Анна снегина анализ произведения. Поэмы С.А. Есенина «Анна Снегина» и «Черный человек» - два контрастных поэтических отражения одной эпохи: идейный пафос, жанровая специфика, образная система Основные проблемы поднятые в поэме анны снегиной

Тема урока : «Анализ поэмы Сергея Есенина «Анна Снегина».

Цель урока: показать, что «Анна Снегина» - одно из выдающихсяпроизведений русской литературы; обучить анализу худ. произведения;

показать народность творчества С.А.Есенина.

Методические приемы: лекция с элементами беседы; аналитическоечтение.

Разберемся во всем, что видели,

Что случилось, что сталось в стране,

И простим, где нас горько обидели

По чужой и по нашей вине.

Ход урока.

I . Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока. (слайды 2, 3)

II . Проверка ДЗ. (тест, слайды 4, 5)

IV . Словарная работа. (слайд 6)

V . Вступление.

1. Слово учителя.

Поэма «Анна Снегина» закончена Есениным в январе 1925 года. В этой поэме сплелись все основные темы лирики Есенина: родина, любовь, «Русь уходящая» и «Русь советская». Сам поэт определил свое произведение как лиро-эпическую поэму. Он считал ее лучшим произведением из всех, написанных раннее.

2. Сообщение учащегося.

Основная часть поэмы воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле. В пятой главе содержится эскизный набросок деревенской послереволюционной Руси – действие в поэме кончается 1923 годом. Поэма автобиографична, в ее основе – воспоминания о юношеской любви. Но личная судьба героя осмыслена в связи с судьбой народной. В образе героя –поэта Сергея- мы угадываем самого Есенина. Прообраз Анны – Л.И.Кашина, которая, однако, не покинула Россию. В 1917 году она передала свой дом в Константинове крестьянам, сама жила в усадьбе на Белом Яру на Оке. Там бывал Есенин. В 1918 году она переехала в Москву, работала машинисткой. Есенин встречался с ней в Москве. Но прототип и художественный образ вещи разные, и худ. образ всегда богаче.

3. Слово учителя. (слайды 7, 8, 9)

События в поэме даны эскизно, и нам важны не сами события, а отношение к ним автора. Поэма Есенина и о времени, и о том, что остается неизменным во все времена. C южет поэмы – история несостоявшейся судьбы героев на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой борьбы. В ходе анализа мы проследим, как развивается ведущий мотив поэмы, тесно связанный с основными темами: темой осуждения войны и темой крестьянства. Поэма лиро-эпическая. В основе лирического плана поэмы лежит судьба главных героев – Анны Снегиной и Поэта. В основе эпического плана - тема осуждения войны и тема крестьянства.

VI . Аналитическая беседа.

- Речь какого героя открывает поэму? О чем он рассказывает? (Поэма начинается с рассказа возницы, который везет возвращающегося с войны героя в родные места. Из его слов мы узнаем «печальные вести» о том, что происходит в тылу: жители когда-то богатого села Радова враждуют с соседями – бедными и вороватыми криушанами. Эта вражда привела к скандалу и убийству старосты и к постепенному разорению Радова:

С тех пор у нас неуряды.

Скатилась со счастья вожжа.

Почти что три года кряду

У нас то падеж, то пожар.)

- Что общего между лирическим героем и автором? Можно ли их отождествлять? (Хотя лирический герой носит имя Сергей Есенин, его нельзя полностью отождествлять с автором. Герой, в недавнем прошлом крестьянин села Радова, а ныне знаменитый поэт, дезертировавший из армии Керенского и теперь вернувшийся в родные места, конечно, имеет с автором много общего и, прежде всего, в строе мыслей, в настроениях, в отношении к описываемым событиям и людям.)

ТЕМА ВОЙНЫ.

- Как высказывается отношение к войне? (Военные действия не описываются; ужасы и нелепость, бесчеловечность войны показаны через отношение к ней лирического героя. Слово «дезертир» обычно вызывает неприязнь, это почти предатель) Почему же герой чуть не с гордостью говорит о себе: «Другую я явил отвагу – Был первый в стране дезертир»?)

- Почему герой самовольно возвращается с войны? (Воевать «за чей-то чужой интерес», стрелять в другого человека, в «брата» - это не геройство. Потерять человеческий облик: «Война мне всю душу изъела» - не геройство. Быть игрушкой на войне, пока «купцы да знать» спокойно живут в тылу, а «прохвосты и дармоеды» сгоняют людей на фронт умирать – тоже не геройство. В этой ситуации отвагой действительно было то, что сделал лирический герой, дезертировал. Он возвращается с войны летом 1917 года.)

СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ,

- Одна из главных тем поэмы – осуждение империалистической и братоубийственной гражданской войны. В деревне в это время плохо:

У нас теперь неспокойно.

Испариной все зацвело.

Сплошные мужицкие войны –

Дерутся селом на село.

Символичны эти крестьянские войны. Они являются прообразом большой братоубийственной войны, народной трагедии, от которой, по словам мельничихи, едва не «пропала Расея». Войну осуждает и сам автор, который не боится назвать себя «первым в стране дезертиром». Отказ от участия в кровавой бойне – не поза, а глубинное, выстраданное убеждение.

ВЫВОДЫ. ЗАПИСЬ ТЕЗИСОВ. (слайд 10)

ТЕМА КРЕСТЬЯНСТВА.

- Каким видится прошлое лирическому герою ?(Прошло три года с тех пор, как герой покинул родные места, и многое ему кажется далеким, изменившимся. Он смотрит другими глазами: «Так мил моим вспыхнувшим взглядам состарившийся плетень», «разросшийся сад»,сирень. Эти милые приметы воссоздают образ «девушки в белой накидке» и вызывают горькую мысль:

Мы все в эти годы любили,

Но мало любили нас.)

Здесь начинается ведущий мотив поэмы.

-Каковы настроения земляков поэта? (Люди встревожены событиями, которые докатились и до их деревень: «Сплошные мужицкие войны», а причина – «безвластье. Прогнали царя…». Мы узнаем про «булдыжника, драчуна, грубияна» Прона Оглоблина, озлобленного пьяницу, убийцу старосты. Выясняется, что «Теперь таких тысячи стало/ Творить на свободе гнусь». И как страшный итог: «Пропала Расея, пропала../Погибла кормилица Русь.)

-Какие вопросы волнуют мужиков? (Во-первых, это извечный вопрос о земле: «Скажи:/Отойдут ли крестьянам /Без выкупа пашни господ?». Второй вопрос - о войне: «За что же тогда на фронте / Мы губим себя и других?». Третий вопрос: «Скажи,/ Кто такое Ленин?».

-Почему герой отвечает: «Он - вы»? (Этот афоризм о Ленине – народном вожде- знаменателен. Здесь герой поднимается до подлинного историзма в показе революционных событий Крестьяне-труженики, особенно деревенская беднота, горячо приветствуют советскую власть и идут за Лениным, т.к.они слышали, что он борется за то, чтобы навсегда освободить крестьян от помещичьего гнета и отдать им «без выкупа пашни господ»).

-Что побудило героя обратиться к Ленину? (Вера, а, может быть, точнее – желание веры в светлое будущее)

-Какие предстают перед нами крестьяне? (Прон – русский традиционный мятежник, воплощение пугачевского начала. Лабутя,его брат, - приспособленец и тунеядец.)

-Есть ли в поэме положительный тип крестьянина? (Конечно, есть. Это мельник- воплощение доброты, человечность, близость к природе. Все это делает мельника одним из главных героев поэмы.)

СООБЩЕНИЕ.

- С революционными событиями тесно связана судьба главных героев поэмы: помещицы Анны Снегиной, весь хутор которой во время революции крестьяне забрали; крестьянина-бедняка Оглоблина Прона, борющегося за власть Советов; старика мельника и его жены; рассказчика поэта, вовлеченного революционной бурей в «мужицкие дела». Отношение Есенина к своим героям проникнуто озабоченностью их судьбами. В отличие от первых произведений, воспевающих преображенную крестьянскую Русь как единое целое, в «Анне Снегиной» он не идеализирует русское крестьянство.

СООБЩЕНИЕ.

Есенин предвидит трагедию крестьянства 1929-1933 годов, наблюдая и переживая истоки этой трагедии. Есенина тревожит, что русский крестьянин перестает быть хозяином и работником на своей земле, что он ищет легкой жизни, стремится к наживе любой ценой. Для Есенина главное – нравственные качества людей. Революционная свобода отравила деревенских мужиков вседозволенностью, разбудила в них нравственные пороки.

ВЫВОДЫ. ЗАПИСЬ ТЕЗИСОВ. (слайд 11)

-Теперь обратимся к нашим героям и посмотрим, как развивается ведущий мотив поэмы.

ЛЕЙТМОТИВ ПОЭМЫ («МЫ ВСЕ В ЭТИ ГОДЫ ЛЮБИЛИ…»)

- Как показаны чувства героев, Анны и Сергея, при встрече? (Диалог героев идет в двух планах: очевидном и неявном (гл.3). Идет обычный вежливый разговор людей, почти чужих друг другу. Но отдельные реплики, жесты показывают, что чувства героев живы.(ПРОЧИТАТЬ) ).

Лейтмотив поэмы звучит уже оптимистично. («Есть что-то прекрасное в лете,/А с летом прекрасное в нас»)

-В чем причина разлада в отношениях героев? (Прон Оглоблин задумал отобрать у Снегиных угодья, а для переговоров взял «важного», как он считал человека, столичного жителя. Приехали они совсем не вовремя: оказалось, что только что пришло известие о гибели мужа Анны. В горе она бросает обвинение Сергею: «Вы – жалкий и низкий трусишка./ Он умер…/А вы вот здесь…». Все лето герои не виделись).

СООБЩЕНИЕ.

Поэма «Анна Снегина» лиро-эпическая. Ее главная тема – личная, но через судьбу героев раскрываются эпические события. Само название говорит о том, что Анна – центральный образ поэмы. Имя героини звучит по-особому поэтично и многозначно. В этом имени – полнозвучность, красота аллитерации, богатство ассоциаций. Снегина – символ чистоты белого снега, перекликается с весенним цветом черемухи, это имя – символ утраченной юности. Возникают ассоциации с есенинскими образами: девушка в белом, тонкая березка, снежная черемуха.

Лирический сюжет поэмы – история несостоявшейся любви героев – едва намечен, он развивается как череда фрагментов. Несостоявшийся роман героев происходит на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой войны. Отношения героев романтичны, непрояснены, а чувства интуитивны. Революция привела героев к расставанью, героиня оказалась в эмиграции – в Англии, откуда пишет письмо герою поэмы. Революция не у героев память о любви. То, что Анна оказалась вдали от Советской России, - печальная закономерность, трагедия многих русских людей того времени. И заслуга Есенина в том, что он первым показал это.

-Как изображается в поэме новая власть? (Октябрь 1917 года герой встречает в деревне. О перевороте он узнает от Прона, который «от радости чуть не помер», «Теперь мы всех раз – и квас! / Без всякого выкупа с лета / Мы пашни берем и леса». Мечта Прона отобрать землю у Снегиных сбывалась, подкрепленная новой властью,: «В России теперь Советы / И Ленин – старшой комиссар». Советская власть изображается иронически, даже саркастически. Во власть полезли первые бездельники и пьяницы, вроде брата Прона Лабути, который «хвальбишка и дьявольский трус», «Такие всегда на примете./Живут не мозоля рук./ И вот он, конечно, в Совете»).

- Какие события происходят до следующего приезда героя в родные места? (Проходит 6 лет: «Суровые, грозные годы!» Добро, отобранное у помещиков, не принесло крестьянам счастья: зачем «чумазому сброду» «рояли» и «граммофон» - играть «коровам тамбовский фокстрот»? « Удел хлебороба гас »).

-Откуда узнает герой о событиях в Криуше? (О событиях он узнает из письма мельника: Прон расстрелян дениковцами, Лабутя спасся – «в солому залез», а потом долго голосил: «Мне нужно бы красный орден / за храбрость мою носить», а теперь гражданская война утихла, «буря пошла в угомон»).

-И снова наш герой в деревне. Какое впечатление произвело на него письмо Анны? (Герой получает письмо с «лондонской печатью». В письме ни слова упрека, ни жалобы, ни сожаления о потерянном имении, только светлая ностальгия. ПРОЧИТАТЬ .Сергей остается по-прежнему холодным и почти циничным: «Письмо как письмо./Беспричинно. /Я в жисть бы таких не писал.»)

-Как меняется лейтмотив поэмы в заключительной ее части? (Здесь проступает «второй план», глубинный. Герой как будто не задет письмом, как будто делает все по- прежнему, но все ему видится уже другим. ПРОЧИТАТЬ. Что изменилось? «По-старому» заменилось на «по-прежнему», «состарившийся» плетень стал «погорбившимся».)

СООБЩЕНИЕ.

Поэт – герой поэмы – постоянно подчеркивает, что его душа уже во многом закрыта для лучших чувств и прекрасных порывов: «Ничто не пробилось мне в душу,/ Ничто не смутило меня.» И лишь в финале звучит аккорд – воспоминание о самом прекрасном и навсегда-навсегда утраченном. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы – это разлука с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но – главное в поэме – все человеческое прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как «живая жизнь»:

Иду я разросшимся садом,

Лицо задевает сирень.

Так мил моим вспыхнувшим взглядам

Погорбившийся плетень.

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: «Нет!»

Далекие, милые были!..

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

ЗАПИСЬ СХЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛЕЙТМОТИВА (слайд 12)

VII . Заключительное слово учителя. Возвращение к эпиграфу.

-«Далекие. милые» образы заставили душу помолодеть, но и пожалеть об ушедшем безвозвратно. В конце поэмы изменилось всего одно слово, но смысл изменился значительно. Природа, родина, весна, любовь – эти слова одного ряда. И прав тот человек, который прощает. (Чтение эпиграфа)

VIII . Итог урока и домашнее задание.

июля 09 2015

Поэма «Анна Cнегина», изданная С. А. Есениным в 1925 году, явилась непосредственным откликом поэта на события тех лет, происходящие в России, свидетелем которых ему довелось стать. По жанру это лиро-эпическая поэма, а значит, есть четкое разделение мироощущения лирического поэмы, чувств и переживаний автора и широкой картины современной ему действительности, явившейся поводом для философского обобщения и горьких размышлений поэта о будущем России. Лирический герой поэмы вернулся в места, дорогие его сердцу, где прошли его и юность. Но помимо ностальгии по родным местам, помимо воспоминаний о юношеской любви, рисует те изменения, что произошли на родине за время его отсутствия: Первая мировая , крушение прежней жизни, междоусобицы и вражда среди деревенских жителей. «…У нас здесь теперь неспокойно.

Испариной все зацвело. Сплошные мужицкие - Дерутся селом на село…. А все это, значит, безвластье. Прогнали царя…

Встреча с Анной Снегиной, былой любовью лирического героя, всколыхнула его душу, «постранному» заставила прочувствовать юношеские воспоминания: Сгущалась, туманилась даль… Не знаю, зачем я трогал Перчатки ее и шаль-Известие о гибели мужа Анны, ее несправедливые слова заставили героя в одиночестве пережить обиду случайной размолвки, но личные переживания героя заслоняются масштабностью эпических событий октября 1917 года. Эти события не только разлучили героя с Анной, но и трагически сказались на жизни крестьян. Решился самый важный для них вопрос: «Отойдут ли крестьянам без выкупа пашни господ?

» Но автор не идеализирует крестьянство. Собственник по своей сути, крестьянин воспринимает революцию с чисто материальными интересами, на всякий случай приберегая в бутылках денежные банкноты всех властей. Фефела!

Кормилец! Касатик! Владелец землей и скотом, -8а пару измызганных «катек» Он даст себя выдрать кнутом - Так саркастически характеризует крестьянство автор. Но оно неоднородно.

Несколько различных типов крестьян показывает Есенин: Прон Оглоблин, его брат Лабутя, мельник и его жена. Если Прон Оглоблин - это наиболее политизированный представитель крестьян, в некотором роде романтик революции, мечтающий устроить в селе «коммуну» и жалующийся на отсталость односельчан, то Лабутя - это «хвальбишка и дьявольский трус», который живет «не мозоля рук». До революции он носил медали с японской войны, выпрашивая на выпивку «прославленному под Ляояном», после революции объявил себя ссыльным, знавшим «Нерчинск и Ту-рухан». Он первым поехал «описывать снегинский дом», забирать их имущество.

И именно старый мельник привез к себе хозяек - беспомощных женщин, вероятно, напуганных происходящим. Именно мельник и его жена, осуждающая «безвластье», убийства, воровство, представляются в поэме носителями традиционных нравственных ценностей крестьянства. Что же касается Прона и Лабути, то Прон расстрелян «в двадцатом годе», когда в село нагрянули деникинцы, а Лабутя спрятался в соломе и после отъезда казаков требует «красный орден за храбрость». Наверное, это типично для революции: преданные ей романтики погибают первыми, а такие, как Лабутя, получают власть в Совете, превознося свои мнимые заслуги.

Что ожидает мельника через несколько лет, тоже нетрудно предугадать: как владельца мельницы, его, скорее всего, раскулачат. Таковы судьбы крестьянства в поэме Есенина. Надо отметить, что любовь героя и Анны не состоялась: Онегины уехали в эмиграцию.

Мельник передает герою письмо Анны из Лондона, где она с ностальгией вспоминает Россию. Но в ее душе нет сомнения в своем выборе, осталась только память о родине и о былых чувствах. Для героя также не было вопроса, с кем остаться в родной стране. Финал поэмы разомкнут, но ясно, что для поэта приоритетны вечные гуманистические ценности, как это раскрывается и в любовном сюжете, и в истории жизни крестьян села Радова и деревни Криуши.

Не создавая классового врага, Есенин продолжает гуманистические традиции русской литературы, как в создании образа героини, так и в мироощущении лирического героя, автобиографичного самому поэту.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Особенности жанра и проблематики поэмы С. А. Есенина “Анна Cнегина” . Литературные сочинения!

Поэму Сергея Есенина “Анна Снегина” изучают в 11 классе на уроках литературы. Сам автор считал её лучшим своим произведением: он вложил в поэму всё своё мастерство, самые трогательные воспоминания молодости и зрелый, слегка романтический взгляд на прошлые отношения. История безответной любви поэта не основная в произведении – она происходит на фоне глобальных событий в русской истории – войны и революции. В нашей статье вы найдёте подробный анализ поэмы по плану и много полезной информации при подготовке к уроку или тестовым заданиям.

Краткий анализ

Год написания – январь 1925 года.

История создания – написана на Кавказе в 1925 году “на одном дыхании”, на основе воспоминаний о прошлом и переосмысления исторических событий 1917-1923 годов.

Тема – основными являются темы родины, любви, революции и войны.

Композиция – состоит из 5 глав, каждая из которых характеризует определённый период в жизни страны и лирического героя.

Жанр – лироэпическая поэма (по определению автора). Исследователи творчества Есенина называют её повестью в стихах либо стихотворной новеллой.

Направление – автобиографическое произведение.

История создания

Поэма “Анна Снегина” была написана Есениным в январе 1925 года, незадолго до смерти. В то время он находился на Кавказе и очень много писал. Произведение, по словам автора, писалось легко и быстро, на одном дыхании. Сам Есенин был крайне доволен собой, считал поэму своим лучшим произведением. В нём переосмыслены события революции, военные действия, политические события и их последствия для России.

Поэма глубоко автобиографична, прототипом Анны Снегиной стала знакомая поэта Лидия Ивановна Кашина, которая вышла замуж за дворянина, офицера белогвардейца, стала далёкой и чужой. В юности они были неразлучны, а в более зрелом возрасте Есенин случайно встретил Лидию, и это стало толчком к написанию поэмы.

Смысл названия достаточно прост: автор выбрал вымышленное имя со значением чистого, белого снега, образ которого возникает в произведении несколько раз: сквозь бред во время болезни, в воспоминаниях поэта. Снегина так и осталась для лирического героя чистой, недоступной и далёкой, оттого её образ так притягателен и мил ему. Критика и общественность приняли поэму холодно: она была непохожа на остальные произведения, вопросы политики и смелые образы отпугивали знакомых от комментариев и оценок. Поэма имеет посвящение Александру Воронскому – революционеру и литературному критику. В полном варианте она была опубликована в 1925 году в журнале “Бакинский рабочий”.

Тема

В произведении переплетаются несколько основных тем . Особенностью произведения является то, что в нём много личных переживаний и образов прошлого. Тема родины , в том числе малой родины – родного села поэта Константиново (которое в повествовании названо Радово). Очень тонко и трогательно описывает лирический герой родные места, их быт и уклад, нравы и характеры людей, живущих в деревне.

Герои поэмы очень интересны, разнообразны и разноплановы. Тема любви раскрыта по-есенински откровенно: лирический герой видит в возлюбленной образ прошлого, она стала женой чужого человека, но по-прежнему интересна, желанна, но далека. Мысль о том, что он тоже был любим греет лирического героя и становится утешением для него.

Тема революции раскрыта очень честно, показана глазами независимого очевидца, который нейтрален в своих взглядах. Он не борец и не вояка, ему чужды жестокость и фанатизм. Возвращение домой отразилось в поэме, каждое посещение родного села волновало и расстраивало поэта. Проблема разрухи, бесхозяйственности, упадка деревни, бед, которые стали итогом первой мировой войны и революции – всё это показывает автор глазами лирического героя.

Проблематика произведения разнопланова: жестокость, социальное неравенство, чувство долга, предательство и трусость, война и всё, что сопутствует ей. Основная мысль или идея произведения состоит в том, что жизнь изменчива, а чувства и эмоции остаются в душе навсегда. Отсюда следует вывод: жизнь изменчива и быстротечна, но счастье – это очень личное состояние, которое неподвластно никаким законам.

Композиция

В произведении “Анна Снегина” анализ целесообразно проводить по принципу “вслед за автором”. Поэма состоит из пяти глав, каждая из которых относится к определённому жизненному периоду поэта. В композиции есть цикличность – приезд лирического героя на родину. В первой главе мы узнаём, что главный герой возвращается на родину, чтобы отдохнуть, побыть вдалеке от города и шумихи. Послевоенная разруха разобщила людей, армия, требующая всё больших вложений, держится на деревне.

Вторая глава повествует о прошлом лирического героя, о том, какие люди живут в селе и как их меняет политическая обстановка в стране. Он встречается с бывшей возлюбленной, они долго разговаривают.

Третья часть – раскрывает отношения Снегиной и лирического героя – чувствуется взаимная симпатия, они по-прежнему близки, хотя возраст и обстоятельства разделяют их всё больше. Гибель супруга – разъединяет героев, Анна сломлена, она осуждает лирического героя за трусость и дезертирство.

В четвёртой части происходит отторжение имущества у Снегиных, она с матерью переезжает в дом к мельнику, объясняется с возлюбленным, раскрывает ему свои опасения. Они по-прежнему близки, но суматоха и стремительное течение жизни требует возвращения автора в город.

В пятой главе описывается картина нищеты и ужасов гражданской войны. Анна уезжает за границу, откуда шлёт весточку лирическому герою. Деревня меняется до неузнаваемости, только близкие люди (в особенности, мельник) остаются всё так же родными и близкими, остальные деградировали, пропали в передрягах и потерялись в существующих смутных порядках.

Жанр

В произведении охвачены достаточно масштабные события, что делает его особенно эпичным. Сам автор дал определение жанру – “лироэпическая поэма” , однако критики-современники дали жанру немного другое обозначение: повесть в стихах или стихотворная новелла.

Новелла описывает события с острым сюжетом и резкой концовкой, что очень характерно для произведения Есенина. Нужно отметить, что сам автор не был теоретически подкован в вопросах литературоведения и жанровой специфики произведений, поэтому его определение несколько узко. Художественные средства, используемые автором, настолько разнообразны, что их описание требует отдельного рассмотрения: яркие эпитеты, живописные метафоры и сравнения, оригинальные олицетворения и другие тропы создают неповторимый есенинский стиль.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 157.

Сюжет, герои, проблематика поэмы С. Есенина «Анна Снегина»

Есенин Сергей Александрович - великий русский поэт. Он утверждал, что чувство родины - основное в его творчестве. Это чувство Есенин пронес через всю свою короткую, но удивительно яркую и насыщенную жизнь. Чувством родины проникнуты практически все стихотворения, а также поэмы Есенина.

Поэма «Анна Снегина» в известной мере подыто­жила творческий путь поэта. Есенин считал, что она лучшее из всего, что он написал.

Поэму отличает поразительное слияние эпическо­го и лирического начал. Ее лирический герой дан в развитии.. Ему свойственна задумчивость, отзывчи­вость.

Исторические события, изображаемые в поэме, со­циально насыщенны и значительны. Автор передает свой взгляд на них.

Герой поэмы едет навестить радовские предместья, а возница рассказывает ему по пути о жизни в селе.

В первой строфе нарисована картина благополуч­ного, крепкого села Радова, в котором «дворов, почи­тай, два ста». Радовские места « богаты лесом и во­дью, есть пастбища, есть поля». Крестьянские дворы там крыты железом. Хорошо живется в Радове.

Контрастно на фоне Радова выглядит соседняя де­ревня Криуши. Там житье плохое, одна соха на всех да пара «заезженных кляч». Нищета и обездолен­ность заставляют криушан воровать из соседского леса дрова. Драматические события разворачивают­ся, когда радовцы застают их на месте преступления. Братоубийственная схватка заканчивается смертью старшины, а десять мужиков отправляются на катор­гу в Сибирь. Суровым возмездием оборачивается радовцам эта драка:

С тех пор и у нас неуряды.

Скатилась со счастья вожжа.

Почти что три года кряду

У нас то падеж, то пожар.

Полно душевной усталости повествование героя о годах войны. Она ему «всю душу изъела». Смысл вой­ны герою не понятен, он не видит своего интереса в ней. Насилие над «братом» вызывает у него отвращение. Герой решает свернуть с этого пути и посвятить себя поэзии.

В поэме возникает образ Керенского, под чьим на­чалом также не желает воевать герой. Таких, как Ке­ренский, он считает прохвостами и дармоедами и предпочитает не служить им, а «быть первым в стране дезертиром».

В образе возницы, доставившего героя в Радово, поэт рисует характер яркий, самобытный. Он хитер, ухватист, своего не упустит.

Теплые чувства вызывает в герое встреча с родны­ми местами, где он не был уже почти четыре года и куда явился на год. Дурманящий запах сеновала, пре­лесть разросшегося сада, аромат сирени.... Все это на­вевает в герое воспоминания юности:

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: «Нет!»

Образ возлюбленной не угас в сердце героя. Но не только воспоминания о первой любви вспыхивают в сердце героя. Прелесть родных мест возбуждает в нем философские размышления о войне и мире, о челове­ке и истории, о месте личности в круговерти масштаб­ных событий:

Я думаю:

Как прекрасна

Земля

И на ней человек.

И сколько с войной несчастных

Уродов теперь и калек!

И сколько зарыто в ямах!

И сколько зароют еще!

В воображении героя возникает образ солдата-ка­леки, никому не нужного и отдавшего свою молодость и здоровье за чужой интерес. Новая действительность сельской жизни неутешительна: «сплошные мужиц­кие войны», безвластье, разбойники на дорогах.

Особое место в поэме занимает образ Прона Оглоблина. Мельничиха представляет его как «булдыжника, драчуна, грубияна», вечно на всех озлобленного и по неделям пьяного, скорого на расправу. «Таких те­перь тысячи стало»,- говорит она. Безрадостно встречают и другие рад овцы новую жизнь:

Пропала Расея, пропала-Погибла кормилица Русь... Герой вступает в разговор с мужиками, которые хо­тят услышать его мнение о происходящем в стране. Приехавшему известному поэту они доверяют:

Ты - свойский, мужицкий, наш,

Бахвалишься славой не очень

И сердце свое не продашь.

Особым лиризмом наполнены сцены, описываю­щие отношения героя с Анной Снегиной. Радостное волнение вызывает весть о приезде Сергея у Анны: «Ах, мамочка, это он!».

Герой был некогда влюблен в Снегину. Ее удивляет его настоящее:

Писатель...

Известная шишка...

Анна приезжает навестить заболевшего героя. Многое изменилось с момента их расставания.

Я важная дама стала,

А вы - знаменитый поэт.

Тихая печаль от того, что не вернуть былого звучит в речи Снегиной, которую заставил забыть о Сергее молодой офицер. С новой силой разгораются угасшие чувства в душе героев.

Не знаю, зачем я трогал

Перчатки ее и шаль.

Луна хохотала, как клоун.

И в сердце хоть прежнего нет,

По-странному был я полон Наплывом шестнадцати лет. Расстались мы с ней на рассвете Не миновали авторского повествования сцены рас­кулачивания помещиков.

Эй, вы!

Тараканье отродье!

Всек Снегиной!..

Р-раз и квас!

Даешь, мол, твои угодья

Без всякого выкупа с нас! -

призывает криушан Прон Оглоблин.

Двойной тра­гедией оборачивается для Снегиной этот день. Она по­лучает весть о гибели мужа, и в горестном отчаянии бросает суровые упреки в лицо герою:

Вы - жалкий и низкий трусишка.

Он умер... А вы вот здесь...

Радостно приветствуют революцию криушане:

С великим счастьем!

Настал ожидаемый час!

Счастливое волнение охватывает и самого героя Интересен образ брата Прона, Лабути. Он «хваль-бишка и дьявольский трус», неисправимый болтун пьяница. Лабутя умеет приспособиться к любой вла­сти. Повоевав за царя, он первым едет описывать снегинский дом.

Поэт не обходит вниманием и суровые двадцатые годы. Идет беспощадная гражданская война. Криуши навещает сам Деникин со своим отрядом. Расстрели­вают Оглоблина Прона. Верен себе его брат Лабутя Он в опасный момент в солому залез, а потом с бах­вальством говорил по деревне:

Мне нужно бы красный орден

За храбрость мою носить...

Рисуя судьбу Анны, поэт говорит об эмиграции - на письме Снегиной лондонская печать. Ее письмо полно тоски по родине, от которой ей остались лишь воспоминания.

Поэма «Анна Онегина» проникнута глубокими раз­мышлениями поэта о судьбе Родины. Она стала одним из первых крупнейших произведений о крестьянстве и интеллигенции в советской литературе и вызвала многочисленные споры.

Поэма С. Есенина «Анна Снегина» начинается и заканчивается лирическим аккордом - воспоминаниями автора о ранней юности, о «девушке в белой накидке». Развитие сюжет получает в первой части поэмы: герой возвращается в родные места после трехлетнего отсутствия. Свершилась Февральская революция, но война продолжается, земли крестьяне не получили. Назревают новые грозные события. Но герой хочет остаться в стороне от них, отдохнуть в общении с природой, вспомнить юность. Однако события сами врываются в его жизнь. Он только что пришел с войны, бросил винтовку и «решил лишь в стихах воевать»:

* Война мне всю душу изъела.
* За чей-то чужой интерес
* Стрелял я в мне близкое тело
* И грудью на брата лез.

Февраль 1917 года всколыхнул деревню. Былая вражда между жителями села Радово и деревни Криуши вспыхнула с новой силой. Появился у Криуши свой вожак – Прон Оглоблин. Приехавший из Питера бывший односельчанин, герой поэмы, встречен земляками и с радостью, и «с любопытством». Он теперь «важная шишка», столичный поэт, но все же «свойский, мужицкий, наш». От него ждут ответа на самые жгучие вопросы вроде этого: «Скажи, отойдут ли крестьянам без выкупа пашни господ?» Однако другие вопросы волнуют героя. Его занимает воспоминание о «девушке в белой накидке». Юношеская любовь была безответной, но воспоминания о ней - легкие, радостные. Любовь, молодость, природа, родина - все это для поэта слилось в единое целое. Это все в прошлом, а прошлое - прекрасно и поэтично. От своего друга, старого мельника, герой узнает, что Анна, дочь соседней помещицы Снегиной, помнит его. Герой поэмы не ищет с ней встречи. Все изменилось, изменились они сами. Ему не хочется тревожить тот легкий поэтический образ, который остался от ранних юношеских впечатлений.

Да, теперь Анна Снегина - важная дама, жена боевого офицера. Она сама находит поэта и почти прямо говорит, что любит его. Но прошлый образ юной девушки в белом ему милее, он не хочет поменять его на случайную любовную интригу. В ней нет поэзии. Жизнь еще теснее сближает поэта с местными крестьянами. Он идет с ними к помещице Снегиной просить, чтобы она отдала им землю без выкупа. Но в доме Онегиных горе - пришло известие о том, что на фронте погиб муж Анны. Конфликт между поэтом и Анной кончается разрывом. «Он умер… А вот вы здесь», - упрекает она героя своего недолгого романа. События октябрьских дней снова сталкивают рассказчика с Анной. Имущество помещицы Снегиной конфисковано, мельник привез бывших хозяек к себе. Последняя встреча не сблизила бывших влюбленных. Анна полна личных, интимных переживаний, а герой охвачен бурей гражданских событий. Она просит извинить ее за невольные оскорбления, а он думает о переделе помещичьих земель.

Так жизнь переплела, перепутала личное и общественное, разъединила этих людей навсегда. Герой умчался в Питер, Анна уехала в далекий и чужой Лондон. Последняя часть поэмы - это описание суровых времен гражданской войны. И на этом фоне - два письма. Одно от мельника с сообщением о том, что в Криушах расстрелян Оглоблин Прон. Другое письмо – из Лондона, от Анны Снегиной. Его вручил герою мельник во время очередного его приезда на родину.

Что же осталось от прежних впечатлений и переживаний? Для тоскующей на чужбине Анны теперь воспоминания о прежней любви сливаются с воспоминаниями о Родине. Любовь, Родина, природа - вот истинные ценности, способные согреть душу человека. Поэма «Анна Снегина» написана в стихотворной форме, но ее особенностью является слияние эпического и лирического жанров в единое нераздельное целое. В поэме нет сквозного действия, нет последовательного рассказа о событиях. Они даны отдельными эпизодами, автора интересуют его собственные впечатления и переживания от столкновения с этими событиями. Лирический герой поэмы выступает и как рассказчик, и как герой произведения, и как участник событий предреволюционного и революционного времени.

И в этой манере автора, и в самом сюжете, хотя события происходят совершенно в другое время, есть какие-то отзвуки пушкинского «Евгения Онегина». Возможно, роднит их женский образ и русская душа. Я беру на себя смелость утверждать, что «Анна Онегина» - это есенинский роман в стихах по охвату событий и богатству образов.



Что еще почитать