Семинар-практикум для воспитателей «Виды, формы и приёмы проведения родительских собраний в детском саду. Формы родительских собраний Организационный вид родительского собрания

Родительские собрания проводятся с целью обеспечения взаимодействия семьи и школы, что является одним из принципов организации эффективного учебного процесса. Помимо встреч с руководителем классного коллектива, которые собираются 4-5 раз за учебный год, по некоторым вопросам могут организовываться еще и общешкольные родительские собрания.

Функции родительского собрания

Встречи родителей с педагогами для обсуждения организационных вопросов, результатов обучения или по проблемам учебно-воспитательного процесса проводятся со следующими целями:

  1. Ознакомление мам и пап учеников с содержанием учебных программ, методикой учебно-воспитательного процесса, работающими в школе кружками, факультативами, возможностью проведения дополнительных занятий для отстающих учащихся или, например, подготовки к экзаменам.
  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей, которое может включать в себя информирование об особенностях конкретного возраста (подросткового, к примеру), условиях взаимодействия с детьми, воспитательных методиках и так далее.
  3. Вовлечение членов семей в совместную деятельность, например, экскурсии, походы в театр, цирк, ботанический сад, другие внеурочные мероприятия.
  4. Решение организационных вопросов. Проблемы дисциплины, вопросы дежурства, организации питания, школьной формы, введения факультативов, реализации некоторых учебных программ и так далее могут и должны обсуждаться совместно с родителями школьников.

Виды родительских собраний

Вид организации общешкольного родительского собрания зависит от вопросов, которые будут рассматриваться. Можно выделить, например, организационные встречи, на которых обсуждаются темы, посвященные поездке детей, дальней экскурсии или подготовке к многодневному туристическому походу.

Собрания по психолого-педагогическому просвещению родителей могут проводиться с привлечением школьного психолога. Еще проводятся тематические встречи (например, о том, как привить школьнику любовь к книге, помочь делать домашние задание, организовать день) и диспуты по актуальным проблемам образовательного процесса. Темы общешкольных родительских собраний обычно обсуждаются на школы. Кроме того, сами родители могут предлагать темы для собраний.

Общешкольные родительские собрания

Встречи, на которых собираются родители учеников всей школы или одной-нескольких параллелей, называют, как правило, общешкольными. На общешкольных родительских собраниях также присутствуют представители администрации образовательного учреждения, учителя-предметники и классные руководители, школьный медицинский работник (в случае необходимости) и психолог. Масштабные встречи руководства школы и преподавателей с родителями проводятся один-два раза в год, да и то если есть достаточный повод.

Подготовка к родительскому собранию

Подготовка к собранию с членами семей учеников (как к классному, так и к общешкольному) начинается с повестки дня. Как правило, тема общешкольного родительского собрания определяется быстро, ведь и эта встреча проводится только при необходимости. Но это не значит, что тема не должна обсуждаться с педагогами и администрацией школы на очередном педсовете. Такое обсуждение поможет всем участникам собрания, а также тем, кто желает высказаться по тем или иным вопросам, подготовиться к речи.

Далее нужно определить форму встречи, содержание. Понадобится конспект общешкольного родительского собрания в школе с изложением информации, которую нужно донести до сведения родителей. Встречи нередко сводятся только к монологу педагога или администрации школы, но это неверный формат.

Необходимо привлекать родителей к высказыванию мнений, предложений, к тому, чтобы они задавали интересующие вопросы. Обеспечить это можно таким образом: сначала представитель администрации выступает с речью по повестке дня, затем родителям предоставляется возможность задать вопросы, после выступление других участников собрания (преподавателей, психолога, приглашенного работника отдела образования, медицинского работника школы и так далее).

Определение темы и содержания встречи

Тема общешкольной встречи педагогического состава школы с родителями учащихся может быть следующей:

  1. Ознакомление с новыми нормативно-правовыми актами, законами, которые непосредственно касаются сферы образования.
  2. Вопросы организации учебного процесса в первых классах (собрание для родителей первоклассников): обучение без оценок, учебные занятия, факультативы и дополнительные занятия, безопасный путь домой.
  3. Отчет директора по работе школы за прошедший учебный год, распределение бюджетных средств, результатах обучения учащихся.
  4. Профессиональное определение, вопросы, касающиеся организации экзаменов (для родителей детей 9 и 11 классов).
  5. Современные дети и родители. Беседа о взаимодействии старшего и младшего поколений, поддержке родителями своих детей.
  6. Собрания по чрезвычайным ситуациям.
  7. Адаптация первоклассников к школе, учеников пятых классов - к средней школе.
  8. Проблемы подросткового возраста.
  9. Санитарно-эпидемиологическая обстановка в регионе. Вопросы вакцинации. Здоровый образ жизни.

Обязательно ведется протокол общешкольного родительского собрания. Этот документ затем подшивается в отчетность. Протокол общешкольного родительского собрания обычно записывается секретарем.

Подготовка средств проведения собрания

Когда определены тематика и содержание встречи, остается выбрать только средства, которые помогут лучше донести информацию до сведения родителей. Выступление на общешкольном родительском собрании можно подкрепить презентацией по теме, статистическими данными, документами, иллюстрациями и фотографиями, видео.

х. Нижнежуравский
2011 г.

I . РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ КЛАССА

1. Общие положения

1.1 Положение о родительском собрании и родительском комитете класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Нижнежуравская основная общеобразовательная школа» (далее - Положение) определяет его назначение, функции в системе учебно-воспитательной работы, а также этапы деятельности педагога по его подготовке.

1.2 Настоящее положение является локальным актом, регламентирующим отношения Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Нижнежуравская основная общеобразовательная школа» (далее - Школа) с родителями (законными представителями), являющимися участниками образовательного процесса в школе.

1.3 Классное родительское собрание - высший орган самоуправления родителей в классе - созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в учебную четверть.

1.4 Родительское собрание - одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений родителей, их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

1.5 Родительские собрания - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки, опыта воспитания.

1.6 Родительские собрания - это школа воспитания родителей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

1.7 Родители (лица, их заменяющие) обязаны посещать проводимые Школой родительские собрания.

2. Цели и задачи родительского собрания

2.1 Расширение педагогического кругозора родителей; стимулирование их желания стать хорошими родителями; организация совместный усилий по достойному образованию детей; анализ и демонстрация учебных и других достижений учащихся.

2.2 Получение информации, необходимой для работы с детьми.

2.3 Информирование, инструктирование родительского состава об изменении или введении организационных методов в режим функционирования Школы.

2.4 Знакомство родителей с аналитическими материалами. Консультирование родителей по вопросам учебы и воспитания детей.

2.5 Обсуждение чрезвычайных случаев, сложных и конфликтных ситуаций.

2.6 Принятие решений, требующих учета мнения родителей по различным вопросам школьной жизни.

2.7 Творческие отчеты детского и педагогического коллективов перед родителями.

2.8 Воспитание родителей, родительского коллектива. Формирование родительского общественного мнения.

2.9 Просвещение родителей в вопросах педагогики, психологии, законодательства РФ

3. Функции родительского собрания

3.1 Информационная функци я предполагает просвещение и информирование родителей по организации учебно - воспитательного процесса. Она реализуется в рамках монологической подачи информации или в форме ответов на значимые для участников вопросы.

3.2 Просветительская функция состоит в вооружении родителей актуальной для них информацией (ее значимость определяется на основе диагностики и изучения запросов родителей). Реализация данной функции предполагает использование таких форм как семинары, педагогические практикумы, конференции, круглые столы, дискуссии участников.

3.3 Обучающая функция состоит в отработке практических навыков родителей по оказанию помощи ребенку в освоении образовательных программ, эффективному общению с ребенком и защите его прав в различных ситуациях. Реализация данной функции предполагает: на первом этапе - просвещение по востребованной участниками проблеме, на втором этапе - тренинги, деловые игры, позволяющие моделировать поведение участников ситуациях семейного воспитания и другие формы погружения участников в проблему.

3.4 Консультационная функция реализуется как методическое и психолого-педагогическое консультирование.

3.5 Профилактическая функция состоит в предупреждении ожидаемых и предсказуемых трудностей семейного воспитания, связанных с кризисами взросления детей, опасностью приобщения к вредным привычкам, профессиональным выбором, подготовкой к экзаменам, снижением учебной мотивации, здоровьем детей.

3.6 Координационная функция состоит в объединении и регулировании действий всех участников образовательного процесса и заинтересованных представителей социума по обеспечению оптимальных условий для развития познавательной активности, самообразовательных умений, коммуникативной культуры, толерантности и других признаков успешной социальной адаптации школьников.

4. Принципы проведения родительского собрания

4.1 Родительское собрание - не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.

4.2 Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет.

4.3 Ничего, кроме досады, не вызывают у родителей родительские собрания, где им докладывают, какие у них плохие дети, но не говорят о том, как помочь им.
4.4 Результативным можно назвать только такое собрание, когда есть понимание сторон, когда оно вызывает вопросы, дискуссию.

4.5 У семьи и школы одни проблемы и заботы - это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и учителей - искать совместные пути их решения.

5. Правила проведения собраний

5.1 Классный руководитель обязан всесторонне продумать и подготовить к собранию всю необходимую информацию и документы.

5.2 Каждое собрание требует своего «сценария» и предельно доступных установок, рекомендаций и советов.

5.3 Главным методом проведения собрания является диалог.

5.4 Родители приглашаются на собрание и оповещаются о повестке дня не позднее, чем за 3 дня до даты проведения собрания.

5.5 Администрация школы должна быть проинформирована о дате и повестке дня не позднее, чем за 4 дня до проведения собрания.

5.6 Учителя-предметники должны присутствовать на родительском собрании по приглашению классного руководителя.

5.7 Классный руководитель должен сформулировать цель приглашения на собрание учителей-предметников.

5.8 Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания (место хранения верхней одежды, организация встречи, подготовка кабинета).

5.9 Классный руководитель информирует заместителя директора по УВР, ВР об итогах родительского собрания, о вопросах и проблемах, поднятых родителями на собрании, на следующий день после проведения собрания.

5.10 При подготовке и проведении родительского собрания следует учитывать ряд важнейших положений:

  • атмосферу сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления «плюсов» и ликвидации «минусов» в характере и поведении ребенка;
  • интонацию собрания: советуем и размышляем вместе;
  • профессионализм педагога - знание, компетентность (знание жизни каждого ребенка не только в школе, но и за её пределами, представление об уровне их потребностей, о стоянии здоровья);
  • добрые, доверительные отношения;

5.11 Главные показатели эффективности родительских собраний - это:

  • активное участие родителей;
  • атмосфера активного обсуждения вопросов;
  • обмен опытом;
  • ответы на вопросы, советы и рекомендации

6. Виды и формы родительских собраний

6.1 Существуют следующие виды родительских собраний:

  • организационные и итоговые;
  • директивные - консультационные: тематические, клубные, собрания - консультации, собрания - собеседования, семинары
  • дискуссионные, собрания - диспуты;
  • творческие встречи и отчеты;
  • общие (классные или по параллелям, проводятся 5 раз в год - в сентябре и по окончании четверти) и дифференцированные (специально приглашенная группа родителей);

6.2 Родительские собрания как правило являются комбинированными.

6.3 Основные вопросы, рассматриваемые на собрании:
а) знакомство:

  • с документами о школе;
  • с основными направлениями работы школы;
  • с задачами, стоящими перед школой;
  • с итогами работы;
  • с локальными актами;

6) обмен опытом по вопросу воспитания детей;

в) использование знаний, умений, возможностей родителей в работе с детьми;

г) оказание помощи в решении хозяйственных вопросов.

д) анализ учебно-воспитательного процесса в классе;

е) задачи, определяющие дальнейшую работу класса;

ж) планирование, организация деятельности по выполнению учебно-воспитательных задач классного коллектива;

з) подведение итогов;

и) актуальные педагогические, психологические, правовые проблемы (родительский всеобуч)

6.4 Основная часть родительских собраний - педагогическое просвещение (Родительский всеобуч)

6.5 Родительский всеобуч планируется в соответствии с:

  • Требованиями социума;
  • Направлением работы школы;
  • Возрастными особенностями детей.

6.6 Задачи родительского всеобуча:

  • Знакомство родителей с основами педагогических, психологических,
  • правовых знаний.
  • Обеспечение единства воспитательных воздействий школы и семьи.
  • Обобщение и распространение положительного опыта воспитания.
  • Предупреждение родителей от совершения наиболее распространенных ошибок.
  • Привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе.

6.7 Классные родительские собрания проводятся по плану работы классного руководителя.

7. Права родительского собрания

7.1 Родительское собрание имеет право:

7.1.1. Обратить внимание родителей на:

  • неукоснительное выполнение решений собрания;
  • выполнение п.4 ст. 17 Закона Российской Федерации «Об образовании» (родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования);
  • выполнение п. 4 ст.17 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей);
  • выполнение Устава Школы и родительского договора.

7.1.2. Обсуждать вопросы школьной жизни и принимать решения в форме предложений;

7.2 Приглашать на собрания специалистов:

  • юристов;
  • врачей;
  • психологов;
  • работников правоохранительных органов;
  • представителей администрации Школы;
  • представителей общественных организаций.

8. Документация

8.1 Протоколы классных родительских собраний находится у классного руководителя.

8.2 Протоколы родительский собраний оформляет секретарь собрания и подписывает председатель собрания.

I. РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ КЛАССА

На первом (организационном) классном родительском собрании избирается родительский комитет класса.

1. Общие положения

1.1 Родительский комитет класса (далее - Родительский комитет) - это объединение родителей, деятельность которых направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, классному руководителю в организации сотрудничества семьи и школы на благо учащихся класса при реализации положений Закона РФ «Об образовании», Устава Школы, федеральных, региональных и локальных актов, касающихся образования детей и подростков.

Родительские комитеты классов создаются в целях содействия Школе и семье в организации образования детей. Они оказывают помощь педагогическому коллективу в обеспечении глубоких и прочных знаний у обучающихся основ наук, воспитании у школьников высоких нравственных качеств, сознательного отношения к труду, ответственности, организованности и дисциплины, культуры поведения, в правовом, эстетическом, физическом воспитании обучающихся, охране их здоровья.

1.2 Родительский комитет является общественным объединением родителей учащихся, представляет родительскую общественность Школы, участвует в управлении Школой в пределах своей компетенции.

1.3 Родительский комитет класса руководствуется в своей работе: Конвенцией ООН о правах ребенка, Типовым положением об образовательном учреждении, Уставом Школы, действующим законодательством РФ в области образования, настоящим положением, планом работы, решениями родительских собраний, рекомендациями Педагогического совета, директора Школы и классных руководителей.

1.4 Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года сроком на один год.

2. Задачи родительских комитетов

Родительский комитет призван:

2.1 всемерно укреплять связи между семьей и Школой в целях установления единства воспитательного влияния на детей педагогическим коллективом Школы и семьей и повышения его результативности;

2.2 помогать в укреплении хозяйственной и учебно-материальной базы Школы;

2.3 Принимать активное участие в воспитании у школьников внутренней потребности знать и соблюдать нормы жизни нашего общества, российского законодательства; в воспитании у школьников уважения к окружающим, сознательной дисциплины, культуры поведения, заботливого отношения к родителям и старшим; способствовать выполнению школьниками «Правил для учащихся»;

2.4 Оказывать помощь семье в создании необходимых условий для своевременного получения детьми основного общего образования, помогать школьникам в выборе пути завершения среднего образования;

2.5 Помогать Школе и семье в воспитании у учащихся ответственного отношения к учебе, навыков учебного труда и самообразования, приобщении их к работе с книгой и другими источниками знаний, обеспечении компьютерной грамотности учащихся;

2.6 Принимать активное участие в оказании помощи учащимся в сознательном выборе профессии с учетом государственного и социального заказов;

2.7 Привлекать родительскую общественность к организации внеклассной и внешкольной работы, учебно-исследовательской и общественной деятельности учащихся, технического и художественного творчества, экскурсионно-туристической и спортивно-массовой работы с учащимися; шире привлекать родителей к созданию клубов по интересам, ведению кружков и спортивных секций;

2.8 Привлекать родительскую общественность к активному участию в жизни школы, организации совместного проведения культурных и спортивных мероприятий, содействовать развитию ученического самоуправления, всемерно поддерживать полезные начинания, инициативу и самодеятельность ученического сообщества;

2.9 Принимать активное участие в повышении педагогической культуры родителей, организации педагогической пропаганды среди родителей и населения;

2.10 Оказывать помощь классным руководителям в изучении и улучшении условий воспитания детей в семье, пропаганде среди родителей положительного опыта семейной жизни;

2.11 Повышать ответственность родителей за выполнение ими обязанностей по воспитанию детей, добиваться искоренения у школьников вредных привычек: курения, употребления спиртных напитков и наркотических средств, аморальных поступков, детской безнадзорности и правонарушений, непримиримого отношения к таким фактам со стороны родителей;

2.12 Всемерно способствовать охране и укреплению здоровья школьников, помогать школе в организации питания учащихся и участвовать в осуществлении контроля над его качеством.

2.13 оказывать помощи в определении и защите социально незащищенных обучающихся.

3. Организация и содержание работы родительских комитетов

3.1 Родительский комитет класса избирается общим собранием родителей класса на классном родительском собрании сроком на один год.

3.2 Количество членов родительского комитета устанавливается решением собрания.

3.3 В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класса по их желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса.

3.4 Председатель родительского комитета выбирается из числа избранных членов родительского комитета на первом заседании.

3.5 О своей деятельности родительский комитет отчитывается перед родительским собранием.

3.6 Собрание родителей вправе потребовать от родительского комитета внеочередного отчета, если сомневается в его действиях.

3.7 Родительский комитет класса участвует в заседаниях Совета школы, школьных конференциях, встречах родительских комитетов классов со школьной администрацией.

3.8 Под руководством членов Общешкольного родительского комитета в Школе могут создаваться постоянные или временные комиссии по отдельным разделам работы (проведению педагогической пропаганды, трудовому воспитанию и организации общественно полезного труда, культурно-массовой работе, хозяйственной, спортивно-оздоровительной и др.). Состав комиссий и содержание их работы определяются родительским комитетом.

3.9 Родительский комитет организует помощь в:

    • укреплении связей педагогического коллектива с родителями обучающихся и общественностью;
    • организация и проведение собраний, бесед по обмену опыта семейного воспитания;
    • предупреждении правонарушений учащихся;
    • организации питания;
    • привлечении родителей к непосредственному участию в воспитательной работе со школьниками во внеучебное время;
    • работе по профориентации обучающихся;
    • осуществлении контроля за выполнением Устава Школы участниками образовательного процесса, а также за выполнением школьниками Правил для учащихся;
    • организации и проведении собраний, докладов, лекций для родителей, бесед по обмену опытом семейного воспитания;
    • осуществлении мероприятий по укреплению хозяйственной и учебно-материальной базы Школы, благоустройству и созданию в ней нормальных санитарно-гигиенических условий;
    • проведении оздоровительных и культурно-массовых мероприятий с обучающимися в период каникул.

3.10 Родительский комитет составляет план работы на полугодие или на год. Его конкретное содержание определяется с учетом местных условий и задач, стоящих перед классом.

3.11 Родительский комитет класса вправе принимать свои решения при наличии на заседании не менее 2-3 его членов.

3.12 Родительский комитет класса отчитывается о своей работе перед родительским собранием класса.

3.13 Периодичность заседаний Родительского комитета определяется задачами, стоящими перед классом, но не реже одного раза в месяц.

3.14 Работа Родительского комитета проходит при непосредственном участии классных руководителей.

3.15 Формы работы:

Основными направлениями в организации деятельности классного родительского комитета являются:

    • Организация совместных дел родителей и детей. Игровые утренники, спортивные соревнования, конкурсы, экскурсии, турпоходы, поездки, чаепития, посиделки, ремонт класса, турниры знатоков, огоньки, концерты, субботники, ярмарка-распродажа семейных поделок, выставка «Мир наших увлечений», общественный смотр знаний. Родительский актив занимается организацией школьных каникул.
    • Согласование деятельности родительского коллектива и команды учителей . Доводит до сведения родителей, не посещавших собрание, требования, предъявляемые педагогическим коллективом, работающим в данном классе, к ученическому коллективу. Организует дежурство на школьных вечерах. Организует участие родителей класса на дискотеках.
    • Создание банка данных родительских ресурсов по организации совместной деятельности родителей и детей осуществляется через опрос, анкетирование, индивидуальные собеседования с родителями. Определяются возможности каждой семьи в материальной, финансовой, практической помощи классу, школе, а также выявляются административные, юридические, информационные, интеллектуальные и финансовые ресурсы семьи. Данные заносятся в картотеку родительских резервов и возможностей.
    • Создание и сохранение традиций детско-взрослого сообщества. Родительский комитет совместно со взрослыми и детьми продумывают начало и окончание учебного года, вводят в традиции презентацию новых семей класса, имеют свою особую систему поощрения учащихся, родителей, учителей. Традициями могут стать и ритуал зажжения свечей перед началом общего дела, проведение совместного совета родителей и детей по решению конкретной проблемы класса, ведение летописи школьных лет, переходящие семейные призы, классная доска почета и т.д.

4. Права родительских комитетов

Родительский комитет класса имеет право:

4.1 активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе

4.2 устанавливать связь с администрацией Школы по вопросам оказания помощи классу в проведении воспитательной работы, укреплении его учебно-материальной базы, а также отношений родителей к воспитанию детей;

4.3 вносить на рассмотрение Общешкольного родительского комитета предложения по внешкольной и внеклассной работе с обучающимися, по организационно-хозяйственным вопросам, по улучшению работы педагогического коллектива с родителями обучающихся;

4.4 созывать классные родительские собрания;

4.5 принимать участие в решении вопросов по оказанию материальной помощи нуждающимся школьникам;

4.6 вызывать на заседания Родительского комитета родителей обучающихся, имеющих неудовлетворительные итоговые оценки и неудовлетворительное поведение;

4.7 посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;

4.8 присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;

4.9 проводить беседы с проблемными учащимися;

4.10 организовывать дежурства родителей в Школе и микрорайоне Школы;

4.11 вносить предложения классному руководителю по улучшению внеклассной работы с обучающимися, по улучшению работы с родителями обучающихся класса и заслушивать разъяснения классного руководителя по вопросам, интересующим родителей.

5. Документы

Документами, констатирующими деятельность Родительского комитета, являются:

1. протоколы заседаний Родительского комитета;

2. положение о Родительском комитете школы;

3. план работы Родительского комитета на учебный год или полугодие;

4. график заседаний Родительского комитета.

Нетрадиционные формы проведения

родительских собраний

Воспитатель УДО ежедневно общается с детьми и родителями, видит их проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Одна из задач общения воспитателя с родителями - раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания, которые являются действенной формой общения воспитателей с родителями.

Однако родители - люди занятые, им порой некогда поговорить с воспитателем, прийти на собрание или они считают, что уже все знают о своем ребенке. В этом случае педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание.

Родительское собрание

Именно на собраниях у воспитателя есть возможность ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В ходе проведения собрания основная нагрузка ложится на доклад. Этот материал может быть использован и для проведения устных и письменных консультаций с родителями, а также и других форм работы. От воспитателя требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров; использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях.

Применяются следующие формы проведения родительских собраний:

психологический тренинг;

мастер-класс;

совместное занятие детей с родителями;

день открытых дверей;

показ театральных постановок.

Подготовка родительского собрания

1. Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.

2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания. Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.

3. В соответствии с темой собрания изготовить оригинальные памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

4. В нашем детском саду используются такие формы привлечения родителей на родительские собрания, как: подготовка конкурсов, выставок, поделок по теме собрания. При этом в конкурсах участвуют и дети, и их родители. Все подготовленные работы выставляются до начала собрания, и педагог знакомит родителей с образцами работ. На самом собрании родители выбирают лучшую работу, и победителю вручается приз.

5. Как одна из форм активизации родительского внимания может быть использована магнитофонная запись ответов детей на вопросы по теме собрания.

6. Мы приглашаем сказочного героя на собрание.

7. Внимание родителей к собранию привлекаем с помощью создания самодельных плакатов по теме собрания.

8. Желательно провести заседания родительского комитента за месяц до собрания.

Непосредственно перед собранием необходимо:

подготовить мебель, на которой родителям было бы удобно располагаться. Можно расставить столы и стулья по кругу, на них выставить карточки с именами, отчествами родителей, подготовить ручки и листы бумаги, чтобы они могли записать интересующую их информацию, а также - карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации. Продумать, кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания.

Проведение родительского собрания

Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное». Время проведения собрания - 1 час. (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).

1. Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.

2. Основная часть собрания может быть разделена на два - три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов УДО, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.

Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т.д.

Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии. В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка; не следует констатировать неудачи детей, главное - совместными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем.

Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.

По возможности разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.

Для иллюстраций своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.

При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.

3. В третьей части родительского собрания - «разное» - обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДУ. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом.

По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.

Также существуют и нетрадиционные методы проведения родительских собраний.

«Читательская конференция». За 2 недели родителям сообщается тема собрания, предлагается материал на данную тему. Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое - либо задание по заявленной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Педагог просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, с какого возраста следует обращаться за помощью к логопеду. Предлагается несколько высказываний, и родители комментируют, обсуждают эти высказывания, делятся своим мнением по данному вопросу.

«Семинар - практикум». На собрании могут выступать воспитатель, родители, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как педагог, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему «Роль игры в речевом развитии детей». Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителям предлагается посмотреть несколько игр, в которые дети играют в детском саду. Подумать, какие стороны речевого развития отрабатываются в данных играх. Вспомнить игры, в которые сами играли в детстве и которым они могут обучить своих детей, их ценность с точки зрения развития речи.

«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Например, ребенок - левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенности их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка: слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

«Ток - шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток - шоу выступают родители, воспитатели, специалисты. К примеру, возьмем кризис 3-х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3-х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

«Вечера вопросов и ответов». Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.

На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей.

«Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или Разнос». Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка решения, направленного на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений». Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Какой бы вы хотели видеть речь вашего ребенка на пороге школы?». Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно формулируются пути достижения цели.

«Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».

«Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

«Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: Кто?, Что?, Где?, Как?, Чем?, Когда? (Почему?). Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вариант. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешанные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.

Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так? Или: ваша трехлетняя дочь шалит в кафетерии, куда вы ненадолго зашли, - смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации?

Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.

Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными (вместо "Почему ты опять не убрал свои игрушки?" - "Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина"). Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: "Стыдно!", "Меня не устраивают твои "хочу", мало ли, что ты хочешь!", "Что бы ты без меня делал(а)?", "Как ты можешь поступать так со мной!" и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: "Хорошо учиться в школе - это значит..." или "Для меня диалог с ребенком - это..." Мать или отец должны закончить предложение.

Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.

Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: "Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?" Или: "Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста", или: "Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний" и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.

Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.

Предложенные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется.

Об эффективности проводимой работы с родителями свидетельствуют:

Проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

Возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

Ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

Увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

Стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

Размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

Повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

Формы проведения родительских собраний в условиях реализации ФГОС

Главной ценностью педагогической культуры является ребенок - его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, развить его таланты и способности.

Для реализации данной задачи хорошим подспорьем является проведение родительских собраний.

В современном мире в условиях реализации стандартов нового поколения родительские собрания играют важную роль, т.к. позволяют достичь поставленных целей и задач по формированию новой личности ученика. Родительское собрание - не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.

В своей педагогической деятельности при проведении родительских собраний активно использую как традиционные, так и разнообразные нетрадиционные формы проведения. Систематическое применение в работе с родителями нетрадиционных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры.

Среди традиционных форм проведения собрания чаще всего использую тематическую лекцию - самую распространенную форму устного преподнесения знаний. Тематика родительских собраний обычно определяется мною в соответствии с планом работы школы на текущий учебный год и обсуждается с родительским комитетом.

Примерная тематика родительских собраний

в условиях введения ФГОС

для родителей, обучающихся 1-х классов:

    «Адаптация первоклассников в условиях реализации ФГОС НОО»

    «Образовательная программа школы: реализуем вместе»

    «Что такое УУД?»

    «Как правильно дружить»

    «Родителям о безопасном образе жизни детей»

    «Что такое оценка и самооценка?»

    «Внеурочные занятия: как выбирать и развивать?»

для родителей, обучающихся 2-х классов:

    «Как помогать второкласснику развивать УУД?»

    «Что такое деятельность?»

    «Оценка и самостоятельность школьника»

    «О гражданском и патриотическом воспитании младших школьников»

для родителей, обучающихся 3-х классов:

    «Как научить работать с информацией?»

    «Портфель достижений младшего школьника»

    «Сохранение здоровья - один из результатов реализации ФГОС»

«Проекты: взаимодействие детей и родителей»

для родителей, обучающихся 4-х классов:

    «Аттестация образовательных достижений за начальную школу»

    «Готовимся к «взрослой» школе»

    «Одаренный ребенок»

    «Воспитание ценностей»

Понимание целей и задач стандартов нового поколения требует активного вовлечения родителей, которое возможно только благодаря интерактивным формам взаимодействия.

Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме - один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных форм и методов проведения собрания.

Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю», говорится в китайской поговорке. Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания.

Стержнем активных работ с родителями является активное обсуждение, участники которого рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию с оппонентами, т.е. соревнуются умы и таланты.

В своей педагогической практике я убедилась, что использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы любого учителя или психолога «высказать свое мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую роль играет педагог. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе. Интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием. Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами. Интерактивные методы выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности.

В своей практике использую коллективные формы, которые, на мой взгляд, являются более результативными по установлению коммуникативной деятельности. Вот некоторые из них:

1. Собрание- презентация

Презентация, или публичное представление чего-либо нового, недавно созданного с необычным опытом семейного воспитания, с нетрадиционными методами обучения, с новыми методами оздоровления, вновь созданными печатными изданиями, учебными пособиями и другим. Презентации желательно проводить с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов.

2. Еще одна форма проведения собрания- родительские тренинги.

В них желательно участие обоих родителей, от этого эффективность тренинга возрастает, но это бывает нечасто. Родителям дается возможность на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства». Это активная форма работы с небольшой группой родителей, состоящей из 10-12 человек, которые хотят изменить или улучшить взаимодействие с ребёнком, сделать его более доверительным. Практика работы убедила меня, что такие занятия целесообразно проводить совместно с педагогом-психологом.

3. Интересно обычно проходит собрание-конкурс.

Название такого родительского собрания говорит само за себя. На нём я организую соревнование кого или чего-либо. Например, отцов, идей, или работ, или семейных достижений с целью выявления лучших участников. На родительском собрании целесообразно послушать рассказы о том, как таких успехов удалось добиться. Например, очень увлекательно прошли конкурсы «Папа, мама, я - читающая семья», в процессе которого родители познакомились с опытом семейного воспитания у ребёнка интереса к чтению, а также конкурс «Рисуем любовь». Каждый рисунок мам был наполнен доброй, светом и любовью к своей семье и ребенку. Конечно, при проведении конкурсов работает жюри, в состав которого я приглашаю библиотекаря, учителей- предметников.

4. Использую в практике проведение научно-практической конференции родителей. В такой форме прошло, например, одно из родительских собраний по теме «Воспитание детей в семье». В ходе конференции решались вопросы:

1. Что является трудным для родителей в воспитании детей?

2. Какие методы воздействия родители используют в воспитании детей?

3. Педагогический такт родителей.

4. Пути самовоспитания родителей.

5. В чем состоит влияние отца на ребенка?

6. Как вы организуете свободное время вашего ребенка?

7. Ваши предложения по улучшению внеклассной работы с детьми в начальной школе.

Традиционно конференцию проводила с участием представителей различных организаций, администрации школы, педагога-психолога, социального педагога. Родители имели возможность услышать компетентные ответы из уст профессионалов. В ходе подготовки конференции мы выпустили газету, посвященную семьям, где лучше всего идет воспитание. После конференции приятным сюрпризом для родителей стал концерт, подготовленный детьми.

Каким бы по форме родительское собрание не было, оно требует тщательной подготовки и организации.

Остановлюсь на основных этапах подготовки родительского собрания и продемонстрирую их на примере родительского собрания по теме: «Какой папа нужен ребенку? ». Это родительское собрание я проводила с педагогом- психологом. Была выбрана форма - круглый стол.

В подготовительную работу входило:

    Оповещение родителей о собрании, подготовка и отправка приглашений.

Обычно я делаю такое приглашение в форме открытки. Оно должно быть отправлено заранее, не менее чем за 2 недели до даты проведения мероприятия. Родители должны иметь возможность распределить свое время и приготовить вопросы, которые им хотелось бы задать специалистам, например, педагогу-психологу. Эти вопросы необходимо собрать у родителей в письменном виде. В приглашении всегда указываю полностью имя и отчество обоих родителей, день и час проведения собрания, его тему. Конечно, подготовка такого приглашения занимает достаточное количество времени, однако такой подход к родителям помогает формировать интерес к школе и культуру родительского взаимодействия со школой.

    Подготовка выставки работ учащихся.

Такую выставку детских творческих работ я готовлю к каждому родительскому собранию не зависимо от темы и формы его проведения, так как считаю, что у каждого родителя должно быть основания для гордости за своего ребенка, особенно если он не очень успешен в учебе. К этому мероприятию мы с ребятами подготовили еще и выставку рисунков « Мой папа».

    Следующим этапом подготовки к собранию было проведение

анкетирования учащихся «Я и мой папа».

Анкета выглядела следующим образом. Она представлена на слайде.

Ребятам я предложила ряд вопросов и сделала аудиозапись ответов.

    Ты любишь своего папу? За что?

    Кто с тобой больше занимается в свободное время папа или мама?

    Чем занимаетесь в свободное время с папой?

    Чем папа занят вечерами?

    Если бы ты был папой, в чем бы ты помог маме дома?

    Если вы с папой идете вместе, о чем беседуете? Какие папа задает вопросы, о чем ты его спрашиваешь?

    Кем работает папа? Чем занят на работе?

    Приходилось ли слышать бранные слова?

    Какой твой папа: добрый или строгий?

Анкетирование детей я проводила выборочно. Для сравнительного анализа и получения объективной информации достаточно было побеседовать с 5-6 ребятами.

    Было проведено домашнее анкетирование и среди пап.

На слайде вопросы, предложенные взрослым.

    В чем, по-Вашему, заключаются функции отца в семье?

    Сколько времени Вы проводите со своим ребенком? Чем занимаетесь в свободное время?

    Просит ли Вас ребенок поиграть с ним, почитать, рассказать о чем- либо? Как поступаете, когда не можете выполнить просьбу?

    Ругаете ли Вы ребенка при посторонних, друзьях?

    Курите ли Вы в комнате, где находится ребенок?

    Какие у Вас трудности в общении с ребенком?

    Доброта или строгость являются Вашими помощниками в воспитании?

    Есть ли у Вас общие интересы и любимые занятия с ребенком?

    Кто будит ребенка по утрам, собирает в школу?

    Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?

Конечно, не все родители нашли возможность и изъявили желание дать ответы на поставленные вопросы, но те ответы, которые были получены, подтвердили значимость и необходимость обсуждения данной темы за круглым столом в нашем классе.

    И наконец, информационная подготовка к мероприятию:

Создание презентации по теме родительского собрания,

Подготовка тестов для пап «Стили и методы воспитания ребенка в семье»,

Подготовка памятки «Как любить своего ребенка»

Подготовка списка литературы и адресов сайтов для дальнейшего самообразования родителей.

До начала собрания я обычно включаю музыку, чтобы не было «гробовой тишины» при сборе родителей.

На партах, расставленных кругом, выставляю карточки с именами и отчествами родителей, конверты с оценками детей и краткие характеристики-наблюдения, рекомендации учителей-предметников (ведь другим родителям этого знать не обязательно), раскладываю памятки.

Время проведения мы не регламентируем, но больше 2 часов обычно не бывает.

В ходе проведения собрания, я познакомила пап с аудиозаписью, сделанной с учащимися во время подготовки к встрече. Несмотря на то, что большинство детей живут в счастливых и дружных семьях, были и другие мнения «папа все время занят», «хочу, чтобы на меня не кричали», «я хочу, чтобы к нам вернулся папа». Для многих родителей услышанное стало неожиданным поводом для серьезных размышлений и настроило на предстоящий разговор.

Совместно с педагогом-психологом мы предложили родителям поучаствовать в обсуждении конкретных жизненных ситуаций. Вот одна из них:

В классе прошла контрольная работа по математике. Дочь возвращается домой. Показывает отцу тетрадь: « Папа, я получила «два»..»

Вопрос: Какова будет ваша реакция?

Надо сразу сказать, что начало разговора чаще всего бывает непростым и тут всегда надо знать, кто из родителей пойдет на обсуждение и поможет завязать беседу.

В ходе обсуждения мы пришли в выводу, что существуют различные типы отцовского отношения к ребенку:

    Большой друг

Его задача играть в ребенком в прятки, собирать, разбирать конструктор, а посещение школы, врача - эти хлопоты он оставляет маме.

    Предводитель семейства

Наиболее традиционный тип отца. Все домашние хлопоты ему не интересны. Он чувствует себя в своей тарелке лишь тогда, когда занимается мужским делом. Он уверен, что дает ребенку чувство безопасности.

    Иключительный папа

Это отец, который иногда лучше мамы разбирается в традиционных обязанностях. Есть риск стать еще одной мамой. Кто же будет тогда папой?

    Вечно юный друг

Он обожает ребенка и всегда готов помочь супруге.. Но не может отказаться от своей машины, друзей и не понимает зачем возиться 2 часа с уроками …

Но к концу разговора мы пришли к единому мнению.

Ребенку нужен отец- наставник, понимающий заботы ребенка, строгий и требовательный к себе и к другим.

По окончании родительского собрания была проведена рефлексия «собираем плоды» . Всем родителям я предложила выбрать и положить в корзинку свое яблоко:
- жёлтое, если разговор был непродуктивным;
;
- зелёное, если надо обязательно продолжить разговор на тему, затронутую на собрании. Мне, как педагогу, было очень приятно, что в корзине с желтыми яблоками было всего два яблока.

7. Последняя форма проведения собрания, на которую я бы хотела обратить ваше внимание - это дистанционное собрание или собрание в письменной форме.

В своей педагогической практике я использую ее не так давно. Благодаря современным средствам связи, компьютерным и коммуникационным технологиям стало возможно проведение собрания без фактического присутствия родителей (законных представителей) непосредственно в образовательной организации. Это очень удобная форма проведения собрания. Я направляю родителям документы, рекомендации, правила, другую информацию, а родители оценивают её и вносят свои предложения, обсуждают, задают вопросы. Следующим этапом, мне представляется проведение онлайн-собрания. Однако, в проведении таких форм собраний есть и свои минусы. Главный из которых-отсутствие сети Интернет у отдельных родителей.

В заключении хотелось бы сказать о том, что за годы работы я утвердилась во мнении, что любая форма проведения родительского собрания предполагает сохранение диалоговой формы общения, т.к. диалог – это шаг к взаимопониманию, ступенька к обретению доверия; обмену духовными ценностями, эмоциями, знаниями. Только диалоговая форма проведения родительского собрания стимулирует совместную мыслительную деятельность воспитывающих взрослых, и как результат – проекты, направленные на новое качество воспитания детей.

Результативность взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей в значительной мере зависит от самих родителей и от других взрослых членов семьи, за уровень воспитанности которых детский сад не может нести ответственность. Однако знать,". из кого состоит семья, кто окружает детей в семье, кто оказывает на них влияние, каково это влияние (со знаком плюс или минус), и воспитатели, и детский сад должны. Только тогда педагогический коллектив может правильно строить свои отношения с ребенком в детском саду, с его родителями и одновременно проводить работу по нейтрализации дурного влияния, отрицательного воздействия на ребенка.

Наиболее эффективная форма работы педагогов и родителей - это родительские собрания, которые могут проходить в форме лектория, семинара и т.п. Успех проведения собраний-лекториев обеспечивает соблюдение таких условий: тематика их составляется по возможности нестандартная, привлекающая внимание, вызывающая интерес и даже иногда интригующая. Например: что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в детский сад. Так можно назвать первое собрание. На такое собрание родители, как правило, приходят, так как тема названа конкретно, и она их интересует. Родители приходят на это собрание с определенными ожиданиями, и если эти ожидания оправдываются, то сразу снимается проблема посещения последующих собраний; заинтересованные родители придут на очередное собрание-лекцию.

1. Понятие "родительское собрание", его цели.

2. Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

3. Родительское собрание - это не просто форма связи семьи и школы, это университет важной педагогической информации

4. Цели родительских собраний:

1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.);

2) повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по вопросам воспитания ребенка в семье и школе (например, об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.);

3) содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение родителей в жизнедеятельность класса (конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);

4) выработка единых требований к воспитанию детей в семье и школе.

2. Виды родительских собраний:

Текущие родительские собрания - это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов (или например, посвященные, предстоящей дальней поездки детей или подготовки к многодневному походу, или инструктивное родительское собрание, на котором знакомят родителей с изменениями в учебном процессе).

Старый школьный афоризм гласит: "Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями".

Важным условием успеха родительских собраний является определение четкого графика их проведения. Этот график на первом собрании сообщается родителями для того, чтобы они заранее могли спланировать свое служебное и домашнее время, не занимать его никакими делами. В зависимости от возможностей или от желания эти встречи могут проходить ежемесячно или раз в квартал, в одни и те же часы.

Ведь сами педагоги заинтересованы в том, чтобы родители усвоили тот минимум педагогических знаний, который необходим для эффективного семейного воспитания.

Воспитание ученика в школе и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребёнка. Учитель должен общаться с родителями, хочет он этого или нет.

классный руководитель родительское собрание

Отношения "учитель - родители" могут существовать и формироваться определённым образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребёнок.

Однако отсутствие контактов чревато рядом негативных последствий. Разрозненные и несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребёнка.

Представления друг о друге у учителя и родителей складывается со слов ребёнка, что нередко приобретает искажённый характер. Вследствие этого возникают чувства взаимного и одностороннего недовольства, пренебрежения, неприязни, что приводит к конфликтам.

Этапы родительского собрания.

1 этап. Организация родительского собрания.

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы важна. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие жизнь детей в детском саду. Заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и выставках. Завершает организационную часть этапов подготовки оформление помещения для проведения в нем родительского собрания.

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.

Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Воспитатель лучше знает родителей группы, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов;

Анализ достижений детей группы. В этой части родительского собрания воспитатель знакомит родителей с общими результатами деятельности детей; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.

Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в группе. Педагог делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях. Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид детей, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию детского сада как первого института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми очень важна.

Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ребенка, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление "детских грехов".

Избежать недопонимания, разобщённости в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора на следующие нравственные формы:

Чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;

Активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями (а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);

Уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;

Тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям учащихся (при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);

Терпение при поступлении критических замечаний родителей в свой адрес, учёт их в процессе профессионального саморазвития.

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, должна вестись в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения. Нет нужды говорить о том как важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Ведь учителя не могут не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, компетентности учителей и других проблем школьной жизни. Им необходимо помощь родителей в решении как чисто учебных задач, так и в нравственном воспитании. Поэтому вопрос: "Как привлечь родителей в школу?" - это вечная головная боль всех педагогов.

Самой распространенной формой работы с родителями является родительское собрание. Родительское собрание проводится один раз в месяц или в четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей. Очень важно, чтобы уже в ходе первой встречи с педагогом родители чётко знали сроки проведения родительских собраний, заранее получили расписание всех видов сотрудничества на учебный год. Это дисциплинирует родителей и даёт понять, что школа целенаправленно занимается проблемами семьи и уделяет такому сотрудничеству большое внимание.

В течение всего учебного года классный руководитель должен провести четыре обязательных родительских собрания.

Не надо удивляться, что посещаемость родителями школьных собраний с каждым годом снижается. Следует искать причину, почему родителям неинтересно быть на собраниях. Мы провели анкетирование, и нашли несколько причин нежелания посещать собрания. Одной из основных является неинтересная и однообразная форма проведения: классный руководитель, ознакомив с текущей успеваемостью (а оценки, в основном, есть в дневниках), беседует о ремонте и оборудовании учебного кабинета. Следовательно, надо пересмотреть отношение к родительским собраниям. И результат не замедлит сказаться: интерес к собраниям возрастёт не только у родителей, но и у детей и учителей. Следовательно, собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы. На собрании решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителя. И чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше положительных результатов принесут родительские собрания.

В.А. Сухомлинский писал: "Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей".

Приняты такие формы работы с родителями: общешкольные родительские собрания; лекции по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене; тематические консультации; педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребёнка в семье и школе; обзор популярной литературы для родителей; обмен опытом воспитания детей в семье; вечер вопросов и ответов; День открытых дверей; День семьи в школе. Школа молодого родителя Презентация семейного опыта воспитания. Родительский ринг Круглый стол или педагогический треугольник. Собрания-диспуты Проигрывание педагогических ситуаций Совместные собрания вместе с детьми Тематические и индивидуальные консультации Деловая игра

Предлагаем вам примерную тематику для организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях

Чтобы каждый родитель почувствовал актуальность собрания, захотел в нём поучаствовать, можно ввести традиционные рубрики:

· "из истории воспитания детей в семье"

· "великие педагоги мира"

· "крылатые фразы о воспитании"

· "обсудите вместе с ребёнком" и т.д.

Хорошей традицией родительского собрания считается и введение в его ход ритуалов. Например, ритуал "Волшебная шкатулочка". К каждому родительскому собранию дети пишут письмо родителям, запечатывают его в конверт, надписывают и опускают в шкатулочку, которая стоит в помещении, где проводится собрание, в этих письмах ребята могут рассказать о том, что их волнует, рассказать о своих проблемах и радостях, о том, что им порой трудно сказать вслух.

Хорошей традицией собрания является его рефлексия. В конце собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность не только для всего класса, но и для себя лично. Рефлексия собрания может проходить в различной форме: это высказывания родителей, выпуск "молний", оформление коллажа, интервью и т.д.

Наиболее значимой и эффективной традицией является поощрение родителей. Поощрение родителей осуществляется в различной форме. Это может быть награждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками детей. В честь родителей-помощников может быть подготовлена концертная программа, выпущены именные поздравительные газеты.



Что еще почитать