Л н толстой после бала главные герои. После бала главные герои и их характеристика. Краткая характеристика героев «После бала»

Рассказ был написан Л.Н. Толстым в 1903 году и опубликован только после смерти писателя в 1911 году. В основу рассказа положены события, произошедшие с его братом Сергеем Николаевичем.

Главные герои рассказа «После Бала»:

Иван Васильевич – рассказчик. Прежде всего, обращает внимание его чувствительность и впечатлительность. Даже прожив жизнь, он не загрубел, не стал другим. Человек, умевший рассказывать увлеченно, и даже забывая о том, в связи с чем начал свой рассказ. К началу рассказа герой был привлекательным молодым студентом, любил танцевать на балах. Однажды он был приглашен на бал у губернского предводителя. Там он увидел, как Варенька танцевала со своим отцом. Он был влюблен в Вареньку и во все то, что окружало ее. Восхищался отцом Вареньки. Вернувшись домой, молодой Иван Васильевич был настолько счастлив, что не мог заснуть. Тогда он оделся и вышел на улицу. Было светло. Ноги понесли его в ту сторону, где, как он знал, жила Варенька. То, что он увидел там, поразило впечатлительную душу.

Варенька Б – к моменту рассказа мать взрослых замужних дочерей, красивая женщина. В молодости – высокая стройная девушка, державшая себя грациозно и величественно. У нее была ласковая, добрая улыбка и прелестные глаза.

Петр Владиславович – отец Вареньки, полковник. Воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки. Это был – красивый статный пожилой мужчина с подвитыми в стиле à la Nicolas I, усами. Он танцевал с дочерью, и для своего возраста, держался неплохо. Было видно, что когда-то был неплохим танцором. На балу это был обаятельный мужчина, отец семейства. На службе он оказался жестоким человеком. По его приказу сквозь строй прогоняли человека, татарина за побег. Наказание было немилосердным. Один из солдат ударил слабо. То ли по бессилию, то ли из жалости. Так полковник собственной рукой избил по лицу этого солдата.

Рассказ Льва Толстого «После бала» изображает русскую действительность. Красивые, роскошные балы, на проведение которых затрачивались деньги, собираемые с несчастных крепостных, армия с ее муштрой и самое ужасное с ее телесными наказаниями. Взаимоотношения между людьми, став свидетелем того, как отец Вареньки гоняет сквозь строй людей и избивает солдат, Иван Васильевич остыл в своих чувствах к девушке. Всякий раз, когда он думал о ней, за ее спиной вставала грозная фигура отца, бившего солдата по лицу.

«После бала» — это рассказ, который написал Толстой. Благодаря образам созданных героев мы можем видеть, насколько разным может быть человек в своем обличье, и насколько важно не руководствоваться уставам, но и быть человеком, ведь можно же действовать не как нужно, а как велит мораль.

Главные герои рассказа После бала

Прежде чем познакомиться с созданными Толстым в рассказе «После бала» героев, назову действующие лица. Главных героев немного – это Иван Васильевич, который и ведет рассказ, Полковник – отец Вареньки, который своими поступками открыл глаза Ивану Васильевичу и перевернул все его представление о жизни, и сама Варенька – возлюбленная Ивана Васильевича.

Свое описание героев рассказа «После бала» начну с героя рассказа «После бала» Ивана Васильевича. Это образ типичного человека той эпохи, а именно автор описывает жизнь небольшого городка в 1840-е годы 19 столетия. Здесь герой повествует о днях минувшей давности. Тогда он был студентом, при деньгах. Учился, ходил на балы. Был влюблен в прекрасную девушку Вареньку. Герой рассказа имел успех у женщин, но ему нужна была лишь одна и здесь немного остановлюсь на Вареньке.

Варя – была хороша собой. У нее было худощавое тело. но при этом девушка имела царственный вид, всегда держалась величественно. Когда улыбалась, улыбались и ее глаза. Поклонников у нее было предостаточно, но нравился ей лишь Иван Васильевич.

Так вот, однажды они всю ночь танцевали на балу. Герой был счастлив, окрылен, «блажен был». От любви к двушке ему казалось, что он любит весь мир, всех людей. А каким же замечательным показался герою отец Вари.

Полковник был статным, вызывал с первого взгляда только приятные эмоции, он был хоть и в возрасте, но свеж, высокий. Занимал пост военного начальника. В танце он был грациозным и, когда он танцевал с дочерью, все не могли отвести от них взгляды. Он был обходительным, внимательным. Обут был в старые сапоги. Как объяснили Ивану Васильевичу, экономил он на себе, чтобы дочери больше покупать новых платьев. Такая забота еще больше поразила героя рассказа пока не произошли события после бала.

Вот здесь открылась настоящая сущность полковника, что приказал наказать солдата за побег. И здесь Иван Васильевич понял, что на балу отец Вари вел себя наиграно, ведь не мог настоящий человек с такой любовью относиться к дочери, чтобы потом такую жестокость проявить по отношению к своему солдату. И хоть полковник и действовал по уставу, может в армии так и должно происходить и дисциплина превыше всего, но для нашего героя важна человечность, доброта, сострадание.

Вот почему герой рассказа «После бала» оставил службу. Все потому, что он не хотел жить, как диктуют правила, он хотел жить, как диктует его сердце. Ну, а произошедшие события после бала настолько сильно засели к нему в душу, настолько безнравственным поступком было бить беззащитного человека, что он не смог больше встречаться с Варенькой, не мог больше видеть полковника, не видел он себя и на службе. И хоть открыто он не показал свой протест против существующего беззакония, внутри же него бурлит протест против строя, действующих законов и устоев.

Рассказ «После бала» невелик по объему, однако поднимает проблемы общефилософского и нравственного уровня, связанные с миропониманием Толстого, увидевшего в простом сюжете глубокое противоречие между внешним и внутренним, тем, что лежит на поверхности, и тем, что скрыто от посторонних глаз. Разлад в чувствах и поступках становится объектом пристального внимания писателя, исследующего области малопонятной человеческой души.

В основу сюжета легла реальная история, которую, по одной из версий, в пору своего студенчества Толстой услышал от своего брата Сергея. Основой будущего рассказа стал случай, который произошел с Сергеем Николаевичем. Влюбленный в дочь военного начальника – Варвару Корейш, он собирался сделать ей предложение, но увидев жестокое наказание солдата, которым командовал отец девушки, он отказался от своего намерения.

Увиденное потрясло его, а сама история долго не давала покоя Льву Толстому, воплотившему сюжет в рассказ только спустя годы. Опубликовано произведение было через год после смерти писателя.

Смысл названия

Рассказ не сразу получил свое конечное название. Толстой рассматривал несколько черновых вариантов, среди которых были «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «А вы говорите…». Результатом долгих поисков стало заглавие «После бала».

Смысл названия «После бала» неоднозначен. Толстой во многих своих произведениях поднимал проблему человека и общества. Объект его интереса — обстоятельства, влияющие на человеческие решения и поступки, а также принципы, правила и мотивы, которыми он руководствуется в выборе. С одной стороны, название подчеркивает двоедушие одного из главных персонажей, неестественность его жизни, в которой со сменой декораций происходит и изменение личности. После бала маски меняются. Меняется поведение героя, да и сама его жизнь, уродливая на изнанке, не имеющая ничего общего с блеском и великолепием титульной стороны. С другой стороны, после бала происходит и осмысление героем-рассказчиком людей, с которыми он хотел связать свою жизнь, осознание противоречивости жизни, в которой неоправданная жестокость мирно сосуществует с изящностью и мнимым благородством.

Жанр и направление

«После бала» — произведение прозаическое; написано в жанре рассказа и вырывает из контекста жизни героя одно единственное событие, ставшее переломным для него, неоднозначное как для самого персонажа, так и для читателей.

Рассказ реалистический, поскольку в основу сюжета положен реальный, даже житейский случай, отражающий внутренний мир героя и, вместе с тем, задающий социально-общественный тон.

Главные герои и их характеристика

  1. Иван Васильевич — рассказчик. Уже будучи старым, он рассказывает о событиях минувшей юности. Главный герой во времена описываемого события был провинциальным студентом, но богатым и красивым франтом. Его отличают совестливость, чувство справедливости и впечатлительность. Он не смог забыть об избиении татарина и поэтому не стал связывать свою жизнь с любимой девушкой. Молодой человек был очень эмоционален: его чуть не вырвало, когда он брел домой после увиденного зрелища.
  2. Варенька — возлюбленная главного героя. Это высокая, статная и «величественная» светская девушка, которая покоряла кавалеров пленительной и ласковой улыбкой. У нее был царственный вид, но добрая душа ее никому не давала робеть в присутствии героини. Она тоже благоволила ухаживаниям рассказчика.
  3. Полковник (Петр Владиславич — орфография Толстого сохранена) — симпатичный и статный военный. Высокий и румяный пожилой мужчина с ласковой улыбкой и приятными манерами. Ради дочери экономит на себе: носит только казенные сапоги, например. Однако в сцене с телесным наказанием герой выглядит злым и жестоким: он бьет по лицу солдата, который слабо наносил удары провинившемуся татарину.
  4. Темы и проблемы

    Тематику рассказа можно рассматривать сразу на нескольких уровнях, беря за основу как социально-психологический и общефилософский аспект, так и более глубинный – моральный, этический, личностный.

    В первом случае рассматривается проблема человека и его окружения , которому он может подчиниться или, напротив, оказать противодействие. Полностью ли среда формирует личность, или есть другая сущность, неподдающаяся подавлению, свободная и способная к борьбе с тем, что кажется ей неправильным и чуждым? Толстой выступает здесь против уравнения личности и нарушения её естественных прав. Право самостоятельно решить для себя, что считать хорошим, а что плохим, писатель оставляет за каждым человеком, способным к свободному выбору.

    Ещё одной внешней темой является рабское положение солдата во времена правления Николая. Полное бесправие простого человека, тяжелейшие условия службы и телесные наказания, которым подвергались те, кто служил родине, возвращают не только к теме подавления личности, но ещё и к проблеме социального неравенства в николаевской России.

    Вопрос морального, личностного уровня осмысления данного произведения целиком и полностью связан с образом военного. Двуличие и лицемерие полковника, семьянина и заботливого отца, с одной стороны, с другой – беспощадного и безжалостного командира, равнодушного к чужой боли. Ужас ситуации для героя-рассказчика не столько в том, что полковник устраивает пытки невинного солдата, сколько в его спокойном безразличном отношении к происходящему. Трепетность в отношении к дочери сосуществует в нём с неприкрытой жестокостью. Соотношение этих сторон в одном человеке невозможно себе представить, настолько велико несоответствие одного с другим. Толстой показывает редкий, но оттого не менее устойчивый человеческий тип людей-масок, способных на жестокость, прикрытую показным благонравием.

    Идея

    Главная мысль рассказа «После бала» — в следовании гуманистическим идеалам, обращении к по-настоящему добрым чувствам, в которых превалировать должно общечеловеческое. Противодействовать злому началу можно только путем самосовершенствования, поиску настоящих, не затуманенных воображением и ложным впечатлением смыслов. Оставаться человеком Толстой призывает даже в тех ситуациях, когда позволить себе беззаконие можно в силу статуса и положения.

    Неслучайно герою рассказа становится стыдно за увиденное. Он чувствует свою сопричастность к происходящему, ответственность за жестокость другого. По мнению Толстого, так и должно быть. Беззаконие начинается с отдельного человека, борьба с ним – задача каждого неравнодушного к чужому горю.

    Творческий метод Толстого, основанный на исследовании противоречий человеческой души, всегда заслуживал высокой оценки. Психологизм рассказа, эмоциональная насыщенность и собственно художественный стиль писателя делают сравнительно небольшое по объему произведение носителем многих смыслов, противоречивых, как и сама человеческая природа.

    Мораль

    Л.Н. Толстой известен рядовому читателю как великий мастер слова, писатель, вошедший в русскую литературу, как создатель монументальных психологических романов. Однако его влияние на русскую литературу и культуру намного глубже, чем можно представить. Толстой — не просто крупный писатель, но и мыслитель, основатель религиозно-философского учения. Стремление к нравственному совершенствованию, идеал жертвенной любви, изгоняющей страх – программа Толстого, видевшего смысл жизни в бескорыстном служении ближнему, основанному на чистой совершенной любви. Эти мысли он доносит до публики через рассказ «После бала», где герой не отвернулся от чужого горя, не смог смириться с ним. В его отказе от знакомства с жестоким военачальником – справедливая реакция общества, которая должна показать его членам, как надо себя вести.

    Вывод прост: необходимо быть отзывчивым и справедливым в любой ситуации, даже если на кону стоит личный интерес. Герой был увлечен дочерью военачальника, но сделал выбор в пользу нравственного долга. Также нельзя злоупотреблять высоким положением и оправдывать им пороки.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Характеристика героя

Иван Васильевич – главный герой рассказа. От его лица ведется повествование.
Действие рассказа происходит в провинциальном городе в 1840-х гг. В то время И.В. был студентом и жил, наслаждаясь своей молодостью. На масленицу герой был приглашен на бал к губернскому предводителю. Там же присутствовала и «дама его сердца» - Варенька Б.
От любви к ней И.В. «был счастлив, блажен, …был…какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Герой чувствует, что он любит всех людей. Все они такие замечательные: и хлебосольный предводитель с супругой, и дама с пухлыми плечами, и отец Вареньки, который так трогательно и заботливо танцевал со своей дочерью. Весь вечер молодые провели вместе.
После этого, под влиянием впечатлений, И.В. идет бродить по городу. Под утро, в первый день Великого поста, И.В. наталкивается на страшную картину. Он видит наказание беглого татарина. Его пропускают через строй солдат, каждый из которых сечет голую спину татарина шпицрутенами. Спина татарина превратилось в месиво: «пестрое, мокрое, красное». Несчастный татарин умоляет солдат о пощаде: «Братцы, помилосердуйте». Но за тем, чтобы «братцы не помилосердовали», строго следил полковник Б., отец Вареньки. Он шел «твердой, подрагивающей походкой» в паре с татарином. Один из солдат «мажет», ослабляет удар, за что полковник Б. бьет его по лицу. И.В. пришел в ужас от увиденного. Он подумал, что, вероятно, полковник знает что-то, что позволяет ему так вести себя и на балу, и на плацу. Но сам герой не способен на такое лицемерие. Он отказывается от военной службы и от женитьбы на Вареньке.

    В основе рассказа «После бала» лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после...

    1. Контрастность цветовой палитры. 2. Контрастные чувства и вещи. 3. Связующее звено контрастных отрывков. В рассказе Л. Н. Толстого «После бала» контраст играет структурообразующую роль в создании произведения. Две стороны одной медали становятся...

    В рассказе Л.Н.Толстого описываются события, происходившие в России во времена правления Николая Первого. То было суровое время правления царя, напуганного восстанием декабристов и усилившего реакцию общественной жизни. Композиционно рассказ состоит...

    Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий свежий старик, сложен он был прекрасно. Полковник сначала отказывался танцевать с дочерью, но потом всё же согласился… Грандиозная фигурка Вареньки плыла около него, видно было, что её отец когда-то...

    Рассказ “После бала” -одно из последних произведений Льва Николаевича Толстого. Он повествует о драматическом событии - наказании солдата шпицрутенами. Используя известный прием “рассказ в рассказе”, писатель добивается предельной достоверности повествования....

    В это утро Прощеного воскресенья с бала я пришел в пять часов, окрыленный нежными чувствами к Варе. Мне было так светло на душе, что усидеть дома было невозможно. Брат спал, и я решил прогуляться в последнее утро перед Великим постом. Была самая масленичная...



Что еще почитать