Московский государственный университет печати. Самоменеджмент. Под ред. Парахиной В.Н., Перова В.И Самосовершенствование через самоменеджмент

Менеджеру по роду работы приходится много времени тратить на решение рутинных вопросов: разговоры по телефону, подготовка отчетов, проведение совещаний, контроль и проверка выполненных заданий, и если он заранее не распланирует свое время они могут постепенно загрузить целый день, не оставляя времени на решение глобальных вопросов. В таких условиях снижается работоспособность руководителя, и все внимание уже направлено на текущие дела, а не на результат. Отработанные методы самоменеджмента помогут обнаружить и устранить утечку времени и помочь руководителю более короткой дорогой достичь главных целей компании.

Самоменеджмент играет важную роль и в формировании имиджа руководителя, без него успешная карьера обречена. Начальник должен руководить и мотивировать подчиненных, но человек не может эффективно управлять другими, если он не научился управлять собою. Личный рост подразумевает саморазвитие и работу над собой. Чем выше личные и профессиональные качества руководителя, тем легче работники ему подчиняются.

Основы самоменеджмента

Самоменеджмент – это последовательное использование проверенных методов работы в повседневной практике для осмысленного оптимального использования времени.

Цель самоменеджмента – использовать свои возможности по максимуму, сознательно управлять ходом своей жизни и преодолевать обстоятельства извне в личной жизни и на работе.

Существует 6 основных функций самоменеджмета: постановка цели, планирование, принятие решений, реализация планов, контроль коммуникация и информация. Они позволяют ежедневно решать различные задачи и проблемы. Осуществить эти функции и достичь своих целей помогают различные инструменты и методы самоменеджмента. Чтобы понять, какие функции самоменеджмента они помогают осуществить и в чем их преимущества, рассмотрим наиболее распространенные из них.

  1. Постановка целей. Выполнить эту функцию можно с помощью таких методов как SWOT-анализ, правильная постановка цели, выбор стратегии поведения. Эти приемы позволяют рассмотреть слабые места и направить усилия на их устранение.
  2. Планирование. Реализовать данную функцию помогут инструменты самоменеджмента – годового, месячного и ежедневного планирования, составление стратегических и оперативных планов, использование задач временного менеджмента и системы управления временем Бенджамина Франклина, ведения «Дневников времени» и составления плана на день по методу «Альпы». Это способствует правильному распределению времени и экономии до нескольких часов каждый день.
  3. Принятие решений. Для реализации этой функции применяют такие инструменты, как: закон Парето, метод Эйзенхауэра, расстановка приоритетов, делегирование полномочий, АТВ-анализ. Они направлены на решение в первую очередь самых важных задач, с их помощью можно избежать дедлайнов.
  4. Организация и реализация. Для исполнения данной функции обычно исследуют свои биоритмы и строят график продуктивности, чтобы определить наиболее продуктивное время работы, а затем, ориентируясь на них, составляют ежедневный план. Это способствует улучшению результатов работы вследствие верного перераспределения времени.
  5. Контроль. Функция направлена на контроль над процессом выполнением работы и проверку ее конечных результатов. Она дает возможность сравнить намеченное с конечным результатом. В итоге это способствует более корректному исполнению намеченных задач.
  6. Коммуникации и информация. При воплощении функции используют следующие методы: применение памяток, компетентное ведение переговоров, быстрый оптимизированный поиск нужной информации и разумное применение коммуникационных средств.

Преимущества самоменеджмента очевидны:

Начинайте уже сегодня работать над собой, и у вас будет прочный фундамент для развития вашей карьеры. Карьерный самоменеджмент – залог будущего успеха!

Самосовершенствование через самоменеджмент

При всœей значимости самоменеджмента͵ многие его не применяют или применяют нерегулярно его. Мешают этому наши иррациональные установки, так называемые мифы.

Миф № 1. «Самоменеджмент необходим только руководителям, вот стану начальником – научусь».

Миф № 2. «Самоменеджмент нужно использовать только когда это крайне важно, при ведении сложного проекта или работе в авральном режиме. В другое время он мне не нужен».

Миф № 3. «Самоменеджменту невозможно научиться».

Миф № 4. «Я просто не могу себя заставить быть более организованным».

Самоменеджмент помогает не только добиваться поставленных бизнес-целœей, но и просто находить время на себя. Цель самосовершенствования - ϶ᴛᴏ достижение согласия с самим с собой и достижения гармонии с окружением.

Добиться успеха можно, лишь начиная с улучшения самого себя:

Изначально нужно принять себя, таким, каков я есть, а затем:

– устранить плохие привычки, которые зачастую могут блокировать наши жизненные цели,

– развить способности (к примеру, дисциплинированность, которую как раз формирует самоменеджмент, ᴛ.ᴇ. самоменеджмент выступает как составляющая самосовершенствования),

– управлять эмоциями,

– контролировать потребности.

Следующий шаг – определить, насколько вам по душе работа͵ то ли это, хочется ли вам вообще ею заниматься. Это сложно сделать без четкого знания круга своих обязанностей и понимания, какие функции вам надлежит выполнять, а какие вам просто навязали.

В случае если у вас есть заветная мечта͵ но вы ничего делаете для ее осуществления, она не станет реальностью. Л.Зайверт совершенно обоснованно напоминает о том, что улучшать свою жизнь крайне важно с самого себя. «Измени себя – и ты изменишь мир вокруг себя». Вместо того, чтобы менять обстоятельства, которые мы и так не в силах изменить, нужно изменить своё отношение к ним.

Самосовершенствование позволит избежать стрессов, предопределит удачи в нашей жизни.

Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целœей и целœей организации. .

Мотивация - более широкое понятие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ можно рассматривать в двух аспектах:

1) как психологический процесс, начинающийся с физиологической или психологической нехватки или потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение, направленное на достижение определœенной цели;

2) как определœение и создание условий, причин, побуждающих к эффективному труду с учетом потребностей, психологии, поведения отдельных людей и их групп.


  • -

    [читать подробенее]


  • - Сущность мотивации в системе управления

    Мотивация - одна из центральных категорий науки управления. В научной литературе существуют различные определения мотивации. В качестве рабочего определения мотивации будем использовать следующее: мотивация есть процесс побуждения человека к деятельности во имя... [читать подробенее]


  • - Сущность мотивации

    Мотивация как функция управления Желающего идти судьба ведет, не желающего – влачит. Сенека Действия являются самым ясным и выразительным раскрытием человека. Г. Гегель У работы горькие корни, но сладкие плоды. Аристотель Менеджер воздействует на... [читать подробенее]


  • - Сущность мотивации

    [читать подробенее]


  • - Сущность мотивации

    Самосовершенствование через самоменеджмент При всей значимости самоменеджмента, многие его не применяют или применяют нерегулярно его. Мешают этому наши иррациональные установки, так называемые мифы. Миф № 1. «Самоменеджмент необходим только руководителям, вот... [читать подробенее]


  • - Лекция №20 Сущность мотивации

    Вопрос №1 . Функция мотивации, основные понятия и определения Путь к эффективному менеджменту лежит через понимание мотивации человека. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться...

  • 1.1. Сущность понятия «самоменеджмент». Концепции самоменеджмента.

    1.2. Основная цель и преимущества самоменеджмента.

    1.3. Функции самоменеджмента.

    1.1. Сущность понятия «самоменеджмент». Концепции самоменеджмента

    Приступая к изучению данной темы, необходимо, прежде всего, уяснить сущность понятия самоменеджмент. Самоменеджмент - это искусство управлять собой и (или) организацией; целенаправленное и последовательное использование апробированных методов в повседневной деятельности с целью оптимального расходования времени и сил.

    Самоменеджмент - это последовательное и целенаправленное использование эффективных методов, приемов и технологий самореализации и саморазвития своего творческого потенциала.

    Описанные в литературе концепции самоменеджмента строятся на определенной идеи, вокруг которой формируется система методик и приемов работы над собой для реализации этой идеи.

    1. В концепции Лотара Зайверта - это идея экономии своего времени.

    2. В концепции М.Вудкока и Д.Френсиса - идея преодоления собственных ограничений.

    3. В концепции В.А. Андреева - идея саморазвития творческой личности.

    4. В концепции А.Т. Хроленко - повышение личной культуры деловой жизни.

    5. В концепции Бербеля и Хайнца Швальбе - идея достижения личного делового успеха.

    Изучите характеристики указанных концептуальных подходов.

    Согласно концепции М.Вудкока и Д.Френсиса , самоменеджмент - это всесторонний способ проверки своих собственных возможностей и ограничений и поиска реальных путей развития личностных и деловых качеств.

    Возможности :

    Способность управлять собой;

    Умные личные ценности;

    Четкие личные цели;

    Постоянное повышение личного профессионального уровня;

    Развитие навыков решения проблем;

    Изобретательность и способность к инновациям;

    Способность влиять на окружающих людей;

    Знание управленческих подходов;

    Умение управлять коллективом;

    Умение обучать и развивать подчиненных;

    Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.

    Ограничения - это факторы, сдерживающие потенциал и результаты работы отдельного менеджера или группы (организации) в целом.

    Это такие ограничения:

    Неспособность управлять собой;

    Размытые личные ценности;

    Смутные личные цели;

    Остановлен саморазвитие;

    Недостаточность навыков решать проблемы;

    Отсутствие творческого подхода;

    Неумение влиять на людей;

    Недостаточное понимание сути управленческого труда;

    Слабые навыки руководства;

    Неумение обучать;

    Низкая способность формировать коллектив.

    Например :

    1. Неумение управлять собой проявляется в том, что руководители рискуют своим здоровьем, позволяя волнением и рабочим заботам поглощать их энергию. Они не умеют правильно разряжаться, не в состоянии полностью использовать свое время, энергию и навыки, неспособные справиться со стрессами. То есть, можно сказать, что они ограничены неспособностью управлять собой.

    2. Неясные личные цели присущи менеджерам, которые не способны определить свою цель, стремятся к недостижимых целей; они недооценивают альтернативные варианты и поэтому тратят свои силы и время на незначительные вопросы, а действительно важные задачи остаются не решенными.

    3. Остановленное саморазвитие встречается в тех менеджеров, которые не могут преодолеть свои слабости и работать над собственным развитием. В результате они позволяют своим скрытым способностям так и остаться неразвитыми; деловая жизнь их превращается в рутину. Такие менеджеры ограничены остановленным саморазвитием.

    Следует обратить внимание на то, что сущность методики самоменеджмента по ограничениям состоит в исследовании с использованием тестов своих личных ограничений и разработке мероприятий по их устранению.

    Например, для ограничения «Неумение управлять собой» это:

    Поддержание физического здоровья;

    Рациональное распределение сил;

    Преодоление трудностей;

    Выход из стрессов;

    Рациональное распределение времени;

    Максимальное использование времени и возможностей.

    Согласно концепции В.А. Андреева , самоменеджмент - это психологический механизм саморазвития творческой личности, способной к непрерывного саморазвития и самореализации в одном или нескольких видах профессиональной деятельности.

    Он включает: самопознание; самоопределение; самоуправление; самосовершенствование; самоконтроль; образование; самооздоровления.

    Исходной позицией для саморазвития является определение своего типа творческой личности.

    Знание своих индивидуальных особенностей и способностей очень важно, потому что это, по сути, знание своих достоинств и недостатков.

    Определение своего типа творческой личности позволяет построить «профиль творческой личности», определить ее сильные и слабые стороны.

    Концепция А.Т.Хроленко основана на идее культуры деловой жизни.

    Согласно этой концепции, самоменеджмент - это практикум повышение своего делового потенциала путем повышения уровня деловой культуры в различных ее аспектах, а именно:



    Культуры взаимоотношений между людьми;

    Искусства деловой беседы;

    Организации делового совещания;

    Культуры делового письма;

    Искусства подготовка доклада и публичного выступления;

    Техники личной работы;

    Стилю жизни менеджера.

    Расширение профессиональных возможностей личности в результате работы по повышению своей квалификации создает основу для служебного роста.

    Согласно концепции Бербеля и Хайнца Швальбе , самоменеджмент - это достижение личного делового успеха (деловой карьеры) через самопознание и самосовершенствование своих деловых качеств.

    Далее следует обратить внимание на то, что отдельные авторы предлагают практические советы по саморазвитию своих деловых качеств для достижения успеха, для организации своего дела в сложных рыночных условиях.

    Существует еще одна концепция самоменеджмента - концепция Лотара Зайверта , которая основана на идее управления своим временем.

    Согласно определению Зайверта, самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование опробованных методов работы в повседневной практике для того, чтобы оптимально и с содержанием использовать свое время.

    Менеджер в своей повседневной работе много сил и времени тратит на выполнение рутинных обязанностей: участие в совещаниях, инструктаж подчиненных, подготовка и чтение отчетов, ответы на телефонные звонки, просмотр электронной почты и текущей корреспонденции, контроль и оценка результатов работы подчиненных и т. д. Эти дела, многие из которых не были заранее запланированы, заполняют рабочий день, и управляющему приходится только реагировать на них, а не опережать события. В таких условиях высока вероятность возникновения ошибок: неправильно выбираются приоритеты, второстепенные дела не делегируются, происходит ориентация на процесс деятельности, а не на результат.

    Ко всем текущим, рутинным обязанностям руководителя можно применить рациональные процедуры, отработанные и испытанные методы, позволяющие устранить причины непроизводительного расхода времени, и помочь руководителю быстрее и с меньшими затратами достичь целей компании.

    Самоменеджмент – это применение рациональных процедур, эффективных методов работы в повседневной, текущей деятельности, чтобы оптимально использовать свое время. Основная цель самоменеджмента – максимально реализовать свои возможности как на работе, так и в личной жизни, преодолевая неблагоприятные обстоятельства и сознательно управляя своей жизнью.

    Самоменеджмент позволяет добиться следующих преимуществ:

    1) выполнения работы с меньшими затратами времени и усилий;

    2) лучшей организации труда и более высоких результатов;

    3) меньшей спешки и стресса;

    4) большей удовлетворенности от выполненной работы;

    5) большей мотивации труда руководителя и работников;

    6) меньшей загруженности работой;

    7) роста квалификации руководителя и персонала;

    8) достижения профессиональных и личных целей кратчайшим путем.

    Начинать самоменеджмент необходимо с анализа практикуемого стиля работы, с инвентаризации своего времени. Она проводится за несколько рабочих дней (обычно за неделю) с целью определения причин возникающих дефицитов времени.

    На первом этапе составляется инвентарная опись всех видов деятельности, в которых участвует руководитель:

    1) анализ видов деятельности и расхода времени;

    2) листок «дневных помех», перерывов в работе.

    Второй этап – анализ инвентарной описи времени с позиций сильных и слабых сторон руководителя. Для этого необходимо проанализировать выполненную в течение недели работу по следующим критериям:

    А – была ли работа необходима? (да; нет. Ответ «нет» занести также в графы «Б» и «В»).

    Б – были ли оправданы затраты времени? (да; нет). В – был ли сознательно определен временной интервал для выполнения работы? (да; нет).

    1) общую продолжительность работы соответствующего дня (ОПД);

    2) продолжительность работ, по которым руководитель дал ответ «нет» (ПА, ПБ, ПВ);

    3) соотношения:

    а) ПА / ОПД х 100 %;

    б) ПБ / ОПД х 100 %;

    в) ПВ / ОПД х 100 %.

    Если окажется, что более чем на 10 % деятельность руководителя была необязательной, то это значит, что у руководителя имеются проблемы с делегированием дел и с установлением приоритетов.

    Если более чем в 10 % случаев расход времени был слишком велик, то руководитель должен проанализировать причины этого перерасхода (может быть, слабая самодисциплина, нерациональные технические приемы и т. д.)

    Если более чем в10 % случаев момент исполнения работы был определен спонтанно, то у руководителя проблемы с планированием рабочего времени (составление планов дня, подготовка к работе и т. д.).

    Третий этап – обработка данных таблицы «Листок дневных помех» с целью выявления их причин.

    2. Симптомы и причины нерациональной организации труда руководителей

    Определите пять основных причин временных потерь, которые повторяются. Отметим наиболее существенные «поглотители» времени:

    1) нечеткая постановка цели;

    2) отсутствие приоритетов в делах;

    3) попытка слишком много сделать за один раз;

    4) плохое планирование трудового дня;

    5) личная неорганизованность, «заваленный» письменный стол;

    6) недостаток мотивации (индифферентное отношение к работе);

    7) отрывающие от дел телефонные звонки;

    8) незапланированные посетители;

    9) неполная, запоздалая информация;

    10) неспособность сказать «нет»;

    11) отсутствие самодисциплины;

    12) затяжные заседания;

    13) спешка, нетерпение;

    14) отсутствие связи (коммуникации) или плохая обратная связь;

    15) болтовня на частные темы;

    16) неумение делегировать дела и т. д.

    3. Инструменты самоменеджмента: «кривая жизни», временной ряд для ранжирования жизненных целей, анализ своих сильных и слабых сторон, установление приоритетов с помощью анализа АБВ и принципа Эйзенхауэра

    Функциями самоменеджмента, как и любого управленческого процесса, являются планирование (постановка личных и профессиональных целей, разработка планов своей деятельности), организация (составление распорядка дня и организация личного трудового процесса в целях реализации поставленных целей), мотивация (побуждение себя к деятельности, направленной на достижение поставленных целей), контроль (самоконтроль и контроль итогов, в случае необходимости – корректировка целей).

    Постановка цели означает взгляд в будущее, ориентацию и концентрацию сил на том, что должно быть достигнуто, какие результаты. У целей должна быть иерархия, высшая цель и подцели, промежуточные цели на пути к главной. Цели необходимо точно описать.

    Для этого полезно изобразить «кривую жизни», где отмечены успехи и неудачи в прошлом и желаемые успехи в будущем. «Кривая» жизни должна отразить:

    1. Как протекала ваша жизнь до сих пор?

    2. В чем состояли ваши крупнейшие успехи? Где были поражения в профессиональной сфере? В личной?

    3. Как вы представляете себе свое будущее?

    4. До какого возраста вы хотели бы дожить?

    5. Чего еще хотите достичь?

    6. Какие удары судьбы и поражения возможны?

    На кривой отмечается точка, где находится человек, а рядом с экстремальными точками «жизненной кривой» пишутся ключевые слова, характеризующие соответствующие успехи или неудачи. Далее формулируются пять важнейших целей, которых человек хочет достичь до конца своей жизни, и эти цели дифференцируются по временным критериям. При этом необходимо принять во внимание лиц ближайшего окружения (партнеров, детей, родителей, друзей, начальника), так как с событиями в их жизни необходимо считаться. Можно составить временной ряд для нахождения личных целей.

    Затем записать на отдельном листке все желаемые цели на ближайшее и отдаленное будущее:

    1) долгосрочные цели – ориентиры того, чего человек хочет достичь в жизни;

    2) среднесрочные цели – конкретные результаты, которых человек хочет добиться в ближайшие 5 лет;

    3) краткосрочные цели – конкретные результаты, которых человек хочет достичь в ближайшие 12 месяцев. Сформулированные цели разделить на личные и профессиональные. Определение целей предполагает фиксацию сроков и результатов.

    После выяснения для себя вопросов о личных и профессиональных целях необходимо определить средства для их достижения. Для этого надо определить свои сильные и слабые стороны. С этой целью можно опять обратиться к «кривой жизни» и проанализировать причины успехов и неудач. При этом важно установить те способности, знания, опыт, которые привели к соответствующему результату. Это могут быть специальные знания (знание производства, менеджмента, общая эрудиция), личные качества (целеустремленность, коммуникабельность, уравновешенность, инициативность, настойчивость, тактичность), интеллектуальные способности (творческий потенциал, интуиция, логическое мышление, рассудительность) и т. д. Анализ способностей позволит определить потенциал, которым располагает человек и который необходимо развивать для достижения своих целей.

    В то же время следует знать свои слабости, чтобы избегать действий, которые могут способствовать проявлению подобных качеств, или принять меры к избавлению от этих недостатков. Знать свои слабости – значит укреплять свои сильные стороны.

    Знание сильных и слабых сторон (что я могу?) позволит определить средства достижения целей (личные, финансовые, временные ресурсы). На этом этапе должен быть найден ответ на вопрос: «К чему человек конкретно приступает?» Для этого составляются планы реализации поставленных целей. Из планов жизни, долгосрочных планов вытекают годовые, квартальные, месячные, декадные, которые конкретизируются в деловых планах дня. Планирование времени приносит выигрыш во времени.

    План дня является важнейшей ступенью планирования времени и реализации намеченных целей. Составляя планы, необходимо устанавливать приоритетность целей и задач. Для иллюстрации этого нехитрого принципа часто приводится известная история под названием «Совет стоимостью в 25 000 долларов».

    Чарльз М. Шваб, будучи президентом компании «Бетлэм стил», поставил перед Ивом Ли, советником по предпринимательской деятельности, необычную задачу: «Покажите мне возможность лучшего использования моего времени. Если Вам удастся, я уплачу Вам любой гонорар в разумных пределах». Ли предложил Швабу лист бумаги и сказал: «Составьте список важнейших дел, которые Вы должны сделать завтра, и пронумеруйте их очередность в соответствии со значимостью. Завтра утром начните с задачи № 1 и работайте над ней до тех пор, пока она не будет решена. Перепроверьте затем установленные Вами приоритеты еще раз и приступайте к № 2, но не идите дальше до тех пор, пока не закончите и это дело. Потом переходите к № 3 и т. д. Даже если Вы не сможете выполнить весь свой план на день, это не трагедия. К концу дня будут по крайней мере завершены важнейшие дела, прежде чем Вы потратите время на задачи меньшей важности. Ключ к успеху в том, чтобы ежедневно делать следующее: перепроверяйте относительную значимость предстоящих задач, принимайте решения о приоритетах, составьте их список, отразите его в плане дня и придерживайтесь его. Пусть это будет привычным делом каждого рабочего дня. Если Вы убедитесь в ценности этой системы, „передайте“ ее дальше своим сотрудникам. Испытывайте ее столь долго, сколько сочтете нужным, а затем вышлите мне чек на сумму, которой, по Вашему мнению, эта система стоит».

    Спустя несколько недель Шваб прислал Ли чек на 25 000 долларов. Позднее он сказал, что эта прослушанная им лекция была самой стоящей из всего того, что он усвоил за время своего менеджмента.

    Преимущества работы по приоритетам.

    1. Работа над действительно важными и сложными делами.

    2. Решение вопросов в соответствии с их неотложностью.

    3. Концентрация на выполнении только одной задачи.

    4. Исключение дел, которые могут быть выполнены другими. Позитивные последствия работы по приоритетам.

    1. Соблюдаются установленные сроки.

    2. Возникает большее удовлетворение от рабочего дня и результатов работы.

    3. Большее удовлетворение получают подчиненные и коллеги.

    4. Удается избежать конфликтов и стрессовых перегрузок.

    Для определения очередности важных дел применяют такие методы, как принцип Парето, анализ АБВ и принцип Эйзенхауэра.

    Принцип Парето (соотношение 80: 20) в общем виде гласит, что внутри данной группы или множества отдельные малые части обнаруживают намного большую значимость, чем это соответствует их относительному удельному весу в этой группе. Применительно к рациональному использованию времени это означает, что если все рабочие функции рассматривать с точки зрения критерия их эффективности, то окажется, что 80 % конечных результатов достигается только за 20 % затраченного времени, тогда как остальные 20 % конечных результатов «поглощают» 80 % рабочего времени. Это как раз многочисленные второстепенные проблемы.

    Следовательно, не следует браться сначала за самые легкие, интересные или требующие минимальных затрат времени дела. Необходимо решать вопросы в соответствии с их важностью и значимостью.

    Применение принципа Парето конкретизируется в анализе АБВ (рис. 5). Здесь все задачи распределяются по категориям АБВ в соответствии с их долей в итоговом результате.


    Рис. 58. Анализ АБВ


    Анализ АБВ основывается на следующих закономерностях:

    3. Менее важные и несущественные задачи (категория В) составляют, напротив, 65 % общего числа задач, но имеют незначительную собственную значимость в делах руководителя – всего 15 %.

    Согласно выводам анализа АБВ рекомендуется за самые важные, т. е. приносящие наибольший результат, дела А браться в первую очередь, чтобы с помощью немногих действий обеспечить большую часть общего эффекта. Эти дела не подлежат перепоручению. На следующие по значимости задачи Б приходится также существенная часть совокупного результата. Они могут быть частично поручены другим лицам. Задачи В менее важные, дают в целом небольшой итог. Их необходимо перепоручать и сокращать.

    Американский генерал Дуайт Эйзенхауэр предложил простое средство для выбора приоритетов при решении задач. Согласно его правилу приоритеты устанавливаются по таким критериям, как срочность и важность дела.

    В зависимости от степени срочности и важности задач различают четыре возможности их оценки и выполнения:

    1. Срочные / важные дела. Их следует выполнять немедленно и самому.

    2. Срочные / менее важные дела. Здесь существует опасность попасть под «тиранию» спешности и в результате целиком отдаться решению этой задачи, потому что она срочная. Но она не столь важна, для ее выполнения не требуется каких-либо особых качеств, поэтому она должна быть делегирована.

    3. Менее срочные / важные задачи. Их не надо выполнять срочно, они могут подождать. Сложность может возникнуть тогда, когда эти задачи превратятся в срочные и должны будут решены руководителем в кратчайшие сроки. Поэтому необходимо установить срок выполнения задачи или перепроверить степень ее важности и поручить полностью или частично сотрудникам.

    4. Менее срочные / менее важные дела. Именно эти дела часто оседают на письменном столе и так заваленном бумагами. К таким задачам часто необходима корзина для бумаг.

    4. Делегирование: значение, правила, причины сопротивления подчиненных и руководителей

    Хорошим инструментом рационального использования времени руководителя является делегирование. Под делегированием понимается передача подчиненному задачи из сферы действий руководителя. Одновременно с рабочей задачей для ее выполнения должны делегироваться полномочия и ответственность за выполнение задачи.

    Полномочия – ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение задачи. Это право связано с принятием решений для выполнения задачи. Полномочия делегируются должности, а не индивиду, который ее занимает. Они всегда ограничены. Пределы полномочий определяются процедурами, правилами, должностными инструкциями или передаются подчиненному устно.

    Ответственность – обязательство выполнять задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. Работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия. Необходимо подчеркнуть, что делегируется только функциональная ответственность за решение конкретной задачи, а управленческая ответственность за руководство не может быть делегирована, она остается на руководителе.

    Делегирование всегда означает саморазгрузку и выигрыш времени для выполнения действительно важных задач категории А. Основные правила делегирования:

    1) подбор подходящих сотрудников;

    2) распределение сферы ответственности;

    3) делегирование рабочей задачи в полном объеме.

    Это повышает ответственность за ее выполнение, создает дополнительные стимулы к проявлению инициативы и облегчает контроль результатов; обеспечение баланса властных полномочий и ответственности; координирование выполнения порученных задач.

    Стимулирование, инструктирование и консультирование подчиненных. Они должны иметь необходимую информацию для понимания своей задачи и ожидаемых результатов вовремя получать ответы на возникающие вопросы, Необходимы: контроль рабочего процесса и его результатов; пресечение попыток обратного или последовательного делегирования; оценка и вознаграждение.

    Для подчиненных из делегирования также вытекают специфические обязанности: самостоятельно осуществлять делегированную деятельность и принимать решение под свою ответственность; своевременно и подробно информировать руководителя, ставить его в известность обо всех необычных случаях; координировать свою деятельность с коллегами и заботиться об обмене информацией; повышать квалификацию для того, чтобы отвечать предъявляемым требованиям.

    В первую очередь подлежат делегированию: рутинная работа, специализированная деятельность, частные вопросы и подготовительная работа.

    Не подлежат делегированию такие функции руководителя, как постановка целей, формулирование стратегии, контроль результатов деятельности подчиненных, руководство сотрудниками и их мотивация, задачи особой важности, задачи высокой степени риска, необычные, исключительные дела, срочные дела, не оставляющие времени для объяснения и перепроверки.

    Существуют причины, по которым руководители могут с неохотой делегировать полномочия, а подчиненные – уклоняться от дополнительной ответственности. К первым относятся:

    1) уверенность руководителя в том, что он выполнит работу лучше и быстрее, чем его сотрудники, и тем самым сэкономит время;

    2) отсутствие способности руководить, неосведомленность в проблемах, незнание того, что можно и нужно делегировать сотрудникам и как это делать;

    3) Отсутствие доверия к подчиненным и нежелание рисковать;

    4) Опасение, что подчиненные сделают работу лучше руководителя (конкуренция со стороны подчиненных);

    5) Чрезмерная загруженность работой (посетители, телефоны, совещания и т. п.), которая не оставляет времени на объяснение делегируемых заданий и контроль за их исполнением. Подчиненные избегают делегирования по следующим причинам:

    1) нехватка знаний и умений, неуверенность в своих силах, которые выражаются в страхе перед ответственностью;

    2) боязнь критики за ошибки;

    3) Отсутствие необходимых полномочий для решения задачи (отсутствие информации, ресурсов, власти);

    4) Подчиненному не предлагается каких-либо стимулов для принятия на себя дополнительной ответственности;

    5) Большая загруженность работой или подчиненный считает так.

    Делегирование является основным методом децентрализации управления в организации. Децентрализация позволяет получить ряд преимуществ.

    1. Решения принимаются на должном уровне, т. е. там, где возникают проблемы.

    2. Возрастает гибкость, адаптивность организации.

    3. Создается дополнительная мотивация сотрудников более низких уровней иерархии.

    4. Способствует раскрытию инициативы, самостоятельности, способностей подчиненных.

    5. Лучше используются профессиональные знания, опыт сотрудников, растет их компетентность.

    6. Происходит саморазгрузка руководителя для выполнения важных задач группы А.

    Самоменеджмент - это одно из важнейших условий достижения успеха. Научившись правильно распределять свое время, вы сможете эффективнее работать на пути достижения поставленных целей.

    Определение самоменеджмента

    На вопрос о том, какой ресурс в человеческой жизни является самым ограниченным, многие отвечают неправильно. Это не деньги или прочие блага, а именно время. Только научившись правильно распределять его для выполнения тех или иных действий, можно максимально приблизиться к достижению поставленных целей.

    Самоменеджмент - это техника, которая подразумевает рациональное использование (также его называют тайм-менеджмент). Данная методика позволяет достигать лучших результатов при меньших нагрузках. Также речь идет о применении в работе эффективных методов, которые обеспечивают экономию ресурсов.

    Если брать во внимание цель самоменеджмента, то она заключается в том, чтобы максимально использовать все имеющиеся ресурсы и сократить затраты времени на выполнение тех или иных операций.

    Сущность самоменеджмента может быть выражена в следующих положениях:

    • определение целей (они непременно должны быть реалистичными и, желательно, конкретными);
    • создание в своем сознании картины успеха (включите сюда свое окружение и прочие моменты);
    • использование методики "больших скачков", которая подразумевает быстрый переход к конкретным действиям;
    • безусловная вера в собственные силы и достижение успеха;
    • сосредоточение на основных целях и отсеивание второстепенных;
    • умение держать себя в руках и начинать действия заново в случае неудачного опыта.

    Можно сказать, что на данный момент самоменеджмент - это объективная необходимость не только для руководителей предприятий, но также и для любого другого человека, который хочет эффективно использовать свое время и успевать сделать как можно больше работы. Он должен стать своего рода привычкой, что достигается путем длительной работы над собой, выработкой усидчивости, а также умением мыслить рационально.

    Функции самоменеджмента

    Ежедневно решая те или иные задачи, мы порой не задумываемся о том, что занимаемся самоменеджментом. Тем не менее, чтобы достичь действительно значительных результатов, важно подходить к данному процессу осознанно и последовательно. Можно выделить следующие функции самоменеджмента:

    • целеполагание (вы должны четко представлять себе конечный результат в реальном выражении, которого вы хотели бы достичь по итогам своей деятельности);
    • составление плана (разработка детальной "дорожной карты", которая определит ваши шаги на пути к намеченным целям);
    • принятие решений (каждый шаг сопровождается наличием нескольких альтернатив, из которых вы должны сделать выбор);
    • организация своего рабочего времени и пространства (вы должны выработать для себя удобный график работы и четко его придерживаться, не отвлекаясь на посторонние занятия);
    • постоянный самоконтроль (важно проводить анализ соответствия достигнутых результатов запланированным не только на конечном, но и на промежуточных этапах работы);
    • налаживание коммуникаций и каналов информации (это, пожалуй, одна из важнейших функций, которая тесно взаимосвязана со всеми остальными).

    Вышеперечисленные функции в указанной последовательности можно также воспринимать как этапы самоуправления. Стоит отметить исключительную важность каждого из них, а потому перешагивать через тот или иной пункт недопустимо. Важно понимать, что, несмотря на то, что на первый взгляд это выглядит сложно, а также отнимает много времени, со временем эти действия дойдут до автоматизма. Учтите, что самоменеджмент является не просто обязанностью, но выработанной привычкой эффективного и успешного руководителя.

    Чем обусловлена необходимость самоменеджмента руководителя

    Понятие самоменеджмента получило свое развитие ввиду того, что далеко не каждый человек умеет правильно организовать свое рабочее время и пространство. В результате некоторые цели так и остаются недостижимыми. Так, можно выделить следующие факторы, препятствующие успеху, обусловливающие необходимость такого явления, как самоменеджмент руководителя:

    • неспособность рационально расходовать свои временные и физические ресурсы;
    • отсутствие четких приоритетов как в жизни, так и в деловых вопросах;
    • неумение определять свои собственные цели;
    • заморозка работы по саморазвитию (достигнув определенного уровня, человек считает нецелесообразным дальнейшее самообразование, а потому начинает отставать от тенденций в бизнесе);
    • отсутствие навыков в принятии управленческих решений;
    • использование для решения проблем прагматичного подхода и неумение применять творческие методы;
    • неумение общаться с людьми, а также оказывать на них должное влияние и давление;
    • недостаток знаний в области управленческой деятельности;
    • неумение руководить подчиненными и эффективно организовывать их труд;
    • уделение недостаточного количества времени и внимания как собственному обучению, так и обучению сотрудников;
    • нехватка навыков в области формирования эффективно работающего коллектива (речь идет не только о подборе кадров, то также и расстановке их по рабочим местам).

    Стоит отметить, что самоменеджмент руководителя важен не только в контексте его личных карьерных достижений, но также и для обеспечения успешной работы предприятия в целом. Только эффективный управленец может привести организацию и ее сотрудников к успеху. Только тот человек, который научился эффективно управлять собой и своим временем, сможет совладать с большой организацией.

    Сущность самомотивации

    Самоменеджмент и самомотивация - это одни из самых важных моментов не только в работе руководителя, но также и в повседневной жизни человека, который стремится к достижению успеха. Важно не просто научиться управлять своим временем, но также выработать в себе внутреннее желание работать, обусловленное определенными стимулами. Функцию самомотивации не стоит недооценивать. Порой человека может выбить из колеи, когда окружающие не верят в его успех или же сознательно занижают его достоинства. Данный же механизм подстегивает вас к дальнейшим действиям независимо от внешних обстоятельств.

    Достичь настоящего успеха можно только в том случае, если вашу деятельность будут сопровождать такие механизмы, как самоменеджмент и самомотивация. Самый быстрый способ подстегнуть себя - это прислушаться к своим внутренним стимулам. Так, обратите внимание на свои физиологические потребности. Для удовлетворения большинства из них вам непременно понадобятся определенные средства, которые просто невозможно получить, если вы будете бездействовать, сидя в социальных сетях или просматривая телевизионные программы.

    Потребностями более высокого уровня являются безопасность и уверенность в завтрашнем дне. Так, человек постоянно нуждается в жилье, одежде, развлечениях, а также определенном запасе средств на удовлетворение прочих потребностей. Сила мотивации зависит только от того, насколько высока ваша планка. Жить в съемной квартире или в собственном доме, одеваться на рынке или в брендовом магазине, отдыхать на даче или престижных курортах, отложить на будущее незначительную сумму или внушительный капитал - сила внутренних стимулов будет зависеть именно от ваших стремлений.

    Несмотря на то что многие отрицают влияние общественного мнения, оно порой, является основным фактором самомотивации. Так, например, человек может ходить на работу, чтобы не прослыть бездельником и при этом довольствоваться невысоким положением и средней заработной платой. Некоторых людей самомотивация побуждает к активному продвижению по карьерной лестнице, получению высокого социального статуса, а также значительных денежных доходов.

    Таким образом, самомотивация основывается на потребностях человека, которые описывает пирамида Маслоу. На нижней, базовой ступени стоят физиологические потребности. После того как они будут полностью удовлетворены, появляется желание ощущать уверенность в завтрашнем дне, прочность положения и безопасность. Также каждый человек стремится занять определенное общественное положение и создать о себе соответствующее мнение.

    Методика самоменеджмента

    Методы самоменеджмента можно разделить на несколько категорий:

    • Метод организационного управления подразумевает планирование дальнейшей деятельности, исходя из объективного анализа текущей ситуации. Речь идет как о внутренних, так и о внешних факторах.
    • Методика саморегуляции стресса состоит в том, чтобы научиться сопротивляться внешним негативным влияниям, сохраняя при этом психологическое равновесие и работоспособность.
    • Аутогенная тренировка - это одна из главных процедур, на которой основан самоменеджмент. Кратко ее можно описать как самовнушение и самоубеждение в собственных силах и способностях.
    • Медитация довольно часто используется для того, чтобы быстро восстановить силы и эмоциональное равновесие в перерывах между напряженной работой.

    Можно сказать, что самоменеджмент - это непрерывная работа над собой. Речь идет не только о формировании определенных профессиональных навыков и умении эффективно расходовать свое рабочее время. Здесь также имеется в виду работа над собственной психикой. В итоге человек должен стать уверенным в собственных силах, а также научиться сохранять самообладание в стрессовых ситуациях.

    Осуществление самоменеджмента

    Технология самоменеджмента представляет собой определенную последовательность этапов, которая созвучна с его основными целями. Для начала необходимо определиться с целью, а также критериями, которые будут свидетельствовать о ее достижении. Для этого необходимо четко проанализировать текущее положение дел, после чего станут очевидны реально достижимые будущие показатели. Важно, чтобы конечный результат имел какое-то четкое выражение (например, количественное).

    На следующем этапе необходимо обратить внимание на фактор информации, которая необходима для того, чтобы реализовать цель самоменеджмента. Данные могут поступать как из внутренних, так и из внешних источников. При этом они должны быть актуальными (то есть соответствовать реальной картине происходящего).

    Планирование состоит в том, чтобы выработать четкий алгоритм действий по достижению поставленных целей. При этом важно предусмотреть возможные колебания во внутренней или внешней среде, чтобы определить альтернативные алгоритмы, которые позволят избежать негативных последствий и кризисных состояний.

    Принятие решений - это один из важнейших этапов, из которых состоит самоменеджмент. Организации данного процесса стоит уделять особое внимание. Должны быть созданы комфортные условия для работы, а также полное обеспечение информацией, чтобы действия были осмысленными и соответствовали текущему положению дел.

    Для эффективной реализации принятых решений важно обеспечить комфортные условия работы. При этом должны быть соблюдены как физиологические, так и психологические особенности. Ключевые задачи должны быть реализованы самостоятельно, а второстепенные могут быть делегированы подчиненным.

    На всех этапах работы должен совершаться непрерывный контроль полученных результатов на предмет соответствия их запланированным. Это позволит вовремя выявить отклонения и отреагировать соответствующим образом.

    рабочего времени

    Принципы самоменеджмента могут быть описаны следующим образом:

    • Четкому планированию и распределению операций должно подвергаться только 60% рабочего времени. При этом оставшиеся 40% должны оставаться незанятыми на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, срочных переговоров, а также контактов как внутри организации, так и за ее пределами. Кроме того, запланированные вами дела чисто физически могут занять большее количество времени.
    • Планирование рабочего времени не должно иметь одномоментный характер. Данная работа должна проводиться регулярно и систематично. Кроме того, вы можете постоянно вносить коррективы в разработанную программу действий.
    • Плановые показатели должны быть реалистичными и разрабатываться на основе реальных возможностей каждого отдельно взятого человека. За основу можно брать отчетные показатели предыдущих периодов или специальные расчеты.
    • Для эффективного самоменеджмента важную роль играет такое понятие, как компенсация потерь времени. Имеется в виду, что если у вас появилось "окно" сегодня, то лучше его потратить на выполнение части задач, запланированных на завтра.
    • Составляя отчет о проделанной работе, фиксируйте не количество выполненных действий, а достигнутые результаты в реальном выражении. Это поможет создать объективную картину выполнения плана.
    • Для того чтобы выполнение работ производилось своевременно, важно, чтобы планы было четко согласованы во времени. Желательно завершать работы немного раньше дедлайна, чтобы иметь возможность внести необходимые коррективы.
    • Если планы составляются на разных уровнях (директор, линейные руководители, подчиненные), то они должны быть согласованы во времени.

    Преимущества самоменеджмента

    Эффективный самоменеджмент дает массу преимуществ как руководителям организации, так и людям, задействованным в любой другой сфере деятельности. Речь идет о следующих положительных моментах:

    • значительное уменьшение временных затрат, а также прочих ресурсов на выполнение тех или иных работ;
    • организация эффективного механизма трудовой деятельности, что обеспечивает более высокие экономические и прочие результаты, чем в обычных условиях;
    • отсутствие стрессовых ситуаций, которые связаны со спешкой из-за боязни не успеть закончить работу в срок;
    • если работа выполняется качественно, а также в рамках поставленных сроков, то она приносит моральное удовлетворение как руководителям, так и их подчиненным;
    • если у труда есть видимый результат, то это является своего рода мотивацией к дальнейшим активным действиям;
    • с каждым четко спланированным шагом растет уровень профессионализма и квалификации;
    • в процессе самоменеджмента вы занимаетесь поиском коротких путей достижения целей, на реализацию которых ранее уходило значительное количество времени.

    Стоит отметить, что время, затраченное на планирование и организацию работы, полностью окупается не только конечными результатами деятельности, но также и полученными навыками по управлению собственными ресурсами.

    Составляющие части самоменеджмента

    Система самоменеджмента подразумевает под собой совокупность ряда взаимосвязанных элементов, которые обеспечивают эффективную организацию рабочего процесса. Можно выделить следующие основные составляющие:

    • управление временем подразумевает правильное определение пропорций труда и отдыха, а также распределения длительности каждой из операций;
    • управление финансовыми средствами состоит в определении свободных ресурсов, а также тех, которые необходимо задействовать для достижения поставленной цели;
    • управление коммуникациями означает поиск связей и источников информации как во внутренней, так и во внешней среде;
    • управление рабочим пространством подразумевает правильную организацию рабочего места в соответствии с эргономическими и прочими требованиями.

    Стоит отметить, что самоменеджмент - это сложный процесс, а потому и подходить к нему нужно комплексно. Если упустить одну или несколько составляющих, то в плане возникают так называемые узкие места, которые могут негативно сказаться на качестве работы, а также сроках ее выполнения. Подготовка к выполнению того или иного рабочего процесса требует определенных усилий и может занять некоторое время, которое позже окупится результатами.

    Выводы

    Одним из необходимых условий успешной и результативной работы является самоменеджмент. Он заключается в умении правильно распределять имеющиеся ресурсы, в том числе и временные. Стоит отметить, что довольно часто данное понятие отождествляют с тайм-менеджментом. И это не удивительно, ведь именно умение правильно организовать свой рабочий день обусловливает скорость и качество достижения целей. На данный момент, учитывая современный темп жизни, а также уровень конкуренции, самоменеджмент становится объективной необходимостью для тех людей, которые нацелены на результат.

    Стоит отметить, что функции самоуправления во многом соответствуют функциям менеджмента. Для начала необходимо разработать цель, которая определит направление, в котором нужно двигаться. Далее она детализируется путем составления плана. Реализация его представляет собой последовательное принятие цепочки а также организации рабочего процесса. Если речь идет о предприятии, то между всеми его подразделениями должны быть установлены коммуникативные связи. И не стоит забывать о такой функции, как контроль, который может быть не только итоговым, но также и промежуточным.

    Важно уделять внимание не только менеджменту, но также и самомотивации. Для того чтобы разобраться, при достижении тех или иных целей, стоит изучить Её базу составляют физиологические нужды. Это еда, одежда и прочее. Обеспечив необходимый минимум, человек задумывается о том, чтобы чувствовать себя в безопасности. Речь здесь идет о том, чтобы иметь уверенность в завтрашнем дне (чаще всего подразумевается финансовое благосостояние). Высшей категорией потребностей, которые мотивируют человека к деятельности, является общественное положение.



    Что еще почитать