Пути достижения предметных результатов на уроках физики. Метапредметный подход на уроках физики. Три уровня компетенции


2


Обеспечение достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы реализуется путем включения в содержание и методический аппарат учебных текстов и заданий, направленных на реализацию требований.,


Единая методологическая основа системно-деятельностный подход Методические принципы построения системы: практическая направленность содержания учебного материала на связь с реальной действительностью, опора на социальный опыт ученика; связь учебного материала одного предмета с другими школьными предметами, в том числе в целях формирования УУД; ориентация учебного материала, способов его представления и используемых методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность; обеспечение возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной; возможности для дифференцированного и личностно ориентированного обучения школьников, реализации педагогики сотрудничества; обеспечение возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира; возможность использования творческих, проектных заданий, практических работ; использование возможностей современных информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов. Система учебников «Алгоритм успеха»


Методические особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС ООО и ФГОС СОО 1. Новая система оценивания УУД в образовательном пространстве школы 2. Требования ФГОС ООО и ФГОС СОО современному уроку 3. Формирование УУД при: обучении физике на примере УМК «Физика 7-11» авторов А.В.Грачева и др. обучении математике на примере УМК «Математика 5-6», «Алгебра. 7» и «Геометрия, 7» (авторы Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.




Виды универсальных учебных действий Личностные внутренняя позиция; мотивация; нравственно-этическая оценка Регулятивные целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Познавательные общеучебные; логические постановка и решение проблем Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; лидерство и согласование действий с партнёром; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли



Оценка сформированности отдельных личностных результатов: готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории, выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках системы общего образования прилежание и ответственность за результаты обучения соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении Личностные качества


Особенности оценки метапредметных результатов Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Основные объекты оценки метапредметных результатов: Способность и готовность к освоению систематичес- ких знаний, их самостоятель -ному пополнению, переносу и интеграции способность к сотрудничеству и коммуникации способность к само- организации, саморегуляции и рефлексии способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития


Задачи контрольно-оценочных действий педагогов 1) создать следующие условия для полноценной оценки самим учащимся своих результатов: требования к результату изучения темы (оценочный лист); задания для самоконтроля учащихся своих действий в ходе изучения темы; задания для расширения, углубления отдельных вопросов темы; содержание проверочных, стартовых и итоговых работ (проектных задач); место и время, где можно предъявить результаты («продукты») деятельности учащихся; способы перевода качественных характеристик учения в количественные. 2) обеспечить самоконтроль выполнения всех указанных выше условий.


Контакты Методист-физик ИЦ «Вентана-Граф» Елькина Галина Владимировна Интернет-магазин vgf.ru

Диагностика метапредметных результатов. Достижение метапредметных результатов – освоение межпредметных понятий и овладение ОУУ (познавательные, коммуникативные и регулятивные). Виды диагностик. ОЦЕНКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ Грамотность чтения (изд-во «Просвещение»). Пример 1 Познавательные ОУУ: чтение, работа с информацией, общелогические умения, методологические умения. Пример 2 ОЦЕНКА В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ Коммуникативные и регулятивные ОУУ – проектная деятельность. Пример 3.

Картинка 13 из презентации «Оценки по физике» к урокам физики на тему «Обучение физике»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока физики, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Оценки по физике.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 714 КБ.

Скачать презентацию

Обучение физике

«Формы и методы обучения физике» - Новизна материала. Творческие задания. Необходимость учебных занятий. Приемы повышения интереса к изучению предмета. Дидактические игры. Использование различных приемов для повышения интереса к изучению физики. Три времени года. Родная мать. Информационные технологии. Дифференцированный подход. Постановка проблемы перед изучением новой темы.

«Методы обучения физике» - Эвристическая беседа. Содержание учебного материала. Работа с кроссвордами по физике. Две стороны занимательности. Формирование познавательных интересов. Уроки-семинары. Схема воспитания у учащихся увлечения учебным предметом. Ситуативный интерес. Организация учебной деятельности. Основная цель обучения.

«Мышление на уроках физики» - Приемы и методы развития пространственного мышления. Формированию многоаспектности. Педагогическая идея. Результативность. Мониторинг качества знаний. Образное мышление на уроках физики. Структура пространственного мышления. Теоретическая база опыта. Условия возникновения. Визитная карточка. Трудоемкость.

«Контроль по физике» - Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, предлагаю проверенный на практике способ достижения прочных знаний всего основного материала. Различные формы проведения фронтального опроса по физике. Тема « Закон Ома для участка цепи». Расчетные задачи. Проведение опроса в быстром темпе. Через небольшой промежуток времени (учебной четверти, полугодия) ученики плохо помнят усвоенный ранее материал.

««Физика» Тихомирова и Яворский» - Физика и оборона страны. Рабочая тетрадь. Понимать важнее, чем знать. Минимизация учебника. УМК по физике под редакцией Тихомировой С.А. и Яворского Б.М.. Поезд мчится, дорожная пыль не намокла. Чем привлек УМК под редакцией Тихомировой С.А. и Б.М Яворского. Вверх по дереву поднимаются две гусеницы с одинаковой по модулю скоростью.

«Оценки по физике» - Система оценки. Оценка достижения предметных результатов. Примеры заданий для итогового контроля. Основные показатели. Итоговая оценка. Диагностика метапредметных результатов. Три системы требований. ФГОС. Подходы к диагностике учебных достижений по физике. Круг задач. Планируемые результаты. Физика.

Всего в теме 24 презентации

Повышение квалификации учителей включает в себя несколько мероприятий. Одним из них выступает анализ уровня освоения общих программ. Его разработка основывается на представлении о составе и структуре результатов общего обучения. Рассмотрим их подробнее.

Общие проблемы

Они представляют собой универсальные виды деятельности. Сегодня школа все еще продолжает ориентироваться на предметные результаты. Она выпускает в настоящее время хороших исполнителей. Между тем современность ставит несколько иные задачи. Для их реализации необходимо качественное повышение квалификации учителей. Современность требует людей, готовых к самосовершенствованию, самостоятельному принятию решений. Человек, вышедший из школы, должен уметь учиться, воспринимать новые знания в постоянно изменяющихся условиях жизни. Перед педагогами стоит актуальная задача - развить у детей способность к самостоятельному успешному усвоению новых компетенций. Ее реализация сопровождается освоением Стандарт образования, действующий сегодня, устанавливает определенные требования. Их исполнение позволяет решить вставшие перед педагогом проблемы.

Метапредметные результаты (ФГОС)

Предполагаемыми итогами освоения программ выступает формирование:

  1. Умений планировать неречевое и речевое поведение.
  2. Коммуникативной компетенции.
  3. Умений четко устанавливать сферы знаемого и незнаемого.
  4. Способности ставить цели и формулировать задачи для их достижения, планировать последовательность и прогнозировать итоги действий и всей работы в целом, анализировать полученные результаты (и отрицательные, и положительные), делать соответствующие выводы (промежуточные и конечные), корректировать планы, устанавливать новые индивидуальные показатели.
  5. Исследовательских действий. К ним, в числе прочего, относят навыки работы с данными (способность извлекать сведения из различных источников, систематизировать и анализировать их, представлять разными способами).
  6. Умений вести самонаблюдение, самооценку, самоконтроль в ходе коммуникативной деятельности.
  7. Навыков смыслового чтения. К ним относят способность определять тему, выделять ключевую мысль, прогнозировать содержание по заголовку, основным словам, определять главные факты, прослеживать логическую связь между ними.

Метапредметные результаты обучения выступают в качестве "мостов", соединяющих все источники знаний.

Понятие

Стандарт образования предлагает качественно новый подход к Он предполагает устранение расколотости, разобщенности и оторванности различных научных дисциплин друг от друга. Метапредметы выступают в качестве новой специфической формы обучения. Она формируется поверх традиционных общих дисциплин. В основе метапредметного подхода лежит мыследеятельностный вид интеграции материала. Он также предполагает рефлексивную форму отношений к базовым элементам мышления. Любой метапредметный урок способствует развитию навыков самостоятельного освоения знаний. Здесь формируются условия для начала рефлексии ребенка. Он должен реагировать на собственные действия, осознавать, что он делал, как и что получил в итоге.

Универсальность подхода

Министерство образования, разрабатывая новые требования, исходит из существующих сегодня общественно-экономических условий. Универсальность предлагаемых подходов состоит в том, что дети получают знания об общих схемах, техниках, приемах, образцах мышления, лежащими над дисциплинами, но воспроизводящимися при работе с ними. Принцип метапредметности состоит в акцентировании внимания обучающихся на способах обработки и представления данных при изучении большого объема разнородного материала. В качестве ключевой компетенции выступает способность самостоятельно усваивать знания. Министерство образования, формулируя новые требования, ориентируется на необходимость активного получения детьми социального опыта, способности к самосовершенствованию и саморазвитию.

Особенности анализа

Оценка метапредметных результатов представлена в качестве проверки планируемых показателей. Они представлены в разделах универсальных действий:

  1. Регулятивных.
  2. Коммуникативных.
  3. Познавательных.

Метапредметные результаты - это не только универсальные приемы для осуществления действий. Они выступают и как способы регуляции поведения, включая планирование, коррекцию и контроль. Достижение метапредметных результатов становится возможным благодаря основным компонентам педагогического процесса. Речь обо всех дисциплинах, базисном плане. Метапредметные результаты - это навыки, которые используют школьники при получении и усвоении знаний. Они применяют их и при решении проблем, возникающих в реальных условиях жизни.

Объекты анализа

Основное направление, в рамках которого анализируются метапредметные результаты, - это область формирования ряда познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД. В их числе, в частности, умственные действия детей, ориентированные на проверку и управление своей работой. Оценке подвергаются:

  1. Способность воспринимать и сохранять учебные задачи и цель, самостоятельно трансформировать практическую проблему в познавательную.
  2. Навыки планирования своей работы, поиска способов ее выполнения. Эти способности развиваются в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации.
  3. Умение контролировать и адекватно оценивать собственные действия, корректировать их осуществление с учетом характера совершенных ошибок.
  4. Способность проявлять самостоятельность и инициативу в процессе усвоения материала.
  5. Умение вести поиск информации, сбор и выделение существенных сведений из разных источников.
  6. Способность использовать в работе знаковые и символические средства для моделирования изучаемых процессов и объектов, создания схем решения практических и познавательных задач.
  7. Умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом.
  8. Способность проводить логические операции анализа, сравнения, классификации, обобщения по родовым критериям.
  9. Умение нести ответственность за результаты действий.

Специфика

Метапредметные результаты - это, по сути, ориентировочные действия. Они формируют психологическую основу и выступают как важнейшее условие успешности при решении школьниками поставленных перед ними задач. По своей природе они выступают как личностные результаты каждого ребенка. Из этого следует, что уровень их развития может подвергаться качественному измерению и анализу.

Варианты проверки

Личностные результаты могут анализироваться в ходе выполнения диагностических, специально сконструированных задач. Они ориентированы на проверку степени сформированности определенного вида УУД. Достижение результатов можно рассматривать в качестве инструментальной основы и условия успешности реализации познавательных и практических задач. Это означает, что в зависимости от показателей проверочных работ по математике, русскому и прочим дисциплинам с учетом ошибок, которые были допущены, можно сформировать вывод о степени развитости УУД. Достижение результатов может также проявляться в успешности исполнения комплексных задач на межпредметной основе. Таким образом, существует несколько процедур, в рамках которых можно провести анализ.

Начальная школа

Образование в младшем возрасте предполагает формирование способности ребенка к саморегуляции и принятие им ответственности за собственные поступки. В начальной школе выделяют регулятивные УУД, отражающие суть К ним относят умения:

  1. Принимать и сохранять цели, следовать им в процессе учебной работы.
  2. Действовать по определенному плану.
  3. Преодолевать непроизвольность и импульсивность.
  4. Контролировать ход и результаты деятельности.
  5. Различать объективные трудности в задачах и процессе усвоения знаний.
  6. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Кроме этого, метапредметные результаты показывают степень сформированности настойчивости и целеустремленности, жизненного оптимизма, подготовленности к трудностям.

Контроль

В качестве основных методов выступают тестирование, проектирование, наблюдение. Контроль может осуществляться в разных формах. Он может быть:

  1. Фронтальным.
  2. Индивидуальным.
  3. Групповым.
  4. В виде письменного опроса.
  5. Персонифицированным и неперсонифицированным.

В качестве инструментов выступают:

  1. Карта наблюдений.
  2. Задания УУД.
  3. Дневник (лист) самооценки.
  4. Тест.
  5. Карта мониторинга.

Три уровня компетенции

На первой ступени приобретаются регулятивные навыки:


Второй уровень предполагает получение познавательных способностей:

  1. Принимать и сохранять учебные цели.
  2. Трансформировать практические задачи в познавательные.
  3. Работать с информацией и ее источниками.
  4. Проявлять самостоятельность и инициативу.
  5. Использовать символические и знаковые средства.

На третьем уровне (коммуникативном) дети учатся:

  1. Взаимодействовать с преподавателем и сверстниками в процессе решения задач.
  2. Слушать и включаться в диалог.
  3. Участвовать в групповом обсуждении вопроса.
  4. Интегрироваться в коллектив сверстников, выстраивать продуктивное сотрудничество и взаимодействие.
  5. Владеть монологической и диалогической речи.
  6. Выражать и отстаивать свое мнение, принимать другое.

Итоги работы

По окончании курса у школьников должны сформироваться регулятивные УУД, с помощью которых дети:

  1. Самостоятельно организуют рабочее место.
  2. Следуют плану внеучебной и
  3. Определяют с помощью педагога.
  4. Следуют инструкциям преподавателя, алгоритмам, описывающим стандартные действия.
  5. Определяют план решения задач на уроках, в рамках внеклассной деятельности, в различных жизненных ситуациях в процессе взаимодействия с педагогом.
  6. Корректируют выполнение заданий.

С помощью сформированных познавательных УУД учащиеся:


Используя коммуникативные УУД, дети:

  1. Соблюдают в повседневной жизни правила и нормы этикета при общении.
  2. Читают про себя и вслух тексты из учебников, научно-популярных и художественных книг, понимают содержание, в том числе по заголовку.
  3. Оформляют свои мысли письменно или устно, учитывая собственные школьные и жизненные речевые ситуации.
  4. Участвуют в диалогах.

При итоговой проверке уровня освоения основной программы школьниками анализируются результаты, необходимые для продолжения обучения.

Заключение

Как видно, метапредметные результаты тесно связаны со всеми направлениями воспитательной и педагогической работы. В настоящее время они имеют ключевое значение для формирования необходимых навыков у школьников любого возраста. Метапредметы выражают идею рефлективности относительно дисциплин. Как правило, ребенок, изучая материал по химии, физике, истории, биологии и пр., запоминает ключевые определения и понятия. На метапредметных уроках он делает другое. Школьник не запоминает, а прослеживает происхождение этих основных терминов и определений. Фактически он снова открывает эту сферу знаний для себя. Перед школьником разворачивается весь процесс появления тех или иных событий, объектов. На практике он заново открывает то, что стало известно в далекое время, восстанавливает и определяет форму существования этого знания. Однако это только начальный уровень. Проделав работу с различным предметным материалов, школьник формирует осознанное отношение не к какому-то конкретному понятию, а к способу своей познавательной деятельности. Совершенствуя свои навыки, ребенок быстрее начинает ориентироваться в материале. Проявляя самостоятельность и инициативу, он ищет новые источники информации, собирает и обобщает найденные сведения, сравнивает их с полученными данными на уроках.

Также очень важно для педагога установить тесный контакт с ребенком. Это особенно актуально на начальном этапе формирования УУД. От этого во многом будет зависеть стремление детей к дальнейшему самосовершенствованию, саморазвитию. В этой связи при работе нельзя акцентировать внимание на формирование конкретного навыка. Их развитие должно идти в комплексе и постоянно. Для успешной реализации задач учителю необходимо анализировать свою работу и деятельность школьников. С учетом тех или иных показателей должен формироваться план на предстоящий год.

«Оценка достижений метапредметных результатов, учащихся по физике в соответствии с ФГОС ООО»

Смертина Елена Васильевна
учитель физики
МКОУ СОШ с УИОП
п.г.т. Мурыгино Юрьянского района
Кировской области

«Доводы, до которых человек додумывается сам
обычно убеждают его больше, нежели те,
которые пришли в голову другим»
Б. Паскаль.

Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования содержат систему требований к результатам освоения основной образовательной программы, к структуре программы и к условиям ее реализации. Основанием для разработки системы оценки учебных достижений являются требования к результатам освоения основной образовательной программы.

Требования к образовательным результатам предъявлены в стандарте в трех категориях:

личностные (воспитание гражданской идентичности, готовности к самооб-разованию, формирование целостного мировоззрения, коммуникативной компетентности, толерантности, освоение социальных норм, правил безо-пасного поведения и т.д.);

метапредметные (умения определять цели обучения, планировать пути их достижения, оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, владеть смысловым чтением, ИКТ-компетенции и т.д.);

предметные (цели-результаты по предметным областям и предметам)

Рассмотрим требованиях ФГОС к метапредметным результатам обучения. В настоящее время метапредметные результаты рассматриваются в качестве приоритетных результатов обучения, поскольку отражают интегральные способы деятельности, позволяющие оценить возможности учащихся использовать знания и умения как в «типовых» учебных задачах, так и на широком поле жизненных ситуаций. Эффективность обучения определяется не столько полнотой и систематичностью знаний, сколько способностью учащихся оперировать имеющимся запасом предметных знаний в новых ситуациях, в том числе и при решении проблем, возникающих в окружающей действительности. Метапредметные результаты рассматриваются в ФГОС основного и среднего общего образования как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

К метапредметным результатам на ступени основного общего образования относят освоение обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной,

познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. На ступени среднего образования к перечисленным выше требованиям добавляется «владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности».

Выделяют основные группы межпредметных понятий. Основанием для выделения межпредметных понятий в естественнонаучном образовании, являются атрибуты объекта познания – материального мира, природы. Для предметов естественнонаучного цикла такими атрибутами выступают следующие:


  • вещество и поле (как основные виды материи),

  • движение (способ существования материи),

  • взаимодействие (связь материальных объектов),

  • пространство и время (формы существования материи).
Вторая часть метапредметных результатов – универсальные учебные действия – представляет собой обширный спектр умений, формируемых в процессе как учебной, так и внеурочной деятельности.
Оценка метопредметных результатов учащихся:

1) самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать владение основами самоконтроля, самооценки.

Для развития оценочной самостоятельности можно применить критериальную оценку результатов учебной деятельности школьников, позволяющую развивать субъектную позицию ученика, формирует интерес и умение учиться, что делает ученика успешным в учёбе.

Критериальная оценка лабораторных работ.

Критерии оценивания лабораторных работ выдаются учащимся в начале урока. Они могут быть использованы как руководство к действию наряду с текстом учебника, описывающим конкретную работу. Критерии являются общими для всех лабораторных работ.

Например следующие критерии


  • Запись темы лабораторной работы, ее цели, оборудования. Оформление таблицы для записи результатов опыта (если есть).

  • Соблюдение парой правил техники безопасности. Сдача оборудования по окончании работы.

  • Измерение всех необходимых физических величин.

  • Запись данных в таблицу в требуемых единицах с учетом погрешности измерения.

  • Запись расчетных формул. Верное выполнение всех расчетов.

  • Формулирование и запись вывода на основании наблюдений и полученных данных (обратить).
Критерии, от работы к работе, не изменяются, формируется единство требований. Но изучение некоторых разделов физики добавляет отдельные критерии к списку.

Например, в работах по электричеству необходим такой критерий: начертить схему данного опыта, указать полярность у источника тока, амперметра, вольтметра и направление тока в цепи. При проведении работ по оптике: построить ход лучей в тонкой линзе и получить изображение предмета.

Каждый критерий оценивать двумя баллами. В случае, если он выполнен не полностью, что в лабораторных работах бывает довольно часто, можно заработать один балл. Используя конкретно прописанные критерии ребята могут оценивать себя сами. И это необходимый элемент в формировании учебной самостоятельности учащихся.
Примеры:

Критерии оценивания выступления


  • Соответствие материала теме

  • Степень владения материалом

  • Логика изложения материала

  • Соблюдение регламента

  • Культура речи
Критерии оценивания презентации.

  • Информативность

  • Соответствие теме

  • Качество иллюстративного материала

  • Логика составления презентации

  • Оформление работы

2)универсальные учебные действия

В программе для основной школы есть и специальные планируемые результаты интегрированного характера «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом», которые описывают основные читательские умения, формируемые в различных предметах на данной ступени образования.

Эти планируемые результаты сформулированы как итоговые для выпускников основной школы, то в полной мере они могут проверяться лишь в конце девятого класса или в начале обучения в десятом классе.

Выделяют два объекта:

Умения по работе с текстами физического содержания (ГИА 9 класс задания с развёрнутым ответом)

Умения по работе с графической информацией.

На содержании физики в наибольшей степени формируются умения по работе со следующими видами графической информации:


  • Графики (различных зависимостей физических величин). Особенности предмета позволяют использовать различные функциональные зависимости (графики линейной функции, параболы, гиперболы и т.д.). Кроме того только в рамках физики происходит обучение построению графиков с использованием абсолютных погрешностей физических величин. Главным преимуществом является возможность широкой интерпретации графической информации, так как на материале физики все графические зависимости отражают взаимосвязи физических величин в реальных процессах.

  • Таблицы. На материале физики используется табличное представление результатов экспериментов, а также использование разнообразных таблиц справочных данных. В первом случае основной упор делается на понимание характера зависимости величин, представленных в таблице, на умение преобразовывать табличные данные в график или символическую запись.

  • Схемы и схематичные рисунки. В рамках физики учащиеся обучаются работать с различными схемами (электрическими, оптическими), в которых используются стандартизованные обозначения элементов. Основное умение здесь – соотнесение схематичных изображений с реальными объектами.

3) межпредметные понятия

При оценивании используются заданий для оценки овладения межпредметными понятиями на основе предметов естественнонаучного цикла.

1) преобразование энергии

Какой из перечисленных ниже процессов сопровождается выделением энергии?

1) гниение органических веществ;2) фильтрование раствора соли

3) плавление льда;4) дистилляция воды

2) коэффициент полезного действия

Как известно, в процессе фотосинтеза в растениях образуются углеводы. Коэффициент полезного действия (КПД) процесса фотосинтеза составляет обычно 6-8%. Объясните, что это означает с точки зрения преобразования энергии, происходящей в процессе фотосинтеза.

4)владение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности

Выполнения группового или индивидуального проекта, либо группового или индивидуального учебного исследования, в котором обучающийся принимал участие в течение последнего года обучения (на ступени основного общего образования участие в проекте осуществляется по желанию обучающегося, а на ступени среднего общего образования – является обязательной частью итоговой оценки).

Содержание курса физики основной школы строится на последовательном изучении различных явлений: механических, тепловых, электромагнитных, квантовых. В каждом разделе изучаются физические явления, характеризующие их величины, законы и закономерности, решаются задачи и выполняются лабораторные работы. При различном содержании идет постепенное формирование одних и тех же умений и, соответственно, достижение одних и тех планируемых результатов на разном содержании. То же самое можно сказать и о курсе физики средней школы.

Накопление оценок должно строиться таким образом, чтобы зафиксировать в конце изучения каждого раздела физики очередной рубеж ученика в достижении всего спектра планируемых результатов. Оценочные процедуры по теме или разделу необходимо подбирать таким образом, чтобы они предусматривали раздельное оценивание разных планируемых результатов. В зависимости от принятой учителем системы контрольно-оценочной деятельности в рамках одной темы (раздела) могут проводиться несколько контрольных мероприятий или одна тематическая работа. В первом случае это могут быть, например: отдельные тестовые работы по усвоению понятийного аппарата темы; работа по решению задач; одна из лабораторных работ, которая используется в качестве контроля сформированности определенных экспериментальных умений; а работа с информацией может проверяться, например, в рамках поурочной работы с учебной и справочной литературой, выполнения различных проектных работ и т.д. Во втором случае может использоваться итоговое зачётное мероприятие по теме (разделу). Однако содержание зачетной работы должно отражать все группы планируемых результатов. Результаты последовательных этапов промежуточной аттестации по физике должны отражать динамику достижения предметных и метапредметных планируемых результатов.

Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Принцип метапредметности заключается в акцентировании обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов, а также организационных форм деятельности учащихся и преподавателя. Достижение метапредметных результатов определяют сегодня как «ключевые компетентности».

В связи с введением ФГОС в 7-х классах областным методическим объединением учителей физики составлена промежуточная диагностическая работа по физике для оценки метапредметных результатов (7 класс).

Цель: диагностика (промежуточный контроль, оценка, анализ) метапредметных результатов освоения образовательной программы по физике.

Так как в текущем году отмечается 55-й юбилей полёта Ю.А. Гагарина в космос, было решено тематику текстов связать с астрономией.

Данная работа проводится учителем физики в 7 классе в конце учебного года, с 11 по 23апреля включительно. Работа представлена в 2-х вариантах. Время выполнения – 45 минут. Рекомендации по проведению работы следующие:


  • Все задания выполняются в только классе, индивидуально, полностью самостоятельно;

  • Перед работой учитель объясняет цель работы, время выполнения и форму представления ответов (вписываются в лист с заданием или на отдельный листок, карточку). Учитель обращает внимание обучающихся на то, что в некоторых заданиях ответом будет только число, в других – слова или фразы;

  • Во время выполнения работы учитель не консультирует обучающихся: не отвечает на их вопросы, не помогает в решении, не подсказывает;

  • Специальной подготовки обучающихся к работе не требуется;

  • Учитель физики проверяет и оценивает работы, пользуясь таблицей Приложения 1;

  • По окончании проверки учитель физики заполняет форму, представленную в таблице №2; обобщённую таблицу Приложения № 2 заполняет учитель физики (или заместитель директора) и отправляет по электронной почте [email protected] ;

  • Методическое объединение проводит анализ результатов и продумывает мероприятия по коррекции результатов, а также деятельность их дальнейшему формированию. Результаты выполнения диагностической работы следует учитывать в преподавании не только физики, но и остальных предметов учебного плана.
Содержание диагностической работы включает метапредметные знания и умения, полученные школьниками при изучении физики, математики, а также других учебных предметов (курсов). В связи с тем, что по результатам вводной диагностики обучающиеся продемонстрировали наиболее низкие результаты в освоении читательской компетентности, количество заданий на диагностику навыков смыслового чтения увеличено.

Предлагаем ознакомиться со спецификацией данной работы, представленной в таблице №1:

Таблица №1. Спецификация работы.


№ задания

Контролируемые метапредметные результаты

Уровень сложности

Max количество баллов

1

Знание межпредметных понятий - определение (описание) величины

Умение находить в тексте определение (описание)


Базовый

1

2

Знание межпредметного понятия – физическая величина, значение физической величины

Базовый

1

3

Умение находить в тексте нужную информацию

Базовый

1

4

Умение представлять информацию в виде таблицы и графика

Повышенный

2

5

Знание межпредметного понятия - гипотеза

Базовый

1

6

Знание межпредметного понятия – результаты (вывод) исследования

Базовый

1

7



Базовый

1

8

Умение работать с информацией, представленной в таблице

Умение делать вывод на основе информации, представленной в таблице


Повышенный

2

9

Умение представлять информацию в форме таблицы

Владение операцией сравнения


Повышенный

2

Максимальный балл

12

Анализ результатов выполнения работы проводится поэлементно. В помощь учителю приводим правильные ответы и рекомендации по оцениванию в Приложении 1 .

«5» - 11 – 12 баллов;

«4» - 8 – 10 баллов;

«3» - 4 – 7 баллов;

«2» - 3 и менее баллов.
Распределение результатов по уровням усвоения:

Ниже базового уровня – 3 и менее баллов;

Базовый уровень – 4 – 6 баллов;

Повышенный уровень – 7 – 12 баллов.

Форма анализа результатов выполнения работы приведена в таблице №2. Напоминаем, что знание (умение) считается усвоенным, если обучающийся выполнил верно не менее 50% заданий, контролирующих это умение. Например, знание межпредметных понятий контролируется заданиями: 1, 2, 5, 6 (см. спецификацию), каждое из которых оцениваниется в 1 балл. Значит, максимально возможное количество баллов составляет 4, а для фиксации усвоения этого результата достаточно получения учеником 2 баллов. В этом случае в таблице напротив фамилии обучающегося в колонке «Знание межпредметных понятий» ставится «1», иначе – «0».

Таблица№2. Анализ результатов выполнения входной диагностики метапредметных результатов по физике (7 класс). Красным курсивом приводится пример заполнения таблицы.


Фамилия, имя, отчество учителя физики

Класс





Список класса

Перечень контролируемых результатов









1

Абрамов С.

1

1

0

1



Итого по классу:

1 – (количество)

0 – (количество)


1 – (количество)

0 – (количество)


1 – (количество)

0 – (количество)


1 – (количество)

0 – (количество)

Приложение № 1
Ответы к заданиям и критерии выполнения


№ задания, пункта

Описание правильного ответа

Рекомендации по оцениванию

Вариант 1

Вариант 2

1

Время, через которое планета на земном небосводе возвращается в прежнее положение относительно Солнца

Оболочка из пыли и газа, возникающая вокруг ядра кометы

1 – правильный ответ;

0 – любой другой ответ


2

Допустимы записи: t = 115 суток или синодический период 115 сут.


Любые 5 физических величин из текста.

Допустимы записи: t = -140 0 С или температура -140 0 С


1 – все перечисленные понятия соответствуют содержанию задания;

0 – хотя бы 1 понятие приведено ошибочно


3

280

2061 или 2062

1 – правильный ответ;

0 – любой другой ответ


4

Из текста следует, что на поверхности Меркурия g = 4 Н/кг, значит, данные таблицы и графика должны соответствовать функции F т = 4m

Скорость кометы при прохождении рядом с Землёй дана в тексте: 41,6 км/с. Это значение можно округлить до 42 км/с. Данные таблицы и графика должны соответствовать функции S = 42t или S = 41,6t.

2 – правильный ответ;

1 – допущена ошибка в определении или нанесении 1 точки;

0 – допущены ошибки в определении или нанесении 2-х точек


5

Меркурий - не одна, а две планеты: утренняя, Аполлон, и вечерняя, Гермес.

Указание названий планет – не обязательны


Ядра комет представляют собой что-то вроде “грязных снежков” размерами до нескольких километров в поперечнике

1 – правильный ответ,;

0 – любой другой ответ


6

Составлена полная карта Меркурия

Открыта первая периодическая комета

1 – правильный ответ;

0 – любой другой ответ


7

Алюминий, железо.

Аммиак, циан.

1 – правильный ответ;

0 – любой другой ответ


8

1)

Твёрдое

Водород

2 – правильный ответ;

1 – допущена 1 ошибка;

0 – допущено 2 и более ошибки


2)

Жидкое

Метан

3)

Газообразное

Аммиак

4)

Газообразное

Циан

9



Общее



Отличается у Меркурия

1



1

Нет атмосферы

2

Есть твёрдая поверхность

2

Нет жидкой воды (ливней, цунами)

3

Наличие льда

3

Меньше сила тяжести (легче прыгать)

4

Бывают землетрясения

4

Большая разница дневной и ночной температуры

5

Год 89 сут. и день 55 сут.

6

Небо чёрного цвета

7

Нет мерцания звёзд



Общее у комет



Различное у комет

1

Спутники Солнца (вращаются вокруг Солнца)

1

Периоды

2

Имеют ядро

2

Формы хвостов

3

Имеют хвосты (при приближении к Солнцу)

3

Скорость движения

4

Состоят в основном изо льда

4

Размеры

5

Появляется кома (при приближении к Солнцу)

6

При прохождении рядом с Солнцем образуются гейзеры пыли и газа

2 –правильный ответ, в котором приведены не менее 8 примеров;

1 – правильный ответ, в котором приведены не менее 5 примеров, причём в каждой колонке не менее 2-х;

0 – все остальные случаи выполнения задания


Все спорные случаи решаются в пользу обучающегося

Максимально возможная сумма баллов:

12

Приложение 2
Итоговая таблица

Обобщённая форма представления результатов промежуточной диагностики метапредметных результатов изучения физики (7 класс)


Полное название образовательной организации

Количество 7-х классов, участвовавших в диагностике

Количество обучающихся, выполнявших работу

Результаты (указать количество учеников)

Наименование результата

Усвоили

Не усвоили

Знание межпредметных понятий (задания 1, 2, 5, 6)

Умение работать с информацией, представленной в виде таблицы (задания 7, 8)

Умение представлять информацию в виде графика, таблицы (задания 4, 9)

Читательская компетентность (задания 1, 3, 4, 5, 6, 9)

Вариант 1.

Каково было бы жить на Меркурии?

Вы когда-нибудь всерьез задумывались о том, каково было бы жить на Марсе, бродить по спутникам Сатурна или хозяйничать на Меркурии? Чтобы узнать, как это было бы на самом деле, предлагаем мысленно совершить путешествие на ближайшую к Солнцу планету!

Самые ранние сведения о наблюдениях Меркурия дошли до нас на шумерских клинописных табличках III тысячелетия до нашей эры. От шумеров эти знания переняли греки. Они сначала полагали, что Меркурий - не одна, а две планеты: утренняя, Аполлон, и вечерняя, Гермес. Однако позже стало понятно, что оба имени принадлежат одному и тому же небесному телу. В те же времена замечательный математик и астроном ЕвдоксКнидский определил, что планета (за которой закрепилось имя Гермес) на земном небосводе возвращается в прежнее положение относительно Солнца каждые 115 суток. Этот параметр движения называется синодическим периодом, и Евдокс определил его менее чем с однопроцентной ошибкой! Греческий бог торговли быстроногий Гермес в римском пантеоне стал именоваться Меркурием.

Пожалуй, Меркурий – не та планета, которую человечество когда-либо попытается колонизировать. Причина - в предельных температурах: днём около 430 0 С, ночью до -180 0 С. Но если бы все-таки мы имели технологии, позволяющие выжить на Меркурии, какой была бы наша жизнь там?

На сегодняшний день, Меркурий посетили только два космических корабля. Первый, Mariner 10, совершил серию полетов вокруг Меркурия в 1974 году. Однако этому аппарату удалось увидеть освещенной лишь половину планеты. Вторым планету исследовал космический аппарат Messenger. В марте 2013 года он вышел на орбиту вокруг Меркурия. Фото, сделанные этим аппаратом, позволили ученым впервые составить полную карту планеты.

Как видно на снимках Меркурия, полюса планеты покрыты льдом. «Наличие этих льдов теоретически сделало бы возможной жизнь на Меркурии, вот только устанавливать базу на полюсах – не самая лучшая идея, – говорит Дэвид Блеветт, один из ведущих ученых проекта Messenger.- В полярных регионах мы могли бы укрыться от Солнца, однако низкие температуры в этих местах стали бы не меньшим испытанием». Лучшим решением было бы установить базу недалеко от одной из ледниковых шапок, возможно, на краю кратера.

День на Меркурии длится почти 59 земных суток, а год – около 88 земных суток. Такое соотношение продолжительности суток к году является уникальным для всей Солнечной системы. Вот уж где-где, а на Меркурии мы бы точно успели выполнить все задачи на день!

В течение дня меркурианское небо выглядело бы черным, а не синим. Это объясняется тем, что на планете практически нет атмосферы, которая бы рассеивала солнечный свет. «На Земле молекулы воздуха сталкиваются миллиарды раз в секунду, – отмечает Блеветт. - На Меркурии же атмосфера является настолько разреженной, что атомы никогда не сталкиваются между собой». Это также означает, что на Меркурии ночью мы не увидели бы мерцания звезд.

Без атмосферы на Меркурии нет и такого понятия как погода. Так что, живя там, о шквальных ветрах можно было бы не беспокоиться! А поскольку на поверхности планеты нет источников жидкой воды, то цунами и ливни также не представляли бы опасность.Однако некоторые природные катастрофы все же не обошли Меркурий стороной. Здесь бывают землетрясения, вызванные силой сжатия.

Диаметр Меркурия составляет примерно две пятых диаметра Земли. Сила тяжести здесь в 2,5 раза меньше, чем на Земле. Это значит, что на Меркурии мы могли бы подпрыгнуть в разы выше и без труда поднять тяжелые предметы.Ну и наконец, живя на Меркурии, пришлось бы забыть о звонках домой по Скайпу! На то чтобы достичь от Меркурия до Земли сигналу потребуется не менее 5-ти минут.

Задания.


  1. Найдите в тексте определение термина «синодический период»: _________________________________
__________________________________________________________________________

  1. Выпишите из текста значения пяти физических величин и назовите их:

  1. _________________________

  2. _________________________

  3. _________________________

  4. _________________________

  5. _________________________

  1. Чему равна сила тяжести, действующая на человека массой 70 кг, находящегося на поверхности Меркурия? _______________ Н.

F т , Н
Пользуясь данными теста, постройте график зависимости силы тяжести (F т) от массы тела (m) на Меркурии:

m , кг

F т , Н

m , кг

  1. Какую гипотезу о Меркурии выдвигали древние греки? ________________________
________________________________________________________________________

  1. Каковы результаты исследования Меркурия космическим аппаратом Messenger? ___
_________________________________________________________________________

В таблице приведены температуры плавления некоторых веществ, т.е. температуры, при которых вещества переходят их твёрдого состояния в жидкое:


  1. Из каких металлов можно было бы сделать оболочку аппарата для изучения поверхности Меркурия? ________________________________________________________

  2. В каком агрегатном состоянии (твёрдом, жидком, газообразном) находятся приведённые ниже вещества на Меркурии днём ?
1).Железо ___________________ 3). Вода _____________________

2). Олово ____________________ 4). Кислород _________________


  1. Составьте сравнительную таблицу, отражающую, чем Меркурий похож на Землю, а чем -отличается от неё:

Вариант 2.

Комета крупным планом

Комета - ледяное небесное тело, движущееся по орбите в Солнечной системе, которое частично испаряется при приближении к Солнцу.В результате вокруг ядра кометы возникает оболочка из пыли и газа (кома), а также один или несколько хвостов. Аристотель еще в IV в. до н.э. объяснил явление кометы следующим образом: легкий, теплый, сухой воздух поднимается к границам атмосферы, попадает в сферу небесного огня и воспламеняется - так образуются "хвостатые звезды". Это явление атмосферное, не астрономическое. Авторитет Аристотеля был столь незыблем, что в науке вплоть до XVI столетия сохранялся этот взгляд на природу комет.

Датский астроном Тихо Браге вернул кометы в семью небесных тел. Однако оставалось загадкой, по каким же путям движутся кометы. Ньютон предложил, что траекториями комет являются эллипсы – сильно вытянутые окружности. А это значит, что через определённое время (период) кометы должны возвращаться. Английский математик и астроном Эдмунд Галлей по совету Ньютона из сотен кометных наблюдений разных лет выбрал две дюжины таких, для которых можно было рассчитать траекторию. Вычислить 24 орбиты вручную, без компьютера, на основе подчас неаккуратных наблюдений - это многолетний труд. И вот три кометные будто траектории - 1531, 1607 и 1682 гг. - почти совпадают в пространстве Солнечной системы. Значит, это не три разных, а одно небесное тело, возвращающееся каждые 75-76 лет! Так была открыта первая периодическая комета - комета Галлея. Галлей предсказал её новое появление в 1758 г., а наблюдали её астрономы Георг Палич и Шарль Мессье. Это был триумф закона тяготения и начало строгого "паспортного режима" для комет.

Земные наблюдения многих комет и результаты исследований кометы Галлея с помощью космических аппаратов "Вега" и "Джотто"в 1986 г подтвердили идею, высказанную впервые Ф. Уипплом в 1949 г о том, что ядра комет представляют собой что-то вроде “грязных снежков” размерами до нескольких километров в поперечнике. Вблизи Земли комета Галлея летит с огромной скоростью - 41,6 км/с.

Перенесемся мысленно к ядру кометы, спещащей к Солнцу, и пройдем с ней часть пути. Ядро состоит изо льдов, внутри уплотненных, а снаружи пористых, губчатых, пушистых. Пока до Солнца далеко, комета, промороженная до -260 0 С, спит глубоким сном: ни головы, ни хвоста. В этом холодильнике могли сохраниться органические вещества - первые кирпичики, из которых сложилась жизнь на Земле. Кометный лед - грязноватый, перемешан с пылью и каменистым веществом. Когда пригреет, лед начнет испаряться, и, как на городских сугробах, на поверхности ядра останется корка загрязнения.

На расстоянии 7 млн. км от Солнца, когда обогрев кометы достигает 1/20 нагрева Земли и температура верхнего слоя льда поднимается до -140°С, открытые льды начинают испаряться. Не таять, а именно испаряться. Так улетучивается на холоде лед из замерзшего белья. День за днем процесс идет все заметнее. Сначала испаряются водород и другие вещества, образуя прозрачную атмосферу - голову кометы. Последней начинает испаряться вода.

Но от Солнца идет не только свет, а еще и солнечный ветер. Это поток заряженных частиц, которые,налетая на голову кометы, подхватывают частицы кометного газа и мчат их прочь от Солнца на скорости 500-1000 км/с, образуя длинный и прямой хвост.

Наконец, из-под коричневой корки начинают бить газовые фонтаны-гейзеры. Атмосфера все шире, голова все больше, и вот уже заметно ее холодное свечение. Солнечный свет подхватывает пылинки, и они образуют уже другой хвост - не прямой, как меч, а изогнутый, как сабля: пыль уходит из головы медленнее, и хвост волочится за ней по орбите, изгибаясь.

Вид комет разнообразен, но, рассматривая их на фотографиях или в натуре, всегда легко заметить: у этой хвост прямой, у той - пылевой, а у этой оба хвоста. Есть и другие фасоны хвостов, есть даже "бороды", но обо всем не расскажешь.

Войдя внутрь орбиты Земли, комета попадает в область сильного нагрева. Теперь гейзеры газа и пыли льются непрерывными струями в сторону Солнца. Ядро может терять 30-40 т пара ежесекундно! Но самое впечатляющее - это подкорковые взрывы. Как будто рвутся глубинные мины непонятной природы. Очень близкое прохождение около Солнца грозит ядру развалом, разрывом на части, как уже не раз бывало. Но если комета обогнула Солнце, она, побушевав еще немного, "успокаивается" и застывает до очередной встречи со светилом.

Задания.


  1. Найдите в тексте и выпишите, что называют комой кометы: _______________
_____________________________________________________________________

  1. Выпишите из текста названия и значения пяти физических величин:

  1. _________________________________________

  2. _________________________________________

  3. _________________________________________

  4. _________________________________________

  5. _________________________________________

  1. В последний раз комету Галлея наблюдали в районе Солнца в феврале 1986 года. В каком году можно будет наблюдать следующее появление этой кометы? В____________ году.

  2. Постройте график зависимости пути кометы Галлея (S) от времени её движения вблизи Земли (t), считая, что комета движется с постоянной скоростью:

t, с


S, м


S, м

t, с

  1. Какой была гипотеза состава ядра кометы, подтверждённая исследованиями? ______________________________________________________________

  2. Каковы результаты исследований Галлеем траекторий комет?
____________________________________________________________________

В таблице приведены температуры кипения различных веществ, водящих в состав кометы:


Название вещества

Температура кипения, 0 С

Название вещества

Температура кипения, 0 С

Аммиак

-33

Метан

-162

Водород

-253

Циан

-21

  1. Какие из перечисленных веществ сохранятся в составе ядра кометы, если при обращении вокруг Солнца комета разогревается до температуры -129,5 0 С?
__________________________________________________________________

  1. В какой последовательности данные вещества начинают испаряться при приближении кометы к Солнцу?

  1. __________________ 3) _____________________

  2. __________________ 4) _____________________

  1. Составьте таблицу, в которой отразите, что является общим у всех комет, а что – различным:


Что еще почитать