Конспект занятия: Дифференциация согласных К – Г в устной и письменной речи. Дифференциация звуков – в устной и письменной речи формировать понимание особенностей устной и письменной речи

Предложение – основная структурная единица языка

(логопедическое занятие для 2 класса)

Подготовила

Ю.В. Царегородцева учитель-логопед

МОУ «Ягельная средняя общеобразовательная школа»

Задачи:

    Образовательные.

    Закрепить знания о видах и составе речи

    Дать понятие предложения как основной структурной единице языка

    Коррекционно-развивающие.

    Активизировать словарный запас через овладение учебной терминологией по теме занятия.

    Развивать умение анализировать, сопоставлять, рассуждать

    Воспитательные

    Воспитывать желание самостоятельно добывать знания

Ход занятия.

    О.М.

Прозвенел звонок веселый

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

    Актуализация знаний, сообщение темы занятия.

С помощью чего общаются животные? (животные общаются с помощью звуков)

Каким образом мы выражаем свои мысли? (Мы выражаем свои мысли с помощью речи)

Какая бывает речь? (Речь бывает устной, когда мы говорим и слушаем; и письменной, когда мы пишем и читаем)

Верно. Теперь вспомним, из чего состоит речь. Посмотрите на доску. (На доске представлена схема речи) Все ли здесь верно?

Речь

Слово

Звуки (буквы)

Предложение

Выйдите к доске и исправьте ее.

Речь

Предложение

Слово

Звуки (буквы)

Молодцы! Вы верно восстановили схему состава речи.

На этом и последующих занятиях мы будем рассматривать состав речи более подробно. Начнем мы, конечно же, с предложения. Подумайте, и скажите, как вы считаете, что такое предложение? (Предложение состоит из звуков и букв)

    Объяснение нового материала

Хорошо, но посмотрите, что я запишу на доске, исходя, из вашего рассуждения:

С д сирень ь ы весна й [р] расцветают

Что можете сказать? (Предложение – это фраза, которая состоит из слов)

Посмотрите, что может у нас получится:

Сирень весна расцветают

(Здесь не понятно, что хотели сказать. Так не говорят, слова должны быть связаны по смыслу)

Что же такое предложение? (Слова, связанные по смыслу)

Прочитайте записи на доске

На городской башне

Прыгали веселые

Приподнял с земли

Это предложения? (Нет)

Слова связаны между собой? (Да)

Что тогда не так? (Они не закончены)

Дополните, чтобы получились предложения (учащиеся дополняют предложения)

Молодцы! Интересные у вас получились предложения!

Запишите одно предложение в тетрадь.

Что нужно помнить, чтобы правильно выполнить это задание? (Предложение пишется с большой буквы, все слова в предложении пишутся отдельно. В конце ставится точка)

Совершенно верно!

    Закрепление нового материала.

Сейчас вы будете работать в парах. Посмотрите на карточки с записями. Работая в паре, решите, какие из записей являются предложениями, а какие – нет. Прежде чем, приступить к работе, повторим, что такое предложение. (Предложение – законченная мысль, которая может быть выражена одним или несколькими словами) (см. Приложение 1)

Номера предложений запишите в тетрадь.

Проверим, какие записи являются предложениями. (1,2,3,5,8)

Почему записи под номерами 4,6,7 не являются предложениями? (не все слова связаны между собой, в 7 записи не закончена мысль, в 4 и 6 нет точек в конце предложения)

Вернемся к схеме речи. Из чего состоит речь? (речь состоит из предложений)

Что такое предложение мы с вами разобрали.

Чтобы речь была правильной и красивой, предложения должны быть … (связаны между собой)

Вы знаете, что речь бывает устной и письменной. В устной речи мы используем рассказ, а в письменной речи он будет называться – текстом.

Текст состоит из… (предложений)

Которые… (связаны между собой)

И… (выражают законченную мысль)

В следующем задании все предложения потеряли свои знаки препинания. Постарайтесь найти границы предложений так, чтобы получился текст. (см. Приложение 2)

Прочитайте, что у вас получилось.

Прочитайте следующее задание. Как вы думаете, что нужно сделать? (расставить предложения по порядку) (см. Приложение 3)

Пожалуйста, прямо на листочке расставьте предложения по порядку.

Проверьте задание по эталону.

Кто выполнил правильно?

У кого были ошибки?

Запишите правильный вариант в тетрадь.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу на наличие орфографических ошибок.

    Итог

Что нового узнали?

Из чего состоит речь?

Что такое предложение?

Что такое текст?

    Рефлексия.

Какое задание было самое интересное?

Какое задание вызвало затруднение?

    Пароль на выход.

Составить предложение о погоде сегодня.

Приложение 1

1.Наступило прекрасное утро.

2.Я живу на третьем этаже.

3.Мой брат коллекционирует старые монеты.

4.в воскресенье друзьями пошли в театр

5.Я читаю интересную книгу.

6. Под мой окном свила гнездо птичка

7. Когда золотистый одуванчик…

8. Ночью стало прохладно.

Приложение 2

Красноватые сосны развесили свои иглистые вершины зелёные ёлочки выгибают колючие ветки красуется кудреватая берёзка дрожит серая осина коренастый дуб раскинул шатром свои вырезанные листья.

Приложение 3

Однажды Серёжа заметил среди них синичку.

Первыми стали брать корм воробьи.

Мальчик стал вешать кусочки сала для синички.

Серёжа прибил кормушку за окном.

«

Подготовила:

Педагог

Стопкина Светлана Григорьевна

Тема занятия: « . Речь устная и письменная. Особенности устной речи»

Тип занятия: комплексно- игровой

Цель:

- создать условия для открытия учащимися видов речи и ее функций;

- .воспитывать и способствовать развитию устойчивого познавательного интереса и внимание к собственной речи и окружающих людей.

- решать проблемные ситуации.

Задачи:

Формировать у детей выразительную связную речь.

Формировать умение определять настроение человека по мимики и жестам, высказывать свое мнение по теме.

-.формировать понимание особенностей устной и письменной речи.

- учить составлять схемы предложений и предложения по схемам.

Развивать память, внимание, речь, мышление и наблюдательность .

Оборудование:

Мультимедиа

Компьютер,

Проектор,

Презентация

Раздаточный индивидуальный материал.

Ход занятия

I. Организационный момент

1. Объявление темы

Слайд-1« . Речь устная и письменная. Особенности устной речи »

II .- Я прочту вам загадки, а вы мне скажите, о какой форме речи- устной или письменной они напомнили .

Слайд-2

Загадки: « Поле белое,овцы черные» (буквы)

« Белый камешек растаял,на доске свой след оставил» (мел)

«Один говорит,два глядят, двое слушают»*(рот,глаза,уши)

III -- Определение устной и письменной речи .

Слайд-3

Когда речь называют письменной?(пишим, читаем)

Когда речь назавыют устной?(говорим и слышим)

IV - Особенности устной речи.

( проблемная ситуация)

Слайд- 4 (картинки с жестами,мимикой лиц)

Какие особенности устной речи вы знаете?

Что такое жесты?

Что такое мимика?

Покажите на картинках мимику радости, грусти, испуга, злости, удивление.

Физкультминутка «Солнышко лучистое любит скакать».

Немножко отдохнем. Встали все, а теперь вместе со мной выполняем движения под музыку «Солнышко лучистое любит скакать».

Слайд-5

V ---Ребята, сегодня к нам в гости пришёл «Буратино» со сказки Алексея Толстого« Золотой ключик или приключения Буратино».

Он приглашает вас поиграть вместе с героями этой сказки, а за правильный ответ (золотой ключик)

Соедините символы (мимики), которые подходят к иллюстрациям сказки.

Какую речь применяют герои этой сказки? Почему?

VI- Проблемные ситуации

Слайд-6

2. --Рабочего одного из заводов попросили рассказать школьникам о своей профессии.(Какой речью он воспользуется?)

VII . Сценка эпизода из сказки « Красная Шапочка»

Слайд-7

(использую особенности устной речи: жесты,мимику,звук)

VIII Итог. Обобщение.

Слайд-8

Письмо почтальона « Печкина»

(Какая речь использовалась?)

Составление предложений по схемам « Печкина»

Представляю Вашему вниманию конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса, имеющих общее недоразвитие речи.

Занятие направлено на развитие умения успешно соотносить звук с буквой, а также на развитие фонематического восприятия, слухового и зрительного внимания, звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.

Для реализации поставленной цели была проведена сравнительная характеристика дифференцируемых звуков.

Тема: «Дифференциация согласных К – Г в устной и письменной речи».

Цель : учить различать звуки [к] — [г] изолированно, в слогах, словах и предложениях.

Задачи :

  • закреплять навыки правильного звукопроизношения;
  • уточнить артикуляцию звуков [к] – [г];
  • учить давать сравнительную характеристику звуков [к] — [г];
  • учить правильному, осознанному чтению;
  • учить дифференцировать буквы К — Г в письменной речи;
  • развивать навыки согласования и управления слов;
  • развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать зрительное и слуховое внимание;
  • развивать общую моторику;
  • воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;
  • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Здоровьеразвивающий компонент :

  • создание благоприятной психологической атмосферы в группе;
  • снятие утомления с мышц туловища, плечевого пояса и рук (игра «Доскажи словечко»).

Оборудование : карточки с буквами К и Г (на каждого ребёнка), рабочие тетради, ручки, простые карандаши, набор звуковых схем, мяч.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Подведение к теме занятия.

Отгадайте слово по первым звукам названий картинок. (Книга)

Составьте звуковую схему слова книга, назовите согласные, твёрдые звуки в слове книга. ([к] — [г]).

Вы догадались, какие звуки сегодня на занятии мы будем учиться различать? (Звуки [к] — [г])

Тема нашего занятия: «Дифференциация согласных К — Г в устной и письменной речи».

III. Основная часть.

1. Уточнение нормы артикуляции изучаемых звуков (работа с зеркалами).

Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [к].

Давайте дадим характеристику звуку [к]. (Звук [к] – согласный, глухой, твёрдый.)

Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [г].

В каком положении у нас губы? Где находится язык? Положите руку на горло и скажите, работают голосовые связки или нет?

Давайте дадим характеристику звуку [г]. (Звук [г] – согласный, звонкий, твёрдый.)

2. Сравнительная характеристика изучаемых звуков, определение сходства и различия.

Что общего у звуков [к] — [г]? (Они согласные и твёрдые.)

В чём разница? (Звук [к] – глухой, а звук [г] – звонкий.)

Какой буквой на письме обозначается звук [к]? (Буквой К).

Какой буквой на письме обозначается звук [г]? (Буквой Г).

3. Работа по развитию фонематического восприятия.

Сейчас я буду произносить различные звуки. Когда вы услышите звук [к], поднимите карточку с буквой К, а когда услышите звук [г], поднимите карточку с буквой Г.

Звуки: д, к, м, г, з, к, т, г, б,г, с,к, х,м, к, з.

4. Развитие слухового внимания.

Повторите за мной слоги.

Ка – га – га, го – ко – ко, ку – гу – ку, гы – гы — кы, гэ – кэ – гэ, га – гу – ку, ка – ко – го, гу – гу – ка.

5. Различение звуков [к] — [г] в словах.

Я вам буду называть различные слова. Когда вы услышите слово со звуком [к], напишите букву К, а когда услышите слово со звуком [г], напишите букву Г.

Слова: белка, горох, река, огурец, кора, гора, музыка, магазин.

Проверка.

6. Физкультминутка.

Игра «Доскажи словечко».

Я буду произносить начало слова, а вы должны догадаться, какого слога не хватает: КА или ГА.

Слова: дос(ка), ре(ка), но(га), ро(га), вил(ка), доро(га), бел(ка), кни(га), раду(га), бан(ка), бере(га), сум(ка).

7. Развитие зрительного внимания и звукобуквенного анализа и синтеза на уровне слова.

Запишите слова, заменяя геометрические фигуры соответствующими буквами.

Слова: голуби, капуста, грузовик, крокодил, груша, клубника, виноград, яблоко, гвоздика.

Проверка.

8. Дифференциация звуков занятия на уровне словосочетания (работа с карточками).

Соедините слово из первого столбика с подходящим по смыслу словом из второго столбика, чтобы получилось словосочетание. Подчеркните букву К одной чертой, а Г – двумя чертами.

Словосочетания: дорогой подарок, маленькая букашка, громкий гудок, горячее молоко, гречневая каша.

9. Работа по дифференциации звуков занятия на уровне предложения.

Прочитайте предложения, вставляя пропущенные буквы К – Г.

Предложения:

  1. Собака грызёт большую кость.
  2. Коля забил в ворота гол.
  3. Галя купила интересную книгу.

Запишите предложения. Подчеркните букву К – одной чертой, а букву Г – двумя чертами.

Проверка.

IV. Итог занятия.

Какие звуки и буквы мы учились различать на занятии? (Звуки [ к ] — [ г ], буквы К – Г.)

Что у них общего? Чем они отличаются?

Какое задание вам понравилось больше всего?

Все были молодцы.

Володина Виктория Владимировна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ №2108 «Альфа»,
г. Москва

ГБОУ ЦПМСС Выборгского района

Структурное подразделение «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений формирования устной и письменной речи у учащихся 2-ого класса учителя-логопеда Груздевой Юлии Вячеславовны

«Играем со сказочными героями»

с использованием технологий: развивающих, ИКТ, здоровье – сберегающих: смена двигательной активности, динамическая пауза, рефлексия; социально – адаптирующих и личностно - развивающих, обеспечивающих формирование и укрепление психологической адаптации личности.

Санкт-Петербург

2012-2013 учебный год

Логопедическая тема: «Звукобуквенный анализ и синтез».

Лексическая тема: «Мебель».

Грамматическая тема: «Развитие функции словообразования».

Коррекционные задачи:


  1. Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза.

  2. Развитие навыка согласования имен существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.

  3. Развитие навыка словообразования относительных имен прилагательных.

  4. Развитие навыка составления предложения по схеме.

  5. Развитие общей и мелкой моторики и межполушарных связей.

  6. Развитие слухового и зрительного внимания.

  7. Развитие тактильного и оптического гнозиса.

  8. Развитие связной речи.

  9. Обогащение словаря.
Воспитательные:

1.Воспитание навыка самоконтроля.

2.Воспитание умения работать в коллективе.

Оборудование:

компьютер и оборудование для демонстрации презентаций, раздаточный материал к игре «Нарисуй двумя руками», « Допиши буквы и отгадай загадку», «Разгадай кроссворд», «Расшифруй слово», «Сюрприз для Малыша», рабочие тетради, буквы в мешочке, маркеры, счетные палочки, звуковые линейки и наборы для звукового анализа по числу детей.

Презентация с речевыми играми:

«Расшифруй слово», «Разгадай ребус», « Прочитай загадку»,«Расшифруй предложения», « Допиши буквы и отгадай загадку», «Разгадай кроссворд», «Четвертый лишний», «Помоги Малышу и Карлсону», «Прочитай слова», «Скажи наоборот», «Сюрприз для Малыша».

План занятия:

I. Организационный момент.

1.Развитие логического мышления. «Разгадай ребус».

4. Развитие логического мышления. Отгадай загадки.

5.Развитие навыка звукобуквенного анализа. Составить схему слова «стол».

6.Развитие логического мышления. «Определи, часть какой мебели можно соотнести по форме с данными геометрическими фигурами. Как эта часть мебели называется? » /Столешница/.

7.Развитие мелкой моторики и межполушарных связей. Игра «Нарисуй двумя руками», «Выложи мебель из счетных палочек».

8.Развитие функции словообразования. Образование относительных

прилагательных. Д/и «Для чего нужен стол?»

9.Развитие тактильного гнозиса. Игра «Волшебный мешочек».

10. Развитие навыка позиционного звукобуквенного анализа.

Д/и «Подбери слова».

11. Развитие слухового внимания. Д/и «Доскажи словечко».

12. Развитие навыка звукобуквенного анализа. Схема слова «Диван», д/и «Соотнеси предметы со схемами», «Разгадай кроссворд», д/и «Помоги Малышу и Карлсону».

13. Развитие логического мышления. Д/и «Четвертый лишний».

14.Развитие функции словообразования. Образование относительных

прилагательных. Д/и «Из чего сделаны?».

15.Развитие оптического гнозиса. Д/и «Прочитай слова».

16. Развитие навыка составления предложения по схеме. Упражнение «Скажи наоборот».

17. Развитие зрительного внимания. «Расшифруй слово».

18. Развитие навыка звукобуквенного синтеза. Д/ и «Сюрприз для Малыша».

III. Итог занятия. Рефлексия.

Ход занятия.


I. Организационный момент.

Развитие зрительного внимания. «Расшифруй слово».

Для того, чтобы узнать героя книги нужно расставить правильно буквы.

Отгадайте кто такой-

Этот сказочный герой.

Буквы ставьте по порядку,

Расшифруйте слово тут

И узнаете вы быстро,

Как героя все зовут.

О Л С Н К Р А
6 4 5 7 1 3 2

/Карлсон/


Слайд 1.

II. Основная часть. Сообщение темы занятия.

Малыш и Карлсон, фрекен Бок

Пришли сегодня на урок.

Нам предлагают поиграть,

Вот этот ребус разгадать.

1.Развитие логического мышления. «Разгадай ребус». МЕБ+ ЕЛЬ (картинка «ель»). Запишите в тетрадь.

2. Актуализация словаря по теме «Мебель».

Слово «мебель»- французское и произошло от латинского слова «мобиле», что означает «движущийся». Частица «мобиле» есть в слове автомобиль, что означает «самодвижущийся». Что общего между мебелью и автомобилем?

И то и другое передвигается.


Слайд 2.

3.Развитие зрительного внимания. «Расшифруй предложения», « Прочитай загадку».

УКДАГАЗ ЕТЙАДАГТО

(РЕБЯТА!
ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ!)


Слайд 3.

4. Развитие логического мышления. Отгадай загадки, но для этого вам необходимо их сначала дописать.

Чтоб загадку отгадать,

Нужно буквы дописать,

А потом и отгадать.

Глядят в меня,

А видят себя.

(Зеркало). Запишите в тетрадь.


Слайд 4.

Под крышей –четыре ножки

А на крыше – чашки да ложки

(Стол). Запишите в тетрадь.

5.Развитие навыка звукобуквенного анализа.

Определите сколько звуков в слове « СТОЛ», сколько гласных, сколько согласных. Составьте схему слова. Проверьте. Дайте характеристику каждому звуку.

6.Развитие логического мышления.

Из каких частей состоит стол? (Четыре ножки, столешница).


Слайд 5.

7.Столешница может быть разной формы. Какой она бывает? (Подсказка Карлсона).

Развитие мелкой моторики и межполушарных связей. Игра «Нарисуй двумя руками». Нарисуйте двумя руками столешницу любой формы, какую хотите.

Левая рука Правая рука

Какой формы ты нарисовал столешницы?

8. Развитие мелкой моторики, слухового внимания.

Выложите из четырех палочек стол, переложите две палочки «ножки» и сделайте кровать, а теперь сделайте из этих же палочек стул, переложите спинку стула по сиденье и получится табуретка.


Слайд 6.

9.Развитие функции словообразования. Образование относительных прилагательных. Д/и «Для чего нужен стол?»

Друзья наши за столом,

Чем заняться им вдвоем?

Пообедать, поиграть,

Или письма написать.

А может быть, они не прочь

На кухне фрекен Бок помочь.

Каким делом их займешь,

Так ты стол и назовешь.

Если друзья обедают (то за каким столом?) - обеденным столом, играют - за игровым столом, листают журналы – за журнальным, пишут письма -за письменным столом. Если стол для компьютера, то он- компьютерный, на кухне- кухонный.

10.Развитие тактильного гнозиса. Игра «волшебный мешочек».

Посмотрите, что это под столом. Мешочек. В него Карлсон с Малышом положили буквы.

Не заглядывая в мешок, рукой нащупай букву, назови, а теперь покажи.

11. Развитие навыка позиционного звукобуквенного анализа. Д/и «Подбери слова».

Вспомни название мебели, в котором есть буква, вынутая из мешочка, и запиши в тетрадь.


Слайд 7.

12.Карлсон предлагает игру «Доскажи словечко».

Карлсон в комнату вошел

И поставил сок …. /на стол/.

Всем детишкам по конфете

Взял из вазочки … / в буфете/.

Чтобы ноги отдохнули,

Посидит чуть-чуть …. /на стуле/.

То развалится он …. /в кресле/.

По ночам на них ребятки

Засыпают очень сладко,

Утром всем пора вставать,

Застилать свою …. /кровать/.

Он с ножками, но не бежит.

Со спинкою, но не лежит.

А у него сиденье есть,

Куда мы можем лечь и сесть.

И он для отдыха нам дан.

Что это? Знаете? ... /диван/.

13. Запишите в тетрадь слово « ДИВАН». Проверьте.

Определите сколько звуков в слове « ДИВАН», сколько гласных, сколько согласных. Составьте схему слова. Проверьте. Дайте характеристику каждому звуку.


Слайд 8.

14. Соотнеси предметы со схемами.

Карлсон приготовил воздушные шары и из них составил схемы. Какие названия мебели подойдут к первой схеме, ко второй?


Слайд 9.

15.Физминутка.

Карлсон встал и потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Он варенье не нашел.

Чтоб варенье нам достать,

Нужно на носочки встать.


16. Развитие навыка звукобуквенного анализа. «Разгадай кроссворд».

Отдохнули. Карлсон предлагает разгадать кроссворд.

Возьмите маркеры и запишите слова. Проверьте.


Слайд 10.

17.Д/и «Помоги Малышу и Карлсону».Делимся на команды. Возьмите звуковые линейки и выложите схемы слов: 1-я команда слова «МАЛЫШ», 2-ая – слова «КАРЛСОН».

Определите 5-й звук в словах «КАРЛСОН», «МАЛЫШ».

Какой 5-й звук в слове МАЛЫШ? – [Ш],

в слове Карлсон? - [ С].

Распределите мебель для комнаты Малыша со звуком [Ш], для Карлсона - со звуком- [С]. Назовите мебель для Малыша, для Карлсона. Проверьте.


Слайд 11.

18. Развитие логического мышления. Д/и «Четвертый лишний».

Прочитайте. Какое слово лишнее?

Табуретка, кресло, стул, шкаф . (Шкаф не предназначен для сидения).

Книжный шкаф, гардероб, кровать , сервант. (Кровать не предназначена для хранения вещей)

Диван, полка , софа, кушетка.(Полка не является мягкой мебелью.)

Кровать, диван, стол , раскладушка. (На стуле нельзя спать).


Слайд 12.

19.Развитие функции словообразования. Образование относительных прилагательных.

Шкаф сделан из дерева (он какой?) - деревянный.

Диван обтянут кожей – кожаный.

Зеркало из стекла - стеклянное.

Вешалка из металла - металлическая.

Стул из пластмассы - пластмассовый.


20.Развитие оптического гнозиса. «Прочитай слова».

К У Ш Е Т К А

К Р О В А Т Ь

С Е Р В А Н Т

Какие слова написал Карлсон?


Слайд 13.

21.Упражнение «Скажи наоборот».

Шкаф высокий, а тумбочка (какая?) … (низкая).

Кресло мягкое, а табуретка (какая?) … (жесткая).

Диван широкий, а кровать (какая?) … (узкая).


Слайд 14.

22.Обогащение словаря. Ребята, а кто делает мебель? Столяр.

Наш проказник Карлсон

Столяром вдруг стать решил.

Новый способ делать мебель

Он недавно вдруг открыл.

Подлокотники убрать,

Можешь сам ты мебель делать.


Слайд 15.

23. Развитие зрительного внимания. Д/и «Расшифруй слово».

За то, что герои сказки хорошо с нами играли фрекен Бок что – то приготовила для Карлсона? Прочитайте. Стрелочки помогут вам. Проверьте. Запишите в тетрадь /пирог/.


Слайд 16.

24.Развитие навыка звукобуквенного синтеза. Д/ и «Сюрприз для Малыша».

А Малыша тоже ждет сюрприз,

по первым буквам предметов угадай, какой сюрприз ждет Малыша. Что он получит в подарок? /Собака/. Проверьте.

Я думаю, Карлсон поделится пирогом с друзьями, а с сюрпризом Малыша будут играть все.

Вот и закончилась наша игра со сказочными героями.

IV. Итог занятия. Рефлексия.

Какое задание вам понравилось? Почему?

Я МОЛОДЕЦ МОГУ ЛУЧШЕ! МАЛО СТАРАЛСЯ!


Слайд 17.

№ слайда

1.






2.

20.11.2015 8690 877 Акамова Татьяна Кенисовна

Тема: Предложение. Слово. Дифференциация понятий.

Цель:

1. Формировать знания о предложении как единице речи, вспомнить правила о предложении.

2. Дифференцировать понятия «предложение» и «слово», научить различать набор слов и предложение, самостоятельно составлять предложение из слов.

3. развитие лексики по теме «Осень»

4. Развитие внимания, памяти, мышления, связной речи.

Оборудование: индивидуальные комплекты карточек со словами.

Ход занятия.

I. Орг.момент. - Какое сейчас наступило время года? Как мы об этом узнали? Вспомним признаки осени.

II. Уточнение знаний о речи, предложении, слове.

1. - Для чего нужна человеку речь? Какая бывает речь? (устная и письменная) Чем отличается письменная речь от устной?

Все, что мы с вами говорим, это наша речь. А из чего состоит наша речь? Вы считаете, из слов? Если скажем слово «книга», нам понятно о чем хотели сказать? Мы назвали предмет, но ничего о нем не сказали. А вот так: «Книга лежит на столе». Стало ясно? Что я произнесла? (предложение)

Послушайте, что я вам скажу: стул, села. Мы так говорим? Конечно, нет. Значит, наша речь состоит не совсем из слов, а из… предложений.

А что такое предложение? Вот послушайте, что я скажу. Кошка, на, окно, стена, пол. Это предложение? Кошка села на окошко. А это - предложение?

Вывод. Предложение – это законченная мысль.

2. Повторение правил о предложении.

Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения.

III. Дифференциация понятий «слово», «предложение»

– Можно ли назвать то, что я скажу, предложением? Если вы услышите предложение поднимите флажок (карточку) синего цвета, а если это просто набор слов – красный флажок.

Желтый красный листья дерево

На ветках дерева желтые и красные листья.

Зоопарк зебра жираф звери.

В зоопарке мы видели жирафа.

Птицы собрались улетать на…

Птицы собрались улетать на юг.

Физминутка.

Игра «Найди свой листок»

Каждый ребенок получает листочек (дубовый, кленовый, березовый). Дети рассматривают свои листья, запоминают их цвет и форму. Логопед берет бубен и стучит в него, дети кружатся со своими листиками. Вдруг «подул ветер» (бубен зазвенел), дети, бросая листья, бегают по кругу. Затем бубен вновь застучал, и по этому звуковому сигналу каждый ребенок должен отыскать свой листок.

Дыхательные упражнения.

Дети, следуя указаниям логопеда, дуют на свои листики (не надувая щек), изображая при этом то

«слабый ветерок», то «сильный ветер», то «ветер, колышущий листья».

IV. Работа с деформированным предложением. (Задание на индивидуальных карточках.)

Откройте конверты. Что у вас на карточках? (Слова)

Вам нужно из этих слов составить предложение.

Стало, реже, солнце, светить.

Красный, желтый, цвет, деревья, окрасились, в.

Чаще, дождь, идет. Стаями, птицы, собираются, готовятся, и перелету, к.

Звери, лесные, зиме, к, готовятся.

У кого какое предложение получилось? Запомните его.

V. Запись предложений, работа с текстом.

1.Вспомним правила о предложении.

Как пишутся слова в предложении? Слитно или отдельно друг от друга?

А как пишутся «маленькие слова» – предлоги? Тоже отдельно от других слов.

Что ставим в конце?

С какой буквы начинаем писать первое слово?

2.- Запишем составленные предложения по памяти. (оставим одну строчку свободной)

3. Связаны ли эти предложения по смыслу? Да, значит, у нас получился текст. О чем в нем говорится? Какие признаки осени описаны? Что происходит в природе осенью? Как назовем наш текст? Запишите название в той строчке, которая у нас осталась свободной. Это название текста.

Пальчиковая гимнастика.

Дождь. Град. Солнце. (стучат по парте подушечками, пальцев (дождь идет), затем костяшками (град пошел), затем сцепив руки в замок, поднимают и опускаю пальцы (солнышко сияет).

3. Пересказ текста.

VII. Итог. - О чем мы с вами говорили на сегодняшнем занятии?

Из чего состоит наша речь? - Что такое предложение?

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.


Что еще почитать