План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Правописание согласных в корне слова Правописание звонких и

Цель: учить правильно, подбирать проверочные слова.

Предметные :

  • создать условия для уточнения детьми понятия: «орфограмма», «парные звонкие и глухие согласные в середине и на конце слова»
  • подвести учащихся к самостоятельному формулированию правила о написании парных звонких и глухих согласных в середине и на конце слова и использованию полученных знаний для решения практических задач;
  • продолжать наблюдение за употреблением в тексте слов в прямом и переносном значении;

Метапредметные :

  • создавать учебные ситуации, которые позволят овладевать способностью, принимать и сохранять учебные задачи;
  • учить контролировать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле;
  • побудить учащихся к ведению диалога, изложению своего мнения, аргументации своей точки зрения;
  • учить анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • формировать коммуникативные навыки (построение монологического высказывания, владение диалогической формой коммуникации, учет мнения и позиции другого, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве).

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (автор А.В.Полякова)

Ход урока

I. Уточнение понятий необходимых для усвоения материала, актуализация цели урока

II. Чистописание

1. Запишите, продолжив закономерность.

ББ б Бб в ВВ в

2. Прочитайте пословицу, объясните ее значение.

Друг познается в беде.

– Запишите, подчеркните орфограммы.

III. Работа по теме урока

В класс входит Незнайка. В руках у него учебник «Русский язык» и «Орфографический словарь».

Незнайка.

Дорогие мои ребятишки!
И я нынче взял в руки книжки.
Приглашаю я вас путешествовать,
Знанья свои совершенствовать.

– Первая наша остановка в стране «Словария».

Из расставленных на доске слов с непроверяемым написанием вы должны выбрать слова на звонкие и глухие согласные на конце слова и написать их в два столбика на темы «Город» и «Деревня».

(Работа проводится по вариантам. Слова: страна, деревня, город, колхоз, земля, огород, молоток, завод, плуг, рабочий, овес.)

Победили учащиеся, выполнившие первый вариант.

Дорогие мои победители
А в зоопарк, не хотите ли?

Вот царь зверей могучий ле...(ф, в),
А тут жира... (в, ф) с длиннющей шеей.
Ушастый ё... (ш, ж). Чем не хорош?
Ено... (д, т)-красавец смотрит вниз,
Там потянулась сладко ры...ь (з, с).
Плывёт могучий бегемо... (т, д),
Медее...ь (т, д) над нерпою ревёт.
И белый голу...ь (б, п) там летает,
После трудов отдохнуть приглашает.

А теперь представим себе, что вы попали к себе на кухню. Ух, сколько здесь разных предметов! Я показываю вам предмет, а вы называете его и к названному слову подбираете проверочное.

(Чашка, ложка, кружка, лопатка, сковородка, варежка-прихватка, салфетка.)

Назвали предметы все по порядку, Теперь приглашаю всех на зарядку. (Проводится физкультминутка.)

Мелкие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.

– Продолжаем занятие.

Внимание, внимание! Начинаем соревнование! Кто запомнит из стихотворения больше слов?

Осень шагает
В жёлтом пальтишке,
С кедров сшибает
Бурые шишки.
Трах – на опушку,
Бух – на кукушку,
Хлоп – на зайчишку
Падают шишки.
Ходит зайчишка
Весь в синяках,
Как после стрижки
Шерсть на боках.

– А сейчас почтальон Печкин приглашает, Вас. выполнить самостоятельную работу

Самостоятельная работа.

Ночью выпал сне.. . Он был мя..кий, белый, пушистый. На бере..ках и ду..ках снежные хлопья. Надеваю пальто, ша..ку, варе..ки и бегу на улицу. Хорошо во дворе! У крыльца маленький сугро.. . Беру лопа..ку и с радостью чищу доро..ку. Сколь..ко! Под сне..ком гла..кий ле.. .

– Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание орфограмм.
– Назовите восклицательные предложения.

Проверка выполнения задания.

Дети! Вы молодцы, выполнили задание успешно

Физкультминутка

На моей руке пять пальцев,
Пять держальцев, пять хватальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять.

Кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в ритме потешки. На последней строчке поочередно загибаются пальцы.

IV. Закрепление изученного.

Входит Бабушка-Загадушка.

Бабушка-Загадушка. Дорогие ребятки, отгадайте загадки. – Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Маленькие зверьки,
Серенькие шу..ки,
Черненькие гла..ки,
Остренькие зу..ки. (Мыши .)

Я стою на но..ке толстой,
Я стою на но..ке гла..кой,
Под коричневою ша..кой
С белой бархатной подкла..кой. (Гриб .)

Ну и молодцы же вы, ребятки,
Быстро отгадали все загадки.
А теперь скажите скороговорку:
Из карманов у Аркашки
Вечно сыплются бумажки.
Ну и молодцы, ребята, хорошо
Потрудились и все отличились.

V. Итог урока (рефлексия)

Учитель раздает детям карточки с вопросами и фразами, которые нужно продолжить: «На уроке у меня получилось…», «Теперь я знаю…», «Я могу похвалить себя за…». Дети заполняют карточки.

Вы знаете, как превратить бар в пар? А жар в шар? Нужно заменить звонкий согласный парным глухим. Это была бы забавная игра, если бы эти согласные не оказывались на конце слова или перед другим согласным. В этом случае мы можем допустить ошибки в написании слов. Избежать подобной неприятности поможет данный урок.

Тема: Повторение изученного в начальных классах

Урок: Правописание глухих и звонких согласных

Все согласные звуки различаются по участию голоса и шума в процессе образования звука. По этому признаку выделяют сонорные согласные звуки, отличающиеся наличием в большей мере голоса, а не шума: [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], , - и шумные, которые, в свою очередь, делятся на звонкие и глухие согласные (при образовании первых наряду с шумом участвует и голос, при образовании вторых - только шум); к звонким относятся: [б], [б"], [д], [д"], [г], [г"], [в], [в"], [з], [з"], [ж]; к глухим относятся: [п], [п"], [т], [т"], [к], [к"], [ф], [ф"], [с], [с"], [ш], [х], , [ц], [ч"], [щ"].

Озвончение и оглушение согласных

Для современного русского произношения характерно озвончение и оглушение некоторых согласных. Мы оглушаем звонкий согласный в абсолютном конце слова (например, в слове пруд конечный согласный произносится глухо - пру[т]) и перед глухим согласным (ре[с]кий, но ре[з]ок). Глухой согласный озвончается перед звонким согласным (например, в слове косить произносим - коить, а слове косьба - [з"] - ко[з"]ба). Написание согласных в этих позициях (они называются слабыми позициями) необходимо проверять.

Как проверить написание согласных?

Для того чтобы проверить написание согласных, нужно подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы согласный оказался перед гласным или перед р, л, м, н : пруд - пруды, молотьба - молотить, узкий - узок, мог (могу), мок (мокнуть), просьба (просить), резьба (резать). Эти позиции называются сильными. Мы различаем звонкие и глухие в словах злой и слой (перед сонорным л ), бой и пой (перед гласным). Исключением является слово свадьба (от сватать ).

В некоторых иноязычных словах парный по глухости-звонкости согласный нельзя проверять однокоренным словом: абстрак ция (абстрагировать), транскрип ция (транскрибировать).

Написание слов с непроверяемыми согласными рекомендуется запомнить или определять по орфографическому словарю: варежка, ветчина, вокзал, зигзаг, здание, здесь, космонавт, потчевать, сдоба.

Домашнее задание

1.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.

Фура...ка, впереме...ку (беспорядочно), теле...ка, изморо...ь (осенняя), зама...ка, сне...ки, меховая шу...ка, веселая шу…ка, про…ка, варе...ка, ве...чина, пого...ка.

2.Упражнение №42, 43 (Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012).

1. Правила русской орфографии и пунктуации. Правописание глухих и звонких согласных ().

2. ОРФО - система проверки правописания ().

Литература

1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.

3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012.

Глухие и звонкие согласные

Парные глухие согласные звуки п, ф, т, с (и соответствующие мягкие), к, ш на конце слова и перед глухими согласными могут передаваться соответственно буквами п или б , ф или в , т или д , с или з , к или г , ш или ж . Теми же буквами могут передаваться парные звонкие согласные звуки б, в, д, з (и соответствующие мягкие), г, ж перед парными же звонкими согласными (кроме в ). Чтобы правильно написать в этих случаях согласную букву, нужно подобрать другую форму того же слова или другое слово, где в той же значимой части слова (том же корне, приставке, суффиксе) проверяемый согласный находится перед гласным или перед согласными р, л, м, н, в (и соответствующими мягкими).

Например:

1) на конце слова: дуб (ср. дуба, дубок ), глуп (глупа, глупый ), грабь (грабить ), сыпь (сыпать ), нос (носы ), воз (возы ), год (года ), крот (крота ), женат (женатый ), рукав (рукава ), кровь (крови, кровью ), штраф (штрафы, штрафовать, штрафной ), вымок (вымокать, мокнуть, мокрый ), синяк (синяки ), мог (могут, могла ), малыш (малыша, малышня ), монтаж (монтажа, монтажный ), дрожь (дрожи, дрожать ); изморозь (изморози, морозы, морозить ) и изморось (измороси, моросить );

2) перед согласными:

а) перед глухими: дуб ки (ср. дубы, дубок ), тряп ка (тряпок, тряпочка, тряпица, тряпьё ), куп ца (купец ), ов ца (овец ), лов кий (ловок ), рукав чик (рукава ), шкаф чик (шкафы ), низ кий (низок ), мис ка (мисок ), Вась ка (Вася ), Кузь ка (Кузя, Кузьма ), кад ка (кадок ), мет кий (меток ), ког ти (коготь ), лок ти (локоть ), бег ство (бегу, беглый ), лож ка (ложек, ложечка ), комнатуш ка (комнатушек ), крылыш ко (крылышек ); вперемеж ку (перемежаться ) и вперемеш ку (перемешать ), суп чик (супы ) и суб чик (субъект );

б) перед парными звонкими (кроме в ): молоть ба (молотить ), свадь ба (свадеб, свадебный ; не проверять словом сватать ), ходь ба (ходить ), прось ба (просить ), резь ба (резать ), волш ба (волшебный ), бож ба (божиться ), враж да (вражеский ), ж гу (жёг, обжигать ), ж дать (поджидать ).

Исключения: в словах отверстый и разверстый пишется с , хотя имеются глаголы отверзать (ся ), отверзнуть (ся ) и разверзать (ся ), разверзнуть (ся ). В словах абстракция, реакция, коррекция пишется к (хотя абстрагировать, реагировать, корригировать ), в слове транскрипция пишется п (хотя транскрибировать ); в этих случаях на письме отражаются чередования согласных в языке?источнике (латинском).

В некоторых словах буквой г передается звук х : бог (бога, боги ), лёгкий, легче (лёгок ), мягкий, мягче (мягок, мягонький ). Слова мягкий, мягче, размягчить и т. п. не следует проверять словами типа мякоть, размякнуть, размякать .

Написание непроверяемых согласных в корнях определяется в словарном порядке , например: аб сент, аб солютный, анек дот, ап тека, ап сида, ас бест, аф ганцы, в друг, вок зал, в торой, г де, зиг заг, космонав т, об щий, оп том, оф сет, рюк зак, с бруя, тог да, ф тор, фут бол, эк замен .

Слова с сочетаниями согласных ск, ст, зг, зд . В этих сочетаниях первый согласный обычно является непроверямым. При написании слов, содержащих эти очень часто встречающиеся группы согласных, нужно руководствоваться следующими закономерностями сочетания букв.

1. В русском языке нет основ, оканчивающихся на буквосочетания сг, сд , а есть только основы на зг, зд (ь ); пишутся: мозг (мозга ), лязг, визг, мелюзга; дрозд, горазд, гвоздь, гнездо, звезда, поезд, проезд и т. п. В начале корней пишутся зг, зд : ни зги (не видно ), здесь, здоровье, здание ; исключение : сдоба, сдобный .

2. На конце основ преобладают буквосочетания ск, ст (ь ); пишутся: пуск (пуска ), поиск, риск, тоска, лоск, арабеск, Брянск, Курск . В начале основ и корней буквосочетания зк, зт отсутствуют, а пишутся ск, ст , напр.: скрести, скрип, скула, стена, стон, ступать, страна .

Буквосочетание зт встречается только на стыке корня с суффиксом неопределенной формы (инфинитива) глагола: лезть, грызть, ползти, везти ; буквосочетание зк – только на стыке корня и суффикса ?к? , напр.: близкий, мерзкий, смазка, повозка, стрекозка .

Непроизносимые согласные

В группах согласных один из согласных может не произноситься: в сочетаниях стн, стл, здн, рдц, рдч, стц, здц, нтск, ндск, ндц, нтств, стск это средний согласный, в сочетаниях лнц, вств – начальный согласный. Наличие непроизносимого согласного проверяется подбором другой формы того же слова или другого родственного слова, где этот согласный произносится, напр.: чест ный (честен, честь ), страст ный (страстен, страсть ), радост ный (радостен, радость ), совмест ный (вместе ), крёст ный, крест ник (крест, крестить ), окрест ный (окрест ), кост ный (кость ), пакост ник (пакость, пакостить ), хлест нуть (хлестать ), хруст нуть (хрустеть ), несчаст ный и счаст ливый (счастье ), завист ливый (зависть ), ст лать (стелю ), позд ний (опоздать ), празд ный (празден ), наезд ник (ездить ), серд це, серд цевина, серд чишко (сердец, сердечный ), крест цовый (крестец ), ист ца (истец ), под узд цы (уздечка ), гигант ский (гигант ), голланд ский и голланд цы (Голландия, голландец ), агент ство (агент ), марксист ский (марксист ); сол нце (солнечный ), здрав ствовать, здрав ствуй (здравый, здравие ), яв ствовать (явный ).

Слова, не имеющие непроизносимых согласных , например: ужасный (ужасен ), опасный, опасность (опасен ), косный (косен ), искусный (искусен ), властвовать (власть, властен ), участвовать (участие ), слать (посылать ), интриганский, интриганство (интриган ).

Исключения. Вопреки проверке по традиции пишутся слова: блеснуть (хотя блестеть ), склянка ‘стеклянный сосуд’ (хотя стекло, стеклянный ), серчать (хотя сердиться ), скатёрка (хотя скатерть ; но скатерочка ).

В некоторых случаях непроизносимый согласный не поддается проверке, например: в в слове чувство, т в слове лестница (в последнем случае согласная т пишется вопреки проверке словом лесенка ). Написание таких слов следует запоминать, как и слов, где можно заподозрить лишнюю согласную, напр.: шествовать (идти), яства (еда), ровесник .

Двойные согласные

Двойные согласные на стыке значимых частей слова

Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной буквой, напр.: беззаконный, бессердечный, ввести, восстановить, иззябнуть, исстари, оттереть (но ср. отереть , где приставка о- ), поддержать, преддверие, преддипломный, ссыпать, рассыпать, раззвонить, чересседельник, контрреволюция, посттоталитарный .

Различаются в написании, с одной стороны, слова с корнем ?чет? (расчёт, расчётный, расчётливый; расчесть, расчесться ), а с другой – слова с корнем -чит- (расс читать, расс читывать ).

Двойные согласные пишутся на стыке составных частей сложносокращенных слов , если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: главврач, госсобственность, Моссовет, поммастера .

Двойное н и двойное с пишутся на стыке производящей основы и суффикса, если основа кончается, а суффикс начинается одной и той же согласной н или с :

В словах с суффиксами (ый, ой ), напр.: длинный (от длина ), старинный (старина ), каменный (камень ), карманный (карман ), доменный (домна ), законный (закон ), гостинный (от сущ. гостиная: гостинные разговоры, гостинный завсегдатай ), чеканный (чеканить ), временный и временной (время, времени ), стенной (стена ); (ий ): осенний (осень ), сторонний (сторона ), ранний (рано ); -ник : ценник (цена ); -ниц (а ): звонница (звон ); -нича (ть ): обезьянничать (обезьяна );

В словах с суффиксами -ск (ий ), напр.: матросский (от матрос ), русский (Русь ), арзамасский (Арзамас ), черкесский (черкес ); -ств (о ): искусство (искусный ).

Двойное н пишется также в числительном одиннадцать (от один ); двойное с – в формах муж. рода прошедшего времени глаголов при сочетании корня на с с конечной частью (постфиксом) -ся , напр.: несся, спасся .

Двойное л пишется в слове гулливый (от гулять , суффикс -лив- ).

В таких словах, как юный, свиной , пишется одно н , поскольку они не содержат суффикса -н- .

В слитно пишущихся словах не пишется больше двух одинаковых согласных подряд , хотя бы это и требовалось составом слова, напр.: рассориться (рас+ссориться ), колонный (от колонна: колонн+ный ), ванная (от ванна: ванн+ная ), пятитонный (от тонна: пяти+тонн+ный ), одесский (от Одесса: одесс+ский ), прусский (от Пруссия: прусс+ский ), донбасский (от Донбасс: донбасс+ский ). Но ср. сохранение трех одинаковых согласных в пишущихся через дефис словах: пресс-секретарь, пресс-служба, масс-старт, грамм-молекула, килограмм-метр .

Двойные согласные в русских корнях

Двойные согласные пишутся в корнях русских (не заимствованных) слов в следующих случаях.

· Двойное ж пишется в словах вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник и в производных от них, напр.: дрожжевой, жужжание, можжевёловый , а также в некоторых формах глагола жечь и производных от него словах, напр.: жжёшь, жжёт, жжёный, выжженный, возжжённый, жжение, жжёнка (второе ж возникает здесь в результате чередования г – ж : ср. жгу – жжёт ).

· Однако в словах, где есть чередование зг – зж , зд – зж , пишется на месте долгого согласного ж не двойное ж , а зж , напр.: брызжет (брызги ), брюзжать (брюзга ), визжать (визг ), дребезжать (вдребезги ), загромозжу (загромоздить ), мозжечок, размозжить (мозг ), позже (поздно ), приезжать (приезд ); то же в брезжить (от устар. брезг ‘рассвет’).

· Двойное с пишется в слове ссора и его производных: поссориться, перессориться и др., а также в словах с корнем росс- , например: Россия, россияне, российский, великоросс, малороссиянин .

Слова с корнем рус? пишутся с одним с , напр.: русист, русификация, русифицированный, русофил, русофоб, обрусеть, белорус ; но при наличии суффикса ?ск? – двойное с : русский, русскоязычный, русскоговорящий, белорусский, великорусский ; с двойным с пишется и слово Белоруссия .

Двойные согласные в заимствованных (иноязычных) корнях

Написание двойных согласных в корнях заимствованных (иноязычных) слов определяется в словарном порядке , напр.: аббревиатура, акклиматизация, аккомпанемент, аккредитация, аккуратный, аллея, антенна, апелляция, аппарат, ассоциация, аттракцион, бацилла, брутто, буддизм, ванна, ватт, грамм, грамматика, грипп, группа, иллюзия, иллюстрация, иммиграция, ирригация, касса, кассета, киллер, класс, коллекция, колонна, комментировать, коммуна, компромисс, корреспондент, коррида, коррозия, коррупция, масса, металл, миссия, новелла, оппозиция, пицца, пресс, пресса, программа, профессор, раввин, спиннинг, стеллаж, суббота, терраса, террор, тонна, триллер, труппа, хлорофилл, хоккей, эксцесс, эссенция .

Иноязычные слова с одиночными согласными : алюминий, галерея, десерт, дилер, дилетант, импресарио, коридор, офис, официальный, офшор, рапорт, раса, софит, тореро, тротуар, штекер, эмиграция и многие другие.

Двойные согласные пишутся также в некоторых собственных именах, напр.: Аггей, Аполлон, Виссарион, Геннадий, Ипполит, Кирилл, Филипп, Алла, Анна, Аполлинария, Белла, Генриетта, Инна, Римма; Аккерман, Бессарабия, Бонн, Голландия, Ессентуки, Одесса .

В вариантах бриллиант – брильянт и производных словах (бриллиантовый – брильянтовый, бриллиантик – брильянтик, бриллиантин – брильянтин ) вторые члены этих пар пишутся с одной буквой л перед ь . То же относится к вариантам типа миллион – мильон, миллионный – мильонный, миллиард – мильярд (вторые члены таких пар, ограниченные в употреблении, встречаются чаще в поэзии).

В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами сохраняются, напр.: группа – группка, групповой, группировать; программа – программка, программный, программировать; балл – пятибалльный, галлы – галльский, металл – металлический, металлург; класс – классовый, классный, одноклассник; компромисс – компромиссный, киловатт – киловаттный, либретто – либреттист, норманны – норманнский, антенна – антеннщик, ванна – ваннщица, Дарданеллы – дар?данелльский, Калькутта – калькуттский, Канн Канны ) – каннский, Равенна – равеннцы .

Однако вместо двойной согласной пишется одна согласная буква в следующих случаях:

1) в уменьшительных и фамильярных формах личных имен с суффиксом (а ), напр.: Алла – Алка, Стелла – Стелка, Эмма – Эмка, Жанна – Жанка, Инна – Инка, Римма – Римка, Васса – Васка, Мирра – Мирка, Мариэтта – Мариэтка, Савва – Савка, Кирилл – Кирилка, Филипп – Филипка (так же: Филипок , род. п. Филипка? и Филипчик );

2) одиночная буква н – в любых словах с суффиксом (а ), напр.: финка (ср. финн ), пятитонка, трёхтонка (тонна ), колонка (колонна ), антенка (антенна );

3) в следующих словах: кристальный (кристалл ), финский (финн ), оперетка (оперетта ).

При сокращении слов, содержащих двойную согласную, в составе сложносокращенных слов сохраняется только одна согласная, напр.: грамзапись (граммофонная запись ), корпункт (корреспондентский пункт ), теракт (террористический акт ), групком, групорг, спецкор .

В первой части сложных слов, пишущихся через дефис, двойные согласные сохраняются, напр.: масс-индикатор, масс-культура, пресс-форма, пресс-центр, экспресс-анализ, ватт-секунда ; то же в слове ваттметр .

На конце слов Донбасс, Кузбасс (-басс от бассейн ) пишется двойное с .

Следует различать написание сложносокращенных слов и графических сокращений: последние сохраняют на конце перед точкой двойные согласные, напр.: спецкор, собкор , но: спец. корр., соб. корр.

В устной речи в русском языке звонкие согласные[б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б’], [в’], [г’], [д’], [з’] перед всеми глухими согласными [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’], [ц], [х], [ч’], [щ’] и на конце слова «оглушаются» (то есть произносятся как глухие). Мы говорим: ни[с]кий, хотя пишем низкий, холо[т], а пишем холод.

Обратный процесс происходит, если глухие согласные [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’] оказываются в положении перед парными звонкими: тогда глухие согласные «озвончаются» (то есть произносятся звонко). Иначе говоря, в произношении перед глухими и в конце слова бывают только глухие, перед парными звонкими (кроме [в], [в’]) – только звонкие. Значит, все они становятся в этих позициях непарными, это слабые позиции для различения глухих и звонких, которые совпадают (нейтрализуются), образуя особые орфограммы глухости-звонкости Б/П, В/Ф, Г/К, Д/Т, Ж/Ш, 3/С, БЬ/ПЬ, ВЬ/ФЬ, ДЬ/ТЬ, ЗЬ/СЬ. Чтобы проверить их, надо поставить звуки слабых позиций в сильную, то есть в позицию, в которой они являются парными: перед гласным, сонорным или [в], [в’]. Отсюда правило:

Чтобы проверить написание звонкого или глухого согласного в корне, надо изменить слово или подобрать одноморфемное (однокоренное) так, чтобы после орфограммы был гласный или [p], [л], [м], [н], , [л’], [м’], [н’], [j], [в], [в’].

Например, полоз полозья [з’jΛ], кось ба – коси ть, изморозь – морозн ый, изморось – мороси ть, батут – на батуте , гардероб – гардероба .

Правило проверки – это морфофонематический принцип орфографии. Он нарушается фонетическими написаниями при наличии проверки лишь в отдельных заимствованных корнях: транскрип ция, абстрак ция, реак ция, экстрак ция, и эти написаниянельзя проверять словоформами транскриб ировать, абстраг ировать, реаг ировать, экстраг ировать (см. с. 10‑11), а также разверс тый и отверс тый (от книжных слов отверз н уть, разверз н уть, разверзать . Этим словам этимологически родственно и слово отверс тие .

Если же проверки нет, то обычно (в 96,4% случаев) перед буквой глухой фонемы пишется буква глухой, а перед буквой парной звонкой – буква звонкой: ст ой, зд есь, хруст , горазд , пт ица, бд ение, пч ела, затх лый .

Это тоже фонетический принцип орфографии. В школе эти правила не изучаются, поскольку не затрагивают «ведущий» принцип орфографии. Будучи достаточно последовательными, они усваиваются автоматически. Но учителю полезно знать, что именно в борьбе с этим автоматизмом с таким трудом усваиваются более редкие случаи проверяемых написаний, особенно глухих перед звонкими (кос ьба, с дать ).

ЗАПОМНИТЕ:

а) некоторые русские слова:

с бруя, с доба – на месте бывшей приставки с-

зод чий – ср. (со)зидать, (со)здать

караб каться – возможно, от диалектного коробить ‘бороновать’

коб чик – птица, диалектное кобец

об щий – с бывшей приставкой об- , из старославянского языка

-д цать – суффикс числительных, возник из слова десять после выпадения гласного;

б) ряд заимствований – чаще на стыках морфем языка-донора:

аб стракция аб сент аб солют аб сцесс анек дот ас бест аф ганец боб слей бейс бол брандспойт бух галтер бюст гальтер ганг стер лес биянство мунд штук над филь ноут бук об струкция об щий оф сет под шофе рост биф санд хи синек доха суб сидия фельд фебель фельд шер флаг шток фос ген фут бол цейхгауз (военный склад) цуг цванг (шахм.) штрейк брехер энд шпиль ягд таш

Легко усваиваются и два частных оппозитивных правила:

При отсутствии проверки независимо от произношения обычно пишется В , а не Ф , а перед 3, С пишется К , а не Г : второй, автор, экзамен, вокзал, экспрессия. Исключения :Афганистан, бифштекс, кафтан, кофта, лифт, монофтонг, дифтонг, трифтонг, нефть, офсайд, тефтели, фитофтора, фтизиатр, фтор, юфть и др.; зигзаг .

Без труда усваиваются немногочисленные исключения в частях, похожих на приставки (подхалим, подшипник ), и бывшие приставки (сдоба, сбруя ).

Своеобразные соотношения часто имеют заимствования: зм и ст (сарказм – саркаст ический, атавизм – атавист ический, большевизм – большевист ский ),з и ст (диагноз – диагност ика, парафраз а – парафраст ический) и др.).

Буквы согласных перед суффиксами обычно проверяются вставкой беглого гласного в форме с нулевым окончанием (кружки –кружок, кру́жка – кружек, дерзкий – дерзок, сто – сот ) или присоединением уменьшительных и других суффиксов (кружка – кружечка, сутки – суточные ) или, наоборот, отбрасыванием суффиксов, выявлением производящей основы (коптить – копоть ), чередований. Надо помнить, что эти проверочные формы не всегда известны детям, а в просторечии возможны и неверные (типа *«юпочка», *«в гардеропе», *«деревяжек»). Указание правильных проверочных форм поэтому становится и средством запоминания написаний.

ЗАПОМНИТЕ:

Ж: баклажка, (*баклага), бомбёжка, варежка (диалектное варьга), зубрёжка, дворняжка, делёжка, кормёжка, застёжка, корчажка, консьержка (из франц.), кочерыжка, коврижка, лодыжка, натяжка, одёжка, пичужка, портняжка, пряжка, пьянчужка, сёмужка (от сёмга ),стёжка (от *стьга , ср. стезя, зги тожеот стьги), сыроежка (д//ж), фуражка (от французского фураж ‘корм для лошадей’. Фуражки одевали при раздаче кормов).

Ш: дурашка, ватрушка (ватра –‘огонь’), городошник, деревяшка, двойняшки, двурушник, доминошник, киношник, кокошник, копчушка, корюшка, Матрёшка (Матрёна), набалдашник (балдак –‘костыль’), поварёшка, раёшник (раёк), ромашка (от лат. romana), стекляшка, столешница, тельняшка, телушка, трёшка, финтифлюшка.

Многие из слов с Ж образовались от слов на -га, -ёж (дворняга, делёж) и могут проверяться наличием чередований и производящих основ (застег нуть, напряг ать, ед а ). Ш чаще входит в состав отдельных суффиксов ‑ашк(яшк)-, -ушк(юшк)-, ­ешк­, ­ышк(ишк)- или является членом чередования х//ш (старуха – старуш-к-а). Перед Н может быть Ш из К//Ч (рушник, раёшник , см. § 4.3). Эти чередования могут использоваться для проверки Ш. Буква Ж бывает в корне и в суффиксе -ёж(+к)- (платёжка ), чередуется с Г или Д (дужка, слежка ). Различаются вперемежку от перемежать(ся) ‘чередоваться во времени или пространстве, сменять друг друга’ (Сажаю морковку вперемежку с луком: грядка лука – грядка моркови; Морозы вперемежку с оттепелями и обильными снегопадами; Впечатления, переживания и сны ‑ вперемежку с дурацкими историями, сплетнями и анекдотами; вопросы вперемежку с похвальбой ) и вперемешку от перемешать(ся) ‘нарушить упорядоченность, перепутать всё’, ‘соединить разнородные объекты, добиваясь однородной массы’ (шампанское пила вперемешку с водкой; садимся грудой, с чемоданами вперемешку ). При передаче расположения вещей и людей контекст не всегда достаточен и выбор обычно определяется автором, словом вперемешку подчёркивают отсутствие упорядоченности. Трудно, однако, представить различия в примерах: А. Тут и там лежали вперемежку мертвые тела. (С. Василенко).–Б. По склонам холмов, в буераках, в кустах вперемешку с покойниками валялись живые (В. Шишков). А. Вдоль железных дорог, по шоссе, лесными тропинками и напрямик по болотам возвращались ленинградцы домой с оборонных работ. Вперемежку с ними шли беженцы (Г. Матвеев). Б. Тут же, вперемешку с повозками, шли побатальонно воинские части (Б. Окуджава). Авторов и корректоров, очевидно, выбор тоже затруднял. Учителя часто обходят такие случаи, но показывать, что в правилах есть неясные случаи, не считаемые ошибками, важно.

Упр. 57. Распределите выделенные орфограммы глухости-звонкости на четыре группы: c морфофонологическими, с фонетическими, с оппозитивными, с традиционными написаниями.

Ав томат, блюд це, домочад цы, зиг заг, вареж ка, вок зал, гвоз дь, гек заметр, измороз ь (иней), изморос ь (мелкий дождь), кос ьба, мас ка, молот ьба, мос т, ног ти, образ цовый; пов тор, поез д, поз дно, полз ти, пот чевать, привез ти, прос ьба, пряж ка, с кольз ко, соз дать, фут бол, шеф ство, чаш ка.

Упр. 58. Решите орфограммы глухости-звонкости; выполнив для них задание предыдущего упражнения, подсчитайте количество написаний по разным принципам орфографии.

Ча(с\з)тично это был шанта(ш\ж) ‑ аво(с\з)ь теперь вла(с\з)ти и(с\з)пуга­ю(т\д)ся и напечатаю(т/д) роман на родине, пре(ш\ж)де чем он выйде(т\д) за границей, но главным образом довлел (с\з)трах, что любимое дитя пропадё(т\д), потеряе(т\д)ся, буде(т\д) о(т\д)торгнуто от людей или придё(т\д) к ним только то(к\г)да, ко(к\г)да его самого, Па(с\з)тернака, не стане(т\д) и он нико(к\г)да не узнае(т\д) о су(т\д)ьбе своего ребёнка (Евтушенко).

Упр. 59. Перепишите, указывая проверочные слова и отмечая фонети­ческие (ф.), оппозитивные (опп.) и традиционные (тр.) написания-исключе­ния. Образец: Большой сугроб (сугробы ). Пч ела (ф.).

1. Б илиП : мини-ю..ка, коро..ка, школьный гардеро.., жить на су..сидии, су..плетивные формы, подали а..сент, а..сцесс – гнойный нарыв, иноязычный су..страт, театр а..сурда, устроить о..струкцию о..суждению.

2. В илиФ : о..сетная печать, филосо..ский камень, льготный тари.., пла..­кий предохранитель, вызо.. ли..тёра, а..ганский синдром, сня..ши, ..торой, столо...

3.Г или К : сдобный пиро.., ган..стер, но..ти, во..зальный буфет, зи..заг удачи, однобортный пижа.., рю..зак, э..зистенционализм, ане..дот.

4. Д илиТ :новый ноу..бук, заказать рос..биф, громоз..кая мебель, мун..штук флейты, по..чевать гостей.

5. Ж или Ш : деревя..ка, спуститься в блинда.., матросская тельня..ка, солдатская бакла..ка, алюминиевая фля..ка, вязаные варе..ки.

6. З или С : сверкающий алма.., налить в термо.., ..добная булка, вы..шая школа, ни..шая ступень, сколь..кая дорога, убедительная про..ьба.

Упр. 60 . Перепишите, вставляя пропущенные буквы Ш или Ж.

1. Когда-то Ворошилова Сталин немно..ко любил ‑ по Царицыну, по Польше, потом за кисловодскую пещеру (доложил о совещании предателей, Каменева-Зиновьева с Фрунзе), ‑ но тоже манекен для фура..ки и орденов, разве это человек? (Солж.). 2. В освещённый круг вступила корявая деревя..ка и нога, обутая в огромный разлапистый сапог (Вас.). 3. По каюте летали самые разные предметы: кру..ки, поду..ки, ватру..ки и игру..ки (В. Постников). 4. Так, усвоив жест «собака» на примере жившей рядом с лабораторией дворня..ки, Уошо [обезьяна] называла так всех собак любой породы (от сенбернара до чихуахуа) как в жизни, так и на картинках (НЖ). 5 На скамейке у батареи, где грохотали домино..ники, выкурил сигарету, заплевывая окурок, и как-то сразу оказался в профкоме (М. Веллер). 6. ‑ Ты что, леший? опять двуру..ничать? ‑ просопел он ему шёпотом (Крестовский). 7. Оказыва­ется, собака осторожно, чтобы не разбудить мальчика, взяла зубами из его рук недоеденный початок и с большим аппетитом доела его и даже разгрызла кочеры..ку, как сладкую кость (Искандер). 8. Она хорошая девка, добрая, только всё как-то не везёт ей… Этого пьянчу..ку нанесло – насилу отбрыкались (Шукш.). 9. Прошли годы, прошла и мода. Схлынули журналисты, кино..ники и драматурги (Акс.). 10. После родителей всё их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телу..ка Дочка, коза Дереза (Пришв.). 11. Добронравов берег у себя, как реликвию, наклеенную на папку вырезку из газеты, где был напечатан погубивший его фельетон под заглавием «Раё..ник» (Гиляровский). 12. На столе жарко зашумел самовар; вот и целое блюдо булок, с верхом, даже на стол скатываются; раскромсанная на толстые, жирные доли копчу..ка селедка (А. Малышкин).

Упр. 61. Определите значения слов вперемежку или вперемешку в п. 1–5 и распределите по этим пунктам и подпунктам А или Б. предложения из п. 6.

1. А. Связки сухой кукурузы висели вперемежку с гроздьями апельсинов (К. Паустовский). Я очень люблю эту забегаловку, тут делают замечательно вкусный куриный шашлык – кусочки нежного филе на шпажке вперемежку с печёным луком, помидорами и болгарским перцем (Д. Донцова). Долго перетасовывали места, чтобы дамы сидели непременно вперемежку с кавалерами (А. Куприн). Такие грелки изготовляют из угольных нитей вперемежку с изо­лирующими стеклянными нитями («Химия и жизнь»). – Б. Наверное, каждого русского, и не только этнически русского, а любого, живущего вперемежку и вперемешку с русским народом, заботит нынешнее дискомфортное (мягко сказать) состояние «загадочной» русской народной души, отражённое в индивидуальных душевных терзаниях о судьбах Родины и своего потомства («Жизнь национальностей»). Приговаривая «лежать, Альфочка, лежать», я начал потихоньку подкладывать под нее щенков вперемешку с тигрятами (В. Запашный). Бежим к самолетам. Садимся грудой, с чемоданами вперемешку. И опять в воздухе (В. Песков).

2. А. Со дня на день люди ожидали потепления, но тщетно; снег, правда, долго не лежал, растаял, но потом повалил опять вперемежку с дождём, всё вокруг раскисло; над полями дул промозглый северный ветер (В. Быков). Вперемежку танцев питьё подавали: воду брусничную, грушовку, сливянку, квас яблочный, квас малиновый, питьё миндальное (П. Мельников-Печер­ский). – Б. На улице стояла самая беспорядочная погода: ветер, мокрый снег вперемешку с ледяным дождём (А. Мариенгоф). Ну, тут, конечно, дождь вперемешку с липким снегом (М. Булгаков). Дождь вперемешку со снегом и сплошная пелена тумана (Д. Карапетян). День выдался слякотный: с утра пошёл мокрый снег вперемешку с дождём (Б. Можаев).

3. А. Густой лес – ели вперемежку с берёзами, мягкий мох под ногами, торжественный сумрак под пологом леса (В. Чивилихин). За тем крутым берегом, заросшим высоченными соснами вперемежку с березами, всходило солнце («Огонек»). – Б. Снаружи под самым окном сохранилась не выжженная солнцем, прижавшаяся к фундаменту трава – полуувядшая лебеда вперемешку с овсюгом и пыреем, – в ней-то, найдя себя приют, и заливались кузнечики (Ш.). Побеседовал, потолковал, ставил вопросы, рассуждал вперемежку – то о предметах возвышенных, то о предметах полезных и такую, наконец, распространил скуку, что бедный Литвинов чуть не взвыл (И. Тургенев).

4. А. Стояла тишина, и в этой тишине неведомые каркающие слова пробивались с улицы вперемежку со знакомыми: «Карашо, Нина…» (Б. Окуджа­ва). Рыканье вперемежку с каким-то поросячьим визгом послышалось близко (Купр.). Вперемежку со стонами ‑ хохот, оживлённые разговоры, грешные взгляды на молоденьких сестёр (В. Розов). – Б. Блатнятина пелась подряд вперемешку с романсами и сходила за романсы (Аст.). Из-за кулис вывалились артисты в национальных русских костюмах и принялись развлекать публику ‑ песни, анекдоты, пляски, фокусы вперемешку с поздравлениями (Т. Тронина).

5. Он видел, как на пожоге обжигают руду; потом, как мальчики его возраста разбивают её на мелкие куски, а потом эту измельчённую руду свозят на верх доменной печи и засыпают вперемежку с углём (Д. Мамин-Сиби­ряк). ‑ Сейчас у него в цигарке-флейте были крупно рубленные табачные крошки – корни вперемешку с крапивой, но он смолил себе и смолил ‑ аж глаза ело (В. Астафьев). Неуверенным шагом она вошла в сени, потом открылась дверь в хату, из которой густо ударило табачным духом вперемешку с самогонной гарью, который так не любила учительница (В. Быков).

6. А. Её [толокнянки] плотный ковёр вперемежку с ягелем расстилался на Большом Заяцком острове, плавно заворачивая к морю («Наука и жизнь»). Б. За столом разместились попарно, то есть мужчины вперемежку с дамами (М. Салтыков-Щедрин). В. Я не понимал и трети – витиеватые архаические обороты вперемежку с американской матерщиной (В. Аксёнов). Г. Но, оказавшись в моей комнате, домработница, вытерев пыль на столе, ничтоже сумняшеся сваливает назад всё кулём, вперемешку (Д. Донцова). Д. Всю ночь под низкою крышей томился портяночный дух вперемешку с табачным дымом (Б. Екимов). Е. Старый березняк, вперемешку с редкими старыми, косматыми елями с уже начинавшими сохнуть отвислыми бахромчатыми нижними ветвями, стал мрачнеть и сгущаться (П. Проскурин). Ё. Он читал вперемежку стихи Блока, Маяковского, Хлебникова, свои собственные (И. Эрен­бург). Ж. Значит, стоит задуматься о долговечности кирпича и о том, как он переносит русские морозы вперемежку с оттепелями и обильными снегопадами («Homes & Gardens»). З. За бортом, в темноте, шумно плескались волны, накрапывал дождь вперемешку со снегом (Г. Марков). И. Правда, его стря­пня бесхитростна – всё больше каша да макароны вперемешку с консервами, но иногда, если повезёт на охоте, бывает и свеженина (В. Распутин).

Упр. 62. Выберите нужную букву и докажите правомерность выбора (указывая проверки или другие принципы орфографии).

1. Ре(т\д)ко мне приходилось видеть такого моло(т\д)ца (Т.). 2. После обеда гости уехали, чтобы успеть переоде(т\д)ься к сва(т\д)ьбе (Л. Т.). 3. Ко­тёл варился посередине, и дым выходил в отвер(с\з)тие, сделанное вверху к(и\е)битки (П.). 4. За столом разместились попарно, то есть мужчины впе­реме(ш\ж)ку с дамами (С.-Щ.). 5. Парень делает из большой, угловатой дере­вя(ш\ж)ки ло(ш\ж)ку (Ч.). 6. Илья всегда приносил с собой чего-нибудь (ф\в)ку­сного: баранок, мятных пряников, медовые коври(ш\ж)ки (М. Г.). 7. Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморо(с\з)ь (Арс.). 8. Я кладу бума(ш\ж)ку в карман стеганки и надеваю варе(ш\ж)ку (Чак.). 9. В самый жар ко(с\з)ьба показалась ему не так трудна (Л. Т.). 10. Челкаш вздохнул и полез вверх по у(с\з)кой веревочной ле(с\з)­ нице (М. Г.). 11. И утратив скромность, одуревши в до(с\з)ку, как жену чужую, обнимал берё(с\з)ку (Ес.). 12.…На стенах висели ружья, яг(т\д)таши, нагайки, и вся эта старая дрянь давно уже заржа́вела и казалась серой от пыли (Ч.). 13. Гардеро(п\б)щик был похо(ш\ж) на киноактёра (С. Довлатов). 14. Чем хороши плоские ане(к\г)доты – их в голове больше помещается… (Коллек­ция анекдотов). 15. По ту сторону обросшего ольхой овра(ш\ж)ка, стало видать, паслось небольшое стадо – несколько разнома(с\з)тных коров шустро сновали по сенокосу, сзади за ними двигалась женщина с прутом в руках (В. Быков). 16. Как-то в глухую осень – уже начались заморо(с\з)ки – объ­е(с\з)(т\д)чики загнали огромный однодворческий табун (А. Эртель). 17. – Бла­годарю, – я схватил копчу(ш\ж)ку, оторвал ей голову и мгновенно сжевал (Акс.). 18. Объе(с\з)(т\д)чик Трифон, прое(с\з)жая мимо реки, заметил, что Кузьма что-то старательно мыл (Ч.). 19. Ко(к\г)да дело к рассудку пойдёт – я сам буду верхом с кочерё(ш\ж)кой (Пл.). 20. И я ушел, убежал и провёл (ф\в)пол­не сумасше(т\д)шую ночь, непрерывно видел его во сне с разительной яркостью, в какой-то дикой путанице… (Бун.). 21. …На опустевших обдон­ских огородах, через занесённые по мако(в\ф)ки плетни, девичьей прошивной мерё(ш\ж)кой легли петлистые сте(ш\ж)ки́ заячих следов (Ш.). 22. Лошадь держит под у(з\с)(т\д)цы князь Репнин, как вдруг кобыла с такой силой лягну­ла его, что сломала князю лоды(ш\ж)ку (РИА Новости). 23. И Петр Зиновьич регулярно спасается бегством от летящей за ним поваре(ш\ж)ки (Труд-7). 24. Конечно, я лукавил, изворачивался, двуру(ч\ш)ничал, позорно лгал (М. За­харов). 25. И блюдце, на блюдце глазастые ватру(ж\ш)ки (В. Маканин). 26. – Экая оказия, – мотал головой Баргамот, глядя на валявшегося пьян­чу(ш\ж)ку (Л. Андреев). 27. Всё как пре(ш\ж)де: такой же обшарпанный дом, так же стоит на а(с/з)фальте одинокое дерево (А.Хайт).

Парные глухие согласные звуки п, ф, т, с (и соответствующие мягкие), к, ш на конце слова и перед глухими согласными могут передаваться соответственно буквами п или б , ф или в , т или д , с или з , к или г , ш или ж . Теми же буквами могут передаваться парные звонкие согласные звуки б, в, д, з (и соответствующие мягкие), г, ж перед парными же звонкими согласными (кроме в ). Чтобы правильно написать в этих случаях согласную букву, нужно подобрать другую форму того же слова или другое слово, где в той же значимой части слова (том же корне, приставке, суффиксе) проверяемый согласный находится перед гласным или перед согласными р, л, м, н, в (и соответствующими мягкими). Например:1) на конце слова: дуб (ср. дуба, дубок ), глуп (глупа, глупый ),грабь (грабить ), сыпь (сыпать ), нос (носы ), воз (возы ), год (года ),крот (крота ), женат (женатый ), рукав (рукава ), кровь (крови, кровью ), штраф (штрафы, штрафовать, штрафной ), вымок (вымокать, мокнуть, мокрый ), синяк (синяки ), мог (могут, могла ),малыш (малыша, малышня ), монтаж (монтажа, монтажный ), дрожь (дрожи, дрожать ); изморозь (изморози, морозы, морозить ) и изморось (измороси, моросить ); 2) перед согласными: а) перед глухими: дуб ки (ср. дубы, дубок ), тряп ка (тряпок, тряпочка, тряпица, тряпьё ), куп ца (купец ), ов ца (овец ), лов кий (ловок ),рукав чик (рукава ), шкаф чик (шкафы ), низ кий (низок ), мис ка (мисок ),Вась ка (Вася ), Кузь ка (Кузя, Кузьма ), кад ка (кадок ), мет кий (меток ),ког ти (коготь ), лок ти (локоть ), бег ство (бегу, беглый ), лож ка (ложек, ложечка ), комнатуш ка (комнатушек ), крылыш ко (крылышек );вперемеж ку (перемежаться ) и вперемеш ку (перемешать ), суп чик (супы ) и суб чик (субъект ); б) перед парными звонкими (кроме в ): молоть ба (молотить ),свадь ба (свадеб, свадебный ; не проверять словом сватать ), ходь ба (ходить ), прось ба (просить ), резь ба (резать ), волш ба (волшебный ),бож ба (божиться ), враж да (вражеский ), ж гу (жёг, обжигать ),ж дать (поджидать ). Исключения: в словах отверстый и разверстый пишется с , хотя имеются глаголы отверзать (ся ), отверзнуть (ся ) и разверзать (ся ),разверзнуть (ся ). В словах абстракция, реакция, коррекция пишется к (хотя абстрагировать, реагировать, корригировать ), в словетранскрипция пишется п (хотя транскрибировать ); в этих случаях на письме отражаются чередования согласных в языке?источнике (латинском). В некоторых словах буквой г передается звук х : бог (бога, боги ), лёгкий, легче (лёгок ), мягкий, мягче (мягок, мягонький ). Слова мягкий, мягче, размягчить и т. п. не следует проверять словами типа мякоть, размякнуть, размякать .



Что еще почитать