Пунктуационный разбор предложения сделать достаточно легко, если знать схему и владеть основными правилами грамматики. По сути, этот языковой анализ основан на поиске и объяснении использования тех или иных знаков препинания, используя знания по синтаксису.
Отличия между анализом простых и сложных предложений существуют, но сам алгоритм действий остается таким же. Чтобы понять, как сделать пунктуационный разбор, нужно знать, в каком порядке проводить его.
Когда у вас проставлены все номера, приступаем непосредственно к анализу. Чтобы правильно объяснить использования знака в конце предложения, вам необходимо определить цель высказывания и его общий эмоциональный настрой. Точка ставится, чтобы показать законченную мысль. Такое предложение называют повествовательным. Если цель - задать вопрос, в конце будет обязательно стоять вопросительный знак, а если это приказ или побуждение к действию, после последнего слова ставят восклицательный знак, а само предложение называют побудительным. В случае если мысль не досказана или требует продолжительной паузы, в конце ставят многоточие.
Определяем конструкцию предложения. Чтобы объяснить выбор знаков в сложном высказывании, определите, со скольких частей оно состоит и как они связаны между собой. Соединение может быть сочинительным, подчинительным, союзным или бессоюзным.
В простых предложениях объясняем функции, которые выполняет тот или другой знак. Запятыми или тире могут выделяться вставные слова или словосочетания, обращения, обособленные определения и приложения, а также уточняющие члены, призванные привлечь внимание читателя.
Также запятой разделяют однородные члены. Прямая речь автора тоже требует запятых и тире.
В конце анализа предпочтительно нарисовать схему, где графически будут отображены места, в которых ставятся определенные знаки препинания.
Приведем пример разбора сложного предложения. Основываясь на нем можно проанализировать и простое.
Рассказать о грамматических функциях знаков.
Разумеется, (1) современный русский язык отличается от того, (2) на котором говорили и писали Пушкин, (3) Гоголь, (4) Карамзин и Тургенев. (6)
Как мы видим, выполнить пунктуационный разбор предложения достаточно легко, но для этого нужно уметь анализировать структуру конструкции и объяснять с грамматической точки зрения использование знаков препинания. Поэтому стоит изучать не только правила письма, но и уметь разделять слова в предложении на члены.
Цель урока : дать понятие о пунктуационном разборе предложения; формировать умение применять полученные знания на практике; прививать детям бережное отношение к слову, вырабатывать умение следить за правильностью речи.
Наглядность : информационные таблички, сигнальные карточки, иллюстрации.
ХОД УРОКА
Сегодня мы приглашены в Пунктуационное королевство. Отправимся мы туда для того, чтобы проверить, умеете ли вы дружить со знаками препинания, правильно ставить их в тексте. Мы научимся выполнять пунктуационный разбор предложения.
Сначала проверим, готовы ли вы к путешествию. Посмотрим, как вы понимаете грамматические термины.
Учитель читает определение, учащиеся записывают термины.
1) Раздел науки о языке, в котором
изучаются словосочетания и предложения (синтаксис)
;
2) сочетание двух или нескольких слов,
объединенных грамматически и по смыслу (словосочетание)
;
3) знак препинания, обозначающий членение внутри
предложения, а также выделяющий некоторые
синтаксические группы (запятая)
;
4) главный член предложения, который отвечает на
вопросы именительного падежа (подлежащее)
;
5) предложение, которое состоит только из главных
членов (нераспространенное)
;
6) второстепенный член предложения, который
обозначает место, время, способ действия (обстоятельство)
;
7) слово (или сочетание слов), называющее того, к
кому обращаются с речью (обращение)
;
8) предложение, в конце которого стоит
восклицательный знак (восклицательное)
.
Учитель . Я вижу, что вы хорошо усвоили грамматические термины. Но войти в Пунктуационное королевство можно только по билетам. В нашем билете есть несколько вопросов, на которые вам предстоит ответить.
1. Что изучает пунктуация?
2. Из какого языка пришло к нам слово пунктуация
?
(Оно образовалось от латинского слова punctum
– точка.)
3. Назовите известные вам знаки препинания.
Задание . Выполните синтаксический разбор предложения: Знаки препинания служат нотами при чтении . (А.П. Чехов)
Как вы понимаете эти слова А.П. Чехова? (Ответы учеников.)
Учитель . Молодцы, ребята! Вы справились с работой. Ворота королевства открыты. Но что это?! Впереди какая-то суматоха. Давайте попробуем навести порядок, правильно расставив запятые в тексте .
(На доске запись текста и рисунок «Корова в конуре».)
В реке там рыба на бугре,
Мычит корова в конуре,
Собака лает на заборе,
Поет синичка в коридоре,
Играют дети на стене,
Висит картина на окне,
Узоры инея в печурке,
Горят дрова в руках девчурки,
Нарядная там кукла в клетке,
Ручной щегол поет салфетки,
Там на столе лежат коньки,
К зиме готовят там очки,
Лежат для бабушки тетрадки,
Всегда содержатся в порядке.
(Из книги Г.Р. Граник, С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации»)
Наша следующая остановка в Пунктограмм-городке. Здесь нас встречает бабушка Пунктограммушка. (На доске закрепляется рисунок.) Мы должны ответить на ее вопросы.
1. Какие функции выполняют знаки
препинания? (В конце предложения – это знаки
завершения. Внутри предложения они могут
разделять слова – знаки разделения или выделять
их – знаки выделения.)
2. Какие пунктограммы вы изучили в 5-м классе? (Тире
между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания
при однородных членах предложения. Знаки
препинания при обращениях.)
Бабушка Пунктограммушка предлагает нам объяснить знаки препинания в предложениях.
1. Ребята, вы любите спорт?
2. Клевер – один из самых надежных барометров. (Ю.Дмитриев)
3. Месяц светит, но не греет.
Впереди у нас – Город вежливых слов.
Живут там волшебные слова и их верные слуги –
знаки препинания.
– Ребята, какие слова помогают быть вежливыми?
– С каким знаком препинания дружит слово пожалуйста
?
(Ответы учеников.)
(На доске иллюстрация к басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».)
У нас еще одна встреча в Городе вежливых слов. Герои басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» тоже пришли туда и просят рассудить их.
ИНСЦЕНИРОВКА
Стрекоза
: Никак не пойму, почему не
пустил меня муравей. Я пела, танцевала. Я же не
виновата в том, что люблю веселиться. Почему же
муравей не пожалел меня?
Муравей
: Я работал все лето. Готовился к зиме.
А стрекоза живет одним днем, ни о чем не заботясь.
Ребята, как бы вы рассудили героев басни?
Выберите один из вариантов ответов и поднимите
сигнальную карточку.
(Варианты ответов заранее записаны на доске.)
Стрекоза должна была подумать о том, что ждет ее
зимой. Зря она обижается на Муравья.
(Красная карточка)
Муравей, ты должен был проявить сострадание.5
Ведь Стрекоза оказалась в беде. А в трудную для
другого минуту нужно протянуть руку помощи.
(Зеленая карточка)
По-моему, вы оба не правы. Пусть вас рассудит
кто-нибудь другой.
(Синяя карточка)
Учитель
. Расскажите, почему вы
выбрали такой ответ.
– Ребята, а что означает цифра «5» в конце
предложения? Вспомните условные обозначения,
помещенные в начале учебника. (Ответы учащихся.)
Давайте попробуем выполнить пунктуационный
разбор предложения:
Муравей, ты должен проявить сострадание
. 5
Учащиеся знакомятся с материалом учебника и с помощью учителя выполняют пунктуационный разбор предложения.
Сначала выясняется значение слова предтеча .
– Ребята, обстоятельства сложились
так, что вам придется провести урок русского
языка в школе, в которой учится известный
литературный герой Незнайка.
(Изображение Незнайки на доске.)
Наша задача: найти пунктуационные ошибки,
допущенные Незнайкой, и исправить их.
(Дети записывают предложения в исправленном
виде.)
1. Охотник отправился в лес, и взял с
собой собаку.
2. Под глубоким снегом спят реки, озера пруды.
3. Молодцы ребята хорошо работаете.
Задание . Выполните пунктуационный разбор 1-го предложения .
Игра «Подскажи ответ». Учитель читает начало фразы, а учащиеся должны ее закончить.
1. Научиться правильно употреблять
знаки препинания помогает... (пунктуационный
разбор)
.
2. Предложения для пунктуационного разбора будут
выделяться в учебнике цифрой... (5)
.
3. Выполнить пунктуационный разбор – значит
объяснить... (какие знаки препинания нужно
поставить в предложении)
.
Задание . Выполните устно пунктуационный разбор предложения : Язык мой, давай с тобой дружить!
Задание . Как вы понимаете высказывания поэта А.Блока и ученого А.Шапиро?
Изымите все произведение, если вам в этом предложении не нравится запятая, но не вычеркивайте запятой: она имеет свой смысл.
(А.Блок)
Бывают, конечно, и такие орфографические ошибки, которые приводят к неверному пониманию текста, тогда как в пунктуации всякая ошибка приводит в той или иной мере к искажению смысла.
(А.Шапиро)
Задание . Прочитайте текст. Расскажите, что случилось с человеком, который потерял знаки препинания.
Человек потерял запятую, стал бояться
сложных предложений, искать фразу попроще.
За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал
говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто
не радовало и не возмущало, он ко всему относился
без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал
задавать вопросы.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он
не высказывал ни одной собственной идеи, он все
время кого-нибудь цитировал – так он совсем
разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания!
(По А.Каневскому)
На прощание знаки препинания дают вам наказ: не забывать их. А также просят поработать дома над упражнением 221 и выучить § 44.
При написании различного рода текстов перед многими из нас остро встаёт проблема корректного использования знаков препинания. Часто встречаются ситуации, когда автор текста пропускает необходимые запятые, не корректно работает с прямой речью, допускает иные пунктуационные ошибки. Для исправления указанных недостатков и улучшения общей работы с речью рекомендуется использовать пунктуационный разбор предложения, являющийся важным инструментом синтаксического анализа текста.
Работа с пунктуационным разбором предложения позволяет «отточить» правильное использование пунктограмм (конкретных случаев применения пунктуационного правила), научиться определять границы смысловых отрезков в предложении, использовать на практике нормы расстановки знаков препинания.
При проведении пунктуационного разбора анализируют структуру предложения, наличие главных и второстепенных членов, количество частей предложения, его интонационные особенности, порядок следования членов предложения и так далее.
Перейдём к непосредственному алгоритму пунктуационного разбора предложения. Обычно он выглядит следующим образом:
Если анализируемое нами предложение несёт в себе законченное сообщение, говорящее о каком-либо действии, событии, или факте, которые утверждаются или отрицаются — такое предложение повествовательное. Если в предложении содержится вопрос – оно вопросительное, а если в предложении имеется приказ или просьба – то такое предложение побудительное. Когда же в предложении имеется недосказанность, или речь прерывается паузок – в его конце стоит использовать многоточие.
При анализе сложного предложения определитесь с количеством его частей, и особенностей связи между данными частями (союзная или бессоюзная, подчинительная, сочинительная). Определившись со спецификой связи, вы сможете понять необходимость использования того или иного знака между частями рассматриваемого предложения.
Выделяющие знаки (запятая, тире, скобки, кавычки, двоеточие) используются для выделения в предложении особо значимых его частей. Такими значимыми элементами могут быть вводные слова, обращения, словосочетания, предложения, обстоятельства и дополнения, однородные члены предложения, уточняющие и пояснительные члены предложения.
Разделительные знаки (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие) в простом предложении обозначают границы между однородными членами (обычно используется запятая и точка с запятой). В сложном же предложении они помогают разделить простые предложения, входящие в состав указанного сложного предложения.
При анализе прямой речи определите, где находятся слова автора, а где расположена прямая речь. Если прямая речь находится перед словами автора или после слов автора, тогда используется правило четырёх знаков препинания, если же прямая речь прерывается словами автора, тогда применяйте правило семи знаков препинания.
Рассмотрим примеры пунктуационного разбора простого и сложного предложений.
В качестве примера простого предложения возьмём предложение:
«Слова «язык» и » речь» для человека, не занимающегося лингвистикой, обычно обозначают одно и то же».
Обозначим имеющиеся в данном предложении пунктограммы цифрами:
Слова «язык» и » речь» для человека, (1) не занимающегося лингвистикой, (2) обычно обозначают одно и то же. (3)
Разбираем предложение:
В качестве примера сложного предложения возьмём предложение:
«Разумеется, современный русский язык отличается от того, на котором говорили и писали Пушкин, Гоголь, Карамзин и Тургенев.»
Обозначим каждую имеющуюся пунктограмму в предложении цифрами:
Разумеется, (1) современный русский язык отличается от того, (2) на котором говорили и писали Пушкин, (3) Гоголь, (4) Карамзин и Тургенев.(5).
Разбираем предложение:
Пунктуационный анализ текста состоит в последовательном пояснении использованных в рассматриваемом предложении пунктограмм. Его реализация предполагает знание необходимых правил русского языка в разрезе применения знаков препинания в том или ином предложении. Рекомендую воспользоваться приведёнными в данной статье советами для выполнения пунктуационного разбора нужного вам текста.
Нельзя недооценивать роль пунктуации в нашей письменной речи. Благодаря ей в предложениях структурируются и отделяются друг от друга мысли, передается интонация и эмоции автора, текст становится ясным и понятным любому читателю. В устной речи все это помогают нам осуществлять интонации, паузы, мимика, а вот на помощь письменной приходят знаки пунктуации.
Знаки препинания в предложениях выполняют самые разнообразные функции: разделительную, смысловую, выделительную. Очень важное значение мы определяем знакам в конце предложения, ведь они помогают нам закончить мысль, показать интонацию (вопросительные, восклицательные знаки), а без них все повествование было бы одним сплошным предложением.
Каким образом происходит пунктуационный разбор предложения:
Для удобства пунктуационного разбора рекомендуется пронумеровать знаки препинания для дальнейшего объяснения их расстановки. Если научиться правильно расставлять знаки препинания с помощью пунктуационного разбора предложения, в дальнейшем беспрепятственно и интуитивно мы сможем всегда верно их использовать. Это поможет в будущем стать нам грамотными людьми, хорошо знающими правила нашего могучего и многообразного русского языка.
Когда я встретила на улице бездомного кота,(2) мое сердце,(3) не знавшее до этого момента печали,(4) наполнилось жалостью к нему.(1)
1) В конце предложения ставится точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное и содержит законченную мысль.
2) Запятая между простыми предложениями в составе сложноподчиненного, отделяющая придаточную часть ("когда я встретила на улице бездомного кота") от главное ("мое сердце наполнилось жалостью к нему");
3) Две запятые (3,4), выделяющие обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом ("не знавшее до этого момента печали").
Пунктуационный разбор – один из устных разборов уроков . Это проверка знания норм и правил расстановки знаков препинания. У анализа, по аналогии с другими, есть порядок. Сложность зависит от интонационных особенностей, количества грамматических основ, способов выражения второстепенных членов. Рассмотрим, как делать пунктуационный разбор предложения.
Вконтакте
Анализ пунктуации проводится по определенному алгоритму, но начинать следует с понимания различия близких по содержанию разборов:
Пунктуация изучает
правила расстановки символов пунктуации русского языка. Общепринятое научное понятие – знаки препинания.
Синтаксис заглядывает внутрь смысловой единицы текста, предполагает разбор по главным и второстепенным членам. Два раздела языкознания, синтаксис и пунктуация, не существуют отдельно.
Понять, почему стоит точка или запятая, можно, только разобравшись в строении синтаксической конструкции. Графический разбор показывает, как связаны между собой слова, члены предложения, их вид и способ выражения.
Выполнение пунктуационного разбора строится на основании задания. Варианты заданий, встречающихся чаще:
Трудности возникают в любых вариантах. Иногда, добавляется задание: начертить схему. Она помогает заметить ошибки: недостающие или лишние запятые. Порядок пунктуационного разбора:
Знаки пунктуации, завершающие смысловую единицу русского языка, зависят от типа высказывания :
В повествовательном высказывании, простой и сложной конструкции, на конце ставится точка. При недоговоренности, незавершенности мыслей, недосказанности – многоточие. Вопросы требуют постановки вопросительного?. При появлении в речи эмоционального фона – ! восклицания.
В конце предложения знаки препинания могут сочетаться :
Такие варианты и объединения чаще встречаются в поэтических произведениях, художественных тестах.
В простой речевой конструкции встречаются различные знаки. Можно рассмотреть основные правила их постановки.
Тире следует ставить :
Внимание! Тире встречается в неполных конструкциях, когда одного из главных членов не хватает. Пропущенное слово мысленно можно проговорить из понимания первой части.
Запятые обязательны :
Запятые не нужно ставить , если однородные понятия связаны смыслом, являются цельным выражением или при следующем построении:
Точка с запятой; необходима, если однородные члены не единичные слова, а распространенные, внутри уже разделены запятыми.
Перед однородными перечислениями иногда появляется обобщающее понятие, тогда кроме запятых потребуется ставить двоеточие или тире, оба символа. Можно на схемах рассмотреть, как их следует ставить:
Особое правописание русского языка принято для оформления речи говорящего. Прямая речь — это одна из сложных тем. Происходит сочетание нескольких символов: кавычек, двоеточия, запятых, точек и других, используемых для завершения речевых конструкций. Все зависит от места прямой речи (П) по отношению к словам автора (А, а):
Использование в письменной речи цитат оформляется по правилам, установленным для прямой речи.
Самый распространенный символ препинания русского языкознания – запятая. Какие правила придется объяснять в ходе пунктуационного анализа:
Пунктуационный разбор сложного выражения начинается с уточнения вида:
[Пьер, 1(который знал), 2 что она была очень глупа, 3 с странным чувством недоуменья и страха иногда присутствовал на ее вечерах и обедах, 4 где говорилось о политике, 5 поэзии и 6 философии.7]. (Л. Толстой)
Объяснение правил постановки знаков сложного предложения:
7 – Точка. По цели высказывания повествовательное, невосклицательное по интонации и представляет собой законченную мысль. Объяснение исключает возможность других: ?, …, !
1,2 – запятая соединяет части сложной конструкции: вид – сложноподчиненное. Три придаточных: который знал, что она была очень глупа, где говорилось.
1 – запятая отделяет придаточное «который знал».
2 – завершает придаточное.
3 – продолжение основной главной части.
4 – начало третьего придаточного.
5- запятая при однородных дополнениях «о политике, поэзии и философии».
6 – не требуется выделение: есть союз «и».
[Но прежде во всех действиях самопожертвования она с радостью сознавала, 1 что она,2 жертвуя собой, 3 этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, 4 (которого она любила больше всего в жизни); 5 но теперь жертва ее должна была состоять в том, 6 чтобы отказаться от того, 7 что для нее составляло всю награду жертвы, 8 весь смысл жизни]. 9 (Л. Толстой)
Точка – завершение повествовательного предложения.
Начало придаточного. Всего 4 придаточных.
2, 3. Деепричастный оборот.
3.Продолжение придаточного.
Начало второго придаточного.
5.Точка с запятой. Соединение двух предложений, первая часть которых имеет большое количество знаков препинания.
Начало придаточного.
Начало и конец придаточного.
Уточнение.
Внимание! Пример разбора показывает, что один знак можно объяснить несколькими правилами, но некоторые из них ставятся только при одном определенном условии.
Выполнить пунктуационный разбор можно следующим образом:
Ученик любил все учебные предметы: 1 математику, 2 литературу, 3 историю.4
Объяснение:
4 – Точка. Высказывание повествовательное.
1 – Двоеточие. Обобщающее словосочетание стоит перед группой однородных дополнений.
2-3 – Запятые. Однородные дополнения связаны с помощью интонации, без союзов.
Примерный план разбора:
Как разбирать сложную конструкцию :
Примеры, как делать пунктуационный разбор предложения:
Я позвонил, 1 дверь открылась, 2 но за ней никого не было видно.3
Пояснения:
3 – Точка, предложение повествовательное.
1 – запятая между ПП.
2 – запятая перед противительным союзом «но», между двумя простыми.
Учитель дал поручение Андрею, 1 так как был уверен, 2 что такое дело ему под силу, 3 он отлично справится 4 и 4 представит результат, 5 не нарушив сроков. 6
6 – точка, потому что цель высказывания – повествование.
1 – начало первого придаточного.
2 — начало второго придаточного.
3 – разграничение однородных придаточных.
4 – знаки не нужны, однородные сказуемые соединены союзом «и».
Пример пунктуационного разбор предложения
Пунктуация, что это, как делать пунктуационный рабор
Пунктуационный разбор требует знания правил, умения видеть структуру текста. Каждый символ необходимо объяснить с позиции строения речевой единицы. Что значит, выполнить пунктуационный разбор? Объяснить себе и проверяющему правильность выбора пунктограммы.
mstone.ru - Творчество, стихи, подготовка к школе