Анализ данных эксперимента. Функции и состав событийных групп семьи Проанализируй следующие данные эксперимента двадцати

Данные эксперимента.

По каждому предъявлению (для каждой группы) были зафиксированы речевые высказывания детей /см. приложение №1/, которые были подвергнуты анализу в соответствии с целями нашего эксперимента.

Получено 40 протоколов бесед с детьми (по 20 на каждую группу) по окончании эксперимента /см. приложение №1/, беседы проводились в индивидуальном порядке, последовательно с каждым ребенком.

Так же получены фотографии иллюстрирующие мимику детей и характер их движений.

Анализ данных эксперимента.

Характер речевых высказываний:

Можно выделить следующие группы высказываний:

Коментирующие высказывания типа:

«Полина, ты что каши мало ела».

«Мазила». /см. приложение №1/.

Рефлексирующие высказывания типа:

«У меня не получается катить, а перекидывать легче».

«Я плохо ударил, вот и не получилось».

«Я очень сильно кидаю, вот и пролетает». /см. приложение №1/.

Объяснительные высказывания типа:

«Надо быстрей катить, чтобы докатывался».

«Надо сильно толкать, очень сильно, чтобы не упал».

«Сильней толкай, а то упадет».

«Нет, не быстро, а чуть-чуть быстрей». /см. приложение №1/.

Эмоциональные высказывания типа:

«Если захочу, у меня получится».

«Все, я больше не буду, это не интересно, они падают».

«Вы не чесно играете». /см. приложение №1/.

Высказывание как ответ на вопрос экспериментатора типа:

Почему мячик у тебя скачет, ведь надо, чтобы он катился?

«А так проще, он перескакивает дырку».

Почему он падает?

«Дырка большая». /см. приложение №1/.

Вопросительные высказывания типа:

«А зачем вы столы раздвинули?»

«Зачем такая большая дырка?» /см. приложение №1/.

Высказывания, не относящиеся к эксперименту типа:

«Я хочу быть футболистом».

«А я дипломатом». /см. приложение №1/.

Наблюдение за ориентировычными реакциями детей позволило выделить некоторые способы, которыми пользовались дети при решении поставленной задачи. Один из способов, это способ последовательного прослеживания мяча взором (а иногда и с помощью движений кистью руки в воздухе, или движением всего тела) от старта и по пыти следования к финишу. То есть происходил процесс активного прослеживания мяча взором или рукой (или взором и рукой вместе). Необходимо отметить богатые мимические проявления детей: сосредоточение при подготовке к броску /см. приложение №2/; радость или печаль при удачной или не удачной попытке броска /см. приложение №2/.

Картина поведения менялась, когда стол отодвигался на растояние более 6см. Каждое новое предъявление заставляло все большее количество детей на время приостанавливать действия с мячом. Это характеризовалось тем, что ребенок задерживал взгляд на отверстии между столами, потом бросал взгляд на мячик который держал в руках и только после этого совершал попытку прокатить мячик. Некоторые дети (в каждой группе таких примерно 3 -4 ребенка) подходили к промежутку между столами и с помощью зрительных ориетиров, а иногда и при помощи руки (например, просовывали лодонь между столами и касались каждого края промежутка) определяли проскочит ли мяч или упадет. Один ребенок из группы обычно подходит к промежутку между столами с мячом в руках и непосредственно мячом проверяет размер промежутка (упадет ли в него мяч) и только после этого приступает к выполнению задания. Их рассуждения звучат в высказываниях, например: «Я знаю он сейчас упадет, а большой проскочит». Вектор всех действий детей был направлен на решение поставленной задачи: прокатить мяч так, чтобы он не упал.

Понимание того, что падение или скорость движения мяча по столам зависит от сили отталкивания в точке старта, приходило к детям в средней и подготовительной группах в различные предъявления по ходу эксперимента. Для подготовительной группы (6 - 6,11 лет) это было третье предъявление (стол отодвинут на 4см.), для детей средней группы (4,6 - 5,4 лет) это пятое предъявление (стол отодвинут на 8см.).

Анализ речевых высказываний детей по ходу эксперимента позволяют нам сделать вывод, что дети не только размышляют над своими действиями но так же и планируют будующие действия. Например, высказывания: «Он сейчас упадет», или «Я не хочу маленький кидать, дырка большая» (см. приложение), говорят о том что дети анализируют свои действия их результативность. А высказывания типа: «Сильней толкай, а то упадет», или «Я знаю, что надо, надо быстрей его толкать», говорят о том, что дети анализируют свой прошлый опыт, настоящую усложненную ситуацию, делают выводы и переносят их на будущие действия (то есть, планируют свои последующие действия с целью успешного решения поставленной задачи).

Содержание речи детей определенно указывает на наличие специфических психологических механизмов феномена предусмотрительности в этом возрасте. Высказывания детей позволяют нам констатировать наличие внутренних механизмов опосредующих предусмотрительное поведение, так как пока эта способность находится в процессе своего формирования, она доступна внешнему наблюдению через речь ребенка, его высказывания, анализирующие действия ребенка.

Проведенный эксперимент показал, что детям в определенной степени доступно понимание причинно-следственных связей. Осознание ребенком причинно-следственных отношений обнаруживается как по ходу эксперимента, так и при беседе после эксперимента, в их ответах. В ходе эксперимента происходит утверждение ребенком причинно-следственных отношений.

Если данные, полученные в эксперименте, качественного характера, то правильность делаемых на основе их выводов полностью зависит от интуиции, эрудиции и профессионализма исследователя, а также от логики его рассуждений. Если же эти данные количественного типа, то сначала проводят их первичную, а затем вторичную статистическую обработку. Первичная статистическая обработка заключается в определении необходимого числа элементарных математических статистик. Такая обработка почти всегда предполагает как минимум определение выборочного среднего значения. В тех случаях, когда информативным показателем для экспериментальной проверки предложенных гипотез является разброс данных относительного среднего, вычисляется дисперсия или квадратическое отклонение. Значение медианы рекомендуется вычислять тогда, когда предполагается использовать методы вторичной статистической обработки, рассчитанные на нормальное распределение, Для такого рода распределения выборочных данных медиана, а также мода совпадают или достаточно близки к средней величине. Этим критерием можно воспользоваться для того, чтобы приблизительно судить о характере полученного распределения первичных данных.

Вторичная статистическая обработка (сравнение средних, дисперсий, распределений данных, регрессионный анализ, корреляционный анализ, факторный анализ и др.) проводится в том случае, если для решения задач или доказательства предложенных гипотез необходимо определить статистические закономерности, скрытые в первичных экспериментальных данных. Приступая к вторичной статистической обработке, исследователь, прежде всего, должен решить, какие из различных вторичных статистик ему следует применить для обработки первичных экспериментальных данных. Решение принимается на основе учета характера проверяемой гипотезы и природы первичного материала, полученного в результате проведения эксперимента. Приведем несколько рекомендаций на этот счет.

Рекомендация 1. Если экспериментальная гипотеза содержит предположение о том, что в результате проводимого психолого-педагогического исследования возрастут (или уменьшатся) показатели какого-либо качества, то для сравнения до- и пост- экспериментальных данных рекомендуется использовать критерий Стъюдента или х2~критерий. К последнему обращаются в том случае, если первичные экспериментальные данные относительны и выражены, например, в процентах.

Рекомендация 2. Если экспериментально проверяемая гипотеза включает в себя утверждение о причинно-следственной зависимости между некоторыми переменными, то ее целесообразно проверять, обращаясь к коэффициентам линейной или ранговой корреляции. Линейная корреляция используется в том случае, когда измерения независимой и зависимой переменных производятся при помощи интервальной шкалы, а изменения этих переменных до и после эксперимента небольшие. К ранговой корреляции обращаются тогда, когда достаточно оценить изменения, касающиеся порядка следования друг за другом по величине независимых и зависимых переменных, или когда их изменения достаточно велики, или когда измерительный инструмент был порядковым, а не интервальным. Рекомендация 3. Иногда гипотеза включает предположение о том, что в результате эксперимента возрастут или уменьшатся индивидуальные различия между испытуемыми. Такое предположение хорошо проверяется с помощью критерия Фишера, позволяющего сравнить дисперсии до и после эксперимента. Заметим, что, пользуясь критерием Фишера, можно работать только с абсолютными значениями показателей, но не с их рангами.

Результаты количественного и качественного анализа материала, полученного в ходе проведения эксперимента, первичной и вторичной статистической обработки этого материала, используются для доказательства правильности предложенных гипотез. Выводы об их истинности являются логическим следствием доказательства, в процессе которого в качестве основного аргумента выступает безупречность логики самого доказательства, а в качестве фактов -- то, что установлено в результате количественного и качественного анализа экспериментальных данных.

Факты в ходе доказательства обязательно должны соотноситься с гипотезами. Для того чтобы полностью доказать гипотезу именно в той ее формулировке, которая предложена изначально, необходимо сделать следующее: 1. Полностью раскрыть объем и содержание понятий «мотивация учения» и «успешность учения» по крайней мере, на уровне их рабочих определений. 2. Установить, какую минимально необходимую и вместе с тем достаточную совокупность фактов нужно получить в ходе экспериментального исследования для доказательства гипотез. Имеется, в виду система фактов, которая полностью покрывает объем и содержание понятий «мотивация учения» и «успешность учения». 3. Удостовериться в том, что все эти факты получены, достоверны, и далее соотнести их с гипотезой, сделав выводы о ее доказанности или недоказанности.

Описанная ситуация неполного доказательства гипотезы по объему и содержанию включенных в нее понятий на практике встречается довольно часто и, к счастью, не является фатальной для судьбы самого эксперимента. Из этой ситуации почти всегда можно выйти, если уже после проведения эксперимента сузить, конкретизировать его гипотезу, приведя ее в соответствие с имеющимися данными. В описанном выше примере можно было бы переформулировать гипотезу так: «Интерес к учебному предмету положительно влияет на успеваемость учащихся». В этом случае содержание включенных в гипотезу понятий и факты были бы приведены в соответствие друг с другом.

Постэкспериментальная переформулировка гипотезы требует разрешения еще одного важного вопроса: соответствует ли новая формулировка гипотезы объему и содержанию проблемы, целей и задач эксперимента? Несоответствие, как правило, возникает или, если оно присутствовало с самого начала, усиливается после того, как по результатам эксперимента была конкретизирована формулировка исходной гипотезы. Данное несоответствие также необходимо устранить, но эта задача решается несколько иным путем, чем устранение несоответствия между гипотезой и фактами. Прежде всего требуется констатация того, что проведенное исследование не полностью разрешило поставленную проблему, что ряд задач и вопросов остались без ответа и требуют дальнейших исследований. Далее производится (как правило, уже в форме выводов из проведенного исследования) сужение, конкретизация совокупности решенных задач. Заметим, что несоответствие замысла результатам на уровне проблем и задач исследования -- это такое же типичное явление, как несоответствие гипотез фактам. Важно только, чтобы это несоответствие в заключении исследования было оговорено.

В соответствие с реальными фактами должны быть приведены и выводы из исследования. Их также нельзя делать слишком поспешно. Выводы должны строго вытекать из того, что на самом деле доказано. Выводы обычно предлагаются в виде кратких и конкретных утверждений, формулировки которых опираются на факты, существование которых до начала проведения исследования лишь гипотетически предполагалось. Объем и содержание понятий, используемых в выводах, должны соответствовать объему и содержанию понятий, имеющихся в новых формулировках экспериментальных гипотез.

Главков их назначение - сделать осуществимым то или иное событие в жизни личности, засвидетельствовать сам факт его осуществления, не только вписать свершившееся событие в биографию самой личности, но и сделать его социально значимым фактом жизни других людей.

Традиционно подобные функции реализуются с помощью системы обрядов и ритуалов, которыми сопровождается каждое достаточно крупное событие жизненного пути человека. Обряды рождения, инициации и посвящения, юбилеи и свадьбы, похороны и многие другие церемонии, связанные с культурными и историческими традициями того или иного общества, - это своего рода спектакли, разыгрываемые по общепринятым, переходящим от поколения к поколению сценариям. Меняются лишь исполнители, но не роли; состав событийной группы социально предписан, задан извне, а сама личность - виновник торжества-должна лишь хорошо сыграть свою роль в воспроизводстве типичного события типичного жизненного пути. Однако, чем в большей мере человек является субъектом жизненного пути, чем уникальнее его жизненная программа, тем чаще он вынужден быть одновременно и автором, и режиссером, и исполнителем своей жизненной драмы. Индивидуализация делает жизненный путь более гибким, пластичным, могущим менять свое направление в зависимости от воли автора и изменения жизненных планов. Вследствие этого расширяется и круг лиц, которые могут стать причастными к жизни данного человека. Станут ли они соучастниками его событий - во многом зависит не от укоренившихся обычаев и традиций, а от избирательного отношения к ним самого субъекта.

Таким образом, состав событийной группы может формироваться разными способами: жестко предписываться обычаем или свободно выбираться самой личностью. Так, день рождения, а особенно юбилей - одно из значимых, периодически повторяющихся событий. Однако отмечают его по-разному. Одни считают обязательным, независимо от настроения и личного отношения, пригласить родственников, соседей, товарищей по учебе или работе и всех тех лиц, у которых сами побывали на дне рождения; другие предпочитают видеть у себя лишь тех, кто им дорог сегодня; некоторые остаются наедине с воспоминаниями или книгой. В первом случае состав событийной группы предписан, во втором - обусловлен прихотливой избирательностью самой личности. В связи с этим можно различать социо-ориентированныв событийные группы, главное назначение которых-публично засвидетельствовать свершившееся событие, обеспечить ему социальное признание и приблизить к жизни других людей, и личностно-ориентированные событийные группы, которые создаются самой личностью, стремящейся вплести в свою жизнь значимых для нее людей.

По своей величине (количеству участников) событийная группа может изменяться в очень широком диапазоне. Так, в случае с днем рождения могут участвовать от одного человека до нескольких десятков человек. Аналогичная картина обнаруживается при анализе любого другого события. Вместе с тем, несмотря на достаточно большое число участников определенного события, не все они являются, с точки зрения личности, членами ее событийной группы. Такими становятся лишь значимые для нее люди. Обратимся к некоторым эмпирическим данным.

Двадцати испытуемым, мужчинам и женщинам в возрасте от 19 до 42 лет, предлагалось назвать 10 наиболее важных событий их жизни из прошлого, настоящего и предполагаемого будущего. В каждом событии испытуемые должны были указать главных действующих лиц - других людей, с которыми связано (будет связано) его осуществление. Из 200 событий (по 10 от каждого испытуемого) лишь в восьми отсутствовали соучастники. В остальных же 192 событиях участвовало кроме самого испытуемого от 1 до 6 человек. Распределение обнаруженных событийных групп по их величине оказалось следующим: в 39% случаев в группе было два человека (включая самого испытуемого), в 41% - три, в 14% - четыре, в 5% - пять, в 1% - шесть и семь человек.

Полученное распределение напоминает известные в социальной психологии данные, согласно которым в большинстве случаев число членов малой группы колеблется между 2 и 7 при модальном числе 2; созвучны нашим результатам также данные о распределении числа лиц, связанных друг с другом взаимными социометрическими выборами. В связи с этим возможен вопрос: не являются ли выделенные нами событийные группы разновидностью неформальных микрогруппировок, аналогичных социометрическим? Конечно же нет, уже потому, что событийные группы не обязательно контактны и могут включать в свой состав даже вымышленных лиц и исторических личностей. «Полжизни прожил... - писал И. А. Бунин, - среди людей, никогда не бывших, выдуманных, волнуясь их судьбами, их радостями и печалями, как своими собственными, до могилы связав себя с Авраамом и Исааком, с пелазгами и этрусками, с Сократом и Юлием Цезарем, Гамлетом и Данте, Гретхен и Чацким, Собакевичем и Офелией, Печориным и Наташей Ростовой! И как теперь разобраться среди действительных и вымышленных спутников моего земного существования? Как разделить их, как определить степени их влияния на меня?».

От неформальных группировок событийные группы отличаются также тем, что их члены обязательно должны быть значимы лишь для личности, жизни которой непосредственно принадлежит данное событие. Остальные члены этой группы могут быть даже незнакомы друг с другом. Необходимым и достаточным условием существования событийной группы является наличие в ней звездной структуры межличностных отношений, в центре которой находится субъект события. Но не он обязательный лидер. Главное, что другие жизненно значимы для него; именно это и определяет подбор такого, а не иного состава событийной группы. Это важно подчеркнуть, поскольку обязательным условием неформальных микрогруппировок (социометрических «клик») является взаимность выборов.

Участники события могут реально присутствовать в текущей жизненной ситуации, а могут осуществлять свое влияние на личность через годы, десятилетия, века. В зависимости от временных масштабов можно выделить ситуативно-, биографически-, и исторически-значимых для субъекта участников событийной группы.

В первом случае человек может стать значимым уже блаГОдаря факту присутствия его в данной ситуации. Однако эта нозможность превращается в действительность лишь в случae, если другой человек необходим в сложившейся ситуации и в этой необходимости - самый незаменимый среди окружающих людей. Когда в предновогодний вечер вы ищете елку, ю даже встречный прохожий с елкой становится ситуативно-значимым: он может указать дорогу к елочному базару, дать полезный совет, а если он Дед Мороз, то даже подарить ее нам. Именно ситуативно-значимые люди - необходимые и незаменимые - отбираются личностью из всех непосредственных участников события и входят в состав соответствующей событийной группы.

Каждое событие определенным образом связано с другими предшествовавшими и последующими событиями жизни не только данного человека, но и других людей. Изменения, происходящие в жизни других, могут стать причинами или следствиями, целями или средствами по отношению к конкретному событию жизненного пути личности. Задумываясь над своими отношениями с небезразличными для нас людьми, мы видим сложную систему причинных и целевых отношений между событиями и жизненными линиями разных людей. Множество таких связующих нитей без труда может обнаружить каждый. Родители начинают заново осваивать азы науки, потому что сын пошел в школу. А бабушка при этом меняет привычный образ жизни для того, чтобы водить любимого внука в школу и кормить его домашними обедами.

Благодаря подобным причинным и целевым зависимостям к жизни личности оказываются причастны самые различные, даже неизвестные ей люди. Именно об этом слова английского поэта Дж. Донна: «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и, если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».

Вместе с переживанием человеком связей событий своей жизни с жизнями других людей возникает значимое отношение с этим другим в биографическом масштабе.

В этом случае другой человек становится не только ситуативно-, но и биографически-значимым. Факты его жизни, будучи детерминантами того или иного события в жизни личности, опосредованно влияют на другие события, ее жизненный путь в целом. В отличие от ситуативно-значимых, биографически-значимые люди могут входить поэтому в состав не одной, а нескольких событийных групп независимо от того, в осуществлении скольких событий они принимали непосредственное участие. Приведем некоторые эмпирические данные.

По результатам описанного выше исследования было подсчитано количество событийных групп, членом которых, с точки зрения испытуемого, являлся каждый названный им человек. Напомним: испытуемые указывали 10 наиболее важных событий своей жизни и применительно к каждому перечисляли людей, которые участвовали в его осуществлении. Оказалось, что 79% указанных лиц участвовали только в одном событии, 14% - в двух, 7% - в трех и более.

Логично предположить, что другой человек переживается тем более значимым, чем в большее количество событийных групп он входит (как говорится, сделать что-либо один раз - случайность, дважды - совпадение, трижды - привычка), и, чем привычнее партнер в роли члена событийной группы, тем значимее он.

Это предположение подтвердилось в небольшом эксперименте, в котором участвовало 10 человек. Как и прежде, мы попросили их назвать по 10 самых важных событий своей жизни и около каждого события записать имена людей, чья роль в его осуществлении была (или будет) наибольшей. Таким способом были получены индивидуальные списки значимых других (в среднем по 17-18 имен, записанных на отдельных карточках). Испытуемый брал любые две карточки с именами и отмечал, кого из двух значимых он чувствует более близким. Точно также, с помощью метода парных сравнений, оценивалась степень психологической близости всех остальных перечисленных в индивидуальном списке людей. Это позволило нам узнать, кто из этих людей психологически ближе испытуемому, а кто - дальше.

Как и ожидалось, чем в большем числе важных для человека событий участвуют люди, с которыми он общается, тем более близкими они ему становятся. Если такое событие лишь одно, то вероятность оказаться в числе пяти наиболее близких людей невелика (0,37). Эта вероятность чуть выше (0,40) для тех, кто участвует в двух событиях. Но если кто-то оказывается членом трех событийных групп, то уже с вероятностью 0,71 он становится одним из пяти наиболее близких людей. Таким образом, чем теснее переплетаются жизни разных людей, тем более близкими люди чувствуют друг друга. Как увидеть это переплетение - картину совместного жизненного пути, в ходе которого и возникают значимые отношения?

  • Порез - механическое повреждение тканей с нарушением целостности кожи или слизистой оболочки. Что делать? При порезах самое важное -

  • Имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, порядок наследования регулируются нормамиправа
    1) трудового
    2) уголовного
    3) гражданского
    4) семейного
    ________________________________________
    А12
    ________________________________________
    Высшей ценностью согласно Конституции РФ является (-ются)
    1) интересы государства
    2) права и свободы человека
    3) нерушимость границ
    4) неотвратимость наказания
    ________________________________________
    А13
    ________________________________________
    Главой государства по Конституции РФ является
    1) Председатель правительства
    2) Президент
    3) Министр обороны
    4) Председатель Государственной Думы
    ________________________________________
    А14
    ________________________________________
    Разработка и принятие законов является прерогативой
    1) судов
    2) правительства
    3) парламента
    4) министров
    ________________________________________
    А15
    ________________________________________
    К числу политических прав граждан России, установленных Конституцией РФ, относится право
    1) избирать и быть избранным в органы государственной власти
    2) на получение бесплатного образование
    3) на получение профессии в соответствии со своими способностями
    4) на неприкосновенность частной жизни и переписки
    ________________________________________
    А16
    ________________________________________
    Гражданство РФ приобретается
    1) по достижении полной дееспособности
    2) момента рождения
    3) по достижении совершеннолетия
    4) с получения паспорта
    ________________________________________
    А17
    ________________________________________
    Верны ли следующие суждения?
    А. Все граждане России обладают правоспособностью независимо от возраста и состояния здоровья.
    Б. Полная дееспособность граждан наступает по достижении совершеннолетия.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    ________________________________________
    А18
    ________________________________________
    Отметьте правильное утверждение:
    1) Трудовой договор можно оформлять как в устной так и в письменной форме
    2) Трудовой договор необходимо оформлять письменно в двух экземплярах
    3) Трудовой договор оформляется только в устной форме
    4) При устройстве на работу обязательно подписывать договор пожизненного найма с работодателем
    ________________________________________
    А19
    ________________________________________
    Верны ли следующие суждения?
    А) Продолжительность рабочего дня для учащихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих работу с учебой в возрасте от 14 до 16 лет составляет 2,5 часа.
    Б) Право на сокращенный рабочий день имеют несовершеннолетние работники..
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    ________________________________________
    А20
    ________________________________________
    Согласно российским законам, признается брак
    1) фактический (гражданский)
    2) заключенный в органах записи актов гражданского состояния
    3) церковный, освященный процедурой венчания в храме
    4) заверенный нотариусом
    ________________________________________
    А21
    ________________________________________
    Семейный Кодекс РФ устанавливает брачный возраст в
    1) 21 год
    2) 18 лет
    3) 14 лет
    4) 17 лет
    ________________________________________
    А22
    ________________________________________
    Верны ли следующие суждения?
    А) Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.
    Б) В воспитании детей главная роль по российскому законодательству отдается женщине, матери.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    ________________________________________
    А23
    ________________________________________
    В каком из приведенных случаев вступает в действие Закон о защите прав потребителей?
    1) гражданин приобрел домой стиральную машину, в которой был обнаружен брак завода-изготовителя
    2) фирма-поставщик поставила строительной фирме партию краски с истекшим сроком годности
    3) продуктовый склад принял на хранение партию продуктов, не имеющих сертификата
    4) гражданин приобрел партию недоброкачественного товара на мелкооптовом

    СОСТАВЬТЕ ПЛАН ПУНКТОВ Каждый из нас принадлежит к определенному полу, мы определяем себя как мужчина или женщина. В основе половых различий

    лежат, как известно, биологические, анатомические черты. Из курса биологии вы знаете, что одна пара хромосом определяет пол будущего ребенка. Уже на очень ранней стадии развития эмбриона формируются либо мужские либо женские половые органы.

    Но есть и такие составляющие половой принадлежности, которые определяются не природой, а обществом. Эти составляющие получили название гендер - социальный пол. Сложившиеся в обществе представления о месте, роли, предназначен ли мужчины и женщины, о том, в чем выражается мужественность и женственность, зависят во многом от культуры этого общества, его традиций и меняются со временем. В одних культурах половые различия могут быть очень значимы, а других им придается меньшее значение.

    Различия между мужчиной и женщиной проявляются также в стилях ролевого

    общения с другими людьми.

    Гендерное воспитание начинается с младенчества.С девочками и мальчиками родители общаются по-разному, даже если не всегда осознают это. С учетом пола выбираются первые игрушки, одежда. Дети довольно рано осознают свою принадлежность к определенному полу и усваивают характерный тип поведения. Так, мальчик, упавший во время игры и сильно ударившийся, старается сдерживать слезы, потому что «ревут только девчонки». Под влиянием семьи, ближайшего окружения, телепередач у детей складываются определенные личностные качества, модели поведения, которые помогу: им выполнять тендерные роли.

    В известной стене ни закрепляет модели тендерногоно ведения школа. Например, различны для девочек и мальчиков занятия на уроках технологии, "В последние годы все чаще возвращаются к идее раздельного обучения. А как к этому относитесь вы? Обсудите эту проблему в классе.

    Местом, где тендерные роли проявляются чаще всего и весьма отчетливо, является дом. Женщина и мужчина выполняют по дому, как правило, разную работу. Женщины заботятся о детях, убирают жилище, готовят, стирают и т. п. Мужчины занимаются ремонтом автомобиля, бытовой техники, в сельской местности - работают во дворе. В целом основная часть домашних забот ложится на женщину.

    На работе тендерные роли также сохраняют свое важное значение. Количество работающих женщин возросло во всем мире. Однако сохраняются профессиональные Ограничения, связанные с принадлежностью к определенному полу. Отчасти это связано с физическими особенностями полов, но в не меньшей степени и со сложившимися в обществе представлениями и предрассудками. Есть профессии: преимущественно мужские (летчик; сталевар, сантехник и др.) и женские (воспитатель детского сада, швея и др.). Женщины реже занимают руководящие посты, часто за одинаковую с мужчинами работу получают меньшую зарплату.

    Для современного постиндустриального общества характерно изменение тендерных ролевых установок. Женщины все активнее осваивают новые для себя роли - руководителей крупных предприятий, политиков, судей, прокуроров и др. Расширяется ролевой диапазон и у мужчин, так, многие из них стремятся больше времени проводить с семьей, активно занимаются воспитанием детей, берут на себя часть забот по дому.

    ПОМОГИТЕ С ТЕСТОМ!

    1. Соотнесите следующие термины с определениями:

    Определение

    А. Круг действий или задач, возложенных на кого-либо и безусловных для
    выполнения.

    2. Социальные нормы

    Б. Предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения.

    3. Обязанность

    В. Система обязательных правил поведения, санкционированных государством и
    выраженных в определённых нормах.

    2. Какой из перечисленных ниже документов обладает высшей юридической
    силой в нашем государстве?

    А. Федеральный закон;

    Б. Указ Президента;

    В. Конституция;

    Г. гражданский кодекс.

    3. В какую отрасль права входят нормы, устанавливающие преступность поступков
    людей и меру наказания за них?

    А. Конституционное право;

    Б. Административное право;

    В. Гражданское право;

    Г. Уголовное право.

    4. Закончите предложение: Тремя ветвями власти являются законодательная,
    исполнительная и ……………………….. власть.

    5. Как называется должность главы правительства в большинстве стран мира?

    А. Президент;

    Б. Премьер-министр;

    В. Король;

    Г. Спикер.

    6. Как называется должность главы государства в нашей стране?

    А. Генеральный прокурор;

    Б. Премьер-министр;

    В. Верховный судья;

    Г. Президент.

    7. В каком году была принята Конституция Российской Федерации?

    8. Вставьте пропущенное слово в предложении: Организация – это …………… лицо, у
    которого есть своё собственное имущество, оно несёт ответственность по своим
    долгам.

    9. Соотнесите следующие термины и определения.

    Определение

    1. Правоспособность

    А. Способность самостоятельно без сяких ограничений осуществлять свои права и
    нести обязанности.

    2. Дееспособность

    Б. Способность иметь права и обязанности.

    10. Преступление выражается в форме:

    А. действия;

    Б. бездействия;

    В. действия и бездействия.

    11. Несовершеннолетние – это лица в возрасте:

    А. от 18 до 60 лет;

    Б. до 14 лет;

    В. после 18 лет;

    Г. от 14 до 18 лет.

    12. Верно ли следующее утверждение: Уволить подростка до 18 лет можно лишь с
    согласия комиссии по делам несовершеннолетних или государственной инспекции
    труда.

    13. Каким термином обозначается требование лица в судебном порядке защитить
    нарушенные права?

    А. Запрос;

    В. Требование;

    Г. Просьба.

    14. Людей, профессиональная задача которых состоит в том, чтобы удостоверить
    подлинность документов, фактов и т.д. называют:

    А. Адвокаты;

    Б. Прокуроры;

    В. Судьи;

    Г. Нотариусы.

    15. * Как называется конституция США, принятая в 1791 году?…………………………..

    16. * Чему посвящена глава №1 Конституции Российской

    Федерации?…………............................................................................................

    Если данные, полученные в эксперименте, качественного характера, то правильность делаемых на основе их выводов полностью зависит от интуиции, эрудиции и профессионализма исследователя, а также от логики его рассуждений. Если же эти данные количественного типа., то сначала проводят их первичную, а затем вторичную статистическую обработку. Первичная статистическая обработка заключается в определении необходимого числа элементарных математических статистик. Такая обработка почти всегда предполагает как минимум определение выборочного среднего значения. В тех случаях, когда информативным показателем для экспериментальной проверки предложенных гипотез является разброс данных относительного среднего, вычисляется дисперсия или квадратическое отклонение. Значение медианы рекомендуется вычислять тогда, когда предполагается использовать методы вторичной статистической обработки, рассчитанные на нормальное распределение. Для такого рода распределения выборочных данных медиана, а также мода совпадают или достаточно близки к средней величине. Этим критерием можно воспользоваться для того, чтобы приблизительно судить о характере полученного распределения первичных данных.

    Вторичная статистическая обработка (сравнение средних, дисперсий, распределений данных, регрессивный анализ, корреляционный анализ, факторный анализ и др.) проводится в том случае, если для решения задач или доказательства предложенных гипотез необходимо определить статистические закономерности, скрытые в первичных экспериментальных данных. Приступая к вторичной статистической обработке, исследователь прежде всего должен решить, какие из различных вторичных статистик ему следует применить для обработки первичных экспериментальных данных. Решение принимается на основе учета характера проверяемой гипотезы и природы первичного материала, полученного в результате проведения эксперимента. Приведем несколько рекомендаций на этот счет.

    Рекомендация 1 . Если экспериментальная гипотеза содержит предположение о том, что в результате проводимого психолого-педагогического исследования возрастут (или уменьшатся) показатели какого-либо качества, то для сравнения до- и постэкспериментальных данных рекомендуется использовать критерий Стъюдента или χ 2 -критерий. К последнему обращаются в том случае, если первичные экспериментальные данные относительны и выражены, например, в процентах.

    Рекомендация 2 . Если экспериментально проверяемая гипотеза включает в себя утверждение о причинно-следственной зависимости между некоторыми переменными, то ее целесообразно проверять, обращаясь к коэффициентам линейной или ранговой корреляции. Линейная корреляция используется в том случае, когда измерения независимой и зависимой переменных производятся при помощи интервальной шкалы, а изменения этих переменных до и после эксперимента небольшие. К ранговой корреляции обращаются тогда, когда достаточно оценить изменения, касающиеся порядка следования друг за другом по величине независимых и зависимых переменных, или.когда их изменения достаточно велики, или когда измерительный инструмент был порядковым, а не интервальным.

    Рекомендация 3 . Иногда гипотеза включает предположение о том, что в результате эксперимента возрастут или уменьшатся индивидуальные различия между испытуемыми. Такое предположение хорошо проверяется с помощью критерия Фишера, позволяющего сравнить дисперсии до и после эксперимента. Заметим, что, пользуясь критерием Фишера, можно работать только с абсолютными значениями показателей, но не с их рангами.

    Результаты количественного и качественного анализа материала, полученного в ходе проведения эксперимента, первичной и вторичной статистической обработки этого материала, используются для доказательства правильности предложенных гипотез. Выводы об их истинности являются логическим следствием доказательства, в процессе которого в качестве основного аргумента выступает безупречность логики самого доказательства, а в качестве фактов - то, что установлено в результате количественного и качественного анализа экспериментальных данных.

    Факты в ходе доказательства обязательно должны соотноситься с гипотезами. В процессе такого соотнесения выясняется, насколько полно имеющиеся факты доказывают, подтверждают предложенные гипотезы.

    Заметим, что логические ошибки в доказательстве возможны именно на этом, заключительном этапе эксперимента. Нередко обнаруживается, например, что полученных в ходе эксперимента фактов недостаточно для того, чтобы полностью доказать или опровергнуть предложенную гипотезу. Это бывает тогда, когда объем и содержание понятий, используемых в формулировках гипотез, шире, чем совокупность экспериментально установленных фактов! Допустим, что исследователь намерен экспериментально доказать гипотезу о том, что успешность учения детей зависит от мотивации учебной деятельности, и в качестве доказательства использует факт, согласно которому при наличии интереса к учебному предмету успеваемость учащихся выше, чем при его отсутствии. Этого факта, казалось бы, достаточно для того, чтобы на деле доказать правильность данной гипотезы. Но это далеко не так. На самом деле указанный факт доказывает предложенную гипотезу лишь отчасти, потому что, с одной стороны, мотивация учения не сводится к интересу к учебному предмету, а с другой стороны - содержание понятия «успеваемость» отнюдь не равноценно объему и содержанию понятия «успешность учения».

    Для того чтобы полностью доказать гипотезу именно в той ее формулировке, которая предложена изначально, необходимо сделать следующее: 1. Полностью раскрыть объем и содержание понятий «мотивация учения» и «успешность учения» по крайней мере на уровне их рабочих определений. 2. Установить, какую минимально необходимую и вместе с тем достаточную совокупность фактов нужно получить в ходе экспериментального исследования для доказательства гипотез. Имеется в виду система фактов, которая полностью покрывает объем и содержание понятий «мотивация учения» и «успешность учения». 3. Удостовериться в том, что все эти факты получены, достоверны, и далее соотнести их с гипотезой, сделав выводы о ее доказанности или недоказанности.

    Описанная ситуация неполного доказательства гипотезы по объему и содержанию включенных в нее понятий на практике встречается довольно часто и, к счастью, не является фатальной для судьбы самого эксперимента. Из этой ситуации почти всегда можно выйти, если уже после проведения эксперимента сузить, конкретизировать его гипотезу, приведя ее в соответствие с имеющимися данными. В описанном выше примере можно было бы переформулировать гипотезу так: «Интерес к учебному предмету положительно влияет на успеваемость учащихся». В этом случае "Удержание включенных в гипотезу понятий и факты были бы приведены в соответствие друг с другом.

    Постэкспериментальная переформулировка гипотезы требует разрешения еще одного важного вопроса: соответствует ли новая формулировка гипотезы объему и содержанию проблемы, целей и задач эксперимента? Несоответствие, как правило, возникает или, если оно присутствовало с самого начала, усиливается после того, как по результатам эксперимента была конкретизирована формулировка исходной гипотезы. Данное несоответствие также необходимо устранить, но эта задача решается несколько иным путем, чем устранение несоответствия между гипотезой и фактами.

    Прежде всего требуется констатация того, что проведенное исследование не полностью разрешило поставленную проблему, что ряд задач и вопросов остались без отчета и требуют дальнейших исследований. Далее производится (как правило, уже в форме выводов из проведенного исследования) сужение, конкретизация совокупности решенных задач. Заметим, что несоответствие замысла результатам на уровне проблем и задач исследования - это такое же типичное явление, как несоответствие гипотез фактам. Важно только, чтобы это несоответствие в заключении исследования было оговорено.

    То, что говорилось выше о доказательстве гипотез и решении поставленных в исследовании проблем, касается и опровержения гипотез. Доказать несостоятельность гипотезы, как правило, бывает труднее, чем доказать ее справедливость, так как для этого требуется опровергнуть все, в том числе и частные, факты, свидетельствующие в пользу этой гипотезы. Недоказанность гипотезы в позитивном смысле слова чаще всего сама по себе не является ее опровержением, так как оба вида доказательства: позитивное и негативное - с логической точки зрения различные и независимые друг от друга.



    Что еще почитать