Военно - морской флот. Флот морской. Военно-Морской Флот Российской Федерации Подразделения военно морского флота

Предназначение и характер деятельности Военно-Морского Флота требуют наличия в его составе различных родов сил, способных решать как наступательные, так и оборонительные задачи в удаленных и прибрежных районах.

ВМФ состоит из двух компонентов: морских стратегических ядерных сил (МСЯС), морских сил общего назначения (МСОН), а также из сил обеспечения, специальных войск и служб флота.

ВМФ включает в себя четыре рода сил: подводные силы; надводные силы; морскую авиацию; береговые войска ВМФ.

Род сил - составная часть вида ВС, включающая части и соединения, которые имеют свойственные им боевые средства, оружие и технику. Каждый род сил обладает характерными для него боевыми свойствами, применяет свою тактику и предназначается для решения оперативных, тактических, оперативно-тактических задач. Рода сил, как правило, действуют в определенной географической среде и способны вести боевые действия самостоятельно и совместно с другими родами сил.

В современных условиях главными родами сил ВМФ, способными наиболее успешно решать основные наступательные задачи флота с применением обычного и ракетно-ядерного оружия, являются подводные силы и морская авиация.

Морские стратегические ядерные силы - составная часть стратегических ядерных сил страны. Они представлены ракетными подводными лодками стратегического назначения (рплСН) и применяются в операциях стратегических ядерных сил по плану Верховного Главного командования.

Морские силы общего назначения включают все рода сил ВМФ, применяются для решения оперативных и тактических задач, для ведения систематических боевых действий.

Береговые войска как род сил ВМФ объединяет соединения и части морской пехоты, береговых ракетно-артиллерийских войск (БРАВ), а в определенных регионах РФ и группировки береговых войск (войска береговой обороны).

Силы обеспечения, специальные войска и службы флота включают силы противовоздушной обороны флота, соединения и части специальных войск и служб (разведывательные, морские инженерные, химические, связи, радиотехнические, радиоэлектронной борьбы, ракетно-технические, технического обеспечения, поисково-спасательные, гидрографические), соединения, части и учреждения тыла. Состав ВМФ РФ приведен на рис. 2.

Организационно ВМФ Российской федерации состоит из объединений, военно-морских баз, отдельных соединений, частей и учреждений.

Во главе Военно-Морского Флота РФ стоит Главнокомандующий ВМФ, который является одним из заместителей Министра обороны. Ему подчиняются высший орган Военно-Морского Флота - Главный штаб ВМФ и Управления ВМФ.

Объединение - крупное организационное формирование, состоящее из соединений и частей различных родов сил ВМФ, способное самостоятельно или во взаимодействии с другими видами ВС решать оперативные (иногда стратегические) задачи. В зависимости от состава и масштаба решаемых задач объединения могут быть оперативно-стратегические, оперативные и оперативно-тактические.

К регионально дислоцированным оперативно-стратегическим объединениям ВМФ РФ относятся: Северный, Тихоокеанский, Балтийский и Черноморский флоты, а также Каспийская флотилия. Основу Северного и Тихоокеанского флотов составляют ракетные подводные лодки стратегического назначения и многоцелевые атомные подводные лодки, авианесущие, десантные и многоцелевые надводные корабли, минно-тральные корабли и катера, дизельные подводные лодки, береговые ракетно-артиллерийские войска и штурмовая авиация. Основа Балтийского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии - многоцелевые надводные корабли, минно-тральные корабли и катера, дизельные подводные лодки, береговые ракетно-артиллерийские войска и штурмовая авиация.

К оперативным объединениям ВМФ относятся флотилии (флотилия разнородных сил, флотилия рпл СН, флотилия многоцелевых подводных лодок) и военно-воздушные силы флота.

К оперативно-тактическим объединениям ВМФ относятся эскадры (оперативная эскадра, эскадра разнородных сил, эскадра многоцелевых подводных лодок, эскадра морских десантных сил).

Региональная дислокация ВМФ требует поддержания и развития самостоятельных инфраструктур базирования, судостроения и судоремонта, всех видов обеспечения, основой которых является исторически сложившаяся в России система городов - военно-морских баз.

Военно-морская база (ВМБ) есть оборудованный и обороняемый район побережья с прилежащей к нему акваторией, обеспечивающий базирование, комплексное обеспечение, развертывание и возвращение сил флота. Включает, как правило, несколько пунктов базирования, а также силы и средства для поддержания благоприятного оперативного режима в назначенной 8МБ операционной зоне ответственности.

Состав объединений и военно-морских баз непостоянный. Он определяется в зависимости от предназначения, характера выполняемых задач, районов и направлений, на которых они действуют, а также условий театра военных действий.

Соединением называется постоянное организационное формирование кораблей и частей, способное самостоятельно решать тактические задачи и участвовать в решении оперативных задач. Состав соединений определяется их штатной структурой. Предназначено для целеустремленной боевой подготовки и удобства управления. Дивизия-основное тактическое соединение. Бригада и дивизион кораблей - тактические соединения.

Дивизия (бригада) подводных лодок состоит, как правило, из подвддных лодок одного класса (подкласса). Например: дивизия ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, дивизия (бригада) торпедных подводных лодок. Дивизии (бригады) надводных кораблей состоят из одного или нескольких классов (подклассов) кораблей. Например: дивизия ракет-но-артиллерийских кораблей. Дивизион как тактическое соединение есть формирование кораблей 111 и IV ранга. Например: дивизион тральщиков, дивизион ракетных катеров и др.

Тактическая часть - это воинское формирование, способное самостоятельно решать тактические задачи. Частями являются: корабли 1-го, 2-го и 3-го ранга, группы кораблей 4-го ранга, полк (в морской авиации, морской пехоте, БРАВ).

Часть в свою очередь состоит из воинских подразделений - небольших воинских формирований. Типовые подразделения: боевая часть (служба), корабль 4-го ранга, эскадрилья, авиазвено, батальон, рота, взвод и др.

Специальные войска и службы, предназначенные для обеспечения боевой деятельности ВМФ и решения присущих им специальных задач, организационно сводятся в соединения, части, подразделения и учреждения, которые входят в состав объединений, соединений и частей Военно-Морского Флота, а также находятся в центральном подчинении. Например: дивизион разведывательных кораблей, военно-строительный отряд, батальон химической защиты, узел связи, радиотехническая рота, эскадрилья радиоэлектронной борьбы, арсенал, базы и склады, судоремонтный завод, бригада спасательных судов, гидрографический отряд, автомобильная рота, группа морских судов обеспечения и проч.

Организационная структура ВМФ РФ приведена на рис. 3.

Качественный и количественный состав войск (сил) флотов (флотилий) должен соответствовать уровню и характеру угроз национальной безопасности Российской Федерации в конкретном регионе.

Многообразие задач, решаемых флотом, вызывает необходимость специализации кораблей, т.е. строительства кораблей с определенными качествами, что привело к необходимости их классификации.

Все корабли и суда в ВМФ делятся на группы. Критерием деления служит предназначение. Различают пять групп: боевые корабли, боевые катера, корабли специального назначения, морские суда обеспечения, рейдовые суда и катера обеспечения.

Боевые корабли и боевые катера, т.е. первая и вторая группы, определяют боевой состав ВМФ и предназначены для решения именно боевых задач.

Группа кораблей специального назначения включает подводные лодки специального назначения, корабли управления, учебные корабли, разведывательные корабли.

Группа морских судов обеспечения включает суда обеспечения боевой подготовки, медицинского обеспечения, радиационной безопасности и химической защиты, транспортные, аварийно-спасательные, нэвигационно-гидрографического обеспечения.

Группа рейдовых судов обеспечения включает суда, предназначенные для обеспечения деятельности флота на рейдах и гаванях. К ним от- ; носятся базовые аварийно-спасательные суда, самоходные и" несамоходные суда технического обслуживания, базовые сухогрузные и наливные суда, буксиры, рейдовые катера и др.

Внутри групп корабли и суда ВМФ делятся на классы. Критериями деления на классы служат решаемые задачи и главное оружие. Так, например, подводные лодки делятся на два класса, а надводные корабли на пять классов.

Внутри классов корабли боевого состава и корабли специального назначения делятся на подклассы. Критериями деления на подклассы являются водоизмещение, тип энергетической установки, более узкая специализация, дальность плавания.

В зависимости от тактико-технических элементов и предназначения, а также для определения старшинства командиров, правового положения офицерского состава и норм материально-технического обеспечения военные корабли делятся на ранги. В ВМФ РФ установлены четыре ранга кораблей. Высшим является первый. Разделение на классы и ранги определяется Положением о классификации кораблей и судов ВМФ.

6 зависимости от конструктивных особенностей корабли одного и того же подкласса различаются еще по типам и проектам.

Классификация корабельного состава в различных государствах имеет свои особенности и не является постоянной. По мере развития флота, с изменением его задач и вооружения кораблей появляются новые классы (подклассы), а устаревшие исключаются из состава флота. Так, после Второй мировой войны в большинстве государств исключены из состава флота класс линейных кораблей, подклассы конвойных авианосцев, в ВМС США исключен подкласс сторожевых кораблей. С оснащением флота ракетным оружием появился класс ракетных кораблей.

будущее флота за многоцелевыми, универсальными кораблями, способными вести эффективную борьбу с воздушными, надводными, подводными и береговыми целями. Поэтому количество классов кораблей будет сокращаться. Вместе с тем есть специфичные задачи, которые требуют применения в строительстве кораблей особых материалов и конструктивных решений, например, минно-трапьных, десантных кораблей, некоторых кораблей специального назначения, универсализация которых нецелесообразна.

Министр обороны РФ Сергей Шойгу решил отменить одно из самых затратных и бездумных решений Сердюкова . В 2012 году было выполнено одно из самых одиозных решений бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова: Главный штаб ВМФ России из Москвы перебрался в Санкт-Петербург. Из питерского Адмиралтейства по такому случаю срочно выселили в Кронштадт штаб Ленинградской военно-морской базы, а Военно-морской инженерный институт – в город Пушкин Ленинградской области.

В историческом здании затеяли дорогостоящий ремонт, которому и сегодня конца не видно. На этой неделе выяснилось: все муки напрасны. Главный штаб ВМФ приказано срочно (уже в 2015 году) вернуть в Москву .

Санкт-Петербург. Вид на комплекс зданий Адмиралтейства на 2-м Адмиралтейском острове

Так бесславно и с огромными финансовыми потерями для страны завершается долгая эпопея скитаний флотского руководства, начавшаяся еще в 2007 году. Ее инициаторы никогда и не таились – Борис Грызлов , в ту пору возглавлявший Государственную Думу и партию «Единая Россия», а также прежний губернатор Питера Валентина Матвиенко . Валентина Ивановна тогда же, в 2007-м, радостно объявила: «Мы давно вынашивали эту идею».

Все делалось под лозунгом возвращения Санкт-Петербургу столичных функций и освобождения Москвы от их излишков. Вот же Конституционный суд переехал в Северную столицу? Кого бы еще перетащить? А давай военных моряков. Все же Питер – колыбель российского флота. Выходит – как бы возвращение к истокам. К тому же Адмиралтейство и строилось для петровских еще адмиралов.

Под боком будет куча конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов, судостроительные заводы, Военно-Морская академия, училища, Ленинградская военно-морская база. Балтийский флот, в конце концов. Такова была система сановных аргументов этой идеи. Очень гламурненько это им виделось.

В ответ – негодование людей дела. Прежде всего – флотских специалистов, бывших и нынешних командующих флотами. В открытом письме отставных адмиралов президенту страны инициатива Грызлова и Матвиенко была названа «вредоносной и абсолютно неприемлемой». Указали и примерную цену, в которую обойдется бюджету – 40-50 миллиардов рублей .

Главный штаб ВМФ – не просто пара сотен кабинетов на Большом Козловском, разъясняли непонятливым авторы письма. Это, прежде всего, офицеры-операторы, которых десятилетиями готовили к управлению в Мировом океане боевыми кораблями, самолетами и атомными подводными лодками. Под занавес службы они обзавелись столичными квартирами и к переезду не готовы. Это раз.

Узлы связи с гектарами антенных полей и сотнями километров кабелей (прежде всего — 109-й Центральный узел связи в Балашихе), многоэтажные подземные командные пункты, возведенные в Подмосковье – это два. Если флотское руководство переедет в Питер – кому будут нужны эти совершенно секретные циклопические сооружения на старом месте? А на новом ничего подобного нет. И не предвидится в ближайшие десятилетия по причине отсутствия средств на столь гигантскую стройку.

Наконец, как в Москве осуществлять оперативное взаимодействие посредством секретной переписки Главного штаба ВМФ с Генеральным штабом Вооруженных сил и Министерством обороны – это понятно. Но как все это выстроить из Санкт-Петербурга? С каждой бумагой ежедневно высылать курьера и автоматчиков?

Скорее всего, эти сомнения в Кремле тогда сочли старческим бурчанием отставных адмиралов. И отмахнулись от них, как от назойливых мух. Идея переезда сулила Анатолию Сердюкову и его «женскому батальону» освобождение бесценных гектаров в центре Москвы и ближнем Подмосковье. Все остальное меркло в их глазах перед блестящей коммерческой перспективой.

Разные мелкие трудности на заветной дороге встречались Сердюкову и потом. Скажем, в 2008 году на конференции Академии военных наук тогдашнего начальника Генерального штаба Юрия Балуевского спросили: как он относится к запланированному перемещению ГШ ВМФ в Питер? «Лично я расцениваю это так, что в этом нет необходимости », — был ответ генерала армии. Его тотчас отправили в отставку.

Долго противился затее и прежний главнокомандующий Военно-Морским флотом адмирал Владимир Высоцкий. Правда, опасливо и не публично. Журналистам заявлял, что официальных бумаг по этому поводу не видел, поэтому и о сроках, дескать, разговаривать не готов. По слухам, подковерные бои Высоцкому приходилось выдерживать жестокие. Говорят, именно из-за них в середине 2011 года 55-летний главком был отправлен в отставку президентом Дмитрием Медведевым. Без сомнения, причиной был скандал. В 55 лет просто так главкомы не покидают кресел.

Путь к переезду был почти расчищен. Оставались сами офицеры и адмиралы Главного штаба, из которых паковать чемоданы готовы были далеко не все. С ними поступили еще проще – по коридорам Большого Козловского прокатилось цунами кадровых сокращений. Из почти тысячи военных в запас и отставку по «организационно-штатным мероприятиям» отправили две трети.

Большинство из тех, что остались при должностях, в Москву с флотов приехали недавно и квартирами в «первопрестольной» обзавестись не успели. Эти в Питер отправились с легкой душой, поскольку заветное жилье им пообещали хотя бы на новом месте. Поэтому преемник Высоцкого на посту главкома адмирал Виктор Чирков в 2012 году, когда все уже свершилось, на полном серьезе рапортовал: «Из 100% укомплектованности главного командования по семейным причинам отказались ехать три человека, которые будут увольняться. Поэтому никаких потерь нет ».

Однако в том, что из Питера руководить флотами сложно, очень быстро убедились все. Расходы на командировочные в Москву и гостиницы в Главном штабе выросли взрывообразно. Сам Чирков в купе фирменного поезда «Красная стрела» стал ночевать, кажется, чаще, чем в собственной спальне. Вовремя получить заветные подписи под служебными документами чинам Главного штаба зачастую оказалось просто невозможно – за многими нужно было мчаться на самолете или на поезде в Генштаб и Минобороны. Связываться с кораблями в океане приходилось тоже через Москву – а как еще? Сумасшедший дом на тонущем крейсере во время пожара…

А тут еще в ноябре 2012 года сняли коммерсант-министра Сердюкова. Сменивший его на руинах армии Сергей Шойгу с проблемами военных моряков разобрался быстро. Уже через полтора месяца после разрушительного переезда он приказал «проработать вопрос с возвращением ГШ ВМФ в Москву». Заодно – и с увеличением на 150 должностей бездумно порушенного Сердюковым штата флотских управленцев.

И вот теперь, получается, момент возвращения настал. Хотя, строго говоря, это не совсем исправление прежних ошибок руководства страны и Министерства обороны. Потому что в Москву главкомат военных моряков возвращают в новое место и в новом качестве. Ведомству предстоит вселяться не в прежние его апартаменты в столичном Большом Козловском переулке у станции метро «Красные ворота». Да и некуда там – в этом комплексе зданий все с того же 2012 года квартирует штаб тыла Вооруженных сил РФ. И, кстати, так и не знает, зачем ему доставшиеся в наследство защищенные линии связи с флотами и той же Балашихой.

Ну, так и штабу тыла трогаться с Большого Козловского некуда. Прежние его окна глядели прямо на Красную площадь и Спасскую башню. Поэтому эти бесценные здания и были проданы в числе первых.

В общем, теперь диспозиция такая: Главный штаб ВМФ ждет московский Арбат. То есть, белоснежное здание, в котором сегодня квартирует само Минобороны и Генштаб. Вместе с моряками туда же в начале следующего года переберутся еще и главкоматы Сухопутных войск и ВВС.

А куда Минобороны и Генштаб? Их тоже ждет дорога, но недальняя – на Фрунзенскую набережную Москвы-реки. В «высотку», которую с советских времен занимал необъятный Главный штаб Сухопутных войск, а сегодня – его ошметки.

Там, на Фрунзенской набережной, с 1 декабря заработает одно из основных детищ Шойгу — Национальный центр управления обороной РФ (НЦУОГ) . В его составе будут три командных пункта: центр высшего командования, центр боевого управления, в том числе Силами ядерного сдерживания, и центр по управлению повседневной деятельностью армии и флота.

Причем, будет это не просто новый «мозг армии». НЦУОГ мыслится как орган управления всеми государственными структурами, способный действовать в условиях как полномасштабных боевых действий, так и нетрадиционных форм ведения войны . Защищенные линии связи отсюда протянутся во все федеральные министерства и ведомства, а также в администрации регионов страны.

Так что может быть оно и неплохо выйдет. Но рационально ли военным морякам с Большого Козловского на Фрунзенскую добираться через Питер? И сколько стоит такой проезд? Если в один конец 40-50 млрд. рублей, то и в другой, наверное, примерно столько же. Тогда, может, посчитаем?

100 млрд. рублей – это ведь по нынешнему курсу 2,5 млрд. долларов. По данным из открытых источников, один современный корвет типа «Стерегущий» или фрегат типа «Адмирал Григорович» обходится казне в 100 млн. долларов. Тогда получается что на путешествии Главного штаба ВМФ из Москвы в Петербург и обратно бездумно «прогуляли» мы целую эскадру – 25 кораблей океанской зоны .

Господа Грызлов, Медведев и Сердюков, госпожа Матвиенко — кто оплатит стране этот банкет?

Скандал с Главным штабом ВМФ комментировали многие. Красноречивей всего, на мой взгляд, получилось у бывшего подводника, писателя-мариниста Александра Покровского: «Все это, как мне представляется, можно сделать только с очень большого нефтяного жира. С жира многое случается ».

Название

Есть два варианта написания названия флота:

  • Первый вариант рекомендуется специалистами интернет-портала Грамота.ру, со ссылкой на «Краткий справочник по оформлению актов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», как соответствующий нормам официальной речи. Эти же специалисты, тем не менее, признают лингвистическую правильность второго варианта.
  • Второй вариант соответствует правилам русской орфографии и подтверждается нормативными словарями русского языка.
Военно-Морской Флот

Эмблема ВМФ

Военно-морской флаг России
Годы существования

Октябрь 1696 (как флот России), январь 1992 (как ВМФ Российской Федерации) - настоящее время

Страна
Подчинение
Участие в

Первая чеченская война,
Вторая чеченская война,
Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008),
Борьба с сомалийскими пиратами,
Военная операция России в Сирии

Командиры
Действующий командир

Незадолго до этого, Российское Министерство обороны сделало заказ на разработку боевой машины на гусеницах, которая будет создана исключительно для флота. Планируется, что новые флотские БМП появятся в 2015-2016 годах.

На втором этапе развития береговых войск планируется создание и принятие на вооружение высокомобильной амфибийной боевой машины для обеспечения действий морской пехоты в любых регионах и климатических условиях, в том числе в арктической зоне, создание роботизированных боевых платформ морской пехоты, вооруженных оружием на новых физических принципах, использующих различные источники энергии для работы двигателя.

Морская Авиация

БПЛА и БППА

БПЛА для ВМФ разрабатываются Объединённой авиастроительной корпорацией (ОАК). В первую очередь это БПЛА вертолётного типа Ка-37С, Ка-135 и Ка-117.

Одной из главных задач, стоящих перед флотскими вертолётами в ближайшем будущем, будет радиолокационный дозор. Вопрос освещения воздушной обстановки за горизонтом радиовидимости корабельных средств, является вопросом первостепенной важности как в целях противовоздушной обороны корабельных группировок, так и для их ударных функций.

Также беспилотные аппараты будут задействованы и в подводной среде. Такие задачи, как поиск и уничтожение морских мин, ведение противолодочной и противодиверсионной борьбы, защита подводных лодок и надводных кораблей от подводной атаки, разведка самых разнообразных целей в море - постепенно все это становится задачей телеуправляемых и автономных аппаратов.

Вертолёты

Осенью 2011 года в Баренцевом море Ка-52 в течение двух недель отрабатывал посадку на палубу корабля.Испытания проходили, в том числе, с осуществлением посадки Ка-52 на палубу ТАВКР «Адмирал Кузнецов».

В начале 2012 года началась модернизация десяти транспортно-боевых вертолетов Ка-29, предназначенных для базирования на российских «Мистралях». Бортовое оборудование и системы вооружения машины будут модернизированы до современных стандартов.

22 июня 2012 года в Центр боевого применения и подготовки лётного состава авиации ВМФ России в Ейске прибыл корабельный вертолет радиолокационного дозора Ка-31 с бортовым номером «90 красный». Предположительно, это первый серийный вертолет Ка-31, построенный для ВМФ России.

В августе 2012 года началось изготовление первых опытных образцов вертолета Ка-52К для универсального корабля-вертолетоносца «Мистраль». До того времени, пока «Мистрали» не прибудут из Франции в Россию, отработка задач по взлету-посадке вертолетов на палубу, как и годом ранее, планируется на авианосце «Адмирал Кузнецов».

В сентябре 2012 года стало известно, что в общей сложности количество Ка-52К на один «Мистраль» будет не менее 14 машин.

То же самое будет проделано и с вертолетами Ка-29 и Ка-27.

К 2014 году Военно-Морской Флот России примет на вооружение морскую версию вертолета Ка-62 «Касатка». Вертолёты разместят на небольших кораблях, в частности корветах проекта 20380

Самолёты

В период с 2013 по 2015 год «РСК „МиГ“» должна передать авиации ВМФ России 20 одноместных самолетов МиГ-29К и четыре двухместных МиГ-29КУБ. Самолеты войдут в состав отдельного корабельного истребительного авиаполка Северного флота России и будут базироваться на авианосце «Адмирал Кузнецов».

Первые четыре машины МиГ-29К/КУБ российские военные должны получить в 2013 г. Истребители МиГ-29К/КУБ заменят стоящие на вооружении Су-33, у которых в 2015 г. заканчивается ресурс, однако есть намерение продлить ресурс тяжелым палубным истребителям Су-33 минимум на пять лет, возможно даже до 2025 года.

Ил-38Н расширит круг решаемых задач и станет незаменимым для морской авиации. Сейчас в составе флота осталась только противолодочная и спасательная авиация. Её начали доводить до современных требований.

В декабре 2013 года Минобороны заключило контракт с корпорацией «Иркут» на поставку пяти истребителей Су-30СМи пяти учебно-боевых Як-130. Всего в интересах ВМФ в ближайшее время планируется заказать 50 Су-30СМ и около десятка Як-130.

Авианосцы

После многолетних споров, нужен ли флоту большой корабль с самолётами или можно обойтись атомными подлодками и крейсерами, российские адмиралы выбрали «американскую» модель флота - корабельные группировки с авианосцем в центре. Такая компоновка, как они считают, позволит расширить зону влияния российского флота и зону действия истребительной авиации на Тихий океан и Северную Атлантику. Решено также, что на первом этапе будут созданы две авианосные группировки - по одной на Тихоокеанском и на Северном флотах.

У России до сих пор нет ключевых технологий полноценного авианосца, например, самолётной катапульты, хотя, ещё в СССР при реализации проекта 1143.7«Ульяновск» корабль оснащался двумя паровыми катапультами «Маяк», созданными на Пролетарском заводе Единственный эксплуатируемый тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», вошедший в состав Северного флота в январе 1991 года, вместо катапульты оснащён взлётным трамплином.

Уже решено, что авианосец будет атомным. Дизельный вариант отвергли из-за потребностей в большом количестве топлива, которое пришлось бы возить за ним на танкере. Также уже сейчас определено, что строить новый российский авианосец будут на двух разных верфях по модульному принципу, а собирать модули, изготовленные независимо друг от друга, планируется на крупнейшем российском судостроительном заводе «Севмашпредприятие» («Севмаш»).

Кроме Севмашпредприятия, в перспективе, возможно строительство авианосца на главном инфраструктурном проекте ОАО ОСК, в рамках создания судостроительного кластера в Санкт-Петербурге на острове Котлин под названием «Ново-Адмиралтейские верфи». Окончание строительства первой очереди намечено на 2014 год, второй очереди - на 2015, третьей - на 2016.

ВМФ России завершает формирование техзадания на новый авианосец. Его первичный облик будет определён уже в 2013 году, а окончательный проект корабля должен быть готов к 2017 году. Президент ОСК Роман Троценко ранее заявлял, что в этом случае первый корабль предполагается спустить на воду в 2023 году. К этому времени ВМФ должен завершить формирование эскортной группировки для каждого авианосца, которая будет состоять из ракетных крейсеров, эсминцев, многоцелевых подлодок, фрегатов, корветов, десантных кораблей и судов обеспечения, включая ледоколы для арктической зоны - всего около 15 кораблей в каждой.

Одновременно со строительством авианосцев военные будут создавать и новые базы для их обеспечения. Кроме того, для тренировки авиационной группы, которая будет достигать 100 самол`тов, Минобороны построит наземный тренажёр посадки на палубу в городе Ейске в Краснодарском крае, а также продолжит использование наземного испытательного комплекса НИТКА в крымском городе Саки.

26 ноября 2012 года газета «Известия» сообщила, что Главкомат ВМФ до конца года отправит на доработку проект первого российского атомного авианосца, разработанный совместно петербургскими предприятиями ЦНИИ имени Крылова и Невским проектно-конструкторским бюро. Проект корабля с ориентировочным водоизмещением 60 тыс. т основан на технологиях 1980-х годов. ВМФ предложили по сути старый советский авианосец «Ульяновск», который так и не построили из-за распада СССР. В конце 1980-х годов это был современный авианосец, достойный ответ американским авианосцам типа «Нимиц». К 2020 году когда первый российский авианосец должен по плану выйти в море, США уже будут располагать новейшими плавучими аэродромами серии «Джеральд Форд», которые почти вдвое больше предложенного питерскими конструкторами корабля.

Кроме того, ВМФ России не устраивает чересчур большая надстройка корабля, которая делает его слишком заметным для радаров противника, а также отсутствие электромагнитной катапульты, которая уже есть у американцев и значительно упрощает взлёт самолётов с палубы.

Кроме того, на ангарной палубе не помещается самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) - обязательный компонент современной авианосной эскадры.

Системы базирования

Перспективные системы базирования будут созданы на территории Камчатского и Приморского краев. Там будет единая комплексная система базирования для атомных подводных лодок, десантно-вертолетных кораблей и других надводных кораблей большого водоизмещения, также будет создана система базирования на Черноморском флоте в районе Новороссийска. Кроме того ведутся работы по обновлению систем базирования в Калининградской области и в Каспийском регионе.

На международном уровне обсуждается создание пунктов материально-технического обеспечения Военно-Морского Флота РФ на территории Кубы, Сейшельских островов и Вьетнама.

22 мая 2012 года стало известно, что выполняется комплекс работ по модернизации военной гавани Балтийска: проводятся дноуглубительные работы, чтобы в перспективе обеспечить базирование кораблей и подводных лодок. Будет продолжено развитие инфраструктуры Балтийского флота: строительство военных городков, модернизация аэродрома Чкаловск и военной гавани Балтийска. Работа по совершенствованию системы базирования и береговой инфраструктуры уже идет.

10 июля 2012 года стало известно, что ФГУП «Центральное проектное объединение» при Спецстрое России" по заказу министерства обороны России разработал проект реконструкции причалов общей протяженностью 3 километра на базе Военно-Морского Флота в городе Балтийске Калининградской области, говорится в пресс-релизе предприятия.

«Порт был сооружен в годы Второй мировой войны для базирования немецких кораблей и с тех пор ни разу не подвергался обновлению».

Состав работ по реконструкции включает углубление дна акватории, реконструкцию причального фронта с прокладкой современных инженерных сетей, а также новое строительство для обеспечения судов.

Проект осуществляется в две стадии, в настоящее время идет подготовка рабочей документации.

Работы по строительству единой комплексной системы базирования атомных подводных лодок (АПЛ) и новых крупных надводных кораблей, включая вертолетоносцы типа «Мистраль», ведутся на территории Мурманской области, Камчатки и Приморья.

На территории Мурманской области, Камчатского и Приморского краев формируется ударное ядро российского ВМФ , состоящее из АПЛ типа «Борей» и «Ясень», корветов и фрегатов, с единой системой базирования, однако не упомянул о вертолетоносцах. Главнокомандующий ВМФ вице-адмирал Виктор Чирков также сообщал ранее, что в этом году активизирована подготовка к масштабному строительству новой системы базирования ВМФ до 2020 года.

РФ создаст в Арктике по трассе Северного морского пути ряд объектов для базирования боевых кораблей ВМФ и Пограничной службы.

Строительство объектов первой очереди Новороссийской военно-морской базы (НВМБ) завершится к концу 2013 года. Эти объекты рассчитаны на большие военные корабли с низкой осадкой, и это позволит начать долгожданное перебазирование Черноморского флота из Крыма в Новороссийск. Первым на новую базу прибудет флагман ЧФ - гвардейский ракетный крейсер « Москва ».

Во Владивостоке фактически создан новый причальный фронт, обеспечивающий швартовку и базирование десяти кораблей различных классов, в том числе перспективных, которых пока нет в составе ВМФ . Новая береговая инфраструктура обеспечивает базирование кораблей от третьего до первого ранга: сторожевых, корветов, фрегатов, эсминцев и ракетных крейсеров с возможностью поступления на флот кораблей нового поколения, за исключением вертолетоносцев типа «Мистраль». Заменены все коммуникации, обеспечивающие стоянку и базирование кораблей. По этим коммуникациям осуществляется передача с берега на корабли электроэнергии, воды и пара. Кроме того, в новом «причальном фронте» создана так называемая «ливневая система» для отвода воды с причалов на случай выпадения сильных осадков.

Инженерная служба Тихоокеанского флота (ТОФ) совместно с предприятием «Спецстрой России» готовятся к проектированию и строительству гидротехнических сооружений, которые призваны обеспечить базирование в порту Владивосток кораблей типа «Мистраль».

Причалы, находящиеся в центре Владивостока, подверглись глубокой модернизации с укреплением берега. Современнейший комплекс причальных сооружений ТОФ способен принимать не только все существующие типы кораблей, но и те, что должны поступить на вооружение до 2020 года.

За время реконструкции специалисты одного из филиалов при «Спецстрое России» фактически создали новый «причальный фронт», заменили все коммуникации, обеспечивающие стоянку и базирование кораблей в соответствии с современными требованиями, создали ливневую систему для отвода воды с причалов. В результате проведенной модернизации было обеспечено повышение безопасности стоянки кораблей независимо от гидрометеоусловий.

18 марта 2013 года бригадный генерал ливанских Вооруженных сил в отставке Амин Хотей в интервью турецкому радио сказал, что:

Визит русских военных кораблей в Бейрут с целью пополнения запасов и топлива не должен стать обыкновенным явлением.

Ранее российские корабли направлялись в Тартус без заходов в ливанские порты. Одной из причин нынешнего визита в Бейрут, может быть то, что Ливан может превратиться в новый центр для русской стратегической военной базы в регионе. В свете текущих событий в Тартусе порт Бейрута стал более безопасным местом стоянки для русских кораблей.

Флаги кораблей и судов ВМФ России

Флаг Гюйс Вымпел боевых кораблей

Флаги должностных лиц ВМФ России

Учебные заведения ВМФ РФ

Задать вопрос

Показать все отзывы 0

В 2012 году было выполнено одно из самых одиозных решений бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова : Главный штаб ВМФ России из Москвы перебрался в Санкт-Петербург. Из питерского Адмиралтейства по такому случаю срочно выселили в Кронштадт штаб Ленинградской военно-морской базы, а Военно-морской инженерный институт — в город Пушкин Ленинградской области. В историческом здании затеяли дорогостоящий ремонт, которому и сегодня конца не видно. На этой неделе выяснилось: все муки напрасны. Главный штаб ВМФ приказано срочно (уже в 2015 году) вернуть в Москву.

Так бесславно и с огромными финансовыми потерями для страны завершается долгая эпопея скитаний флотского руководства, начавшаяся еще в 2007 году. Ее инициаторы никогда и не таились — Борис Грызлов, в ту пору возглавлявший Государственную Думу и партию «Единая Россия» , а также прежний губернатор Питера Валентина Матвиенко . Валентина Ивановна тогда же, в 2007-м, радостно объявила: «Мы давно вынашивали эту идею».

Все делалось под лозунгом возвращения Санкт-Петербургу столичных функций и освобождения Москвы от их излишков. Вот же Конституционный суд переехал в Северную столицу? Кого бы еще перетащить? А давай военных моряков. Все же Питер — колыбель российского флота. Выходит — как бы возвращение к истокам. К тому же Адмиралтейство и строилось для петровских еще адмиралов.

Под боком будет куча конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов, судостроительные заводы, Военно-Морская академия, училища, Ленинградская военно-морская база. Балтийский флот, в конце концов. Такова была система сановных аргументов этой идеи. Очень гламурненько это им виделось.

В ответ — негодование людей дела. Прежде всего — флотских специалистов, бывших и нынешних командующих флотами. В открытом письме отставных адмиралов президенту страны инициатива Грызлова и Матвиенко была названа «вредоносной и абсолютно неприемлемой». Указали и примерную цену, в которую обойдется бюджету — 40−50 миллиардов рублей.

Главный штаб ВМФ — не просто пара сотен кабинетов на Большом Козловском, разъясняли непонятливым авторы письма. Это, прежде всего, офицеры-операторы, которых десятилетиями готовили к управлению в Мировом океане боевыми кораблями, самолетами и атомными подводными лодками. Под занавес службы они обзавелись столичными квартирами и к переезду не готовы. Это раз.

Узлы связи с гектарами антенных полей и сотнями километров кабелей (прежде всего — 109-й Центральный узел связи в Балашихе), многоэтажные подземные командные пункты, возведенные в Подмосковье — это два. Если флотское руководство переедет в Питер — кому будут нужны эти совершенно секретные циклопические сооружения на старом месте? А на новом ничего подобного нет. И не предвидится в ближайшие десятилетия по причине отсутствия средств на столь гигантскую стройку.

Наконец, как в Москве осуществлять оперативное взаимодействие посредством секретной переписки Главного штаба ВМФ с Генеральным штабом Вооруженных сил и Министерством обороны — это понятно. Но как все это выстроить из Санкт-Петербурга? С каждой бумагой ежедневно высылать курьера и автоматчиков?

Скорее всего, эти сомнения в Кремле тогда сочли старческим бурчанием отставных адмиралов. И отмахнулись от них, как от назойливых мух. Идея переезда сулила Анатолию Сердюкову и его «женскому батальону» освобождение бесценных гектаров в центре Москвы и ближнем Подмосковье. Все остальное меркло в их глазах перед блестящей коммерческой перспективой.

Разные мелкие трудности на заветной дороге встречались Сердюкову и потом. Скажем, в 2008 году на конференции Академии военных наук тогдашнего начальника Генерального штаба Юрия Балуевского спросили: как он относится к запланированному перемещению ГШ ВМФ в Питер? «Лично я расцениваю это так, что в этом нет необходимости», — был ответ генерала армии. Его тотчас отправили в отставку.

Долго противился затее и прежний главнокомандующий Военно-Морским флотом адмирал Владимир Высоцкий . Правда, опасливо и не публично. Журналистам заявлял, что официальных бумаг по этому поводу не видел, поэтому и о сроках, дескать, разговаривать не готов. По слухам, подковерные бои Высоцкому приходилось выдерживать жестокие. Говорят, именно из-за них в середине 2011 года 55-летний главком был отправлен в отставку президентом Дмитрием Медведевым. Без сомнения, причиной был скандал. В 55 лет просто так главкомы не покидают кресел.

Путь к переезду был почти расчищен. Оставались сами офицеры и адмиралы Главного штаба, из которых паковать чемоданы готовы были далеко не все. С ними поступили еще проще — по коридорам Большого Козловского прокатилось цунами кадровых сокращений. Из почти тысячи военных в запас и отставку по «организационно-штатным мероприятиям» отправили две трети.

Большинство из тех, что остались при должностях, в Москву с флотов приехали недавно и квартирами в «первопрестольной» обзавестись не успели. Эти в Питер отправились с легкой душой, поскольку заветное жилье им пообещали хотя бы на новом месте. Поэтому преемник Высоцкого на посту главкома адмирал Виктор Чирков в 2012 году, когда все уже свершилось, на полном серьезе рапортовал: «Из 100% укомплектованности главного командования по семейным причинам отказались ехать три человека, которые будут увольняться. Поэтому никаких потерь нет».

Однако в том, что из Питера руководить флотами сложно, очень быстро убедились все. Расходы на командировочные в Москву и гостиницы в Главном штабе выросли взрывообразно. Сам Чирков в купе фирменного поезда «Красная стрела» стал ночевать, кажется, чаще, чем в собственной спальне. Вовремя получить заветные подписи под служебными документами чинам Главного штаба зачастую оказалось просто невозможно — за многими нужно было мчаться на самолете или на поезде в Генштаб и Минобороны. Связываться с кораблями в океане приходилось тоже через Москву — а как еще?

Сумасшедший дом на тонущем крейсере во время пожара…

А тут еще в ноябре 2012 года сняли коммерсант-министра Сердюкова. Сменивший его на руинах армии Сергей Шойгу с проблемами военных моряков разобрался быстро. Уже через полтора месяца после разрушительного переезда он приказал «проработать вопрос с возвращением ГШ ВМФ в Москву». Заодно — и с увеличением на 150 должностей бездумно порушенного Сердюковым штата флотских управленцев.

И вот теперь, получается, момент возвращения настал. Хотя, строго говоря, это не совсем исправление прежних ошибок руководства страны и Министерства обороны. Потому что в Москву главкомат военных моряков возвращают в новое место и в новом качестве. Ведомству предстоит вселяться не в прежние его апартаменты в столичном Большом Козловском переулке у станции метро «Красные ворота». Да и некуда там — в этом комплексе зданий все с того же 2012 года квартирует штаб тыла Вооруженных сил РФ. И, кстати, так и не знает, зачем ему доставшиеся в наследство защищенные линии связи с флотами и той же Балашихой.

Ну, так и штабу тыла трогаться с Большого Козловского некуда. Прежние его окна глядели прямо на Красную площадь и Спасскую башню. Поэтому эти бесценные здания и были проданы в числе первых.

В общем, теперь диспозиция такая: Главный штаб ВМФ ждет московский Арбат. То есть, белоснежное здание, в котором сегодня квартирует само Минобороны и Генштаб. Вместе с моряками туда же в начале следующего года переберутся еще и главкоматы Сухопутных войск и ВВС.

А куда Минобороны и Генштаб? Их тоже ждет дорога, но недальняя — на Фрунзенскую набережную Москвы-реки. В «высотку», которую с советских времен занимал необъятный Главный штаб Сухопутных войск, а сегодня — его ошметки.

Там, на Фрунзенской набережной, с 1 декабря заработает одно из основных детищ Шойгу — Национальный центр управления обороной РФ (НЦУОГ). В его составе будут три командных пункта: центр высшего командования, центр боевого управления, в том числе Силами ядерного сдерживания, и центр по управлению повседневной деятельностью армии и флота.

Причем, будет это не просто новый «мозг армии». НЦУОГ мыслится как орган управления всеми государственными структурами, способный действовать в условиях как полномасштабных боевых действий, так и нетрадиционных форм ведения войны. Защищенные линии связи отсюда протянутся во все федеральные министерства и ведомства, а также в администрации регионов страны.

Так что может быть оно и неплохо выйдет. Но рационально ли военным морякам с Большого Козловского на Фрунзенскую добираться через Питер? И сколько стоит такой проезд? Если в один конец 40−50 миллиардов рублей, то и в другой, наверное, примерно столько же. Тогда, может, посчитаем?

100 миллиардов рублей — это ведь по нынешнему курсу $ 2,5 миллиарда. По данным из открытых источников, один современный корвет типа «Стерегущий» или фрегат типа «Адмирал Григорович» обходится казне в $ 100 миллионов. Тогда получается что на путешествии Главного штаба ВМФ из Москвы в Петербург и обратно бездумно «прогуляли» мы целую эскадру — 25 кораблей океанской зоны.

Господа Грызлов, Медведев и Сердюков, госпожа Матвиенко — кто оплатит стране этот банкет?

Скандал с Главным штабом ВМФ комментировали многие. Красноречивей всего, на мой взгляд, получилось у бывшего подводника, писателя-мариниста Александра Покровского : «Все это, как мне представляется, можно сделать только с очень большого нефтяного жира. С жира многое случается».

Снимок в открытие статьи: Россия. Санкт-Петербург. Вид на комплекс зданий Адмиралтейства на 2-м Адмиралтейском острове / Фото: Юрий Белинский/ТАСС

Двух месяцев не прошло с того дня, как Главный штаб ВМФ РФ официально переехал в Петербург. Точнее, вернулся на «своё историческое место в Адмиралтейство» – именно так это подавалось прежним руководством Минобороны.

И вот новость дня: морского начальника, а с ним, стало быть, и сотрудников штаба, возвращают в Москву! В здание в Большом Козловском переулке, что в самом центре столицы нашей Родины. То самое, которое штаб ВМФ РФ, собственно, и занимал долгие десятилетия. Где была – и это главное - его отлаженная система спецсвязи.

По неофициальным данным, такое решение принял в понедельник министр обороны РФ Сергей Шойгу, убедившись в неэффективности (и - неэкономичности) частых командировок главкома ВМФ Виктора Чиркова с берегов Невы на берега реки-Москвы. Все эти неполных два месяца, с 31 октября, Виктор Викторович практически жил в поезде, регулярно мотаясь на совещание из Питера в столицу, из столицы – к новому месту приписки штаба.

К слову, «оформлен» «окончательный переезд» последнего в Петербург был с помпой. Тут и торжественный марш, и подъем Андреевского флага на шпиле Адмиралтейства, и телекамеры ведущих российских каналов. Которым, заметим в скобках, строго-настрого было велено «снимать только антураж», и ни в коем случае не само Адмиралтейство, частью закрытое строительными лесами (с той стороны, где главный вход), а в основном пугающее обшарпанностью стен и виднеющимися за массивными воротами захламленными дворами.

«Командование штаба полностью переехало, всё оборудование перевезено. Минобороны выделило жилье для старших и младших офицеров, - сообщал в те дни адмирал Чирков. - На боеспособности флота переезд не отразится, так как сегодня существуют средства коммуникации, которые позволяют нам работать в любом месте. Преимущество переезда в том, что здесь находится ведущая научная мысль и промышленность, которая занимается строительством и развитием флота».

«Этот переезд с политической и экономической точек зрения является весьма целесообразным, - вторил ему губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. - Это повышает статус города, возвращая ему статус военно-морской столицы».

Они говорили, а моряки из числа отставников, и тех, кто сравнительно недавно вышел в запас, устав от «реформ» минобороны, посмеивались над их словами. Ну, какое преимущество от этого переезда, если всё военное командование по-прежнему в Москве? И никакой селектор и самый современный мобильник не заменят прямое общение. Как может не сказаться он на боеспособности военно-морских сил (точнее, того, что от них сегодня осталось), если система связи, к примеру, со стратегическим подводным флотом, «завязана» исключительно на Первопрестольную? Не говоря уже о квартирах для «переехавших» - дали им на самом деле служебные, потеснив очередников, с обещанием «отстроить со временем» целый жилой квартал, как это было сделано в 2008-м году для служащих Конституционного суда…

В Адмиралтействе, кстати сказать, ремонтные работы, приуроченные к возвращению штаба флота РФ, идут до сих пор. Начальственные кабинеты более-менее приведены в порядок, к осени их успели отштукатурить и обставить. А все остальные, равно, как и коридоры, лестницы, залы, ещё «чинить и чинить»…

Ушло на выборочный ремонт исторического здания с учетом выселения оттуда кабинетов ВВМИУ им. Дзержинского, как говорят, несколько миллиардов рублей. «Точной цифры вам никто не назовёт, искать соответствующие данные бесполезно, - был откровенен один из руководителей «дзержинки». – Судя по тому, как этот ремонт делался, там больше своровали».

В данном военно-морском инженерном училище, волей «реформатора» Анатолия Сердюкова вошедшем, как и другие ВВМУ, в состав Военно-морской академии, до сих пор оплакивают выселение из Адмиралтейства. «В считанные месяцы порушено было то, что выстраивалось и создавалось десятилетиями, - говорят там. - На восстановление потребуется немало времени и, конечно, средств».

Сколько копий было сломано вокруг возвращения главного морского начальника в Питер! Сколько голов полетело из числа противников переезда! Достаточно вспомнить Владимира Высоцкого, бывшего до Чиркова главкомом ВМФ. Он, говорят, всего только заикнулся в защиту главкомата в Большом Козловском, ещё и аргументы-то свои толком не высказал тогдашнему министру обороны Анатолию Сердюкову, как тот уже распорядился: освободить от должности! Скор был на расправу Анатолий Эдуардович. Как фанеру ломал об колено судьбы российских офицеров.

Ещё пять лет назад, когда впервые заговорили о возможном переезде штаба ВМФ в Петербург, профессионалам было очевидно, что идея эта абсурдная, ничего хорошего ждать от неё не приходится, - сказал Игорь Курдин, руководитель знаменитого Петербургского клуба моряков-подводников, капитан 1-го ранга запаса. – Напомню, озвучил саму идею Борис Грызлов. Для него это был в чистом виде пиар-ход. А Сердюков понял как команду к действию.

Историки говорили, что Грызлов позаимствовал «идею с переездом» у Никиты Сергеевича Хрущева. Будучи главой СССР, тот в какой-то момент «заболел» желанием «раскидать» все министерства поближе к их профильным предприятиям. Горное – в Донбасс, рыболовное – в Мурманск. Товарища Хрущева вовремя остановили…

Да, а спустя сорок с лишним лет у него вдруг нашлись последователи. Понятно же, что все рычаги управления сосредоточены в Москве. И вывести главкомат ВМФ РФ из столицы, означает, в сущности, лишить его управления, в частности, оперативного. И если поначалу над всем этим посмеивались, то потом стало не до смеха. Особенно учитывая и другие многочисленные «преобразования» на флоте – с резким сокращением военных училищ, числом набора курсантов, увольнением с военной службы опытных офицеров.

Решение о возвращении «команды адмирала Чиркова» в Москву пока предварительное. Загвоздка в том, что бывшее здание штаба ВМФ уже занято – тыловиками. А их здание в свою очередь продано «женским батальоном» господина Сердюкова. При этом в здании в Большом Козловском по-прежнему в действии система связи с подводным флотом, которая служащим тыла, понятно, совершенно ни к чему. И кого куда прикажите теперь расселять?

Одним из тех, кто все эти годы открыто выражал абсурдность перевода морского штаба в Петербург, был известный писатель-маринист, капитан 2-го ранга запаса Александр Покровский.

Да уж, досталось Сергею Шойгу «наследство». Это вам не МЧС с «нуля» создавать! – Сказал Александр Михайлович. - Весь этот переезд был чистой бутафорией. Какой штаб флота без спецсвязи? Весь мир над нами смеялся. Понятно же, в основе самой затеи лежали два московских красавца-здания – те, что занимали моряки, и тыловики. В самом центре столицы, у метро «Красные ворота». Это ж такой лакомый кусочек!.. Всё это, безусловно, не имело никакого отношения к обороне страны, реформам в армии.

На флоте реформа вообще свелась к тому, что флотом стали командовать сухопутные генералы. Ведь главкомат ВМФ подчинили одному из военных округов. А адмирала Чиркова, насколько я понял, «переориентировали» на перспективное планирование, решение чисто технических задач.

В любой дислокации должна быть логика. А в случае с переездом штаба флота таковая полностью отсутствовала. Формально «привязали» его к военно-морским училищам, Академии. Мол, вся морская наука в Петербурге, а также разработка и строительство новых кораблей. С таким же успехом могли перевести штаб и в Северодвинск, там больше кораблей строится. Или в Калининград, поближе к Балтфлоту.

Вообще, меня вся эта история с переездами туда-сюда удивляет. Не с этого надо начинать возрождение отечественного флота. А с Нахимовского училища, кадетских морских корпусов. С тех, кому уже через 7-10 лет вести наши корабли по морям-океанам. Будет ли кому?



Что еще почитать