Абстракцию можно отнести к одной из форм мыслительной деятельности, присущей лишь человеку. Понятие абстракции тесно связано с абстрактным мышлением и абстрактным понятием.
Абстрактное мышление – это мышление, оперирующее абстрактными понятиями, которые, в свою очередь, являются высшей формой абстракции.
Абстракция – идеальное представление предмета или явления в отвлечении от его конкретного образа. Она основана на отвлечении от несущественных признаков предмета для выделения его более значимых признаков и свойств.
Теоретическим обобщением результатов абстракции является абстрагирование.
Понятие абстракции имеет и другое значение, это не только вид мыслительной деятельности, но и созданный в процессе этой самой деятельности идеальный предмет. Иными словами, абстракция – это продукт абстрагирования, имеющий некую нереальную идеальную форму.
Таким продуктом может быть музыкальное произведение, произведение литературы, научное знание, изображение, скульптура, различные символы и формулы и многие другие объекты, порожденные человеческим сознанием.
Существует два вида абстракции – чувственная и рациональная. Такое ее разделение объясняется разными точками зрения на данный процесс. Некоторые исследователи относят абстракцию к сфере эмоционального эмпирического познания, другие – к сфере сознания, мыслительной деятельности.
Но ни та, ни другая точка зрения не верна, так как движение мысли в данном случае осуществляется от чувственного к рациональному осознанию действительности.
Выделяются различные типы абстракций, перечислим некоторые из них:
Абстракция как вид мыслительной деятельности и как ее продукт является неотъемлемой частью жизни человека. Она необходима человеку для объяснения многих процессов, иногда она является толчком к образованию нового знания.
Все, что окружает человека можно представить в виде абстракции, нужно лишь приложить некоторые усилия, и результат не оставит себя ждать.
АБСТРАКЦИЯ (лат. abstracts - удаление, отвлечение) - процесс мысленного выделения одних и отвлечения от других свойств и связей предмета. А. называют и понятие, полученное в результате этого процесса. Свойства, выделенные с помощью А., мыслятся нами обособленно не только от других свойств, но и от их носителей - предметов.
Так возникают многочисленные понятия, которыми оперирует наука: число, скорость, стоимость, теплота и т. д. На первый взгляд в А. мы как бы отходим, удаляемся от предметов и явлений. На самом деле такой отход позволяет нам глубже проникать в их природу. Там, где чувственное созерцание видит лишь различия, А. позволяет выделять общие для различных конкретных предметов признаки. Понятия, применяемые в науке,- это « сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей» (Энгельс). А. дает возможность вычленять и рассматривать в «чистом» виде, отвлекаясь от различных побочных влияний, главные, существенные признаки предметов и устанавливать таким образом закономерности их развития. В абстракциях не только фиксируются отдельные стороны предметов; в процессе движения мысли они помогают воссоздать предметы во всей их целостности, конкретности (Абстрактное и конкретное). Абстрагирующая деятельность мышления сформировалась у человека в процессе общественной практики, в труде. Воздействуя на предмет, человек отделяет его от других предметов, расчленяет на части в соответствии с его объективными свойствами. Постепенно он научился и мысленно совершать эти операции, фиксировать в сознании существенные признаки вещей. По мере усложнения, расширения практической деятельности совершенствуется и способность человека к абстрагированию. Потребностями практики определяется в конечном счете то, какие из многочисленных свойств вещей и явлений выделяют различные науки, создавая те или иные абстракции. Так, геометрия изучает внешние пространственные формы и отношения тел, а химия проникает во внутреннюю структуру веществ, в процессы их взаимопревращения; политическая экономия сосредоточивает внимание на производственных отношениях людей, на отношениях их к средствам производства, а психология - на особенностях их сознания, психической деятельности и т. д. Практика позволяет также установить, насколько правильно отражаются в научных абстракциях объективные свойства и отношения вещей. Диалектико-материалистическое понимание природы и происхождения А. противоположно идеалистическому. Современная идеалистическая философия (напр., неопозитивизм) рассматривает А. в отрыве и от практической деятельности, и от самих вещей, как продукт одной лишь мыслительной деятельности При таком понимании А., по сути дела, лишается своей познавательной ценности, перестает быть важным инструментом проникновения в сущность предметов и явлений внешнего мира.
Что такое абстракция? Каждый человек хотя бы раз в жизни слышал этот термин, но далеко не каждому известно, что именно он подразумевает. В современной науке принято считать, что абстракция представляет собой своеобразный процесс познания внешнего мира, во время которого происходит отвлечение от каких-либо несущественных свойств и сторон явления (или предмета), для того чтобы иметь возможность выделить существенные и закономерные признаки.
В результате такого отвлечения происходит обобщение фактов и выделение важных закономерностей.
Краткий исторический очерк
Само слово «абстракция» в переводе с латыни означает «отвлечение». Впервые этот термин был предложен еще Аристотелем. Так что такое абстракция? Аристотель считал, что это субъективный прием мышления, одностороннее познание и изучение реальности. Кстати, этот философ утверждал, что именно абстракция создает науку. Ведь наука и философия — это обобщенные понятия, которые невозможны без К сожалению, теория не обрела признания.
В последующие несколько столетий философы и ученые считали, что абстракция — это так называемая универсалия. После того как на смену религии и теологии пришла настоящая наука, полагавшаяся лишь на результаты исследований, обрело другой смысл. Считалось, что абстракция — это всего лишь психическая особенность человека, рассудок которого не мог иначе познать нераздельную природу вещей.
В начале двадцатого века мнения ученых на счет абстрактного мышления разошлись. Некоторые считают это лишь особенностью сознания, другие же утверждают, что такая форма познания имеет огромное значение в жизни каждого человека.
Абстрактные понятия и абстрагирование
Считается, что абстрактное понятие — это высшая форма обобщенного мышления. Для начала сознание выделяет чувственные свойства предмета, а затем медленно переходит к определению и анализу его нечувственных форм. Таким образом, абстрактные свойства каких-либо предметов определяются после анализа отношений между ними, некой связи. Считается, что высшая форма обобщения помогает выделить все более важные и существенные признаки каких-либо вещей.
Абстрагированием называют мысленное выделение некоторых характеристик элементов одного и того же множества. Таким образом, сознание не только может определить какие-то важные, фундаментальные свойства, но и спрогнозировать какие-то еще неизвестные закономерности.
Формы абстрактного мышления
За несколько тысячелетий изучения подобной формы человеческого познания были выделены некоторые виды абстракции. Например, если говорить о цели обобщенного восприятия, то можно выделить следующие типы:
Существуют и другие типы абстрактного познания:
На самом деле трудно дать однозначный ответ на вопрос о том, что такое абстракция. Ведь процессы обобщающего мышления могут быть весьма разнообразными и разносторонними.
что такое абстракция?
Слово Абстракция используется в двух смыслах:
Абстракция процесс, то же что и абстрагирование;
Абстракция абстрактное понятие, абстракт, результат абстрагирования.
Абстракция зарождается в плане действия. Абстракция в действии возникает в практике, поскольку действие неизбежно отвлекается от целого ряда свойств предметов, выделяя в них прежде всего те, которые имеют более или менее непосредственное отношение к потребностям человека.
— как на то указывает само слово — есть извлечение или отвлечение какого-нибудь содержания (какого-нибудь значения, общего признака и т. д.) из связного контекста, содержащего еще и другие элементы, комбинация которых, как нечто целое, является чем-то неповторимым или индивидуальным и потому не поддающимся сравнению. Единоразность, своеобразие и несравнимость мешают познанию; следовательно, другие элементы, ассоциируемые с каким-то содержанием, воспринятым в качестве существенного, будут рассматриваться как иррелевантные, "не относящиеся к делу".
Поэтому абстракция, или абстрагирование, есть та форма умственной деятельности, которая освобождает это содержание от своих ассоциаций с иррелевантными элементами с помощью отличения его от них, или, другими словами, путем дифференциации (см.). В широком смысле абстрактно все то, что извлечено из своей ассоциации с теми элементами, которые рассматриваются в качестве иррелевантных, несопринадлежащих представленному значению.
Абстрагирование есть деятельность, присущая психологическим функциям (см.) вообще. Существует абстрагирующее мышление, равно как и чувство, ощущение и интуиция (см.). Абстрактное мышление выделяет какое-нибудь содержание, отличающееся мыслительными, логическими свойствами, из интеллектуально иррелевантной среды. Абстрактное чувство делает то же самое с содержанием, характеризующимся своими чувственными оценками; это относится и к ощущению, и к интуиции. Существуют, следовательно, не только отвлеченные мысли, но и отвлеченные чувства, которые Sully (Сулли) обозначает как интеллектуальные, эстетические и моральные. /93- V.II, ch.16/ Nahlowsky (Наловский) добавляет сюда все религиозные чувства. /94- S.48/ Абстрактные чувства содействовали бы, в моем понимании, "высшим" или "идеальным" чувствам Наловского. Абстрактные чувства я отношу к той же группе, что и абстрактные мысли. Абстрактное ощущение следовало бы обозначить как эстетическое ощущение в противоположность к ощущению чувственному (см.), а абстрактную интуицию — как интуицию символическую в противоположность фантастической интуиции (см. фантазия и интуиция).
В данной работе я связываю понятие абстракции с рассмотрением связанного с ним психоэнергетического процесса. Принимая по отношению к объекту абстрагирующую установку, я не позволяю объекту, как целому, воздействовать на меня; я концентрирую внимание на одной его части, исключая все прочие иррелевантные. Моя задача состоит в том, чтобы освободиться от объекта как единого и неповторимого целого и извлечь лишь одну из частей этого целого. Хотя осознание целого мне и дано, я тем не менее не углубляюсь в это осознание, поскольку мой интерес не вливается в целое как таковое, а отступает от него, прихватывая с собой выделенную из него часть и доставляя ее в мир моих понятий, мир, который уже готов или сконстеллирован для абстрагирования данной части объекта. (Я не могу абстрагироваться от объекта иначе, как при помощи субъективного установления понятий.) "Интерес" я понимаю как энергию, или либидо (см.), которой я наделяю объект как ценностью или же которую объект привлекает к себе против моей воли или помимо моего сознания. Поэтому я представляю себе процесс абстракции наглядно, как отвлечение либидо от объекта, как утекание ценности от объекта в субъективное абстрактное содержание. Для меня поэтому абстракция сводится к энергетическому обесцениванию объекта. Другими словами, абстракция есть интровертирующее движение либидо (см. интроверсия).
Я называю установку (см.) абстрагирующей тогда, когда она, с одной стороны, имеет интровертный характер, а с другой — ассимилирует часть объекта, воспринятую в качестве существенной, абстрактными содержания-ми, имеющимися в распоряжении субъекта. Чем абстрактнее содержание, тем более оно непредставимо. Я примыкаю к кантовскому пониманию, согласно которому понятие тем абстрактнее, чем "больше в нем опущено отличий, присущих вещам" /95- Bd.8, 6/, в том смысле что абстракция на ее высшей ступени
Абстракция — это формирование образов реальности посредством отвлечения, путем использования лишь части информации, содержащейся в исходных данных, и прибавления к этой информации новой информации, не вытекающей из исходных данных.
амо слово «абстракция» в переводе с латыни означает «отвлечение». Впервые этот термин был предложен еще Аристотелем. Так что такое абстракция? Аристотель считал, что это субъективный прием мышления, одностороннее познание и изучение реальности. Кстати, этот философ утверждал, что именно абстракция создает науку. Ведь наука и философия - это обобщенные понятия, которые невозможны без абстрактного мышления. К сожалению, теория знаменитого философа не обрела признания.
В последующие несколько столетий философы и ученые считали, что абстракция - это так называемая универсалия. После того как на смену религии и теологии пришла настоящая наука, полагавшаяся лишь на результаты исследований, это понятие обрело другой смысл. Считалось, что абстракция - это всего лишь психическая особенность человека, рассудок которого не мог иначе познать нераздельную природу вещей.
В начале двадцатого века мнения ученых на счет абстрактного мышления разошлись. Некоторые считают это лишь особенностью сознания, другие же утверждают, что такая форма познания имеет огромное значение в жизни каждого человека.
mstone.ru - Творчество, стихи, подготовка к школе