При выполнении тестового задания не следует. Как выполнить тестовое задание. Каким должно быть идеальное тестовое

Основная классификация тестовых заданий - задания:

    закрытого типа (когда ученику предстоит выбрать из готовых вариантов ответа);

    открытого типа (когда ученик сам находит ответ и вписывает в бланк).

Задания закрытого типа , в свою очередь, делятся на:

    один вариант ответа (множественный выбор; radio-кнопка). Ответ засчитывается, если ученик выбрал его правильно. Варианты:

    • простой выбор - один ответ из 4-5;

      простой выбор из множества - один ответ из 6-15;

      выбор наиболее точного ответа из представленных.

    тесты, в которых можно выбрать несколько вариантов ответа - поставить галочки, но правильным может быть как один, так и несколько вариантов ответа (альтернативный выбор, checkbox). Ответ за тест может засчитывается только если все ответы даны правильно (нет ни лишних, ни недостающих) или начисляется балл за каждый правильный ответ и вычитается балл за каждый неправильный ответ. Варианты:

    • сложный выбор - двух и более правильных ответов из 4-5;

      сложный выбор из множества - двух и более правильных ответов из 6-15.

    установить соответствие (слева и справа даются связанные понятия, например, слова в предложении, родовые и видовые понятия и др.). Ученику нужно провести линии соответствия, на компьютере перетащить блоки и установить друг с другом и т.п. Сюда же можно отнести задания на сортировку и классификацию . Варианты соответствия между:

    • понятиями и определениями;

      датами и событиями;

      списком понятий и их характеристиками;

    определить последовательности (ученику предлагается ряд понятий, дат, слов, которые ему предстоит установить в правильной последовательности). Варианты:

    • установление хронологической последовательности событий;

      установление логической последовательности;

      расстановка чисел по возрастанию / убыванию;ъ

    альтернативный ответ (ученику предлагается установить Да-Нет или Правда-Ложь по каждому приведенному утверждению).

Задания открытого типа:

    вписать небольшую фразу, слово или символы - как дополнение к контексту. Например, вставить пропущенную букву, знаки препинания, пропущенное слово и т.д.;

    свободное изложение - ученику выделяется место для свободного изложения ответа на вопрос. Место может быть ограничено по количеству символов, например, не более 100 или 500 символов, 10 слов и т.п.

Когда и какие варианты заданий использовать?

Характеристики

Задания закрытой формы

Дополнение

Установление соответствия

Установление последовательности

Проверка знания фактов

Применение знаний по образцу

Применение знаний в нестандартных ситуациях

Угадывание

Исключено

Объективность оценки

Исключение описок

Таблица М.Б. Челышковой.

Как группировать задания тестов

Существует три подхода к группировке тестовых заданий:

    все задания выводятся случайным образом - для хорошо использовать программы тестирования или онлайн-сервисы тестирования;

    задания выводятся в порядке усложнения - сначала простые, потом сложные. Это позволит ученикам быстро продвинутся вперед, а не «сидеть» со сложным заданием в начале тестирования, потратив все отведенное на тест время. В порядке усложнения даются задания ЕГЭ;

    задания группируются по типу или теме - таким образом, ученик может приспособится к типу задания, а не настраиваться на каждый тип задания, затрачивая время.

Правила составления тестов

    Тестовое задание должно быть сформулировано четко, понятно и должно толковаться однозначно. Если вопрос сформулирован таким образом, что не все ученики могут его понять однозначно, формулировку нужно изменить. Пример: Фирма, предоставляющая сетевые услуги – это... Ученик задаст вопрос: что такое «сетевые услуги? Услуги доступа в интернет? Фирма сетевого маркетинга типа Avon или что-то еще?

    Тестовое задание должно быть сформулировано кратко, желательно без использования сложноподчиненных предложений, лишних причастных и деепричастных оборотов, вводных слов. Лучше разбить задание на несколько небольших предложений. Если в задании много «который», «где», «чем», много запятых, его будет трудно понять, а значит, и решить. Не бойтесь разбивать предложения на части.

    Задание должно быть сформулировано без повторов, двойного отрицания (не – не), а лучше и вовсе избегать отрицания. Пример: Программа Paint не является программой для работы с электронными таблицами. Варианты ответов: Да-Нет. Ученику будет трудно ответить на этот вопрос, т.к. и в задании, и в ответе есть отрицание.

    Не стоит писать в вопросе слова типа: «сформулируйте», «укажите», «сообщите», если это и так предполагается самим вопросом. Например: Напишите, как звали первооткрывателя Америки? Слово «напишите» лишнее.

    Проверяйте и формулировки заданий, и формулировки ответов, чтобы в них не было подсказок для ученика. Следите, чтобы в одном задании не было подсказки по ответу на другое задание.

    В заданиях не должно быть явно неподходящих ответов, увидев которые ученик сразу вычислит правильный ответ. Все ответы должны быть примерно одинаковыми и по содержанию, и по объему.

    Повторяющиеся фразы в каждом варианте ответа нужно включить в текст вопроса.

    Не допускается использование в вопросе оценочных суждений и отсылке к субъективному мнению ученика. Например, использование слов «важный», «главный» не допускается.

    В задании главное слово (ключевое понятие) лучше сделать началом предложения. Лучше не начинать формулировку задания с предлогов или союзов. Пример: На какую группу стран приходится наименьшая доля в мировом ВВП и экспорте товаров. Правильно: Наименьшая доля в мировом ВВП приходится на…

    В тестовом задании должно быть достаточное количество вариантов ответов:

    • закрытые типы вопросов - 4-6 вариантов ответов;

      установить соответствие - 4-5 вариантов ответов;

      расставить последовательность - 4-8 вариантов ответов;

    Желательно сопровождать задания и варианты ответов иллюстрациями, схемами, таблицами и т.д.

    В тесте должно быть достаточно много заданий, а также заданий разного уровня сложности, чтобы результаты тестирования были максимально объективными и надежными. Также это поможет исключить утомление ученика.

    В тесте желательно чередовать различные виды заданий, а также избегать большого числа простых заданий (Да-Нет и др.) для повышения объективности теста.

    Крайне нежелательно включать в тест задания и вопросы-ловушки, провокационные вопросы - это не профессионально и понижает доверие учащихся к тесту, преподавателю и тестированию в принципе.

    Избегайте вопросов, на которые можно ответить на основе эрудиции или логического размышления, поскольку задача теста - не проверить начитанность и умение размышлять, а проверить специальные знания у конкретного ученика, знания учебного материала.

    Исключайте вопросы на знание текстов (если это не требуется специально), справочной информации, мелких деталей и проч.

Кроме указанных выше основных свойств тестов имеются правила разработки тестовых заданий и тестов (нарушение некоторых из которых часто наблюдается в тестировании, но, тем не менее, – нежелательно).

Тестовое задание должно быть сформулировано ясно и четко, всегда ориентировано на получение однозначного заключения.

Нужно стараться формулировать задание в виде одного предложения, а оно должно быть легко воспринимаемым каждым испытуемым.

Задание теста должно проверять конкретное знание , умение или конкретные навыки испытуемых.

Тестовые задания должны быть информативными на всем диапазоне изменения уровня сложности.

Необходимо использовать простую, грамматически правильную утвердительную форму задания в виде одного предложения из 5–20 слов, без оборотов, используя простые придаточные предложения, без переноса фрагмента тестового задания на новую страницу.

Не использовать в заданиях "нестрогие" слова типа "иногда", "часто", "всегда", "все", "никогда", "большой", "небольшой", "малый", "много", "меньше", "больше" и грамматические обороты типа "Почему не может не…", "Правда ли, что …", "Возможно ли…" и др.

Ответы должны содержать не более 2–3 ключевых слов по условию вопроса.

Желательно строить ответы одинаковой формы, а если возможно, то и длины.

Количественные ответы необходимо упорядочивать, причем первым не должен быть указан правильный ответ .

Необходимо исключить возможность выбора ответа интуитивно, догадкой.

Ответы должны быть независимы и одинаково привлекательны для выбора.

В тестовых заданиях нельзя использовать сокращения, если задание не раcсчитано на их знание .

В каждом задании закрытой формы количество дистракторов (вариантов ответов) должно быть от 4 до 6, а в заданиях на установление соответствия – примерно в 2 раза больше.

Условие задания не должно никогда (ни для одного дистрактора) принимать неопределенное значение .

Все дистракторы должны быть подобраны умело.

Ни один дистрактор не становится правильным ответом при изменении допустимых условий задания.

Повторяющиеся слова и словосочетания в ответах должны быть исключены и перенесены в основную часть условия.

Из ответа к одному тестовому заданию нельзя получать каким-либо образом ответ к другому заданию.

Не должен возникнуть вопрос по уточнению условия, дистрактора (или, точнее, подготовленному испытуемому нет необходимости задавать вопрос по условию задания преподавателю, а преподаватель может не отвечать на такие вопросы).

Задание не должно предполагать знаний, выходящих за пределы учебного материала, программы, образовательного стандарта (особняком стоит очень редко используемое олимпиадное тестирование).

Ни один тестируемый не должен получать преимущество перед другим на всем промежутке тестирования.

Количество тестовых заданий в тесте ( длина теста) должно составить 30–40 для естественнонаучных дисциплин и примерно в два раза больше – для гуманитарных дисциплин. Впрочем, эта величина зависит от того, какова цель тестирования. Тест, состоящий из меньшего количества заданий можно вполне использовать как обучающий, мотивационный. Автор часто использует экспресс-тестирование на таких тестах при защите лабораторных работ .

Спецификация (описание атрибутов теста – предмет, время разработки, автор и др.) к тесту должна содержать всю информацию, необходимую для проведения тестирования.

Нельзя предусматривать в тестовых заданиях необходимость проведения развернутых выкладок.

Тест должен быть разработан преподавателем-методистом. Желательно, чтобы тест составила экспертная группа тестологов-предметников, которая и проводит предварительную оценку теста.

Количество заданий в базе данных тестовых заданий должно быть примерно в 10 раз больше усредненной длины теста (т.е. от 200-300 заданий).

Большинство заданий в тесте – закрытой формы. Закрытая форма более быстро воспринимаема и близка ежедневно решаемой человеком проблеме выбора.

Необходимо избегать ненужного дублирования проверяемых знаний, умений и навыков, а также предусмотреть все необходимые.

При формировании тестов полезно проводить предварительное тестирование с целью определения уровня знаний.

  • правильность;
  • репрезентативность;
  • соответствие современному состоянию науки и методики;
  • сбалансированность содержания теста;
  • тематическая направленность;
  • вариативность содержания;
  • доступность;
  • соответствие уровня трудности содержанию цели тестирования.
  • 9. В задании не используются слова, вызывающие различное понимание у испытуемых, а также слова, являющиеся подсказкой, например, «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда».

    10. Ни в тексте, ни в вариантах ответов не должно быть подсказок.

    11. Лучше «длинный» вопрос и «короткие» ответы, чем наоборот.

    12. В заданиях, носящих составной характер, необходимо обеспечить такую последовательность, чтобы правильность выполнения одного задания не зависела от правильности выполнения другого задания данной группы.

    13. Используемая в заданиях терминология не должна выходить за рамки учебной литературы.

    Базовые требования к тестовым заданиям

    1. Содержание тестового задания должно быть ориентировано на получение от тестируемого однозначного заключения.

    2. Основные термины тестового задания должны быть явно и ясно определены.

    3. Тестовые задания должны быть прагматически корректными и рассчитаны на оценку уровня учебных достижений студентов.

    4. Тестовые задания должны формулироваться в виде кратких суждений.

    5. В содержании тестового задания определяющий признак должен быть необходимым и достаточным.

    6. Следует избегать тестовых заданий, которые требуют от тестируемого развернутых заключений на требования тестовых заданий.

    7. При конструировании тестовых ситуаций необходимо применять различные формы их представления, а также графические и мультимедийные компоненты с целью рационального предъявления содержания учебного материала.

    8. Количество слов в тестовом задании не должно превышать 10-12, если при этом не искажается понятийная структура тестовой ситуации. Главным считается ясное и явное отражение содержания фрагмента предметной области.

    9. Среднее время заключения испытуемого на тестовое задание не должно превышать 2,5 минуты .

    Требования к содержательной части тестовых заданий

    1. Тестовое задание должно быть представлено в форме свернутого краткого суждения, сформулировано ясным, чётким языком и исключать неоднозначность заключения тестируемого на требование задания.

    2. Содержание задания должно быть выражено предельно простой синтаксической конструкцией без повторов и двойных отрицаний.

    3. В тексте тестового задания не должно быть непреднамеренных подсказок и сленга.

    4. Задание должно быть составлено с учетом того, что среднее время формирования заключения испытуемого со средним уровнем обученности составляет 2,5 минуты .

    5. В тестовом задании не должно отображаться субъективное мнение или понимание отдельного автора.

    6. Длительность тестового испытания не должно превышать 1 академического часа.

    7. Количество тестовых заданий в одном варианте не должно превышать 18-20 тестовых и практических заданий.

    2.3. Формы тестовых заданий

    Тест представляет собой систему заданий, которые принято называть тестовыми заданиями . Тестовое задание направлено на проверку определенного элемента содержания и должно отвечать ряду требований.

    Структура тестового задания следующая:

    стандартная инструкция по выполнению задания;

    эталонный ответ и правила для оценки его выполнения. Некоторые ученые используют понятие предтестовое задание, под-

    черкивая, таким образом, разницу между заданием разработанным, но еще не апробированным, и заданием, прошедшим апробацию на репрезентативной выборке и подтвердившим свои запланированные качественные и количественные характеристики по результатам тестирования и статистической обработки. Поэтому тестовое задание в данном случае будет определяться следующим образом.

    Предтестовое задание называется тестовым, если апостериорные количественные оценки его характеристик удовлетворяют определенным критериям, нацеленным на проверку качества содержания, формы и выполнения системообразующих свойств заданий теста.

    Все разнообразие тестовых заданий, используемых в тестовом контроле (практике педагогических измерений), можно свести к четырем типам и их модификациям. В отечественной и зарубежной тестологии принято выделять следующие виды тестовых заданий (рис. 2):

    1) задания закрытой формы (с множественным выбором; задания с выбором одного правильного ответа);

    2) задания на установление соответствия ;

    3) задания на установление правильной последовательности ;

    4) задания на дополнение (открытые задания) ;

    5) задания свободного изложения .

    1. При создании тестов для проверки остаточных знаний по соответствующей дисциплине или для проверки итоговых знаний обучающегося/студента на основании программы дисциплины определяется область содержания теста и цели тестирования .

    План теста (Приложение 1) для промежуточного контроля знаний должен охватывать знания, умения и навыки по одной или нескольким дидактическим единицам, для итоговой аттестации – по всем дидактическим единицам дисциплины в соответствии с программой дисциплины, для проверки остаточных знаний по всем дидактическим единицам дисциплины в соответствии с ГОСом по профессии/специальности.

    3. Необходимо включение в тесты только наиболее важных, базовых знаний, выражающих сущность, содержание, законы и закономерности рассматриваемых явлений. Все спорные точки зрения, допустимые в научном споре, следует исключить из тестовых заданий.

    4. Каждый учебный элемент должен иметь некоторую усредненную меру трудности, которую необходимо учитывать в процессе контроля знаний.

    1. При разработке плана тестовых заданий по дисциплине делается примерная раскладка процентного содержания разделов и определяется необходимое число заданий (но не менее 3-х) по каждому разделу дисциплины (по каждой дидактической единице) исходя из его важности и числа часов, отведенных на его изучение в программе.

    Основные термины тестового задания должны быть явно и ясно определены.

    Тестовые задания должны быть прагматически корректными и рассчитаны на оценку уровня учебных достижений студентов по конкретной области знаний.

    Тестовые задания должны формулироваться в виде свернутых кратких суждений.

    Следует избегать тестовых заданий, которые требуют от тестируемого развернутых заключений на требования тестовых заданий.

    При конструировании тестовых ситуаций можно применять различные формы их представления, а также графические и мультимедийные компоненты с целью рационального предъявления содержания учебного материала.

    Количество слов в тестовом задании не должно превышать 10-12, если при этом не искажается понятийная структура тестовой ситуации. Главным считается ясное и явное отражение содержания фрагмента предметной области.

    Среднее время на тестовое задание не должно превышать 1,5 минуты.

    1. Рекомендуется соблюдать следующие параметры тестов:

    Соответствие содержания тестовых заданий государственному образовательному стандарту по учебной дисциплине (базовая часть тестовых заданий –70%- 85%), а также включение дополнительных тестовых заданий (вариативная часть тестовых заданий – 15%-30%).

    Необходимо проводить подбор заданий, комплексно отображающих основные темы учебной дисциплины.

    Тестовые задания по конкретной учебной дисциплине должны наиболее полно отображать ее содержание и ключевые понятия, чтобы иметь качественную объективную оценку знаний студентов. Включение в тест второстепенных элементов содержания может привести к неоправданным выводам о знании или незнании учебной дисциплины.

    Необходимо соблюдать пропорции в количестве тестовых заданий по темам учебной дисциплины.

    Необходимо проверять соответствие содержания тестовых заданий знаниям, навыкам и умениям, оцениваемым у студентов.

    В каждом тестовом задании необходима определенность, логичность, отсутствие некорректных формулировок, выделение одного предмета измерения (ключевого понятия, термина, правила, определения и т.д.).

    1. Спецификация теста включает :

    Цель создания теста, обоснование выбора подхода к его созданию, описание возможных сфер его применения.

    Перечень нормативных документов (базисных программ, требований к уровню подготовки выпускников и др.), используемых при планировании содержания теста.

    Количество заданий различной формы с указанием числа ответов к закрытым заданиям, общее число заданий в тесте.

    Охват требований государственных образовательных стандартов по дисциплине.

    1. Рекомендации к формулировкам тестовых заданий

    Основными элементами тестового задания являются инструкция, задание (содержательная часть), ответы к заданию.

    Инструкция к тестовым заданиям определяет перечень действий при прохождении тестирования. Она должна быть адекватна форме и содержанию задания («укажите правильный ответ (ответы)», «установите соответствие», «определите правильную последовательность», «введите правильный ответ»).

    Используемая терминология не должна выходить за рамки основных учебников и нормативных документов.

    Все повторяющиеся слова должны быть исключены из ответов и вынесены в содержательную часть задания.

    Все варианты ответов должны быть грамотно согласованы с содержательной частью задания, однообразны по содержанию и структуре, равнопривлекательны. Между ответами необходимы четкие различия. Правильный ответ однозначен и не должен опираться на подсказки.

    Среди ответов должны отсутствовать ответы, вытекающие один из другого.

    В варианты ответов нельзя включать формулировки «все перечисленное выше», «все утверждения верны», «перечисленные ответы не верны», так как такие ответы нарушают логическую конструкцию тестового задания или несут подсказку.

    Число тестовых заданий с отрицанием должно быть минимальным. При этом частица «не» выделяется жирным шрифтом.

    1. Виды и типы тестовых заданий. Их особенности, преимущества и недостатки

    Существуют два типа заданий, которые объединяют шесть видов

    Схема 1. Типы и виды тестовых заданий

    К заданиям открытого типа относятся два вида – задания дополнения и задания свободного изложения. Их отличительной особенностью является то, что для их выполнения ученику необходимо записать одно или несколько слов (цифр, букв, словосочетаний, предложений).

    Задания закрытого типа (альтернативных ответов, множественного выбора, восстановления соответствия и восстановления последовательности) предусматривают различные варианты ответа на поставленный вопрос: из ряда предлагаемых выбираются один или несколько правильных ответов, выбираются правильные (или неправильные) элементы списка и др. Эти задания предполагают наличие ряда предварительно разработанных вариантов ответа на заданный вопрос.

    Задания закрытого типа

    1. Задания альтернативных ответов.

    К каждой задаче альтернативных ответов дается только два варианта ответов. Испытуемый должен выбрать один из них – “да – нет”, “правильно – неправильно” и др.

    Форма задания

    Текст задания (вопрос)

    Ответ

    Утверждение 1

    да

    нет

    Утверждение 2

    да

    нет

    Утверждение 3

    да

    нет

    ... ...

    Инструкция для задания альтернативных ответов: Вам необходимо выбрать один вариант ответа, который Вы считаете правильным.

    Задания альтернативных ответов в большей степени подходят для выявления уровня овладения сложными определениями, знания достаточно сложных графиков, диаграмм, схем и др.Особенностью заданий альтернативных ответов является то, что вопрос должен быть сформулирован в форме утверждения, поскольку он предполагает согласие или несогласие, которое можно отнести к утверждению.

    2. Задания множественного выбора.

    Это основной вид заданий, применяемый в тестах достижений. Задачи с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Испытуемый должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего только один правильный.

    1. В тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок;

    2. Основная часть задания формулируется очень кратко, не более одного предложения из семи-восьми слов;

    3. Задание должно иметь предельно простую синтаксическую конструкцию;

    4. В основную часть задания включается как можно больше слов, оставляя для ответа 2-3 ключевых слова для данной проблемы;

    5. Все ответы к одному заданию должны быть примерно одной длины, либо в некоторых заданиях правильный ответ может быть короче других;

    6. Из текста должны быть исключены все ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки;

    7. Частота выбора одного и того же номера места для правильного ответа в различных заданиях должна быть примерно одинакова;

    8. Из ответов исключаются все повторяющиеся слова за счет ввода их в основной текст заданий;

    10. Из числа неправильных должны исключаться ответы, вытекающие один из другого;

    11. Из числа тестовых должны исключаться задания, содержащие оценочные суждения или мнения испытуемого по какому-либо вопросу;

    12. Все варианты ответов должны быть равновероятно привлекательны для испытуемых;

    13. Ни один из вариантов ответов не должен являться частично правильным, превращающимся при определенных дополнительных условиях в правильный;

    14. Основная часть задания формулируется в форме утверждения, которое обращается в истинное или ложное высказывание после подстановки ответов;

    15. Ответ на одно задание не должен служить ключом к правильным ответам на другие задания теста, т.е. не следует использовать дистракторы из одного задания в качестве ответов к другим заданиям теста;

    16. Если задание содержит среди прочих альтернативные ответы, не следует сразу после правильного приводить альтернативный ответ, так как внимание отвечающего обычно сосредотачивается только на этих двух ответах;

    17. Все ответы должны быть параллельны по конструкции и грамматически согласованы с основной частью задания теста.

    Форма предоставления заданий множественного выбора:

    Вопрос (утверждение):

    A. Вариант ответа 1

    B. Вариант ответа 2

    C. Вариант ответа 3

    Инструкция для заданий множественного выбора: Выберите букву (ы), соответствующую (ие) варианту (ам) правильного (ых) ответа (ов).

    3. Задания на восстановление соответствия.

    К заданиям данного типа относятся задания на восстановление соответствия между элементами двух списков, порядка ряда. Состоит из двух групп элементов и четкой формулировки критерия выбора соответствия между ними. Соответствие устанавливается по принципу 1:1 (одному элементу первой группы соответствует только один элемент второй группы) или 1:M (одному элементу первой группы соответствует М элементов второй группы). Внутри каждой группы элементы должны быть однородными. Количество элементов во второй группе должно превышать количество элементов первой группы, но не более чем в 1,5 раза. Максимально допустимое количество элементов во второй группе не должно превышать 10. Количество элементов в первой группе должно быть не менее двух.

    Форма представления заданий на восстановление соответствия:

    Инструкция: Соотнесите написанное в столбцах 1 и 2.

    Вопрос:

    Варианты ответа:

    Столбец 1

    Столбец 2

    Ответ: А. 3. Б. 2. В. 5. Г. 1. Д. 4.

    Главными преимуществами заданий этого вида являются: возможностью быстрой оценки знаний, умений и навыков в конкретной области знаний, и экономичность размещения задач в тесте.

    4. Задания на восстановление последовательности

    Задания на восстановление последовательности можно рассматривать как вариант задания на восстановления соответствия, когда одним из рядов является время, расстояние, или иной континуальный конструкт, который подразумевается в виде ряда.

    Задания на восстановление последовательности – это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая значительными преимуществами: краткостью, простотой проверки.

    Задание.

    Инструкция: Расположите в правильной последовательности.

    Вопрос.

    Варианты ответа.

    1. А.

    2. B.

    3. С. ……. Ответ: 1. А. 2. D. 3. В. 4. Е. 5. С. 6. F.

    Преимущества заданий закрытого типа

    Задания могут быть надежны, поскольку отсутствуют факторы, связанные с субъективными оценками, которые снижают надежность.

    Оценивание заданий полностью объективно: между оценками различных проверяющих не может быть различий.

    Не учитывается умение испытуемых хорошо формулировать ответы.

    Задания этого типа легко обрабатываются, тестирование быстро проводится.

    Простой алгоритм заполнения снижает количество случайных ошибок и описок.

    Эти задания позволяют охватить большие области знания, что для тестов достижений особенно важно.

    Возможна машинная обработка ответов.

    Низкая вероятность угадывания правильных ответов.

    Возможно получение точной оценки содержательности теста, что особенно важно для определения соответствия теста целям исследования

    Задания открытого типа

    Требует сформулированного самим тестируемым заключения на требования задания. Имеет вид неполного утверждения, в котором отсутствует один или несколько ключевых элементов. В качестве ключевых элементов могут быть: число, слово или словосочетание. При формулировке задания на месте ключевого элемента, необходимо поставить прочерк или многоточие. Отсутствующий элемент (правильный вывод) в задании открытой формы вводит тестируемый на месте прочерка и/или в специальном поле, хорошо видимом испытуемым.

    К ним относятся задания двух видов:

    1) дополнения (задачи с ограничением на ответы). В этих заданиях испытуемые также самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены.

    Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания.

    Инструкция для заданий дополнения: вместо многоточия впишите только одно слово (символ, знак и т.д.).

    Пример задания дополнения.

    Инструкция: Вместо многоточия впишите только одно слово.

    Вопрос: Фирма, предоставляющая сетевые услуги – это...

    Ответ: провайдер.

    2) Свободного изложения или свободного конструирования. Они предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа.

    Инструкция для заданий свободного изложения: закончите предложение (фразу), впишите вместо многоточия правильный ответ (словосочетание, фразу, предложение или несколько предложений).

    Пример задания свободного изложения.

    Инструкция: Закончите предложение.

    Вопрос: Специальная программа, реализующая правила передачи информации между компьютерами – это... ...

    Ответ: сетевой протокол.

    Трудность в применении этого вида задач заключается в сложности с формализацией ответов, необходимость подготовки оценочных схем затрудняет стандартизацию, громоздкость процедуры и большие затраты времени на проведение.

    Основная трудность при составлении заданий открытого типа – соблюдения основного требования к тестовым заданиям (наличия однозначного правильного ответа).

    Положительными сторонами хорошо составленных заданий дополнения и свободного изложения являются:

    1) невозможность угадать ответ;

    2) краткость и однозначность ответов;

    3) необходимость воспроизведения ответа по памяти;

    4) отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;

    5) простота формулировки вопроса;

    6) простота проверки.

    1. Критерии выставления оценки

    Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся/студент ответил на от 55 до 70% вопросов. Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся/студент получил от 71 до 85%. Оценка «отлично» ставится, если обучающийся/студент получил 86% и более.

    Основные типы химических реакций

    3.2, 3.3

    Периодическая система Д.И.Менеделеева и свойства химических элементов

    Химическая связь и строение вещества

    Химическая кинетика и катализ. Скорость реакций. Катализ. (Задача)

    2. 2.3

    Химическое равновесие. Константа равновесия. Смещение равновесия.

    2.1,

    Дисперсные системы. Общие свойства растворов. Энергетика растворения.

    А10

    Состав растворов. Массовая доля. Молярная концентрация.

    1.1,

    А11

    Растворы электролитов. Диссоциация кислот, оснований, солей.

    А12

    Кислотно-основные реакции. Гидролиз солей.

    Всего

    *Примечание. Виды тестовых заданий:

    1 - задания с выбором одного или нескольких правильных ответов;

    2 - задания открытой формы, т. е. без указания ответов (дополнения и свободного изложения)

    3 - задания на установление соответствия

    4 - задания на установление правильной последовательности

    5 – задания альтернативных ответов




    Что еще почитать