Оснащение кабинетов ОБЖ. Общие требования к кабинету обж Оборудование для кабинета обж

Компания "Развитие образования" предлагает более 200 товаров для создания современного кабинета Основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Полный перечень оборудования можно увидеть в разделе .

Все наименования можно разделить на несколько групп:

Включает в себя массо-габаритные макеты оружия, средства индивидуальной защиты (противогазы, костюмы ОЗК), дозиметры, прибор ВПХР и т.д.

С его помощью можно не только в теории, но и на практике обучится правилам оказания первой медицинской помощи в различных ситуациях. В эту категорию входят перевязочные и противохимические пакеты, тренажеры сердечно-легочной реанимации Максим, специальные носилки и т.д.

Макеты убежищ и укрытий

Призваны в масштабе показать каким должны быть сооружения, призванные защитить людей от военных действий, радиации, природных и техногенных катастроф.

Печатные материалы

Демонстрационные комплекты таблиц и плакатов по таким темам как "Пожарная безопасность", "Здоровый образ жизни", "Знаки дорожного движения", "Терроризм" и т.д.

Среди 126 наименований стендов есть не только информационные, затрагивающие темы ,

генерал - майор внутренней службы

« » __________ 2013 г.

ПО ОФОРМЛЕНИЮ И ОБОРУДОВАНИЮ

КАБИНЕТА (КЛАССА)

«ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Подготовлены:

Управлением гражданской защиты

ГУ МЧС России по Пензенской области

Общие положения

Принципы оформления и оборудования кабинета ОБЖ

Методика оценки учебно-материальной базы по ОБЖ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Оборудование кабинета ОБЖ

I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Государственный образовательный стандарт по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности » включает в себя базовый уровень предъявления учебного материала, который государство обязуется представить всем обучающимся независимо от вида образовательного учреждения.

Основной результат овладения знаниями, умениями и навыками по безопасности жизнедеятельности – это усвоение обучающимися минимальных требований для жизни человека, вне зависимости от того, чем он будет заниматься в будущем.

Учебная база должна способствовать тому, чтобы был успешно выполнен государственный стандарт и требования регионального стандарта.

Для успешного решения учебно-воспитательных задач, определяемых учебной программой , в каждой общеобразовательной школе (учебном заведении) рекомендуется иметь кабинет ОБЖ. Под кабинетом ОБЖ следует понимать учебное помещение, оборудованное классной мебелью, оснащенное учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения и устройствами, которые рационально размещены в готовности для систематического применения на уроках и внеклассных мероприятиях по ОБЖ. Для него выделяется просторное светлое помещение 54-60 кв. м с примыкающей лаборантской, где может быть расположен металлический шкаф для хранения пневматического оружия. Лаборантская имеет вход из кабинета ОБЖ.

Кабинет ОБЖ общеобразовательной школы оборудуется с целью:

Создания необходимой учебно-материальной базы для изучения (преимущественно теоретического) всех разделов учебной программы курса ОБЖ;

Проведения учебных занятий и внеклассных мероприятий по основам безопасности жизнедеятельности и основам военной службы с учащимися, закреплению и углублению полученных знаний;

Пропаганды здорового образа жизни, ответственного отношения к личной и общественной безопасности.

Кабинет ОБЖ должен отвечать следующим основным требованиям:

Представлять собой помещение, удобное для занятий, удовлетворяющее санитарно-гигиеническим нормам , с примыкающей к нему лаборантской, предназначенной для хранения приборов, учебных наглядных пособий и учебного имущества;

Способствовать решению в ходе урока не только учебных, но и воспитательных задач;

Обеспечивать максимальное достижение наглядности в обучении и одновременно создавать условия для выполнения учениками самостоятельных заданий;

Обеспечивать возможность для широкого применения технических средств обучения;

Стенд «Правила безопасности жизни» (предвидеть опасность; по возможности избегать ее; при необходимости – действовать);

Стенд «Материал к уроку».

На этот стенд помещаются: информация о текущих событиях, пособия, сообщения. Новые сообщения по безопасности жизни вызывают интерес у школьников.

В кабинете может быть сделан план и макет местности, отражающий местоположение школы со всеми дорогами, потенциально опасными объектами. На макете отрабатываются вопросы безопасного поведения на улице, безопасный путь от дома до школы и действия учащихся в случае возникновения опасных или чрезвычайных ситуаций на территории, прилегающей к школе.

Указанные стенды можно рекомендовать как общие. А другие стенды (в зависимости от наличия рисунков, плакатов) должны «работать» - нести информацию по темам программы «Основ безопасности жизнедеятельности», утвержденной Министерством образования РФ. Эти стенды рекомендуется оформлять по трем разделам:

1. Безопасность и защита человека в опасных чрезвычайных ситуациях.

2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

3. Подготовка по основам военной службы.

Примерное содержание стендов «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях :

Определение чрезвычайной ситуации;

Классификация ЧС природного характера;

Классификация ЧС техногенного характера;

РСЧС как система обеспечения безопасности (структура; управление; силы и средства ЧС);

Обязанности учащихся по защите при возникновении ЧС.

Примерное содержание стендов «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» :

Профилактика травматизма учащихся;

Первая медицинская помощь при различных видах травм;

Инфекционные заболевания и их профилактика;

Определение здоровья и здорового образа жизни (распределение дневного рациона по калорийности; основные питательные вещества и витамины ; энергетическая ценность основных пищевых продуктов; показатели здоровья; составляющие здоровья и ЗОЖ и т. д.);

Вредные привычки и борьба с ними (отставание в учебе курящих школьников; влияние алкоголя на внутренние органы подростка; опасность наркомании; влияние алкоголя на здоровье потомства; профилактика венерических заболеваний; информация о СПИДе и т. д.);

Основные спортивные нормативы подростков допризывного возраста.

Примерное содержание стендов «Подготовка по основам военной службы» :

Правовые основы военной службы (статья 59 Конституции РФ, выписки из Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»);

Структура Вооруженных Сил РФ;

Тактическая подготовка;

Огневая подготовка;

Строевая подготовка;

Общевоинские уставы ВС РФ.

Кроме этого стенды по основам военной службы могут быть дополнены Днями воинской славы Отечества, портретами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ и Министра обороны РФ.

При оформлении кабинета можно использовать лозунги по тематике стендов. Например:

«Любить Родину – значит уметь ее защищать».

«Изучение предмета ОБЖ является частью обязательной подготовки граждан к службе в рядах Вооруженных Сил».

«Катаклизмы природного и техногенного характера сотрясают нашу планету».

Все вышеизложенное имеет рекомендательный характер. Каждый преподаватель ОБЖ в содружестве с учителем ИЗО и технологии, исходя из местных условий и возможностей школы, может оформить и оснастить кабинет так, как считает наиболее приемлемым. Но при этом, он должен обязательно учитывать выше приведенные структурные основы содержания оформления.

IV. УГОЛОК ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Уголок гражданской обороны находится в школе на видном месте. Материалы используются при проведении занятий по ряду тем. Рекомендуется при оборудовании уголка ГО разместить в нем следующие материалы:

Гражданская оборона – определения и понятия;

Основные задачи ГО;

Структура управления ГО в России;

Структура ГО в школе (организация ГО в школе; формирования ГО в школе; сигналы оповещения ГО и действия по ним; схема оповещения);

Возможные ЧС для данной местности и действия населения при угрозе и возникновении этих ЧС;

План размещения защитных сооружений;

Порядок экстренной эвакуации из здания школы.

V. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ ПО ОБЖ

При проведении смотра-конкурса учебной базы по ОБЖ необходима единая методика оценки.

В предлагаемой методике основное внимание уделяется обеспечению каждого урока наглядными пособиями, таблицами и даются следующие оценки в баллах:

Наличие наглядных пособий (плакаты, таблицы, рисунки) из расчета одно наглядное пособие – 1 балл; за обеспечение 1 урока не более 3 баллов;

наличие контролирующего материала (карточки контроля): 1 тема – 5 баллов;

Ситуационные задачи: 1 задача – 5 баллов;

Тесты: за полугодие – 40 баллов, за год – 40 баллов;

технические средства : - диафильмы (за один диафильм – 5 баллов);

Слайды (за обеспечение урока не более 3 баллов);

Видеофильмы по теме – 10 баллов;

обеспечение средствами индивидуальной защиты, медицинскими средствами защиты : - противогазы – 10 баллов;

Респираторы – 10 баллов;

ОЗК – 10 баллов;

ИПП – 10 баллов;

АИ – 10 баллов;

Жгуты кровоостанавливающие резиновые – 10 баллов;

Тренажеров – 10-30 баллов;

наличие стрелкового тира – 150 баллов (оборудование места для стрельбы – 50 баллов);

наличие кабинета ОБЖ – 200 баллов;

тематическое планирование – 10 баллов на параллель классов;

план создания и совершенствования учебно-материальной базы – 30 баллов.

Значение тому или иному элементу оценки в данной методике придает его значимость, частота использования, стоимость, трудозатраты на разработку и изготовление.

За наличие оборудованного кабинета ОБЖ дается 200 баллов. Это стимул, так как наличие кабинета – уже начало создания учебно-материальной базы.

Приложение 1

ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА ОБЖ

Для эффективности обучения учащихся по ОБЖ в школе должен быть отдельный кабинет, оборудованный и оформленный в соответствии с программой ОБЖ.

В кабинете должны быть:

1. Столы ученические по количеству учащихся.

2. Стулья ученические по количеству учащихся.

3. Стол для преподавателя и стул

4. Доска классная.

5. Место для ТСО (технических средств обучения).

6. Стенды сменные.

7. Экран переносной.

Рядом с кабинетом необходимо иметь комнату для хранения имущества, необходимого для изучения программы ОБЖ.

В комнате для хранения имущества должно быть:

1. Шкаф для хранения приборов и оборудования.

2. Стеллажи для средств индивидуальной защиты.

3. Стол преподавателя и стул.

4. Стеллаж для хранения сменных стендов.

5. Шкаф книжный.

6. Тир пневматический переносной.

7. Шкаф металлический для пневматических винтовок.

8. Место для хранения плакатов (плакатница).

В кабинете должны быть следующие технические средства обучения:

1. Телевизор.

2. DVD-плейер.

3. Компьютер.

4. Мультимедийный проектор.

Название: Учебно-методическое оснащение кабинета ОБЖ в условиях реализации ФГОС

Цель: Создание руководства для учителя по использованию материально-технического и методического оснащения кабинета ОБЖ.

Введение

Глава1. Нормативно-правовые документы: краткое толкование, методические рекомендации по использованию каждого закона. Пояснения с какими разделами программы необходимо использовать.

      ФЗ "Об образовании"

      ФЗ "О безопасности"

      ФЗ "Об обороне"

      ФЗ "О гражданской обороне"

      ФЗ "О пожарной безопасности"

      ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

      ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"

Глава 2. Учебные пособия

2.1. Топографический атлас: краткое описание работы

2.2. Действия населения по предупреждению террористических акций: авторы, издательства.

2.3. Средства защиты органов дыхания и кожи: авторы, издательства .

2.4. Первая медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях: авторы, издательства.

2.5. Обеспечение пожарной безопасности на объекте: авторы, издательства.

2.7. Уставы вооруженных сил: краткое описание работы с использованием их

Глава3. Технические средства обучения

      Компьютер (Оверхед-проектор)в деятельности учителя ОБЖ

      Веб-камера: ее фунциональные возможности на уроке

Глава4. Демонстрационное оборудование: методические рекомендации по использованию каждого прибора(как (краткое руководство для педагога) и с какими разделами программы необходимо использовать)

4.1.Макет автомата

4.2. Мультимедийный лазерный тир

4.3. Противогаз ГП-7

4.4. Защитный костюм ОЗК (плащ ОП-1, чулки, перчатки Л-1)

4.5. Респиратор Р-2

4.6. Войсковой прибор химической разведки (ВПХР)

4.7. Компас

4.8. Дозиметр/ Демонстрационный измерительный прибор универсальный

4.9. Цифровой датчик температуры (-20- +110 оС)

4.10. Цифровой датчик влажности (10-100 %)

4.11. Цифровой датчик пульса

4.12. Цифровой датчик частоты дыхания

4.13. Цифровой датчик регистрации ЭКГ

4.14. Цифровой датчик для регистрации артериального давления

4.15. Измеритель переменного магнитного поля

4.16. Измеритель электропроводности, рН и температуры

4.17. Измеритель рН и температуры

4.18. Измеритель электропроводимости и температуры растворов

4.19. Тренажёр сердечно-лёгочной и мозговой реанимации пружинно-механический с индикацией правильности выполнения действий - манекен

4.20. Mедицинский учебный тренажер внутривенных инъекций

4.21. Тренажёр для тренировки реанимационных действий

4.22. Тренажер для оказания доврачебной помощи пострадавшим

4.23. Тренажёр для оказания неотложной помощи в экстремальных условиях

4.24. Тренажер-манекен «Имитаторы ранений и поражений »

4.25. Аптечка индивидуальная АИ-2

4.26. Индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1

4.27. Индивидуальный противохимический пакет ИПП-11

4.28. Сумка санинструктора

4.29. Носилки санитарные

Глава5. Стенды, плакаты, видеофильмы, сайты : методические рекомендации по использованию (оптимальное количество и с какими разделами программы необходимо использовать)





Что еще почитать