Правописание рос раст в корне слова. Правило написания корней раст ращ рос. Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание

Цели и задачи:

  • закрепить правило правописания корней –раст-, -ращ-, -рос-; повторить правописание корней –лаг-, -лож-; правописание корней с проверяемой и непроверяемой безударной гласной; вырабатывать умение находить слова с изученной орфограммой, навык по написанию слов с указанными корнями;
  • развивать память и мышление учащихся, навыки связной речи;
  • воспитывать любовь к природе, интерес к русскому языку.

Оборудование:

  • Ноутбук.
  • Мультимедийный проектор.
  • Презентация Microsoft PowerPoint (Приложение 1 )
  • Учебник “Русский язык 5 класс” Т.А. Ладыженской и др.
  • Индивидуальные карточки с разноуровневым заданием.

Ход урока

1. Организационный момент.

Скоро растает снег, реки освободятся ото льда, можно будет пускать кораблики. Сегодня мы снова отправимся в страну Слов в гости к известной нам Совунье и вместе с ней совершим речное путешествие. Во время путешествия повторим корни с чередующейся гласной и правописание корней с безударной гласной. (слайд 1)

2. Проверка домашнего задания.

Прежде чем отправиться в путь, проверим, всё ли мы выполнили дома.

Проводится разноуровневая проверка домашнего задания.

  • 1 группа учащихся выполняет самостоятельную работу на карточке по словам из домашней работы: выписать в колонки слова с чередующейся гласной в корне и слова с безударной гласной в корне.
  • 2 группа учащихся на карточке вставляет пропущенные гласные в тех же корнях.

Затем осуществляется совместная проверка.

Устный опрос:

От чего зависит написание гласных в корнях –лаг-, -лож-? В корнях –раст-, -ращ-, -рос-?

Как проверить безударную гласную в корне слова?

Можно ли проверять корни с чередующейся гласной ударением? Почему?

3. Закрепление.

1) -Мы отправляемся в путешествие по реке Грамматике. Обратите внимание, какая прозрачная вода. Какие растения можно увидеть на дне? (слайд 2)

(водоросли)

Какие корни встречаются в этом слове?

Вставьте буквы и объясните их написание (на интерактивной доске).

(В чистой воде можно увидеть заросли водорослей.)

Что растет по берегам реки? (слайд 3)

(камыш, рогоз)

Обратите внимание, как пишется слово рогоз . Объясните орфограмму в слове камыш.

Составьте и запишите предложение с этим словом.

(У берега растет высокий камыш.)

Какой корень с чередующейся гласной нам встретился? Объясните его правописание.

2) - После того как мы заглянули в глубину реки, осмотрели берега, теперь оглянемся вокруг.

Что растет на берегу? (слайд 4)

(яблонька)

Смотрите, какая красивая яблонька выросла. Солнышко её пригревает, и яблочки на ней поспевают. А как они поспевают, об этом мы прочитаем в стихотворении “Яблонька” (слайд 5).

Учащийся читает стихотворение.

Р_сти, р_сти яблонька
Подр_стай!
Цв_ти, цв_ти яблонька
Расцв_тай!
З_лотое солнышко,
Жарче грей!
Выр_стайте яблоки
Поскорей!
Р_сла, р_сла яблонька
Подр_сла.
Цв_ла, цв_ла яблонька
Отцв_ла.
Отр_хнула яблонька
Свой наряд,
И поспели яблоки
Для ребят.

Вставьте пропущенные буквы и запятые, объясните орфограммы.

Над какими орфограммами работали?

Спишите только те предложения, где встречаются корни с чередующейся гласной. Выделите их, обозначьте орфограмму.

3) - Полюбовались мы на яблоньку, теперь можно плыть дальше. Ярко светит солнце. Что это блестит на берегу в волнах? (слайд 6)

(бутылка)

А в бутылке спрятано письмо. Интересно, что же в этом письме? (слайд 7)

Это письмо от ребят. Прочитаем его.

Сад вырос.

У нас во дворе есть садик. Его вырастили ребята нашего дома. Сначала двор был плохой. Только у забора росла едва заметная травка. Потом мы посадили деревья, цветы и стали их выращивать.

Появились первые ростки. Мы оберегали каждое растение. Цветы росли на наших глазах. Деревья заметно подрастали. Наш двор стал зеленым, а садик всё растет и хорошеет.

Действительно, чтобы вырастить хороший сад, надо много трудиться. А чтобы запомнить, как это делать, мы поработаем с текстом.

Где находился садик? Кто его вырастил?

Как двор выглядел сначала?

Что предприняли ребята, чтобы двор изменился?

Как разрастался сад?

Найдите слова, в которых встречаются корни с чередующейся гласной. Назовите корни.

(вырастили, росла, выращивать, ростки, растение, росли, подрастали, растет)

Ещё раз прочитаем текст и перескажем, запоминая, где какое слово стоит.

Но это не простые камни, а грамматические. Под каждым камнем скрывается слово.

Распределите эти слова в 2 колонки: корни с чередующейся гласной и корни с безударной гласной.

(бережок, положил, течение, река, растет, располагаться, садовый, вырос)

Проверим, правильно ли мы распределили слова.

5) Камни убраны, можно отправляться домой. Посмотрите, нас встречает Совунья. (слайд 9). Она что-то хочет спросить.

4. Итог урока.

С какими преградами-орфограммами вы сегодня встретились? Можно ли проверять чередующуюся гласную в корне слова ударением?

Вы хорошо сегодня поработали.

5. Домашнее задание.

Выполнить работу на карточке. (слайд 10)

МОУ Саранинская СОШ

Урок русского языка в 5классе

с использованием ИКТ

на тему «Правописание корней раст/ ращ/ рос».

Цели урока :

1. Научить учащихся применять способ действия при выборе гласных

о – а в корнях раст/ращ/рос.

2. Формировать познавательный интерес учащихся через разнообразные формы учебной деятельности .

Ход урока.

I. Организационный этап .

II. Повторение.

На доске (можно на интерактивной) записаны слова с пропущенными гласными на правописание корней лаг/лож: прил..гать, перел..жить, сл..гаемое, прол..гать, обл..жили, нал..гать. дол..жить. отл..жить. предл..гать. сл..жить.

Задание:записать слова в два столбика. Проверка по столбикам.

Вывод: в каких корнях пищется гласная а, в каких – о?

Рассказать правило по таблице.

VI. Проверочная работа с помощью матриц. Слова записаны на доске.

Задание: прописать под соответствующими номерами только букву а

1. р…стительность

2. взр…щенный

3. выр…сла

4. подр…стает

6. вр…сли

7. прор…сти

8. пор…сль

9. р…сток

10. выр…стим

VII. Подведение итогов урока .

Что нового мы узнали на уроке?

Чему научились?

Расскажите правило правописания корней раст/ращ/рос.

Что можем сказать принцессе Орфографии?

VIII. Домашнее задание:

1. Выучить правило стр.178 (орфограмма № 13)

2. Выполнить упражнение 441.

учитель русского языка

МОУ Саранинская СОШ

с использованием ИКТ

на тему: «Буквы о - е после шипящих на конце наречий».

Тип урока: изучение новой темы.

Цели урока:

1. Изучить способ действия при выборе написания о-е после шипящих на конце наречий.

2. Работать над развитием коммуникативных навыков учащихся.

3. Формировать познавательный интерес учащихся через активные формы учебной деятельности.

Ход урока.

I. Организационный этап.

II . Повторение.

1. На доске текст (можно на интерактивной):

Люблю май и терпеливо жду его в январскую стужу, в февральские метели, в апрельское половодье. Но май всегда приходит неожиданно. Звонко зажурчат ручьи, буйно зацветет сирень в моем саду. Май весь в цвету!

Задания учащимся:

Прочитайте текст.

Изменилось ваше настроение? Почему?

Назовите наречия, которые встречаются в тексте.

По каким признакам вы определили, что это наречия?

2. Лингвистическая игра «Четвертое лишнее» (на интерактивной доске). Способ действия: вставь пропущенную букву, подчеркни орфограмму, найди лишнее слово, расскажи правило.

· Солнц…м, встреч…й, ландыш…м, луч…м.

· Свинц…вый, ландыш…вый, парч…вое, камыш…вые.

Сформулируйте общее правило.

Таким образом, мы определили основные условия выбора этой орфограммы: часть речи , морфема, ударение.

III . Определение цели урока.

Как вы думаете, почему для игры использовались слова именно с этими орфограммами?

Какую тему мы должны изучить на уроке?

Какая проблема стоит теперь перед нами?

IV. Изучение новой темы.

1.Начнем с наблюдения. Но доске примеры:

ГОРЯЧ…

ПЕВУЧ…

Вопросы и задания учащимся:

К каким частям речи относятся слова?

В каких морфемах пропущены буквы?

Какие гласные нужно написать на конце наречий?

После каких согласных пишутся гласные о и е?

Сформулируйте правило.

2. Чтение правила по учебнику.

Что показалось знакомым?

Что нового появилось в правиле правописания наречий?

3. Вывешивается таблица.

Расскажите правило по таблице.

V. Тренировочные упражнения.

1. Упражнение 212 самостоятельно

В каких наречиях вы написали букву о после шипящих? По какому правилу?

Что нужно запомнить о наречии ещё ?

Какое правило мы изучили на сегодняшнем уроке?

Сформулируйте общее правило правописания существительных, прилагательных, наречий.

VI. Проверочная работа.

На доске слова (можно на интерактивной).

О или е?

1. больш…й

2. пейзаж…м

3. похож…

4. манящ…

5. хорош…

6. сердц…м

7. свеж…

8. ещ…

9. роднич…к

10. свеч..й

11. общ…

12. о лучш…м

13. зайч…нок

14. скрипуч…

Заполняются перфокарты и сдаются учителю на проверку.

Ответы: О – 1, 5, 7, 9,10,11, 13

Каким правилом пользовались, выполняя задание?

Какое слово является исключением?

VII . Домашнее задание.

1. Выучить правило.

VIII . Работа по развитию речи.

Вспомним еще раз цветущий май. Рассмотрите картины «Сирень» и саранинской художницы Н. Наумовой.

Выберите одну из картин и сочините миниатюру, используя наречия (на доске):свежо, ещё, хорошо, благоухающе, кипуче. волнующе, маняще, освежающе, зовуще.

А музыка поможет создать весеннее настроение.

Звучит пьеса «Белые ночи».

Учащиеся читают миниатюры.

Какую роль выполняют наречия в тексте?

Какое правило правописания наречий использовали в творческой работе?

Тема урока : Правописание корней РАСТ, РАЩ, РОС

Цель: 1. формирование навыка правописания корней –раст, - ращ, - рос;

2. развитие исследовательской компетентности учащихся;

3. воспитание бережного отношения к природе.

Ход урока .

Сегодня на уроке мы продолжим работать над правописанием корней с чередованием гласных - О – А-. Давайте вместе попробуем определить тему урока.

- Посмотрите на доску и скажите, что означают вопросительные знаки на схеме?

(Безударные гласные в корне делятся на 3 группы: 1-проверяемые, 2-непроверяемые, 3-чередующиеся)

- Что нужно помнить, чтобы правильно написать безударные гласные 1, 2, 3 группы? ( Дети рассказывают правила на правописание проверяемых гласных в корне, непроверяемых гласных в корне, чередующихся гласных в корне)

2. Прочитайте выразительно текст.

Вся привлекательность земли заключена в животном и растительном мире. Свежая трава, тополь под окном, стая галок, вьющихся у телеантенн над крышами домов, - это фон или часть нашей жизни? Внимание к прилетевшим пернатым, к цветущему лугу, к росткам посаженной рощицы2 , к растущим вдоль озера камышам – источник2 интереса и любви к ним, залог взаимной радости природы и человека.

- Определите тему текста. Озаглавьте. В течение урока мы будем обращаться к нему.

3. А сейчас, пользуясь перфокартами, выпишите из текста слова с безударными гласными, распределив их в 3 колонки

Непроверяемые

безударные

Проверяемые

безударные

Чередующиеся гласные

(Проверка)

4.Итак, обратимся к словам с чередующимися гласными О-А. Внимательно посмотрите на слова этого столбика и скажите, о правописании каких корней мы будем говорить сегодня на уроке?

-Как называют эти корни и почему?

(Корни пишутся в словах, значение которых связано с ростом, развитием,

т. е. с жизнью)

- Сформулируйте тему урока.

(Правописание корней –РАСТ-РАЩ-РОС-)

- Сформулируйте грамматическую тему урока.

(Научиться правильно выбирать и писать гласную в корнях –РАСТ-РАЩ-РОС-)

- Сформулируйте речевую тему урока.

(Развитие речи: совершенствование умения выступать публично)

5.От чего зависит написание гласных - О – А - в корнях? К уроку подготовлен исследовательский проект, который даст ответ на этот вопрос.

Выступление учащихся:

Проект «Правописание корней с чередованием гласных О –А в корне»

Мы подготовили исследовательский проект «Правописание корней с чередованием гласных О – А в корне».

Творческое название проекта «Корни жизни».

Цель нашего проекта – научиться правильно писать корни -РАСТ-, - РАЩ-, - РОС-, в которых чередуются гласные О-А.

Выдвинули гипотезу. Объясним значение слова ГИПОТЕЗА.

ГИПОТЕЗА – это предположение, выдвигаемое для объяснения каких – либо явлений. Какова же наша гипотеза?

    Если правописанием командуют согласные СТ и Щ, то в корне пишется А. Если в корне согласные СТ и Щ отсутствуют, то пишется О.

Мы знаем, что корнями с чередованием гласных О –А могут командовать:

    Суффикс –А - (корни КОС-КАС, ЛАГ-ЛОЖ) Ударение (корни ЗОР-ЗАР, ГОР-ГАР) Смысл (корни РОВН-РАВН, МАК-МОК)

А кто же командует корнями РАСТ – РАЩ - РОС?

Провели исследование: отобрали тексты, определили круг слов, с которыми будем работать и проследили за их написанием. Оказалось, что в словах с данными корнями ни суффикс –А-, ни ударение, ни смысл не играют роли. Оставалось обратить внимание на согласные в корне.

Мы знаем о таком языковом явлении как чередование согласных. Сочетание –СТ - чередуется со –Щ-. Доказательство этого положения представлено на доске:

Блестеть – блещет

свистеть - свищет

чистить – очищенный

растить – выращенный

Значит, в корне РАЩ, как и в корне РАСТ пишется –А-.

Чтобы выяснить, все ли наши одноклассники могут отличить корень –РАСТ - от приставки –РАС - и корня, начинающегося с буквы –Т-, мы подобрали примеры, записали их вперемешку, распечатали карточки на каждого ученика и попросили распределить слова в два столбика.

    Не выполнили задание – 0 % или 0 человек из 5 Выполнили задание с 1 ошибкой – 2 человека из 5 Выполнили задание без ошибок – 1 человек из 5

Где же мы можем встретить слова с корнем жизни?

На природе, в лесу, с жизнью человека эти слова тоже связаны. Корнями жизни называют корни РАСТ, РАЩ, РОС, так как они присутствуют в словах, связанных с ростом, с жизнью, с развитием.

Результатами нашего исследования явилось создание визитной карточки корней. Каждому из присутствующих на уроке мы дарим её, как напоминание, подсказку.

РАСТ //РАЩ – РОС

6. Давайте проверим, насколько внимательно вы слушали выступление и вспомнили ли вы, когда в корнях пишется –А-, а когда –О-. Перед вами кроссворд. Вставьте в слова кроссворда недостающие буквы

Запишите эти слова в тетрадь . (Работа учащихся. Проверка)

Предложите вариант названия кроссворда.

7. Объясните значение слова РОСТОВЩИК, составив предложение по схеме.

8. Пользуясь своими записями или дидактическим материалом, приведите примеры слов с корнями РАСТ, РАЩ, РОС и объясните их написание:

(Примеры и объяснение написания слов с корнями РАСТ-РАЩ-РОС)

Итак, ваши примеры ещё раз подтвердили, что корни РАСТ, РАЩ, РОС являются КОРНЯМИ ЖИЗНИ.

9. Пригреет солнышко землю посильней, и в лесу, не дожидаясь, когда же стает весь снег, сначала робко, а затем всё смелее и смелее появляются первые цветы.

Какое настроение вызывает у вас появление первых цветов? Подберите эпитеты к слову настроение. (Хорошее, радостное)

А ещё можно сказать «Светлое, ликующее, торжественное, праздничное, изумительное, очаровательное».

Но почему-то не все люди бережно относятся к первым цветам.

Запишем предложение:

Учёные создали Красную книгу и перечислили в ней исчезающие от бездумного варварства человека растения: ландыши, колокольчики, ночные фиалки.

- Объясните постановку знаков препинания в предложении. Какое слово является обобщающим? Объясните орфограмму в этом слове.

-Проверьте написание остальных слов в предложении .

(Проверка)

-Почему книгу исчезающих растений и животных назвали Красной? Что общего у Красной книги и светофора?

(Красный свет светофора означает опасность для жизни. Убийство природы опасно для жизни человечества).

10. Отгадайте, о каких цветах идёт речь в следующих загадках.

А) Природой бережно спелёнутый,

Завернутый в зелёный лист,

Растёт цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист… (Ландыш)

-Как вы догадались, что загадка о ландыше? (Спелёнутым может быть ребёнок, завёрнутый в листик ландыш на тонкой ножке напоминает спелёнутого ребёнка.)

-Какое изобразительно-выразительное средство языка помогло отгадать загадку? (Метафора)

Что это такое?

Б) Цветок – петушок растёт на опушке,

Хохлатый подбородок, хохлатая макушка. (Хохлатки)

Давайте обратимся к тексту, прочитаем его и определим основную мысль текста и нашего разговора о первоцветах.

(Растительный мир – источник нашего интереса и любви к нему, залог взаимной радости природы и человека)

-Совершенно верно. И поэтому мы

От всех сомнений и смятений,

От всех ушибов и толчков

Лечиться можем у растений-

У их цветочков и ростков.

-Какие слова этого четверостишия иллюстрируют грамматическую тему нашего урока?

15. Чтобы проверить наши знания, выполним тест.

Тест «Правописание гласных - А - и –О - в корнях с чередованием»

1 вариант

Какую букву нужно вставить? Выберите правильный ответ: найдите столбик: а), б), в), или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

р…стовщик о а о а

выр…стить а а о о

подр…сли о а а о

отр…сль а о а о

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква –О-?

1) р. стение, водор. сли

2) выр. щивать, возр. ст

3) р. сток, зар. сли

4) подр. стая, выр. сти

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква –А-?

А. подр. стал

Б. подр. сший

В. отр. сль

Г. разр. стается

1) А, В, Г 2) А, Б, Г 3) А, В 4) Б, Г

2 вариант

1. Какую букву нужно вставить? Выберите правильный ответ: найдите столбик: а), б), в), или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

зар..сли о а а о

р..сток о а а о

Р..стов о а а о

р..стительность о а о а

2.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква – А-?

1) возр. ст, зар. сли

2) отр. слевой, ср. щение

3) подр. стал, Р. стислав

4) ср. слись, выр. сший

3.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква –О-?

А. р. стить

Б. выр. сли

В. водор. сли

Г. р. стовщик

1) А, Г 2) Б, В, Г 3) Б, В 4) А, Б, В

16. Подведение итогов урока.

17. Домашнее задание: составьте обращение к первоклассникам о бережном отношении к природе.

Дидактический материал к уроку

«Правописание корней - РАСТ -, - РАЩ-, - РОС-».

Загадки

Р..стёт вниз головой, 2. В землю Тит зашёл,

Не летом р..стёт, а зимой. Синю шапку нашёл.

Чуть солнце её припечёт, Из земли выр..стал -

Заплачет она и умрёт. Весь мир одевал.

3. Девица красна в землю вр..сла.

4 . И зелен, и густ – на грядке выр..с куст. Начали щипать – стали

плакать и рыдать.

5. Рос Демид, выр..с, на белый свет вылез, сквозь землю прошёл,

красну шапку нашёл.

6. В летнюю пору р..стут золотые горы.

7 . Что вниз вершиной р..стёт?

8 . Вокруг озера лес р..стёт.

9. Не сеют, не сажают, сами выр..стают.

10 .Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет и р..стёт.

Пословицы

1.Р..стения тянутся к свету, а народы к миру.

2.Сломить дерево – секунда, а выр..стить – годы.

3. И камень лёжа мхом обр..стает.

4.Где сосна взр..сла, там она и красна.

Словарные диктанты

Зар..сли шиповника, р..стительность тундры, отр..сль

промышленности, южные р..стения, морские водор..сли, р..сли

осинки, разр..стались травы, зар..сла тропинка, ср..слись стволы,

прор..сла пшеница.

Подр..стала рассада, выр..сли помидоры, р..стительный мир

пустыни, отр..слевое хозяйство, пожилой возр..ст, интересное

р..стение, зелёные р..сточки, огромные зар..сли орешника,

полезные водор..сли.

Творческий диктант

Используя слова для справок и их значения, составьте предложения так, чтобы подлежащее и сказуемое были выражены именем существительным.

1. Молодой лес. 2. Отдельная область деятельности, науки, производства. 3. Частый кустарник, которым зар..сло какое-нибудь место. 4. Дать р..стки. 5. Стать ветвистее, гуще, больше.

Слова для справок: пор..сль, отр..сль, зар..сли, прор..сти, разр..стись

Объяснительные диктанты

1. Красная книга р..стений.

Как радует нас красота и аромат полевых цветов! Но часто к ним тянутся жадные руки и безжалостно рвут их. Эти красивые цветы и ценные лекарственные р..стения могут исчезнуть навсегда. Многие из них занесены в «Красную книгу р..стений».

Зар..сли расступились, и дети вышли к крохотному водоёмчику. Возле самого края сцепилась корнями и плавала целая куча болотных р..стений. Вверх из корней р..сли зелёные стебли, а в воду спускались, как белые ниточки, тоненькие корешки.

Г. Скребицкий

3. Почва .

Почвой называют верхний рыхлый плодородный слой земли, на котором р..стут р..стения. В борьбе с разрушением почвы человеку помогает р..стительность. Почву защищают от размывания различные р..стения: лесные, полевые, степные, луговые. Люди высаживают кустарники, чтобы не р..сли овраги.

М. Скаткин

4. Водор..сли.

Морские водор..сли полезны и вкусны. Из них приготавливают хлеб, печенье, кексы, конфеты. Их едят и свежими. Морские водор..сли накапливают в своих тканях необходимые для жизни металлы и вещества. Если человек использует в пище водор..сли, он укрепляет своё здоровье.

И. Акимушкин

Выборочный диктант

Это интересно.

Пшеница – самое первое хлебное р..стение, которое посеял человек. Рожь быстро р..стёт, сама, без помощи человека, справляется со многими сорными травами. Семена свёклы так прочно ср..стаются, что их невозможно разделить. Если клубочки семян свёклы посеять, из каждого выр..стает несколько р..стков. В июле зар..сли тмина выглядят так, словно на них набросили белое кружево: это от обилия мелких беленьких цветков.

Предмет Русский язык

Дата 26.01.2009

Класс 5 «Б»

Тема урока «Правописание гласных А–О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС»

Тип урока: объяснение нового.

Уровень подготовленности класса: средний.

Цели урока:

Познавательные: познакомиться с правописанием А–О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС

Практические:

    совершенствовать умение правильно писать слова с этими корнями;

    формировать орфографическую зоркость;

Общепредметные:

    обучать сравнению, доказательству и опровержению как приёмам мыслительной деятельности на примере чередования гласных в корнях;

    развивать следующие операции логического мышления: сопоставление, классификация, анализ;

    дифференцированно работать над устойчивостью внимания учащихся.

Принципы обучения: дидактические:

    научности (преподавание орфографии на основе обобщающих орфографических понятий).

    доступности (опора на знания по орфографии, полученные в начальной школе).

    наглядности (дидактический материал, иллюстрирующий понятия написание, орфограмма, опознавательные признаки орфограмм).

    систематичности и последовательности (использование системообразующих понятий: тип орфограммы, опознавательный признак орфограммы).

Методы преподнесения знаний: слово учителя с репродуктивной беседой.

Методы формирования знаний: постановка вопросов:

    фронтальный опрос (для закрепления новых орфографических понятий);

    взаимоопрос (повторение правила написания А – О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС- ).

Методы формирования умений:

    нахождение корней с чередованием гласных в предложениях.

    подбор примеров слов с данной орфограммой.

    выборочно-распределительный диктант.

Методы контроля: выборочный диктант с сигнальными карточками (используется во время подведения итогов урока).

План урока.

1. Организационный момент – 1 мин.
2. Мобилизующий этап – 5 мин.
3. Формулирование темы и цели урока – 5 мин.
4. Изучение нового материала – 8 мин.
5. Закрепление изученного материала – 15 мин.
6. Итоги урока – 2 мин.
7. Постановка домашнего задания – 2 мин.

8. Рефлексия– 2 мин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Мобилизующий этап.

Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала.

На доске написаны слова:

1) Предл..гать, распол..житься, р..стения;
2) Прир..щение, изл..гать, пол..жить;
3) Слаг..емое, предл..жение, выр..сла.

Учитель. Прочитайте ряды слов вслух. Выделите в каждом ряду слово по двум признакам одновременно. Прочитайте слова первого ряда. Скажите, какое слово в нём можно выделить и почему?

Ученики. В 1-м ряду можно выделить слово растения. Это имя существительное, а остальные – глаголы. В словах предлагать, расположиться -ЛАГ-, -ЛОЖ- , а в слове растения – в корне -РАСТ-.

Учитель. Назовите слова 2-го ряда. Какое слово можно выделить и почему?

Ученики. Во 2-м ряду можно выделить слово приращение . Это существительное, а остальные – глаголы. В словах излагать, положить безударная гласная пишется в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-. В слове приращение в корне -РАЩ-.

Учитель. Что вы можете сказать о словах третьего ряда?

Ученики. Среди слов 3-го ряда можно выделить слово выросла . Это глагол, а остальные – имя существительное. В словах слагаемое, предложение безударная гласная пишется в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-. В слове выросла – в корне -РОС- .

III. Формулирование темы и цели урока.

Цель: учить формулировать тему и цели урока.

Учитель. Назовите слова, выделенные из каждого ряда. Скажите, какие гласные и в какой части слова пропущены. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ученики. Мы выделили слова растения, приращение , выросла. В корне этих слов пропущены гласные О или А. Значит, тема сегодняшнего урока – “Гласные -А – О в корне -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-“ .

Учитель пишет тему урока на доске.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте запись на доске.

1. Познакомиться...
2. Учиться находить и правильно писать...

Ученики. Цель урока: познакомиться с правилом написания гласных А и О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-; учиться находить и правильно писать слова с этими корнями.

IV. Изучение нового материала.

Цель: выяснить условия написания изучаемых корней.

1. Работа с учебником, с. 169.

Учитель. От чего зависит чередование гласных А – О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС- ?

Правило повторяют 2 – 3 ученика.

2. Запись в “Словарь трудных слов”: Ростов, росток , отрасль , Ростислав.

V. Закрепление изученного материала.

Цель: закрепить полученные знания.

1. Упражнение 437 (устно)

2. Выборочно-распределительный диктант.

Листья растения, молодая поросль, росток розы, разрастаются цветы, древняя отрасль, морские водоросли, выращивание картофеля, заросли камыша.

3. Упражнение (запись на доске)

1) выр..стить, возр..ст, ...
2) ср..щение, выр..щенный, ...
3) выр..с, водор..сли, ...

Справка: нар..стание, взр..щённый, выр..сший, недор..сль, пор..сль.

Учитель. Прочитайте цепочки слов. Сформулируйте к ним задание. (Надо продолжить цепочки слов, используя слова из справки)

Учитель. Назовите признаки, в соответствии с которыми надо продолжить цепочки слов. (Эти цепочки слов надо продолжить, учитывая, какая гласная пишется в корне)

Учитель. Какое слово можно включить в первую цепочку? Запишите это слово. Объясните постановку буквы А в корне слова.

Учащиеся выполняют задание и вместе с учителем проверяют его. Аналогичным образом они работают с остальными цепочками слов.

4. Выборочный диктант.

1) Играйте же, дети, растите на воле. (Н.Некрасов)
2) Три гордые пальмы высоко росли. (М.Лермонтов)
3) Заросли кустарника образовали непроходимую чащу.
4) Рис растёт на болотистых местах.
5) Берег моря покрыт водорослями.
6) Эти места удивляют богатой растительностью.

5. Работа в тетрадях с печатной основой. (тест 11, задание 4)

VI. Итог урока.

Учитель. С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?

Дети повторяют правило. Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

VII. Домашнее задание . Параграф 84, упр.441.

VIII . Рефлексия

Что нового узнали на уроке?

Каким способом?

Что еще нужно сделать?

Охарактеризуйте, пожалуйста, свою деятельность на уроке и степень усвоения материала(+).

Хорошо Понял, но

понял не все.

материал.

Активно На уроке

работал было

на уроке. скучно.

Спасибо за работу, оценки за урок…

Буквы О-А в корне -раст-//-рос-//-ращ-

Тип урока: изучение нового материала

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная.

Цели урока:

    Познавательный аспект: проанализировать случаи чередования гласных о-а в корне - раст- // -рос-//-ращ-; научить распознавать слова с чередующимися гласными в корне, обосновывать выбор гласных;

    Развивающий аспект: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать умения самоконтроля;

    Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.

Оборудование:

интерактивная доска, , , карточки для проверочной работы, учебник (Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.] – 35-е изд. – М.: Просвещение, 2008.)

ХОД УРОКА

слайда

Этапы урока

Слайд 1

1. Организационный момент
2. Запись темы урока, постановка целей

3. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос
- Что такое чередование?
- Приведите примеры с чередованием звуков в приставках, корнях, суффиксах
- Расскажите о правописании чередующихся гласных в корне –лаг-// - лож-

Слайд 2

Проверочная работа
Вставь пропущенные буквы
предл…гать ничью
прил…жение к журналу
популярное изл…жение
пол…жение дел
пол…гаться на коллектив
разл…жить растения
изл…гать программу
ул…житься в секунды
отл…жить визит
возл…жить ответственность
распол…гать данными
прил…гать усилия

Слайд 3

4. Объяснение нового материала
4.1. Наблюдения по таблице, формулирование вывода

Слайд 4

4.2. Сравниваем выводы с правилом в учебнике п.85

Слайды 5-9

4.3. Лексико-орфографическая работа. Запишите слова-исключения. Почему они являются исключениями?

Слайд 10

5. Закрепление
5.1 Развитие устной речи. Прочитайте несколько раз скороговорку, объясните правописание слов
Прор…сли р…стки, повыр…сли, да ростом р…стки не выр…сли.

Слайд 11

5.2.Самостоятельная работа упр.437.
Один учащийся работает за компьютером (режим пауза), остальные в парах.
Вишенка р…сла, подр…стала, и, наконец, выр…сла; сберегли р…стение; выр…щенный школьниками сад; небольшой р…сточек.
Проверка, анализ ошибок

Слайд 12

5.3. Конструирование. Составьте словосочетания по картинке с корнем –раст- // -рос-//-ращ-

Слайд 13 или интерактивное задание

5.4. Распределительный диктант. Интерактивное задание
Сл…жение, выр….стили, прил…гать усилия, подр…сли, прор…сти, ул…жить, вр…сли, изл…гать, р…сточек, выр…щенный, отр…сль, р…стовщик, р…стение
По какому принципу можно распределить слова на группы?

Слайд 14

6. Подведение итогов урока
- Какую орфограмму изучили?
- От чего зависит выбор гласных в корне –раст- - рос- -ращ-?
- Какие есть слова-исключения?
- В чём сходство между правилами о правописании корней –раст- //-рос- // -ращ- и -лаг- // -лож-

Слайд 15

7. Домашнее задание
п.85 выучить, п.84 повторить упр.441

Разработка сайта 2007-2010 © (Счетчик показов: 1492651)
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на обязательна.



Что еще почитать