Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» (1911). Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» (1911) Отличия «Кинг Джорджа V» от других дредноутов

За свою короткую историю линкор «Принц Уэльский» провел всего два боя, каждый раз находясь под угрозой уничтожения: ошибка в выборе орудий главного калибра едва не погубила линкор во время боя в Датском проливе, а слабая противовоздушная оборона привела к его гибели во время боя с японцами. Корабль стал жертвой системных ошибок, совершенных при его проектировании по вине британского Адмиралтейства

Историк британской военно-морской разведки Дональд Маклахан в своей книге «Тайны британской разведки» отмечал, что в период между двумя мировыми войнами британское Адмиралтейство свято верило в два постулата:

  • войны не будет в ближайшие 10 лет (причем по прошествии десяти лет этот срок отодвигался);
  • все страны будут строго придерживаться взятых на себя международных обязательств.

Именно эти глубоко ошибочные постулаты и сыграли роковую роль в судьбе линкора «Принц Уэльский» и его экипажа.

Линкор «Принц Уэльский», являвшийся вторым кораблем из семейства линкоров «Король Георг V» (в русскоязычной литературе этот тип кораблей чаще фигурирует под англоязычным названием «King George V» в английской или русской транслитерации), был заложен 1 января 1937 года на верфи компании «Кэммел-Лэрд» в Биркенхеде.

Технические характеристики

Линейные корабли данного типа проектировались и строились с довольно точным соблюдением условий Вашингтонского соглашения 1922 года, предусматривавшего строительство линкоров со стандартным водоизмещением 35 000 тонн. К проектированию линкоров нового поколения англичане приступили еще в 1928 году, так как по Вашингтонскому соглашению новые линкоры можно было закладывать в 1931 году. Проект линкора неоднократно дорабатывался и под индексом 14-P был окончательно утвержден лишь в январе 1936 года, а 21 апреля 1936 года британский Парламент выделил средства на постройку первых двух линкоров проекта 14-P. Принятие решения о строительстве линкоров было в некоторой степени ответом на имевшуюся информацию о планах строительства в Германии линкоров типа «Бисмарк». Создание в Великобритании линкоров именно такого типа можно считать отчасти результатом хорошей работы немецкой разведки. В книге Дональда Маклахана процесс принятия окончательного решения о строительстве британского линкора с учетом данных разведки о его потенциальном противнике изложен следующим образом: 1 июля 1936 года немецкое посольство в Лондоне «конфиденциально информирует британское министерство иностранных дел» о предполагаемых тактико-технических характеристиках строящихся немецких линкоров типа «F». По полученным данным, стандартное водоизмещение линкоров составляло 35 000 тонн (фактически по проекту – 45 000 тонн), длина – 241,4 м, ширина – 36 м, осадка – 7,9 м (фактически по проекту – 10,4 м), артиллерия главного калибра – 8 орудий калибра 380 мм, толщина главной брони – 229 мм (фактически по проекту – 306 мм), мощность – 80 000 л.с. (фактически по проекту – 150 000 л.с.), скорость хода – 27 узлов (фактически по проекту – 30,3 узла). Немецкие конструкторы, разрабатывавшие фиктивную документацию, уменьшили водоизмещение линкора, просто уменьшив его осадку и толщину брони, не забыв соответственно уменьшить мощность силовой установки и скорость хода. Уровень доверия британцев к источнику информации был настолько высок, что уже 5 сентября начальник управления кораблестроения Адмиралтейства отмечает в служебной записке:

«Большая (на 4,6 м) ширина немецкого корабля, по сравнению с «Кинг Джордж V», продиктована, по-видимому, сравнительно малой осадкой, которая, в свою очередь, необходима ввиду малых глубин Кильского канала и Балтийского моря».

Окончательное решение об утверждении собственного проекта линкоров было принято после вердикта управления оперативного планирования:

«Проекты немецких линейных кораблей указывают, по-видимому, на то, что в настоящее время больше, чем в прошлом, взоры Германии обращены на Балтику с ее мелководными берегами и подходами к ним».

Схема и теневая проекция линейных кораблей типа «Король Георг V»
Источник: «Справочник корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год»
(Военмориздат СССР)

Тактико-технические характеристики линкоров «Принц Уэльский» и «Бисмарк»

Корабль

Линкор «Принц Уэльский»

Линкор «Принц Уэльский»

Линкор «Бисмарк»

Источник информации

А. Е. Тарас «Энциклопедия броненосцев и линкоров»

«Справочник корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» (Военмориздат СССР)

Сергей Патянин «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего Рейха»

Стандартное водоизмещение, тонн

Полное водоизмещение, тонн

Ширина, м

Осадка, м

Скорость, узлов

Запас хода

15 000 миль на 10 узлах или 6300 миль на 20 узлах

8525 миль на 19 узлах

Ходовая установка

4 турбины Парсонса

8 паровых котлов адмиралтейского типа

4 турбины Парсонса

3 турбины и 12 паровых котлов

Мощность, л.с

Экипаж, человек

Как видно из приведенных данных, линкор «Принц Уэльский» уступал «Бисмарку» в скорости и дальности хода.

Бронирование линкоров типа «Король Георг V» можно считать своего рода прогрессом в развитии британского кораблестроения – впервые британские корабелы отказались от принципа «все или ничего». При проектировании линкоров типа «Король Георг V» отказались от наклонного внутреннего пояса, ограничив бронирование центральной цитаделью, носом и кормой, а поверх обширного главного пояса борт до верхней палубы был прикрыт броней толщиной 25 мм, защищавшей от осколков снарядов.

В целом, бронирование «Принца Уэльского» и «Бисмарка» было сопоставимым за исключением боевой рубки.

В соответствии с представлениями 30-х годов, артиллерийское вооружение линейных кораблей должно было включать:

  • артиллерию главного калибра (356–406 мм), предназначенную для поражения линейных кораблей противника;
  • артиллерию среднего калибра (150–203 мм), предназначенную для поражения крейсеров и миноносцев противника;
  • универсальную артиллерию (88–127 мм), предназначенную для поражения как слабо бронированных надводных целей, так и удаленных воздушных целей;
  • зенитные автоматы (20–40 мм), предназначенные для поражения скоростных воздушных целей в непосредственной близости от корабля.

В отличие от немецких конструкторов, вооруживших линкор «Бисмарк» по классической схеме, англичане спроектировали артиллерийское вооружение линкоров типа «Король Георг V» по схеме, набиравшей в то время популярность и хорошо зарекомендовавшей себя при строительстве крейсеров. Схема предусматривала наличие на корабле артиллерии главного калибра, размещенной в башнях, универсальной артиллерии среднего калибра и зенитных автоматов.

Первоначально в качестве артиллерии главного калибра на линкор предполагалось установить девять 381-мм орудий в трех трехорудийных башнях (две носовых и одна кормовая). После сообщения британских дипломатов о грядущем ограничении калибра артиллерии новых линкоров до 356 мм проект переработали, ограничив главный калибр двенадцатью 356-мм орудиями в трех четырехорудийных башнях. Пересмотр бронирования в сторону его усиления привел к отказу от верхней носовой четырехорудийной башни в пользу двухорудийной – это потребовалось для компенсации увеличившегося веса брони. Вопрос, почему британцы не увеличили калибр своих главных орудий, когда стало ясно, что ограничения калибра не будет, не имеет однозначного ответа. По одной (официальной) версии английские власти хотели подать другим странам благой пример, по другой (более распространенной) – переход на новый калибр отложил бы закладку линкоров еще на год, что потребовало бы повторного рассмотрения вопроса в Парламенте.


Линкор «Принц Уэльский», май 1941 года. Хорошо видна кормовая
четырехорудийная башня главного калибра
Источник: 3.bp.blogspot.com

Сравнительная характеристика орудий главного калибра линкоров «Принц Уэльский» и «Бисмарк»

Корабль

Линкор «Принц Уэльский»

Линкор «Бисмарк»

Количество орудий

Калибр, мм

Длина ствола в калибрах

Размещение орудий

Две четырехорудийные и одна двухорудийная башня

Четыре двухорудийные башни

Дальность стрельбы, м

Масса снаряда, кг

Немецкий линкор имел ощутимое превосходство над британским по орудиям главного калибра: при сопоставимой дальности стрельбы «Принц Уэльский» мог за 10 минут выпустить 150 снарядов главного калибра общей массой 105 тонн, в то время как «Бисмарк» выпускал 160 снарядов общей массой 128 тонн.

При выборе орудий среднего калибра было принято решение об установке универсальных орудий. При этом 152-мм орудия признавались слишком тяжелыми и малоскорострельными против воздушных целей, а 114-мм – слишком слабыми против легких кораблей. В итоге выбор пал на промежуточный калибр 133 мм (5,25 дюйма), причем эти орудия еще предстояло разработать. В результате выбор оказался весьма неудачным: орудия оказались абсолютно непригодными для противовоздушной обороны. Изначально предполагалось за счет использования автоматики достичь скорострельности 12–16 выстрелов в минуту, однако уже при проектировании выяснилось, что снаряд весом 36,5 кг слишком тяжел для унитарного патрона, что заставило применить раздельное заряжание и отказаться от автоматики. В технической документации орудий указывалась скорострельность 10 выстрелов в минуту, но снаряд оказался слишком тяжел для ручных операций (подающему персоналу было очень трудно поддерживать скорострельность более чем несколько минут), и на практике показатель скорострельности не превышал 7–8 выстрелов в минуту. Такая низкая скорострельность исключала эффективное использование орудий при стрельбе на близких дистанциях по скоростным низколетящим целям (например, по торпедоносцам). Большая досягаемость по высоте (15 км) при угле возвышения 70° теоретически позволяла вести эффективный огонь по высоколетящим целям, но их надежное поражение зависело от качества системы управления огнем и наличия радиолокационного взрывателя, а британский флот до конца Второй мировой войны эти взрыватели так и не получил (использовался механический взрыватель с замедлением, при этом установщик боеприпасов всегда опаздывал на один залп).

Сравнительная характеристика орудий среднего калибра линкоров «Принц Уэльский» и «Бисмарк»

Корабль

Линкор «Принц Уэльский»

Линкор «Бисмарк»

Линкор «Бисмарк»

Назначение орудий

Поражение надводных целей

Поражение надводных и воздушных целей

Количество орудий

Калибр, мм

Длина ствола в калибрах

Размещение орудий

Дальность стрельбы, м

Масса снаряда, кг

Скорострельность, выстрелов в минуту

Расчетное количество снарядов при 10-минутном ведении огня

Расчетная масса 10-минутного залпа, тонн

Универсальное артиллерийское вооружение «Принца Уэльского» оказалось слабее, чем классическое вооружение линкора «Бисмарк»: масса 10-минутного залпа орудий среднего калибра английского корабля по надводной цели составляла 59,5 тонны против 83,4 тонн у немецкого линкора, а количество снарядов среднего калибра, выпускаемых по воздушным целям – 1600 и 1920 штук соответственно.

При разработке проекта планировалось разместить на линкорах по четыре восьмиствольных 40-мм зенитных установки (более известны под именем «Пом-пом» – по характерному звуку при стрельбе). Согласно первоначальному проекту, артиллерийские установки должны были дополнять четыре счетверенные установки зенитных пулеметов калибра 12,7 мм. Уже в ходе постройки корабля от пулеметов отказались, заменив их на еще два восьмиствольных «пом-пома».

48 стволов легкой зенитной артиллерии казались проектировщикам британского линкора солидной защитой, но первые же бои выявили недостаточность легких зенитных средств: зенитчики просто технически не могли обстреливать более шести целей одновременно. Немецкие корабелы предпочли более рациональное, так называемое «двухэшелонное» расположение зенитных автоматов: первый эшелон составляли более дальнобойные двухорудийные установки 37-мм зенитных автоматов (8 штук), второй эшелон – более скорострельные 20-мм зенитные автоматы (12 штук).

Авиация

В 30-е годы существовала определенная мода на использование гидросамолетов для вооружения крупных надводных кораблей (предполагалось использование самолетов для противолодочной обороны, ведения разведки и корректировки огня). В соответствии с веяниями времени «Принц Уэльский» и «Бисмарк» получили на вооружение гидросамолеты, запуск которых осуществлялся при помощи катапульт (после выполнения задания гидросамолеты садились на воду и поднимались на борт краном).

В результате четкого следования международным обязательствам англичане получили линкор, который, во-первых, уступал потенциальному противнику по артиллерийскому вооружению главного калибра, скорости и дальности хода, а во-вторых, имел абсолютно недостаточную противовоздушную оборону. Заложенные на стадии проектирования и затем воплощенные в металле недостатки конструкции «Принца Уэльского» сыграли роковую роль в его боевой службе.

Боевая служба

«Принц Уэльский» был введен в строй 31 марта 1941 года, а уже 22 мая вышел в море на перехват немецкого линкора «Бисмарк». Английские адмиралы четко представляли себе, что фактическая огневая мощь «Принца Уэльского» уступает практически всем его современникам, и допускали использование корабля только в составе соединения, поэтому на перехват «Бисмарка» линкор вышел вместе с сильно устаревшим линейным крейсером «Худ». На первый взгляд британские корабли имели некоторое огневое преимущество над противником. Однако ко времени выхода в море «Принц Уэльский» не только не завершил боевую подготовку, но и имел на борту рабочих, все еще устранявших выявленные недостатки в артиллерии главного калибра.

Утром 24 мая, следуя за «Худом» линкор вступил в бой с немецким соединением в составе линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера «Принц Евгений». Ход этого боя, более известного под названием «Сражение в Датском проливе», описан историками почти поминутно.

В 3 часа 40 минут английское соединение взяло курс на сближение с немецкими рейдерами. В 5 часов 35 минут английские корабли установили визуальный контакт с немецкими кораблями. Англичане допустили ряд ошибок, которые свели к нулю их теоретическое превосходство в огневой мощи. Во-первых, командующий английским соединением вице-адмирал Холланд решил вести бой на дистанции всего 22,7 км (при том, что орудия главного калибра британских линкоров позволяли вести огонь на дистанции более 30 км). Существует версия, что адмирал хотел избежать попадания немецких снарядов в относительно слабозащищенную палубу крейсера «Худ». Однако это решение было довольно спорным, поскольку позволило немцам использовать в бою орудия крейсера «Принц Евгений». Во-вторых, английские корабли шли курсом, при котором у них не могли действовать кормовые башни главного калибра. В результате бой вели лишь шесть орудий «Принца Уэльского» и четыре орудия «Худа», а масса расчетного залпа составила 134 тонны против 167 тонн у немецких кораблей. В-третьих, были неверно идентифицированы цели. Англичане пытались сосредоточить огонь на шедшем головным «Принце Евгении», принимая его за «Бисмарк» (по одной из версий англичане считали, что имеют дело с двумя линкорами).

В 5 часов 52 минуты англичане открыли огонь с дистанции 22,7 км. На «Принце Уэльском» поняли ошибку в идентификации противника и перенесли огонь на второй немецкий корабль, добившись попадания в линкор «Бисмарк».

В 5 часов 55 минут немцы открыли ответный огонь. Со второго залпа им удалось накрыть шедший впереди «Худ», и на английском крейсере вспыхнул сильный пожар.

В 5 часов 56 минут шестой залп «Принца Уэльского» нанес «Бисмарку» серьезные повреждения: снаряд пробил топливные цистерны, вызвав обильную утечку топлива и поступление воды в цистерны. «Бисмарк» стал оставлять нефтяной след.

В 5 часов 57 минут «Худ» получил попадания от второго залпа «Принца Евгения» и третьего залпа «Бисмарка», на корме и у миделя корабля начались пожары.

В 5 часов 59 минут «Бисмарк» получил попадание ниже ватерлинии от девятого залпа «Принца Уэльского».

В 6 часов 00 минут немецкие и английские корабли находились на расстоянии 16–17 км друг от друга. Видя невыгодность своей позиции, вице-адмирал Холланд приказал изменить курс на 20 градусов влево, чтобы ввести в действие кормовые башни и вести бой на параллельных курсах. Линкор «Бисмарк» снова получает попадание тяжелого снаряда.

6 часов 01 минута. При начале поворота в «Худ» попал тяжелый снаряд «Бисмарка». За носовой надстройкой крейсера поднялся столб пламени, и огромный корабль, переломившись пополам, ушел под воду. Подоспевший британский эсминец «Электра» подобрал только трех моряков из экипажа численностью более 1400 человек.

В этот момент «Принц Уэльский» мог вести огонь только из двух носовых орудий, так как у него заклинили орудия носовой четырехорудийной башни. Продолжение боя в таких условиях ввиду подавляющего превосходства противника не представлялось возможным, и линкор вышел из боя под дымовой завесой, получив восемь попаданий (пяти 381-мм снарядов с линкора «Бисмарк» и трех 203-мм снарядов с «Принца Евгения»).

Капитан «Бисмарка» Линдеман предложил начать погоню и потопить «Принца Уэльского». Однако адмирал Лютьенс учел полученные повреждения (на «Бисмарке» был выведен из строя один из генераторов, в котельное отделение №2 начала поступать вода, были пробиты две топливные цистерны, имелся дифферент на нос и крен на правый борт) и принял решение не вести преследование, а прервать поход и взять курс на немецкие базы в Бискайском заливе.

После ремонта в мае-июле 1941 года «Принц Уэльский» вернулся в строй и в августе того же года доставил британского премьер-министра Уинстона Черчилля на Ньюфаундленд для встречи с президентом США Франклином Рузвельтом.

главный пояс: 229-305 мм
верхний пояс: 203 мм
траверзы: 51-254 мм
палуба: 25-102 мм
башни ГК: 76-279 мм
барбеты башен ГК: 76-254 мм
боевая рубка:76 - 279 мм Двигатели Турбины Парсонса,
18 водотрубных котлов типа «Бабкок и Уилкокс» (на «Кинг Джордже» и «Аяксе»), столько же котлов «Ярроу» на остальных кораблях Мощность 31 000 л. с. Движитель 4 винта Скорость хода 21,7 узла (полная)
22,134 узла максимальная (для головного корабля) Дальность плавания 3805 миль на 21 узле
6310 миль на 10 узлах Экипаж 862 человека (в военное время до 1050) Вооружение Артиллерия 5 × 2 343-мм/45 Mk.V
16 × 102-мм/50 BL Mk.VII
4 × 47-мм салютные пушки Зенитная артиллерия 5 7,71-мм пулемётов «Виккерс» ,
10 пулемётов «Льюис» 7,71 мм Минно-торпедное вооружение 3 (2 бортовых и 1 кормовой) подводных 533-мм ТА (14 торпед) Медиафайлы на Викискладе

Корпус

«Кинг Джордж V» оснащался тремя бесштоковыми адмиралтейскими якорями (двумя основными, одним запасным) массой 7,11 т, и одним кормовым якорем массой 2,13 т. Выбор цепи носовых становых якорей производили два носовых шпиля, приводимых в действие паровой машиной .

Спасательные средства состояли из двух паровых полубаркасов длиной 15 м, одного парового катера длиной 12,8 м, одного парусно-гребного 11-метрового полубаркаса , трёх парусно-гребных 9,8-метровых катеров , трёх 8,2-метровых вельботов , одна 9-метровая гичка , одна 5-метровая скиф-динги (тузик) и один стандартный складной бальзовый плот .

Мореходность

Бронирование

Главный броневой пояс продолжался в носовую часть на той же высоте (на уровне главной палубы), что и в середине корабля - сначала от траверза центра носового барбета башни «А» толщиной 152 мм и длиной 15,2 м, затем продлевался дальше толщиной 102 мм и длиной 14,8 м, не доходя до форштевня 13,7 м. В корму главный броневой пояс продолжался также на уровне главной палубы от траверза центра кормового барбета толщиной 64 мм и длиной 17,8 м, не доходя до ахтерштевня 15,2 м. Общая длина главного броневого пояса с носовыми и кормовыми оконечностями составляла 153,1 м (84,1 % длины корабля по ватерлинии) .

Главные носовые и кормовые броневые траверзы располагались следующим образом: в носовой части 254-мм поперечная переборка закрывала оконечность верхнего (203-мм) броневого пояса от главной до верхней палубы и оконечность верхней (229-мм) части главного броневого пояса от средней до главной палубы и располагалась наклонно внутрь от оконечностей 203-мм и 229-мм броневых поясов к барбету башни «А»; 152-мм носовой траверс закрывал оконечности главного 305-мм броневого пояса от нижней до средней палубы и располагался наклонно внутрь от оконечностей главного броневого пояса к наружной поверхности барбета башни «А» .

Лобовые и боковые стенки всех башен главного калибра имели толщину 279 мм. Задняя плита имела толщину 203-мм. Передняя часть крыши имела толщину 102 мм, а задняя часть - 76 мм. Броневой настил пола имел толщину 76 мм .

Палуба полубака 25,4 мм, верхняя палуба 45-38 мм, средняя палуба 25,4, нижняя палуба в носовой части 64-25,4 мм, в кормовой части 102-76 мм, кожухи дымовых труб: 38-25,4 мм, экраны пороховых погребов 45-38-25,4 мм, экраны машинного отделения 25,4 мм .

Основным серьёзным недостатком в подводной защите корабля явилось отсутствие внутренней продольной броневой переборки, как это было на «Нептуне », где продольные противоторпедные переборки были сплошными между конечными барбетами. Вместо неё снарядные и пороховые погреба башен главного калибра и машинное отделение прикрывались броневыми защитными экранами толщиной 25,4-45 мм .

Вооружение

Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» оснащались десятью 13,5-дюймовыми пушками BL Mark V главного калибра в пяти двухорудийных башнях с гидроприводом. Такие же орудия несли и линейные корабли типа «Орион». Расположение башен было такое же, как на «Орионе», однако носовая надстройка была срезана под более острым углом, чтобы обеспечить больший сектор обстрела для орудий башни «Q» . Орудийные стволы скреплялись при помощи высокопрочной калиброванной стальной проволоки , которая наматывалась несколькими слоями на внутреннюю трубу. Пушки имели угол снижения 3° и угол возвышения, равный 20°, однако первоначальная конструкция дальномеров, управляющих башнями, ограничивала подъём 15,35°. Затвор поршневой , системы Велина, заряжание - картузное . Они стреляли 1400-фунтовыми (635 кг) снарядами с дульной скоростью 762,5 м/с, при угле подъёма 14,75° максимальная дальность стрельбы составляла 20 000 ярдов (18 288 м) при стрельбе бронебойными снарядами. При угле подъёма 20° максимальная дальность возрастала до 23 820 ярдов (21 781 м). На дальности 10 000 ярдов (9144 м) бронепробиваемость составляла 310 мм по вертикальной плите из цементированной Крупповской стали . Скорострельность этих пушек составляла 1,5-2 выстрела в минуту . Боекомплект состоял из 1000 снарядов (бронебойных, полубронебойных, фугасных) для 343-мм орудий (по 100 снарядов на ствол ). В военное время количество снарядов возрастало: в погребах «Одейшеса» (27 октября 1914 года) находилось 1120 343-мм снарядов .

Вес вращающейся части башен (без веса орудий) «А»: 565 дл. тонн, «В»: 600 дл. тонн, «Q»: 592 дл. тонн, «X»: 596 дл. тонн, «У»: 592 дл. тонн. Общий вес башен главного калибра с 343-мм орудиями: 3770 дл. тонн .

По сравнению с «Орионом», на «Кинг Джордже V» размещение 102-мм орудий было несколько иным - бо́льшую часть орудий, 12 из 16 (каждого борта 6 из 8) сгруппировали в носу, что объяснялось стремлением обеспечить наиболее плотный заградительный огонь именно с носовых курсовых углов , откуда наиболее вероятными были атаки эсминцев . Для перемещённых с кормы четырёх орудий устроили короткую баковую батарею (как раз под орудийными башнями «А» и «В») по два орудия побортно. Орудия прикрыли от осколков 76-мм броневыми щитами .

Все корабли имели по четыре 47-мм салютные пушки Гочкиса с боекомплектом 64 выстрела .

В конце 1914 года на «Кинг Джордже V» (и на «Аяксе») в кормовой части установили две 76-мм зенитные пушки Гочкиса с боезапасом 350 выстрелов на ствол. Во время войны корабли перевооружили, заменив пушки Гочкиса на 76-мм зенитные пушки Мк.1 с боезапасом по 150 выстрелов на ствол .

На линейном корабле «Центурион» в кормовой части первоначально были установлены два 102-мм скорострельных орудия Мк. VII с углом возвышения ствола +60°, переделанные в зенитные из противоминных с приданием стволу большого угла возвышения (боекомплект составлял по 150 выстрелов на ствол) .

Орудие 13,5"/45 Mark V(H) 4"/50 BL Mark VII 3"/45 20cwt QF
HA Mark I
47-мм Гочкиса
Год разработки 1909 1904 1910 1885
Калибр, мм 343 102 76 47
Длина ствола, калибров 45 50 45 40
Масса орудия, кг 76 102 2126 1020 240
Скорострельность, в/мин 1,5-2 6-8 12-14 20
Установка B Mark II PIV HA Mark II ? ?
Углы склонения −3°/+20° −10°/+15° −10°/+60° −10°/+90° /+60°?
Способ заряжания выстрела картузный унитарный
Тип снаряда Light бронебойный
Mark IIa
Heavy бронебойный
Mark IIIa (Greenboy)
фугасный шрапнельный? шрапнельный фугасный
Вес снаряда, кг 574,5 639,6 14,06 14,06 5,67 1,5
Вес и тип метательного заряда 133 кг MD45 4,3 кг MD16 2,7 кг MD8 0,96 кг MD 0,24 кг MD
Начальная скорость, м/с 787 759 873 732 762 574
Максимальная дальность, м 21 780 21 710 10 610
Досягаемость по высоте максимальная, м - - - ? 11 340 3000
Эффективная, м - - - ? 7160 1100

Торпедное вооружение состояло из трёх 533-мм торпедных аппаратов - двух бортовых, расположенных перед барбетом башни «А», и одного кормового (впоследствии был снят) с общим боезапасом 15 торпед. Торпеды - Мк.І и Мк.ІІ .

К 1917 году возникла необходимость иметь на каждом линейном корабле самолёт для корректировки стрельбы. Для этого на крышах башен установили взлётные платформы. В качестве авиационного вооружения были приняты колёсные бипланы Сопвич «Кэмел» .

Силовая установка

Главная энергетическая установка

В трёх котельных отделениях располагалось 18 водотрубных котлов (по шесть в каждом отделении), на «Кинг Джордж V» и «Аяксе» котлы были типа «Бабкок и Уилкокс», а на «Центурионе» и «Одейшесе» - типа «Ярроу». Котлов, работающих только на нефти, на линкорах типа «Кинг Джордж V» не было, поэтому отопление котлов было угольным, а нефть распылялась форсунками (каждый котёл был оборудован тремя форсунками для сжигания нефти) непосредственно на горящий уголь .

На время ходовых испытаний на «Аяксе» были установлены четырёхлопастные винты (конструкторы рассчитывали получить выигрыш в скорости). На 30-часовых заводских испытаниях, «Аякс» показал максимальную скорость 22,47 узла (против 22,866 «Центуриона» с трёхлопастными) на мерной миле в Полперро, при средней частоте вращения гребных винтов 290 об/мин . То есть ход «Аякса» с экспериментальными винтами был даже ниже хода других кораблей этого класса, оснащённых трёхлопастными винтами. Испытания Адмиралтейство не удовлетворили. После проведённых испытаний на «Аяксе» установили проектные трёхлопастные винты. Наружные винты имели диаметр 2,7 м, внутренние винты - 2,9 м .

Дальность плавания

Топливо: нормальный запас угля 900 длинных тонн , полный запас 3100 дл. тонн, нефти - 840 тонн .

Дальность плавания на полном ходу 3805 миль , на 10-узловом ходу 5910 миль (6310 миль у «Аякса» и «Центуриона») .

Электропитание

Четыре турбогенератора мощностью по 200 кВт и два дизель-генератора мощностью по 100 кВт снабжали корабль электроэнергией с постоянным напряжением 200 . Генераторы размещались на трюмной палубе и через центральный распределительный щит подавали электроэнергию на корабельные устройства. Корабли имели и аварийный дизель-генератор мощностью в 100 кВт, который был параллельно подключён к аварийному электрощиту .

Представители

Строительство

Постройка линейных кораблей этого типа была включена в проект государственного бюджета Британии по расходам на 1910 год. Средняя стоимость каждого линкора составила 1 945 200 £, то есть около 85 фунтов за тонну. Проект предусматривал увеличение водоизмещения на 500 тонн по сравнению с предшественниками - кораблями типа «Орион», однако превышение водоизмещения составило 800 тонн, при этом осадка увеличивалась на 0,09 м. В целом построенные корабли получились хорошо сбалансированными . В июне 1914 года все линкоры типа «Кинг Джордж V» приняли участие в празднествах посвященных завершению работ по расширению Кильского канала .

Кинг Джордж V

В начале октября 1912 года начались заводские испытания. Вместе с ними прошли испытания цистерн-успокоителей качки, которые закончились неудачей (цистерны позже приспособили для хранения нефти) . Пробеги на мерной миле в Плимуте проводились 4 ноября 1912 года. На третьем пробеге корабль развил максимальную скорость 22,373 узла при мощности на гребных валах в 33 022 л. с. , средняя частота вращения гребных валов составила 339 об/мин .

14 ноября 1912 года корабль вошёл в состав флота. Его строительство длилось 23 месяца: стапельный период постройки составил 10 месяцев, достройка на плаву - 13 месяцев. Стоимость постройки составила 1 961 096 фунтов стерлингов. Экипаж корабля, согласно штатному расписанию, насчитывал 869 человек в 1913 году, 1114 человек в 1914 году .

С июня 1914 года «Кинг Джордж V» - флагманский корабль. Первый зарубежный визит состоялся на торжества, посвящённые завершению работ по расширению Кильского канала . Единственный английский линкор, на борт которого поднялся кайзер Германии Вильгельм II . Как и все линкоры типов «Орион» и «Кинг Джордж V», корабль входил во 2-ю эскадру линкоров Гранд Флита , будучи флагманским кораблём вице-адмирала Т. Джерома . Продан на металлолом в 1926 году .

Аякс

Спущен на воду 21 марта 1912 года. Заводские испытания - с апреля 1913 года. Пробеги на мерной миле в Полперро проходили 12-13 мая 1913 года. Совершил серию из четырёх пробегов (с трёхлопастными винтами). На третьем пробеге развил общую мощность турбин на гребных валах 29 250 л. с., при средней частоте вращения гребных винтов 337,5 об/мин добился максимальной скорости 21,225 узла .

Вошёл в состав флота в августе 1913 года. Стапельный период постройки корабля составил 13 месяцев, достройка на плаву заняла 17 месяцев. Всего строительство «Аякса» продолжалось 30 месяцев, стоимость постройки составила 1 889 387 £. Экипаж корабля, согласно штатному расписанию, в 1914 году насчитывал 869 человек .

Одейшес

Вошёл в состав флота в августе 1913 года . Стапельный период постройки составил 18 месяцев, достройка на плаву заняла 11 месяцев. Экипаж, согласно штатному расписанию, в 1914 году насчитывал 860 человек. С октября 1913 года по август 1914 года входил в состав 2-й эскадры линейных кораблей Флота Метрополии. В августе 1914 года вошёл в состав объединённого Гранд Флита .

Центурион

С 1919 по 1924 годы находился в составе 4-й эскадры линейных кораблей Средиземноморского флота, участвовал в черноморских операциях. С 1924 года по апрель 1926 года находился в резерве в Портсмуте . Назначен в апреле 1926 года для переоборудования вместо броненосца «Агамемнон» в качестве радиоуправляемой мишени. Находился на казённой судоверфи в Чатаме с 14 апреля 1926 года по июль 1927 года для ремонта и переоборудования в радиоуправляемую мишень .

В качестве корабля эскорта 12-16 июня 1942 года принял участие в провалившейся операции «Вигерес» (из 11 транспортов конвоя были потоплены 2, на Мальту не прибыл ни один). В начале маршрута британские истребители сумели отразить несколько воздушных налётов и ослабить другие, но вскоре конвой вышел из радиуса действия «Харрикейнов » и «Киттихоков ». Попытка прорваться на Мальту была отменена после того, как стало известно, что корабли сопровождения практически израсходовали зенитный боезапас. Адмирал Вайэн приказал своим кораблям возвращаться в Александрию .

До марта 1944 года служил в качестве плавучей зенитной батареи южнее Суэцкого канала . В апреле 1944 года покинул Александрию и вернулся в Портсмут (Англия) . 6 июня 1944 года затоплен у Нормандского побережья в качестве волнореза в бухте «Малбери» .

Оценка проекта

Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» практически без изменений повторяли предыдущий тип «Орион». В целом корабли были хорошо сбалансированными, имели красивый вид , но линкоры других флотов уже вооружались

Заложен в 1937 г., спущен на воду в 1939 г. 
Водоизмещение стандартное 36 000 т, нормальное 40 000 т, полное 44 400 т. Длина максимальная 227,1 м, ширина 31,4 м, осадка 9,7 м. 
Мощность 4-вальной паротурбинной установки 110 000 л. с., скорость 28 уз. 
Броня: главный пояс в середине 356-381 мм, в носу и корме 140-114 мм, верхний пояс 25 мм, башни и барбеты 406 мм, броневая палуба 127-152 мм, рубка 76 мм. 
Вооружение: десять 356-мм, шестнадцать 133-мм универсальных орудий, от тридцати двух до семидесяти двух 40-мм зенитных автоматов. 
Всего построено 5 единиц: “Кинг Джордж V”, “Принс оф Уэлс” (1940 г.), “Дюк оф Йорк” (1941 г.), “Хоув” (1942 г.) и “Энсон” (1942 г.).

Был заложен 1 января 1937 года на верфи компании «Виккерс-Армстронг» (англ. Vickers-Armstrongs) в городе Тайн. Спущен на воду 21 февраля 1939 года, а строй официально вступил 11 декабря 1940 года. В январе 1941 года, ещё до достижения полной боевой готовности, линкор совершил переход через Атлантику, доставив в США нового британского посла. На обратном пути «Кинг Джордж V» прикрывал конвой. В марте 1941 года участвовал в рейде на Лофотенские острова.
В мае 1941 года был привлечен к операции против германского линкора «Бисмарк» . 27 мая 1941 года совместно с линкором «Родней» вступил в бой с «Бисмарком» и выпустил по противнику 339 снарядов главного калибра и 660 универсального калибра. В дальнейшем действовал в районе Северной Атлантики, прикрывая операции британского флота, а также арктические конвои. 1 мая 1942 года, в ходе одной из таких операций, протаранил свой же эсминец «Пенджаби». Эсминец затонул, от взрыва находившихся на нем глубинных бомб линкор получил серьёзные повреждения носовой части.
После ремонта «Кинг Джордж V» вновь стал флагманским кораблём Флота метрополии и прикрывал арктические конвои. Летом 1943 года перешёл на Средиземное море и был включён в состав Соединения H. 10-11 июля 1943 года проводил отвлекающую артподготовку у побережья Сицилии, перед высадкой союзников на этот остров. В первой половине 1944 года прошёл ремонт и был отправлен на Тихий океан и включен в состав оперативной группы британского флота, действовавшей совместно с американскими ВМС. В июле 1945 года обстреливал главным калибром пригороды Токио. 2 сентября 1945 года участвовал в церемонии капитуляции Японии.
В Великобританию вернулся в марте 1946 года после ремонта в Австралии. Далее стал флагманом флота, но уже в 1947 году поставлен на новый ремонт. В 1948-1949 годах входил в состав учебной эскадры, в сентябре 1949 года выведен в резерв. 30 апреля 1957 года был исключён из списков флота и в начале 1958 года продан на слом.

Линкоры типа «Кинг Джордж V» создавались в условиях начавшегося упадка Британской империи, когда она уже не могла позволить себе роскошь «двухдержавного» стандарта. В этой ситуации была сделана ставка на не слишком мощный, но достаточно многочисленный тип кораблей. Линкоры типа «Кинг Джордж V» стали самой крупной серией капитальных кораблей 1930-1940-х годов.
Если рассматривать чисто линкорный комплекс, то «Кинг Джордж V» выглядит скромно в сравнении с современниками, прежде всего вследствие недальновидного выбора артиллерийского вооружения. Сама по себе броневая защита линкоров выглядела на бумаге неплохо, но надёжной защиты от 380 - 460-мм снарядов не давала. Зоны неуязвимости, то есть диапазоны дистанций, на которых уже не пробивается бортовая броня, но ещё не пробивается палубная были у «Кинг Джордж V» очень ограниченными. Фактически лишь явно недоворужённые корабли типа «Шарнхорст» не представляли для «кингов» особой угрозы. Особенно плохо британские линкоры выглядели в сравнении с «Айовой» и «Ямато».

Однако формальные расчёты зон неуязвимости и реалии боевых действий заметно различались. На практике, британские линкоры этого типа отнюдь не выглядели явно слабой стороной в боях с противником. Боевой опыт показал, что табличная бронепробиваемость - это ещё далеко не всё.
Для линкоров со схемой защиты «все или ничего» большинство попаданий в любом случае приходились в небронированные части корпу­са, надстройки и орудийные установки. НИ ОДИН из снарядов обоих сторон в бою «Бисмарка» с «Принс оф Уэлс» не попал в главный броневой пояс или главную броневую палубу. Во втором бою с тем же линкором и в сражении «Дьюк оф Йорк» с «Шарнхорстом» немец­кие корабли были выведены из строя явно без проби­тий погребов и машин (за исключением рокового попадания в гласис КО на «Шарнхорсте»). Тем не ме­нее, оба германских линкора к концу боя практически потеряли ход, так что для «добивания» противника британской 14-дюймовки вполне хватало. В морском бою времен второй мировой войны состояние систем управления стрельбой играло огромную, возможно даже основную роль.
- Кофман В.Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V».
Каждое оружие хорошо лишь тогда, когда его правильно используют. В этом отношении британские флотоводцы Второй мировой войны были в целом на высоте, благодаря чему, не самые совершенные, но вполне надежные и умело применённые линкоры типа «Кинг Джордж V» сыграли заметную и весьма позитивную роль в вооружённой борьбе на море.

О модели:
Старую добрую Тамию приобрел… не помню когда, вероятно в начале моего увлечения судомоделизмом. Время шло, руки не доходили, появлялись новые интересные модели, а Кинг Джордж V все лежал на полке, ждал своего часа. Корабль значимый, может не само «изящество» и «стремительность», но отработал на Британскую империю «качественно» (отчего пишу, что заслуги корабля, часто бывают посылом, для изготовления модели) За время ожидания Кинг Джордж V обзавелся фототравлением от WEM (не намного моложе модели, как следствие – довольно примитивное), стволами для всей артиллерии: главный, универсальные калибры, 40мм Пом-Помы и 20мм Орликоны(тут целые установки с точеной тумбой и др.) от Мастер-моделс, смоляные Бофорсы от Арсенала и лесенки, иллюминаторы, талрепы для такелажа от Norh Star.
Толчком для постройки модели послужили 2 вещи: мне удалось на работе организовать рабочее (судомодельное) место и информация, что фирма Pontos делает для этого типа корабликов свое модное-классное травление, с обычным богатым набором мачт, смолы, деревянных палуб и т.п. «прелестей», перед которыми сложно устоять.
Начал стройку с прицелом на полный перепил, точнее, все крупное: корпус, главный и универсальный калибр, корпуса надстроек – Тамия, все остальное- либо замена, либо доработка.
Частичное описание работы можно посмотреть тут http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_38283_start_0.html
Такелаж делал из проволоки от зарядок мобильных телефонов, больше не буду пробовать, очень сложный материал, не советую.
Краски: акрил Тамия
Футура
Смывка, эмаль Тамия
Финальный лак Акан.
По поводу удовольствия работы с моделью… ничего не скажу, нужно было сделать, как то так.
Модель постарался построить на конец войны, 45г. Тамия, в коробке, это скорее после военный «Кинг Джордж V».
Давно ничего из своих работ не выкладывал в сети: работа, ремонт, семья… Но что то делаю, вот «Кинг Джордж V» готов, правда уже с пол-года. Прошу любить и жаловать, дровишки знатные, вряд ли за такие еще возьмусь.

Заложен в 1937 г., спущен на воду в 1939 г. 
Водоизмещение стандартное 36 000 т, нормальное 40 000 т, полное 44 400 т. Длина максимальная 227,1 м, ширина 31,4 м, осадка 9,7 м. 
Мощность 4-вальной паротурбинной установки 110 000 л. с., скорость 28 уз. 
Броня: главный пояс в середине 356-381 мм, в носу и корме 140-114 мм, верхний пояс 25 мм, башни и барбеты 406 мм, броневая палуба 127-152 мм, рубка 76 мм. 
Вооружение: десять 356-мм, шестнадцать 133-мм универсальных орудий, от тридцати двух до семидесяти двух 40-мм зенитных автоматов. 
Всего построено 5 единиц: “Кинг Джордж V”, “Принс оф Уэлс” (1940 г.), “Дюк оф Йорк” (1941 г.), “Хоув” (1942 г.) и “Энсон” (1942 г.).

Спущен на воду 21 февраля 1939 года, а в строй официально вступил 11 декабря 1940 года. В январе 1941 года, ещё до достижения полной боевой готовности, линкор совершил переход через Атлантику, доставив в США нового британского посла. На обратном пути «Кинг Джордж V» прикрывал конвой. В марте 1941 года участвовал в рейде на Лофотенские острова.

В мае 1941 года был привлечен к операции против германского линкора «Бисмарк». 27 мая 1941 года совместно с линкором «Родней» вступил в бой с «Бисмарком» и выпустил по противнику 339 снарядов главного калибра и 660 универсального калибра. В дальнейшем действовал в районе Северной Атлантики, прикрывая операции британского флота, а также арктические конвои. 1 мая 1942 года, в ходе одной из таких операций, протаранил свой же эсминец «Пенджаби». Эсминец затонул, от взрыва находившихся на нем глубинных бомб линкор получил серьёзные повреждения носовой части.

После ремонта «Кинг Джордж V» вновь стал флагманским кораблём Флота метрополии и прикрывал арктические конвои. Летом 1943 года перешёл на Средиземное море и был включён в состав Соединения H. 10-11 июля 1943 года проводил отвлекающую артподготовку у побережья Сицилии, перед высадкой союзников на этот остров. В первой половине 1944 года прошёл ремонт и был отправлен на Тихий океан и включен в состав оперативной группы британского флота, действовавшей совместно с американскими ВМС. В июле 1945 года обстреливал главным калибром пригороды Токио. 2 сентября 1945 года участвовал в церемонии капитуляции Японии.
В Великобританию вернулся в марте 1946 года после ремонта в Австралии. Далее стал флагманом флота, но уже в 1947 году поставлен на новый ремонт. В 1948-1949 годах входил в состав учебной эскадры, в сентябре 1949 года выведен в резерв. 30 апреля 1957 года был исключён из списков флота и в начале 1958 года продан на слом.

Линкоры типа «Кинг Джордж V» создавались в условиях начавшегося упадка Британской империи, когда она уже не могла позволить себе роскошь «двухдержавного» стандарта. В этой ситуации была сделана ставка на не слишком мощный, но достаточно многочисленный тип кораблей. Линкоры типа «Кинг Джордж V» стали самой крупной серией капитальных кораблей 1930-1940-х годов.

Если рассматривать чисто линкорный комплекс, то «Кинг Джордж V» выглядит скромно в сравнении с современниками, прежде всего вследствие недальновидного выбора артиллерийского вооружения. Сама по себе броневая защита линкоров выглядела на бумаге неплохо, но надёжной защиты от 380 — 460-мм снарядов не давала. Зоны неуязвимости, то есть диапазоны дистанций, на которых уже не пробивается бортовая броня, но ещё не пробивается палубная были у «Кинг Джордж V» очень ограниченными. Фактически лишь явно недоворужённые корабли типа «Шарнхорст» не представляли для «кингов» особой угрозы. Особенно плохо британские линкоры выглядели в сравнении с «Айовой» и «Ямато».

Однако формальные расчёты зон неуязвимости и реалии боевых действий заметно различались. На практике, британские линкоры этого типа отнюдь не выглядели явно слабой стороной в боях с противником. Боевой опыт показал, что табличная бронепробиваемость - это ещё далеко не всё.

Для линкоров со схемой защиты «все или ничего» большинство попаданий в любом случае приходились в небронированные части корпу-са, надстройки и орудийные установки. НИ ОДИН из снарядов обоих сторон в бою «Бисмарка» с «Принс оф Уэлс» не попал в главный броневой пояс или главную броневую палубу. Во втором бою с тем же линкором и в сражении «Дьюк оф Йорк» с «Шарнхорстом» немец-кие корабли были выведены из строя явно без проби-тий погребов и машин (за исключением рокового попадания в гласис КО на «Шарнхорсте»). Тем не ме-нее, оба германских линкора к концу боя практически потеряли ход, так что для «добивания» противника британской 14-дюймовки вполне хватало. В морском бою времен второй мировой войны состояние систем управления стрельбой играло огромную, возможно даже основную роль.
— Кофман В.Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V».

Каждое оружие хорошо лишь тогда, когда его правильно используют. В этом отношении британские флотоводцы Второй мировой войны были в целом на высоте, благодаря чему, не самые совершенные, но вполне надежные и умело применённые линкоры типа «Кинг Джордж V» сыграли заметную и весьма позитивную роль в вооружённой борьбе на море.

О модели:
Старую добрую Тамию приобрел… не помню когда, вероятно в начале моего увлечения судомоделизмом. Время шло, руки не доходили, появлялись новые интересные модели, а Кинг Джордж V все лежал на полке, ждал своего часа. Корабль значимый, может не само «изящество» и «стремительность», но отработал на Британскую империю «качественно» (отчего пишу, что заслуги корабля, часто бывают посылом, для изготовления модели) За время ожидания Кинг Джордж V обзавелся фототравлением от WEM (не намного моложе модели, как следствие - довольно примитивное), стволами для всей артиллерии: главный, универсальные калибры, 40мм Пом-Помы и 20мм Орликоны(тут целые установки с точеной тумбой и др.) от Мастер-моделс, смоляные Бофорсы от Арсенала и лесенки, иллюминаторы, талрепы для такелажа от Norh Star.


Толчком для постройки модели послужили 2 вещи: мне удалось на работе организовать рабочее (судомодельное) место и информация, что фирма Pontos делает для этого типа корабликов свое модное-классное травление , с обычным богатым набором мачт, смолы, деревянных палуб и т.п. «прелестей», перед которыми сложно устоять.
Начал стройку с прицелом на полный перепил , точнее, все крупное: корпус, главный и универсальный калибр, корпуса надстроек - Тамия, все остальное- либо замена, либо доработка.


Такелаж делал из проволоки от зарядок мобильных телефонов , больше не буду пробовать, очень сложный материал , не советую.
Краски: акрил Тамия, Футура . Смывка, эмаль Тамия. Финальный

Заложен в 1937 г., спущен на воду в 1939 г. 
Водоизмещение стандартное 36 000 т, нормальное 40 000 т, полное 44 400 т. Длина максимальная 227,1 м, ширина 31,4 м, осадка 9,7 м. 
Мощность 4-вальной паротурбинной установки 110 000 л. с., скорость 28 уз. 
Броня: главный пояс в середине 356-381 мм, в носу и корме 140-114 мм, верхний пояс 25 мм, башни и барбеты 406 мм, броневая палуба 127-152 мм, рубка 76 мм. 
Вооружение: десять 356-мм, шестнадцать 133-мм универсальных орудий, от тридцати двух до семидесяти двух 40-мм зенитных автоматов. 
Всего построено 5 единиц: “Кинг Джордж V”, “Принс оф Уэлс” (1940 г.), “Дюк оф Йорк” (1941 г.), “Хоув” (1942 г.) и “Энсон” (1942 г.).

Спущен на воду 21 февраля 1939 года, а в строй официально вступил 11 декабря 1940 года. В январе 1941 года, ещё до достижения полной боевой готовности, линкор совершил переход через Атлантику, доставив в США нового британского посла. На обратном пути «Кинг Джордж V» прикрывал конвой. В марте 1941 года участвовал в рейде на Лофотенские острова.

В мае 1941 года был привлечен к операции против германского линкора «Бисмарк». 27 мая 1941 года совместно с линкором «Родней» вступил в бой с «Бисмарком» и выпустил по противнику 339 снарядов главного калибра и 660 универсального калибра. В дальнейшем действовал в районе Северной Атлантики, прикрывая операции британского флота, а также арктические конвои. 1 мая 1942 года, в ходе одной из таких операций, протаранил свой же эсминец «Пенджаби». Эсминец затонул, от взрыва находившихся на нем глубинных бомб линкор получил серьёзные повреждения носовой части.

После ремонта «Кинг Джордж V» вновь стал флагманским кораблём Флота метрополии и прикрывал арктические конвои. Летом 1943 года перешёл на Средиземное море и был включён в состав Соединения H. 10-11 июля 1943 года проводил отвлекающую артподготовку у побережья Сицилии, перед высадкой союзников на этот остров. В первой половине 1944 года прошёл ремонт и был отправлен на Тихий океан и включен в состав оперативной группы британского флота, действовавшей совместно с американскими ВМС. В июле 1945 года обстреливал главным калибром пригороды Токио. 2 сентября 1945 года участвовал в церемонии капитуляции Японии.
В Великобританию вернулся в марте 1946 года после ремонта в Австралии. Далее стал флагманом флота, но уже в 1947 году поставлен на новый ремонт. В 1948-1949 годах входил в состав учебной эскадры, в сентябре 1949 года выведен в резерв. 30 апреля 1957 года был исключён из списков флота и в начале 1958 года продан на слом.

Линкоры типа «Кинг Джордж V» создавались в условиях начавшегося упадка Британской империи, когда она уже не могла позволить себе роскошь «двухдержавного» стандарта. В этой ситуации была сделана ставка на не слишком мощный, но достаточно многочисленный тип кораблей. Линкоры типа «Кинг Джордж V» стали самой крупной серией капитальных кораблей 1930-1940-х годов.

Если рассматривать чисто линкорный комплекс, то «Кинг Джордж V» выглядит скромно в сравнении с современниками, прежде всего вследствие недальновидного выбора артиллерийского вооружения. Сама по себе броневая защита линкоров выглядела на бумаге неплохо, но надёжной защиты от 380 — 460-мм снарядов не давала. Зоны неуязвимости, то есть диапазоны дистанций, на которых уже не пробивается бортовая броня, но ещё не пробивается палубная были у «Кинг Джордж V» очень ограниченными. Фактически лишь явно недоворужённые корабли типа «Шарнхорст» не представляли для «кингов» особой угрозы. Особенно плохо британские линкоры выглядели в сравнении с «Айовой» и «Ямато».

Однако формальные расчёты зон неуязвимости и реалии боевых действий заметно различались. На практике, британские линкоры этого типа отнюдь не выглядели явно слабой стороной в боях с противником. Боевой опыт показал, что табличная бронепробиваемость - это ещё далеко не всё.

Для линкоров со схемой защиты «все или ничего» большинство попаданий в любом случае приходились в небронированные части корпу-са, надстройки и орудийные установки. НИ ОДИН из снарядов обоих сторон в бою «Бисмарка» с «Принс оф Уэлс» не попал в главный броневой пояс или главную броневую палубу. Во втором бою с тем же линкором и в сражении «Дьюк оф Йорк» с «Шарнхорстом» немец-кие корабли были выведены из строя явно без проби-тий погребов и машин (за исключением рокового попадания в гласис КО на «Шарнхорсте»). Тем не ме-нее, оба германских линкора к концу боя практически потеряли ход, так что для «добивания» противника британской 14-дюймовки вполне хватало. В морском бою времен второй мировой войны состояние систем управления стрельбой играло огромную, возможно даже основную роль.
— Кофман В.Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V».

Каждое оружие хорошо лишь тогда, когда его правильно используют. В этом отношении британские флотоводцы Второй мировой войны были в целом на высоте, благодаря чему, не самые совершенные, но вполне надежные и умело применённые линкоры типа «Кинг Джордж V» сыграли заметную и весьма позитивную роль в вооружённой борьбе на море.

О модели:
Старую добрую Тамию приобрел… не помню когда, вероятно в начале моего увлечения судомоделизмом. Время шло, руки не доходили, появлялись новые интересные модели, а Кинг Джордж V все лежал на полке, ждал своего часа. Корабль значимый, может не само «изящество» и «стремительность», но отработал на Британскую империю «качественно» (отчего пишу, что заслуги корабля, часто бывают посылом, для изготовления модели) За время ожидания Кинг Джордж V обзавелся фототравлением от WEM (не намного моложе модели, как следствие - довольно примитивное), стволами для всей артиллерии: главный, универсальные калибры, 40мм Пом-Помы и 20мм Орликоны(тут целые установки с точеной тумбой и др.) от Мастер-моделс, смоляные Бофорсы от Арсенала и лесенки, иллюминаторы, талрепы для такелажа от Norh Star.


Толчком для постройки модели послужили 2 вещи: мне удалось на работе организовать рабочее (судомодельное) место и информация, что фирма Pontos делает для этого типа корабликов свое модное-классное травление , с обычным богатым набором мачт, смолы, деревянных палуб и т.п. «прелестей», перед которыми сложно устоять.
Начал стройку с прицелом на полный перепил , точнее, все крупное: корпус, главный и универсальный калибр, корпуса надстроек - Тамия, все остальное- либо замена, либо доработка.


Такелаж делал из проволоки от зарядок мобильных телефонов , больше не буду пробовать, очень сложный материал , не советую.
Краски: акрил Тамия, Футура . Смывка, эмаль Тамия. Финальный



Что еще почитать