторических хрониках указывается период с 1530 по 1542 гг.

Воссоздать биографию Ермака Тимофеевича до начала его Сибирского похода практически невозможно. Достоверно неизвестно даже, является ли имя Ермак его собственным или это все-таки прозвище казачьего атамана. Однако с 1581-82 гг., то есть непосредственно с начала Сибирского похода, хронология событий восстановлена достаточно подробно.

Сибирский поход

Сибирское ханство, как часть распавшейся Золотой Орды, долгое время сосуществовало в мире с Русским государством. Татары выплачивали ежегодную дань московским князьям, однако с приходом к власти хана Кучума выплаты прекратились, а отряды татар начали совершать нападения на русские поселения на Западном Урале.

Доподлинно неизвестно, кто являлся инициатором Сибирского похода. По одной из версий, Иван Грозный поручил купцам Строгановым профинансировать выступление казачьего отряда на неизведанные сибирские территории, чтобы прекратить татарские набеги. По другой версии событий, Строгановы сами решили нанят казаков для охраны собственности. Однако существует и еще один вариант развития событий: Ермак с товарищами разграбили строгановские склады и вторглись на территорию ханства с целью поживы.

В 1581 году, поднявшись на стругах вверх по реке Чусовая, казаки перетащили лодки волоком в реку Жеравля Обского бассейна и устроились там на зимовку. Здесь произошли первые стычки с отрядами татар. Как только сошел лед, то есть весной 1582 года, отряд казаков добрался до реки Тура, где вновь разбили высланным им навстречу войска. Наконец Ермак дошел до реки Иртыш, где отряд казаков захватил главный город ханства – Сибирь (ныне Кашлык). Оставшись в городе, ермак начинает принимать делегации от коренных народов – хантов, татар, с обещаниями мира. У всех прибывших атаман принимал присягу, объявляя их подданными Ивана IV Грозного, и обязывал платить ясак – дань – в пользу русского государства.

Покорение Сибири продолжилось летом 1583 года. Пройдя по течению Иртыша и Оби, Ермак захватывал поселения – улусы — народов Сибири, принуждая жителей городков принимать присягу русскому царю. Вплоть до 1585 года Ермак с казаками воевал с отрядами хана Кучума, развязывая многочисленные стычки по берегам сибирских рек.

После взятия Сибири Ермак отправил посла к Ивану Грозному с рапортом об успешном присоединении земель. В благодарность за радостную весть царь одарил не только посла, но и всех казаков, участвовавших в походе, а самому Ермаку передал в дар две кольчуги превосходной работы, одна из которых, по словам придворного летописца, принадлежала ранее знаменитому воеводе Шуйскому.

Гибель Ермака

Дата 6 августа 1585 года в летописях отмечена как день гибели Ермака Тимофеевича. Небольшая группа казаков — около 50 человек – под предводительством Ермака остановилась на ночевку на Иртыше, близ устья реки Вагай. Несколько отрядов сибирского хана Кучума напали на казаков, перебив почти всех сподвижников Ермака, а сам атаман, по данным летописца, утонул в Иртыше, пытаясь вплавь добраться до стругов. По данным летописца, утонул Ермак из-за царского подарка – двух кольчуг, которые своей тяжестью и утянули его на дно.

У официальной версии гибели казачьего атамана есть и продолжение, однако эти факты не имеют какого-либо исторического подтверждения, а потому считаются легендой. Народные сказания гласят, что спустя день тело Ермака выловил из реки рыбак-татарин, и доложил о своей находке Кучуму. Собственноручно удостовериться в гибели атамана съехалась вся татарская знать. Смерть Ермака стала причиной большого праздника, который продолжался несколько дней. Татары развлекались, стреляя в тело казака, в течение недели, затем, забрав подаренные кольчуги, ставшие причиной его гибели, Ермака похоронили. На данный момент историки и археологи рассматривают несколько районов как предположительные места захоронения атамана, однако официального подтверждения подлинности погребения нет до сих пор.

Ермак Тимофеевич – не просто исторический деятель, это одна из ключевых фигур в русском народном творчестве. О деяниях атамана создано множество легенд и сказов, и в каждом из них Ермак описывается как человек исключительной отваги и мужества. При этом о личности и деятельности покорителя Сибири достоверно известно очень немногое, и столь явное противоречие заставляет исследователей вновь и вновь обращать свое внимание на национального героя России.

09.05.2015 0 11557


Насколько сложно отличить реальную историю от умело рассказанной легенды? Особенно когда обе они касаются абсолютно реального человека. О Ермаке Тимофеевиче , казачьем атамане, жившем в середине — конце XVI века, легенды сочиняли как друзья, так и враги.

Великий воин и покоритель Сибири, сражавшийся и погибший во славу своей страны. Споры идут насчет его имени, количества войск под началом и обстоятельств смерти... Но подвиг его не вызывает сомнений.

Голод и осада

Сибирь, татарский город Кашлык (Искер), 1585 год. Зима была долгой и чудовищно холодной, даже по сибирским меркам. Снега навалило столько, что было сложно пройти пару шагов, не то что охотиться. И ночью и днем беспрестанно дул промозглый ледяной ветер.

Ранее из-за непрекращающихся осенних боев казакам не удалось собрать достаточно припасов. Войско Ермака не привыкло роптать, но еды катастрофически не хватало, а людей и так оставалось не более двух сотен...

Весна не принесла облегчения: снова пришли татары, взяв город в кольцо. Осада грозила растянуться на многие месяцы, обрекая казаков на голодную смерть. Но Ермак оставался Ермаком — как всегда, мудрым и хладнокровным.

Выждав до июня и усыпив бдительность татар, он послал своего ближайшего сподвижника — Матвея Мещеряка—на ночную вылазку. Матвей вместе с двумя десятками воинов пробрались к стану Карачи — татарского полководца—и устроили резню.

Карачи с трудом спасся бегством, но оба его сына погибли, а казаки растворились в ночи также неожиданно, как и пришли.

Осада была снята, да только вопрос провианта оставался столь же острым, как и зимой. Как накормить войско, когда татары могут напасть в любой момент?

И вот в августе пришла долгожданная добрая весть—к Кашлыку приближается богатый торговый караван с припасами для казаков. Надо лишь защитить его от врага...

Что в имени тебе моем?

Доподлинно неизвестно, в какой год родился Ермак. Даты называют разные: 1532, 1534, 1537 и даже 1543 год. Разнятся и слухи о месте его рождения — то это село Борок на Северной Двине, то неизвестный поселок с реки Чусовой, то Качалинская станица на Дону. Оно и понятно, чуть ли не каждый казачий род хотел похвалиться, что именно у них появился на свет легендарный атаман!

Под вопросом стоит даже имя Ермака. Одни историки утверждают, что Ермак — это сокращение от русского имени Ермолай, другие зовут его Ермилом, третьи производят имя от Германа и Еремея. А может, Ермак — это лишь прозвище? И на самом деле атамана звали Василий Тимофеевич Аленин. Откуда взята фамилия, неизвестно — в те времена среди казаков они были не в ходу.

Кстати, о казаках: слово «армак» у них означало «большой», как общий котел для трапезы. Ничего не напоминает? И разумеется, нельзя забывать о врагах Ермака, которые при всей своей к нему ненависти уважали его безмерно. Ирмак на монгольском — «стремительно бьющий ключ», практически гейзер. На татарском ярмак означает «рубить, рассекать». На иранском эрмек—«муж, воин».

И это еще далеко не весь список! Представьте, сколько копий сломали историки, споря между собой и пытаясь раскопать то самое, настоящее имя Ермака или хотя бы его происхождение. Увы, казаки редко вели летописи, а при устном распространении информации что-то теряется, что-то додумывается, что-то меняется до неузнаваемости. Примерно так реальная история и распадается на десятки мифов. Единственное, чего нельзя отрицать, — имя у Ермака оказалось очень удачное.

Вольный казак

В первые десятилетия зрелой жизни, где-то до 1570 года, Ермак Тимофеевич отнюдь не был ангелом. Он был типичным казачьим атаманом, ходившим по вольной Волге со своей дружиной и нападавшим на русские купеческие караваны да татарские и казахские отряды. Наиболее распространенное мнение гласит, что Ермак в молодые годы поступил на службу к знаменитым тогда уральским купцам Строгановым, охраняя товар на Волге и Дону. А затем уже «пошел от работы на разбой», собрал себе малое войско и перешел к вольнице.

Впрочем, спорный период в жизни Ермака длился относительно недолго. Уже в 1571 году он помогал дружине отбивать нападение крымского хана Девлет-Гирея под стенами Москвы, в 1581-м доблестно сражался в Ливонской войне под началом воеводы Дмитрия Хворостинина, командуя казачьей сотней. А уже в 1582 году про бравого атамана вспомнили те самые Строгановы.

Забыв про все прегрешения Ермака, они крайне уважительно попросили его защитить купеческие интересы Руси в Сибири. В те годы Сибирским ханством правил жестокий и бесчестный хан Кучум, свергнувший хана Едигера, который поддерживал более или менее добрые отношения с Русским царством. Кучум же говорил о мире, а на деле постоянно атаковал купеческие караваны и выдвинул свою армию в район Перми.

Ермак согласился с купцами не только ради богатой награды. Татарский хан был правоверным мусульманином и распространял ислам по Сибири и всюду, где мог дотянуться. Для православного казачьего атамана было делом чести бросить вызов Кучуму и победить. Собрав относительно небольшую дружину — около 600 человек, — Ермак Тимофеевич выдвинулся в великий поход на Сибирь.

Гроза Сибирского ханства

Чтобы описать все военные подвиги Ермака, одной статьи будет недостаточно. Тем более что, как и в случае с его местом рождения или именем, многие из них искажены пересказом, другие преуменьшены или приукрашены, почти для каждого события имеются две-три версии. Фактически произошло невероятное — шесть сотен казачьих воинов прошли насквозь громадное Сибирское ханство, раз за разом нанося поражение двадцатикратно превосходящей их армии татар.

Воины Кучума были быстры, но казаки научились быть быстрее. Когда их окружали, они уходили по рекам на небольших мобильных лодках — стругах. Они брали города штурмом и основывали собственные укрепления, затем так же превратившиеся в города.

В каждом бою Ермак использовал новую тактику, уверенно бил врага, и казаки были готовы идти за ним в огонь и в воду. Четыре года шло покорение Сибири. Ермак сломил сопротивление татар и договаривался о мире с местными ханами и царьками, приводя их к подданству Русского царства. Но удача не могла сопровождать атамана вечно...

Слух о купеческом караване, несущем припасы для умирающего от голода войска казаков, оказался ловушкой. Ермак вместе с остатком дружины выдвинулся из Кашлыка вверх по реке Иртыш и попал в засаду Кучума. Казаков атаковали под покровом темноты, и хотя те отбивались как бешеные, татар было слишком много. Из 200 уцелело не более 20 человек. Ермак отходил к стругам последним, прикрывая своих товарищей, — и погиб, упав в речные волны.

Человек-легенда

Легенда гласит, что тело великого атамана, выловленное из реки его врагами, пролежало на воздухе месяц, так и не начав разлагаться. Ермака похоронили с воинскими почестями на кладбище села Баишево, но за оградой, так как он не был мусульманином. Татары настолько уважали павшего врага, что его оружие и броня долгое время считались волшебными. За одну из кольчуг, к примеру, давали семь семей рабов, 50 верблюдов, 500 лошадей, 200 быков и коров, 1000 овец...

Ермак проиграл тот бой, но его дело не умерло вместе с ним. Сибирское ханство не оправилось отудара, нанесенного ему казачьим воинством. Покорение Западной Сибири продолжилось, хан Кучум погиб через десять лет, и его потомки не смогли оказать достойного сопротивления. По всей Сибири основывались поселки и города, ранее враждовавшие местные племена вынуждены были принять подданство Русского царства.

Сказания о Ермаке слагались как при его жизни, так и после смерти. Нет-нет да и находился потомок потомка другого потомка, доподлинно знавший некоего казака из дружины великого атамана и готовый рассказать всю правду. На свой лад, разумеется. И таких примеров — десятки и сотни. Но столь ли важно в данном случае отличить реальность от вымысла? Сам Ермак Тимофеевич наверняка от души бы повеселился, слушая рассказы о себе.

Сергей ЕВТУШЕНКО

В народном сознании легендарный покоритель Сибири ― Ермак Тимофеевич - стал в один ряд с былинными богатырями, сделавшись не только выдающейся личностью, оставившей свой след в истории России, но и символом её славного героического прошлого. Этот казачий атаман положил начало освоению бескрайних просторов, простиравшихся за Каменным поясом ― Великим Уральским хребтом.

Загадка, связанная с происхождением Ермака

У современных историков существует несколько гипотез, связанных с историей его происхождения. По одной из них, Ермак, биография которого являлась предметом исследования многих поколений учёных, был донским казаком, по другой ― уральским. Однако наиболее вероятной кажется та, что основана на сохранившемся рукописном сборнике XVIII века, повествующем о том, что род его происходит из Суздаля, где дед был посадским человеком.

Отец же его, Тимофей, гонимый голодом и нищетой, перебрался на Урал, где нашёл прибежище в землях богатых солепромышленников ― купцов Строгановых. Там он осел, женился и вырастил двух сыновей ― Родиона и Василия. Из этого документа следует, что именно так был наречён во святом крещении будущий покоритель Сибири. Сохранившееся же в истории имя Ермак ― лишь прозвище, одно из тех, что было принято давать в казачьей среде.

Годы военной службы

Покорять Сибирские просторы Ермак Тимофеевич отправился, уже имея за спиной богатый боевой опыт. Известно, что на протяжении двадцати лет он вместе с другими казаками охранял южные рубежи России, а когда в 1558 году царь Иван Грозный начал он принимал участие в походе и даже прославился как один из наиболее бесстрашных воевод. Сохранилось донесение польского коменданта города Могилёва лично королю в котором тот отмечает его храбрость.

В 1577 фактические хозяева уральских земель - купцы Строгановы - наняли большой отряд уральских казаков для защиты от постоянных набегов кочевников, возглавляемых ханом Кучумом. Приглашение получил и Ермак. Биография его с этого момента делает крутой поворот ― малоизвестный казачий атаман становится во главе бесстрашных покорителей Сибири, навсегда вписавших свои имена в историю.

В поход на усмирение инородцев

Впоследствии старалось поддерживать мирные отношения с государями Российскими и аккуратно выплачивало установленный ясак ― дань в виде шкур пушных зверей, но этому предшествовал долгий и трудный период походов и сражений. В честолюбивые планы Кучума входило вытеснение Строгановых и всех, кто жил на их землях с Западного Урала и рек Чусовой и Камы.

На усмирение непокорных инородцев отправилось весьма многочисленное войско ― тысяча шестьсот человек. В те годы в глухом таёжном краю единственными путями сообщения были реки, и предание о Ермаке Тимофеевиче рассказывает, как плыла по ним сотня казачьих стругов ― больших и тяжёлых лодок, способных вместить до двадцати человек со всеми припасами.

Дружина Ермака и её особенности

Этот поход был тщательно подготовлен, и Строгановы не пожалели денег на покупку самого лучшего по тем временам оружия. В распоряжении казаков было триста пищалей, способных поражать противника на расстоянии ста метров, несколько десятков дробовых ружей и даже испанские аркебузы. Кроме того, каждый струг оснастили несколькими пушками, превратив его, таким образом, в боевой корабль. Всё это обеспечивало казакам значительное преимущество перед ханской ордой, в то время вообще не знавшей огнестрельного оружия.

Но основным фактором, способствовавшим успеху похода, была чёткая и продуманная организация войска. Вся дружина была разделена на полки, во главе которых Ермак поставил наиболее опытных и авторитетных атаманов. Во время боевых действий их команды передавались при помощи установленных сигналов трубами, литаврами и барабанами. Сыграла свою роль и железная дисциплина, установленная с первых дней похода.

Ермак: биография, ставшая легендой

Знаменитый поход начался 1 сентября 1581 года. Исторические данные и предание о Ермаке свидетельствуют о том, что его флотилия, проплыв по Каме, поднялась в верховья реки Чусовой и дальше по реке Серебрянке достигла Тагильских перевалов. Здесь, в построенном ими Кокуй-городке, казаки провели зиму, а с наступлением весны продолжили путь по ― уже по другую сторону Уральского хребта.

Недалеко от устья таёжной реки Туры произошло первое серьёзное сражение с татарами. Их отряд во главе с племянником хана Маметкулом устроил засаду и с берега осыпал казаков тучей стрел, но был рассеян ответным огнём из пищалей. Отбив нападение, Ермак и его люди продолжили путь и вышли в Там произошло новое столкновение с неприятелем, на этот раз на суше. Несмотря на то что обе стороны понесли значительные потери, татары были обращены в бегство.

Взятие укреплённых вражеских городов

Вслед за этими сражениями последовали ещё два ― битва на реке Тобол вблизи Иртыша и взятие татарского города Карачин. В обоих случаях победа была одержана не только благодаря мужеству казаков, но и в результате незаурядных командирских качеств, которыми обладал Ермак. Сибирь - вотчина - постепенно переходила под российский протекторат. Потерпев поражение под Карачином, хан сосредоточил все усилия лишь на оборонительных действиях, оставив свои честолюбивые планы.

Через непродолжительное время, захватив ещё один укреплённый пункт, дружина Ермака вышла наконец к столице Сибирского ханства ― городу Искеру. Легенда о Ермаке, сохранившаяся с тех давних пор, описывает, как трижды шли казаки на приступ города, и трижды татары отбивались от православного воинства. Наконец, их конница предприняла вылазку из-за оборонительных сооружений и устремилась на казаков.

Это была их роковая ошибка. Оказавшись в поле зрения стрелков, они стали для них прекрасной мишенью. С каждым залпом из пищалей поле боя покрывалось всё новыми и новыми телами татар. В конечном итоге защитники Искера бросились бежать, оставив на произвол судьбы своего хана. Победа была полной. В этом отвоёванном у врагов городе Ермак и его войско провели зиму. Как мудрый политик, он сумел наладить отношения с местными таёжными племенами, что позволило избежать ненужных кровопролитий.

Конец жизни Ермака

Из бывшей столицы Сибирского ханства в Москву была послана группа казаков с донесением о ходе экспедиции, с просьбой о подмоге и богатым ясаком из шкур ценных пушных зверей. Иван Грозный, по достоинству оценив заслуги Ермака, направил в его подчинение значительную дружину, а ему лично даровал стальной панцирь ― знак своей царской милости.

Но, несмотря на все успехи, жизнь казаков проходила в постоянной опасности новых нападений татар. Жертвой одной из них и стал легендарный завоеватель Сибири ― Ермак. Биография его обрывается эпизодом, когда тёмной августовской ночью 1585 года отряд казаков, заночевав на берегу дикой таёжной реки, не выставил часовых.

Роковая небрежность позволила татарам внезапно напасть на них. Спасаясь от врагов, Ермак попытался переплыть реку, но тяжёлый панцирь ― подарок царя - увлёк его на дно. Так закончил свою жизнь человек-легенда, подаривший России бескрайние просторы Сибири.

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

Происхождение

Происхождение Ермака в точности не известно, существует несколько версий.

«Родом неизвестный, душой знаменитый» , он, по одному преданию, был родом с берегов реки Чусовой . Благодаря знаниям местных рек, ходил по Каме , Чусовой и даже переваливал в Азию, по реке Тагил , пока не забрали служить-казачить (Черепановская летопись), по другому - уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский). В последнее время всё чаще звучит версия о поморском происхождении Ермака (родом «з Двины з Борку»), вероятно имелась в виду Борецкая волость , с центром в селе Борок (сейчас - в Виноградовском районе Архангельской области) .

Сохранилось описание его внешности, сохраненное Семеном Ульяновичем Ремезовым в его «Ремезовском летописце» конца XVII века . Согласно С. У. Ремезову, отец которого - казачий сотник Ульян Моисеевич Ремезов - знал лично выживших участников похода Ермака, знаменитый атаман был

«вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом [то есть ростом] середней, и плоск, и плечист».

Вероятно, Ермак был сначала атаманом одной из многочисленных шаек волжских казаков, защищавших население на Волге от произвола и грабежа со стороны крымских и астраханских татар. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас челобитные «старых» казаков, адресованных царю, а именно: соратник Ермака Гаврила Ильин писал, что он 20 лет «полевал» (нёс военную службу) с Ермаком в Диком поле , другой ветеран Гаврила Иванов писал, что служил царю «на поле двадцать лет у Ермака в станице » и в станицах у других атаманов .

Сибирский поход Ермака

Инициатива этого похода, по летописям Есиповской и Ремизовской, принадлежала самому Ермаку, участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. По свидетельству Строгановской летописи (принимаемому Карамзиным , Соловьёвым и другими), Строгановы сами позвали казаков с Волги на Чусовую и отправили их в поход, присоединив к отряду Ермака (540 человек) 300 ратных людей из своих владений .

Важно отметить, что в распоряжении будущего противника казаков, хана Кучума , находились силы, в несколько раз превосходившие дружину Ермака, но вооруженные значительно хуже. Согласно архивным документам Посольского приказа (РГАДА), всего хан Кучум располагал примерно 10-тысячной армией, то есть одним «туменом», а общая численность «ясачных людей», которые ему подчинялись, не превышала 30 тыс. взрослых мужчин .

Атаман Ермак на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Смерть Ермака

Оценка деятельности

Некоторые историки ставят очень высоко личность Ермака, «его мужество, предводительский талант, железную силу воли», но факты, передаваемые летописями, не дают указаний на его личные качества и на степень личного его влияния. Как бы то ни было, Ермак является «одной из самых примечательных фигур в русской истории», - пишет историк Руслан Скрынников .

Память

Память об Ермаке живёт в русском народе в легендах, песнях (например, «Песня о Ермаке» входит в репертуар Омского хора) и топонимах. Наиболее часто населённые пункты и учреждения его имени можно встретить в Западной Сибири. В честь Ермака названы города и сёла, спорткомплексы и спортивные команды, улицы и площади, реки и пристани, пароходы и ледоколы, гостиницы и др. О некоторых из них см. Ермак . Многие сибирские коммерческие фирмы имеют в своём собственном названии имя «Ермак».

Примечания

Литература

Источники

  • Грамота царя Ивана Васильевича в Югорскую землю князю Певгею и всем князьям Сорыкидским о сборе дани и о доставке её в Москву //Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. С. 6. - ISBN 5-85383-275-1
  • Грамота царя Ивана Васильевича на Чусовую Максиму и Никите Строгановым о посылке в Чердынь волжских казаков Ермака Тимофеевича с товарищи //Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. С.7-8. - ISBN 5-85383-275-1
  • Грамота царя Ивана Васильевича Семёну, Максиму и Никите Строгановым о приготовлении к весне 15 стругов для людей и запасов, направляемых в Сибирь //Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. С. 8-9. - ISBN 5-85383-275-1
  • «Дополнения к актам историческим», т. I, № 117;
  • Ремизовская (Кунгурская) летопись, изд. археологической комиссией;
  • Ср. Сибирские летописи, изд. Спасским (СПб., 1821);
  • Рычков А. В. Режевские сокровища. - Уральский университет, 2004. - 40 с. - 1500 экз. - ISBN 5-7996-0213-7

Исследования

  • Атаман Ермак Тимофеевич покоритель Сибирского царства. - М., 1905. 116 с.
  • Блажес В. В. О наименовании покорителя Сибири в исторической литературе и фольклоре // Наш край. Материалы 5 Свердловской областной краеведческой конференции. - Свердловск, 1971. - С. 247-251. (историография проблемы)
  • Бузукашвили М. И. Ермак. - М., 1989. - 144 с.
  • Гриценко Н. Воздвигнут в 1839 году // Сибирская столица, 2000, № 1. - С. 44-49. (памятник Ермаку в Тобольске)
  • Дергачёва-Скоп Е. Краткие повести о походе Ермака в Сибирь // Сибирь в прошлом, настоящем и будущем. Вып. III. История и культура народов Сибири: Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научной конференции (13-15 октября 1981 г.). - Новосибирск, 1981. - С. 16-18.
  • Жеребцов И. Л. Коми - сподвижники Ермака Тимофеевича и Семёна Дежнёва // НеВтон: Альманах. - 2001. - № 1. - С. 5-60.
  • Закшаускене Е. Знак с кольчуги Ермака // Памятники Отечества. Вся Россия: Альманах. № 56. Кн. 1. Первая столица Сибири. - М., 2002. С. 87-88.
  • Катанов Н. Ф. Предание тобольских татар о Кучуме и Ермаке // Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. - С. 145-167. - ISBN 5-85383-275-1 (впервые опубликовано: то же // Ежегодник Тобольского губернского музея. 1895-1896. - Вып. V. - С. 1-12)
  • Катаргина М. Н. Сюжет о гибели Ермака: летописные материалы. Исторические песни. Предания. Российский роман 20-50-х годов XX века // Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 1994. - Тюмень, 1997. - С. 232-239. - ISBN 5-87591-004-6
  • Козлова Н. К. О «чуди», татарах, Ермаке и сибирских курганах // Капля [Омск]. - 1995. - С. 119-133.
  • Колесников А. Д. Ермак. - Омск, 1983. - 140 с.
  • Копылов В. Е. Земляки в названиях минералов // Копылов В. Е. Окрик памяти (История Тюменского края глазами инженера). Книга первая. - Тюмень, 2000. - С. 58-60. (в том числе о минерале ермакит)
  • Копылов Д. И. Ермак. - Иркутск, 1989. - 139 с.
  • Крекнина Л. И. Тема Ермака в творчестве П. П. Ершова // Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 1994. - Тюмень, 1997. - С. 240-245. - ISBN 5-87591-004-6
  • Кузнецов Е. В. Библиография Ермака: Опыт указания малоизвестных сочинений на русском и частью на иностранных языках о покорителе Сибири // Календарь Тобольской губернии на 1892 год. - Тобольск, 1891. - С. 140-169.
  • Кузнецов Е. В. К сведениям о знамёнах Ермака // Тобольские губернские ведомости. - 1892. - № 43.
  • Кузнецов Е. В. Находка ружья покорителя в Сибири // Кузнецов Е. В. Сибирский летописец. - Тюмень, 1999. - С. 302-306. - ISBN 5-93020-024-6
  • Кузнецов Е. В. Начальная пиитика о Ермаке // Тобольские губернские ведомости. - 1890. - № 33, 35.
  • Кузнецов Е. В. Об очерке А. В. Оксёнова «Ермак в былинах русского народа»: Библиография известий // Тобольские губернские ведомости. - 1892. - № 35.
  • Кузнецов Е. В. Сказания и догадки о христианском имени Ермака // Кузнецов Е. В. Сибирский летописец. - Тюмень, 1999. - С.9-48. - ISBN 5-93020-024-6 (см. также: то же // Лукич. - 1998. - Ч. 2. - С. 92-127)
  • Миллер, «Сибирская история»;
  • Небольсин П. И. Покорение Сибири // Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 3. - Екатеринбург, 1998. - С. 16-69. ISBN 5-85383-127-5
  • Оксенов А. В. Ермак в былинах русского народа // Исторический вестник, 1892. - Т. 49. - № 8. - С. 424-442.
  • Панишев Е. А. Гибель Ермака в татарских и русских легендах // Ежегодник-2002 Тобольского музея-заповедника. - Тобольск, 2003. - С. 228-230.
  • Пархимович С. Загадка имени атамана // Лукич. - 1998. - № 2. - С. 128-130. (о христианском имени Ермака)
  • Скрынников Р. Г. Ермак. - М., 2008. - 255 с (серия ЖЗЛ) - ISBN 978-5-235-03095-4
  • Скрынников Р. Г. Сибирская экспедиция Ермака. - Новосибирск, 1986. - 290 с.
  • Солодкин Я. Был ли двойник у Ермака Тимофеевича? // Югра. - 2002. - № 9. - С. 72-73.
  • Солодкин Я. Г. К изучению летописных источников о сибирской экспедиции Ермака // Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции «Словцовские чтения-95». - Тюмень, 1996. С. 113-116.
  • Солодкин Я. Г. К спорам о происхождении Ермака // Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Вып. II. - Екатеринбург, 1999. - С. 128-131.
  • Солодкин Я. Г. Поминались ли «ермаковы казаки» вне Тобольска? (Как Семён Ремезов ввёл в заблуждение многих историков) // Сибирский исторический журнал. 2006/2007. - С. 86-88. - ISBN 5-88081-586-2
  • Солодкин Я. Г. Рассказы «Ермаковых казаков» и начало сибирского летописания // Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). - Тобольск, 2004. С. 54-58.
  • Солодкин Я. Г. Редакции синодика «Ермаковым казакам» (к истории раннего сибирского летописания) // Словцовские чтения-2006: Материалы XVIII Всероссийской научной краеведческой конференции. - Тюмень, 2006. - С. 180-182. - ISBN 5-88081-558-7
  • Солодкин Я. Г. Хронология «Ермакова взятия» Сибири в русском летописании первой половины XVII в. //Земля Тюменская: Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 2005. Вып. 19. - Тюмень, 2006. - С. 9-15. - ISBN 5-88081-556-0
  • Солодкин Я. Г. «…А СЕ НАПИСАХ К СВОЕМУ ИЗПРАВЛЕНИЮ» (СИНОДИК «ЕРМАКОВЫМ КАЗАКАМ» И ЕСИПОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2005. № 2 (20). С. 48-53.
  • Софронов В. Ю. Поход Ермака и борьба за ханский престол в Сибири // Научно-практическая конференция «Словцовские чтения» (Тезисы докладов). Сб. 1. - Тюмень, 1993. - С. 56-59.
  • Софронова М. Н. О мнимом и реальном в портретах сибирского атамана Ермака // Традиции и современность: Сборник статей. - Тюмень, 1998. - С. 56-63. - ISBN 5-87591-006-2 (см. также: то же // Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 3. - Екатеринбург, 1998. - С. 169-184. - ISBN 5-85383-127-5)
  • Сутормин А. Г. Ермак Тимофеевич (Аленин Василий Тимофеевич). Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1981.
  • Фиалков Д. Н. О месте гибели и захоронения Ермака // Сибирь периода феодализма: Вып. 2. Экономика, управление и культура Сибири XVI-XIX вв. - Новосибирск, 1965. - С. 278-282.
  • Шкерин В. А. Сылвенский поход Ермака: ошибка или поиск пути в Сибирь? //Этнокультурная история Урала, XVI-XX вв.: Материалы международной научной конференции, г. Екатеринбург, 29 ноября - 2 декабря 1999 г. - Екатеринбург, 1999. - С. 104-107.
  • Щеглов И. В. В защиту 26 октября 1581 г. // Сибирь. 1881. (к дискуссии о дате похода Ермака в Сибирь) .

Ссылки



Что еще почитать