По прописке, но не всегда. Объясняем, как теперь дети будут попадать в гимназии. "Есть опасения, что зачислять туда будут по знакомству и по связям". Учитель об отмене экзаменов в гимназии Что будет с гимназиями в беларуси

Об отмене экзаменов в 5-е классы гимназий, подписанный в четверг вечером президентом Беларуси Александром Лукашенко, вызвал большой резонанс в обществе: у родителей, педагогов и всех "сочувствующих". И, несмотря на то, что несколько месяцев обсуждали такую возможность и были к ней готовы, все равно остается слишком много недовольных, полагающих, что данное решение лишь значительно понизит уровень образования в Беларуси, а не принесет пользу. Другие, напротив, полагают, что сделан первый шаг к формированию здоровой школьной системы, и надеются на последующие аналогичные действия.

Кто прав? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Портал обратился к педагогам и родителям с просьбой прокомментировать принятое накануне решение.

Ксения Мирная, многодетная мама, жена теннисиста Максима Мирного, педагог:

В нашей школе Монтессори детям не задают домашнее задание до 6-го класса! И я, как человек из другой системы, долго не могла понять, как такое возможно. Оказывается, все просто: у каждого ребенка есть индивидуальный план, и дети много работают самостоятельно в классе. Только если не успевают сделать план, берут задания на дом. С 7-го класса домашняя работа уже обязательна - и дети к этому готовы!

Наши дети любят школу и с радостью учатся при таком индивидуальном подходе, основанном на физиологических и психологических особенностях ребенка. Серьезные тесты, такие как SATtest начинаются только с 7-го класса, до которого дети делают только небольшие контрольные, тренировочные тесты и словарные работы...

Тесты и экзамены, на мой взгляд, систематизируют знания лишь тогда, когда есть ПОНИМАНИЕ - для чего тебе нужно хорошо учиться (не для папы, не для мамы, а для себя). А понимание это приходит лишь тогда, когда появляется ЖЕЛАНИЕ учиться… Ну, а появится оно или нет - у всех по- разному и в свое время… Если, конечно, не отбить охоту в начальной и средней школе, то к 7-8-9-му классу должно уже что-то щелкнуть, и ученик начинает смотреть вперед, а не вокруг себя...

Как сказал мне однажды один преподаватель: "Читать она все равно будет, а вот желание читать можете отбить навсегда, если будете равняться по тому, кто читает быстрее и лучше..."

У всех свой темп и ритм, свои потребности... Это и есть индивидуальные особенности, от которых и надо отталкиваться, выстраивая систему обучения.

Поэтому я думаю, что это мудрое решение - отменить тестирование в 9-10 лет, ведь такой стресс абсолютно не нужен ни детям, ни родителям.

Ольга Юрковская, психолог, бизнес-консультант, многодетная мама:

Как по мне, слово "качественное" не имеет отношения к белорусскому образованию. Даже в гимназиях. Так как учат устаревшему странному набору не всегда точной информации - вместо реально востребованных в современном мире навыков и умений.

Если родители амбициозные - увы, им поможет только дистанционное обучение и платные курсы. Но никак не устаревшие школьные методики.

И гимназии, и просто школы очень далеки от реальных требований мирового рынка труда. Они продолжают обучать рабочих для фабрик. Но в современном мире эти места уже заняты автоматизированными линиями - рабочие больше не нужны. Нужны творческие люди и нужны управленцы. А вот необходимые им качества школа искореняет и подавляет, а не развивает.

Надо планировать платное обучение востребованным умениям, а не жить, как 100 лет тому назад. Весь мир давно живёт в 21-м веке.

Дорого? Очень много бесплатных курсов, особенно англоязычных. И курсов, где либо плата за сертификат (знания бесплатно), либо есть благотворительные места.

У меня дети просто учат школьные предметы по интернет-лекциям. По бесплатным. А наши учебники и учителей не воспринимают иначе, как с изумлением. Сравнивают. И говорят, что в школе им неинтересно.

Наталья Д., педагог, мама троих детей:

Я категорически против отмены экзаменов при поступлении в гимназию! Поработав и в школе, и в гимназии, мне есть с чем сравнить. В гимназии сразу чувствуется, что детки отборные, те, которые прошли испытания, которые стремились попасть в это заведение, которые хотят и могут там учиться. Никто не мешает на уроке, все искренне вовлечены в процесс обучения. Работать там одно удовольствие.

Со стороны родителя (у меня дочка учится в 5-м классе гимназии) не вижу в экзаменах ничего страшного. Да, дети волнуются, но при поступлении в гимназию дочери ни у кого нервного срыва в этом году не было, я о таком не слышала. Тут скорее родителям нужно вести себя адекватно и не накручивать детей!

А вообще, налицо тенденция причесать всех под одну гребенку, отбирая возможность, а впоследствии и желание стремиться к чему-либо, учиться достигать поставленных целей, да и просто верить в себя.

Светлана Липкина, психолог детского развивающего центра, мать троих детей:

Безусловно, это задача не по возрасту, и поэтому зачастую сопровождается невротическими реакциями. Надо понимать, что становится все больше высокочувствительных детей, для которых подобные события травматичны. Непосильная высокая ответственность и чувство вины, высокая тревожность и страхи (страх сделать ошибку, страх будущего, страх наказания родителей) - все это не нужно нашим детям. У них Детство!!! И только взрослые могут защитить право на него!

Алена Щербинская, педагог, журналист, мама троих детей:

Полагаю, что решение об отмене экзаменов ничего хорошего не принесет. Гимназии нужны были как альтернатива школам. Может быть, правила поступления стоило усовершенствовать, но не ломать полностью систему.

Детям, которые мотивированы учиться, нужен другой уровень преподавания. Гимназия давала не только знания высокого уровня (если мы говорим о качественной гимназии), но и окружающую среду определенного уровня. Как правило, дети, которые сдали экзамены, мотивированы учиться, не срывать уроки, не мешать однокласснику слушать - это важно.

Теперь будет профильное обучение. Лучше, чем ничего. Возникает вопрос, зачем мы ушли от него несколько лет назад? За последние годы белорусское образование штормит, реформа за реформой. И пока сложно понять, к чему мы придем.

Но однозначно, что многие родители, и я в том числе, были не готовы к такому решению. Я не увидела никаких общественных обсуждений, участия педагогов в принятии решения.

Людмила К., мать семерых школьников:

У меня семь детей школьного возраста, и я однозначно положительно отношусь только к семейному образованию. Потому что в школах, гимназиях и даже в высших учебных заведениях некому учить наших детей. В лучшем случае - по 3-5 учителей на учебное заведение, которые искренне и душевно относятся к детям и к предмету, который преподают. Для таких учителей было бы лучше перейти на внешкольное обучение. Тогда не приходилось бы им заниматься множеством дел вместо самого важного, которое очень нужно нам, родителям, и нашим детям.

Сергей Бычков, многодетный отец, основатель "ПапаШколы" и председатель ОО "Совет отцов города Гомеля":

Мои дети учились и учатся в обычных школах. Как-то была мысль сына отдать в гимназию. Но как узнал, какие там сборы/поборы, как там "душат" детей, какие требования предъявляют... А у меня школа под домом, нормальная школа в рабочем районе. У детей нет стресса, есть общение, школа классная, преподаватели нормальные. Зачем гимназия? Ради статуса? Конечно, гимназия гимназии рознь, но меня вполне устраивают наши школы. Они не хуже, и детям спокойнее. А жизни гимназии не научат.

Любовь Баркун, педагог, мама двоих детей, учитель семейного класса:

В целом мое отношение к отмене экзаменов очень положительное. Такое решение может стать первым шагом к отмене оценок в начальной школе. Вопрос в том, какие будут следующие шаги, которые предпримет министерство образования. Пока не очень понятен вектор этих реформ. И я очень боюсь, что они снова могут быть эпизодическими и никаких существенных изменений в нашу систему образования не принесут.

Ольга З., мать троих детей, двое – школьники:

Правильно, все школы до 9-го класса должны быть одинаковые. И доступны детям возле дома. Должна быть единая программа. А кто семи пядей во лбу, для них есть факультативы. И тогда учителя будут заинтересованы развивать таких учеников. А с 9-го класса надо делать специализацию и, возможно, гимназические классы, профили: физико-математический, химико-биологический и т.д. К 9-му классу ребенок решит, что ему интересней. И пусть уже едет поступать, куда хочет, и ездит сам.

А еще раньше после начальной школы нас тоже "сортировали", более сильных отбирали в один класс. Вполне это можно делать и сейчас, мне кажется. В школьный класс к моему сыну пришли несколько детей из гимназий. И они оказались самыми слабыми

Анатолий Егоров, педагог:

Я с радостью воспринял отмену экзаменов у четвероклассников. На самом деле это ведь наносило большую психологическую травму тем, кто не поступал. Считаю, что с 1-го по 9-й класс дети должны учиться по одинаковой программе, а уже с 10-го класса смогут понять, что им надо, что им нравится, и определятся с профилем своего дальнейшего углубленного образования.

Что касается учебы с 1-го по 9-й классы, то, конечно, надо давать больше знаний в этот период и по гуманитарным наукам, и по иностранным языкам. А физико-математические науки гораздо лучше понимаются и воспринимаются углубленно большинством детей уже в старших классах. Например, в 10-м и 11-м. Хотя мне как педагогу даже больше импонирует 12-летнее обучение.

Екатерина Карчевская, психолог, мама четверых детей:

Как психолог я вижу несколько плюсов в принятом решении. И несколько минусов…

Убирается серьезный стрессовый фактор в возрасте, когда он совсем не нужен. Это ранний подростковый возраст, когда у детей особая чувствительность и впечатлительность. Причем еще собственных целей у ребенка нет. У него может быть целью - хочу остаться со своим классом, хочу остаться в привычном месте. А не что-то абстрактное, как "гимназия". И вот за год до поступления уже начиналось сгущение туч и "настрой" на поступление. Вы не можете расслабляться! Вам нужно готовиться. Очень большой конкурс. Немудрено, что к экзаменам напряжены так все, что у детей обмороки, а родители сидят на валерьянке.

Позитивным является и то, что с отменой экзаменов убирается возможность манипулировать знаниями и оценками. Есть и другая сторона - платные подготовительные занятия. Вот у вас сильный ребенок - вам достаточно одного занятия дополнительного по подготовке, а у вас слабый - вам 2-3 нужно. И транслировалось, что без них никак. А поступить хотят все - и ходят...

Без экзаменов дети имеют возможность учиться дальше со своим коллективом. Если дружный класс, это важно. Мой ребенок сказал, что, если его друг не поступит, он тоже в гимназию не пойдет.

В гимназиях всегда очень большой вопрос был - проходной балл. И вообще отношение к оценкам. Ребенок с девятками (!!!) мог не поступить, потому что средний балл 9 - это мало. Девять, которая вводилась как эквивалент "пятерки", а 10 - это "пять с плюсом", ребенок знает больше, чем давали по предмету в школьной программе. Я не верю в тотальных "десяточников". Оценка стала средством, а не отражением знаний.

В этом году в гимназию должен был поступать мой второй сын. Он сильный ученик. Но я рада, что экзаменов не будет и он продолжит учиться со своим классом.

Но есть и минусы отмены. Пока то, что вижу я: непонятно, по какой программе будут учиться дети. И как стимулировать познавательный интерес и уделять внимание сильным школьникам. При поступлении в определенные заведения дети были нацелены на получение знаний. Даже если ребенок послабее - ему много помогали. Мотивированные родители, мотивированные дети. При обучении по прописке ты попадаешь в ситуацию, когда не все дети (и их родители) настроены на качественное образование. Как это помягче сказать... В общем, может сильно помешать ребенку, мотивированному на учебу, нахождение в окружении детей, для которых школа - совсем не про учебу.

Мне как маме не нравилось то, до чего довели подготовку. До бреда и маразма. И тогда все потеряло смысл. Сильный ребенок мог не поступить. Потому что нужно не 9, а 10. Потому что прессинг со всех сторон такой, что можно уйти в прострацию, иначе происходила перегрузка психики. Детей натаскивали, как обезьянок. Прорешать максимум! Из сборников. Ну и про что тогда это поступление? А жизнь - она гораздо шире, чем поступление в гимназию.

Вера Кушнерова, бизнес-консультант, мама двоих детей:

То, что экзамены в существовавшем ранее виде превратились в абсолютно неадекватную процедуру, стало для меня очевидно за пару лет до поступления дочки в гимназию (поступали в прошлом году). Туда, где она училась, требовалось набрать 58 проходных баллов, дети действительно находились под сильнейшим стрессом, особенно те, на которых давили родители.

В 10 лет выучивать сборники и вместо прогулок во дворе прорешивать элементарные в большинстве своем задачи! Нет, это не был конкурс лучших, это был отсев самых слабых и выявление наиболее усидчивых и трудолюбивых, не более того. Я не занималась с дочерью ни дня, все за меня сделала "прогимназия", и да, София могла не набрать те 60 баллов, которые в итоге получила, будь диктанты сложнее, - я это понимаю. Зато я очень довольна результатом - она учится вместе с очень умными детьми, с хорошими учителями, попала в группу, с которой занимаются дополнительно математикой олимпиадного уровня, уже сейчас начинает в школе программировать и даже изучает факультативно физику с 5-го класса. Все это – условия хорошей гимназии.

Получается, с одной стороны, выделившиеся хорошие школы (гимназии), которые растили десятилетиями, нацеленные на мотивированных толковых детей, а с другой стороны – борьба за попадание в эти гимназии. С первым нет никаких вопросов - такие школы (гимназии) нужны. Говорить о том, что из любой школы можно сделать такие оазисы, - это смешно. С нашей системой образования, с нищенскими зарплатами учителей, с проходными в 3 балла в педуниверситеты, с писаниной и проверками "тетрадей без рисунков"? Вопрос в подборе кадров и выстраивании системы внутри школ, чтобы лучшие учителя оставались. К примеру, сильная группа по дополнительной математике в нашей гимназии создана по принципу "может и хочет". Т.е. дети писали тест, а тех, кто написал его хорошо, - спрашивали, хочет ли он заниматься. Если может, но не хочет, - такого ребенка силком никуда не тянули. Если не может - никакие амбиции родителей не влияли на мнение учителя в отборе детей. Потому что этот учитель хочет работать с умными и мотивированными - и ему дали такую возможность.

А с другой стороны, система отбора в эти "оазисы". Да, в гимназии полно детей, которым трудно, родители которых постоянно держат руку на пульсе и обижаются на учителей. Но они вызубрили, поступили, получили заветные "девятки-десятки" по итогу начальной школы и т.д. Вопрос - какой ценой и с пользой ли для ребенка? Вопрос не в гимназиях, вопрос именно в системе отбора, которую нужно было реформировать. К примеру, нужно было усложнить задания по математике и отменить сборники, сделать это как олимпиаду. Тогда было бы нечего зубрить, а талантливые дети с легкостью проявились бы. Нужно было отменить сборники вообще, в прямом эфире диктовать диктанты, которые все видят в первый раз, - опять же, кроме общей подготовки и общего высокого уровня с собой на экзамен ничего не возьмешь. Нужно подумать, стоит ли оставлять одинаковые экзамены для всех - какой смысл сдавать 2 языка в математические школы? Туда набирают филологов? Страна развивает IT-сегмент, принимает такие прогрессивные указы - неужели она не заинтересована в развитии способных математиков и информатиков с самого детства?

Но отменить гораздо проще, чем заняться действительно серьезной реформой отбора. Это большая печаль. Потому что оазисы созданы - и их рубят на корню.

Евгений Ливянт, педагог:

Помните, в середине 90-х существовали гимназии, но не было экзаменов? И тогда возникла ужасная, сумасшедшая коррупция при поступлении детей в эти гимназии. Необходимо было приложить огромные усилия, чтобы попасть в первый класс гимназий. А сейчас, после отмены экзаменов, как будут дети попадать в первые классы гимназий, подумайте?! По прописке? Тогда давайте ожидать схему с "псевдопрописками", когда люди массово временно прописывались туда, куда им удобно, а жили в других местах. Мы к этому идем?

Честно скажу: я очень боюсь, что наш и без того невысокий уровень образования станет еще ниже после этого решения. И я очень хочу оказаться неправ в своих пессимистических прогнозах…

Вот, приехали! В новом году сроки экзаменационного поступления в гимназии отодвинули с четвертого на девятый класс. И вот, не к ночи будет сказано, вечером 25 января указ № 30 «О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них» был подписан президентом. С инициативой выступил еще накануне учебного года министр образования Игорь Карпенко.

Брестская гимназия № 6. Фото Николая Чеберкуса (из архива)

Свои доводы порталу tut.by он аргументировал так:

Стоит гимназия в микрорайоне, дети пришли в первый класс, отучились 4 года, в результате ученик сдал все экзамены на «9» и не поступил в пятый класс. Что делать с этим ребенком? Родители приходят и говорят: «Так что мне теперь, его возить за три квартала?». Согласитесь, если это произойдет после 9-го класса, то не составит труда ребенку сесть в автобус и поехать в школу.

«Здравствуйте, товарищ министр!»

В августе реплика показалась очередной инициативой, которую проводят через СМИ для проверки общественного мнения. Но во второй четверти стали появляться конкретные даты. Дескать, экзамены в гимназии после четвертого класса отменят уже в следующем учебном году. Министр не стал акцентировать внимание на том, что начальная школа в некоторых гимназиях - вынужденная мера. В Бресте, где это было возможно, начальное звено вывели из-под гимназического крыла. В 1-й ее нет, во 2-й рядом работает начальная школа № 36, в 6-й остался один четвертый класс. Начальную школу постепенно вывели в открытый несколько лет назад рядом комплекс «детский сад - начальная школа». Аргумент про «три квартала» также не выдерживает критики. Время мобильное, семьи постоянно переезжают, а школу для ребенка сохраняют. В нашем Юго-Западном микрорайоне часть юных жителей вообще вынуждены ездить учиться за реку - в родном микрорайоне школы нет.

Родители учащихся брестских гимназий не ждали окончательных решений и написали коллективное обращение в министерство. Перед новым годом в стенах первой гимназии встретились представители Министерства образования, городского управления образования с родителями и педагогами.

От каждой гимназии было по 4-5 человек, - рассказывает один из присутствовавших родителей. - Заместитель начальника управления общего среднего образования министерства Ирина Каржова заверила нас, что окончательное решение еще не принято. Но при этом отметила, что мы пытаемся разделить детей на два сорта - умных и не очень. В свое время в СССР коммунисты, свою приверженность идеологии которых не скрывает и нынешний министр, боролись за то, чтобы не было богатых. Так может, правильней было бы бороться за то, чтобы не было бедных? Так и здесь - вместо того, чтобы уравнивать мотивированных детей и тех, кому надо просто получить общее образование, правильней было бы подтягивать слабых к сильным? Но, приравняв гимназии к школам, этого не достичь.

На встрече, которая длилась полтора часа, родители так и не получили конкретные ответы на свои вопросы. Но смогли донести позицию: учащиеся гимназий могут стать жертвами волюнтаристского мнения чиновников. И если в министерстве их не услышат, готовы противостоять дальше. Гимназии надеются сохранить свой статус и ведут набор на подготовительные курсы...

Или гимназия, или репетиторы

Все это не выдерживает критики, - высказала мнение мама гимназиста-шестиклассника Наталья Федорова. - Министерство говорит о том, чтобы всем дать равные условия для получения образования, но на самом деле еще больше разделяет детей по уровню развития. Ведь если посадить в один класс сильных учеников и тех, кто хуже усваивает учебную программу, то учителя начнут равняться на более слабых учеников, и одаренные дети будут страдать. Мой сын учился в гимназии с первого класса. После четвертого экзамены в пятый сдали почти все, ушли только четыре человека, но они на самом деле не тянули программу. Учебные планы при этом не отличались от тех, что существуют в общеобразовательной школе. Единственное, у нас изначально было больше иностранного языка, и сейчас сын может свободно изъясняться по-английски. Если гимназию уравняют с общеобразовательными школами, то нам ничего не останется, как уйти и оплачивать репетиторов. Мы живем в пригороде, график работы позволяет мне возить и забирать сына из города. Но я знаю, что не каждая семья детей нашего класса может позволить себе такую роскошь.

В недавнем прошлом преподаватель иностранного языка одной из брестских гимназий, а сейчас репетитор частного центра Нина Токарчук высказывается однозначно:

Это не в гимназии хотят отменить экзамены, а совсем отменить гимназии как явление. Все будут средними общеобразовательными школами. Мое мнение - это просто добьет систему. Станет не к чему стремиться тем «звездочкам», которые хотят и могут учиться. За 20 лет работы в системе образования я видела многое, точно знаю, что такое базовые классы обычной школы, что такое гимназии, а что такое специализированные школы и классы, где отбор, профильные классы. И я знаю, что никогда не будет уровень самого сильного ребенка из общеобразовательной школы таким же, как в гимназии или лицее. Потому что если из 30 ребят могут и хотят учиться 2-3, то учитель работать будет на остальных 27, хорошо, если середнячков, а вот когда сильных 25, тогда сразу совсем другой коленкор. Через 2-3 года учебы в гимназии они уже опережают общеобразовательные школы и по общему уровню развития, и по результатам. И не догонят дети за два года перед поступлением, когда вдруг мотивация просыпается, всех тех, которые учились изначально на результат.

Цифры скажут все

Министерство образования на какое-то время взяло паузу по вопросу гимназий. Но известный репетитор Евгений Ливянт в паре с детскими писателями Евгенией Пастернак и Андреем Жвалевским делают все, чтобы этот вопрос не замолчали. В январе на полках книжных магазинов появились традиционные сборники диктантов для четвертых классов. Раньше они издавались с припиской «для подготовки к поступлению в гимназии», теперь эту фразу вымарали. О чем это говорит?

В пользу гимназий лучше всего скажут результаты последней предметной олимпиады, областной этап которой проходил с 8 по 11 января.

По математике из 11 призеров учащихся 11 классов четверо учатся в гимназиях, пятеро в лицеях и только двое в школах. Среди десятиклассников семь гимназистов, два лицеиста и двое - учащиеся общеобразовательных школ. Среди восьмиклассников лицеистов нет, здесь 8 дипломов на области получили гимназисты, и только три - учащиеся школ. Расстановка сил по другим предметам примерно такая же.

Четкого аргумента в пользу того, чтобы фактически упразднить гимназии, у министерства нет. Волнения о том, чтобы пятиклашке было легче добираться до школы, - не забота министерства. Стрессы, которые могут спровоцировать экзамены, - также на совести родителей. В гимназиях нагрузка и требования в разы выше, поэтому ребенок должен быть не просто умным, но и устойчивым. А вот если мотивированным школьникам придется для подготовки нанимать репетиторов, то тут уже возникает соревнование толщины родительских кошельков. С социальной справедливостью такой расклад имеет мало общего.

Мнение

Евгения ПАСТЕРНАК, детский писатель, направила открытое письмо министру Игорю Карпенко:

«Игорь Васильевич, в чем социальная несправедливость гимназий? Гимназии бесплатны, поступить в них может каждый. Да, могут быть претензии к экзаменам, так с экзаменами и надо разбираться, усовершенствовать их, но гимназии - это единственное, что хоть как-то дифференцирует обучение в нашей стране. Более того, в гимназию можно перейти в любом классе. Не поступил в пятом - можно пробовать и в шестом, и в седьмом...»

Гимназии в Беларуси закрывать не будут, но экзамены для поступления туда после четвертого класса отменят. Об этом TUT.BY сообщили в Министерстве образования. В гимназии дети будут попадать по территориальному признаку, то есть по прописке. Более того, вплоть до старшей школы в гимназиях и школах будет одинаковая программа.

Фото носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В Министерстве образования TUT.BY прокомментировали слухи о том, что гимназии будут закрываться. Вчера на этот счет писательница Евгения Пастернак выступила с открытым письмом в адрес министра образования Игоря Карпенко .

— Гимназии закрываться не будут, они останутся как учреждения образования, — сообщила пресс-секретарь Министерства образования Людмила Высоцкая . — Но отменяем экзамены после четвертого класса. Вступительных экзаменов в пятый класс не будет. Пусть люди не тратят деньги и не готовятся. Даже сейчас Василий Иванович Жарко (вице-премьер Беларуси. — Прим. TUT.BY) сказал: скажите всем, что никаких экзаменов после 4-го класса не будет, дети должны иметь одинаковый доступ к получению образования.

В Министерстве образования добавляют, что поступать в гимназии учащиеся будут по территориальному признаку, то есть по прописке.

— А если человек не прописан рядом с гимназией, то как ему туда попасть?

— А зачем «попадать» в гимназию, если в школах и гимназиях будет одинаковая программа?

В Минобразования отмечают, что от обычных школ гимназии будут отличаться программой после девятого класса. После него же будет и профильное образование.

— После девятого класса будет независимый экзамен, и вот тогда уже будет поступление или в гимназию, или дальше, — отмечают в министерстве. — Допустим, я из другой школы и хочу поступить в гимназию. Будут поступать туда не после четвертого класса, а после девятого. Чтобы дети сами мотивированно выбирали себе ту программу обучения, которая им интересна. После девятого — или гимназия, или школа базовая, или профтехучилище. Это уже, считай, взрослый человек, который сам может определиться.

Впрочем, говорит Людмила Высоцкая, вопрос, когда именно будут сдавать экзамены в гимназию, еще решается.

— Может, и после восьмого класса. Тут надо посмотреть, чтобы была подготовка.

В Минобразования отмечают, что министр по поводу гимназий уже принял решение, а вопрос отмены экзаменов после четвертого класса сейчас решают на законодательном уровне.

В министерстве отмечают, что учебные планы школ и гимназий уже сейчас имеют минимальные различия:

— В чем различия учебного плана на 2017−2018 учебные годы в гимназиях и школах? В гимназиях на изучение иностранного языка в 5−9-х классах выделяется пять часов против трех часов в школах. И по математике в 8-х и 9-х классах — 5 часов против 4 часов в школах.

Людмила Высоцкая отмечает:

— Сегодня у многих родителей есть заблуждение, что в гимназиях что-то изучается на повышенном уровне по сравнению с обычными школами. Различия минимальные. А хороший коллектив преподавателей сегодня может быть и в обычных школах. А то сегодня мы из гимназий делаем какую-то элиту. Мы хоть и говорим, что все прозрачно при поступлениях в пятый класс в гимназии, но сегодня возможность коррупции никто не отменял. И если слабый ребенок поступает в гимназию, то потом на фоне сильных детей он слишком уж выделяется. Да, в гимназиях есть профильные классы, где идет углубленное обучение, но они же сейчас есть и в обычных школах.

Напомним, что в начале октября этого года вице-премьер Василий Жарко о возможной отмене вступительных экзаменов в гимназии после четвертых классов.

— Сегодня дети, поступающие после четвертого класса в гимназии, получают стресс и не понимают, зачем им это надо. Я считаю, что дети должны иметь равные условия для получения образования, — заявил он.

Ранее с таким предложением Игорь Карпенко. Это озвучили на Республиканском педсовете еще в августе 2017 года.

Заместитель министра образования Беларуси Раиса СИДОРЕНКО Фото:

В школах будут создаваться классы с повышенным уровнем изучения предметов. Родители детей, которые готовились поступать в гимназию, могут обратиться к администрации школы с просьбой организовать класс с повышенным уровнем изучения предмета. После изучения направления, которое интересует родителей, возможностей школы будет принято решение об открытии таких классов. Дети смогут продолжить обучение в школе своего микрорайона в классе с повышенным уровнем изучения отдельных предметов. Минобразования закладывает в правовые документы нормы о том, что в 10-11-м классах обучение будет проходить только на повышенном уровне. То есть после 9-го класса будет проводиться независимый экзамен, на основании которого будут отбирать учащихся в 10-й класс.

В обычных школах будут существовать и базовые классы, и, возможно, классы с повышенным уровнем изучения предметов, если такая потребность возникнет. Ребята, которые сегодня обучаются в гимназии достаточно далеко от дома, смогут продолжить обучение в школе своего микрорайона. Если в этой школе откроется класс с повышенным уровнем изучения предмета, отпадет необходимость ездить в гимназию. В этом случае в гимназии освободится место, на которое сможет претендовать любой учащийся из соответствующего микрорайона. Дети, которые сейчас учатся в 9-м классе гимназии, как и все остальные ученики школ, сдадут выпускной экзамен после окончания базовой школы. Далее они просто продолжат здесь обучение.

Начальная школа

В каждой гимназии Беларуси появится начальная школа. Сегодня в республике 28 гимназий, у которых нет начальной школы. Они формировались только на основании вступительных экзаменов в 5-й класс. В проекте Кодекса об образовании, который сейчас готовится, заложена норма о том, что гимназии функционируют с 1-го по 11-й класс. То есть предусмотрено, что в любой гимназии должна быть начальная школа.

Дополнительные часы

Гимназии смогут выделять дополнительные часы не только на иностранный язык, но и на другие предметы. Учебные программы в гимназиях и обычных школах абсолютно одинаковы, и никаких особых программ для гимназий с 2008 года нет. Единственное - в гимназиях два дополнительных часа выделены на изучение иностранного языка. Это новые программы, по ним работают уже 5-й, 6-й, 7-й классы. «Мы предлагаем эти два часа освободить от привязки к одному иностранному языку. То есть два часа останутся, но гимназия сама сможет определять, на какие предметы их дополнительно выделить. Это может быть иностранный язык, математика, физика с 8-го класса, а также любой предмет по выбору учреждения образования с учетом пожеланий родителей и самих учащихся», - сказала заместитель министра образования. Эти два дополнительных часа можно использовать в учреждениях общего среднего образования всех видов, то есть в любой школе. В связи с этим Раиса Сидоренко привела статистику: в республике сегодня 215 гимназий, из них только три являются гимназиями-интернатами. То есть только в трех таких учреждениях образования дети из сельской местности могут получать гимназическое образование, проживая в общежитии. Все остальные ученики 5-9-го классов лишены возможности дополнительного изучения учебных предметов, того же иностранного языка (разве что за счет факультативных занятий). Указ позволит организовать такое обучение на повышенном уровне в любой сельской школе, если для этого есть кадры, желание, мотивация у учащихся и их родителей.

По месту регистрации?

При приеме в гимназии не будет жесткой территориальной привязки. «Сегодня детей принимают в 1-й класс по месту проживания родителей. Хочу подчеркнуть, что это в основном действующий принцип. Мы понимаем, что очень жестко требовать этого от всех учреждений образования не стоит хотя бы по одной причине: у нас не так много гимназий с изучением предметов на белорусском языке. В такие гимназии приезжают учащиеся со всего города», - сказала Раиса Сидоренко. В случае жесткой территориальной привязки возникнет вопрос о существовании такой гимназии. «Таких ограничений, конечно, не будет. Мы максимально заинтересованы в том, чтобы сохранить наши белорусскоязычные учреждения образования», - отметила замминистра.

Подготовила Ольга ИВАШКО

Изменения в системе среднего образования продолжают порождать все новые и новые вопросы.

Самое главное - экзаменов в 5-е классы гимназий в 2018-м уже не будет точно . Правда, конкретика по указу президента "О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них" от 25 января, который это определяет, появится в течение двух месяцев. Этот срок дан Минобразования , чтобы привести в соответствие с документом другие нормативные акты. Хотя в министерстве пообещали вплотную начать работу по этому направлению уже в понедельник.

А пока «Комсомолка» собрала вопросы, на которые полгода министерство не могло дать ответ. Попыталась внести ясность в ситуацию замминистра Раиса Сидоренко .

Когда введут независимую аттестацию вместо экзаменов после 9-го класса?

Формат, анонсированный на Республиканском педсовете в августе 2017-го, введут через 2 года. Напомним, по итогам этого единого экзамена вчерашних 9-классников могут принять в гимназию, гимназический класс, лицей или в профтехучреждение.

Так будут или не будут принимать в школы и гимназии только по месту проживания родителей?

Жестко требовать обучения по месту жительства не будут.

И сегодня есть ребята, которых родители возят в другой конец города, считая, что там качество образования выше. И в будущем мы понимаем, что очень жестко требовать этого от всех учреждений образования не стоит, - сказала замминистра.

Сможет ли школьник, который учится в другом районе, после вступления в силу указа вернуться в гимназию по месту жительства?

Попасть туда учащийся без экзаменов сможет только при наличии свободных мест.

Как будут сдавать экзамены теперешние ученики гимназий после 9-го класса?

В ближайшие два года гимназисты будут переходить из 9-го класса в 10-й класс, сдав экзамены за курс базовой школы, как и раньше. Правда, пока замминистра образования не смогла ответить, придется ли сдавать независимую аттестацию для перехода в 10-й класс тем, кто уже сдавал экзамен после 4-го класса.

Что будет с детьми, которые уже учатся в гимназии? В частности, с теми, кто не относится к ней по месту проживания?

Все ученики теперешних 4-х классов в гимназиях смогут продолжить дальнейшее обучение в данном учреждении образования без экзаменов.

Как поступят с немотивированными на учебу детьми, чей уровень знаний не соответствует уровню гимназии, но они живут на территории, относящейся к ней?

Нужно создать условия для развития ребенка, у которого результаты несколько ниже, и ребенка, чьи знания выше, чтобы оба могли получить необходимые знания - это задача учителя, - пояснила позицию Минобразования Раиса Сидоренко. - Если учителю мешает, что в классе будет ученик с более низким уровнем знаний, и это не даст возможности учиться одаренному, надо говорить о профессионализме этого педагога. А родитель должен понимать, что ребенку придется жить в обществе, где есть разные люди.

Как выравняют разницу в 2 часа между программами гимназий и школ?

Замминистра говорит: почти в половине школ ученики 10 - 11-х классов изучают предметы на повышенном уровне уже сейчас. А теперь для подготовки к нему во всех учреждениях среднего образования введут те самые дополнительные 2 часа в неделю с 5-го по 9-й класс. Администрация сможет сама определять предметы для допчасов с учетом пожеланий учеников и родителей.



Что еще почитать