Основная тема произведения левша. Анализ произведения лескова левша. Лесков Левша главные герои

Николай Семёнович Лесков (1831-1895) - русский писатель. Фамилия его происходит от деда священнослужителя из села Лески. Детство Николая прошло в родовом хуторе Панино, где много времени он играл с крестьянскими детьми. Отсюда он узнал быт русского народа до мельчайших подробностей, что нашло отражение в творчестве. Как говорил сам писатель позднее: «…я вырос в народе… я с народом был свой человек…».

Известные произведения Лескова

На счету писателя множество романов, повестей, рассказов, пьес и очерков:

  • «Некуда».
  • «На ножах».
  • «Леди Макбет Мценского уезда» - по этой повести снят фильм.
  • «Левша».
  • «Очарованный странник».
  • «Житие одной бабы».
  • «Загадочный человек».
  • «Тупейный художник».

«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»

Н. С. Лесков рассказ «Левша» написал в 1881 г. и стилизовал его под сатирическую легенду. На прочтение оригинала рассказа потребуется от 45 до 60 мин. Прочтение обзора «Левша» (краткое содержание) занимает примерно 10 мин. Повествование в произведении идет от человека из народа, который не обучен грамоте и коверкает слова. Автор специально конструирует новые слова так. В рассказе поднимается проблема тяжести быта, самодержавия и невероятно трудных условий жизни простых русских людей того времени. Даже истинный талант, коим является Левша, Лесков не в силах наделить какими-либо благами на Родине. Давайте разбираться с произведением.

«Левша». Краткое содержание (главы 1-5)

Император России Александр I (с 1801 по 1825 года) после победы в войне с Наполеоном решил поехать по странам Европы и посмотреть достижения науки и техники союзных держав. Государя сопровождал генерал, видный полководец Отечественной войны 1812 года Платов (в рассказе - донской казак). Каждый раз, когда император начинал восхищаться чем-то ему показанным, то Платов уверял государя, что и у себя дома не хуже есть.

Однажды Платов с государем отправились в кунсткамеру редкое оружие смотреть. Платов сильно сконфузил англичан, продемонстрировав всем внутренний механизм показанного пистолета на котором с внутренней стороны красовалась надпись: «Иван Москвин во граде Туле».

В последней кунсткамере английские мастера подали императору поднос. На нем была маленькая заводная блоха с ключиком. В микроскоп можно было разглядеть, как блоха кадриль танцует. Император, не раздумывая, заплатил за блоху миллион серебром и увез ее в Россию в футляре из цельного бриллианта размером с грецкий орех. Платов до самого Петербурга молчал и курил, пребывая в сильной досаде.

После кончины Александра I блоха перешла к государю Николаю I. Когда он решил ее пересмотреть,то обнаружил блоху недвижимой. Полководец Платов рассказал императору все, что знал. Государь Николай Павлович был в восторге от увиденного танца кованой блохи, но в таланты русского народа не уверовал. А Платову поручил доказать превосходство отечественных мастеров над английским умением.

В рассказе появляется Левша. Краткое содержание (главы 6-14)

За работу взялись три самых искусных оружейных дел мастера из Тулы. Характеристика Левши дается автором очень скудная. Говорится лишь, что он был косой, с родимым пятном на щеке и редкими на висках волосами, которые были выдраны еще во времена учения. Перед ответственным делом отправились мастера помолиться иконе и совершить молебен. После вернулись домой, заперлись и две недели не выходили из избы, только молоточками по наковальням стучали в полной секретности при свете лампадки.

На обратном пути в Петербург Платов не смог завести блоху, так как имел толстые пальцы. Разозленный атаман запрыгнул в карету, а первого попавшегося оружейника бросил себе в ноги и повез его ответ перед государем держать.

После завода блохи ключиком ничего не произошло. Она продолжала недвижимо лежать на боку. Приволокли тульского оружейника, который все это время под охраной находился, и велели ответ держать за содеянный ущерб.

Принесли микроскоп и Левша показал государю, что тульские умельцы блоху подковали на все ноги подковками, да подписали на них свои имена. Оружейники с самого начала имели такой план. Левша же изготовил маленькие гвоздики, которыми подковы прибивали. Государь Левшу, как был он весь в пыли, обнял и поцеловал и велел отвезти обратно в Англию подкованную блоху, чтобы доказать, что русские мастера лучше английских.

Как Левша попадает в Лондон и что из этого получается (главы 15- 20)

Англичане приняли косого мастера очень хорошо. Они объяснили Левше, что не учли тульские мастера по неграмотности вес подков. Оттого-то блоха и не смогла кадриль танцевать. Предлагали Левше выучиться, остаться и жениться. Но верный Отчизне Левша через переводчика отвечал, что на чужбине не останется и иностранная жена ему не нужна. Ходил мастер и все удивлялся, как хорошо работается людям на английских заводах и какой хороший уход они от этого имеют. Долго водили Левшу по заводам и мануфактурам, пока в один день он спешно не стал в Россию проситься. Увидел он у англичан что-то такое, что непременно должен был государю сообщить.

На обратно пути из Лондона плыл Левша на корабле и в даль глядел, Родину высматривал. Заскучал Левша и стал пить наперегонки со шкипером корабля. Да так много пили они, что черта морского каждый увидел в пене за кормой. Чуть было не прыгнули с чертом обниматься. Пришлось их обоих в трюме запереть до самого возвращения.

Англичанин с корабля в больном виде попал в посольство, где имел уход и лекаря. А Левшу бросили на телегу и отвезли в бедняцкий район. Там его больного после плавания и перепоя обокрали и стали по бесплатным больницам на телеге возить по холоду. Но нигде не принимали человека без документов. Перекладывали с телеги на телегу и все роняли и роняли.

Когда англичанин пришел в себя, отыскал друга Левшу на полу в больничном коридоре. Одно только мастер просил - два слова государю сказать. Пока лекаря ждали, помирать Левша стал. Только успел он прошептать доктору, чтобы передали его слова государю - чтобы не чистили наши ружья битым кирпичом. Иначе они стрелять не годными станут. Англичане так не делают. Но доктору не позволили с государем увидеться. А ружья так и продолжали чистить кирпичной крошкой, что послужило одной из причин поражения в Крымской войне.

Основная мысль произведения

В своем самом известном произведении «Левша» Лесков пытался донести, что в России всегда было много небывалых умельцев. Но как трудно жилось крестьянам и талантливым людям, как трагично заканчивалась их бесславная жизнь. Яркий этому пример - Левша. Краткое содержание не передает всей красоты русского языка и подчеркнутости обозначенной проблемы. Для полного понимания всех принижений, несправедливости и забитости простых людей в царское время рекомендуется прочитать рассказ «Левша» в оригинале.

Колоритный характер даровитого русского человека, мера его творческих возможностей и его судьба в России оказываются в центре внимания Лескова и в более позднем его произведении — знаменитом сказе о косом Левше (1882).

Сознавая известную родственность этой повести «Очарованному страннику», Лесковнамеревался впоследствии опубликовать оба этих произведения вместе под общим названием «Молодцы».

Однако если в «Очарованном страннике» главный герой выведен автором далеко за границы своего «биографического» времени, то Левша, напротив, несравненно более жестким образом привязан к нему, и это обстоятельство значительно меняет общую тональность произведения.

В раскрытии характера этого замечательного русского самородка Лесков активно использует традиции народного сказа, устного предания, прибаутки. Следуя своему постоянному стремлению к подлинности изображения народной жизни, писатель особенно дорожит теми выработанными фольклором специфическими приемами повествования, которые сводят почти на нет возможную пристрастность в освещении лиц и событий, обеспечивая максимальную объективность рассказа.

В основе сюжета сказа лежит характерный для народного эпоса мотив состязания, соперничества, борьбы, затрагивающей интересы всей нации.

Столь широкое содержание конфликта, который таится за внешне эксцентрической и забавной историей английской диковинки, определяет собой в сказе всю систему авторских оценок, существенно отличных от тех, к которым склоняется благодушно настроенный повествователь.

Верный своему убеждению в том, что общественное призвание художника — «переустанавливать точки зрения» (ложные в свете высшей истины), Лесков так организует движение сюжета в своем сказе, что наиболее далекими от заботы о национальных и государственных интересах России предстают именно те, кому в первую очередь надлежит радеть о престиже страны, — ее высшие правители, цари.

Высказанные в духе патриархальной морали хвалебные характеристики монархов не только не получают потом подтверждения в развитии событий, но наоборот, с самого начала повествования вступают в резкое противоречие с объективным смыслом конкретных ситуаций, в которых предстают перед читателем эти коронованные особы.

Так, царь-победитель Александр, совершающий свое развлекательное путешествие по Европе, точно забыв о великих силах своего народа, легко и бездумно поддается влиянию англичан, желающих его «чужестранностью пленить» и «от русских отвлечь». Доверчиво взирает он на все их специально заготовленные раритеты. Раньше, чем они сами на то надеются, начинает болеть за их интересы и с поразительной быстротой приходит к безапелляционному выводу, что «мы, русские, со своим значением никуда не годимся».

Во всех перипетиях своих отношений с англичанами он предстает человеком «безнатурным», легко управляемым чужой волей, в данном случае — волей тех, кому в будущей войне предстоитвыступить в качестве врагов России и нанести ей сильнейшее поражение. В более позднем своем сатирическом произведении Лесков назовет таких людей, как Александр, «чертовыми куклами» и сделает их главной мишенью своей сатиры.

Восторженно принимая «коварный» подарок англичан — металлическую блоху, Александр далек от того, чтобы подумать о возможном соперничестве с ними в столь диковинном искусстве. Он капитулирует без борьбы.

Несравненно более активное отношение к английской блохе, которое проявляет другой русский царь (Николай I), таит в себе, тем не менее, некий компрометирующий его смысл: это активность особого рода, диктуемая более всего мелкими личными побуждениями, жаждой самоутверждения, тщеславием, апломбом.

Восторг Николая, который он изъявляет при виде подкованной туляками блохи, далек от собственно патриотического воодушевления, от бескорыстного любования чудом человеческого труда, искусства, находчивости.

Истинную подоплеку этого восторга выдает реплика самого Николая: «Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут». Подвергнутая «русским пересмотрам» блоха для царя — это более всего вещественное доказательство верноподданнической преданности ему всех русских людей, новых проявлений которой так алчет его уязвленная недавним «смятением» душа.

Истинными вершителями событий, направленных к возвеличению славы России, выступают в сказе Левша и его товарищи — те тульские мастера, искусству которых и препоручают английскую диковину. Именно они являют своим поведением истинное достоинство, спокойную твердость духа, полное создание национальной ответственности.

Обдумывая сложившуюся ситуацию они судят о ней, не допуская никаких перехлестов оценок в ту или иную сторону: «...аглицкая нацыя тоже не глупая, а довольно даже хитрая, и искусство в ней с большим смыслом Против нее, — говорят, — надо взяться подумавши и с божьим благословением». Такое поведение, свободное от пустой суетности, особенно рельефно контрастирует с мелочностью побуждений русских царей.

В таком повороте сюжета находит свое выражение излюбленная мысль писателя о «маленьких великих людях», которые, стоя в стороне от исторических событий, вершат исторические судьбы страны. «Эти прямые и надежные люди», — так с уважением и сердечным теплом отзовется о них Лесков в своем более позднем рассказе «Человек на часах», сближаясь в оценке демократической массы с Л. Толстым.

Однако это в высшей степени уважительное отношение писателя к тульским мастерам вовсе не исключает в сказе мягкой иронии по отношению к ним. Лесков далек здесь от идеализации народных возможностей, он трезво оценивает их. Писатель учитывал роль социально-исторических обстоятельств, ограничивающихтворческие силы народа, накладывающих на многие русские изобретения печать шутовской эксцентричности или практической несообразности.

С этой точки зрения для понимания общего смысла сказа принципиально важно, что сам результат «безотдышной», самоотверженной и вдохновенной работы тульских мастеров таит в себе «коварную» двойственность впечатления: им действительно удается сотворить чудо — подковать «нимфозорию». И тем не менее их превосходство не абсолютно. Подкованная на глазок блоха не может более «дансе танцевать». «Усовершенствованная» английская диковинка оказывается в то же время безнадежно поломанной.

В развитии сюжета этот прискорбный для престижа русского изобретательства момент получает свое определенное объяснение, важное для понимания общей мысли сказа. Как справедливо судят англичане, русские мастера, проявившие поразительную дерзость воображения, очевидно, «расчета силы» не знали, и Левше приходится согласиться с этим: «Об этом, — говорит, — спору нет, что мы в науках не зашлись...».

Так в изображении удивительной работы тульских мастеров, одновременно и возвышающей их над заморскими соперниками и выявляющей их известную слабость, выражает себя чуждая каких бы то ни было примирительно-апологетических тенденций горькая, тревожная мысль Лескова о русской непросвещенности, которая жестоким образом гнетет и сковывает великие силы и возможности народа, обрекая его на ряд поражений и неудач.

Вопрос о том, что может русский человек, сразу влечет за собой в сказе Лескова другие не менее важные вопросы: как этот человек живет, имеет ли он, подобно английским мастерам, «абсолютные обстоятельства» для развития своего таланта, с каким отношением к себе он сталкивается со стороны власть имущих, как складывается его судьба.

Правда, ни рассказчик, ни сам Левша, свыкшиеся с давно сложившимся в России определенным порядком вещей (контрастирующим с тем, который Платов и Левша увидели в Англии), не задают себе этих вопросов, однако писатель предпринимает особые меры к тому, чтобы они с неотвратимой неизбежностью встали в сознании его читателей.

Рассказывая, например, с какой «церемонией» ездил Платов, выполняя государев наказ, Лесков живописует фигуры «свистовых» казаков, которые сидят по обе стороны от ямщицкого облучка и на протяжении всего пути беспрестанно обливают своею возницу ударами нагаек. «Эти меры побуждения действовали до того успешно, что нигде лошадей ни у одной станции нельзя было удержать, а всегда сто скачков мимо остановочного места перескакивали...».

На фоне такого изображения «быстрой русской езды», контрастного знаменитому гоголовскому описанию, весьма двусмысленнымкажется пояснительное замечание рассказчика: «Так в тогдашнее время все требовалось очень в аккурате и в строгости, чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала». Мера язвительности этой формулы становится еще более очевидной при сопоставлении ее с аналогичной репликой Щедрина.

В «Истории одного города», еще более резко обличающей русский деспотизм, о появлении градоначальника Брудастого говорится так: «Он прискакал в Глупов, как говорится, во все лопатки (время было такое, что нельзя было терять ни одной минуты), и едва вломился в пределы городского выгона, как тут же, на самой границе, пересек уйму ямщиков».

Сам рассказчик не делает ударения на подобных подробностях, он говорит о них вскользь, походя, как бы между прочим. Однако все эти вошедшие в его повествование «мелочи» русской жизни — хитроумное сечение ямщиков, грубая платовская ругань в адрес тульских мастеров, едва не случившийся арест Левши, которого везут в Петербург в передке платовской кибитки, скоропалительность его отъезда в Англию — все это явления одного порядка, аккумулирующие в себе общий дух русской жизни николаевских времен с ее разнузданным самовластьем одних и бесправием других, дух, внушающий автору самое горькое чувство.

Насыщенные горестными подробностями гибели Левши последние главы повести еще более настойчиво фокусируют внимание читателя на положении личности в России, где «за человека страшно».

Талантливый мастер, художник своего дела, глубоко преданный своему отечеству, умирает всеми забытый в коридоре Обуховской больницы для бедных, не успев послужить своей стране последним советом. Такое завершение сюжета, заключающее в себе горький парадокс, усиливает звучание гуманистической темы сказа — трагической судьбы в России талантливого человека, обреченного уморить в себе без достойного применения массу возможностей.

Мысль о беззащитности в России талантливой личности была одной из самых горьких и неотступных дум писателя, представая в самых различных вариациях в его художественном творчестве, статьях и письмах. О трагической судьбе крепостного артиста рассказывает Лесков в одном из своих наиболее известных и сильных рассказов — «Тупейный художник» (1883). В «Русских общественных заметках» (1869) он сетует на то, что ни в одной европейской стране немыслимо столь неуважительное отношение к писателю, как в России.

В позднем письме к А. И. Фаресову он делает знаменательное замечание (по поводу возникших резких оценок критических статей М. О. Меньшикова): «А вообще можно и должно держаться такого правила, что умных и даровитых людей надо беречь, а не швыряться ими, как попало; а у нас не так. О нас Пушкин сказал:

Здесь человека берегут,

Как на турецкой перестрелке

Оттого их так и много! Меня, однако, литература больше терзает, чем занимает. Мне по ней всегда видно, что мы народ дикий и ни с чем не можем обращаться бережно: „гнем — не парим, сломим — не тужим“».

Общая концепция повести о Левше, несмотря на скорбный финал, оптимистична. «Секрет» этого оптимизма — в авторском осмыслении личности Левши, ее творческих и нравственных ресурсов. Как ни тяжело Левше выдерживать «сюрпризы» русской жизни, и в этих обстоятельствах он не только проявляет удивительную дерзость воображения и фанатическую одержимость работой, но и нравственную крепость, истинное чувство собственного достоинства, чистоту патриотического чувства.

Он не робеет перед Платовым, учиняющим ему жестокую выволочку. И во дворце, где он вынужден предстать перед царем в самом неприбранном виде, не в пример трусливым придворным он не только не обнаруживает никаких признаков робости, но держится достойно и просто, как человек, знающий истинную цену себе и своему труду; спокойно разговаривает с самим царем.

Душевно несломленным остается Левша и в горьких обстоятельствах своей преждевременной кончины: до последней минуты он сосредоточен на мысли не о своем возможном спасении, а на том выведанном им у англичан военном секрете, который может сослужить службу России. Как бы удостоверяя важность этого последнего его жизненного помысла, народная легенда, которую передает повествователь, связывает поражение России в Крымской войне именно с тем, что никто тогда не внял голосу Левши.

В «Литературном объяснении» по поводу этого рассказа Лесков соглашался с мнением одного из рецензентов, что там, где стоит «Левша», надо читать «русский народ». В финале самого сказа характер главного героя легенды не случайно называется эпическим, олицетворением мифа, созданного народной фантазией.

В великом богатстве духовных и творческих возможностей народа, который сохраняет великую жизнестойкость и человечность вопреки всем стесняющим его обстоятельствам, Лесков и черпал свою веру в будущее, которою проникнут его сказ о Левше.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Урок литературы в 7 классе Тема «Главная идея произведения Н.С. Лескова «Левша» Цели: закрепить представление о жанре сказа; помочь ученикам разобраться в характеристиках персонажей, понять основную идею автора Оборудование: портрет Н.С. Лескова, учебники, тетради учащихся, записи на доске, иллюстрации Н. Кузьмина и Кукрыниксов к «Левше» Методические приемы: беседы по вопросам; аналитическое чтение; выборочная цитатная характеристика героев; выразительное чтение, работа с таблицей Эпиграф урока Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе Н.С. Лесков 1. Организация класса на учебную деятельность. Учитель: Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей. 2. Создание ситуации успеха Учитель: Я прочитаю вам пословицы, отгадав их, вы вспомните, о каком герое пойдет речь. а) К большому терпению приходит умение. б) В гостях хорошо, а дома лучше в) Что имеем, - не храним, потерявши плачем. (Ответ учащегося) 3. Вступительное слово учителя - Ребята, сегодня у нас с вами обобщающий урок по сказу Н.С. Лескова «Левша». И цель нашего урока - определить главную идею произведения. А эпиграфом к уроку станут слова Н.С. Лескова, которые отражают близость автора к народу, его любовь к нему. Запишите эпиграф в тетради. 4. Повторение изученного. Теория Литературы Учитель: Прежде чем перейдем к домашнему заданию, давайте вспомним, что такое сказ? - Что в литературе называется сказом? 1 учащийся: (Сказ - это повествование, основанное на народных преданиях, легендах, в которых зарисовки народного быта и нравов. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи) Вывод: Рассказывает не просто рассказчик, а участник событий. 5. Проверка домашнего задания Характеристика персонажей (аналитическая беседа) Учитель: - На дом дано было задание ответить на вопрос, какой человек, по вашему мнению, рассказывает историю о Левше. И по цитатам, подготовленным дома, охарактеризовать царей: Александра Павловича и Николая Павловича. - Итак, какой человек рассказывает историю Левши? 2 учащийся: (Рассказчик - человек очень интересный. Он не образован, но трудолюбивый, мастеровой мужик). 3 учащийся: Он как бы подсмеивается над царем Александром Павловичем, над Платовым. Он переиначивает иностранные слова и названия, которые ему неизвестны. Например, таблицадолбица; бурометры вместо барометры, мелкоскоп вместо микроскоп и другие слова) 4 учащийся: (Рассказчик, может быть, работал вместе с Левшой. Он - старый оружейник, уважал царя Николая Павловича. Соблюдает русские обычаи. Рассказчик похож на Левшу, только одет опрятнее и похитрее Левши. Левша очень уж добрый и простой) - Охарактеризуйте по записанным цитатам царей Александра Павловича и Николая Павловича. Итак, царь Александр Павлович. Сначала прочитаем цитаты. 5 учащийся: а) «Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми»; б) «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся»; в) «Государь на все это радуется»; 6 учащийся: г) «Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может»; д) «Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко»; е) «Пожалуйста, не порть мне политики»; 7 учащийся: ж) «Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут» з) «Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве»; - Как эти цитаты характеризуют Александра Павловича? 8 учащийся: (Александр Павлович был человеком слишком мягким. Он не верил в свой народ, в то, что русские люди тоже талантливые. Ему казалось, что в России все хуже, чем в других странах) 9 учащийся: (У него не было гордости за свою страну. И он мало интересовался тем, как живут простые люди) - Охарактеризуйте царя Николая Павловича. Читаем цитаты. 10 учащийся: а) «Государь Николай Павлович был в своих людях очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил»; б) «Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают»; в) «был ужасно какой замечательны и памятный - ничего не забывал»; 11 учащийся: г) «Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано» д) «Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали»; - Как эти цитаты характеризуют императора Николая Павловича? 12 учащийся: (У государя Николая Павловича характер был совсем другой. Он верил в русских мастеров, надеялся на них. Знал, что они ничуть не хуже заморских. И они не подвели царя) Учитель: - Ребята, а что общего у царей Александра и Николая? Вывод: Но и государь Александр Павлович и Николай Павлович мало заботились о своем народе. Они не интересовались, как им живется, в каких условиях они работают. - Ребята, мы знаем, что донской казак Платов Матвей Иванович - военный деятель, соратник Суворова и Кутузова. Участник Отечественной войны 1812 года, герой. Подумайте, чем отличается это сообщение от изображения Платова в сказе «Левша»? 13 учащийся: (Платов в сказе показан человеком жестоким, трусливым. Он хитрит, нервничает, боится. Он не позволил Левше взять документ. Когда товарищ Левши почуял что-то неладное и спросил: «Как же вы его без тугамента увозите. Ему нельзя будет назад следовать. То Платов вместо ответа показал кулак - Вот вам тугамент! Он плохо поступил по отношению к Левше) Вывод: Храбрость на войне и политическая храбрость - разные вещи. Действия Платова - это беззаконие, неуважение к простым людям, произвол. Платов всегда ратовал за русских мастеров, за талант народа. И вот перед ним представитель простого мастерового народа. Где же его любовь? Оказывается, что любить весь народ проще, чем конкретного, некрасивого мастера, у которого родимое пятно, выдранные за годы учения волосы, косые глаза. Платов в сказе увиден глазами простого человека. 6. Работа с учебником. Чтение отдельных глав по ролям и обсуждение - А сейчас приготовьтесь читать главы 13, 14 выборочно. Читаем сцену между царем и Левшей. «Левша во дворце». Глава 13 со слов «Привести ко мне сюда этого оружейника и до конца. - Читаем главу 14 с начала и до конца. - Подчеркните главные качества характера Левши 14 учащийся: (Левша очень просто разговаривал с царем, не заискивал, не боялся его придворных) - Прочитаем в лицах одну из сцен сказа «Левша у англичан» со слов «Англичане всех вин перед ним..до питомцы…) - Что вызывает восхищение англичан в тульском умельце и в чем они видят его слабость? 15 учащийся: (Англичане видят, что Левша очень талантливый, но он не знает грамоты, простых математических расчетов) Вывод: С одной стороны - гениальность Левши, а с другой - полное невежество. 7. Физминутка (класс выполняет физические упражнении) 8 Беседа по вопросам - Почему блоха перестала танцевать? 16 учащийся: (Подковы, которыми тульские мастера подковали блоху, изменили ее вес. И точный математический расчет был нарушен. А тульские мастера этого не знали) - Почему заскучал в Англии и заторопился домой Левша? Какую тайну старого английского оружия он разгадал? 17 учащийся (Левша соскучился по родному дому. И еще он догадался, что нельзя чистить стволы ружей кирпичом, потому что нарушается точный математический расчет: кирпич стачивает металлическую поверхность, пуля будет выкатываться из дула) Вывод: Тульский Левша, несмотря на уговоры остаться в Англии, жить намного лучше, чем в России, остается верен своей неблагодарной, но милой сердцу Родине. - Как закончилась история Левши после прибытия в Петербург? 18 учащийся: (Больного Левшу привезли в полицейский участок, «свалили на пол», обыскали, отобрали часы и деньги, таскали по больницам. Привезли чуть живого в больницу для нищих. Без документов его в больнице не принимали. Левша умирает) - О чем думает перед смертью Левша? 19 учащийся: (Перед смертью Левша думает не о себе, а как довести до царя, что ружья нельзя чистить кирпичом, а то они стрелять не годятся) Вывод: Предсмертные слова Левши не передали государю. Граф Чернышев показан самоуверенным и недалеким человеком. По мнению рассказчика, это он не выслушал предсмертный наказ Левши, и из-за этого Россия потерпела поражение в Крымской войне - Кто же виноват в страшной судьбе Левши? 20 учащийся: (Безответственное и преступное отношение к нему со стороны властей от царедворца до городового, доходящие не только до побоев и ограбления, но и по сути до убийства гениального мастера) Вывод: Права русская пословица «Что имеем, - не храним, потерявши плачем». Много было загублено талантливых людей ничтожными чиновниками. Но народ ценит мастерство, и доказательство этому - сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе. 9. Теория литературы. Контраст - прием, помогающий раскрыть главную идею произведения. - Попробуйте найти контрасты, т.е. резкую противоположность. Это специальные приемы, которые использует Н.С. Лесков. А я помогу вам. (Один учащийся работает у доски) а) Гениальность, мастерство с одной стороны и …… б) Имея такой талант, будучи таким местером,…… в) Левша любит свой народ. Умирая, думает о Родине (невежество с другой стороны) (Левша нищий) (бездушное отношение властей к нему, лжепатриотизм, безразличие к делу Вывод: Не верховная власть озабочена честью и судьбой русских людей,Родины, а простые тульские мужики. Они берегут честь и славу России и составляют ее надежду. И на таких людях держится земля русская. - Какова же главная мысль произведения? (ответ учащихся) Вывод: Богата талантами русская Земля. Такого мастерства есть люди, что даже блоху подковать им по плечу. Несладко им живется, но для них главным всегда были любимая работа и Родина. А охотников видеть «удивления» только в заморских странах всегда было немало. 10. Описание иллюстраций - Рассмотрим иллюстрации к «Левше» художника Н. Кузьмина и Кукрыниксов - Каким изображен Платов? Каким выглядит здесь Левша? 11. Подведение итогов Выведение оценок за урок 12. Домашнее задание Подготовиться к внеклассному чтению по рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах»

Лесков Н.С. «Левша». Тема и основная идея сказа.

Подготовила Фомочкина М.А.

1.Вступительное слово учителя

Из черной рамы смотрит мне в глаза


Глазами жадными лицо Лескова,


Как затаенная гроза,


В изображенье умного Серова. ( , слайд 2)

Как вы думаете, о творчестве какого писателя мы с вами сегодня будем говорить? (назвали)

Сегодня у нас урок - праздник, урок открытие. Праздник потому, что нельзя буднично, обыденно говорить о великом писателе. Открытие потому, что произведение, над которым мы будем работать сегодня, отличается необычностью повествования, где яркая игра со словом поражает с первых её строк.

Давайте попытаемся сформулировать тему сегодняшнего урока. Совершив небольшое путешествие на родину писателя, мы начнем разговор о его сказе «Левша». Попытаемся определить тему и идею этого произведения. Итак, тема нашего урока…..Запишем ее в тетрадь.

Теперь давайте попытаемся сформулировать цель нашего урока. Из перечня целей выберите ту, которая отвечает вам:

1. Составить собственное мнение о личности и творчестве Н. С. Лескова

2. На основе анализа первых глав произведения, определить его тему и центральную идею.

3. Научиться анализировать литературное произведение.

4. Свой вариант цели.

2. Заочное путешествие в город Орел.

Я приглашаю вас совершить путешествие в город Орел – город детства и юности Н.С.Лескова. Он до глубины души любил свою малую Родину и гордился ею.

Здесь, в Орле, был поставлен памятник писателю, который не перестает восхищать орловцев и гостей города. В центре – фигура писателя, отлитая в бронзе. «Умный, темпераментный, с колючими черными глазами, с душой сложной и причудливой, полной бунтующих страстей» – таким виделся Лесков современникам, таким изобразили его создатели памятника. А вокруг, поднятые на колоннах на высоту человеческого роста, оживают лесковские герои.

Среди них и главный герой сказа, о котором пойдет сегодня речь, тульский оружейник Левша, колдующий над наковальней с молоточком в левой руке. Он – олицетворение талантливости нашего народа.
Место, где возводили памятник, выбрано не случайно. Эта часть города связана с жизнью и творчеством Лескова.

Рядом с памятником находится здание мужской гимназии, в которой он учился. А это дом на Третьей Дворянской улице, где когда-то жил писатель, сейчас здесь дом-музей Н.С.Лескова. Мы можем побывать в его рабочем кабинете, тщательно воссозданном по фотографии, сделанной 5 марта 1895 года. Кабинет отразил не только вкусы, пристрастия, но и характер своего хозяина. Комната пестрая, яркая, своеобразная. Многочисленные старинные часы… Бесчисленные портреты, картины, длинный, узкий образ Божьей Матери. На столе – лампы, масса безделушек…

Мне хотелось бы добавить в экспозицию этого музея микроминиатюры современных мастеров, последователей Левши. На фото мы видим работы тульского левши Николая Алдунина.

Такие мастера – гордость русской земли.


Именно таким людям и посвятил Лесков свое произведении.

А кто-нибудь знает, как возник замысел сказа «Левши»?

Замысел "Левши" возник из поговорки "Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал", а вот еще один вариант этой пословицы в старых сборниках записана так "Туляки блоху подковали". Существуют также фольклорные рассказы о мастерстве тульских оружейников, которые отличались искусством изготовления миниатюрных предметов, еле видимых глазу или различимых только с помощью сильных линз.

Давайте обратимся к произведению. Откроем учебники стр… Произведение имеет подзаголовок. Давайте прочитаем его.

Чем он необычен? На что настраивает читателя?

(Здесь автор называет жанр произведения. "Сказ" (не "сказка") - звучит значительно. А что такое сказ? Знакомо вам это определение? (ответы, если не помнят, обратимся к учебнику) Сказ – это жанр эпоса, опирающийся на народные предание и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.

Какую еще информацию несет подзаголовок? Определяет содержание сказа.

"Стальная блоха" Некая забавная безделка? Хотя попробуй сделай ее! "Тульский": Тула - город мастеров. Главный герой явно неказист - левша, к тому же косой.

А теперь, давайте прочитаем первое предложение сказа. О чем оно говорит нам? Уже по первому предложению мы можем определить место и время действия.

-Когда и где происходит действие?

- Какие реальные исторические события лежат в основе рассказа о поездке Александра Павловича в Европу? (Поможет сноска .) После войны 1812 Россия – держава-победительница, Есть чем гордиться! Восхищаться! Есть чем подкрепить чувство национальной гордости. ( Действие происходит в России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном,упоминается Венский конгресс 1814-1815гг Поездка Александра I и Платова в Лондон - исторический факт)

Я предлагаю вам прослушать актерское чтение 1 главы. По ходу чтения вы будете следить по тексту и искать ответы на вопросы, предложенные вам в раздаточном материале. ОЗВУЧИТЬ!

    Как проявляют себя Александр 1 и Платов во время поездки?

4. Слушаем 1 главу (актёрское чтение)

5. Работа с текстом произведения

Особое внимание следует обратить на рассказчика, так как во многом именно этим образом определяется своеобразие произведения, его связь с фольклором.

    Итак, отвечаем на первый вопрос.
    Каким вы представляете себе рассказчика? Что это за человек? Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечии, инверсий, характерных для фольклорных произведений.

Рассказчик выступает от лица народа как его своеобразный рупор. Он передает не точку зрения отдельного человека, а воплощает «народный глас».

Прослушав первую главу, вы не могли не обратить внимание на необычное звучание многих слов.

я предлагаю вам побывать в роли переводчиков: вы должны «перевести» на современный русский язык следующие слова из лесковского произведения. Это вы можете сделать прямо в предложенных вам листах. Задание 2.

Буреметры морские – барометры морские

Преламут – перламутр

Верояции – вариации

Мелкоско п – микроскоп

Египетская керамида – египетская пирамида

Нимфозории – инфузории

Валдахин – балдахин

Пистоля - пистолет

Для чего Лесков «искажает» звучание этих слов? Рассказывая о чужеземных и малознакомых вещах, рассказчик, являясь простым, малограмотным человеком,
искажает их названия согласно своему представлению о них. Лесков вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания

Физминутка

С какими еще героями мы познакомились в первой главе. (Александр 1 и Платов)

Как проявляет они проявляют себя во время поездки?
Император "иностранным очень интересуется" и считает, "что мы, русские, со своим значением никуда не годимся". Даже героический Платов не смог доказать Александру I, что "у нас дома свое не хуже есть", "что и наши на что взглянут - все могут сделать, но только им полезного ученья нет".
Таким образом, противопоставляются 2 мнения, возникает ситуация спора, который должен быть разрешен.
Давайте снова вернемся к тексту и найдем цитаты, характеризующие отношения Александра 1 и Платова к тому, есть ли на русской земле талантливые умельцы. Найденные фразы запишите в сравнительную таблицу (задание 3)
Давайте вспомним, о чем идет речь в последующих прочитанных вами главах.

Чем хотели англичане поразить русского императора?

Почему пистолет вызвал такой интерес Александра 1?

В каких словах прозвучала обида императора за русских мастеров, не умеющих делать такие пистолеты?

Давайте дополним нашу сравнительную таблицу этой цитатой.

Как Платов сумел сконфузить англичан? Давайте найдем это в тексте и прочитаем.

Какую крошечную соринку увидел государь на серебряном блюде?

Найдите описание блохи и прочитайте его.

Какие слова сказал Александр 1 английским мастерам на прощание?

В чем расходились мнения Платова и Александра 1 на случившееся?

Итак, ребята, мы видим, что спор продолжается и остается еще не разрешенным.

8. Подведение итогов

Мы сегодня с вами проанализировали первые главы сказа. Это позволит нам определить тему и идею произведения. Давайте попытаемся их сформулировать.

Какова тема произведения? о тульском умельце, талант народных умельцев.

А идея: вызвать в читателе чувство гордости за Россию, её умельцев

Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Сегодня на уроке мы познакомились с талантливым русским писателем, Н.С.Лесковым, попытались проникнуть в мир его героев, вспомнили об особенностях сказа, попытались определить тему и идею произведения «Левша». Хочется верить, что герои Лескова найдут отклик в вашей душе.

Для того, чтобы я смогла оценить вашу работу на уроке, сдайте контрольные листы.

Домашнее задание: Дочитать произведение до конца. Составить план характеристики главного героя в тетради.

Тема патриотизма часто поднималась в произведениях русской литературы конца XIX века. Но только в рассказе «Левша» она связана с мыслью о необходимости бережного отношения к талантам, облагораживающим лицо России в глазах других стран.

История создания

Рассказ «Левша» впервые начал публиковаться в журнале «Русь» №№ 49, 50 и 51 с октября 1881 года под названием «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Идеей для создания Лесковым произведения послужила известная в народе прибаутка о том, что англичане блоху сделали, а русские ее «подковали, да назад отослали». По свидетельствам сына писателя, его отец проводил лето 1878 года в Сестрорецке, в гостях у оружейного мастера. Там он в разговоре с полковником Н. Е. Болониным, одним из служащих местного оружейного завода, выяснял происхождение прибаутки.

В предисловии автор написал, что он только пересказывает известную среди оружейников легенду. Этот известный прием, использованный когда-то Гоголем и Пушкиным для придания особой достоверности повествованию, в данном случае сослужил Лескову плохую службу. Критики и читающая публика буквально приняли слова писателя, и впоследствии ему пришлось особо объяснять, что он все-таки является автором, а не пересказчиком произведения.

Описание произведения

Рассказ Лескова жанрово наиболее точно было бы назвать повестью: в нем представлен большой временной пласт повествования, есть развитие сюжета, его завязка и завершение. Рассказом писатель назвал свое произведение видимо для того, чтобы подчеркнуть особую «сказительную» форму повествования, использованную в нем.

(Император с трудом и интересом рассматривает подкованную блоху )

Действие рассказа начинается в 1815 году с поездки императора Александра I с генералом Платовым в Англию. Там русскому царю вручают подарок от местных мастеров - миниатюрной работы стальную блоху, которая умеет «усиками водить» и «ножками перебирать». Подарок предназначен был показать превосходство английских мастеров над русскими. После смерти Александра I подарком заинтересовался его преемник Николай I и потребовал найти мастеров, которые бы были «никого не хуже», Так в Туле Платовым были призваны три мастера, среди них Левша, которые сумели подковать блоху и на каждой подкове имя мастера выставить. Левша же свое имя не оставил, потому что гвоздики выковывал, а «там уже никакой мелкоскоп взять не может».

(А вот ружья при дворе чистили всё по-старинке )

Левша был отправлен в Англию с «подкованной нимфозорией», чтобы там поняли, что «нам это не удивительно». Англичане были поражены ювелирной работой и пригласили мастера остаться, показали ему все, чему научены. Все Левша и сам умел делать. Поразило его только состояние ружейных стволов - их не чистили толченым кирпичем, поэтому точность стрельбы из таких ружей была высокой. Левша стал собираться домой, ему надо было срочно рассказать о ружьях Государю, а то «храни бог войны, они стрелять не годятся». От тоски Левша всю дорогу пил с английским другом «полшкипером», заболел и по приезде в Россию оказался при смерти. Но до последней минуты жизни пытался донести до генералов секрет чистки ружей. А если бы довели слова Левши до Государя, то, как пишет

Главные герои

Среди героев рассказа есть вымышленные и есть реально существовавшие в истории личности, среди которых: два российских императора, Александр I и Николай I, атаман Войска Донского М. И. Платов, князь, агент русской разведки А.И. Чернышев, доктор медицины М. Д. Сольский (в рассказе - Мартын-Сольский), граф К. В. Нессельроде (в рассказе - Кисельвроде).

(Левша "безымянный" мастер за работой )

Главный герой - оружейных дел мастер, левша. Имени у него нет, только мастеровая особенность - работал он левой рукой. У лесковского Левши был прототип - Алексей Михайлович Сурнин, работавший оружейником, бывший на учебе в Англии и передавший после возвращения секреты дела русским мастерам. Не случайно автор не дал герою собственное имя, оставив нарицательное- Левша один из изображенных в разных произведениях тип праведника, с их самоотреченностью и жертвенностью. Личность героя имеет ярко выраженные национальные черты, но типаж выведен общечеловеческим, интернациональным.

Недаром единственный друг героя, о котором рассказано - представитель другой национальности. Это моряк с английского судна Полшкипер, сослуживший своему «камраду» Левше плохую службу. Чтобы рассеять тоску русского друга по родине Полшкипер заключил с ним пари, что перепьет Левшу. Большое количество выпитой водки и стало причиной болезни, а затем и смерти тоскующего героя.

Патриотизм Левши противопоставлен ложной приверженности интересам Отечества других героев рассказа. Император Александр I конфузится перед англичанами, когда Платов указывает ему, что и русские мастера могут делать вещи не хуже. У Николая I чувство патриотизма замешано на личном тщеславии. Да и самый яркий «патриот» в рассказе Платов таковым является только за границей, а приехав на родину, становится жестоким и грубым крепостником. Русским мастерам он не доверяет и боится, как бы они работу английскую не испортили и бриллиант не подменили.

Анализ произведения

(Блоха, подкованная Левшой )

Произведение отличается жанровым и повествовательным своеобразием. Оно напоминает по жанру русский сказ, основанный на легенде. В нем много фантазии и сказочности. К сюжетам русских сказкок есть и прямые отсылки. Так, император прячет подарок сначала в орешек, который кладет затем в золотую табакерку, а последнюю, в свою очередь, прячет в дорожную шкатулку, почти так же, как прячет сказочный Кащей иглу. В русских сказках цари традиционно описаны с иронией, как и в рассказе Лескова представлены оба императора.

Идеей рассказа становится судьба и место в государстве талантливого мастера. Все произведение пронизано мыслью, что талант в России беззащитен и не востребован. В интересах государства поддерживать его, оно же грубо губит талант, как будто это никому не нужный, повсеместно распространенный сорняк.

Другой идейной темой произведения стало противопоставление настоящего патриотизма народного героя тщеславию персонажей из высших слоев общества и самих правителей страны. Левша любит свое отечество самоотверженно и горячо. Представители знати ищут повод гордиться, но не дают себе труда сделать жизнь страны лучше. Это потребительское отношение и приводит к тому, что в конце произведения государство теряет еще один талант, который был брошен в жертву тщеславию сначала генерала, потом императора.

Рассказ «Левша» дал литературе образ еще одного праведника, теперь уже на мученическом пути служения русскому государству. Своеобразие языка произведения, его афористичность, яркость и точность формулировок позволили разобрать рассказ на цитаты, которые разошлись в народе.



Что еще почитать