Новые открытия античности. Сидорова Н. А. Новейшие открытия в области античной археологии в Западной Европе. Адаптация античной культуры в России

Трудно представить, какой была бы современная западная цивилиза-ция, если бы у ее истоков не стоял величественный мир античности. Слово «античный» в переводе с латыни означает «древний», однако относится оно только к двум культурам далекого прошлого — древнегреческой и древне-римской. В своем единстве и взаимодействии эти культуры во многом определили дух и лицо Европы.

История античного мира охватывает тринадцать столетий — с VIII в. до н.э. по V в. н. э. За это время на его территории была создана одна из самых высокоразвитых цивилизаций древности, прославившая себя множеством великих открытий в области государственного строитель-ства, юриспруденции, военного дела, науки, искусства, литературы. Золотыми буквами в памяти человечества впечатаны имена великих творцов античной культуры — философов, математиков, историков, художников, поэтов. В течение многих столетий труды античных ученых почитались как авторитетнейшие источники знаний, а памятники антич-ной архитектуры, скульптуры и литературы служили высочайшими образцами для подражания.

Непревзойденными шедеврами мирового пластического искусства счи-таются, в частности, античные скульптурные работы «Ника Самофракийская», с удивительной экспрессией передающая стремительный полет богини победы, «Венера Милосская», олицетворяющая совершенную гармонию физической и духовной женской красоты, а также Пергамский алтарь Зевса, который представляет собой грандиозное монументальное соору-жение, изображающее яростную борьбу олимпийских богов и титанов. Лучшие произведения античной литературы — «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Энеида» Вергилия, «Метаморфозы» Овидия, трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида, любовная лирика Сапфо и Анакреонта — вошли в золотой фонд мировой литературной классики, а герои великих древнегре-ческих трагедий обрели бессмертие на мировой сцене.

К числу замечательных достижений Эллады принадлежит крупнейший в античном мире научно-культурный центр Мусейон, созданный в Александ-рии во времена правления Птолемея. Его название, давшее жизнь совре-менному слову «музей», в переводе означает «храм муз» (музы в Древней Греции считались покровительницами наук и искусств). Действительно, Александрийский Мусейон был построен как «храм» для интеллектуалов — с просторными залами для лекций, трапезной, двориками для прогулок и роскошной библиотекой, в которой хранилось обширное собрание древ-них, зачастую редких или даже уникальных рукописей. Для работы в Мусейоне Птолемей пригласил лучших ученых, среди которых были специа-листы, отбиравшие, обрабатывавшие, комментировавшие и толковавшие тексты. Они-то и стали предшественниками современных филологов. Материал с сайта

Примечательно, что именно древние греки изобрели слово «филология» (от греч. phileo — люблю и logos — мысль, слово), со временем ставшее общим названием «наук о слове» — литературоведения и лингвистики. Правда, сами греки под филологией подразумевали любовь ко всяческим ученым заня-тиям, в том числе и к тем, которые не имели ничего общего с литературой. Но были в Древней Греции и собственно филологические (соответствую-щие современному пониманию) исследования. Автором одного из литера-туроведческих трактатов, получившего название «Поэтика», был выдаю-щийся ученый античности Аристотель. В этом сочинении, сохранившемся, к сожалению, лишь частично, впервые была предпринята попытка осмыс-ления законов литературного творчества и разработки литературоведческой терминологии. Важным открытием «Поэтики» стало учение о разделении литературных родов и жанров, на которое в значительной степени опирается современная наука.

Европейцы унаследовали от древних греков и римлян научную и искус-ствоведческую терминологию, основные роды и жанры литературы, архи-тектурные стили, азы театрального искусства, принципы изображения человека в живописи и скульптуре. Но главное заключается в том, что европейская традиция впитала в себя выработанный античностью идеал человека, базирующийся на гармоничном сочетании развития его физи-ческих и духовных сил, равновесии между его внутренней свободой и законами окружающей жизни, между его индивидуальной волей и обще-ственным долгом. На основе античных представлений о том, что «человек есть мера всех вещей», сформировался гуманизм, ставший ключевым понятием европейской культуры.

Первая устная речь с семантическими и фонетическими структурами появилась около десяти тысяч лет назад.

Законодательство

В XVIII веке до н. э. Хаммурапи - шестой вавилонский царь, написал свой знаменитый кодекс, или собрание законов, по которым полагалось жить в обществе. Другими примерами древних законодательных текстов являются Книга Мертвых, Десять Заповедей и Книга Левит.

Стальные сплавы по праву считаются самыми крепкими. Впервые сталь начали использовать в Азии около четырех тысяч лет назад. Греки начали применять эти сплавы в VII веке до н. э., за 250 лет до Китая и Рима.

Первый алфавит, содержащий как гласные, так и согласные, появился у финикийцев в 1050 году до н. э.

Гидроэнергия

Энергия текущей или падающей воды начала использоваться в районе Междуречья во II веке до н. э.

Ручной набор с помощью подвижных литер

Несмотря на то, что изобретение печатного станка принадлежит Гуттенбергу (1436 г.), технология, на которой он основан, происходит из Китая. Подвижные литеры изобрел Би Шен в 1040 году.

Камера-обскура

Предшественником современных фотоаппаратов и видеокамер стала камера-обскура (в переводе темная комната), которая была оптическим устройством, используемым художниками для создания быстрых набросков во время выездов за пределы своих мастерских. Отверстие в одной из стенок устройства служило для создания перевернутого изображения того, что происходило снаружи камеры. Картинка отображалась на экране (на противоположной от отверстия стенке темного ящика). Эти принципы были известны веками, но в 1568 году венецианец Даниель Барбаро (Daniel Barbaro) внес изменения в устройство камеры-обскура, дополнив его собирающими линзами.

Электричество

В 1600 году англичанин Уильям Гилберт впервые использовал термин «электричество». В 1752 году Бенджамин Франклин доказал, что молния и есть электричество. Судьбоносное открытие электричества причисляется английскому ученому Майклу Фарадею (Michael Faraday). Среди его ключевых открытий стоит отметить принципы действия электромагнитной индукции, диамагнетизм и электролиз. Эксперименты Фарадея также привели к созданию первого генератора, ставшего предшественником огромных генераторов, которые сегодня производят привычное нам в повседневной жизни электричество.

Электромагнит

Уильям Стерджен изобрел первый электромагнит в 1825 году. Его изобретение состояло из обычной железной подковы, вокруг которой был обмотан медный провод.

Телеграф

С 1753 года многие исследователи проводили свои эксперименты для установления связи на расстоянии с помощью электричества, но значительный прорыв произошел лишь спустя несколько десятилетий, когда в 1835 году Джозеф Генри и Эдвард Дэйви (Joseph Henry, Edward Davy) изобрели электрическое реле. С помощью этого устройства они и создали первый телеграф 2 года спустя.

Теория эволюции и естественного отбора

Вдохновленный своими наблюдениями в ходе второго исследовательского путешествия в 1831-1836 годах, Чарльз Дарвин (Charles Darwin) приступил к написанию своей знаменитой теории эволюции и естественного отбора, ставшим, по мнению ученых со всего света, ключевым описанием механизма развития всего живого на Земле.

Полупроводники

Первые полупроводники были обнаружены в 1896 году. Сегодня основным полупроводником является кремний. В коммерческих целях его впервые стал использовать Джагадиш Чандра Бос.

Квантовая физика

Настоящим началом квантовой физики принято считать 1900 год и гипотезу Планка. На ее основе Эйнштейн построил свою теорию о частицах света, которые впоследствии окрестили фотонами.

Паровой двигатель

Всем известно, что современная цивилизация ковалась на заводах, построенных во время промышленной революции, и что все это происходило с использованием паровых двигателей. Двигатель, приводимый в действие силой пара, был создан давно, но за последнее столетие он был существенно доработан тремя британскими изобретателями: Томасом Сэйвери, Томасом Ньюкаменом и самым знаменитым из них – Джеймсом Ваттом (Thomas Savery, Thomas Newcomen, James Watt).

Ядерный магнитный резонанс

Сегодня ядерный магнитный резонанс постоянно используют в качестве чрезвычайно точного и эффективного диагностического инструмента в области медицины. Впервые это явление было описано и вычислено американским физиком Исидором Раби (Isidor Rabi) в 1938 году во время наблюдения за молекулярными пучками. В 1944 году за это открытие американскому ученому вручили Нобелевскую премию по физике.


Транзистор

Переключение и усиление электронного сигнала осуществляется с помощью транзистора - изобретения, которое создал Билл Шэнкли в 1947 году, и которое позволило впервые задуматься о возможности создания Глобальной сети телекоммуникаций.

Вакцина от полиомиелита

26 марта 1953 года американский медицинский исследователь Йонас Солк (Jonas Salk) объявил, что ему удалось провести успешные испытания вакцины против полиомиелита, вируса, который вызывает тяжелое хроническое заболевание. В 1952 году из-за эпидемии этого недуга диагноз был поставлен 58 000 жителей США, и болезнь унесла 3 000 невинных жизней. Это подстегнуло Солка на поиски спасения, и теперь цивилизованный мир в безопасности хотя бы от этой беды.

Интегральная схема

В 1959 году усилиями нескольких разработчиков, изобретателей и корпораций была создана первая интегральная схема - произвольное множество электронных компонентов, объединенных в один кристалл либо на одной схеме. Именно это изобретение позволило создать микрочипы и микропроцессоры.

Микропроцессор

В 1971 году разработчик компании «Интел» создал инновационную интегральную схему, размер которой был в десятки раз меньше. Именно она и стала первым микропроцессором.


Материал, благодаря которому ваша сковорода не пригорает, на самом деле был изобретен абсолютно случайно американским химиком Роем Планкетт (Roy Plunkett), когда тот искал замену холодильным агентам, чтобы обезопасить домашний быт. Во время одного из своих экспериментов ученый открыл странную скользкую смолу, которая позже стала больше известной как тефлон.


Перепрограммирование стволовых клеток

Стволовые клетки удивительны. Они выполняют те же клеточные функции, что и остальные клетки нашего организма, но, в отличие от последних, обладают одним удивительным свойством – при необходимости они способны изменяться и приобретать функцию абсолютно любых клеток. Это значит, что стволовые клетки можно превратить, например, в эритроциты (красные кровяные тельца), если ваш организм испытывает нехватку последних. Либо в белые кровяные тельца (лейкоциты). Или мышечные клетки. Или нейроциты. Или… в общем, практически во все виды клеток. Несмотря на то, что о стволовых клетках широкой общественности было известно еще с 1981 года (хотя открыты они были гораздо раньше, в начале 20-го века), до 2006 года наука и понятия не имела, что любые клетки живого организма можно перепрограммировать и превращать в стволовые клетки. Более того, метод такой трансформации оказался относительно прост. Первым человеком, выяснившим эту возможность, был японский ученый Синъя Яманака, который превратил клетки кожи в стволовые клетки путем добавления в них четырех определенных генов. В течение двух-трех недель с момента, когда клетки кожи превратились в стволовые клетки, их можно было далее трансформировать в любой другой вид клеток нашего организма. Для регенеративной медицины это открытие является одним из важнейших в новейшей истории, так как теперь у этой сферы есть практически безграничный источник клеток, необходимых для лечения полученных нашим организмом повреждений.

Чёрная дыра в космосе

В 2009 году группа астрономов решила выяснить массу черной дыры S5 0014+81, которая на тот момент была только открыта. Каково же было их удивление, когда ученые узнали, что ее масса в 10 000 раз превосходит массу сверхмассивной черной дыры, расположенной в центре нашего Млечного Пути, что фактически сделало ее самой большой из известных на данный момент черной дырой в известной нам Вселенной. Эта ультрамассивная черная дыра обладает массой 40 миллиардов солнц (то есть если взять массу Солнца и умножить ее на 40 миллиардов, то мы получим массу черной дыры). Не менее интересным является тот факт, что данная черная дыра, как считают ученые, образовалась во времена самого раннего периода истории Вселенной – спустя всего 1,6 миллиарда лет после Большого взрыва. Открытие этой черной дыры поспособствовало пониманию того, что дыры такого размера и массы способны увеличивать эти показатели невероятно быстро.

Подтверждение темной материи

По мнению ученых, эта таинственная материя может содержать в себе ответы, объясняющие множество пока еще необъяснимых астрономических явлений. Например, перед нами – галактика с массой тысяч планет. Если мы сравним фактическую массу этих планет и массу всей галактики – цифры не сойдутся. Почему? Потому что ответ кроется гораздо глубже простого вычисления массы материи, которую мы можем видеть. Есть еще материя, которую мы видеть не в состоянии. Она-то как раз и называется «темной материей». В 2009 году несколько американских лабораторий объявили об обнаружении темной материи с помощью датчиков, погруженных в железную шахту на глубину около 1 километра. Ученые смогли определить наличие двух частиц, чьи характеристики соответствуют предложенному ранее описанию темной материи. Далее предстоит провести множество перепроверок, но все указывает на то, что эти частицы на самом деле являются частицами темной материи. Это может быть одно из самых удивительных и значимых открытий в физике за последнее столетие.

Манипуляция памятью

Уже звучит как затравка к какому-нибудь нолановскому «Началу», но в 2014 году ученые Стив Рамирез и Ксу Лиу провели манипуляции с памятью лабораторной мыши, заменив негативные воспоминания на позитивные и обратно. Исследователи имплантировали в мозг мыши особые светочувствительные белки и, как вы уже могли догадаться, просто посветили ей в глаза. В результате эксперимента позитивные воспоминания были полностью заменены на негативные, которые прочно укрепились в ее мозге. Это открывает двери к новым видам лечения для тех, кто страдает посттравматическим синдромом или не может справиться с эмоциями от утраты близких людей. В ближайшем будущем это открытие обещает привести к еще более удивительным результатам.

Компьютерный чип, имитирующий работу человеческого мозга

Такое еще несколько лет назад рассматривалось как нечто фантастическое, однако в 2014 году компания IBM представила миру компьютерный чип, работающий по принципу человеческого мозга. Обладая 5,4 миллиарда транзисторов и потребляя в 10 000 раз меньше электроэнергии для работы, по сравнению с обычными компьютерными чипами, чип SyNAPSE способен симулировать работу синапса вашего мозга. 256 синапсов, если точнее. Их можно запрограммировать на выполнение любых вычислительных задач, что может сделать их крайне полезными при использовании в суперкомпьютерах и различных видах распределенных датчиков. Благодаря своей уникальной архитектуре эффективность чипа SyNAPSE не ограничивается производительностью, какую мы привыкли оценивать в обычных компьютерах. В работу он включается только тогда, когда это необходимо, что позволяет существенно экономить на энергии и удерживать рабочие температуры. Эта революционная технология со временем может по-настоящему изменить всю компьютерную индустрию.

На шаг ближе к господству роботов

В том же 2014 году перед 1024 крошечными роботами «килоботами» была поставлена задача - объединиться в форму звезды. Без каких-либо дополнительных инструкций, роботы самостоятельно и сообща приступили к выполнению задания.

Медленно, неуверенно, сталкиваясь между собой несколько раз, но они все же выполнили поставленную перед ними задачу. Если кто-то из роботов застревал или «терялся», не зная, как стать, на помощь приходили соседние роботы, которые помогали «потеряшкам» сориентироваться.

В чем достижение? Все очень просто. Теперь представьте, что такие же роботы, только в тысячи раз меньшего размера, вводятся в вашу кровеносную систему и, объединяясь, направляются на борьбу засевшего в вашем организме какого-нибудь серьезного заболевания. Более же крупные роботы, также объединяясь, отправляются на какую-нибудь поисково-спасательную операцию, а еще более крупные – используются для фантастически быстрого строительства новых зданий.

Есть ли жизнь на Марсе?

Возможно, есть. В 2015 году аэрокосмическое агентство NASA опубликовало фотографии марсианских гор с темными полосами у их подножия. Они появляются и пропадают в зависимости от сезона. Дело в том, что эти полосы являются неопровержимым доказательством наличия на Марсе воды в жидкой форме. Ученые не могут со стопроцентной уверенностью сказать, имелись ли такие особенности у планеты в прошлом, но наличие воды на планете сейчас открывает множество перспектив. Например, наличие воды на планете способно оказать большую помощь, когда человечество наконец-то соберет пилотируемую миссию на Марс (где-то после 2024 года, по самым оптимистичным прогнозам). Астронавтам в этом случае придется везти с собой гораздо меньше ресурсов, так как все необходимое уже имеется на марсианской поверхности.

Многоразовые ракеты

Частная аэрокосмическая компания SpaceX, владельцем которой является миллиардер Илон Маск, смогла после нескольких попыток осуществить мягкую посадку отработанной ракеты на удаленно управляемую плавучую баржу, находящуюся в океане. Все прошло настолько гладко, что теперь посадка отработанных ракет для SpaceX рассматривается рутинной задачей. Кроме того, это позволяет компании экономить миллиарды долларов на производстве ракет, так как теперь их можно просто перебрать, заново заправить и повторно использовать (и не один раз, в теории), вместо того чтобы просто топить где-то в Тихом океане. Благодаря этим ракетам человечество стало сразу на несколько шагов ближе к пилотируемым полетам на Марс.

Гравитационные волны

Гравитационные волны – это рябь пространства и времени, двигающаяся со скоростью света. Они были предсказаны еще Альбертом Эйнштейном в его общей теории относительности, согласно которой масса способна искривлять пространство и время. Гравитационные волны могут создаваться черными дырами, и их в 2016 году смогли обнаружить с помощью высокотехнологичного оборудования лазерно-интерферометрической гравитационно-волновой обсерватории, или просто LIGO, подтвердив тем самым столетнюю теорию Эйнштейна. Это действительно очень важное открытие для астрономии, так как оно доказывает большую часть общей теории относительности Эйнштейна и позволяет с помощью таких приборов, как LIGO, в перспективе определять и следить за событиями огромных космических масштабов.

Система TRAPPIST

TRAPPIST-1 – это звездная система, расположенная приблизительно в 39 световых годах от нашей Солнечной системы. Что делает ее особенной? Немногое, если не учитывать ее звезду, обладающую в 12 раз меньшей массой по сравнению с нашим Солнцем, а также как минимум 7 планет, оборачивающихся вокруг нее и расположенных в так называемой зоне Златовласки, где потенциально может существовать жизнь. Вокруг этого открытия, как и полагается, сейчас идут жаркие споры. Доходит даже до заявлений о том, что система может быть совсем не пригодной для жизни и ее планеты выглядят скорее как неприглядные выезженные космические булыжники, нежели наши будущие межпланетные курорты. Тем не менее система заслуживает абсолютно всего того внимания, которое сейчас к ней приковано. Во-первых, находится она не так далеко от нас – всего в каких-то 39 световых годах от Солнечной системы. В масштабе космоса – за углом. Во-вторых, в ней есть три землеподобные планеты, находящиеся в обитаемой зоне и являющиеся, пожалуй, лучшими на сегодня целями для поиска внеземной жизни. В-третьих, на всех семи планетах может быть жидкая вода – ключ к жизни. Но вероятность наличия её выше всего именно на трех планетах, которые находятся ближе к звезде. В-четвертых, если жизнь там на самом деле есть, то подтвердить мы это сможем, даже не отправляя туда космическую экспедицию. Телескопы вроде JWST, который собираются запустить в следующем году, помогут решить этот вопрос.

фото из интернета


Когда речь заходит о Древней Греции, большинство людей сразу вспоминают об Олимпийских играх, Спарте и древнегреческой мифология. Но на самом деле, древним грекам современный человек обязан гораздо большим. Классическая литература, монеты, якоря, торговые автоматы - всё это и многое другое родом из Древней Греции.

1. Городское планирование


Несмотря на то, что большинство людей считают планирование городов относительно современным изобретением, по мнению большинства историков, «отцом планирования городов» является древнегреческий архитектор и градостроитель Гипподам Милетский. Его планы греческих городов отличались потрясающей упорядоченностью, в отличие от хаотически переплетенных улиц городов той эпохи.

2. Водяная мельница


Самым ранним свидетельством о водяной мельнице в исторических документах является упоминание о колесе Перахора, которое было создано в третьем веке до нашей эры в Греции. Как полагают историки, оно было создано греческим инженером Филоном Византийским, который впервые упоминает о водяном колесе в одной из своих работ.

3. Водопровод


Как известно, древние греки высоко ценили физическое развитие человека. Эта концепция была отражена в их подходе к физической нагрузке и чистоте тела. К примеру, в Афинах существовало много акведуков, по которым текла вода с гор. Также в городе существовала весьма обширная водопроводная система, по которым вода из цистерн распределялась по баням, фонтанам, а также домам богатых людей.

4. Одометр


Этот повсеместно распространенный сегодня инструмент, измеряющий пройденное автомобилем расстояние, был изобретен в Древней Греции. Изначально он использовался для измерения расстояния между городами.

5. Карты


Картография играла большую роль в путешествиях и навигации с древнейших времен. Изобретение карт и картографии приписывают Анаксимандру Милетскому, одному из важнейших досократических философов. Несмотря на то, что картами пользовались в Египте, Лидии, на Ближнем Востоке и в Вавилоне, на них изображались исключительно местные дороги и города. Анаксимандр же изобразил всю обитаемую землю, известную древним грекам.

6. Маяки


До появления специальных портов в Древней Греции, на вершинах прибрежных холмов возле городов, в которые ходили торговые суда, по ночам разжигали костры. Впоследствии огонь начали разводить на специальных платформах – чем выше горело пламя, тем дальше его было видно. Подобная практика привела к развитию маяков. Самым известным маяком в античной истории является одно из чудес света - Александрийский маяк, построенный в 280-247 годах до н.э.

7. Монеты


Первые монеты возникли во время железного века в Анатолии и Древней Греции примерно в 600-700 годах до н.э. Впоследствии монеты, разработанные греками, использовались для покупки или торговли товарами и другими народностями.

8. Центральное отопление

Перед тем, как система отопления домов появилась у римлян, она существовала у греков, в частности у минойцев. Греки под полами своих домов прокладывали трубы, через которые текла теплая вода, подогреваемая разведенными очагами.

9. Якоря


Древние греки были первыми, кто начал использовать в качестве якорей корзины, заполненные камнями, больших мешки с песком, и выдолбленные изнутри деревянные бревна, в которые был залит свинец.

10. Душ

В Элладе впервые в мире появился душ. Вода в общественных душевых, которые могли использовать как знать, так и простые граждане, поступала из существующих в греческих городах водопроводов из свинцовых труб.

11. Автоматические двери


Наверняка, многие думают, что автоматические раздвижные двери появились совершенно недавно, это не так. Греки изобрели автоматические раздвижные двери, которые работали с помощью сжатого воздуха или воды. Использовались такие двери в храмах.

12. Будильник


Один из наиболее часто используемых в современном мире гаджетов впервые изобрел известный греческий философ Платон. Для того, чтобы не проспать свои лекции, он переделал водяные часы.

13. Торговый автомат


Торговые автоматы также кажутся современным изобретением, но на самом деле им более 2 тысяч лет. Греческий изобретатель Герон Александрийский сделал прототип торгового автомата в 215 г. до н.э., Автомат, который использовался для продажи освященной воды перед храмами, имел следующий принцип действия: в специальную прорезь бросали монету, которая падала в емкость, прикрепленную к боку сосуда с водой. Увеличившийся вес емкости наклонял сосуд, из которого выливалась порция воды. Потом монета выскальзывала из емкости, а сосуд снова возвращался в вертикальное положение.

14. Термометр


Впервые термометр изобрел Герон Александрийский, который первым понял, как воздух расширяется при нагревании до высоких температур. Впоследствии Филон Византийский первым применил эту технику, чтобы определять температуру воздуха, а Галилей в 1597 году только усовершенствовал древнее изобретение, введя понятие «масштаба» для количественной оценки процесса измерения температуры.

15. Театр


Театр родился в городе-государстве Афины. Даже само слово «театр» происходит от греческого слова Theatron, что означает «место для просмотра».

В продолжение темы . Удивительные вещицы.

Еще в 1450-х годах Марсилио Фичино написал, что Флоренция - родина гуманизма - явиласьгородом,гдевовсеммногообразии явилсямирузолотойвек.Он вызвал к жизни забытые «свободные искусства»: правильную речь, красноречие, живопись, ваяние, музыку... Просвещенные флорентийцы были буквально одержимы идеей возрождения древнего золотого века, который, как им виделось, определял все развитие античной культуры. Одной из линий возрождениябылаидеализацияфлорентийской Конституции гуманистамикватроченто.Леонардо Бруни в 1413 году писал о том,что истинная свобода гражданкоренитсявихравенстве. потомустольважно пополанское справедливое управление (имелось в виду равенство перед законом,а не уравнительство). И Бруни, иПальмьери(уже во времена олигархии Медичи) продолжали идеализировать республиканские основыКонституции.Флоренцияв глазах гуманистовпрактически всегда выглядела оплотом свободы и образцом республиканского устройства (лишь Алламанно Ринуччинив « Диалоге освободе»констатировал утрату свободы после заговора Пацци в конце 1470-х годов).ВсочиненииМаттеоПальмьери«О гражданской жизни» есть очень важное указание на то, что у власти должны находиться не просто пополаны,но люди, весьма сведущие в управлении государством: «Неразумно, если бы сапожник стал давать советы, как составлять законы,как руководитьгосударствомили каким образом вести войну», - писал он (3, 21).

Итак, Флоренция более чем полвека представляласьгуманистам как воплощениенекоего идеала свободы и совершенного управления.

Каковы причины этой политической линии? Думается, что время гуманистов-канцлеров проходило, и в действие вступало утверждение философов о том,что рассуждениями нужно заниматься вдалиотобщественной жизни, от политики. В этом моглизаключатьсяпричины идеализма. Но не все.Флорентийцы,измученные войнами сразных сторон, пытались сохранить хоть одну надежду в жизни, связывая ее с правлением Медичи,пришедшем на смену ряду бездарных управителей. Крометого,республикавсежепревратиласьиз проторенессансной коммуны вдостаточносильноегосударство,такчто часть абстракций была переведена в практическую плоскость. Для флорентийских граждан былиопределенынекиеэтические нормы, соблюдаякоторые,они создавали славу своему Отечеству -соблюдение законов,бескорыстие государственной службы,честная предпринимательская деятельность иуплата налогов без их сокрытия, доблесть при исполнении воинского долга,труд и творчество, профессионализм -все это возводилось в ранг общественной добродетели, блага.Не случайно еще перед смертью Козимо Медичи,общество прочитало«Политику»Аристотеля,азатем «Государство» Платона и Цицерона, благодаря переводам, выполненным Бруни и лекциям, читаемымвуниверситете Джованни Аргиропуло.Гражданский полис, о жизни которого писал Аристотель,был воспринят как прямой аналоггорода-коммуны,сохранившисьи в период республики. Отсюда и мечта о золотом веке, переживаемом когда-то греками. Флоренция имела полное правонаисторическоевоссоздание древних традиций,ибоее освящало присутствие великих людей античности, в частности Юлия Цезаря.В 59 году до н.э.он подарил флорентийские землисвоимлегионерам.По схеме военного лагеря они построили городнаправобережьеАрно,назвавегоCastra Florentia (« Процветающий военный лагерь»).Именно тогда возникла мечта у бывших вояк на счастливую и мирную жизнь в этих благословенных местах.

И во времена Римской Империи Флоренция довольно благополучно развивалась,возводяхрамы и термы,а также форум (сегодня это площадь Республики - piazza Reppublica), амфитеатр (на котором со временем был построен дом семьи Перуцци - palazzo Peruzzi).

Город славилсянезависимостьюисамоуправлением.Потому восточные игреческие купцы в III веке сделали его процветающим.Император Карл Великий почел за честь бытьприглашеннымфлорентийцами встретитьс ними Рождество в 786 году,в связи с чем он основал церковь Santi Apostoli в романском стиле (именновэтом здании отразилисьпервые проблески нового мироощущения,ее пропорции и формы легли в основу многих церквей Флоренциипоследующих эпох).

Как возрождалась Античность? Создавались своеобразные галереи славы. В первую очередь это касалось посмертного увековечивания имени,деяний и внешнего обликачеловека,послужившегово славу Отечеству. Если Падуя гордилось могилами Петрарки, Антенора Троянского (основателя города,брата Приама),ТитаЛивия,августинца Альберта Великого и кондотьера Гаттамелаты, если Равенна берегла от притязаний флорентийцев прах великого Данте, а Сполетто-фра Филиппо Липпи-Старшего - прославленного флорентийского художника кватроченто, то Флоренция могла гордиться гораздо меньшим количеством святынь такого рода (наиболее примечательными были мощи армянского царевича,Св.Миньято, христианского мученика),а потому честолюбие флорентийцев толкало их на славные подвиги в современности (как писал Л.-Б.Альберти,делалось этов знакблагодарностии ради возбуждения доблести в живущих,- 6, т.1,с.266). При том хорошо было известно, как стремились флорентийцы удивить приезжих чем-нибудь уникальным - Л.Бруни писал в панегирике городу,что новых людей изумляет уже вид самой громады города,еговеликолепие и обширность,видимые с горы (69, 2).

Самые прославленныеграждане республики удостаивались чести быть похороненными не в Бадии или на площадяхгорода(враннюю пору еще не было традиции семейных усыпальниц при городских церквях), а внутри кафедрального соборагорода-SantaMariadel Fiore , а также в лучшем из храмов города,где был создан пантеон - в Santa Croce.

Пальмьери в трактате «О гражданской жизни»особоевнимание уделял значениюличным заслугам гражданина перед обществом - мерилу достоинства и распределения почестей. Важный акцентделался на этику - «науку жизни». Но Пальмьери опирался не только на идеи Аристотеля - важным источником для него были трактаты Цицерона об обязанностях правителей и о государстве,в котором должны соблюдаться принципы справедливости,беспристрастного отношения к интересам разных партий.Это было сказано римским философом словно для флорентийцев XIII-начала XV столетий.Но дело в том, что гуманисты более всего ценили не цитаты, а первоисточники, а Цицерон в этом случае опирается научениеПлатонаобидеальномгосударстве. Оно понадобилось ему для создания концепции своеобразного «золотого века» в условиях Древнего Рима.

В Соборехоронили заслуженных горожан,украшая их гробницы благодарственными эпитафиями и портретными фресками,которые за-казывались лучшим художникам города. Там ставились и скульптурные памятники в честь военачальников, ученых, поэтов, политиков и му-зыкантов - всех,кто прославил родную Флоренцию или отдал за нее жизнь.

В 1436году появились живописные надгробия Джованни д"Акуто (гибеллинскому кондотьеру ДжонуХоквуду)работыпрославленного художника

Через три года появились памятники в честь Луиджи Марсилии Биччи ди Лоренцо - университетским преподавателям,а в 1455 году - кондотьеру Никколо да Толентино. В 1490-х годах, не дождавшись выдачи тела Данте было создано надгробие. Одновременно в правом приделе похоронили архитектора Филиппо Брунеллески, а в левом органиста Собора - Скварчалупи.

Проблема славыфлорентийцевбылапоставленаеще у Данте. Флорентийцы всегда отличались честолюбием,даже самавтор«Божественной комедии».Но в видении ему (перед созданием поэмы) он осознал, что слава - явление многоуровневое,хотя в целом и ничтожное: вАдугрешникипросят поддерживать их славу и память о них на земле, воскрешая их имена из небытия,в Чистилище уже молят о заступничестве,ибо постигают не-абсолютность и преходящее свойство славы,а в Раю находятся те,кто мечтал при жизни не о славе, а об истинной любви. Честолюбие современников остроумно высмеивали в новеллах Данте, Петрарка, Саккетти. Индивидуализм флорентийцев поддерживался именно за счет честолюбия. Скромность неявляласьдобродетельюуже в эпоху треченто,а в следующем столетии она стала реликтом, хотя и уважаемым (в других людях, но не в себе). В непростой политической ситуации интенсивнее переживалась и проявляла себя частная духовная жизнь. При этом непрекращающаяся партийная борьба лишала людей досуга, который они могли бы отдать самообразованию идуховномувозвышению.И только равнодушный к политике человек мог обрести славу на поприще культурного образования.

Традиции земного существования требовали большего и воФлоренции вэпоху особенно позднего кватроченто устраивались турниры-джостры, юбилеи и коронации героев. Со временем филологи осознали, чтопрославлениеличности находится в их руках, о чем они открыто заявили (судяпоPallido-13-мусонетуБоккаччои станцам А.Полициано). Но флорентийские гуманисты не ограничивались прославлением государей и красавиц, но и своих современников - ученых (стимулируя таким образом желание получить образование).

Еще один путь возрожденияАнтичностивоФлоренции-это составление филологами подробнейших компендиумов в античном духе, большей частью которых являлись биографии.

Что значил для человека эпохи Возрождения мир глубокой древности с его памятниками и документами, особенно для иностранца? Достаточно привести в примернеаполитанскогокороляАльфонсо Великого Арагона.Античная Италия произвела на него столь неизгладимое впечатление,чтоонотдал брату свои земли в Арагоне и уехал в свою неаполитанскую вотчину,пригласив ксебеХризолора-Младшего, ЛоренцоВаллаидругих ученых,особенно из числа историографов. Своим «академикам» он платил 20 000 золотых флоринов в год, одаривая авторов философских трудов тысячами дукатов. Даже во время военных походов он требовал чтения и комментариев Тита Ливия.Егосекретаремв середине кватроченто был Джаноццо Манетти, будущий посланник Флоренции,великолепный оратор. В полной мере Альфонсо позволил себе повторять поступки древних военачальников-триумфаторов (въехал в побежденный городнаколеснице через брешь,пробитуюв крепостной стене).

Античность получила столь невероятную популярность и потому еще, что встретила одновременную поддержку «сверху» и необычайный интерес «снизу». Но сначала была борьба за правозаниматьсяею.Достаточно вспомнить Петраркуиеготрактат«О своем и чужом невежестве» (где была поставлена проблема соотношения античных и христианских идеалов), затем Боккаччо,которого Петрарка поддерживал в минуты покаянных сомнений («Генеалогия языческих богов» ставит вопросо допустимости изученияпамятниковязыческойдревностипри всем благочестии христианина и этичности содержания античной поэзии).

Главная полемика разгорелась в эпоху кватроченто, когда флорентийцы познакомились с трактатом доминиканца ДжованниДоминичи « Светляк в ночи» и ответными посланиями Колюччо Салютати. Доминичи был яростным противником гуманизма, стремящегося возродить античное духовное наследие.Он проводил антитезу между мраком язычества и светом истинной веры.Причем монах выступалнепротив латинской грамматики и всего Петрарки или Боккаччо, а против соблазнов древнегреческой философии.Вопрос об античности доминиканец уже давно для себя решил,как и о светском знании. Продолжателем его полемических высказываний был ученик Доминичи -архиепископ Флорентийский Антонин (Антонио Пьероцци). Это он посоветовал Фичино прочитать «Свод противязычников»,дабы философне впал в ересь платонизма. Вопреки враждебно настроенным церковникам,субъективно подходившим к вопросу о гуманизме,но не читавшим и малой доли трудов, против которых они выступали,известную долюобъективности внес вполемику католический историк Флоро ди Дзендзо,заметивший, что спор вокруг античного наследия становится чем-то большим как толькоделаютсяочевиднымиистинныецели гуманистического движения, это уже не просто разговоробизученииграмматикии формальном подражании классикам (3, 12).

Глава флорентийских гуманистов раннего периода,канцлер Колюччо Салютативответныхпосланиях обличил в невежестве духовенство, которые отвращаясь от латинской грамоты неспособныправильно понять текст Священного Писания,тем более, что оно и является памятником высокой древней поэзии. Он выступает как апологет общекультурного образования гуманистов и кроме того, культура классической древности есть добродетель,прославление доблести и других истин,ставшихуже в эту пору национальной идеей флорентийцев. Гуманист провозглашает единство добродетельного язычества и христианства,ибо одно есть истина, а другое вера и между ними нет и не может быть противоречий, а лишь взаимодействие.

Провозглашение духовногоединстваязыческой и христианской культур в дальнейшем привело,как известно к идее всеобщей религии ифилософии Платоновской академии.Еще до появления первого послания канцлера,в защиту гуманизма выступилЛеонардоБруни, переведя трактат «О том, как молодым людям извлечь пользу из языческих книг» Василия Великого».Салютати поддержал и Поджо Браччолини в диалоге «Против лицемерия».Вспомнили и Данте, избавившего добродетельных язычников, вроде Гомера, Платона, Аверроэса и других от мучений Ада и поместившего их в Лимб. Марсилио Фичино с его «Спасением философов до пришествия Христа» продолжает эту тему, подчеркивая нравственность жизни древних мудрецов,ожидавших согласно дантовой воле спасения Мессией подобно изведенным имиз Ада библейским пророкам. Отсюда, из полемики об античном наследии и родилось учение о добродетели и всеобщем спасении,огармонии всеобщего согласия, явленной в «Парнасе» и «Афинской школе» Рафаэлем спустя столетие после «Светляка» в Станцах Ватикана!

Именно в то время, на заре чинквиченто кардинал Адриано Корнето подвел итоги гуманизма и борьбы за античное наследие в трактате «Обистинной философии».Античное образование сделало свое дело - убежденный гонитель философов и античности имел превосходное образование, редкостное сочинение об изяществе латинской речи и вошел в историю искусства как автор программы «Афинской школы», предложенной им Рафаэлю!

Но Корнето оказался одним из последнихидеалистовкурии-тридентский дух возобладал на исходе Высокого Возрождения,положив конец и гуманизму, и его идеологии (правда, античные произведения были допущены в качестве пособия для изучения латинской речи в коллегии иезуитов). Таковы парадоксы времени. Но дотого еще было столетие пламенного восхищения античным духом во Флоренции. К античным героям писались воображаемые письма (до нас дошли лишь обращения к Петрарке, Титу Ливию).Воспоминание о старине породило оригинальнуютрактовкусобственных имен на античный лад. Так Античность составитславунации- это стало непоколебимым убеждением флорентийцев в эпоху Ренессанса. Постепенно восхищенноепреклонение перед Античностью сменилось подражанием.Но выход из этого тупика нашли неораторы,а поэты, начавшие «досочинение» и продолжение сюжетов и мотивов античной мифологии. «Тезеида» Боккаччо оказалась первой на этом пути.В«Амето»и «Фьезоланских нимфах» он разместил мир богов и пастухов в окрестностях Флоренции,низведя их с Олимпа на землю, причем привязав к конкретному месту. На подобные античные котурны были поставлены и многие библейские сюжеты (этосделалБатиста Мантуано,генералорденакармелитов,поэт и гуманист позднего кватроченто). Гордость красотой своего города, созданной руками сограждан, находила свое воплощение на фресках,рельефах и картинах флорентийских художников.

Необходимо отметить и то, что многие элементы классической античности (традиции, законы, обычаи и т. д.) хорошо сохранялись в малоазиатском ядре Восточной Римской (Византийской) империи до XI века, до пришествия турок-сельджуков .

Периодизация античности и протоантичности

Историю Древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:

  • эгейский или крито-микенский (III-II тыс. до н. э.),
  • гомеровский (XI-IX века до н. э.),
  • архаический (VIII-VI века до н. э.),
  • классический (V-IV века до н. э.),
  • эллинистический (вторая половина IV - середина I века до н. э.).

Крито-микенский период - предыстория античности

Характеристики

  1. Минойская цивилизация представляла собой государство, управляемое царем.
  2. Минойцы вели торговлю с Древним Египтом, вывозили медь с Кипра . Для архитектуры характерны переосмысленные египетские заимствования (например, использование колонн).
  3. Армия минойцев была вооружена пращами и луками. Характерным вооружением у минойцев был также двухсторонний топор лабрис .
  4. Как и у других народов Старой Европы , у минойцев был распространён культ быка en (см. таврокатапсия).
  5. Минойцы плавили бронзу , производили керамику и строили дворцовые комплексы с середины XX века до н. э. (Кносс , Фест , Маллия).
  6. Как и другие доиндоевропейские религии Европы, миносская религия не чужда пережитков матриархата . В частности, почиталась Богиня со змеями (возможно, аналог Астарты).

Культурные связи

Генетическая принадлежность минойского (этеокритского) языка не установлена. Частичная дешифровка критского письма позволила выявить некоторые морфологические показатели. Не поддаётся расшифровке фестский диск .

Закат

Минойская цивилизация сильно пострадала в результате природной катастрофы XV века до н. э. - вулканического взрыва на острове Тира (Санторин), породившего катастрофическое цунами . Это извержение вулкана, возможно, послужило основой мифа об Атлантиде .

Ранее предполагалось, что извержение вулкана уничтожило минойскую цивилизацию, однако археологические раскопки на Крите показали, что минойская цивилизация существовала по крайней мере около 100 лет после извержения (обнаружен слой вулканического пепла под сооружениями минойской культуры).

После извержения власть на острове захватили ахейцы. Возникла микенская культура (Крит и материковая Греция), объединяющая в себе минойские и греческие элементы. В XII веке Микенская культура была уничтожена дорийцами , которые в итоге заселили и Крит. Вторжение дорийцев привело к резкому культурному упадку, вышло из употребления критское письмо .

Все поселения среднеэлладского периода располагались, как правило, на возвышенных участках и были укреплены, примером такого поселения является городище Мальти-Дорион в Мессении . В центре этого городища располагался дворец, к нему примыкали мастерские ремесленников, остальную часть составляли дома простых людей и складские помещения.

К концу среднеэлладского периода стал ощущаться культурный подъём в развитии цивилизации материковой Греции, возникают первые государственные образования, происходит процесс классообразования, проявляющийся в выделении прослойки знати, наблюдается значительный рост населения, связанный с успехами сельского хозяйства. Выросло количество, как мелких населённых пунктов, так и крупных городов. Период в истории Греции между XVI и веками до н. э. принято называть микенской эпохой, по названию крупнейшего политического и экономического центра континентальной Греции - Микен , расположенного в Арголиде .

Вопросы об этническом происхождении носителей микенской цивилизации долгое время оставались одними из сложнейших, только после расшифровки учёными линейного письма утвердилось мнение, что это были ахейцы. Ахейцы, переселившиеся на Крит и острова Малой Азии около XVI века до н. э., по-видимому, происходили от северных, фессалийских ахейцев.

Первые города-государства, образованные в XVII-XVI веках до н. э. - Микены , Тиринф , Пилос - имели тесные культурные и торговые связи с Критом , микенская культура многое заимствовала от минойской цивилизации , влияние которой ощущается в культовых обрядах , светской жизни, художественных памятниках; несомненно, от критян было воспринято искусство постройки судов. Но микенской культуре были присущи только ей свойственные традиции, уходящие корнями в глубокую древность (по мнению А. Эванса , микенская культура есть только ответвление критской и лишена какой-либо индивидуальности), свой путь развития. Несколько слов можно сказать о развитии микенской торговли и внешних отношений с другими государствами. Так, ряд предметов, найденных в Египте и ранее считавшихся привезенными с Крита , теперь определяется как изделия микенских ремесленников. Существует гипотеза, согласно которой микенцы помогли фараону Яхмосу (XVI в. до н. э.) в его борьбе с гиксосами , а во времена Эхнатона ( в. до н. э.) в его новой столице Ахетатоне была распространена микенская керамика.

В XV-XIII веках до н. э. ахейцы завоевали Крит и Киклады , колонизировали многие острова в Эгейском море , основали ряд поселений в глубине территории Греции, на месте которых позднее взросли знаменитые античные города-государства - Коринф , Афины , Дельфы , Фивы . Этот период считается временем расцвета микенской цивилизации.

Ахейцы поддерживают не только старые критские торговые связи, но и прокладывают новые морские маршруты на Кавказ , Сицилию , в Северную Африку .

Основными центрами, как и на Крите, были дворцы, однако важным отличием их от критских является то, что они были укреплены и представляли собой цитадели. Поражают собой монументальные размеры цитаделей, стены которых построены из необработанных глыб, достигающих в некоторых случаях веса до 12 тонн. Самой выдающейся цитаделью, пожалуй, является Тиринфская , вся оборонительная система которой была продумана с особой тщательностью для предотвращения всех неожиданных пагубных ситуаций.

Возвращение Гераклидов

Образованию городской общины в том виде, как она рисуется в Илиаде и Одиссее, с разнородным населением на определённой территории, со всеми особенностями государственного устройства, содействовало передвижение эллинских племён, известное под именем возвращения Гераклидов или переселения дорийцев в Пелопоннес . Происходившее при этом смешение племён и объединение завоевателей и завоёванных в общей политической организации, жажда успеха и благоустройства на новых местах должны были ускорять переход от родового строя к территориальному, государственному. Следовавшее за передвижением дорийцев основание колоний в Малой Азии и на островах действовало в том же направлении ещё сильнее: новые интересы и новые отношения вызывали к жизни новые формы общественного устройства.

Передвижение эллинов, в котором главная роль принадлежала дорийцам, приурочивается к XII веку (с 1104 года); началось оно вторжением эпирского народа фессалийцев через Пинд в ту страну, которая в историческое время именовалась Фессалией . Эолийские туземцы были частью покорены, частью бежали на юг и дали своему местожительству название Беотии . Жившие у подножия Олимпа дорийцы двинулись сначала в ту область, которая впоследствии называлась Доридой , а оттуда часть их, вместе с этолийцами , через Коринфский залив переправлялась в Пелопоннес, до того времени занятый ахейцами и в северной части ионийцами .

Только после продолжительной борьбы с туземцами дорийцы мало-помалу утвердились в Мессении , Лаконике , Арголиде , куда они проникли со стороны Аргосского залива , и в Коринфе . Ахейцы вынуждены были или покориться пришельцам на положении неполноправных обывателей, или, утратив свои племенные особенности, слиться с победителями воедино, или, наконец, сняться с насиженных мест. С этого времени название Ахайи получила северная полоса полуострова, откуда ионийцы бегали к своим соплеменникам в Аттику : прибрежную область заняли спасавшиеся от дорян ахейцы. Другая часть ахейцев покинула Пелопоннес и поселилась на острове Лесбос .

С Коринфского перешейка дорийцы проникли в среднюю Грецию и здесь завладели Мегаридою . В Пелопоннесе удержались на своих землях, в политической независимости от дорийцев, жители Аркадии , а Элида досталась союзникам дорийцев, этолийцам. Ближайшими последствиями того же завоевания Пелопоннеса было и выселение ионийцев из Аттики и других областей на острова и малоазийское побережье, где возникло ионийское 12-градие (Милет , Ефес , Фокея , Колофон и др.), и основание дорийцами, вышедшими преимущественно из Арголиды, шести городов (Гексаполис) на карийском берегу и на прилегающих к нему островах.

С возвращением Гераклидов и основанием древнейших колоний, которые, в свою очередь, послужили метрополиями новых поселений, эллинская народность окончательно разместилась в Греции на постоянное жительство. Это событие составляет рубеж, за которым лежит царство легенд и мифов, а по другую сторону начинается историческое существование Греции как страны эллинов.

Поэтические источники

Состояние эллинских обществ, ближайшее к историческому времени, обрисовано с замечательною яркостью и полнотою в так называемых гомеровских поэмах, Илиаде и Одиссее , к началу VIII века до н. э. существовавших приблизительно в нынешнем виде. Изображенное в них состояние общества содержит в себе все элементы дальнейшего развития Греции и составляет как бы исходный момент в образовании различных форм государственного устройства. Создание Илиады и Одиссеи относится к Х-IX векам. Воспетые в поэмах события отделены от времени составления поэм передвижением племён и народов в материковой Греции, последствием чего было основание малоазийских и островных колоний . Распределить содержащиеся в поэмах исторический материал по эпохам и периодам нет возможности; главная доля его принадлежит временам самого автора. Индивидуальный тип эллина с его наиболее постоянными достоинствами и слабостями, верованиями и наклонностями установился уже в обществе времён Гомера.

Если судить по поэме, положительных законов в этом обществе ещё нет, поэтому уклонения от нормы отношений в ту или другую сторону здесь чаще и менее чувствительны; однако имеют большую силу исконные обычаи и установки, охраняемые самими богами , а также общественное мнение. Однако вывод об отсутствии законов может быть ошибочным: достаточно провести сравнение с современными фильмами или другими литературными произведениями, чтобы понять, что авторы часто показывают героев в обстановке, где фактически не действуют законы.

В обществе ещё действуют пережитки родового строя, особенно в семейных и частно-правовых отношениях, но городская община уже сложилась, управление ею распределено между единоличным вождём, советом старейшин и народом. Экономическая зависимость иных вождей от народа, сила публичного слова, наличие ораторов , примеры критики, направленной против вождей и тому подобного, свидетельствуют, что уже в эту пору народ в городских общинах не был бесправной массой или безответным орудием других органов власти. Если от народа требуется покорность вождю, то и для вождя обязательны забота о народе, справедливость в решении дел, храбрость на войне, мудрость советов и красноречие в мирное время.

Личные достоинства вождя - одно из необходимых условий почёта со стороны народа и самого повиновения его требованиям. Дальнейший успех общественности состоял в том, что взаимные отношения властей приобрели большую определённость: понятие общего блага в государстве получило перевес над всеми прочими интересами, личные достоинства и заслуги перед обществом были главным правом на влияние и значение в государстве.

Гомеровское общество далеко не однородно по своему составу: в нём различаются люди простые и знатные, кроме свободных есть рабы, в среде свободных наблюдаются различия по состоянию и роду занятий, взаимные отношения между господами и рабами носят на себе печать патриархальной простоты и близости, в отношениях мужчины и женщины замечается больше равноправия, чем это было в более позднее, историческое время. Поэмы Гесиода восполняют показания гомеровских песен об эллинском обществе в ту отдалённую пору.

Полисный период

(XI-IV века до н. э.) Этническая консолидация греческого мира. Становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности. Высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации.

Гомеровский (предполисный) период, XI-IX века до н. э.

Этот период известен также как «греческие тёмные века ». Окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, их трансформация в раннеклассовые, формирование уникальных предполисных общественных структур.

Архаическая Греция (VIII-VI века до н. э.)

Первый период античности . Начинается параллельно с закатом бронзового века. Началом периода античности принято считать дату учреждения древних Олимпийских игр в 776 году до н. э.

Формирование полисных структур. Великая греческая колонизация. Раннегреческие тирании. Этническая консолидация эллинского общества. Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём. Создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности.

Классическая Греция (V-IV века до н. э.)

V-IV века до н. э. - период высшего расцвета полисного устройства. В результате победы греков в Греко-персидских войнах (500-449 годы до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443-429 годы до н. э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431-404 годы до н. э.), которая завершилась поражением Афин.

Характеризуется . Расцвет экономики и культуры греческих полисов. Отражение агрессии персидской мировой державы, подъём национального самосознания. Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством, Пелопоннесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии.

Эллинистический период

В противоположность средневековой мысли гуманисты отделяют средневековье от античности. Петрарка одним из первых выделил понятие «medium aevum» или средние века, как новый период, обособленный от античности. Таким образом гуманисты явились создателями трехчленной периодизации на древнюю, среднюю и новую историю . Макиавелли отмечает, что Римская империя была разрушена варварами, что ознаменовало начало нового периода. Он отрицательно относится к христианству, говоря, что античная религия воспитывала в людях гражданские доблести, а христианство оказало расслабляющее действие на гражданские нравы, что и подорвало мощь империи. Христианство внесло в империю новые смуты и тем облегчило варварам завоевание империи .

Следует отметить и такую фигуру, как священник и доктор богословия Жан-Бенинь Боссюэ (1627-1704). Его периодизация имеет чисто библейский характер, связывая начало нового времени с правлением Константина Великого. Таким образом, история средних веков в его периодизации отсутствует . Основная идея его периодизации заключается в том, что франки является истинными преемниками Римской империи, а значит Французская монархия представляется самой древней и благородной во всем мире.

Со времен Гиббона в исторической и популярной литературе традиционно содержание периода поздней античности трактуется исключительно с негативной точки зрения, как распад римской государственной системы и разложение империи.

Термин «поздняя Античность» вошел в широкое употребление благодаря исследованиям выдающегося немецкого историка и социолога Макса Вебера , хотя другой не менее известный ученый, швейцарский культуролог Якоб Буркхардт употреблял похожий термин уже в 1853 году в книге «Век Константина Великого».

С начала 1970-х годов в Великобритании, с появлением монографии Питера Брауна «Мир поздней античности», поздняя античность стала пониматься как самостоятельная историческая эпоха (в широких хронологических рамках, с III по середину VII века; в узких IV-VI вв.). Питер Браун видит основой развития позднеантичного общества религиозный фактор. Именно становление и развитие христианской церкви, христианизация Поздней Римской империи, становление догматики и появление различных направлений в христианстве, изменения в идеологии, системе образования и культуре в целом определяли лицо позднеантичного общества. Питер Браун показал читателям картину поздней античности, как время возможностей и кардинальных изменений, разнообразия и творчества, что нашло свое отражение в чрезвычайно богатой литературной традиции, произведениях искусства, строительстве и др. Римская империя представляется поликонфессиональным образованием, в котором наряду с христианством играли свою роль неоплатонизм, старые античные языческие культы и представления, а также различные религиозные практики .

Как правило, современные исследователи выстраивают свою периодизацию с опорой на годы правления императоров или на какие-либо эпохальные события. Такими ориентирами, определяющими начало поздней античности являются, чаще всего, правления Диоклетиана, Константина и формальное разделение империи на две части в 395 году. Но все эти даты условны и приняты на вооружение лишь для удобства исследования.

Следует отметить и тот факт, что до недавнего времени такие крупнейшие издания, как первое издание Кембриджской истории античности (1923-1939), заканчивали своё повествование 324 годом - датой самостоятельного правления императора Константина. Однако, новое издание той же Кембриджской истории заканчивается 600 годом .

В дальнейших работах таких исследователей, как Арнольд Хью, Мартин Джонс и Питер Браун намечается сдвиг рамок периода поздней античности до 641 года у Джонса и 800 года у Брауна (коронация Карла Великого, «императора Запада»).

Очень часто конечной датой поздней античности считают события византийской истории, такие как смерть Юстиниана в 565 году, переворот Фоки в 602 г. или арабское вторжение в Византию в 630-х годах (в частности, в Передней Азии и странах Северной Африки именно арабские завоевания считаются окончанием древней истории этих стран).

Таким образом, как нижняя, так и верхняя границы поздней античности остаются весьма и весьма дискуссионным вопросом.

География античности

Балканская Греция в древности занимала территорию около 88 тысяч км 2 . На северо-западе граничила с Иллирией , на северо-востоке - с Македонией , на западе омывалась Ионическим , на юго-востоке - Миртойским , на востоке - Эгейским и Фракийским морями. Включала три региона - Северную Грецию, Центральную Грецию и Пелопоннес . Северная Греция горным хребтом Пинд делилась на западную (Эпир) и восточную (Фессалия) части. Центральная Греция отграничивалась от Северной горами Велухи и Эта и состояла из десяти областей (с запада на восток): Акарнания , Этолия , Локрида Озольская, Дорида , Фокида , Локрида Эпикнемидская, Локрида Опунтская, Беотия , Мегарида и Аттика . Пелопоннес соединялся с остальной Грецией узким (до 6 километров) Коринфским перешейком .

Центральной областью Пелопоннеса была Аркадия , которая граничила на западе с Элидой , на юге с Мессенией и Лаконией , на севере с Ахайей , на востоке с Арголидой , Флиасией и Сикионией ; в крайнем северо-восточном углу полуострова располагалась Коринфия .

Островная Греция насчитывала несколько сотен островов, образовывавших четыре больших архипелага - Киклады на юго-западе Эгейского моря, Северные Спорады на севере Эгейского моря, Додеканес на юго-востоке Эгейского моря и Ионические острова у западного побережья Греции. Самые крупные из греческих островов - Крит к юго-востоку от Пелопоннеса и Эвбея , отделенная от Центральной Греции узким проливом Эврипом . Самые значительные из островов у западного побережья Греции - Керкира , Лефкас , Кефалиния и Закинф .

Балканская Греция - в основном гористая страна (её пронизывают с севера на юг два ответвления Динарских Альп) с чрезвычайно изрезанной береговой линией и многочисленными заливами (самые крупные - Амвракикос , Коринфский залив , Месиниакос , Лаконикос , Арголикос , Сароникос , Малиакос и Пагаситикос).

Наследие античности

Античность и современное общество

Античность оставила огромный след в современности.

В XVIII веке, в преддверии Великой французской революции , философы-материалисты обращаются к Лукрецию . Его учение о возникновении мира из атомов, об эволюции природы и человеческого общества без божественного промысла, о естественном договоре, объединяющем людей для общей пользы, о законе, который не бог, а люди устанавливают для той же пользы и отменяют его, когда он этой пользе перестает удовлетворять, было созвучно передовым теориям того времени. И столь же созвучны были идеи народовластия, равенства, свободы, справедливости, хотя, став революционными лозунгами XVIII века, они понимались гораздо шире, чем в античности.

Европейский театр и литература постоянно обращались к античности, и всё более многообразными становились их связи с нею. Обрабатывались античные сюжеты: «



Что еще почитать