Индивидуальность. Пути развития индивидуальности. Объектные и субъектные признаки человека-индивидуальности и понятие о нем Как подтвердить свои достижения


Новые социально-политические и экономические условия развития общества, востребовавшие от своих граждан проявления активности, инициативности, ответственности и риска, актуализировали проблему раскрытия индивидуальности, как социально ценной в своей неповторимости составляющей общей ментальности народа.

Индивидуальность

В многостороннем научном наследии Б.Г.Ананьева большое внимание было уделено проблемам индивидуальности, ее природе, месте в структуре личности, индивидуальным различиям и др. Его понимание индивидуальности в значении "закрытой" системы, в рамках которой внутренне взаимосвязываются и регулируются в неповторимой гармонии своих частей свойства индивида, субъекта различных деятельностей и личности с ее многоплановыми ролями, было созвучно идеям В.М.Бехтерева и С.Я.Рубинштейна.


Индивидуальность развивается из неповторимости и своеобразия морфологических, физиологических, психофизиологических свойств индивида, проявляющихся в способностях, разуме, чувствах, побуждениях, воле, характере. На основе природной неповторимости индивидуальности в результате онтогенетического самораскрытия субъектности индивида, целенаправленной (сознательной и неосознаваемой) работы "души" формируется психическая индивидуальность. В сложном взаимодействии внутреннего и внешнего мира, природного и социального создается определенное взаимосоответствие тенденций и потенций человека, кристаллизуются индивидуально своеобразные черты самосознания и "Я-концепции", как ядра индивидуальности и личности. Во внутренний мир личности Б.Г.Ананьев включал комплексы ценностей (жизненные планы и перспективы, глубокие личностные переживания), определенные организации образов ("портретов", "пейзажей", "сюжетов") и концептов, притязаний и самооценок. Степень насыщенности и напряженности деятельности внутреннего мира (переработка жизненного опыта, устойчивость собственных позиций и убеждений, пути самоопределения) является показателем духовного богатства индивидуальности, а ее жизненный путь - показатель уровня творчества и активности самовыражения. По мысли Б.Г.Ананьева, если принять, что личность - "это вершина всей структуры личностных свойств, то индивидуальность - это глубина личности и субъекта деятельности".

Индивидуальность и субъектная психическая активность

В настоящее время в связи с фундаментальной разработкой понятия "субъект психической активности" (К.Абульханова-Славская, А.Брушлинский, В.Слободчиков, В.Татенко и др.) проблемы раскрытия индивидуальности стали изучаться через механизм интенсивности и направленности субъектной психической активности человека. В этом аспекте исследований выработался теоретический подход, в соответствии с которым быть индивидуальностью - это иметь сформированное, зрелое "ядро субъектности", а быть субъектом - значит быть творцом своего жизненного пути.


Субъектная психическая активность, как внутренний творец индивидуальности, формирует неповторимую картину внутреннего мира, связанную с особенностями всех компонентов самосознания и структуры Я, и такую же субъективную картину мировосприятия и отражения мира. Поэтому влияние природной, социальной и воспитывающей среды, как правило, избирательно воспринимается индивидуальностью: какая-то информация совпадает с психологическими установками, целями, мотивами индивида, стимулируя развитие индивидуальности в определенном направлении. Иная внешняя информация или влияние не соответствуют внутренней ориентации индивида и потому оставляют его безразличным или вызывают внутреннюю реакцию сопротивления, не внося каких-либо изменений в развитие. Одним из ведущих свойств индивидуальности является ее способность сохраняться и саморазвиваться вопреки внешним влияниям, и в этом проявляется автономность ее внутреннего "замкнутого контура". Именно спонтанный характер проявления субъектной активности придает индивидуальности способность к своему сущностному, свободному и творческому самовыявлению на основе природных потенций.

Развитие индивидуальности

Обращаясь к развитию индивидуальности, В.А.Татенко выделяет два типа субъектных процессов, отражающих онтогенетическую динамику субъекта психической активности: процесс самодвижения и процесс саморазвития. Процесс самодвижения отражает онтогенетическую динамику субъектной активности в функционально-генетическом плане, который побуждает к самоосуществлению как возможности. В процессе самодвижения отсутствует разделение на цели и средства, причинно-следственные детерминации. Направляет этот процесс субъектный механизм самораскрытия на основе внутренних условий родовой программы развития. Самодвижение на определенной стадии онтогенеза становится внутренней причиной саморазвития. В нем уже сложилось ядро субъектной активности как механизм самораскрытия и операциональная система как способ саморазвития. Субъект, обусловливая развитие собственной психики, ядерным элементом которой он же сам и является, опосредованно влияет сам на себя.


Механизм саморазвития разворачивается на неосознаваемом и осознаваемом уровнях. С первого начинается саморазвитие психики плода от момента зачатия и внутриутробной жизни и длится до этапа достижения достаточной зрелости "ядра субъективности", способности к рефлексии и произвольной эмоционально-волевой саморегуляции. "Ядро субъективности", по определению В.Чудновского, есть средоточие внутренней активности, которая по мере созревания определяет весь процесс становления личности и ее внутреннего мира.


По мере созревания на соответствующих этапах онтогенеза субъекта психической активности неосознаваемый уровень саморазвития начинает вытесняться и в большей степени замещаться сознательным, целенаправленным личностным самотворчеством. Эти две формы саморазвития осуществляются на протяжении всего онтогенеза человека, вырабатывая механизмы адаптации к изменениям условий жизни, возрасту, социальным ролям и функциям. Субъект психической активности, помимо развертывания психических функций и новообразований в период роста и созревания индивида, постоянно ориентирован на поддержание психического мира индивидуальности и личности в ее социально-психологическом аспекте: обеспечение внутренней непротиворечивости "Я-концепции", избегание когнитивного диссонанса путем построения психологических защит или напряженной сознательной внутренней работы в направлении изменения иерархии потребностей, ценностных ориентаций, мотивационной сферы, желаний, стремлений в соответствии с реальными возможностями жизни.


Сознательный уровень саморазвития представлен в человеческой психике сложной операциональной структурой, которая реализуется через механизмы самопознания, практически охватывающие все познавательные процессы и механизмы их взаимодействия. В целом же саморазвитие со всеми его компонентами и формами осуществляется с помощью механизмов самодеятельности, включающих процессы самоопределения, целеполагание, выбор средств, принятие решения, оценивание, исполнение, анализ результатов достигнутого.


Индивидуальные различия в показателях интенсивности и направленности субъектной активности определяют различия в личностном саморазвитии. Можно допустить, что уровни интенсивности субъектной активности играют ведущую роль на психофизиологическом уровне структуры личности в плане влияния на скорость сенсомоторного реагирования, уровни чувствительности, психический темп, устойчивость концентрации внимания, действий, проявленность свойств темперамента, т.е. во всем том, что связано с психодинамикой.


Направленность субъектной активности в процессе саморазвития на разных этапах онтогенеза несет определенную смысловую нагрузку и влияет на качественные характеристики саморазвития, способствует развитию новых качеств, разворачивает содержательную картину психических новообразований, насыщает конкретным содержанием "ядро субъектности". Направленность субъектной активности придает процессу саморазвития индивида неповторимость и избирательность путей жизнетворчества, в основе которых лежит внутренняя картина мира.


Субъектность как фундаментальное свойство индивидуальности и личности первично формируется на основе внутренней направленности психической активности на процесс саморазвития, но позднее, по мере того, как она очерчивается в формах сознания, самосознания, рефлексии, эмоционально-волевого созревания. Она начинает сама направлять пути развития индивидуальности и личности.


Соотношение интенсивности и направленности саморазвития на уровне самосовершенствования характеризует значимость этой работы для индивидуальности и ценность личности в социуме. Развитая субъектность говорит о том, что все формы развития и уровни жизнедеятельности являются следствием внутренней работы индивида в форме целеполагания, целеустремленности, ответственности, инициативы, результатом субъектного анализа и соотношения "Я-концепции", "Я-реального" и "Я-идеального". Субъективное выделение мотивов, целей и смыслов превращает "потенциальные миры" индивидуальности в реальность. Развитие индивидуальности - это прежде всего саморазвитие индивида, нуждающееся в спонтанности, свободе, и содействовать ему можно только путем создания благоприятных условий раскрытия внутренней сущности на соответствующих этапах онтогенеза индивида.


В каком бы направлении ни возникала задача саморазвития, для индивидуальности типичной остается потребность быть самой собою, не стремиться к похожести на других, готовность найти свою колею и продвигаться ею в жизни. Путей для этого человечеством наработано много, но все они своей основой имеют некий сформулированный личностный смысл и концентрацию субъектной активности на его реализации. Практически это осуществляется путем активизации внутреннего психологического механизма совершения поступка как свободного выбора жизненно значимого действия: пробуждения потребности в самоизменении, формирования на ее основе мотива и цели саморазвития, выбора способов достижения результатов (систем, методов, методик), самоорганизации в пространстве и времени для их проработки и включения в свою жизнедеятельность как нового способа существования и, наконец, поэтапная оценка достигнутых результатов с чувством удовлетворения или неудовлетворения собой (В. Татенко).


Логика процесса саморазвития индивидуальности особая. Главная проблема состоит в том, чтобы, социализируясь, усваивать нормативное поведение общества и в то же время не утрачивать своего своеобразия. Именно это отметила Дж.Рейнуотер, говоря о том, что внутренние изменения совершаются с человеком тогда, когда он становится сам собой, а не тогда, когда он стремится быть, как другие.


Быть самим собой - значит быть своей сущностью, а сущность и личность относятся к разным психическим инстанциям, по определению А.Б.Орлова. Личность возникает и формируется в области предметного мира, существует в плане феноменов, тогда как сущность локализована на полюсе субъект-объектного взаимодействия, не имеет атрибутов и осуществляется в плане ноуменов, бытия.


Раскрытию субъектного потенциала индивидуальности помогают мировые системы эволюционного саморазвития, характеризующиеся целостностью и многогранностью влияния на уровень сознания и самосознания человека. Прежде всего эти системы выстраиваются на определенных философских и религиозных основах, устанавливающих модели моральных отношений к обществу, труду и людям.


Обязательной составляющей систем самосовершенствования являются правила психогигиены, которые дополняют методику психофизического развития рекомендациями по образу жизни, питанию, режиму дня, очищению организма и др. В правила психогигиены включается обучение правильному, здоровому мышлению, поскольку однозначно признается, что содержание и качество мыслей обусловливают состояние психофизического здоровья.


Каждая система имеет свои методы обучения управлению психической энергией, регуляцией субъектной активностью. Но при всем многообразии систем саморазвития в них есть общее, что можно отнести к закономерности. Речь идет об усиленной тренировке ряда психических процессов и состояний, определенный уровень развития которых является обязательным условием для результативности актуализации субъектного потенциала человека.


Одним из путей признается сознательная направленность субъекта психической активности на развитие представлений, которыми сопровождается выполнение любого психофизического упражнения. Идет развитие яркой образности и соответственно образного мышления как пускового механизма психической саморегуляции.


Второй важной составляющей психотренингов является выработка способности к достижению высокого уровня концентрации внимания на любом произвольно выбранном объекте и на уровне всех анализаторных систем (зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой, кинестетической и др.). Особое внимание уделяется выработке дисциплины ума с помощью различных приемов контроля за ходом мыслей и остановки их потока в сознании, достижения состояния "внутренней тишины" (медитативные практики). Названные психические процессы можно считать внутренними условиями раскрытия субъектного потенциала индивидуальности. Так развиваются способности к программированию психических и физических функций.


Говоря о пользе для общества создания условий развития индивидуальности, правомерно поставить вопрос о социальной престижности и социальной защите индивидуальностей. Это проблема как психологическая, так и социальная. Психологический аспект ее состоит в том, что в системе воспитания с раннего возраста и на протяжении жизни человека должны прививаться уважение и терпимость к "непохожести", "необычности" индивидуальности в различных ее проявлениях, не переходящих моральные и правовые нормы общества. Важно понимать, что оригинальность образа жизни, поведения и мышления может быть проявлением новаторства, идеи могут опережать время или быть ценным дополнением существующих правил. И вообще, каждый человек является индивидуальностью, только с разным уровнем ее развития и проявления своей субъектности. Субъектность индивидуальностей стимулирует к совершению поступков, порождает героев, вождей, пассионариев, творческий потенциал народов.


История показывает, что взаимоотношения индивидуальностей с обществом и государством бывают сложными и конфликтными. На государственном уровне управление ориентировано на "народные массы", т.е. "среднестатистическую личность", на которую рассчитываются все влияния и мероприятия. На уровне личности поведение человека регламентировано всей системой социально-психологического взаимодействия (социальными ролями, статусом, позицией, референтной группой) и определяется, по К.Юнгу, законами "коллективной психики".


Но индивидуальность руководствуется своим отношением к коллективным процессам, отождествление с которыми ведет к ее подавлению, а нереализованная субъектная активность, уже насыщенная социальным содержанием, может обусловливать развитие непродуктивных или деструктивных форм поведения человека.


Роли индивидуальностей в развитии народов, этносов и государств посвятил свои труды Л.Н.Гумилев. Ярко выраженную субъектную активность индивидуальности он назвал пассионарностью - способностью быть энергичной, высоко привлекательной персоной, одержимой какой-то новаторской, часто патриотической идеей. Такая высокая активность индивидуальности, которая не подчиняется законам коллективной психики и несет новую идею, способна поднимать и вести за собой народы, разрушать и создавать государства, совершать перевороты и революции или же явить миру творческого гения. Пассионарии стремятся изменить окружающий мир и делают это нередко ценой собственной жизни.


Итак, развитие индивидуальности - это сложный и трудный путь самораскрытия, который происходит на протяжении всей жизни человека. Развить и сохранить свою индивидуальность - это значит пройти путь индивидуации, стать отдельным существом в своей уникальности, стать собственной самостью и самоосуществиться в жизни.


Важнейшей потребностью, определяющей нацеленность лич­ности на успех, является потребность в достижении. Сущест­вуют две психологические теории, объясняющие ее природу. Первая из них говорит о главенствующей роли биогенетичес­ких факторов в формировании потребности в достижении; вторая - подчеркивает роль социальных факторов в форми­ровании этой потребности. В конце 70-х гг. американским психологом Ауке Теллегеном в исследованиях (на основе ме­тода сравнения однояйцовых близнецов) с использованием многоаспектного опросника, позволяющего оценить выра­женность у личности определенных черт характера, высококоррелирующих с проявлением потребности в достижении, был сделан следующий вывод: жажда успеха, честолюбие и склонность упорно добиваться цели на 46% определяются ге­нами, хотя в большей мере потребность в достижении форми­руется у личности под воздействием социальных факторов.

По мнению российского психолога Ю.М. Орлова, потреб­ность в достижении, в успехе - одна из фундаментальных со­циальных потребностей человека; она не наследуется, а фор­мируется под влиянием социогенных факторов и определяется как постоянное соревнование человека с самим собой в стрем­лении превзойти ранее достигнутый уровень исполнения, сде­лать что-то лучше, чем раньше, оригинально решить возник­шую проблему. Эта потребность побуждает личность ставить новые цели и стремиться к их реализации. Среди социальных потребностей личности чаще всего есть одна или несколько преобладающих, которые влияют на ее направленность, идеа­лы, жизненные цели, стремления. Если преобладает потреб­ность в достижении, то личность получает удовлетворение от восприятия разницы между старым и новым уровнем исполне­ния какой-либо деятельности, так как это различие имеет для нее особое эмоциональное значение. «Достигающей личнос­ти» нередко безразлично, что представляет собой эта деятель­ность, главное для нее - это возможность повысить уровень исполнения своих действий. «Достигающие личности» состав­ляют золотой фонд человечества», - утверждает Ю.М. Орлов.

Потребность в достижении начинает формироваться во взаимоотношениях ребенка с матерью. Сравнительные иссле­дования семей, где обоих родителей отличает высокая потреб­ность в достижении, показали, что их дети могут и не иметь ее в такой ярко выраженной степени. Более того, у детей, матери которых обладают очень сильной потребностью в достижении, эта потребность не развивается или развивается слабо поскольку матери с высокой потребностью в достижении ориентированы главным образом на успехи вне семьи. Им не удается сохранять необходимый уровень эмоциональных кон­тактов с ребенком, чтобы стимулировать в нем развитие этого качества. Наивысшая потребность в достижении наблюдается у детей, чьи матери имеют достаточно времени для общения с ребенком, особенно в дошкольном возрасте. Теплые эмоциональные отношения в семье, в частности между матерью и ре­бенком и между матерью и отцом, сочетающиеся с умеренной потребностью в достижениях у матери и демократической си­стемой социального контроля в семье, способствуют разви­тию у ребенка сильной потребности в достижении. В семьях с суровой дисциплиной и жестким контролем, ориентирован­ным на обнаружение ошибок и промахов в поведении детей, создаются условия, в которых эмоциональное значение нака­зания за неудачу становится больше эмоционального значе­ния поощрения за успех. Тогда потребность в достижении не формируется, а вместо нее складываются структуры защитно­го поведения, которые в психологии называют потребностью в избегании неудачи.



Итак, образ жизни, эмоциональные контакты в семье, в ча­стности любовь, создают именно ту атмосферу, в которой со­зревает человеческая потребность в достижении или в избегании неудачи.

Индивидуально-психологические особенности личности значимые в предрасположенности личности к успешному по ведению, неразрывно связаны с позитивным образом собственного Я. На основе обобщения огромного количества данных X. Хекхаузен заключил, что начиная с 2-3,5 лет в центр переживания ребенка находятся самостоятельно достигнуты результаты деятельности, хотя эти результаты еще не оцениваются как успех или неуспех. В возрасте 3,5 года у детей наблюдаются аффективные реакции на успех и неудачу. Постепенно ребенок учится воспринимать успех или неудачу, связывая их со своими собственными возможностями, однако, не различая вначале такие понятия, как «усилия» и «способности». Затем усилия и способности вычленяются из общего представления о возможностях и начинают восприниматься независимо друг от друга. В школьные годы (в ходе обучения) у ребенка склады­вается представление о связи между собственными возможно­стями и объективной трудностью задачи, что определяет субъ­ективную вероятность успеха. После 9- 10 лет ребенок в пол­ной мере овладевает понятием субъективной вероятности ус­пеха, которое предполагает отделение понятия «способности» от фактора «усилия». Начиная с 12 лет, дети уже в состоянии и в ситуации успеха, и в ситуации неудачи соотнести оценку сво­их усилий со своими способностями. Ребенок начинает объяс­нять успех или неудачу исходя из наличия или отсутствия уси­лий, из способностей, легкостью или трудностью задания, ве­зением или невезением. Д. Мак-Клелланд проследил развитие мотивации достижения у одних и тех же индивидов начиная с 7-8 лет вплоть до 20-летнего возраста и сделал вывод, что в ес­тественных условиях жизни человека мотив достижения суще­ственно не изменяется.

Таким образом, формирование у личности ориентации на успех, инициативы, самостоятельного жизнетворчества должно базироваться на более эффективном использовании всех социальных институтов, на выработке адекватных соци­альных стимулов поведения, ориентирующих личность на достижения с учетом различных путей ее развития. «Пере­программирование» поведения личности с «пораженческой» модели на «достиженческую» является решаемой задачей, но достижение позитивного результата на этом пути требует значительных усилий, так как связан с изменением многих мотивационных компонентов структуры личности, в целом всего образа Я.

Литература :

1.Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитанием., 1986. С. 119-246,352-366.

2.Маркова А.К, Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М. 1990. С. 49-127.

3.Орлов ЮМ. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. С. 52-73.

4.Хекхаузен X Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. 2. С. 78-145.


Деловые партнеры иногда интересуются достижениями друг друга. Тому, кто хоть раз на своем рабочем месте действовал целенаправленно, всегда будет что сказать. Главное понимать, что такое достижение. Здесь ответим на ряд вопросов, с которыми чаще всего сталкивается специалист. Что такое значимые достижения? Как определить и сформулировать основные, главные, высшие или выдающиеся достижения? Личные и профессиональные достижения - что писать в резюме? Какие достижения лучше указывать? Отвечаем по порядку.

Вы можете рассказать о целях своей профессиональной деятельности? Надеемся, что можете - все материалы сайта вам в помощь. Цели говорят о том, каких результатов человек хочет добиться. Это информация о будущем. Вопрос о достижениях предполагает рассказ о том, каких результатов удалось добиться. Это информация о прошлом, свершившемся, уже достигнутом к настоящему моменту. Если вы хотя бы раз ставили перед собой ясные, четкие цели и хотя бы раз их успешно достигали, получая тот результат, который изначально планировали, то знаете главное. В целом, достижение - это ранее запланированный и к настоящему времени успешно достигнутый результат.

Между целями в работе и достижениями в работе очень много общего. Существенная разница - время. Цели отражают цифры и факты, которые необходимо получить за определенный период (или к определенному сроку), и заявляются, как правило, в будущем времени. Достижения отражают цифры и факты, которые были получены специалистом в определенный период своей деятельности, и заявляются, как правило, в прошедшем времени. Принципы формулировки сообщений о целях и достижениях очень похожи. Хотите пример? В качестве примера приведем два предложения. Задание: постарайтесь не догадаться где заявлен планируемый, а где полученный результат.

  • к третьему кварталу текущего (2006) года разработать систему технического оповещения о концентрации в воздухе... выше предельно допустимых норм;
  • во втором квартале текущего (2006) года разработана система технического оповещения о концентрации в воздухе... выше предельно допустимых норм.

Справились с заданием? Нет? Отлично. Вероятно, вы прекрасно владеете информацией о том, как правильно сформулировать информацию о достигнутом результате. А сейчас отметим главное.

Когда в резюме или на собеседовании возникает вопрос о достижениях, это значит, что просят рассказать о результатах, которые получены вами в работе в определенный период времени. Например, на прежнем рабочем месте или в прежней должности, в ходе работы над определенной темой или в результате решения определенных проблем и задач - в зависимости от того, о каком конкретно периоде спрашивают. Иногда в вопросе о достижениях такой период не обозначается явно. Это значит, что запрашиваемый период - вся ваша трудовая деятельность.

Готовим предварительный список достижений

Чтобы понять, какими достижениями обладаете сегодня, можно проделать простую вещь. Взять список прежних целей, которые вы ставили перед собой в запрашиваемые периоды профессиональной деятельности. Отобрать из них достигнутые. Переписать их формулировки в прошедшем времени. Первая часть материала готова.

Теперь припомните, не случалось ли вам когда-нибудь на пути к запланированному результату получать результаты незапланированные, но неожиданно важные, имеющие существенное значение для кого-то или чего-то? - для кого или чего именно пока безразлично. Случалось? Тогда их тоже запишите. Вторая часть материала готова.

По сути, у вас получился список полученных результатов в разные периоды вашей профессиональной деятельности. Для чего заявляются такие списки? Вашего делового партнера интересует чем вы можете оказаться полезны для него, организации, целевых групп. Владельцем каких внутренних богатств и активных ресурсов являетесь. Именно активных, которые уже позволили вам достичь определенных результатов. Пассивные ресурсы - которые «теоретически» вроде бы есть, но фактически не используются, - реальных деловых партнеров интересуют не всегда. Почему?

От того, что вы владеете, к примеру, какими-то знаниями и навыками, вашим коллегам, клиентам и т.д. ни жарко, ни холодно. Владеете, и замечательно. Ваши знания и навыки становятся интересны, когда с их помощью удается достичь нужного результата. Тогда вы демонстрируете наличие, качество и пользу своего ресурса - ресурса, который действительно есть, который вы с удовольствием используете и который постоянно оттачивается в опыте. Тогда речь идет о специальных знаниях и ключевых навыках, которые позволили вам получить то, о чем вы рассказываете. Информация о достижениях говорит гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Имея список своих достижений и рассказывая о них в резюме или на собеседовании, вы информируете реального или потенциального делового партнера о двух вещах. О том, каких результатов смогли достичь сами или помогли достичь другим (какие надежды на вас можно возложить, в чем вы можете оказаться особенно полезны). О том, какими активными ресурсами (способностями, возможностями, знаниями, навыками) располагаете, чтобы достичь подобных или других нужных компании результатов.

Выбираем значимые

Итак, мы с вами составили предварительный список результатов профессиональной деятельности. Теперь среди них будем искать настоящие достижения. Готовы?..

Что такое и какие бывают значимые достижения? Люди по-разному оценивают значимость того или иного результата в своей работе. Поэтому каждый специалист самостоятельно принимает решение, о каком из них стоит рассказывать. Однако, говоря о достижении, стоит помнить о двух вещах.

1) . Это должен быть результат, который оказался для кого-то полезным - важным, нужным, имеющим определенное значение для конкретного человека, группы людей или компании в целом.

В зависимости от того, кому именно результат работы, о котором вы рассказываете, принес больше пользы (оказался более важен), он может быть отнесен к одной из двух категорий:

  • личное достижение;
  • профессиональное достижение.

2. Результаты, которые могут, но пока еще не принесли пользу другим людям. Даже если речь идет об уникальном открытии, знании, изобретении или создании чего-либо, что рождает в вас чувство профессиональной гордости и потенциально имеет большое значение для других, но еще не востребовано ими, еще не принесло им конкретной пользы, такой результат на данный момент времени должен именоваться личным достижением в профессиональной деятельности. Помните, что вопрос о достижении касается уже полученного. Здесь важно не впадать в иллюзии, а объективно оценивать, чем действительно располагаете сегодня. В данном случае сегодня вы располагаете чем-то, что может помочь кому-то завтра. Ключевые словосочетания: «вы располагаете» и «может помочь кому-то». Несмотря на то, что подобные результаты работы относятся к категории личных достижений, для ваших потенциальных партнеров они могут оказаться важным конкурентным преимуществом.

Будем рады видеть в комментариях информацию о ваших профессиональных достижениях.


Одним из проблемных пунктов для соискателей является графа «Достижения». Не стоит прислушиваться к заложенной с детства установке, что хвастаться не хорошо, это не тот случай. Лучше посмотреть примеры профессиональных достижений в резюме и отталкиваться от них, ориентируясь на свой личный опыт.

Возможные варианты

Найти образец достижений практически нереально, но есть основные моменты, на которые можно ориентироваться при заполнении указанной графы. Например, для сферы торговли подойдут такие формулировки:

  • увеличил объем продаж сверх установленной нормы на 15% за последние полгода работы на должности продавца;
  • сохранил всех основных клиентов в кризисный период;
  • обеспечил расширение рынка сбыта за счет развития сети филиалов в районных центрах, что способствовало увеличению прибыли компании на 11%;
  • отвоевал ранее занятые конкурентами ниши в крупных торговых сетях, увеличив продажи в 1,3 раза;
  • разработал новую тактику поиска покупателей, что позволило за год работы привлечь более 50 новых клиентов, 6 из которых являются крупными;
  • неоднократно по результатам организованных опросов входил в тройку лидеров по качеству обслуживания клиентов в качестве оператора колл-центра.

Для людей, работа которых связана с бумагами, ведением учета, планированием можно использовать такой пример:

  • на должности главного бухгалтера успешно прошла 3 налоговые проверки;
  • ускорил документооборот на предприятии путем введения и разработки совместно с отделом программирования электронной базы;
  • организовал успешный переход крупного предприятия с версии 1С:Бухгалтерия 7.7 на 8.3;
  • нашел несоответствие в себестоимости продукции, из-за которого завышалась ее цена и делала продукт неконкурентоспособным, исправление ошибки привело к переоценке стоимости и возобновлению продаж;
  • повысил эффективность работы планового отдела на 80% за счет внедрения автоматизации расчетов, это позволило сократить штат экономистов в 2 раза.

Специалисты в сфере компьютерных технологий в зависимости от своей специализации могут выбрать, что писать, из такого списка:

  • повысил эффективность работы компании путем налаживания функционирования серверов, благодаря этому число аварийных сбоев сократилось в 3 раза;
  • провел эффективный анализ технического обеспечения компании и смог сократить 20% средств, выделенных на приобретение новой техники;
  • командой под моим руководством был разработан интернет-магазин компании и продвинут в ТОПы поисковых систем;
  • создал программу, позволяющую оптимизировать документооборот на предприятии;
  • обеспечил возможность контроля, ограничил доступ к ресурсам, тематика которых не связана с профессиональной деятельностью.

Грамотная формулировка

Указывая свои достижения, не забывайте, что они должны отражать не ваши повседневные обязанности, а именно то, что выходит за их границы. Они должны показывать, что специалист проявил инициативу или выполнил указание руководителя, которое выходило за рамки его предыдущего опыта.

Описывая достижения важно понимать, что потенциальный работодатель должен увидеть проблему и ваши действия. Важен также полученный результат.

Например, эта формулировка прослеживается в таких вариациях:

  • внедрил систему спутникового контроля за торговыми агентами, что позволило повысить эффективность продаж на 23% за год;
  • обучил за 2 недели новых сотрудников так, что позволило им сразу же выйти на установленный в компании уровень продаж;
  • провел тренинг по обслуживанию клиентов, объяснил основные функции менеджера, благодаря этому количество купленных туристических туров увеличилось на 18% по сравнению с таким же периодом в прошлом году;
  • руководя отделом доставки смог добиться сокращения сроков обработки заказов в 2 раза с помощью введения системы логистики и обучения персонала;
  • организовал и провел полномасштабное исследование рынка кисломолочной продукции в городе, что дало возможность внедрить новый продукт;
  • провел успешные переговоры, благодаря которым поставщик предоставил скидку, и компания смогла сэкономить более 7% от суммы, выделенной на установку нового программного обеспечения.

Такие формулировки дают будущему работодателю увидеть ваши достижения в работе, для резюме они должны быть сформулированы кратко и четко.

Стоит ли добавлять себе заслуги

Если вы хотите получить должность, то учтите, работодатели заинтересованы в подборе профессионалов. Если вам нечем похвастаться, вы кардинально меняете сферу деятельности или впервые трудоустраиваетесь, то лучше эту графу вовсе пропустить.

Учтите, любые достижения рекрутер в состоянии проверить, будь-то:

  • повышение продаж на 40% благодаря изменению стратегии ведения переговоров;
  • введение автоматизации учета на розничных торговых точках;
  • разработка новых продуктов на должности технолога;
  • введение новой системы стимулирования труда, повышающей производительность рабочих.

Работодатель вряд ли захочет брать на работу человека, который приписал себе несуществующие достижения в резюме, пытаясь тем самым повысить вероятность трудоустройства.

Размытые фразы в резюме

Рекрутер хочет в резюме видеть реальные достижения, а не общие формулировки. Существует перечень фраз, какие лучше не использовать. Среди них:

  • повышение эффективности работы отдела;
  • создал новый отдел и наладил его работу с «0»;
  • проводил обучение новых сотрудников;
  • качественно выполнял свою работу;
  • за 4 года работы не получил ни одного выговора;
  • обеспечение роста продаж в установленном регионе;
  • ведение учета на закрепленном участке.

Такие формулировки не привлекут кадровика. Они просто дают понять, что человек ходил на работу и делал порученные задания. Это совсем не те достижения, какие можно указать в резюме и на которые должен обратить внимание работодатель. В этой графе необходима конкретика с указанием внедренных программ, процентов повышения продаж, количества привлеченных клиентов, уровня роста прибыли предприятия, которые можно отнести к списку ваших достижений.

Инструкция

В человеке всегда присутствуют несколько начал, составляющих грани его личности: животные инстинкты, следование общественным установкам и индивидуальные черты. Многие люди, весьма преуспевшие в жизни, вместе с тем чувствуют, что с течением времени, находясь в рамках социальных институтов (семьи, образовательных учреждений, затем – корпораций), теряют свои уникальные стороны характера, под давлением внешних обстоятельств перестают быть собой.

Осознание проблемы и есть первый шаг на пути к ее решению. Если вы хотите развить индивидуальность, вспомните свои начинания детских и юношеских лет. Педагогика считает творчество одним из важнейших способов развития личности ребенка. Почему бы не перенести эту практику на взрослых? Тем более что в настоящее время работает множество студий и секций, направленных на развитие собственного «я»: художественные, танцевальные, театральные, вокальные.

Прекратите стесняться. Индивидуальность суть совокупность черт, поведенческих реакций, собственный стиль, манера речи, жесты и сотни других мелочей, из которых складывается целостная картина. Никто не заметит вашу личность, если вы будете ее старательно прятать. Не пытайтесь быть похожим на других, выражайте свою точку зрения, вступайте в дискуссии, предлагайте собственные варианты – скорее всего, найдутся люди, готовые следовать за вами и подражать вам.

Работайте над собой. Следите за внешностью, ибо неопрятный вид, запущенная фигура, подобранная безо всякого стиля и лоска одежда не способствуют уверенности в себе. Развивайте речевые навыки: научитесь рассказывать анекдоты и забавные истории, пробуйте выступать на публике (произносить тосты на праздниках, зачитывать отчеты на совещаниях и пр.)

Обратите внимание

Отечественный психолог Борис Ананьев признаками зрелой личности считал целостность, автономность, творчество, неповторимость. Найти индивидуальность где-то вне себя невозможно, это ваша собственная способность составлять суждения обо всем, принимать решения, нестандартно мыслить и поступать.



Что еще почитать